Научная статья на тему 'История Омской епархиипод управлением епископа Гавриила (Голосова)'

История Омской епархиипод управлением епископа Гавриила (Голосова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП ГАВРИИЛ (ГОЛОСОВ) / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович, Пингин Максим Сергеевич

В статье рассматривается деятельность Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова) (1905-1911). Комплексно исследуется деятельность Русской Православной Церкви, специфика религиозных процессов, главных духовных ориентиров социальной, образовательной и миссионерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Омской епархиипод управлением епископа Гавриила (Голосова)»

В.Л. данилов, М.С. Пингин «История Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова)»

удК 26:930.1(571.13)

ИСТОРИЯ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЕПИСКОПА ГАВРИИЛА (ГОЛОСОВА)

Данилов Вячеслав Леонидович, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Омской Духовной Семинарии, Пингин Максим Сергеевич, выпускник Омской Духовной Семинарии

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова) (1905-1911). Комплексно исследуется деятельность Русской Православной Церкви, специфика религиозных процессов, главных духовных ориентиров социальной, образовательной и миссионерской деятельности.

Ключевые слова: Омская епархия, епископ Гавриил (Голосов), история Русской Православной Церкви.

THE HISTORY OF THE OMSK EPARCHY UNDER THE RULE OF BISHOP GABRIEL (GOLOSOV)

Summary: The article discusses the activities of Omsk diocese under the rule of Bishop Gabriel (Golosov) (19051911). The activities of the Russian Orthodox Church, the specifics of religious processes, main spiritual goals of social, educational and missionary activities were studied in a comprehensive way. Key words: Omsk diocese, bishop Gabriel (Golosov), the history of the Russian Orthodox church.

If

I етвертый предстоятель Омской епархии Владыка Гавриил (в миру Григо-Т рий Голосов) родился в 1839 году в селе Кулачево, Ярославской губернии в семье псаломщика. В 1863 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию и закончил ее через четыре года в сане иеромонаха. Далее он был определен в Уфимскую духовную семинарию наставником по кафедре Священного Писания. В 1868 г. отец Гавриил был переведен в Тверскую семинарию, где до 1881 года преподавал нравственное и пастырское богословие, литургику, древнееврейский язык и гомилетику. В 1882 году отец Гавриил был возведен в сан архимандрита и становится настоятелем Тверского Успенского Желтикова второклассного монастыря, но вызывается Святейшим синодом в Санкт-Петербург на чреду священнослуже-ния, с которой возвращается лишь в 1884 году.

В 1886 году по ходатайству архиепископа Саввы (Тихомирова) наречен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В этот период своего служения с 16 июня по 15 августа 1886 года управлял Оренбургской епархией по причине болезни местного Преосвященного.

В 1897 году он назначается епископом Великоустюжским, викарием Вологодской епархии. До прибытия на Омскую кафедру Владыка Гавриил успел потрудиться на благо Полтавской епархии (1904 г.), будучи епископом Пилукским.

На Омскую кафедру Владыка Гавриил был назначен Указом Святейшего синода от 9 декабря 1905 года, предстоятелем которой являлся до 1911 года.

Епископ Гавриил прославился своими богословскими трудами - его перу принадлежит работа по нравственному богословию и первая часть литургики, за что в 1909 году он был избран почетным членом Санкт-Петербургской Духовной академии1.

В условиях революции союз Церкви и государства стал опорой самодержавия. Эта «черносотенная» позиция Церкви, как и черносотенная позиция вообще, объясняется тем, что только «крайне правые» понимали, к чему приведет революция. Революция затронула все области страны, и Омская епархия не осталась в стороне от происходивших событий.

Одним из важнейших методов борьбы с революционными идеями была пропаганда монархических идей через периодическое издание епархии «Омские Епархиальные Ведомости». На страницах «Епархиальных ведомостей» священники объясняли, что ломка старого и введение нового общественного порядка никого не осчастливит. Самодержавие объявлялось единственной формой правления, приемлемой и даже прямо установленной для России, непреложным принципом русской жизни. Говорилось, что правительственная власть несет мир и прогресс, а революция есть попытка ограбления и «закабаления русского православного народа мировому еврейскому кагалу». Подкрепляли авторитет самодержавия ссылками на Священное Писание, указывая, что самодержавие установлено Богом, что Бог дарует государству силу и что, следовательно, посягать на неограниченное царское самодержавие -значит дерзить Богу и хулить Его уставы2.

