Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С.В. Пронкин
УЭЛЬС: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕВОЛЮЦИИ
Статья посвящена проблеме деволюции Уэльса в промежутке между референдумами 1979 и 1997 гг. Главное внимание обращается на отношение ведущих политических партий Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии к данному вопросу.
Ключевые слова: Уэльс, деволюция, референдум 1979 г. в День Св. Дэвида, референдум 1997 г.
The article deals with the problem of devolution for Wales between referendums in 1979 and 1997. The main attention is paid to the position of the United Kingdom's leading political parties to the issue.
Keywords: Wales, devolution, referendum in St. David's Day (1979), referendum 1997.
Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии принято считать традиционалистской страной. Однако в последние десятилетия во внутренней политике здесь доминирует реформаторский «тренд», который затронул ее административно-территориальную организацию. Данный процесс, известный как регионализация, протекает во многих государствах Европейского Союза (ЕС). В Соединённом королевстве регионализация приобрела форму деволюции — передачи (делегации), согласно закону, отдельных полномочий центрального правительства суверенной страны субнациональным властям. Это позволяет развивать региональный уровень управления при формальном сохранении королевством статуса централизованного государства. В Соединённом королевстве деволюции были подвергнуты исторически самобытные регионы — Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс. Попытка регионализации собственно этнической Англии оказалась неудачной1. Процесс деволюции в Соединённом королевстве привлек внимание отечественных и зарубежных исследователей. Отечественные специалисты изучают данное яв-
Пронкин Сергей Владимирович — доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
1 См.: Пронкин С.В. Регионализация Англии: взлет и падение // Государственное управление в XXI веке: Российская Федерация в современном мире. 11-я Международная конференция (30 мая — 1 июня 2013 г.). М.: Инфра-М, 2014. С. 287—290.
ление в более широком контексте регионализации в странах ЕС2. Они также исследуют данный процесс в целом3. Из отдельных регионов наиболее популярной является Шотландия4, проблема деволюции Уэльса является наименее изученной5. Этот пробел частично восполняет данная статья.
Уэльс (валл. Cymru) — исторически самобытный регион Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Он первым, еще в конце XIV в. соединился с Англией, поэтому более глубоко интегрирован с ней, чем Шотландия и Северная Ирландия. В частности, с первой половины XVI в. он вошел в ее судебно-правовую систему, в связи с чем возникло понятие «Англия и Уэльс». В отличие от Шотландии, он никогда не являлся отдельным от Англии единым и состоявшимся государством. Как пренебрежительно говорил накануне референдума 1979 г. видный лейборист Н. Киннок (Neil Kinnock) — будущий лидер партии и валлийский уроженец — «между серединой XVI и серединой XVIII в. Уэльс практически не имел истории, и даже перед этим это была история сельских бандитов, которые облагораживали себя, именуясь принцами»6. В отличие от Северной Ирландии, он не был разделен с Англией острыми религиозными и социальными противоречиями, преобладающий в Уэльсе методизм является разновидностью протестантизма. Однако ассимиляция валлийцев не произошла. Более того, с середины XIX в. Уэльс переживает национальный ренессанс, последствием которого стало
2 См.: Каракчиев П.О. Становление европейской политики регионов Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 6. С. 21—28; Орлова А.А. Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма // Вестн. РУДН. Сер. Международные отношения. 2012. № 4. С. 70—81.
3 Алебастрова И.А. Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти // Представительная власть в XXI в. 2002. № 5—6. С. 55—59; Амирханова Л.Р. Причины и процесс деволюции в Великобритании // Научный Татарстан. 2003. № 3—4. С. 77—81; Коданева С.И. Британский регионализм. Конституционная реформа. М.: Юристъ, 2004; Коданева С.И. Региональная реформа в Соединенном Королевстве // Государство и право. 2003. № 9. С. 80—87; Казаков С.О. Деволюция в Соединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013; Матюхина Т.В. Деволюция в Великобритании на рубеже XX —XXI веков // Проблемы наук теории и истории государства и права: Сб. статей. 2002. Вып. 2. С. 96-107.
