Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION / WORK PROGRAM OF EDUCATION / ACADEMIC EXPERIMENTAL PLATFORM / QUALITY MANAGEMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE WORK PROGRAM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев М.П.

Статья описывает деятельность академической экспериментальной площадки по проблеме реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций. Рассматривается направление создания эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания в образовательной организации. Представляются этапы деятельности площадки на базе средней общеобразовательной школы № 7 городского округа Долгопрудный Московской области. Раскрываются содержание научноисследовательской работы и полученные результаты второго, созидательно-коррекционного этапа. Описываются публикации, изданные для массовой педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечаев М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE ACADEMIC EXPERIMENTAL PLATFORM ON THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE WORK PROGRAM OF EDUCATION OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article describes the activities of an academic experimental platform on the problem of implementing work programs for the education of educational organizations. The direction of creating an effective quality management system for the implementation of the work program of education in an educational organization is considered. The stages of the site’s activity on the basis of secondary school No. 7 of the Dolgoprudny city district of the Moscow region are presented. The content of the research work and the results of the second, creative and correctional stage are revealed. The publications published for mass pedagogical practice are described.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»



JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 371

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE ACTIVITY OF THE ACADEMIC EXPERIMENTAL PLATFORM ON THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE WORK PROGRAM OF EDUCATION OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

АННОТАЦИЯ

Статья описывает деятельность академической экспериментальной площадки по проблеме реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций. Рассматривается направление создания эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания в образовательной организации. Представляются этапы деятельности площадки на базе средней общеобразовательной школы № 7 городского округа Долгопрудный Московской области. Раскрываются содержание научно-исследовательской работы и полученные результаты второго, сози-дательно-коррекционного этапа. Описываются публикации, изданные для массовой педагогической практики.

Ключевые слова: воспитание; рабочая программа воспитания; академическая экспериментальная площадка; управление качеством реализации рабочей программы воспитания.

ABSTRACT

The article describes the activities of an academic experimental platform on the problem of implementing work programs for the education of educational organizations. The direction of creating an effective quality management system for the implementation of the work program of education in an educational organization is considered. The stages of the site's activity on the basis of secondary school No. 7 of the Dolgoprudny

Михаил

Петрович

НЕЧАЕВ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования, Академия социального управления (АСОУ), г. Москва mpnechaev@mail.ru

Mikhail

Petrovich

NECHAEV,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Methods of Education and Additional Education of ASOU, Moscow mpnechaev@mail.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

city district of the Moscow region are presented. The content of the research work and the results of the second, creative and correctional stage are revealed. The publications published for mass pedagogical practice are described.

Keywords: education; work program of education; academic experimental platform; quality management of the implementation of the work program of education.

Введение

С 1 сентября 2021 г. в содержательный раздел основных образовательных программ всех российских школ введены рабочие программы воспитания [1], что необычайно остро актуализировало вопрос качественной разработки новых воспитательных программ и обозначило практическую потребность создания в образовательных организациях целостных систем управления качеством их реализации. С 1 сентября 2023 г. во всех школах России внедряются федеральные рабочие программы воспитания [2-4], осуществляется коррекция ранее действующих программ.

На кафедре методики воспитания и дополнительного образования АСОУ под научным руководством профессора Нечаева М.П. два года работает академическая экспериментальная площадка (АЭП) - МБОУ «Школа» № 7 г.о. Долгопрудный (директор Прокофьева О.В) по теме «Управление качеством реализации рабочей программы воспитания». Деятельность площадки направле-

на на создание эффективной системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания, которая позволит обеспечить успешную социализацию обучающихся [5-8].

Ход исследования

Цель деятельности АЭП: создание в образовательной организации системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания.

Задачи деятельности АЭП:

- разработать модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

- разработать и внедрить методики управления качеством реализации основных (инвариантных) и дополнительных (вариативных) модулей рабочей программы воспитания;

- разработать и внедрить методику коллективного анализа воспитательного процесса [9];

- подготовить методические рекомендации для массовой педагогической практики [10].

