Научная статья на тему 'Правовое регулирование передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти'

Правовое регулирование передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK / CONFIDENTIALITY / INFORMATION TRANSFER / LEGAL REGULATION / LEGAL REGIME OF INFORMATION / OFFICIAL INFORMATION FOR LIMITED DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горошко И.В., Лебедев В.Н.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Исследуется природа термина «информация ограниченного распространения» и его связь с понятиями «конфиденциальная информация» и «конфиденциальность информации», анализируются правовые режимы информации. На основе изучения действующих нормативных правовых актов установлена недостаточная проработка организационно-распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих обращение со служебной информацией ограниченного распространения, на предмет соответствия положениям федерального законодательства. Кроме того, показано, что в ведомственных приказах отсутствует единый подход к организации процесса передачи такой информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, приведены примеры существующих различий и поставлен вопрос о необходимости унификации регулирования данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE TRANSFER OF OFFICIAL INFORMATION FOR LIMITED DISTRIBUTION IN FEDERAL EXECUTIVE BODIES

The issues concerning the legal regulation of the transfer of official information for limited distribution in federal executive bodies are analyzed in the article. The nature of the term “official information for limited distribution” (“restricted information”, “proprietary information”) and its relationship with the concepts of “confidential information” and “confidentiality of information” are studied, legal regimes of information are analyzed. Having analyzed the current regulatory legal acts, the authors of the article have discovered the insufficient elaboration of organizational and administrative documents issued by federal executive authorities that regulate handling the official information for limited distribution. This insufficient elaboration regards compliance with the provisions of federal legislation. In addition, it is shown that the departmental orders lack a unified approach to the organization of the process of transmitting such information through information and telecommunications networks, the examples of existing differences are given and the question of the need for unification is raised.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

Раздел 6. Совершенствование правоохранительной практики

ГОРОШКО И.В., доктор технических наук, профессор, ggoroshko@agprf.org Отдел правовой статистики и информационного обеспечения прокурорской деятельности; Университет прокуратуры Российской Федерации, 117638, г. Москва, ул. Азовская, 2-1; Кафедра информационных технологий;

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8

GOROSHKO I.V.,

Doctor of Technical Sciences, Professor,

ggoroshko@agprf.org

Department of legal statistics

and information support of the

prosecutorial activities;

University of the Prosecutor's Office

of the Russian Federation,

Azovskaya St. 2-1, 117638, Moscow;

Department of information technologies;

Academy of Management of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Z. and A. Kosmodemyanskih St. 8,

Moscow, 125171,

Russian Federation

ЛЕБЕДЕВ В.Н., кандидат технических наук, доцент,

lvn-73@mail.ru Кафедра информационных технологий;

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8

LEBEDEV V.N.,

Candidate of Technical Sciences, associate professor, lvn-73@mail.ru

Department of information technologies; Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Z. and A. Kosmodemyanskih St. 8, Moscow, 125171, Russian Federation

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Исследуется природа термина «информация ограниченного распространения» и его связь с понятиями «конфиденциальная информация» и «конфиденциальность информации», анализируются правовые режимы информации. На основе изучения действующих нормативных правовых актов установлена недостаточная проработка организационно-распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих обращение со служебной информацией ограниченного распространения, на предмет соответствия положениям федерального законодательства. Кроме того, показано, что в ведомственных приказах отсутствует единый подход к организации процесса передачи такой информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, приведены примеры существующих различий и поставлен вопрос о необходимости унификации регулирования данного процесса.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная сеть; конфиденциальность; передача информации; правовое регулирование; правовой режим информации; служебная информация ограниченного распространения.

Для цитирования: Горошко И.В., Лебедев В.Н. Правовое регулирование передачи служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. N 3 (53). С. 85-93.