4 См.: Устюжанинова Е.А. К вопросу о деволюции в Шотландии // Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран. 2014. № 10. С. 2229-2234; Еремина Н.В. Проблема статуса Шотландии в девяностые годы XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003.
5 См.: Каракчиев П.О. Региональная деволюция в Уэльсе // Современная Европа. 2007. № 3. С. 85-98.
6 Цит. по: Gwynfor E. The Fight for Welsh Freedom. Talybont: Y Lolfa, 2000. P. 7.
его постепенное культурно-языковое и административно-политическое обособление7.
Данные процессы, наблюдавшиеся и в других исторических регионах королевства, вызвали создание в 1969 г. Королевской комиссии по конституции под председательством лорда Кроузера (Crowther), а после его смерти — лорда Килбрендона (Kilbrandon). Предметом исследования комиссии стала преимущественно проблема регионализации королевства, частью которой являлась де-волюция Шотландии и Уэльса. Эта политическая повестка была поддержана правившей тогда лейбористской партией, которая подготовила соответствующий законопроект и инициировала в 1979 г. референдумы о деволюции Шотландии и Уэльса. Референдум в Уэльсе состоялся 1 марта 1979 г. в день Святого Дэвида, в местный национальный праздник8. На голосование был поставлен вопрос: "Do you want the provisions of the Wales act 1978 to be put into effect?" Итоги референдума в Уэльсе были для правительства обескураживающими. Только менее 12% общего числа избирателей положительно ответили на поставленный вопрос, проект был отвергнут большинством 4:1 (956 330 против 243 048) из пришедших на голосование. В результате Wales Act был отозван, эти события стали одной из причин падения 28 марта 1979 г. лейбористского правительства Дж. Каллагана (James Callaghan).
Поражение сторонников деволюции объяснялось суммой причин, частично находившихся между собой в противоречии. Важнейшей из них была неоднородность состава населения Уэльса. В регионе заметно отличались сельские «валлийские» (центральные и северо-западные) и промышленные англизированные (южные) территории, население которых не поддерживало идею обособления региона, опасалось возможной в перспективе национально-языковой дискриминации. Свою роль сыграло доминирование в местном медиапространстве английских средств массовой информации, которые не были энтузиастами деволюции. Против нее выдвигались различные рациональные аргументы. Обращалось внимание на отличие условий регионализации, предложенных Шотландии и Уэльсу, некоторую ограниченность прав последнего. Высказывались опасения относительно целостности королевства,
7 Подробнее см.: Пронкин С.В. Референдум в День Святого Дэвида в Уэльсе: предыстория // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. XII Международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2014 г. М.: Инфра-М, 2015. С. 421-424.
8 Подробнее см.: Пронкин С.В. Референдум в День Святого Дэвида в Уэльсе: предыстория.
провоцирования реформой сепаратизма. Возникали сомнения куль-турно-цивилизационного характера, опасения, что передача больших полномочий валлийской элите якобы может привести к падению качества управления, усилению бюрократизма и коррупции. Предложенная трехуровневая система (регион — графства — местные власти) управления представлялась слишком сложной. Опасались маргинализации местной политической жизни в случае ее обособления от английской. Наконец, на исход референдума повлияла и общая обстановка в стране — рубеж 1978—1979 гг. известен масштабными антиправительственными протестами профсоюзов («зима недовольства»).
Провал плана деволюции Уэльса повлиял на тактику партий в ходе досрочных парламентских выборов. Победившая в итоге консервативная партия в своей предвыборной программе даже не стала специально останавливаться на проблеме, ограничившись обещанием продолжить дискуссию об «усовершенствовании парламентского контроля над администрацией в Уэльсе»9. Этого курса консерваторы придерживались и на последующих выборах. В 1983 и 1987 гг. они в принципе не увидели необходимость поднимать этот вопрос10. И настроения избирателей, казалось, оправдывали данный курс. Консерваторы находились на пике своей популярности. После успеха на выборах 1979 г., тори, ведомые М. Тэтчер, закрепили его в 1983 г., получив 397 мест в палате общин вместо 339. Причем за консерваторов голосовала преимущественно этническая Англия, мало интересовавшаяся или даже враждебная идее деволюции других исторических регионов, что дополнительно объясняло игнорирование партией данной проблемы. Затем ее поддержка избирателями начинает падать, но все-таки оставалась внушительной (376 мест в 1987 году).