Таблица 1

Этапы деятельности АЭП: сроки, ожидаемые результаты каждого этапа

№ п/п Содержание деятельности (этапы, направления и виды деятельности, мероприятия и т.п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный

1 этап. Мотивационно-проектный этап (февраль 2022 г. - декабрь 2022 г.).

Цель: Обеспечить деятельность педагогического коллектива и управленческого сопровождения процесса создания и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

1.1. Изучение имеющихся систем управление качеством воспитательного процесса и возможностей их применения при построении системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль-Май 2022 г. Концепция эксперимента Нечаев М.П., Косикова Л.И.

1.2. Анализ исходного состояния нынешней воспитательной системы Февраль-Май 2022 г. Аналитическая записка Старцева И.В.

1.3. Разработка и обсуждение структурной модели создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Май-Июнь 2022 г. Структурная модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Прокофьева О.В.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Продолжение Таблицы 1

№ п/п Содержание деятельности (этапы, направления и виды деятельности, мероприятия и т.п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный

1.4. Формирование и обсуждение пилотного варианта методических рекомендаций по созданию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Сентябрь-Ноябрь 2022 г. Первый вариант методических рекомендаций по созданию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Косикова Л.И.

1.5. Частичная апробация технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Октябрь-Декабрь 2022 г. Апробированная технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Гугучкина A.A.

1.6. Проведение научно-практического семинара Ноябрь 2022 г. Методические рекомендации по организации работы системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Нечаев М.П., Косикова Л.И.

2 этап. Созидательно-коррекционный этап (январь 2023 г. - декабрь 2023 г.).

Цель: Обеспечить деятельность педагогического коллектива по апробации и корректировке пилотного варианта системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

2.1. Разработка и корректирование концепции создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Январь 2023 г. Концепция создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Нечаев М.П., Косикова Л.И.

2.2. Апробирование, корректирование и наращивание методических рекомендаций по планированию деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль-Май 2023 г. Скорректированные педагогами методические рекомендации по планированию деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Косикова Л.И.

2.3. Апробирование и корректирование модели системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Апрель-Июнь 2023 г. Модель системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Прокофьева О.В.

2.4. Частичная апробация системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Сентябрь-Декабрь 2023 г. Апробированная технология деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Гугучкина А.А.

2.5. Научно-практический семинар по организации деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Ноябрь 2023 г. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов Нечаев М.П., Косикова Л.И.

3 этап. Аналитико-обобщающий этап (январь 2024 г. - декабрь 2024 г.).

Цель: Обеспечить деятельность педагогов методическими рекомендациями по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания

3.1. Изучение итогового состояния сформированности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Январь 2024 г. Аналитическая записка Гугучкина A.A. Старцева И.В.

3.2. Изучение итогового состояния профессиональной компетенции педагогов, необходимой для эффективного функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Февраль 2024 г. Аналитическая записка Прокофьева О.В.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Окончание Таблицы 1

№ п/п Содержание деятельности (этапы, направления и виды деятельности, мероприятия и т.п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный

3.3. Теоретическое обоснование методических рекомендаций по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Март 2024 г. Методические рекомендации по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Нечаев М.П.

3.4. Обобщение и теоретическое обоснование целостного пакета методических рекомендаций по созданию и функционированию системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Апрель-Май 2024 г. Целостный пакет методических рекомендаций по созданию и функционированию системы школьного самоуправления на основе детского движения российских школьников Нечаев М.П., Косикова Л.И.

3.5. Обобщение и подготовка методических рекомендаций по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного формирования, функционирования и развития системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Октябрь-Декабрь 2024 г. Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов Косикова Л.И.

3.6. Научно-практический семинар по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного формирования, функционирования и развития Ноябрь 2024 г. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов Нечаев М.П., Косикова Л.И.

3.7. Анализ эффективности деятельности системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания Декабрь 2024 г. Аналитическая записка Старцева И.В., Гугучкина А.А., Прокофьева О.В.

В нашей статье рассмотрим содержание научно-исследовательской работы и полученные результаты второго, созидательно-коррек-ционного этапа деятельности АЭП.

