Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВЕНСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гембель Виталий Васильевич, Суховецкий Вячеслав Анатольевич

В статье на основе изучения газеты «Омские епархиальные новости» начала XX века анализируется деятельность духовенства Омской епархии. В результате изучения газетных публикаций выявлены требования, которые предъявлялись священноначалием к приходскому духовенству. В главных церковных СМИ этого периода можно обнаружить, что активность омских клириков была направлена по преимуществу на воцерковление народа, донесение истинного религиозного знания, возрождение нравственности и противосектантскую миссию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE CLERGY OF THE OMSK DIOCESE IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article analyzes the activities of the clergy of the Omsk diocese based on the study of the newspaper «Omsk Diocese News» of the beginning of the XX century. As a result of studying the newspaper publications, the requirements that were imposed by the bishops on the parish clergy were revealed. In the main church mass media of this period, it can be found that the activity of Omsk clerics was mainly aimed at making people active members of the church, the transmission of true religious knowledge, the revival of morality and the anti-sectarian mission.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Виталий Васильевич Гембель, иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий

«Деятельность духовенства Омской епархии в начале XX века»

УДК 262. 14

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Иерей Виталий Васильевич Гембель,

выпускник Омской духовной семинарии

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий,

преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье на основе изучения газеты «Омские епархиальные новости» начала XX века анализируется деятельность духовенства Омской епархии. В результате изучения газетных публикаций выявлены требования, которые предъявлялись священноначалием к приходскому духовенству. В главных церковных СМИ этого периода можно обнаружить, что активность омских клириков была направлена по преимуществу на воцерковление народа, донесение истинного религиозного знания, возрождение нравственности и противосектантскую миссию.

Ключевые слова: Омская епархия, духовенство, Русская Православная Церковь, Омские епархиальные ведомости, христианская нравственность.

ACTIVITIES OF THE CLERGY OF THE OMSK DIOCESE IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Priest Vitaly Vasilyevich Gambel,

graduate of Omsk Theological Seminary

Priest Vyacheslav Anatolyevich Sukhovetskiy,

teacher of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article analyzes the activities of the clergy of the Omsk diocese based on the study of the newspaper «Omsk Diocese News» of the beginning of the XX century. As a result of studying the newspaper publications, the requirements that were imposed by the bishops on the parish clergy were revealed. In the main church mass media of this period, it can be found that the activity of Omsk clerics was mainly aimed at making people active members of the church, the transmission of true religious knowledge, the revival of morality and the anti-sectarian mission.

Key words: Omsk diocese, clergy, Russian Orthodox Church, Omsk Diocese News, Christian morality.

Е началу XX века РПЦ в Российской империи столкнулась с падением доверительного отношения к себе. Крестьянство, продолжая внешне следовать православию, на деле исповедовало свою народную веру. Дворяне были поражены деизмом, протестантизмом и масонством. Горожане совмещали в разной степени тенденции крестьянской и дворянской извращений веры.

Перед духовенством остро встала задача воцерковления населения. Донесение истинного религиозного знания, норм христианской нравственности стало насущной необходимостью. Светская власть использовала клир для пропаганды государственной идеологии среди широких масс. Одним из способов решения этих задач стало использование средств массовой информации.

№ 2 (13), 2022

«Епархиальные ведомости» стали для населения удачным способом узнать новости о церковных событиях, жизни и деятельности различных церковных учреждений и т.д.

В Омской епархии таким средством информации стала газета «Омские епархиальные ведомости». В ведомостях публиковались документы, распоряжения официальной церковной власти, а также материалы духовно-нравственного содержания.

При анализе публикаций попытаемся определить, какие требования предъявлялись священноначалием к приходскому духовенству.

По «Правилам о церковно-приходских школах» (от 13 июня 1884 г.) духовенству поручались обширные полномочия в образовательной деятельности. Церковь получила приоритетную возможность укрепить нравственность и распространить православие. Тем более что в церковно-приходских школах обучались дети всех сословий.

