Научная статья на тему 'Деволюция как фактор экономического развития Северной Ирландии в период первого кабинета Маргарет Тэтчер: 1979-1983 гг'

Деволюция как фактор экономического развития Северной Ирландии в период первого кабинета Маргарет Тэтчер: 1979-1983 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2633
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ / ЭКОНОМИКА / ТЭТЧЕРИЗМ / ДЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Краюхин Игорь Сергеевич

Северная Ирландия регион, столкнувшийся в течение XX в. с большим спектром проблем. Проведение неоконсервативного экономического курса в данных условиях было крайне осложнено. Кабинет Маргарет Тэтчер смог адаптировать свою экономическую программу к специфическим условиям региона, пойдя на неординарные меры. Отличительной чертой экономической политики Великобритании в Северной Ирландии стало начало процесса деволюции, что коренным образом противоречило содержанию режима прямого правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVOLUTION AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF NORTHERN IRELAND IN THE PERIOD OF THE FIRST THATCHER’S CABINET: 1979-1983

Northern Ireland is a region which faced a wide range of problems during the XX century. Conducting neoconservative economic course in these conditions was extremely difficult. Margaret Thatcher’s Cabinet was able to adapt its economic program to the specific conditions of the region, having taken extraordinary steps. The characteristic feature of the economic policy of Great Britain in Northern Ireland was the process of devolution that was absolutely against the essence of the direct rule regime.

Текст научной работы на тему «Деволюция как фактор экономического развития Северной Ирландии в период первого кабинета Маргарет Тэтчер: 1979-1983 гг»

УДК 94

DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-93-98

ДЕВОЛЮЦИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ В ПЕРИОД ПЕРВОГО КАБИНЕТА МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР: 1979-1983 гг.

Краюхин И.С.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. Северная Ирландия - регион, столкнувшийся в течение XX в. с большим спектром проблем. Проведение неоконсервативного экономического курса в данных условиях было крайне осложнено. Кабинет Маргарет Тэтчер смог адаптировать свою экономическую программу к специфическим условиям региона, пойдя на неординарные меры. Отличительной чертой экономической политики Великобритании в Северной Ирландии стало начало процесса деволюции, что коренным образом противоречило содержанию режима прямого правления.

Ключевые слова: Великобритания, Северная Ирландия, экономика, тэтчеризм, деволю-ция.

DEVOLUTION AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF NORTHERN IRELAND IN THE PERIOD OF THE FIRST THATCHER'S CABINET: 1979-1983

I. Krayukhin

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. Northern Ireland is a region which faced a wide range of problems during the XX century. Conducting neoconservative economic course in these conditions was extremely difficult. Margaret Thatcher's Cabinet was able to adapt its economic program to the specific conditions of the region, having taken extraordinary steps. The characteristic feature of the economic policy of Great Britain in Northern Ireland was the process of devolution that was absolutely against the essence of the direct rule regime.

Key words: the United Kingdom, Northern Ireland, economy, Thatcherism, devolution.

Конфликт в Северной Ирландии - длительный процесс, затрагивающий как современные, так и исторически сложившиеся вопросы экономического, социального, политического и религиозного характера. В ходе данного конфликта на территории Северной Ирландии сложилась особая система государственного устройства - режим прямого правления, состоявший в концентрации полномочий в руках центральной власти.

© Краюхин И.С., 2017.

Важной частью правления Маргарет Тэтчер являлась реализация неоконсервативной экономической политики, основой которой являлось повышение рентабельности предприятий и сокращение государственного вмешательства в экономику, а также сокращение прямых налогов [2, с. 313]. В ходе формирования экономического курса Великобритании в Северной Ирландии консервативное правительство Тэтчер столкнулось с рядом серьёзных проблем, неразрешимых с использованием кейнсианских методов. Невозможность проведения экономического курса консерваторов состояла в следующем: положение в североирландском регионе в послевоенный период характеризовалось затяжным экономическим спадом, усугубляемым национальным и религиозным факторами. Основой экономического курса предшественников Маргарет Тэтчер здесь служила поддержка крупных предприятий и дотация дефицитного бюджета.

На момент прихода консерваторов к власти в 1979 г. Великобритания не оправилась от последствий мирового экономического кризиса [2, с. 313]. В Северной Ирландии, страдавшей вот уже второе десятилетие от затяжного этно-религиозного конфликта, экономическая ситуация была крайне угрожающей: по некоторым показателям регион был самым отстающим в Западной Европе [1, с. 19]. Для примера рассмотрим важнейшие социально-экономические показатели: уровень безработицы в Северной Ирландии составлял 7,9% трудоспособного населения (при 5,5% в среднем по Великобритании [7] и 5,7% - в Ирландской Республике [5, р. хгу]). Внутренний валовой продукт на душу населения был

в 1,7 раз меньше чем средний показатель по Великобритании.