Результаты исследования

В ходе реализации этого этапа работы АЭП:

- уточнена концепция создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

- апробирована модель создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

- отработана технология создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

- внесены коррективы в связи с внедрением федеральной рабочей программы воспита-

ния и распоряжением Министерства образования Московской области от 01.08.2023 № Р-841 «Об организации работы по сопровождению рабочих программ воспитания» и Плана работ по сопровождению реализации рабочих программ воспитания.

Особое внимание было уделено разработке управленческих механизмов управления качеством реализации следующих основных (инвариантных) модулей рабочей программы: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профориентация».

Опыт работы АЭП по управлению качеством реализации в течение года представлялся на таких значимых мероприятиях разных уровней, как XV Международная научно-практи-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ческая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами» (21.01.2023, г. Москва), Научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Воспитание человека: ценности, подходы и проблемы воспитания в эпоху глобальных перемен» (19.04.2023, г. Ко-станай, респ. Казахстан), семинар «Эффективный воспитательный процесс: точки лидерского роста» в рамках II Форума молодых педагогов» (8-9.06.2023, г. Новосибирск), III Форум классных руководителей Московской области (02.10.2023, г. Москва), Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие социокультурной среды образовательной организации в условиях реализации национального проекта «Образование» (21.11.2023, г. Москва) и др.

4 апреля 2023 г. на базе МБОУ «Школа № 7» г.о. Долгопрудный состоялся региональный научно-практический семинар «Рефлексивный ситуационный классный час».

Цель семинара - презентация результатов деятельности Академической экспериментальной площадки для массовой педагогической практики.

В семинаре приняли участие заместители директоров по воспитательной работе, педагогические работники общеобразовательных организаций Московской области, представители муниципального органа управления образования г.о. Долгопрудный.

В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:

- рефлексивный ситуационный классный час как эффективная форма организации воспитательного процесса;

- технология и методика рефлексивного ситуационного классного часа;

- коллективный анализ формы организации воспитательного процесса;

- результативность классного часа, влияние классного часа на мотивацию положительного поведения.

Был обобщен опыт школы № 7 г.о. Долгопрудный по успешному внедрению технологии рефлексивного ситуационного классного часа в воспитательный процесс образовательной организации.

23 ноября 2023 г. на базе МБОУ «Школа № 7» г.о. Долгопрудный состоялся региональный научно-практический семинар «Управление качеством реализации модуля «Классное руко-

водство» рабочей программы воспитания» для руководящих и педагогических работников Московской области.

На семинаре были рассмотрены вопросы реализации модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания и создания эффективной системы управления данным модулем. Представлялась педагогическая панорама опыта работы эффективных классных руководителей АЭП.

В ходе решения задачи АЭП по подготовке методических рекомендаций для массовой педагогической практики подготовлен широкий ряд публикаций.

Участниками АЭП за 2023 г. опубликованы следующие статьи:

1. Косикова Л.И., Нечаев М.П. Методическая разработка классного часа по патриотическому воспитанию (Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрак-тических конференций. Вып. 1).

2. Косикова Л.И., Самосюк А.С., Мелькумо-ва И.В. Психологические инструменты эффективной работы педагога-воспитателя (Конференци-ум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. Вып. 1).

3. Нечаев М.П., Прокофьева О.В. Мониторинг реализации федерального проекта «Разговоры о важном» в практике работы школы (Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. Вып. 2).

4. Агницкая Ю.В. Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию (Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. Вып. 4).

5. Силантьева Е.В., Бубович Ю.Е. Сложный класс: воспитываем детей и родителей вместе (Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. Вып. 4).

6. Косикова Л.И. Рефлексивный ситуационный классный час - эффективный инструмент воспитания (Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4).

Научным куратором АЭП и сотрудниками кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ изданы следующие учебно-методические пособия:

1. Нечаев М.П., Усова С.Н. Классный час в региональной системе школьного воспитания.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пособии изложены методические рекомендации по организации и проведению тематических классных часов в региональной системе школьного воспитания. Обобщается инновационный опыт единого Подмосковного классного часа в реализации проекта «Мое будущее». Особое внимание при этом уделено технологии интерактивного ситуационного классного часа, предложены сценарии классных часов по актуальным проблемам воспитания.

2. Нечаев М.П. Управление реализацией модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания.