Священноначалию приходилось преодолевать противодействия руководителей различных сект, которые отказывались обучать своих детей.

К концу XIX в. окончательно сложилось мнение о церковно-приходских школах как центрах вероучительных знаний и даже центрах миссионерства. Разрушительные общественные тенденции 80-х гг. XIX в. подтолкнули правительство к осознанию того факта, что в основу образования необходимо положить именно православное просвещение.

В рамках Омской епархии в 1897 г. был создан епархиальный Комитет православного миссионерского общества, который собирал средства и жертвовал их на содержание миссии: «например, в 1898 году передано было 22 тыс. рублей» [15, с. 13].

Епископом Григорием (Полетаевым) в 1898 г. учреждено Братство «Утоли мои печали», которое поставило цель усиления воцерковленности населения. Братство ставило своею главною задачею «насаждать и укреплять в сердцах меньших во Христе братии чувство любви и преданности Православной Церкви как залог их истинного счастья» [6].

По данным епархиального отчета, «миссионерское общество взяло на себя строительство школ для распространения грамотности среди мусульманского населения, создания условий для особой миссии среди мусульманских женщин. В организованной женской православной общине в Святом ключе были построены дом для сестер и церковь. В летнее время сестры работали на земле и в поле, зимой занимались рукоделием, и все это сестры совмещали с миссионерской работой среди казашек-мусульманок» [6, с. 28].

Омский епархиальный миссионер в своем отчете указывал: «после манифестов 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. пропаганда сектантов и раскольников стала проходить без каких-либо ограничений. Православные миссионеры оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с религиозными агитаторами из сектантов. Перед Церковью встала новая задача - разработать новые методы миссии, чтобы вернуть себе потерянную роль в обществе».

Сектанты выбрали город Омск своим просветительским центром. «Численность их, - как отмечал Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский, - достигала уже 4 тыс. из различных фракций - такие как баптисты, молокане, пашковцы, толстовцы и др., и число их увеличивалось. Раскольников же в Омской епархии было до 25 тыс. Тогда как на юге России в это время готовили к открытию штундто-баптистские семинарии, которые двинут против православия свои образовательные силы. Какое должно было тогда быть образование у пастырей, чтобы они могли достойно проти-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Виталий Васильевич Гембель, иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий

«Деятельность духовенства Омской епархии в начале XX века»

востоять этой угрожающей опасности и должным образом организовать миссионерское дело» [2].

Второй епархиальный миссионер мог помочь решить возникшую проблему. Для его содержания братство самостоятельно собирало средства.

Одной из самых ярких форм публичной миссии стало проведение публичных диспутов с представителями сектантства и раскольниками. Метод стал распространяться как мера противодействия сектантской пропаганде. На такие диспуты охотно соглашались оппоненты, желая посрамить православных миссионеров.

Другой формой деятельности Братства стало оказание материальной помощи миссионерам, а также иноверцам, готовящимся принять ко Святому Крещению. В храмах города братники проводили религиозно-просветительные чтения, на которых объяснялось Священное писание.

По причине нехватки кандидатов на рукоположение в 1909 году епископ Гавриил (Голосов) испросил разрешение Синода на открытие в Омске православной семинарии.

Отчет отмечал, что в учебный план семинарии вошли предметы, которые будут необходимы исходя из задач более успешной противоисламской миссии. Епископ Гавриил писал, что «за основы был взят учебный план казанской семинарии. Предполагалось изучение семинаристами исламской догматики и киргизского языка. Для ведения успешной противосектантской полемики богословские предметы акцентировали внимание на те места Священного Писания, которые извращались сектантами и раскольниками».