Важной чертой североирландской экономики являлась её зависимость от мировых экономических процессов. Данная зависимость была обусловлена ориентацией региона на внешнюю торговлю, что вызывало значительный рост иностранного капитала в экономике Северной Ирландии. Наиболее ярким примером зависимости североирландской экономики служит промышленность, в которой в послевоенный период вплоть до начала североирландского конфликта (19451967 гг.) лишь 8,5 % предприятий принадлежали не иностранным собственникам [8, р. 79].

С учетом вышесказанного кабинет Тэтчер разработал умеренную, по сравнению с проводимой на территории Британии, экономическую программу, сочетавшую поддержку существующих предприятий и стимулирование экономического развития региона, реорганизацию производства и развитие новых отраслей экономики. Основу экономического курса составляли поддержка крупного и среднего бизнеса, важную роль в которой занимало развитие предприятий, подконтрольных иностранному капиталу.

Для этой цели было проведено больше количество рекламных акций, повышавших инвестиционную привлекательность североирландского региона [1, с. 76]. Предприятия, принадлежавшие британским собственникам, планировалось сделать более рентабельными за счет государственного стимулирования спроса североирландской продукции, что напрямую противоречило неоконсервативной экономической политике.

Столкнувшись с низким уровнем индустриального развития, относительно уровня первой половины 1980-х гг., и ограниченностью потребительского рынка в регионе, консерваторы вынуждены были менять свой первоначальный экономический курс. Положение усугублялось тем, что расчеты на развитие экономики на базе иностранных инвестиций себя не оправдали. Причиной тому послужил затянувшийся военный конфликт и политическая нестабильность в регионе [8, р. 83], что создавало неблагоприятный фон для дальнейшего иностранного инвестирования в экономику Северной Ирландии.

В сложившихся условиях ответом на продолжавшийся спад производства стала переориентация экономической политики на стимулирование развития национального рынка и поддержку предприятий мелкого и среднего бизнеса. Важную роль в формировании нового экономического курса сыграл политический фактор: значимой мерой в процессе урегулирования североирландского конфликта должен был стать процесс так называемой де-волюции - передачи полномочий от центральных к местным органам власти. В начале 1980-х гг. основой политической программы консерваторов в Северной Ирландии стало делегирование части полномочий центральной власти местным органам управления. Свое воплощение данная программа нашла в Североирландском Акте 1982 года. Согласно данному закону полномочия законодательной и исполнительной власти, ранее принадлежавшие Министерству по делам Северной Ирландии, делегировались новому органу власти - Ассамблее Северной

Ирландии [6, р.1], формируемой на основе выборов представителей по территориальному признаку.

Экономическая программа реализо-вывалась отличным от предшествующих кабинетов путем: главный акцент смещался с дотирования определенной сферы экономики в пользу стимулирования отдельных предприятий или бизнес-проектов. Основой для реализации данной программы стало создание Департамента индустриального развития. Департамент располагал весьма широким спектром полномочий по планированию, поддержанию и реформированию экономической деятельности региона [9, р. 2]. Важнейшим из них стало масштабное стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, без ограничений со стороны центральной власти. При этом дотационная поддержка региона не сокращалась (рис. 1). Изменения же затронули политику расходования субсидий - решающий голос перешел в руки местного самоуправления, острее ощущавшего возможности и потребности региона. Путем точечного дотирования Департаменту индустриального развития удалось поддержать предприятия, экономически целесообразные для дальнейшей деятельности.

В тоже время Департаментом была проделана значительная работа по исследованию и анализу перспективных сфер экономического развития для внутреннего рынка Северной Ирландии. В ходе своей деятельности Департаментом было профинансировано значительное количество актуальных экономических проектов, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, что давало им возможность значительно обособиться от процессов

мировой экономики и снизить зависимость от иностранного капитала.

Перемены в распределении финансовых потоков оказали сильное влияние на развитие экономики региона: взамен стимулирования отмирающих отраслей производства импульс к развитию получила сфера услуг [3, р. 85], что спровоцировало начало переориентации североирландской экономики с внешнего на внутренний рынки.

Итоги влияния деволюции на экономику Северной Ирландии сказались уже в конце правления первого кабинета Тэтчер: в течение 1982-1983 гг. рост безработицы был приостановлен, а к середине 1980-х началось заметное снижение, что явственно характеризует успехи правительства по созданию новых рабочих мест, в то время как в Великобритании в целом наблюдался рост безработицы до второй половины

1980-х гг. (см. рис. 2 и 3). Уровень инфляции также снизился и остановился на показателе, сопоставимом с британским: 4,83% в Северной Ирландии и 4,61% в среднем по стране [7].

