Научная статья на тему 'ДЕВОЧКА В ХОККЕЕ: СОГЛАСОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РОЛЕЙ'

ДЕВОЧКА В ХОККЕЕ: СОГЛАСОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РОЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ГЕНДЕР / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина И. Л.

Введение - в настоящей статье проанализированы проблемы, возникающие у спортсменок, занимающихся условно мужскими видами спорта. Среди них весьма важными являются сохранение репродуктивного здоровья спортсменок, влияние спорта на феминность, избыточная маскулинность и агрессивность. Это в полной мере касается женского хоккея с шайбой. В настоящее время недостаточно изучен процесс формирования гендерной идентичности у девочек-хоккеистов и мало данных по проблеме соотношения гендерной и спортивной ролей у хоккеисток. Цель исследования: изучение особенностей гендерной и спортивной ролей у хоккеисток на начальных этапах спортивной подготовки. Использованы методы анализа литературы, наблюдения, беседы, ситуационного анализа (case study). В процессе исследования выявлены особенности начальной спортивной подготовки девочек-хоккеистов, определяющие специфику формирования их гендерной идентичности. Относительно благополучное пребывание девочек-хоккеистов в мальчиковых командах на начальных этапах спортивной подготовки связано с преимуществами их паспортного и биологического возраста. По мере перехода на следующие этапы спортивной подготовки эти преимущества утрачиваются, начинается расхождение между гендерной идентификацией и спортивной ролью девочки-хоккеиста. На конкретном примере установлены проявления рассогласования гендерной и спортивной ролей у девочки-хоккеиста. Выводы - спортивная роль хоккеиста входит в противоречие с гендерной ролью девочки. От спортсменки требуется агрессивное, напористое поведение на тренировке и на соревнованиях, использование силовых приемов, что не соответствует феминным схемам поведения. Возникает внутриличностный конфликт, из которого самостоятельно девочка-подросток выйти не может, что приводит либо к межличностным конфликтам, либо к различного рода поведенческим девиациям, либо к уходу из спорта. Показана значимость психокоррекционной работы по согласованию гендерной идентификацию со спортивной ролью хоккеиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIRL IN HOCKEY: AGREED GENDER AND SPORT ROLES

Introduction - this article analyzes the problems that arise in athletes involved in conditionally male sports. The issues of preserving the reproductive health of female athletes, the impact of sports on femininity, excessive masculinity and aggressiveness are very important. This fully applies to women's ice hockey. At present, the process of formation of gender identity among female hockey players has not been sufficiently studied, and there is little data on the problem of the correlation between gender and sports roles among female hockey players. The purpose of the study: to study the features of gender and sports roles among female hockey players at the initial stages of sports training. The methods of literature analysis, observation, conversation, situational analysis (case study) were used. The study revealed the features of the initial sports training of girls hockey players, which determine the specifics of the formation of their gender identity. The relatively safe stay of girls-hockey players in boys' teams at the initial stages of sports training is associated with the advantages of their passport and biological age. With the transition to the next stages of sports training, these advantages are lost, and discrepancy between gender identification and the sports role of a girl hockey player begins. On the specific example, manifestations of the mismatch between gender and sports roles in the girl hockey player were established. Conclusions - the sports role of a hockey player is in conflict with the gender role of a girl. An athlete is required to have aggressive, assertive behavior in training and competitions, the use of power techniques, which does not correspond to feminine patterns of behavior. The intrapersonal conflict arises, from which a teenage girl cannot get out on her own, which leads either to interpersonal conflicts, or to various kinds of behavioral deviations, or to leaving the sport. The importance of psycho-correctional work to harmonize gender identification with the sports role of a hockey player is shown.

Текст научной работы на тему «ДЕВОЧКА В ХОККЕЕ: СОГЛАСОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РОЛЕЙ»

сти» (rS= 0,...), что подтверждает психосоматическое влияние алекситимии на показатели комплаенса у лиц с данным заболеванием.

Мужчины, имеющие психосоматическое реагирование при ЭПТС, имеют высокий уровень эмоциональной комплаентности, что определяет их большую приверженность по сравнению с женщинами к соблюдению врачебных рекомендаций.

Пациенты с эндопротезированием тазобедренного сустава, не использующие со-владающее поведение «бегство-избегание», имеют удовлетворительную психосоциальную адаптацию в болезни.

