Научная статья на тему 'Североирландский конфликт в XX веке. Международно-правовой аспект'

Североирландский конфликт в XX веке. Международно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
903
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Великобритания / Республика Ирландия / Североирландский конфликт / Ольстер / мирное урегулирование. / Great Britain / Republic of Ireland / Northern Ireland conflict / Ulster / peaceful settlement.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмед Хидирович Рамазанов, Ашот Юрьевич Есоян

В статье рассматривается Североирландский конфликт, который создавал напряженную ситуацию в Северо-Западной части Европы. В XX веке этот конфликт приобрел международный характер. Исследуются двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие этот конфликт мирным путем на протяжении всего XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northern Ireland conflict in the 20th century: the international legal aspect

This article discusses the Northern Ireland conflict, which created a tense situation in the North-Western part of Europe. In the 20th century, this conflict acquired an international character. Bilateral and multilateral agreements governing this conflict peacefully throughout the 20th century are explored.

Текст научной работы на тему «Североирландский конфликт в XX веке. Международно-правовой аспект»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 341.1/8 УДК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10393

СЕВЕРОИРЛАНДСКИЙ КОНФЛИКТ В XX ВЕКЕ

Международно-правовой аспект

Ахмед Хидирович РАМАЗАНОВ, заведующий кафедрой истории государства и права Дагестанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор E-mail: kafigp@mail.ru

Северная Ирландия является одной из взрывоопасных точек на европейском континенте. Североирландский конфликт на протяжении многих лет создавал напряженную ситуацию в отношениях между Великобританией и Ирландской республикой. Северная Ирландия — эта территория, которая является исторически сложившейся частью Ирландского острова.

На сегодняшний день территория Северной Ирландии является неотъемлемой частью Великобритании. Вопрос принадлежности этой территории к государству Великобритании, или же Ирландской

Ашот Юрьевич ЕСОЯН, магистрант кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета E-mail: esoyan.ashot@mail.ru

Республики, всегда особо волновал обе эти страны. Множество проблем в рамках Североирландского конфликта приобретают международный характер: сепаратизм и право нации на самоопределение, терроризм, дискриминация населения по религиозному и национальному признаку.

XX век стал периодом, когда эти проблемы приняли глобальный масштаб, затрагивающий не только Ирландию и Великобританию, но и другие страны.

В 1921 г. южная часть Ирландского острова получила статус доминиона, северная часть осталась в составе Великобритании.

Аннотация. В статье рассматривается Североирландский конфликт, который создавал напряженную ситуацию в Северо-Западной части Европы. В XX веке этот конфликт приобрел международный характер.

Исследуются двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие этот конфликт мирным путем на протяжении всего XX века.

Ключевые слова: Великобритания, Республика Ирландия, Североирландский конфликт, Ольстер, мирное урегулирование.

Annotation. This article discusses the Northern Ireland conflict, which created a tense situation in the North-Western part of Europe. In the 20th century, this conflict acquired an international character.

Bilateral and multilateral agreements governing this conflict peacefully throughout the 20th century are explored.

Keywords: Great Britain, Republic of Ireland, Northern Ireland conflict, Ulster, peaceful settlement.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

По англо-ирландскому договору 1921 г. в составе Соединенного Королевства остались только шесть графств провинции Ольстер впоследствии получившие название «Северная Ирландия», три графства этой провинции остались частью ирландского доминиона1.

В то же время начала формироваться Ирландская Республиканская Армия (далее — ИРА), главной задачей которой было объединить Ирландию силой оружия.

Как отмечает О.А. Иванов, «Английское правительство долгое время делало также ставку на силовое решение проблемы, направляя в Ирландию все новые экспедиционные войска»2.

В 1949 г. Ирландия вышла из Британского Содружества и тем самым обрела независимость. Однако конфликт между католиками и протестантами все больше разгорался. Практически во всех сферах общественной жизни католическое меньшинство в Северной Ирландии подвергалось дискриминации (трудовой, жилищной, политической и т.д.).

В 1967 г. была основана Ассоциация борьбы за гражданские права. Участники этой Ассоциации организовывали митинги, на которых требовали ликвидации дискриминации католиков в Северной Ирландии. В ответ протестанты устроили погромы католических кварталов.

В 1969 г. в городах Дерри и Белфаст произошли массовые столкновения между католиками и протестантами. Для урегулирования конфликта в Ирландию были посланы британские войска. Это и стало основной причиной начала Ольстерского кризиса.

ИРА раскололась в 1970-е годы на две части: временную и официальную. Первая выступала за продолжение террористической деятельности. Это еще больше усугубило кризис в Северной Ирландии.

В 1972 г. в Северной Ирландии был введен режим прямого правления. Тем самым Великобритания получила полный контроль над провинцией, и с этих пор правительство Эдварда Хита имело полномочия на принятие важнейших решений для Северной Ирландии, возможность прокладывать собственную траекторию урегулирования кризиса практически без вмешательства местных властей3.