Провал в «день Святого Дэвида» повлиял на тактику лейбористов, надолго пересевших на скамьи официальной оппозиции. В 1979 г. они вынуждены были признать, что результаты референдума ясно показали нежелание большинства жителей Уэльса
9 1979 Conservative Party General Election Manifesto // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://www.conservativemanifesto.com/1979/1979-conservative-manifesto.shtml (дата обращения: 10.10.2016).
10 См.: 1983 British Conservative Party Election Manifesto // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/con83.htm (дата обращения: 10.10.2016); 1987 Conservative Party General Election Manifesto. The Next Moves Forward // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://www.con-servativemanifesto.com/1987/1987-conservative-manifesto.shtml (дата обращения: 10.10.2016).
иметь выборную ассамблею11. Партия приняла их решение, поэтому на выборах 1983 г., как и консерваторы, обошла проблему, а в 1987 г. остановилась только на экономических и культурно-языковых аспектах12.
Из общенациональных политических партий наиболее решительно интересы Уэльса отстаивали либералы, которые в это время заключили стратегический союз с социал-демократами (в дальнейшем он привел к возникновению Либерально-демократической партии). Они критиковали существующую систему управления в общедемократическом контексте, полагали ее слишком централизованной, недостаточно эффективной и подотчетной гражданам, в частности, из-за существования множества невыборных административных и квазиадминистративных учреждений (NDPB-QUANGO). Коалиция предлагала немедленно предпринять подготовительные меры по созданию в Уэльсе региональной представительной ассамблеи. В 1987 г. они высказались еще более определенно и решительно, заявив, что «Британское правительство никогда не было таким централизованным, как при миссис Тэтчер», что «неэффективно и опасно». Поэтому было предложено создать региональную ассамблею — Welsh Senedd (сенат)13. Еще более резко, естественно, высказывалась националистическая партия Plaid Cymru (Партия Уэльса), которая выступала за независимость региона. Однако электоральная поддержка этих трех партий в масштабах всего королевства была невелика, поэтому главным двигателем идеи его регионализации оставались лейбористы, постепенно оправлявшиеся от поражения 1979 г.
Ход политического процесса показал, что итоги референдума «в день Святого Дэвида» был интерпретирован не совсем верно. Результаты голосования в Уэльсе нельзя было однозначно трактовать как отрицание идеи большей самостоятельности региона. Поэтому вопрос не был сдан в политический архив, но только временно отложен. Как мы видели, часть «национально ориентированных» валлийцев голосовала против деволюции из-за недовольства предложенной ее формой. Другие избиратели своим отри-
11 См.: 1997 Labour Party Manifesto, General Election. New Labour Because Britain Deserves Better // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources. net/area/uk/man/lab97.htm (дата обращения: 10.10.2016).
12 См.: 1987 British Labour Party Election Manifesto. Britain Will Win with Labour // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/ man/lab87.htm (дата обращения: 10.10.2016).
13 1987 SDP — Liberal Alliance General Election Manifesto. Britain United — The Time Has Come // Liberal / SDP / Libdem Manifestos [Site]. URL: http://www.lib-demmanifesto.com/1987/1987-liberal-manifesto.shtml (дата обращения: 10.10.2016).
цательным голосованием хотели выразить протест против общего направления политики правительства (протестное голосование). Реанимации проблемы статуса Уэльса способствовало также «региональное измерение» политики ЕС, членом которого стало Соединённое королевство. С 1988 г. его регионы стали партнерами European Regional Development Fund (ERDF). Выгодность автономного статуса демонстрировал пример ряда европейских регионов. Концепции «Европа регионов» оказалась близкой Plaid Cymru, которая в лозунге «Уэльс в Европе» видела форму решения вопроса о его независимости. Идея регионализации королевства сохраняла популярность в лейбористской партии, разделявшей принцип субсидиарности в построении отношений между национальным и субнациональным уровнями управления.