LEGAL REGULATION OF THE TRANSFER OF OFFICIAL INFORMATION FOR LIMITED DISTRIBUTION IN FEDERAL EXECUTIVE BODIES

Annotation. The issues concerning the legal regulation of the transfer of official information for limited distribution in federal executive bodies are analyzed in the article. The nature of the term "official information for limited distribution" ("restricted information", "proprietary information") and its relationship with the concepts of "confidential information" and "confidentiality of information" are studied, legal regimes of information are analyzed. Having analyzed the current regulatory legal acts, the authors of the article have discovered the insufficient elaboration of organizational and administrative documents issued by federal executive authorities that regulate handling the official information for limited distribution. This insufficient elaboration regards compliance with the provisions of federal legislation. In addition, it is shown that the departmental orders lack a unified approach to the organization of the process of transmitting such information through information and telecommunications networks, the examples of existing differences are given and the question of the need for unification is raised.

Keywords: information and telecommunication network; confidentiality; information transfer; legal regulation; legal regime of information; official information for limited distribution (restricted information, proprietary information).

For citation: Goroshko I.V., Lebedev V.N. Legal regulation of the transfer of official information for limited distribution in federal executive bodies // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2020. No. 3 (53). P. 85-93.

Формирование в Российской Федерации информационного общества неразрывно связано с процессом цифровизации федеральных органов исполнительной власти. Как и многие другие инновации, внедряемые в различные сферы государственной и общественной деятельности, данный процесс сопровождает ряд нерешенных вопросов, среди которых следует выделить вопросы регулирования передачи служебной информации ограниченного распространения (далее - служебная информация) посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Их обсуждение целесообразно начать с уточнения правовой природы понятий «служебная информация» и «информация ограниченного распространения». Как показал проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблематике, своим появлением в юридическом лексиконе данные понятия обязаны понятию «конфиденциальная информация».

Термин «конфиденциальный» происходит от латинского сопШеп^а - доверие и первоначально использовался в качестве синонима прилагательного «доверительный» - не предполагающий распространения (например, конфиденциальный (доверительный) разговор). Однако в последующем он получил расширительное толкование и стал ассоции-

роваться не только с чем-то доверительным, но и с «секретным, неизвестным» [1, с. 156].

Первое упоминание правовой категории «конфиденциальная информация» в российском законодательстве связано с принятием в 1995 году Федерального закона N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Федеральный закон N 24-ФЗ). В соответствии с положениями данного закона к конфиденциальной следует относить документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации*. При этом документированная информация, в зависимости от ее ценности с точки зрения обеспечения государственной безопасности, разделялась на информацию, отнесенную к государственной тайне, и непосредственно конфиденциальную.

Подобное разделение, на наш взгляд, явилось следствием демократических преобразований в Российской Федерации, которые сопровождались снятием в информационном пространстве необоснованных барьеров и ростом информационной открытости системы государственного

* Об информации, информатизации и защите информации: федер. закон от 20 февр. 1995 г. N 24-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.

управления (в советский период термин «конфиденциальная информация» не применялся - в ту пору использовались иные правовые режимы).

В складывающихся условиях требовалось уточнить перечень сведений, защищаемых государством в первую очередь, и это было осуществлено посредством принятия в 1993 году Закона Российской Федерации «О государственной тайне»*. Вместе с тем наличие в органах власти иной информации, которая была менее ценна, но также подлежала защите, предполагало введение нового понятийного аппарата -и термин «конфиденциальная», согласно Федеральному закону N 24-ФЗ, касался именно этой информации.

Заметим, что в дальнейшем понятие «конфиденциальная информация» практически перестало использоваться в законодательстве. В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), заменившем Федеральный закон N 24-ФЗ, уже содержится словосочетание «конфиденциальность информации», которое трактуется как «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ)**. Думается, что таким образом на законодательном уровне конфиденциальности придавался статус специального правового режима информации.

Как правило, под правовым режимом в определенной группе общественных отношений принято понимать «комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» [2, с. 188]. Для общественных отношений в информа-

* О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 // Рос. газ. 1993. 21 сент. N 182.

** Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

ционной сфере свойственно использование общего и специального правовых режимов [3, с. 20].