Однако во время прямого правления правительство Великобритании в большей степени применяло силовые методы для урегулирования конфликта в Ольстере. Но эти методы оказались неэффективными, и более того они провоцировали новые вспышки агрессии и усугубляли кризис.

К 1973 г. террористическая деятельность ИРА активизировалась с новой силой.

Кризис в Ольстере затронул не только политическую и духовную сферу, но и экономическую. Экономика Северной Ирландии во многом зависела от мировых экономических процессов.

Пришедшее к власти в 1979 г. правительство Маргарет Тэтчер разработало экономическую программу, сочетавшую поддержку существующих предприятий и стимулирование экономического развития региона, реорганизацию производства и развитие новых отраслей экономики4.

В общем экономическая ситуация начала меняться в лучшую сторону, но при этом конфликт не был урегулирован. Великобритания не могла в одиночку добиться мира. Для урегулирования конфликта необходимо было вести диалог с Республикой Ирландия. Таким образом, начался период урегулирования конфликта дипломатическим путем.

1983 — 1985 гг. характеризуются участившимися англо-ирландскими встречами.

В 1985 г. Англия и Республика Ирландия подписали соглашение в Хиллсборо, которое четко определило роль каждой стороны в решении конфликта5.

В конце 80-х — начале 90-х годов были предприняты новые шаги по урегулированию конфликта в Ольстере.

В 1993 г. была обнародована Объединенная декларация, содержащая новые инициативы со стороны Великобритании по урегулированию конфликта.

В 1995 г. была разработана правительством Великобритании и Республики Ирландии Новая основа для соглашения, где были определены новые межгосударственные институты, которые должны были соединять Северную Ирландию с Республикой Ирландия и Республику Ирландия с Великобританией.

Как пишет Т.А. Волков, «в период 1988 —

1996 гг. Консервативная партия Великобритании сделала основную подготовительную работу по мирному урегулированию в Северной Ирландии, создав необходимую базу для заключения многостороннего соглашения с протестантами и ка-толиками6.

Пришедшие к власти новые лейбористы в

1997 г. во главе с Тони Блэром продолжали линию консерваторов по урегулированию североирландской проблемы.

10 апреля 1998 г. были подписаны представителями всех партий, участвовавших в переговорах «Договоренности Страстной Пятницы».

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

Основными пунктами были следующие: воссоздание Североирландской ассамблеи с законодательными и исполнительными полномочиями; внесение специальных поправок в Конституцию Ирландии относительно территориальных претензий на Северную Ирландию и в британский Конституционный акт по Северной Ирландии, который ограничивал полномочия органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, конфликт в XX веке урегулировать не удалось. Но принятие документов в рамках переговорного процесса показало, что североирландскую проблему можно урегулировать мирным путем.

С экономической точки зрения, Северной Ирландии целесообразно поддерживать хорошие отношения с Республикой Ирландия и Великобританией и при этом учитывать такой фактор, как Европейский Союз. Данный конфликт показал абсолютную бесперспективность силового подхода.

Перспектива решения конфликта находится, как минимум, в экономической сфере, как максимум, — в психологической.

1 Горбатюк Е.С. Североирландский конфликт: некоторые особенности // Политическая экспертиза: ПОЛИ-ТЭКС. 2014. № 3. С. 247.

2 Иванов O.A. Североирландская проблема и ее изучение отечественными историками (1980 — 1990-е гг.) // Метаморфозы истории. 2003. № 3. С. 249.

3 Надолинская А.И. Политика Э. Хита в Северной Ирландии: попытка перехода от силовых методов к переговорному процессу // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 4. С. 79.

4 Краюхин И.С. Деволюция как фактор экономического развития Северной Ирландии в период первого кабинета Маргарет Тэтчер: 1979 — 1983 гг. // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. 2017. № 4. С. 94.

5 Надолинская А.И. Англо-ирландский переговорный процесс 1980 — 1985 годов: путь к миру в Ольстере // Научная мысль Кавказа. 2015. № 2. С. 57.

6 Волков Т.А. Процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии и Консервативная партия Великобритании (1988 — 1996) // Вестник Вятского гос. ун-та. 2013. № 2. С. 54.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Magister

Правовое

регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации

Под редакцией З.А. Саидова

Правовое регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. З.А. Саидова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 271 с. -(Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03286-3

Анализируются проблемы правового и организационного характера, связанные с регулированием экономики России в условиях цифровизации. Раскрываются концептуальные основы регулирования цифровой экономики. Особое внимание уделяется особенностям использования правовых средств воздействия на процессы, которые протекают в условиях цифровой реальности. Рассматриваются особенности правового регулирования оборота и использования криптовалю-ты, осуществления рекламной деятельности, а также противодействия правонарушениям экономической направленности.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового регулирования экономической деятельности, а также проблемами развития цифровой экономики.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.