Правившие же консерваторы продолжали и на выборах 1992 г. упорно отрицать идею деволюции. Они видели в ней угрозу распада государства, фактор политической неопределенности, который отпугнет от региона инвесторов. Одновременно они указывали на успехи в развитии новых сфер экономики Уэльса как подтверждение правильности своего курса. Консерваторы предлагали развивать экономические и культурные институты региона, но без предоставления ему особого статуса14. Между тем результаты выборов демонстрировали падение популярности тори. В 1992 г. они получили в палате общин 336 мест, в 1997 г. последовал провал, всего — 165 мест. Причем в Уэльсе партия победила только в 6 из 38 избирательных округов. Реальная поддержка избирателей упала не столь драматически — с 42,4% в 1983 г. до 30,7% в 1997 г. В этом расхождении реальной популярности консерваторов с числом полученных в парламенте мест сказались известные недостатки системы мажоритарного голосования в один тур "first-past-the-post".
В результате проблема деволюции Уэльса вернулась в повестку дня практической политики. Это объяснялось рядом причин как общих для Соединенного королевства, так и специфических для данного региона. Сказывалась усталость населения от длительного правления консерваторов, тэтчеризма. Негативные стороны данной политики особенно зримо проявились в Уэльсе. Консерваторы в своих предвыборных манифестах обращали внимание на успехи в регионе новых высокотехнологичных отраслей экономики и практики самозанятости, т.е. развития малого бизнеса. Но это не
14 См.: 1992 Conservative Party General Election Manifesto. The Best Future for Britain // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://www.conservativemanifesto. com/1992/1992-conservative-manifesto.shtml (дата обращения:10.10.2016).
компенсировало упадок традиционных угольной и металлургической промышленности, которые, между прочем, доминировали в южном Уэльсе, традиционно враждебном идее деволюции. Местные исследователи полагают, что именно стачки шахтеров в 1984— 1985 гг. стали решающим событием в процессе появления в Уэльсе относительно единой «политической» нации15.
Правившие в течение 18 лет консерваторы традиционно пользовалась слабой электоральной поддержкой в регионе, где исторически доминировали лейбористы и либералы (либеральные демократы). Жители Уэльса говорили: «Мы голосовали за лейбористов, а получили Тэтчер!», что усиливало в них желание политического обособления. В королевстве стало модно говорить о «дефиците демократии», связанном с ростом числа NDPB-QUANGO, которые расцвели в рамках проводимой Тэтчер реформы государственного управления. Выяснилось, что эти неподотчетные местным властям структуры именно в Уэльсе приобрели особую значимость. С 1979 г. их число увеличилось вдвое, в начале 90-х гг. их было более 200, они контролировавшие бюджет в £2 млрд — примерно равный общим расходам местных властей. Позже, во время дебатов в палате общин о референдуме 1997 г., лейбористы утверждали, что созданное консерваторами в Уэльсе "quango state" придало новое содержание понятию «колониализм»16. Все эти изменения вели, по мнению ведущего исследователя проблемы, к развитию «чувства валлийскости» — "sense of welshness"17.
Определенную роль в изменении отношения в регионе к дево-люции сыграли, во-первых, реорганизация валлийского местного управления, последовавшая за Local Government (Wales) Act (1994), которая привела к уничтожению здесь графств как административных единиц. Это, естественно, привело к ликвидации их властей, ранее противодействовавших созданию региональной ассамблеи, не желая иметь вышестоящий уровень управления. Кроме того, после ликвидации графств представлялось более уместным создание региональных властей для координации деятельности вновь созданных 22 административных «унитарных» структур. Во-вторых, — развитие движения за самоуправление в Шотландии, ко-
15 См.: Arthur A., Bort E., Osmond J. Unique Paths to Devolution: Wales, Scotland and Northern Ireland. Cardiff: Institute ofWelsh Affairs, 2011. P. 23.
16 Referendum in Wales // Hansard [Site]. P. 476. URL: http://hansard.millbank-systems.com/commons/1997/jun/04/referendums-scotland-and-wales-bill (дата обращения: 08.10.2016).