Общий правовой режим информации обладает следующими специфическими признаками:

- неограниченность круга лиц, имеющих право получить информацию;

- открытый доступ к информации;

- неограниченная возможность распространения информации;

- неограниченный объем предоставляемой информации.

Из сказанного следует, что информация, находящаяся в общем правовом режиме, является общедоступной, к ней не применяются дополнительные требования об обязательной защите (помимо требований обеспечения ее целостности и сохранности).

В отличие от общего, использование специального правового режима ориентировано на решение задач, связанных с защитой сведений, доступ к которым и свободное распространение нарушают права и законные интересы личности, общества и государства.

Конфиденциальность информации относится к специальным правовым режимам, для которых характерны:

- запрет на передачу информации третьим лицам без согласия ее обладателя (за исключением случаев, специально оговоренных в законах);

- возможность обладателя информации самостоятельно решать вопрос о ее конфиденциальности.

Особо подчеркнем, что конфиденциальность нельзя отождествлять с такими родовыми физическими свойствами информации, как достоверность, актуальность, своевременность, и т.п. Конфиденциальность придается информации законом или решением специально уполномоченного лица - ее обладателем.

Конфиденциальность не является единственным специальным правовым режимом информации. В эту категорию входят и различного вида тайны (например, служебная тайна). К служебной тайне, согласно п. 3 перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (далее - Указ Пре-

зидента РФ N 188), относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами*. Федеральным законодательством должны определяться условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, а также обязательность соблюдения ее конфиденциальности и ответственность за разглашение**.

Сопоставление положений Указа Президента РФ N 188 с пп. 1, 6 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ позволяет сделать вывод, что служебная тайна является особым правовым режимом, при реализации которого законодательством устанавливаются ограничения на доступ к служебной информации, ее получение и использование (служебные сведения и служебную информацию, исходя из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ, можно рассматривать как синонимы).

Заметим, что использование информации обладателем, согласно пп. 2, 3 ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 149-ФЗ, предполагает, в частности, ее распространение и передачу, поэтому служебная тайна ограничивает и эти процессы, что делает данный правовой режим более строгим по сравнению с режимом конфиденциальности информации (в данном случае обладателем информации является государство или уполномоченные государственные органы).

Таким образом, анализ ряда положений Федерального закона N 149-ФЗ позволяет заключить, что служебная информация, находящаяся в правовом режиме «служебная тайна», обладает ограничительными характеристиками как в части доступа, так и в части распространения.

Соотношение обсуждаемых правовых режимов информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения наглядно представлено в табл. 1.

Таблица 1

Правовые режимы информации

Действия с информацией Порядок предоставления (распространения) информации

Без ограничений По соглашению сторон Ограничено (запрещено) по закону

Предоставление информации Общий правовой режим Конфиденциальная информация Служебная тайна

Распространение информации Общий правовой режим Конфиденциальная информация Служебная тайна

При всей общности и системности формулировок, предложенных в Федеральном законе N 149-ФЗ, обращает на себя внимание наличие в них расхожде-

* Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 10. Ст. 1127; 2015. N 29 (ч. II). Ст. 4473.

** Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.

ний с положениями ранее принятых нормативных правовых актов. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Постановление Правительства РФ N 1233), которое было принято ранее Федерального закона N 149-ФЗ, под служебной инфор-

мацией ограниченного распространения понимается «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами»*.

Согласно п. 1.4 Постановления Правительства РФ N 1233 ограничение на распространение касается не всей служебной информации, а только той, в отношении которой уполномоченные должностные лица приняли решение об ограничении ее распространения с простановкой соответствующей ограничительной пометки на документе. Категории таких должностных лиц предусматриваются руководителями федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рамках своих компетенций.

Кроме того, Правительство Российской Федерации предоставило право руководителям ФОИВов определять:

- порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

- порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения;

- организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Вышеперечисленные положения Постановления Правительства РФ N 1233 вошли с незначительными изменениями в большинство нормативных правовых актов, принятых федеральными министерствами, службами, агентствами и государственными корпорациями, в которых регламентируется порядок и правила обращения со служебной информацией ограниченного распространения (приказы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минобрнауки России, Мин-

* Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 3 нояб. 1994 г. N 1233 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

фина России, МЧС России, Минприроды России, Минтранса России, ФСТЭК России, Росгвардии, ГУСП, ФССП, Росрезерва, Рос-финмониторинга и Россвязи).