В своей статье «О воспитании молодежи, юношества в духовных училищах» епископ Гавриил (Голосов) отмечал, что «пришло время изменить существующий порядок обучения и воспитания будущих пастырей церкви, улучшить программу их воспитания, т.к. эта программа изжила себя. Чтобы не было постоянной вражды между начальством и учащимися, в результате чего случались и забастовки учеников. В пример можно привести духовенство Иркутской епархии, их отеческое попечение, они на епархиальном съезде постановили отменить должности надзирателей в духовном училище, а вместо них учредить должности особых воспитателей, совершенно свободных от других занятий» [3].

В своей статье «О том, что возможно и совмещение служения, и миссионерство» священник Василий Белкин доказывал, что постоянное общение с раскольниками дает возможность публично и честно обсуждать вопросы неприемлемые ими. Также возможность проведения собеседований со старообрядцами, которые приезжали с вопросами по Святым Писаниям, что создавало некую популярность священнослужителей среди старообрядцев. И священник-миссионер уже не чужой человек был для них. Нередко старообрядцы приглашали батюшек на свои съезды для суда их наставников и для решения спорных вопросов их внутренней религиозной жизни. Недаром апостол советует придавать значение «от свидетельства внешних». И конечно, такое доверие старообрядцев приобретено не от сидения сложа руки. Проти-вораскольническое миссионерство [1].

Начальник киргизской миссии архимандрит Киприан (Комаровский) сообщал, что «сборы средств пастырей Омской епархии содействовали киргизской Миссии Омской епархии. В миссию входил 4801 человек, русских и крещеных инородцев, посещавших 13 церквей и молитвенных домов».

Архимандрит Киприан писал: «Члены миссии посещали аулы в степи и русские селения, уча истинам Христовой веры крещеных людей. Количество обращенных в веру

№ 2 (13), 2022

Христову - 19 человек, из магометанства - 8 человек, из раскола - 10, из иудейства - 1. Число немалое, учитывая, какое расстояние приходилось преодолевать проповедникам». Миссия заведовала 10 школами и приютами, где проживали дети новокрещен-ных. «Много требовалось от миссионера труда и умения, чтобы примирить местных жителей с переселенцами, т.к. те не хотели принимать их в свое общество» [14].

На севере епархии сохранялась острота отношений с раскольниками. Особо агрессивными были направления беспоповцев, которые по образу мысли фактически соответствовали протестантам. Священник Павел Светлозаров отмечал, что «неусыпно приходилось стоять на страже сельскому пастырю и зорко следить за открытыми действиями раскольников, чтобы те не могли поколебать веру православных... И только слова Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ей», утешают пастырей» [14].

В епархиальной прессе пытались указать возможные пути для сближения сельского духовенства с прихожанами. В том числе через «разъяснение сельчанам вопросов социального характера». И особенно:

«горячая речь и вдохновенная проповедь, сказанная в нужную минуту на злободневную тему, по учению Христову, способна пробудить людей, вразумить и наставить на путь истинный» [3].

Темы для проповедей «рекомендовали выбирать в связи с великим народным несчастьем, для помощи голодающим Поволжья, которые также бедствуют в голодающих губерниях» [7, с. 6]. Также призывалось на встречах с прихожанами, поддержать доброе религиозное состояние прихожан. Призывать их к частому посещению храма, улучшить церковное пение [5].

В статье «О том, чему и как должен учить пастырь своих пасомых» отмечалось, что «в виду важного и спасительного значения проповеди, на пастыре церкви Христовой как нравственном руководителе, учителе и воспитателе своих пасомых лежит обязанность учить пасомых прежде вере Христовой, догматам православно-христианской Церкви, нравственному поведению. Проповедовать пастырь может как в храме, так и вне храма. Но проповедь должна быть доступной, ясной и понятной, и по возможности краткой» [13].

В связи с увеличением сект и расколов были необходимы специальные миссионеры, которые разъезжали бы по округам для проведения бесед с сектантами и раскольниками, но желательно, чтобы миссионеры были не из приходских пастырей, т.к. трудно совмещать одно дело с другим, ибо одно будет побочным. Решение этого вопроса обсуждалось на общеепархиальном съезде Омского духовенства.