17 Bogdanor V. Devolution in the United Kingdom. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 200.
торое не позволяло оставить в стороне и валлийский вопрос. Импульс к деволюции данного региона, по мнению исследователя, в конечном счете дали не собственно «Уэльс или Блэр, но Шотландия»18.
Актуализацию проблемы демонстрировал рост электоральной поддержки оппозиционных партий. Лейбористы после неудачи в 1979 г. (269 мест) и провала в 1983 г. (209 мест) стали укреплять свои позиции в палате общин, получив здесь 229 мест в 1987 г. и 271 в 1992 г. Менялись настроения и собственно в Уэльсе. В течение 1980-х — первой половины 1990-х гг. количество сторонников создания местной ассамблеи выросло с 12 до 50%, а сторонников независимости — с 6 до 16%19.
Кампания за Валлийскую ассамблею возобновилась в 1988 г. Особенно важно было участие в ней лейбористов, которые являлись потенциальной правящей партией. Реагируя на меняющиеся общественные настроения, партия стала детально разрабатывать «валлийский вопрос». Для нее деволюция регионов была частью
более общей программы по «обновлению и оживлению демо-
20
кратии»20.
В 1992 г. лейбористский манифест подтвердил курс на создание Валлийской ассамблеи21. Его положения были затем уточнены в ряде партийных документов. Предложения лейбористов предусматривали создание региональной ассамблеи, которая должна была принять на себя полномочия и бюджет Министерства по делам Уэльса (Welsh Office), взять под контроль завесившие от него NDPB-QUANGO. Но ассамблея не получала существенных полномочий в отношении назначений должностных лиц. Она также фактически не обладала правом первичного законодательства, а преимущественно вторичного, т. е. развития и уточнения актов парламента. Министр по делам Уэльса сохранялся, но он должен был консультироваться с ассамблеей по поводу своей законодательной программы. Деятельность ассамблеи предполагалось финансировать правительственными грантами. Она должна была избираться на 4 года при помощи системы first-past-the-post (FPTP).
18 Martin J. Wales since 1939. Manchester: Manchester University Press, 2012. P. 413.
19 Jones R.W., Scully R. Wales Says Yes. Devolution and the 2011 Welsh Referendum. Cardiff: University of Wales Press, 2012. P. 63.
20 Devolution in Scotland and Wales // Hansard [Site]. P. 186. URL: http://hansard. millbanksystems.com/lords/1997/jul/30/devolution-in-scotland-and-wales (дата обращения: 08.10.2016).
21 См.: 1992 Labour Party Manifesto. It's Time to Get Britain Working Again // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/ lab92.htm (дата обращения: 04.09.2016).
Ее рабочими органами должны были стать профильные комитеты (subject committees), которые создавались для надзора над деятельностью местных административных органов. Состав subject committees должен был отражать расстановку партийных сил в ассамблее. Общую координацию их деятельности осуществлял исполнительный совет ассамблеи, который должен был возглавить лидер партийного большинства. В целом, предложение относительно Валлийской ассамблее имели сходство с положениями несостоявшегося акта 1978 г., поэтому критика новых предложений лейбористов со стороны Plaid Cymru и либеральных демократов имела много общего со звучавшей прежде. Главным образом отмечался недостаток полномочий у проектируемых валлийских властей и сохранение поста министра по делам Уэльса, что могло привести к конфликту между двумя центрами власти.
В дальнейшем в план реформы были внесены изменения. В частности, было решено отказаться от системы FPTP в пользу модели AMS (additional member system) и запросить согласие населения через новый референдум. Учитывая негативный опыт 1979 г., решено было считать его результаты успешными при поддержке большинства пришедших на выборы (в 1979 г. для успеха референдума требовалось согласие не менее 40% общего числа избирателей). В предвыборном манифесте лейбористы подчеркивали, что дево-люция есть инструмент не подрыва единства королевства, но «укрепления союза и снятия угрозы сепаратизма». Парламент в Вестминстере остается суверенным, но его суверенитет через деволюцию приобретает другую форму22. Эти мысли были повторены в ходе последующих парламентских дебатов: "Since we are proposing devolution rather than separatism, Westminster will remain sovereign, but the Government are proposing that sovereignty should be exercised in a new way—in a devolved way'"23.