Во всех изученных нами приказах с разной степенью детализации и с учетом ведомственной специфики оговариваются: категории должностных лиц, имеющих право относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; порядок передачи такой информации другим органам и организациям; порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения, а также вопросы организации защиты информации. Вместе с тем в них отсутствует толкование понятия «служебная необходимость» как первоочередного условия для ограничения распространения информации, не приводятся соответствующие пояснения, которые, как представляется, должны быть адаптированы для каждого министерства или ведомства. Однако, исходя именно из «служебной необходимости», должностное лицо принимает решение об ограничении распространения служебной информации и несет за это персональную ответственность.

Обращает на себя внимание и тот факт, что понятийный аппарат многих нормативных правовых актов, принятых после 2006 года, по-прежнему ориентирован на терминологию Постановления Правительства РФ N 1233 и не учитывает положения Федерального закона N 149-ФЗ. Например, упоминаемое в названных нормативных правовых актах действие по передаче документов с пометкой «Для служебного пользования» согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ должно трактоваться как предоставление информации, поскольку трудно представить, что подобная передача осуществляется в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе анализа действующих нормативных правовых актов на предмет регулирования порядка и правил передачи информации ограниченного распространения посредством информационно-телекоммуникационных сетей нами было отмечено наличие трех различных подходов.

В большинстве нормативных правовых актов содержится норма, запрещаю-

щая передавать документы с пометкой «Для служебного пользования» посредством электронной почты, с использованием факсимильной связи, а также иными способами, за исключением фельдъегерской связи, заказных или ценных почтовых отправлений, нарочного.

В этот перечень входят приказы: Минтранса России от 6 июля 2016 г. N 185 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве транспорта Российской Федерации», Минобрнауки России от 22 октября 2018 г. N 51н «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и его территориальных органах», ГУСП от 28 ноября 2016 г. N 72 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственных ему организациях», Росфинмониторинга от 16 ноября 2016 г. N 375 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе по финансовому мониторингу» и др.

Вторую группу составляют нормативные правовые акты, в которых разрешается осуществлять такую передачу, но при определенных условиях. Например, в п. 5 приложения 2 к приказу ФСТЭК России от 8 мая 2015 г. N 51 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах» говорится о недопущении передачи документов «Для служебного пользования» с использованием информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, средств вычислительной техники или факсимильной связи, не имеющих аттестата соответствия по требованиям безопасности информации*.

В Росгвардии передача служебной информации ограниченного распространения «осуществляется по сети передачи данных войск национальной гвардии через абонентские пункты приема-передачи данных» (п. 6 приложения 2 к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 155 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии Российской Федерации»)**.

Похожие требования содержатся и в п. 231 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации», в соответствии с которым обработка электронных документов с пометкой «Для служебного пользования» осуществляется в системе электронного документооборота Минобороны России***.

В Минфине России (п. 2 приложения 2 к приказу Минфина России от 19 июня 2019 г. N 98н «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве финансов Российской Федерации и подведомственных ему организациях и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 53н») и МЧС России (п. 5 приложения 2 к приказу МЧС России от 14 октября 2019 г. N 581 «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Мини-

* Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах: приказ ФСТЭК России от 8 мая 2015 г. N 51 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. N 40.

** Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии Российской Федерации: приказ Росгвардии от 30 мая 2017 г. N 155 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru

*** Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (вместе с «ИД-2017. Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации»): приказ министра обороны Российской Федерации от 4 апр. 2017 г. N 170. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

стерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий») документы с пометкой «Для служебного пользования» возможно пересылать другим органам и организациям с использованием системы межведомственного электронного документооборота (при выполнении требований по защите информации, установленных в отношении информационных систем электронного документооборота)*.