По инициативе епископа Омского и Семипалатинского Гавриила в феврале 1906 г. был созван съезд духовенства первого благочиния Петропавловского уезда Омской епархии, выработавший решение «О мерах к поддержанию веры и благочестия», в котором главная цель деятельности духовенства формулировалась как борьба с социализмом. Формы этой борьбы оставались традиционными -«учительство, священнодействование и духовное управление».

Основными формами социально-политической деятельности духовенства Омской епархии было участие в черносотенных организациях, а с началом избирательных думских кампаний - агитация за православных выборщиков. Остановимся подробнее сначала на участии православного духовенства в черносотенно-монархическом движении.

Революционные события привели правомонархические силы к необходимости координации своих действий для борьбы с революцией, а следовательно, к организационному оформлению черносотенного движения. В ноябре 1905 г. в Петербурге возникает главная правомонархическая организация «Союз Русского Народа».

В ноябре 1908 г. отдел «Союза Русского Народа» открылся в Омске.

На его открытии епископ Гавриил произнес речь, в заключение которой призвал православный русский народ объединиться в ряды «Союза» и до смерти стоять за традиционные основы русской государственности, чтобы «крамольная орава - эта смесь из жида, инородца и доморощенного анархиста, перестала губить

1 Краткий очерк жизни и деятельности Преосвященного Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского (1839-1907). Омск, б.г.

2 См. напр.: Открытие Отдела Союза Русского Народа имени Михаила Архангела в г. Омске // Омские епархиальные ведомости. 15.11.1908. №22. С.33.

2016 (1)

история, искусство, философия

В.Л. данилов, М.С. Пингин «История Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова)»

наше Отечество». Перед открывшимся отделом «Союза Русского Народа имени Михаила Архангела» ставилась подобная же задача: развитие среди православных и старообрядцев «деятельной любви к своей вере, своему Царю - Самодержцу и своему народу...»3.

Сибирские черносотенные организации по социальному составу были разнородны. Однако ведущая роль в этих организациях принадлежала православному духовенству. Так например, в Омске председателем отдела «Союза Русского Народа» был протоиерей А. Голосов, в Семипалатинске - архимандрит Киприан. Покровителем отделов «Союза Русского Народа» на территории Омской епархии был ее предстоятель епископ Гавриил.

Предложение епископа Гавриила «стать непременными участниками Союза» воспринималось духовенством без энтузиазма. Скажем, в селе Ново-Покровском, Тюкалинского уезда на собрании священноцерковнослужителей шестого благочиния после прочтения предложения епископа Гавриила о вступлении духовенства в «Союз Русского Народа» духовенству была предложена заранее составленная бумага, свидетельствующая о вступлении в «Союз», для подписи собравшимся.

Священники подписали эту бумагу только после того, как в ход были пущены угрозы.

Присутствие в черносотенных организациях «небезукоризненного поведения» людей и было причиной нежелания духовенства участвовать в этих союзах, чтобы не стать «одиозным» в глазах общества. Иначе, на наш взгляд, нельзя объяснить, почему духовенство отказывалось от участия в черносотенных союзах, преследовавших те же самые цели, что и духовенство, и даже их методы борьбы с революционными настроениями во многом совпадали. Отметим, что по указанной причине в черносотенных организациях не желала участвовать только та часть духовенства, которую чрезвычайно беспокоило, как она будет выглядеть в глазах общества, примкнув к непрогрессивной политической партии.

Насколько правомерным было вмешательство клира в общественную борьбу? Канонически шестое правило святых апостолов запрещает клиру принимать на себя «мирские попечения». Однако канонические запрещения могут нарушаться, если это может быть полезно. В условиях революции у духовенства была задача противодействия революционным настроениям и удержание от них народа, и с этой задачей духовенство как сословие, близко знакомое с народным бытом, успешнее многих могло справиться.

Социальное служение Церкви не является ее первоочередной задачей, так как основное служение Церкви - молитвенное. Православное богословие различает две составляющие Церкви: божественную и человеческую, и своей человеческой стороной Церковь связана с миром. Но главная задача Церкви - обожение человека, а через него и вместе с ним - преобразование мира, введение его в Царствие Небесное достигается активным участием в этом мире, основывающемся на принципах христианской нравственности и служением ближнему во исполнение заповеди любви.

В связи с социальным служением Церкви нас интересует религиозно-нравственное просвещение. Кружок поставил себе цели утверждения в народе

3 Открытие отдела «Союза Русского Народа имени Михаила Архангела» в г. Омске // Омские епархиальные ведомости. 15.11.1908. №22. С.34.