Планы лейбористов поддерживали либеральные демократы, которые даже считали их недостаточными. В 1997 г. предвыборный манифест этой партии предполагал создать валлийский сенат (Senedd) с законодательной и исполнительной властью, с правом в небольших пределах повышать или понижать размеры подоходного налога. Senedd должен был избираться посредством системы
22 1997 Labour Party Manifesto, General Election. New Labour Because Britain Deserves Better // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources. net/area/uk/man/lab97.htm (дата обращения: 10.10.2016).
23 Devolution in Scotland and Wales // Hansard [Site]. P. 186. URL: http://hansard. millbanksystems.com/lords/1997/jul/30/devolution-in-scotland-and-wales (дата обращения: 08.10.2016).
STV (Single Transferable Vote)24. Такая позиция сделала возможным сотрудничество двух партий, которые в итоге разработали совместную программу-декларацию. Целью межпартийного альянса в вопросе деволюции Уэльса было превращение его в " Tory-free zone".
Предложения Plaid Cymru, естественно, были самыми радикальными. Свою программу действий валлийские националисты разделите на два этапа. На первом в Уэльсе должен был заработать полноценный парламент, который принял бы ответственность не только за функции Welsh Office и местных QUANGO, но и за некоторые полномочия Министерства внутренних дел (Home Office) и Финансов (Treasury). На второй стадии, не позже 5 лет после создания местного парламента, последний должен был получить оставшиеся у Вестминстера права. Этим Уэльс приобретал полное самоуправление, прекращал участвовать в выборах в парламент королевства, получал полноценное представительство в Европейском совете министров и собственного комиссара в Брюсселе. Речь шла о фактической независимости Уэльса, который «менял маленький союз — UK на больший — EU»25. Применительно к предложенному лейбористами и либеральными демократами референдуму Plaid Cymru требовала, чтобы на него был вынесен и вопрос о полном самоуправлении Уэльса.
Нельзя сказать, что консервативное правительство до конца игнорировало валлийскую проблему. В ноябре 1995 г. министр по делам Уэльса В. Хейг (William Hague) внес предложение активизировать работу Валлийского большого комитета (Welsh Grand Committee), который являлся парламентской дискуссионной площадкой для обсуждения проблем данного региона, но более радикальные политико-административные предложения не последовали. Позиции отрицания самостоятельности Уэльса как региона они продолжали придерживаться на выборах 1997 г. Консерваторы считали деволюцию рискованным предприятием, создающим угрозу привычному быту и труду валлийцев, возможно, ведущему к появлению учреждений, «голодных до власти», увеличению налогов, ослаблению единства королевства26. В качестве альтерна-
24 1997 Liberal Democrat General Election Manifesto. Make the Difference // Liberal / SDP / Libdem Manifestos [Site]. URL: http://www.libdemmanifesto.com/1997/ 1997-liberal-manifesto.shtml (дата обращения: 10.10.2016).
25 The Best for Wales. Plaid Cymru's Programme for the New Millennium // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/ pcymru97.htm (дата обращения: 10.10.2016).
26 1997 Conservative Party General Election Manifesto. You can only be sure with the Conservatives // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://www.conservative-manifesto.com/1997/1997-conservative-manifesto.shtml (дата обращения: 10.10.2016).
тивы они повторили предложение о расширении роли Welsh Grand Committee.
Всеобщие выборы в мае 1997 г. завершились триумфальной победой ведомых Т. Блэром лейбористов, они получили 418 мест в палате общин. На смену 18-летнему правлению консерваторов пришло 14-летнее правление лейбористов. Как и было обещано, в парламент был внесен Wales Bill, который основывался на предшествующих предложениях партии по поводу Валлийской ассамблеи. Во время дебатов ставший теневым премьер-министром У. Хейг настаивал, что предложения лейбористов «создают большую и фундаментальную ошибку». Указав на прописанное в законопроекте различие прав Шотландии и Уэльса, он доказывал, что в этом нет «логики или принципа»27. Лейбористы возражали, что деволюция призвана отразить многообразие страны, и не может быть унифицированной. "The great value of the UK is its diversity, and our structures of government should recognize that", — говорил во время дебатов в палате лордов представлявший правительство Lord Sewel, — "Scotland and Wales differ in many respects"28.