Деятельность духовенства в указанный период изучена на основании ста-тьей-заметок, посвященных юбилеям священнослужителей, мы также обратили внимание на выдающихся личностей среди духовенства Омской епархии, которые внесли немалую лепту в ее развитие.

В январском номере «Омских епархиальных ведомостей» за 1907 г. представлена статья о том, что 9 декабря 1906 г. - отмечено 50-летнее служение в священном сане протоиерея Стефана (Баженова) [4, с. 11, 46], который прошел с честью жизненный путь в трудах «во славу Божию и на пользу ближним и родных со всеми хлопотами и заботами, претерпев горькие испытания и невзгоды, выпавшие на его долю».

В молодые годы, находясь в Тюмени, он посвятил себя служению заключенным в темнице, где «среди злобы и отчаяния, царящих в душах многих из заключенных, отец Стефан старался сеять семена веры и упования, будить спящую совесть и призывать их на путь покаяния». Тогда же в тюрьме им была открыта школа, в которой он трудился

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Виталий Васильевич Гембель, иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий

«Деятельность духовенства Омской епархии в начале XX века»

на протяжении целых 20 лет. Преосвященнейший епископ Омский и Семипалатинский отозвался о протоиерее Стефане как о человеке «с душой истинного пастыря всегда и всем доступного, неличностного исполнителя своего долга, подававшего многим добрые и благоразумные советы. А также как о человеке, понесшем множество тяжких трудов, много испытавшего горя и радости, и много послужившего на пользу своих пасомых, просвещению их светом веры и добродетели». В течение своей многолетней службы в Омске протоиерей Стефан проходил служение в Казачьей церкви и в разное время состоял законоучителем многих учебных заведений: Кадетского корпуса, казачьего пансиона и 5 приходских училищ. Последние 3 года своего служения состоял в военно-духовном ведомстве и был настоятелем Омского военного собора.

В № 6 (март) «Омских епархиальных ведомостей» помещена статья на 50-летие протоиерея Александра (Сосунова) 4 - 17 декабря 1906 г., настоятеля крепостной Троицкой церкви. Отец Александр «прошел длинный и трудный путь, усеянный терниями, где потребовалось много сил и терпения, прошел он его с энергией и любовью, ни на минуту, не ослабляя заботы о своей пастве, утешая словом и оказывая духовную помощь. В любое время и при различных условиях о. Александр шел на зов нуждающихся, делая это с особым рвением и любовью, забывая о себе, о своей семье и об опасностях, которым подвергался. При этом не только оказывал помощь тем, кто к нему обращался, но и сам старался находить страждущих, чтобы наставить и поддержать, показывая высокий пример любви к ближнему» [8].

Святому праведному Стефану (Знаменскому) - настоятелю Воскресенского Собора г. Омска, посвящена заметка во втором номере за 1908 г. из «Епархиальных ведомостей». Он рассматривается как один из лучших представителей сибирского духовенства - глубокоуважаемый и любимый всеми. В продолжение 50-летней службы он был членом Омского духовного правления, благочинным Омских церквей, экзаменатором по Закону Божиему во всех учебных заведениях г. Омска. Личностные и социальные качества св. прав. Стефана, которые могут быть рассмотрены в качестве идентификационной модели, - благочестие, строжайшая жизнь, «совершенное нестяжательство, безотговорочное исполнение треб, тихое обращение со своими подчиненными и снисходительность к их погрешностям, быстрое и безошибочное разъяснение и решение трудных дел и непонятных вопросов, доступность для всех и ласковостью со всеми и замечательной педагогической деятельностью» [9]. Все это привлекало к о. Стефану разных людей: духовных и мирских, знатных и простых, богатых и бедных. Св. прав. Стефан был «образцовым служителем алтаря Господня».

