Научная статья на тему 'Деятельность администрации Тамбовской области по совершенствованию РСЧС в современных условиях'

Деятельность администрации Тамбовской области по совершенствованию РСЧС в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
585
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванков С. А.

В статье раскрыты необходимость и пути развития и совершенствования региональной подсистемы РСЧС Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность администрации Тамбовской области по совершенствованию РСЧС в современных условиях»

УДК 614.8

С.А. Иванков (ГУ МЧС России по Тамбовской области)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РСЧС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрыты необходимость и пути развития и совершенствования региональной подсистемы РСЧС Тамбовской области

Несмотря на принимаемые меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка, складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от ЧС. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только от наводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообще не было человека, которому бы стихия не принесла беды.

В техногенной сфере, несмотря на падение производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый заместитель Министра МЧС России Ю.Л. Воробьев: «Мы стоим на грани глобальных катастроф».

Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. В 2005 году количество ЧС природного характера увеличилось на 23 %, а техногенного — на 7 % и в 2006 году по данным Центра «Антистихия» МЧС России прогнозируются вероятности возникновения ЧС различного характера. Неблагоприятные особенности современной циркуляции атмосферы в 2006 году сохранятся, что предопределит повышенную вероятность возникновения стихийных бедствий с аномальными параметрами. Наибольшее количество экстремальных метеорологических явлении прогнозируется на территории Южного и Дальневосточного федеральных округов. Также прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения ЧС на объектах ЖКХ из-за высокого износа инфраструктуры и нарушения правил эксплуатации систем и оборудования. Неблагополучное состояние систем водоснабжения и канализации является предпосылкой для возникновения крупных эпидемических вспышек ОКИ и гепатита «А». По прогностическим оценкам, показатели здоровья населения РФ по-прежнему будут определяться негативными характеристиками.

Характерные особенности Тамбовской области с точки зрения возникновения ЧС и тяжести последствий определяются двумя факторами: высокой концентрацией промышленных предприятий, которые определяют повышенный риск возникновения

ЧС; высокой плотностью населения, определяющей тяжесть последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Дифференцированный анализ чрезвычайных ситуаций по риску возникновения и тяжести социальноэкономических последствий свидетельствует, что основные опасности ранжируются следующим образом: на первом месте — техногенные опасности, на их долю приходится до 64 % от всех зарегистрированных чрезвычайных ситуации;

на втором месте — биолого-социальные (инфекционные заболевания), на их долю приходится до 7 %; далее следуют природные и природно-техногенные опасности, доля которых составляет 2—3 %.

Из этого следует, что основными проблемами являются:

изношенность основных производственных фондов (до 70—80 %), неоправданная экономия на системах защиты промышленных установок от аварий определяет повышенную вероятность их возникновения, уменьшает устойчивость объектов к воздействию разрушающих природных явлений, обуславливая природно-техногенные чрезвычайные ситуации;

расположенность потенциально опасных объектов в черте городов, их высокая концентрация приводят к увеличению социального и индивидуального рисков для населения;

застроенные в большинстве случаев жилыми домами санитарно-защитные зоны потенциально опасных предприятий определяет быстроту воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных техногенных ситуаций на население и социальную тяжесть последствий аварии;

большая интенсивность движения автотранспорта увеличивает вероятность возникновения крупных дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций, в том числе с опасными грузами;

высокая плотность застройки городов мешает проведению спасательных работ и эвакуационных мероприятий из зон чрезвычайных ситуаций;

отдельные инфекционные заболевания подходят к порогу перерастания в эпидемии;

неразвитость страховой системы от чрезвычайных ситуаций;

недостаточная защищенность больших городов

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

от террористических актов; использование неэффективных методов и способов обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях и другие.

В настоящее время опыт показывает, что природные и техногенные ЧС эффективней предупреждать, чем ликвидировать их последствия, поэтому приоритет в деятельности областной региональной подсистемы РСЧС отдан вопросам предупреждения. Вместе с тем ЧС техногенного характера в основном носят внезапный характер; они быстротечные — это требует экстренного реагирования. В связи с этим другим приоритетным направлением является развитие сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянной готовности (ПСС, Центр медицины катастроф, ГПС МЧС России по Тамбовской области, УВД области и другие).

С целью своевременного предупреждения ЧС природного и техногенного характера создан Центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, основными функциями которого являются:

разработка и представление руководству управления в установленной форме краткосрочных прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социально-экономических последствий ЧС;

разработка протоколов реагирования на краткосрочный прогноз, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий ЧС;

сбор, обработка, анализ оперативной информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера, причинах их возникновения; участие в создании геоинформационных систем;

участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области мониторинга и прогнозирования.

В основе структурного построения центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования лежит принцип структурной организации всех надзорных и контрольных органов расположенных на территории области. С целью информационного обеспечения деятельности создана информационно-управляющая система по прогнозированию и действиям при ЧС, объединяющая программы «Защита», «Облако», «Факел», «Волна», «Газо-воздушная смесь».

Из практического опыта работы по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуации, можно сделать вывод, что существуют два основных способа выполнения задач.

Первый способ, наиболее часто встречающийся — при внезапном возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. Отличительной чертой данного способа является то, что областная территориальная подсистема РСЧС переводится в режим чрезвычайной ситуации, минуя режим повышенной готовности. В связи с этим остается крайне мало времени, а порой его вообще нет, чтобы привести в готовность силы и средства ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий. В свою очередь это сказывается на экстренности выполнения мероприятий по защите населе-

ния и в первую очередь на проведение АСДНР.

Основным направлением по совершенствованию данного способа выполнения задач является развитие сил постоянной готовности (1-го эшелона), так как при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций экстренно привлекаться могут только силы постоянной готовности.

