Научная статья на тему 'Модернизация в социально-экономической сфере как фактор политического урегулирования североирландского конфликта'

Модернизация в социально-экономической сфере как фактор политического урегулирования североирландского конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
481
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РЕСПУБЛИКА ИРЛАНДИЯ / СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ / ОЛЬСТЕР / НОВЫЙ ИРЛАНДСКИЙ ФОРУМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АРМИЯ / ШИНН ФЕЙН / «ДЕВОЛЮЦИЯ» / THE IRISH REPUBLICAN ARMY(IRA) / SINN FéIN / “DEVOLUTION” / GREAT BRITAIN / REPUBLIC OF IRELAND / NORTHERN IRELAND / ULSTER / RELIGIOUS AND AN ETHNO-POLITICAL CONFLICT / THE NEW IRISH FORUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степаненко Ольга Александровна

В статье на материалах отечественных и зарубежных источников рассматриваются организационно-политические аспекты деятельности правительства Великобритании в североирландском этнополитическом конфликте. Обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования трансформации политической линии основных участников конфликта и определения перспектив его урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION IN SOCIOECONOMIC SYSTEM AS A FACTOR OF POLITICAL RESOLUTION OF THE NORTH IRISH CONFLICT

Basing upon the national and foreign sources the article considers organizational and political aspects of the British government activities in the ethnic political conflict in Northern Ireland. The author substantiates timeliness, theoretic and practical relevance of the research regarding transformation of the conflict participants’ politics and determination of the resolution prospects.

Текст научной работы на тему «Модернизация в социально-экономической сфере как фактор политического урегулирования североирландского конфликта»

УДК 93/94

Степаненко Ольга Александровна

соискатель кафедры истории и археологии Северо-Кавказского федерального университета dom-hors@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СЕВЕРОИРЛАНДСКОГО КОНФЛИКТА

Stepanenko Olga Alexandrovna

PhD applicant of the History and Archaeology Department, North Caucasus Federal University dom-hors@mail.ru

MODERNIZATION IN SOCIOECONOMIC SYSTEM AS A FACTOR OF POLITICAL RESOLUTION OF THE NORTH IRISH CONFLICT

Аннотация:

В статье на материалах отечественных и зарубежных источников рассматриваются организационно-политические аспекты деятельности правительства Великобритании в североирландском этнополитическом конфликте. Обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования трансформации политической линии основных участников конфликта и определения перспектив его урегулирования.

Ключевые слова:

Великобритания, Республика Ирландия, Северная Ирландия, Ольстер, Новый Ирландский Форум, религиозный и этнополитический конфликт, Ирландская республиканская армия, Шинн Фейн, «деволюция».

Summary:

Basing upon the national and foreign sources the article considers organizational and political aspects of the British government activities in the ethnic political conflict in Northern Ireland. The author substantiates timeliness, theoretic and practical relevance of the research regarding transformation of the conflict participants’ politics and determination of the resolution prospects.

Keywords:

Great Britain, Republic of Ireland, Northern Ireland, Ulster, religious and an ethno-political conflict, The New Irish Forum, The Irish Republican Army(IRA), Sinn Fein, “devolution”.

С середины 80-х гг. ХХ в. новый политический расклад сил, предполагающий, что большая часть партий будет оставаться в рамках конституционного процесса, позволил создать условия для того, чтобы началось смещение акцента политики правительства Великобритании с политических аспектов управления конфликтом на решение социально-экономических вопросов. Другим фактором, повлиявшим на решение отойти от концепции «деволюции» и использовать систему двойного управления провинцией стал инициированный СДЛП проект - Новый Ирландский Форум [1, с. 132-143]. Были созданы условия для совместных заседаний четырех демократических партий: ирландских Финна Файла и Финна Гаэла, Лейбористской партии Великобритании и Социальной Демократической и Лейбористской партии Северной Ирландии. Они представляли почти 3/4 всего населения Ирландии [2].

Итоговый документ форума, опубликованный 2 мая 1984 г., констатировал те же проблемы Северной Ирландии, что и «Белая книга» 1982 г., то есть упадок экономики, раскол, терроризм и насилие. Главной причиной этого Форум считал сохранение провинции в составе Великобритании. Единственным вариантом выхода из тупика Форум называл отмену первого раздела Конституционного Акта 1973 г. о невозможности объединения без согласия большинства населения Северной Ирландии и «демократическое» и «равноправное» соглашение о политическом устройстве новой объединенной Ирландии, «согласованное» с населением Севера и Юга [3]. Это стало своеобразным выходом из тупика, который формировался в условиях непримиримости сторон конфликта.