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что даже частичный процесс передачи законодательной и исполнительной власти в руки местного самоуправления положительно сказался на экономической динамике региона. Следствием вышеуказанного процесса стало снижение зависимости экономики Северной Ирландии от иностранного капитала. Также было положено начало процессу переориентации североирландской экономики, в ходе которого традиционно преобладавшая в на рынке труда обрабатывающая промышленность [8, р. 79] постепенно потеряет свои позиции и уступит место сфере услуг.

Unemployment rate

18%

2%

0% ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

1971 1973 1975 1В77 1979 1ВВ1 1983 1 085 1 937 1В39 1991 1993 1995 1997 1999 2091 2003 2005

Рис. 2. Процент безработицы в Северной Ирландии среди трудоспособного населения

с 1983 по 1987 гг. (Ист.: [4, р. 8])

о

1579 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990

Рис. 3. Уровень безработицы в Великобритании среди трудоспособного населения

с 1979 по 1990 гг. (Ист.: [7])

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодякина Т.П. Британская политика в Северной Ирландии в период правления кабинетов М.Тэтчер и Дж. Мейджора: дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. 166 с.

2. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании XX - начало XXI века: учеб. пособ. М: ИНФРА-М, 2012. 472 с.

3. Birrell D. Direct rule and Governance of Northern Ireland. Manchester: Manchester University Press, 2009. 261 p.

4. Economics in Peacemaking: Lessons from Northern Ireland. London: The Portland Trust, 2007. 54 p.

5. Ireland and EU, 1973-2003: Economic and Social change. Cork, Ireland: CSO, 2004. XVII p.

6. Northern Ireland Act, 1982. London: Her Majesty's Stationery Office, 1982. 13 p.

7. Office for National Statistics [UK] [website]. URL: https://www.ons.gov.uk/ (дата обращения: 20.08.2017).

8. Rowthorn R., Wayne N. Northern Ireland: The Political Economy of Conflict. Cambridge: Polity Press, 1998. 230 p.

9. The Industrial Development (Northern Ireland) Order, 1982. London: Her Majesty's Stationery Office,1982. 15 p.

REFERENCES

1. Bodyakina T.P. Britanskaya politika v Severnoi Irlandii v period pravleniya kabinetov M. Tetcher i Dzh.Meidzhora: diss. ... kand. ist. nauk [British policy in Northern Ireland during the reign of the cabinets of Margaret Thatcher and George.Major: dissertation ... of candidate of historical Sciences]. M., 2000. 166 p.

2. Ostapenko G.S., Prokopov A.Yu. Noveishaya istoriya Velikobritanii XX - nachalo XXI veka: ucheb. posob [The recent history of the UK of the XX - early XXI century: textbook]. M., INFRA-M, 2012. 472 p.

3. Birrell D. Direct rule and Governance of Northern Ireland. Manchester: Manchester University Press, 2009. 261 p.

4. Economics in Peacemaking: Lessons from Northern Ireland. London: The Portland Trust, 2007. 54 p.

5. Ireland and EU, 1973-2003: Economic and Social change. Cork, Ireland: CSO, 2004. xvii p.

6. Northern Ireland Act, 1982. London: Her Majesty's Stationery Office, 1982. 13 p.

7. Office for National Statistics [UK] [website]. URL: https://www.ons.gov.uk/ (request date: 20.08.2017).

8. Rowthorn R., Wayne N. Northern Ireland: The Political Economy of Conflict. Cambridge: Polity Press, 1998. 230 p.

9. The Industrial Development (Northern Ireland) Order, 1982. London: Her Majesty's Stationery Office, 1982. 15 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Краюхин Игорь Сергеевич - аспирант кафедры новой, новейшей истории и методологии Московского государственного областного университета; e-mail: ikrayuxin@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Igor S. Krayukhin - Post-Graduate Student of the Department of Modern, Contemporary History and Methodology, Moscow Region State University; e-mail: ikrayuxin@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Краюхин И.С. Деволюция как фактор экономического развития Северной Ирландии в период первого кабинета Маргарет Тэтчер: 1979-1983 гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 4. С. 93-98.

DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-93-98

THE CORRECT REFERENCE TO ARTICLE

I. Krayukhin. Devolution as a factor of economic development of Northern Ireland in the period of the first thatcher's cabinet: 1979-1983. Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 4, pp. 93-98. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-93-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.