веры и нравственности и братской христианской помощи во всех отношениях, которые должны были достигаться через изъяснение православного вероучения, публичные религиозно-нравственные чтения и беседы, жизнь в мире и любви, согласно с духом Христовых заповедей4, но у нас нет сведений о конкретных действиях этого кружка. Вообще же религиозно-нравственные чтения и беседы являются ничуть не менее важной составляющей социального служения церкви, чем помощь бедным. Просвещение, объяснение основ новой жизни во Христе неотрывны от православия, и проповедь - основное средство распространения новой веры и новой жизни. Религиозно-нравственные чтения проходили при церковно-приходских школах5, и чаще при церквах6. Не будем забывать того, что часто священник, особенно на селе, был единственным интеллигентом, только к нему прихожанин, соблазняемый или раскольником, или сектантом, или же смущаемый революционными и антиправительственными речами, мог обратиться за разрешением своих сомнений. Эти и подобные сюжеты и подлежали, скорее всего, рассмотрению и разбору на религиозно-нравственных чтениях и беседах.

Церковно-приходские попечительства не были в новинку в городах, но сельские попечительства были крайне редки.

Говоря о социальном служении Церкви, необходимо остановиться на деятельности «Омского Епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и христианского благотворения».

Официальной датой возникновения Братства считается 7 июля 1898 года. Глобальную цель своей деятельности Братство видело в насаждении и утверждении любви и преданности Церкви, Престолу и Отечеству как залоге истинного счастья своих братьев во Христе. Конкретно задачи общества не проговаривались, оно было призвано решать проблемы, встающие перед Церковью, по мере их возникновения, которые не предусмотришь. В общих чертах деятельность Братства должна была выражаться в содействии постройке церквей в переселенческих и беднейших приходах и их обновлении, в открытии и поддержке церковных школ, в содействии миссионерам, в приобретении учебных книг, богослужебной литературы, литературы религиозно-нравственного и патриотического содержания, необходимой для богослужения утвари, в разнообразной помощи новокрещенным, в устройстве и содержании богаделен, яслей, приютов, странноприимных домов и т.д.

Средства Братства складывались из:

1. обязательных взносов (священник вносил не меньше трех рублей, диакон - не меньше двух, псаломщик - не меньше рубля);

2. взносов ревнителей Братства;

3. добровольных пожертвований по сборным листам;

4. операций по продаже книг;

4 См.: Правила для миссионерского кружка при Свято - Троицкой Церкви станции Омск Сибирской железной дороги Омской епархии // Омские епархиальные ведомости.1.06.1910. №11. С.32.

5 См. напр.: Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ в1905-1906уч.гг.//Омские епархиальные ведомости. 1907 г. №20. С.14.

6 См. напр.: Омские епархиальные ведомости, 1906, №22 С.40. и 1907.№22.С.39.

2016 (1)

В.Л. данилов, М.С. Пингин «История Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова)»

5. выручки от публичных чтений;

6. частных пожертвований деньгами и вещами7.

Главой Братства являлся действующий предстоятель епархии.

Предстоятели епархии затем становились пожизненными почетными старшими братьями. Это звание принадлежало чиновникам и генерал-губернаторам Степного края и Акмолинской области, ими были, например, обер-прокурор Святейшего синода В.К. Десятовский, член Государственного Совета Н.Н. Сухотин, почетными старшими братьями были святой праведный Иоанн Кронштадтский и И.И. Восторгов. Из гражданских лиц в составе Братства особо выделим купца С.С. Волкова - первого старосту Омского Успенского кафедрального собора, купца М.И. Печенина - строителя братской Церкви и Епархиального женского училища, и екатеринбургского купца А.П. Кожевникова, поставляющего иконостасы8.

Участие генерал-губернаторов поднимало общественный статус Братства и давало возможность, в случае нужды, получить поддержку какой-либо инициативы у чиновников.

В Омской епархии в предстоятельство Владыки Гавриила результат благотворительных сборов выглядел следующим образом:

1906 год 1907 год 1908 год 1909 год 1910 год

На улучшение быта православных паломников в Палестине9 124 р. 43 к. 147 р. 28 к. 120 р. 36 к.

В пользу Российской Духовной миссии в Пекине10 2 р. 51 к.

В пользу православного миссионерского общества11 210 р. 81 к. 129 р. 54 к. 227 р. 50 к. 205 р. 61 к.

На восстановление православия на Кавказе12 114 р. 29 к. 113 р. 08 к. 105 р. 18 к.

В пользу Церкви Св. Гроба Господня13 139 р. 98 к. 135 р. 46 к. 138 р. 53 к.

На сооружение и содержание беднейших церквей внутри Империи14 131 р. 11 к. 123 р. 48 к. 143 р. 21 к.