Решение вопросов экономики и трудоустройства населения Северной Ирландии не были единственными, но являлись ключевыми в Ольстерском конфликте. Формирование единого рынка труда протекало в обстановке растущей безработицы и технологической перестройки с ее многочисленными трудностями.

Одной из главных проблем была весьма высокая безработица, почти в два раза превышавшая аналогичные показатели в остальной части Великобритании (католики - 35 %, некато-лики - 15 %, в среднем - 24 %). Другой очевидной проблемой была дискриминация в области занятости, у католиков она была значительно более высокой по сравнению с протестантами [4].

Ведущие английские экономисты выделяют четыре основных причины такого положения:

- во-первых - проблемы в области образования и подготовки кадров;

- во-вторых, география расселения (католики проживали в периферийных и экономически менее развитых областях);

- в-третьих, так называемая «западня бедности» - когда в семье более четырех детей, выгоднее получать социальное пособие, чем искать работу, а большинство католических семей многодетны;

- в-четвертых, целый сектор занятости, а именно силы безопасности, был более или менее добровольно оставлен католиками, представители одного сообщества могли просто не желать работать в области во власти представителей другого сообщества [5, р. 98].

Для ликвидации бедности в католических областях правительственная помощь естественно должна была быть целевой. Вторая половина 80-х гг. была отмечена непропорциональным высоким объемом финансовой помощи католическим районам. Комитету распределения жилья, получившему значительную финансовую поддержку от правительства Великобритании, удалось продвинуться в разрешении острых жилищных вопросов. Была значительно снижена дискриминация в размещении жилья, существенных успехов добились в обеспечении равного доступа к получению общественного жилья, были организованы субсидии и отсрочки неплатежеспособным квартиросъемщикам [6, р. 171].

В 80-е гг. акцент правительственной политики в области школьного образования начал сдвигаться к интеграции различных типов образования и преодоление дискриминации в этой области. В 1984 и 1986 гг. специальными указами образовательных ведомств Северной Ирландии была введена жесткая структура управления школами различных категорий. Предписывалось создание новой категории - «управляемая объединенная школа». Любая существующая школа могла, с одобрения двух третей совета попечителей, изменить свой статус.

В результате комплекса реформ образования к 1989 г. произошел подъем образовательных стандартов путем введения общего учебного плана и единых критериев оценок. Родителям были предоставлены большие возможности выбора, большая информации о работе учебных заведений и возможность выбора школы при равных условиях набора. Был также создан институт школьных губернаторов, ответственных за организацию работы и финансирования школ и системы дополнительного образования. В результате этой политики к 1989 г. число школ общественного сектора, достигло 80 % общей количества учебных заведений Северной Ирландии [7, р. 48-52].

С 1985 г. правительство стимулирует сотрудничество частных и государственных учреждений по совместному развитию сфер образования, занятости и регионального развития. Большинство социальных инициатив в Северной Ирландии были частью стратегии по управлению конфликтом и были направлены на смягчение социальных разногласий. Несмотря на то, что диапазон возможных для правительства вариантов этой политики был ограничен множеством факторов, влияющих на содержание инициатив (объем их финансирования, методы реализации и первые неутешительные итоги экономической модернизации), в глубинных пластах ольстерской жизни они сказались на расстановке политических сил в регионе [8, р. 164].

Как справедливо отмечает профессор А.А. Галкин, фундаментом кризисных отношений в Северной Ирландии была формировавшаяся столетиями атипичная социальная структура, ценностные принципы, уходившие корнями в столь же отдаленное прошлое. На них накладывались современные поведенческие принципы и нормативы. В этом отношении в Северной Ирландии происходило то же, что и в других «догоняющих» европейских регионах [9, с. 149].

Повышение уровня жизни, уменьшение конкуренции за рабочие места, социальная стабильность и деполитизация масс позволили возникнуть политическим организациям нового типа. Примером могут служить обновленная Партия демократических юнионистов и Социал-демократическая и лейбористская партия. Умеренные силы получали все большую общественную поддержку североирландского общества. Экстремисты, проводя все более неэффективную политику, предусматривающую силовые методы в решении политических споров, постепенно теряли избирателей [10].