Второй способ выполнения задач по ликвидации ЧС — при заблаговременном прогнозировании аварий, катастроф и стихийных бедствий и приведении городского звена РСЧС в режим повышенной готовности. Отличительной чертой данного способа является то, что КЧС принимает на себя непосредственное руководство территориальной подсистемой РСЧС заблаговременно, при приведении в режим повышенной готовности. При необходимости формируются оперативные группы для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, вырабатываются и затем выполняются мероприятия по нормализации обстановки. Приводятся в состояние готовности силы и средства ликвидации ЧС, а при необходимости выдвигаются в предполагаемый район ЧС, уточняются планы их действии.

Данный способ выполнения задачи предполагает создание ЕДДС как органа повседневного управления системы РСЧС; дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов, организаций и предприятий, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуации; развитие и совершенствование системы наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.

Все это позволит своевременно выявить причины ухудшения обстановки, выработать и выполнить конкретные меры для нормализации обстановки и, тем самым предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации или ликвидировать чрезвычайную ситуацию на этапе ее развития.

Выбор способов действия органов управления и сил областной территориальной подсистемы РСЧС во многом зависят от возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, состава сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, структуры органов государственной власти, социально-экономической характеристики области.

Характерной чертой, которая подтверждает необходимость совершенствовать способы выполнения мероприятий и задач является то, что все мероприятия должны проводится без срывов, твердо, устойчиво и гибко реагировать на изменение обстановки в ходе выполнения задач. Обстановка, складывающаяся в ходе аварии должна находиться под постоянным контролем, руководитель ликвидации ЧС не имеет право на ошибку, население должно быть, уверено, что находится под надежной защитой от возможных ЧС.

Далеки от совершенства действия КЧС. В комиссию входят, как правили все руководители структур-

ных звеньев администрации области общей численностью более 30 человек, однако при возникновении ЧС различных видов, их участие в дальнейшей работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций не требуется, поэтому возникает необходимость создания органа управления на период ликвидации ЧС, куда бы входили специалисты по виду чрезвычайной ситуации и специалисты ГУ МЧС России, поэтому в областной территориальной подсистеме РСЧС при переводе в режимы повышенной готовности и ЧС создается оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации.

Первостепенное значение в выяснении причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации, усилению наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и отысканию границ заражения (разведки) отводится оперативным группам ГУ МЧС России и госнадзорных органов.

Важное значение приобретают действия оперативных групп областного центра Госсанэпиднадзора, центра по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды области.

Поэтому на местах органы управления отыскивают новые способы организации работ оперативных групп в местах аварии, направленные на координацию действий по ликвидации чрезвычайной ситуации, организации управления в районе аварии, обеспечения постоянного информационного обмена с начальником ГУ, председателем КЧС и населением.

Из опыта действий областной территориальной подсистемы РСЧС можно сделать вывод, что в случае заблаговременного перевода звена в режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, и в дальнейшем возникновения аварии на химически опасном предприятии, силы и средства ликвидации, чрезвычайных ситуаций привлекались значительно эффективней, с задачей справились качественно и в максимально короткий срок.

При организации работы по предупреждению и чрезвычайных ситуаций, данным способом приоритетное значение отводится органу управления ГО и ЧС. В первую очередь по организации постоянного наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами и прилегающими к ним территориями, по организации взаимодействия по линии дежурно-диспетчерских служб и оценки возможной обстановки на территории города.

В практику действий ГУ МЧС России по Тамбовской области внедрено прогнозирование возможной обстановки на наиболее опасных объектах. Прогнозирование осуществляется два раза в сутки, при получении метеосводки от центра по гидрометеорологии, а также при резком изменении погоды (получении штормового предупреждения). При этом используются данные по наличию аварийных химически опасных веществ на химически опасных объектах один раз в неделю (в понедельник). Прогнозирова-

ние осуществляется с использованием компьютерных программ «Облако» и «Защита», позволяющих данные прогноза текстуальной и графической части вывести на печать через принтер. Наиболее неблагоприятные данные прогноза докладываются председателю КЧС, при необходимости звенья территориальной подсистемы РСЧС переводится в режим повышенной готовности.

Таким образом, ежедневное прогнозирование возможной обстановки на химически опасных объектах и своевременный перевод органов управления, сил и средств в режим повышенной готовности, выработка мер по нормализации обстановки, играет решающую роль в недопущении возникновения чрезвычайной ситуации, а в случае если чрезвычайная ситуация все же возникла, то ее удастся ликвидировать на этапе развития, так как происходит своевременное оповещение о ее возникновении, а силы ликвидации чрезвычайных ситуаций приведены в готовность и знают свои задачи.

С целью повышения безопасности территорий и населения Тамбовской областной Думой принято постановление об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тамбовской области», основными задачами которой являются:

техническое оснащение сил и средств областной территориальной подсистемы РСЧС современными аварийно-спасательными средствами;

развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; совершенствование материальнотехнического и иного обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствии чрезвычайных ситуаций. Финансирование мероприятий предусмотрено за счет химически опасных предприятий, областного экологического фонда и областного бюджета в объеме 14301, 2 тыс. руб.

Законом Тамбовской области утверждена областная программа «Развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области», основной целью программы является повышение оперативности реагирования администрации и служб области на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективного взаимодействия привлекаемых сил и средств оперативного реагирования. Финансирование мероприятий предусмотрено за счет средств областного бюджета в объеме 1371, 4 тыс. руб.

Целенаправленная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращивание потенциала сил наблюдения и контроля, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовности органов управления в настоящее время дает положительный результат, который выражается в том, что за последние 5 лет на территории области не произошло серьезных чрезвычайных ситуаций.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.