Правящая партия продолжила энергичную работу над законопроектом. В июле 1997 г. была опубликована белая книга "A Voice for Wales", в которой были конкретизированы и разъяснены правительственные предложения. 18 сентября состоялся референдум в Уэльсе. На нем идея деволюции прошла небольшим большинством в 50,3% голосовавших. Как видно по результату, победа, можно сказать, была вымученной. За деволюцию высказалось только немногим более 25% зарегистрированных избирателей. Но, сравнительно с 1979 г., общественные настроения заметно изменились.
Занимавший тогда пост министра по делам Уэльса Р. Дэвис охарактеризовал деволюцию как «процесс, а не событие». Дальнейшие события подтвердили данный вывод. В 1998 г. вступил в силу Акт о правительстве Уэльса (Government of Wales Act). 6 мая была впервые избрана Национальная ассамблея, торжественно открытая королевой 1 июля. Судя по паданию числа противников деволюции с 80% в конце 70-х гг. до 13% к 2010 г. избранный путь вел в правильном направлении29.
27 Цит. по: Gay O. Wales and Devolution / Research Paper 97/60. 19 May 1997. Home Affairs Section. House of Commons Library. P. 28. URL: http://researchbriefings.files. parliament.uk/documents/RP97-60/RP97-60.pdf (дата обращения: 08.10.2016).
28 Devolution in Scotland and Wales // Hansard [Site]. P. 186. URL: http://hansard. millbanksystems.com/lords/1997/jul/30/devolution-in-scotland-and-wales (дата обращения: 08.10.2016).
29 Devolution: Wales Points the Way // The Guardian. 02.03.2010. URL: https://www. theguardian.com/commentisfree/2010/mar/02/wales-devolution-opposition-support (дата обращения: 08.10.2016).
Список литературы
Алебастрова И.А. Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти // Представительная власть в XXI в. 2002. № 5-6. С. 55-59.
Ананьева Е.В. О современных путях реформизма, или о реформизме как современном пути. Опыт Великобритании: «Политика убеждений» М. Тэтчер и «перманентный ревизионизм» Т. Блэра // Полис: политические исследования. 2001. № 5. С. 163-173.
Амирханова Л.Р. Причины и процесс деволюции в Великобритании // Научный Татарстан. 2003. № 3-4. С. 77-81.
Валуев А.В. Проблема национализма в современной национальной политике Великобритании (1997-2002) // Клио. 2004. № 2. С. 81-84.
Зинкевич Н. Проблема деволюции Шотландии и поиск путей ее решения в 1979-1997 гг. // Актуальш проблеми. 2011. Вип. 14. С. 94-101.
Еремина Н.В. Проблема статуса Шотландии в девяностые годы XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003.
Казаков С.О. Деволюция в Соединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.
Каракчиев П.О. Делегирование властных полномочий регионам Великобритании в контексте многоуровневого европейского управления: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2007.
Каракчиев П.О. Региональная деволюция в Уэльсе // Современная Европа. 2007. № 3. С. 85-98.
Каракчиев П.О. Становление европейской политики регионов Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 6. С. 21-28.
Коданева С.И. Британский регионализм. Конституционная реформа. М.: Юристъ, 2004.
Коданева С.И. Региональная реформа в Соединенном Королевстве // Государство и право. 2003. № 9. С. 80-87.
Матюхина Т.В. Деволюция в Великобритании на рубеже XX-XXI веков // Проблемы наук теории и истории государства и права: Сб. статей. 2002. Вып. 2. С. 96-107.
Орлова А.А. Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма // Вестн. РУДН. Сер. Международные отношения. 2012. № 4. С. 70-81.
Пронкин С.В. Регионализация Англии: взлет и падение // Государственное управление в XXI веке: Российская Федерация в современном мире. 11-я Международная конференция (30 мая — 1 июня 2013 г.). М.: Инфра-М, 2014. С. 287-290.