7 См.: Устав Омского Епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, русской Народности и христианского благотворения // Омские епархиальные ведомости.15.08.1898. №16. С. 6-8. и 15.09.1898. №18. С. 5-16.

8 Лебедев В.В. Омское епархиальное Братство // Русское православие в Сибири: история и современность: материалы международной научной конференции «Русское православие: четыре века в Сибири. К столетию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. С. 81.

№ 1, 2016 (1)

На лечение бедных духовного звания15 401 р. 14 к. 685 р. 95 к.

В пользу Православного Палестинского общества16 895 р. 17 к. 891 р. 63 к. 954 р. 94 к. 809 р. 65 к. 75 р. 24 к.

В пользу Японской миссии17 189 р. 34 к 188 р. 12 к. 175 р. 08 к.

На распространение православия между язычниками18 273 р 38 к 140 р 88 к 116 р 33 к

Епископ Гавриил занял Омскую кафедру в тяжелое для государства и Церкви время. Российская империя переживала русско-японскую войну, революцию 19051907 гг. Манифест 17 октября 1906 года, декларировавший создание фактически независимой от Государя законодательной Государственной Думы, по сути, упразднил самодержавие в России. Как реакция на крушение самодержавного строя стали возникать черносотенные организации (о разных явлениях, объединяемых этим словом, мы говорили, в данном контексте разумеются люди, исповедующие черносотенные взгляды). Историк В. Кожинов объясняет черносотенную позицию здравым смыслом и пониманием последствий, к которым приведет революция, если с ней не бороться.

Кризис самодержавного строя в России сказывался и на Церкви, как структуре, находящейся в подчинении у государства, а указ 1905 года о свободе вероисповеданий в России существенно осложнил положение Православной Церкви.

Начало избирательных думских кампаний в 1906 году обнаружило еще одно разногласие в отношениях духовенства и государственной власти. Привыкшие за двести лет синодального периода находить в Церкви, чаще всего, молчаливое согласие, в начале ХХ века правительство во главе с Государем почему-то решило, что если духовенство получит право избирать и быть избранным в Государственную Думу, оно непременно займет правые позиции. Однако результаты выборов оказались противоположны ожидаемым, и это неудивительно. За двести лет синодального периода у Церкви накопилось много проблем, среди которых наиболее актуальными были неканоническое управление Церковью, чрезмерный государственный контроль, и следствия манифеста об укреплении основ веротерпимости, поставившего Православную Церковь в более стесненное положение даже по сравнению с иноверными исповеданиями.

9 Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО».Ф.16.Оп.1.Д.133.Л.354.Д.142.Л.432.Д.144.Л.357.

10Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.121.Л.243.

"Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.121.Л.254.Д.133.Л.375.Д.142.Л.456.

"Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.133.Л.362.Д.144.Л.363.

13 См.: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.133.Л.363.Д.142.Л.430,431.Д.144.Л.362.

"Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.133.Л.353.Д.142.Л.446.Д.144.Л.359.

15 Подсчитано по: КУ ОО «ИАОО».Ф.16.Оп.1.Д.142.Л.494.Д.144.Л.312.

16104.Л.330.Д.121.Л.212.Д.133.Л.307.Д.142.Л.396,395.Д.144.Л.320,327,424.

17См.: КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.121.Л.237.Д.133.Л.336.Д.142.Л.410.Д.144.Л.360

18 КУ ОО «ИАОО». Ф.16.Оп.1.Д.121.Л.250.Д133.Л.376.Д.142.Л.445.Д.144.Л.358.

В.Л. данилов, М.С. Пингин «История Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова)»

Омская епархия на фоне чрезвычайных условий начала ХХ века тоже жила достаточно напряженной жизнью: к началу предстоятельства Преосвященного Гавриила епархии было всего 11 лет, и за такой короткий период существования в новообразованной епархии не могли быть решены все проблемы.

Кроме того, в начале ХХ века идет активное переселение людей из Европейской России в Сибирь, во многом способствовавшее распространению в Омской епархии сектантства. Указ 1905 года о вероисповедной свободе в империи, хоть и провозгласил Православную Церковь господствующей, на деле осложнил ее миссионерское служение, не только предоставив свободу проповеди иноверным исповеданиям и никак не наказывая совращение православных в другую веру, но и не оказывая Православной Церкви ни законодательной, ни материальной поддержки. В этих условиях состояние внутренней епархиальной миссии зависело не столько от епархиального архиерея, сколько от рвения самих миссионеров. Прекрасно понимая значение богословской грамотности при ведении миссионерской работы, омское городское духовенство организовывало религиозно-просветительские чтения, полемические беседы с сектантами при участии православных миссионеров.