В ФССП России (п. 6 приложения 2 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 16 января 2017 г. N 8 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах») определено, что отправка документов с пометкой «Для служебного пользования» посредством электронной почты возможна только при условии использования средств криптографической защиты информации с классом защиты не ниже КС 1**.

Свои особенности существуют и в МВД России. Например, передача служебной информации ограниченного распространения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей допускается при наличии аттестатов соответствия указанных сетей требованиям безопасности информации и условий в

* Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве финансов Российской Федерации и подведомственных ему организациях и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 53н: приказ Минфина России от 19 июня 2019 г. N 98н; О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 14 окт. 2019 г. N 581 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах: приказ ФССП России от 16 янв. 2017 г. N 8: ред. от 23 апр. 2018 г. // Там же.

целях исключения возможности ее разглашения и несанкционированного доступа к ней (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 9 ноября 2018 г. N 755 «О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России»)***.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обособленное положение занимает лишь приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. N 250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах», в котором указанные порядок и правила никак не оговариваются, то есть в них отсутствует и прямой запрет на передачу данной информации, и описание механизмов осуществления такой передачи****.

Результаты анализа некоторых из вышеперечисленных нормативных правовых актов, подтверждающие наличие различных подходов к порядку и правилам передачи информации ограниченного распространения посредством информационно-телекоммуникационных сетей, приведены в табл. 2.

Таким образом, проведенный нами анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод об отсутствии в федеральных министерствах и ведомствах единого подхода к регулированию процессов передачи служебной информации ограниченного распространения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Несомненно, обоснование необходимости именно единого подхода ввиду существенных отличий в специфике деятельности вышеперечисленных организаций является темой для дальнейших дискуссий. Вместе с тем остается нерешенным ряд общих вопросов, актуальных для всех министерств и ведомств в рассматриваемой сфере. В частности, нельзя не отметить, что в организационно-распорядительных документах, посвященных порядку обращения со служебной инфор-

*** О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России: приказ МВД России от 9 нояб. 2018 г. N 755 // Там же.

**** См.: Рос. газ. 2010. 12 нояб.

мацией ограниченного распространения, отсутствует правовая регламентация использования современных информационно-телекоммуникационных сетей для передачи данных, основанная на детальном анализе их технических характери-

стик и возможных угроз информационной безопасности.

Представляется, что данный вопрос требует своей детальной проработки с учетом рекомендаций ФСБ России и ФСТЭК России.

Таблица 2

Передача информации ограниченного распространения посредством информационно-телекоммуникационных сетей

N Федеральные органы исполнительной власти Разрешение на передачу Примечание

1 Минобороны России Разрешается Только в системе электронного документооборота Минобороны России

2 МВД России Разрешается При условии наличия аттестата соответствия требованиям безопасности информации

3 ФСТЭК России Разрешается При условии наличия аттестата соответствия требованиям безопасности информации

4 Росгвардия Разрешается Только между структурными подразделениями Росгвардии и по сети передачи данных войск национальной гвардии

5 ФССП России Разрешается С использованием средств криптографической защиты класса не ниже КС1

6 Минфин России Разрешается Только в системе межведомственного электронного документооборота и при выполнении требований по защите информации

7 МЧС России Разрешается Только в системе межведомственного электронного документооборота и при выполнении требований по защите информации

8 Минприроды России Запрещается

9 Минобрнауки России Запрещается

10 Минтранс России Запрещается

11 Росфинмониторинг Запрещается По открытым каналам связи

12 Росрезерв Запрещается

13 Россвязь Запрещается

14 ГУСП Запрещается

15 Минюст России Не оговорено

Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд., доп. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.

2. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 243 с.

3. Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. N 1. С. 20-27.

References

1. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1988. 750 р. (In Russ.).

2. Alekseev S.S. Theory of Law. Moscow, BEK Publ., 1995. 243 р. (In Russ.).

3. Tereshchenko L.K. To the question of the legal regime of information. Information law, 2008, no. 1, pp. 2027. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.