Учебно-методическое пособие посвящено проектированию и управлению качеством реализации основного (инвариантного) модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания образовательной организации.

В нем содержатся управленческие методики, нацеленные на непрерывное развитие профессионального мастерства классных руководителей. Особое внимание уделено нормативно-правовому обеспечению и оценке эффективности системы классного руководства.

3. Нечаев М.П. Управление реализацией модуля «Самоуправление» рабочей программы воспитания.

Учебно-методическое пособие посвящено проектированию и управлению качеством реализации основного (инвариантного) модуля «Самоуправление» рабочей программы воспитания образовательной организации. Приводятся управленческие методики, нацеленные на развитие системы школьного самоуправления. Особое внимание уделено нормативно-правовому обеспечению системы школьного самоуправления. Представлены локальные акты образовательной организации, которые регулируют работу органов школьного соуправления и ученического самоуправления, обеспечивают жизнедеятельность детско-взрос-лой образовательной общности. Предложен широкий ряд диагностических методик, позволяющих оценивать эффективность реализации модуля «Самоуправление» в режиме мониторинга.

4. Нечаев М.П. Классный руководитель: эффективное управление.

В пособии представлены эффективные инструменты и технологии развития воспитательной системы класса. Раскрываются управленческие функции и организационно-методические основы личностно ориентированного воспитательного процесса в классном коллек-

тиве. Описываются готовые разработки, которые можно использовать в практической воспитательной работе классного руководителя. Выстраивается система организации воспитательного процесса по всем его компонентам: целям, содержанию, формам и методам.

5. Нечаев М.П., Романова Г.А. Управление реализацией модуля «Взаимодействие с родителями» рабочей программы воспитания.

Учебно-методическое пособие посвящено проектированию и управлению качеством реализации основного (инвариантного) модуля «Работа с родителями (законными представителями)» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации. В нем содержатся практические рекомендации, нацеленные на развитие системы работы с родителями обучающихся. Особое внимание уделено интерактивным и диагностическим технологиям в обеспечении эффективного взаимодействия семьи и школы.

6. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Управление реализацией модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания.

Учебно-методическое пособие посвящено проектированию и управлению качеством реализации основного (инвариантного) модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации. В нем содержатся практические рекомендации, нацеленные на развитие профориентационной среды школы. Особое внимание уделено вопросам проектирования системы профориентации в школе и диагностическим технологиям в обеспечении эффективного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Выводы

Таким образом, в ходе второго (созидатель-но-коррекционного) этапа деятельности АЭП получены следующие ожидаемые результаты:

- разработка концепции, модели и технологии создания системы управления качеством реализации рабочей программы воспитания;

- внедрение и тиражирование методик управления качеством реализации основных (инвариантных) и дополнительных (вариативных) модулей рабочей программы воспитания;

- создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в вопросах воспитания и социальной адаптации;

- разработка и публикация методических рекомендаций для массовой педагогической

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

практики по управлению качеством реализации основных (инвариантных) модулей «Классное руководство», «Работа с родителями (законными представителями)», «Самоуправление» и «Профориентация» рабочей программы воспитания;

- подготовлен пилотный вариант расширенных методических рекомендаций для массовой педагогической практики по управлению качеством реализации основного (инвариантного) модуля «Классное руководство» рабочей программы воспитания.

Заключение

Полученные в результате деятельности академической площадки АСОУ результаты, а

именно, разработанные и апробированные методики управления качеством реализации рабочей программы воспитания и подготовленные научно-методические рекомендации могут быть использованы для обмена опытом как на муниципальном, так и региональном уровнях.

Надеемся, что дальнейшая деятельность АЭП при научном сопровождении кафедры методики воспитании и дополнительного образования АСОУ позволит выстроить эффективную систему управления качеством реализации рабочей программы воспитания и окажет действенную помощь в практической деятельности образовательных организаций Московской области.

Литература

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312 (Дата обращения 04.11.2023).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655 (Дата обращения 04.11.2023).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651 (Дата обращения 04.11.2023).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653 (Дата обращения 04.11.2023).

5. Нечаев М.П. Модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания: управление качеством реализации: Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. Москва: Академия социального управления, 2022. 88 с. Б0Ы ВВНУт.