По сведениям «Омских епархиальных ведомостей» такие беседы практически всегда заканчивались победой православных миссионеров. Несмотря на все трудности миссионерской работы, православное население Омской епархии при Владыке Гаврииле выросло приблизительно с пятисот тысяч до миллиона православных благодаря энтузиазму и личной инициативе миссионеров.

С проблемами внутренней миссии епархии тесно было связано состояние духовного образования, а именно средней его ступени - духовной семинарии. В Омской епархии было только находившееся в Ишиме духовное училище, совершенно не удовлетворявшее нужду епархии в приходских священниках, не говоря уже о миссионерах. Стараниями епископа Гавриила в Омске была открыта духовная семинария по нормальному типу таких учебных заведений, но ориентированная на местные епархиальные нужды: с обязательным изучением киргизского языка и мусульманской догматики, и особым упором при изучении богословских дисциплин на те места Евангелия, которыми пользуются сектанты при доказательстве святости своего учения. И тот факт, что ее непосредственное устроение началось при епископе Владимире, нисколько не умаляет в этом деле заслуг Преосвященного Гавриила.

Миссионерская деятельность была также главной заботой «Омского епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и христианского благотворения». Братством устраивались религиозно-просветительские чтения и беседы; в приходы, наиболее страдающие от сектантства, рассылалась про-тивосектантская литература, и бесплатно раздавалась народу. В принципе, вся деятельность Братства была построена на принципе неагрессивного вовлечения людей в правильный строй жизни.

Одной из тревожных тенденций в сфере духовного образования можно отметить постоянное уменьшение количества школ грамоты, часть которых переустраивалась в церковно-приходские школы, а часть прекращала свое существование либо по причине своей неуспешности, либо из-за отказа крестьянского общества по разным причинам содержать ее. Тем не менее, к 1912 году в Омской епархии было 310 церковно-приходских школ на 500 сел (т.е. даже свыше необходимости), а такие школы были единственной возможностью для крестьянских детей обучиться грамо-

те. Епископом Гавриилом была разрешена и проблема женского образования. С 1895 года по 1906 год дочери омских священников могли учиться либо в Омской женской гимназии, в которую было трудно попасть, так как она была переполнена, или в Томском и Тобольском епархиальных женских училищах, что могла себе позволить не каждая семья. По ходатайствам Преосвященного Гавриила перед Святейшим синодом в 1906 году в Омске было открыто епархиальное женское училище.

Большое внимание уделялось социальному служению Церкви: духовенство активно участвовало в трезвенническом движении, и хотя боролись с пьянством легко доступными, т.е. дешевыми методами, антиалкогольная кампания имела определенные результаты. В епархии действовали церковно-приходские попечительства, распространенные в городах, но бывшие редкостью в селах, по мере возможности оказывавшие материальную поддержку нуждающимся прихожанам, заботящиеся о больных и сиротах. Кроме того, епархия принимала участие во всероссийских сборах пожертвований, хотя и с разными результатами: наиболее успешными были сборы, необходимые для помощи пострадавшим от каких-либо бедствий и понятные каждому: в помощь голодающим, пострадавшим на войне, семьям погибших и т.д.

Особенно сложной была социально-политическая активность омского духовенства. Преосвященный Гавриил был черносотенцем, и его взгляды во многом определяли его деятельность, хотя епископ Гавриил стремился держаться подальше от политики, ведь это все-таки не пастырское дело, но в условиях революции вмешательство духовных лиц было все-таки необходимо для охранения людей от революционного разгула. Выше уже говорилось о том, что возникновение Государственной Думы фактически ликвидировало самодержавие в России, и современный историк, на наш взгляд, справедливо полагает, что созыв Государственной Думы во многом спровоцировал революционный подъем 1910-1914 годов, т.к. революционеры почувствовали себя способными вынудить правительство пойти на любые уступки19. И в этих условиях епископ Гавриил был вынужден бороться за утверждение православия, видя в нем созидающую силу русской истории. Преосвященный Гавриил активно поддерживал черносотенное движение и был покровителем черносотенных организаций на территории епархии, прекрасно понимая их необходимость.

Итак, мы вправе утверждать, что в предстоятельство Преосвященного Гавриила в епархии были разрешены самые насущные проблемы духовного образования; невзирая на все трудности своего положения, успешно велась миссионерская работа, а также духовенство Омской епархии активно принимало участие в социальном служении Церкви.

2016 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.