Пронкин С.В. Референдум в День Святого Дэвида в Уэльсе: предыстория // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. XII Международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2014 г. М.: Инфра-М, 2015. С. 421-424.
Толстое С.В. Конституционный статус и этнополитические процессы в Шотландии (70—80-е годы) // Вопросы новой и новейшей истории. 1992. Вып. 38. С. 49-59.
Устюжаниноеа Е.А. К вопросу о деволюции в Шотландии // Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран. 2014. № 10. С. 2229-2234.
Шаеалеееа Э.Н. Деволюция и проблема идентичности в Великобритании // Вестн. Башкирского ун-та. 2006. № 4. С. 137-151.
1979 British Labour Party Election Manifesto. The Labour Way is the Better Way // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources. net/area/uk/man/lab79.htm
1979 Conservative Party General Election Manifesto // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://www.conservativemanifesto.com/1979/1979-conservative-manifesto.shtml
1983 British Conservative Party Election Manifesto // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/con83.htm 1983 British Labour Party Election Manifesto. The New Hope for Britain // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/ area/uk/man/lab83.htm
1987 British Labour Party Election Manifesto. Britain Will Win with Labour // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources. net/area/uk/man/lab87.htm
1983 British Liberal-SDP Alliance Election Manifesto. Working Together for Britain // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsre-sources.net/area/uk/man/all83.htm
1987 Conservative Party General Election Manifesto. The Next Moves Forward // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://wwwconserva-tivemanifesto.com/1987/1987-conservative-manifesto.shtml
1987 SDP — Liberal Alliance General Election Manifesto. Britain United — The Time Has Come // Liberal / SDP / Libdem Manifestos [Site]. URL: http://www.libdemmanifesto.com/1987/1987-liberal-manifesto.shtml
1992 Conservative Party General Election Manifesto. The Best Future for Britain // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http://wwwconserva-tivemanifesto.com/1992/1992-conservative-manifesto.shtml
1992 Labour Party Manifesto. It's Time to Get Britain Working Again // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/ area/uk/man/lab92.htm
1997 Conservative Party General Election Manifesto. You can only be sure with the Conservatives // Conservative Party Manifestos [Site]. URL: http:// www.conservativemanifesto.com/1997/1997-conservative-manifesto.shtml
1997 Labour Party Manifesto, General Election. New Labour Because Britain Deserves Better // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.poli-ticsresources.net/area/uk/man/lab97.htm
1997 Liberal Democrat General Election Manifesto. Make the Difference // Liberal / SDP / Libdem Manifestos [Site]. URL: http://www.libdemmanifesto. com/1997/1997-liberal-manifesto.shtml
Arthur A., Bort E., Osmond J. Unique Paths to Devolution: Wales, Scotland and Northern Ireland. Cardiff: Institute of Welsh Affairs, 2011.
Bogdanor V. Devolution in the United Kingdom. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Devolution in Scotland and Wales // Hansard [Site]. URL: http://hansard. millbanksystems.com/lords/1997/jul/30/devolution-in-scotland-and-wales
Devolution: Wales Points the Way // The Guardian. 02.03.2010. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2010/mar/02/wales-devolution-opposition-support
Gay O. Wales and Devolution / Research Paper 97/60. 19 May 1997. Home Affairs Section. House of Commons Library. URL: http://researchbriefings. files.parliament.uk/documents/RP97-60/RP97-60.pdf
Gwynfor E. The Fight for Welsh Freedom. Talybont: Y Lolfa, 2000. Jones R.W., Scully R. Wales Says Yes. Devolution and the 2011 Welsh Referendum. Cardiff: University of Wales Press, 2012.
Martin J. Wales since 1939. Manchester: Manchester University Press, 2012. Referendum in Wales // Hansard [Site]. URL: http://hansard.millbanksy-stems.com/commons/1997/jun/04/referendums-scotland-and-wales-bill
The Best for Wales. Plaid Cymru's Programme for the New Millennium // Political Science Resources [Site]. URL: http://www.politicsresources.net/ area/uk/man/pcymru97.htm