6. Нечаев М.П. Новые концептуальные и организационные ориентиры воспитательного процесса в современной школе / М.П. Нечаев // Инновационные проекты и программы в образовании. 2023. № 3(87). С. 35-39. Б0Ы ЛБВОБ.

7. Нечаев М.П. Как сделать из примерной действительно рабочую программу школьного воспитания / М.П. Нечаев // Шамовские педагогические чтения: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 22-25 января 2022 года. Том Часть 1. Москва: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, «5 за знания», 2022. С. 66-72. Б0Ы HKFWHR.

8. Романова Г.А. Теоретико-методологические основы управления проектированием инклюзивной образовательной среды вуза / Г.А. Романова // Менеджмент в образовании: перезагрузка: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 16-23 апреля 2022 года. Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. С. 33-40. БОЫ вУХБ^.

9. Фролова С.Л. Создание и развитие образовательной среды школы в процессе реализации рабочей программы воспитания / С.Л. Фролова, С.М. Куницына // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2022. № 4. С. 216-222. БОЫ VLCMXJ.

10. Яковлев Д.Е. Метапредметность дополнительных общеобразовательных программ Московской области / Д.Е. Яковлев, М.П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2023. № 2. С. 359-367. БОЫ IMWTPZ.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

References

1. Prikaz Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii ot 11.12.2020 № 712 «O vnesenii izmenenij v nekotory'e federal'ny'e gosudarstvenny'e obrazovatel'ny'e standarty' obshhego obrazovaniya po voprosam vospitaniya obuchayushhixsya» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312 (Data obrashheniya 04.11.2023).

2. Prikaz Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii ot 16.11.2022 № 993 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy' osnovnogo obshhego obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655 (Data obrashheniya 04.11.2023).

3. Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 16 noyabrya 2022 g. № 992 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy' nachal'nogo obshhego obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651 (Data obrashheniya 04.11.2023).

4. Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 23 noyabrya 2022 g. № 1014 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy' srednego obshhego obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653 (Data obrashheniya 04.11.2023).

5. Nechaev M.P. Modul' «Shkol'nyj urok» rabochej programmy vospitanija: upravlenie kachestvom realizacii: Uchebno-metodicheskoe posobie / M.P. Nechaev. Moskva: Akademija social'nogo upravlenija, 2022. 88 p. EDN BBHYWT.

6. Nechaev M.P. Novye konceptual'nye i organizacionnye orientiry vospitatel'nogo processa v sovremennoj shkole / M.P. Nechaev. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2023, no. 3(87). Pp. 35-39. - EDN JLSBDE.

7. Nechaev M.P. Kak sdelat' iz primernoj dejstvitel'no rabochuju programmu shkol'nogo vospitanija / M.P. Nechaev // Shamovskie pedagogicheskie chtenija: Sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastjah, Moskva, 22-25 janvarja 2022 goda. Tom Chast' 1. Moskva: Nauchnaja shkola upravlenija obrazovatel'nymi sistemami, Mezhdunarodnaja akademija nauk pedagogicheskogo obrazovanija, «5 za znanija», 2022. Pp. 66-72. EDN HKFWHR.

8. Romanova G.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy upravlenija proektirovaniem inkljuzivnoj obrazovatel'noj sredy vuza / G.A. Romanova // Menedzhment v obrazovanii: perezagruzka: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 1623 aprelja 2022 goda. Moskva: Izvestija instituta pedagogiki i psihologii obrazovanija, 2022. Pp. 33-40. EDN GYXEAZ.

9. Frolova S.L. Sozdanie i razvitie obrazovatel'noj sredy shkoly v processe realizacii rabochej programmy vospitanija / S.L. Frolova, S.M. Kunicyna. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij, 2022, no. 4, pp. 216-222. EDN VLCMXJ.

10. JakovlevD.E. Metapredmetnost' dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm Moskovskoj oblasti / D.E. Jakovlev, M.P. Nechaev. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij, 2023, no. 2, pp. 359-367. EDN IMWTPZ.

Статья поступила в редакцию 01.10.2023; принята к публикации 30.10.2023.

The article was submitted 01.10.2023;

accepted for publication 30.10.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.