Реконструкция городов, возникновение новых центров и связанные с этим перемещения, новое расселение людей ломали устои общинного существования, традиционалистской и соседской солидарности. Прежние «почти родственные» отношения, целая сеть местных общинных уз постепенно уступали место формальным связям нового для Ольстера ориентированного в большей степени на индивидуума, а не на общинные ценности. Новая социальнопсихологическая реальность, сделала возможным зарождение и более индивидуализированных политических и партийных предпочтений.

Первостепенная роль в общественно-политической жизни в этот период перешла от массовых организаций к элитным группам, которые опирались не на прямую, а косвенную поддержку населения. Заключение между ними основополагающих политических пактов, определяющих

условия изменений и стали основой процесса формирования гражданского общества в Северной Ирландии.

Период гражданских беспорядков и дестабилизации системы североирландского самоуправления привели к расколу прежде единой Юнионистской партии, на базе которой возникает несколько новых политических субъектов, отражающих различные мнений и разные интересы отдельных социально-политических групп. В католической общине из движения за гражданские права вырастает СДЛП и ряд националистических организаций, усиливаются позиции южноирландских партий. Однако ни одной из них не удалось получить межобщинного статуса, а на волне экстремизма и насилия возрождаются феномены лоялизма и республиканизма. Весь спектр этих умеренных, военизированных и террористических организаций и партий эволюционировал в динамике конфликта и под влиянием извне. В периоды относительного спокойствия политическая структура обеих общин проявляла признаки разложения, а при всплеске политической активности масс и расширении насилия создавала коалиции.

Модернизация в социально-экономической сфере в североирландском обществе сказалась не только на тактике ведущих политических сил конфликта, но и изменила саму их сущность. Снижение эффективности насильственных акций заставили республиканцев и лоялистов выработать более реалистичные и конструктивные программы. Более умеренными стали крупнейшие конституционные партии, а раскол на основе общинной принадлежности стал менее значимыми, чем разделение между сторонниками различных политических схем мирного урегулирования.

Ссылки:

1. Полякова Е.Ю. Ирландский вопрос и деволюция // Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М.,1995.

2. New Ireland Forum Report // The Stationery Office. Dublin, 1984. URL: http://www.palgrave.com (дата обращения:

25.11.2009).

3. Там же.

4. NISRA - Northern Ireland Statistics and Research Agency. URL: http://www.nisra.gov.uk. (дата обращения: 14.04.2011).

5. Rowthorn B., Wayne N. Northern Ireland the political economy of conflict. Cambridge, 1988.

6. Brett C.E.B. Housing A Divided Community. Dublin: Institute of Public Administration. 1986.

7. Gallagher A. The Majority Minority Review: Education and Religion in Northern Ireland. Coleraine, 1989.

8. Rowthorn B., Wayne N. Op. cit.

9. Галкин А. Дестабилизация и стабилизация в условиях догоняющего развития. М., 2000.

10. History of Northern Ireland. URL: //www.search.com/reference/History_of_Northern_Ireland#1966_to_1998 (дата обращения: 06.01.2010).

References (transliterated):

1. Polyakova E.Y. Irlandskiy vopros i devolyutsiya // Iz istorii evropeyskogo parlamentarizma. Velikobritaniya. M.,1995.

2. New Ireland Forum Report // The Stationery Office. Dublin, 1984. URL: http://www.palgrave.com (date of access:

25.11.2009).

3. Ibid.

4. NISRA - Northern Ireland Statistics and Research Agency. URL: http://www.nisra.gov.uk. (date of access: 14.04.2011).

5. Rowthorn B., Wayne N. Northern Ireland the political economy of conflict. Cambridge, 1988.

6. Brett C.E.B. Housing A Divided Community. Dublin: Institute of Public Administration. 1986.

7. Gallagher A. The Majority Minority Review: Education and Religion in Northern Ireland. Coleraine, 1989.

8. Rowthorn B., Wayne N. Op. cit.

9. Galkin A. Destabilizatsiya i stabilizatsiya v usloviyakh dogonyayushchego razvitiya. M., 2000.

10. History of Northern Ireland. URL: //www.search.com/reference/History_of_Northern_Ireland#1966_to_1998 (date of access:

06.01.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.