В служении он был необыкновенно благоговеен, чем и в присутствующих возбуждал невольное благоговение. Неустанный проповедник слова Божия. В преклонных летах сильно утомлялся при совершении богослужения, т.к. был слаб здоровьем, но немного отдохнув, готов был всегда на любую службу и всякое дело, в любое время дня и ночи, во всякую погоду, без ропота и негодования, кто бы ни позвал, пешком или на санях, порой усталый и голодный. Посещая прихожан, протоиерей всегда находил возможность к назидательной беседе, отличавшейся простотой и глубоким наставлением, соединенные с христианством и отеческою любовью. А еще более учил всех примером своей строгой, благочестивой и подвижнической жизни, и скромностью. Всех принимал с любовью и радушием. К нему обращались молодые пастыри со своими скорбями. А уходили от него утешенные, успокоенные, с добрыми советами. Если возникали споры между духовенством, то о. Стефан старался примирить ссорящихся с помощью собственной кротости и миролюбия. Многосемейный, бескорыстный и нестяжательный о. Стефан всегда находил возможность

№ 2 (13), 2022

благотворить целым семействам бедных и сирот. Но дела эти были тайные, и только после смерти многие из них стали известны» [17].

С 1911 г. Омская организация - Епархиальное Братство [18], общество хоругвеносцев и Русский народный союз имени Михаила Архангела предпринимали издание еженедельной газеты «Голос Сибири», в которой уделяли большое внимание вопросам борьбы с баптизмом и разъяснением его подлинной сущности. Сектантство ширилось и занимало угрожавшее положение, особенно в Акмолинской области. Требовалось усиление деятельности духовенства, «живая работа, живая речь и живое печатное слово в защиту веры и для отражения врагов» [11].

Архимандрит Киприан (Комаровский) рукоположенный в епископа Семипалатинского, викария Омской епархии, имел значительный опыт миссионерства в Киргизской миссии. Он отмечал трудности и ответственность служения, которое должен осознавать каждый священник, и «благоговеть и трепетать перед этим служением вышеангельским. Всякое общественное служение, а особенно пастырское, есть прежде всего внутренний подвиг борьбы с своим ветхим человеком, подвиг смиренной молитвы и служения ближнему по заповеди Спасителя: кто хочет быть большим, да будет всем слуга» [13].

Таким образом, православный пастырь, судя по материалам дореволюционной периодики, должен был обладать следующими качествами: быть выносливым, смиренным, терпеливым, быть готовым к страданию за Христа. Священники призывались стать верными выразителями христианско-нравственных начал. Апологеты Православия, мученики за светлые идеалы Церкви - вот к чему призывались пастыри.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василий Белкин, свящ. О том, что возможно и совмещение служения, и миссионерство // Омские епархиальные ведомости. - 1908. - № 2.

2. Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 8.

3. Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский. О деятельности сельского священника в отношении прихожан // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 3.

4. Настоятель Омского Воскресенского военного собора, председатель Омского отделения епархиального училищного совета // Скальский К.Ф. Омская епархия: Опыт географического, историко-статистического описания городов, сел, станиц и рисунков, входящих в состав Омской епархии. Омск, 1900.

5. На благочиннейческом съезде // Омские епархиальные ведомости. - 1907.

6. Омские епархиальные ведомости. - 1903. - № 10.

7. Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 5.

8. Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 6.

9. Омские епархиальные ведомости. - 1908. - № 2.

10. Омские епархиальные ведомости. - 1908. - № 22.

11. Омские епархиальные ведомости. - 1911. - № 2.

12. Омские епархиальные ведомости. - 1911. - № 17.

13. Омские епархиальные ведомости. - 1911. - № 24.

14. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1906 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1907.

15. Климент Скальский, священник // Скальский К.Ф. Омская епархия: Опыт географического, историкостатистического описания городов, сел, станиц и рисунков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.