Психологическое сопровождение пациентов с ЭПТС направлено на нормализацию эмоционального состояния пациентов и снижение уровня алекситимии, формирование адекватной самооценки, улучшение комплаенса и психосоциальной адаптации в болезни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемный комплаенс в медицине - взгляд клинического психолога / Ю.П. Зинченко, Е.И. Шмелев, Е.И. Первичко, Н.М. Шмелева // Клиническая психология в здравоохранении и образовании : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2013. - С. 13-19.

2. Медико-социологическая диагностика организации реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов / А. С. Федонников, М.В. Еругина, Е.А. Андриянова, И.А. Норкин // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2017.- № 13 (3). - С. 761764.

3. Удовлетворенность пациентов после первичного эндопротезирования тазобедренного сустава: предикторы успеха / М.А. Черкасов, Р.М. Тихилов, И.И. Шубняков. [и др.] // Травматология и ортопедия России. - 2018. - Т. 24, № 3. - С. 45-54.

4. Total hip replacement for hip fracture: Surgical techniques and concepts / R. Coomber, M. Porteous, M. Hubble, M.J. Parker // Injury. - 2016. - Vol. 47, issue 10, pp. 2060-2064.

5. Choice of Prosthetic Implant Combinations in Total Hip Replacement: Cost-Effectiveness Analysis Using UK and Swedish Hip Joint Registries Data / C.G. Fawsitt, H.Z. Thom Howard, L.P. Hunt, S. Nemes, E. Marques // Value in Health. - 2019. - Vol .22, issue 3, pp.303-312.

REFERENCES

1. Zinchenko, Yu.P., Shmelev, E.I., Pervichko, E.I. and Shmeleva, N.M. (2013), "Problematic compliance in medicine - the view of a clinical psychologist", Clinical psychology in health care and education, Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 13-19.

2. Fedonnikov, A.S., Erugina, M.V., Andriyanova, E.A. and Norkin, I.A. (2017), "Medical and sociological diagnostics of the organization of rehabilitation of patients after hip and knee arthroplasty", Saratov Journal of Medical Scientific Research, No. 13 (3), pp. 761-764.

3. Cherkasov, M.A., Tikhilov, R.M., Shubnyakov, I.I. et al (2018), "Satisfaction of patients after primary hip arthroplasty: predictors of success", Traumatology and Orthopedics of Russia, Vol. 24, No. 3, pp. 45-54.

4. Coomber, R., Porteous, M., Hubble, M. and Parker, M.J. (2016) "Total hip replacement for hip fracture: Surgical techniques and concepts", Injury, Vol. 47, issue 10, pp. 2060-2064.

5. Fawsitt, C.G., Thom Howard, H.Z., Hunt, L.P., Nemes, S. and Marques, E. (2019), "Choice of Prosthetic Implant Combinations in Total Hip Replacement: Cost-Effectiveness Analysis Using UK and Swedish Hip Joint Registries Data", Value in Health, Vol .22, issue 3, pp.303-312.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 159.9.07 +796.966

ДЕВОЧКА В ХОККЕЕ: СОГЛАСОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ И СПОРТИВНОЙ

РОЛЕЙ

Ирина Леонидовна Левина, доктор медицинских наук, профессор, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания, Новокузнецк

Аннотация

Введение - в настоящей статье проанализированы проблемы, возникающие у спортсменок, занимающихся условно мужскими видами спорта. Среди них весьма важными являются сохранение репродуктивного здоровья спортсменок, влияние спорта на феминность, избыточная маскулинность и агрессивность. Это в полной мере касается женского хоккея с шайбой. В настоящее время недостаточно изучен процесс формирования гендерной идентичности у девочек-хоккеистов и мало данных по проблеме соотношения гендерной и спортивной ролей у хоккеисток. Цель исследования: изучение особенностей гендерной и спортивной ролей у хоккеисток на начальных этапах спортивной подготовки. Использованы методы анализа литературы, наблюдения, беседы, ситуационного анализа (case study). В процессе исследования выявлены особенности начальной спортивной подготовки девочек-хоккеистов, определяющие специфику формирования их гендерной идентичности. Относительно благополучное пребывание девочек-хоккеистов в мальчиковых командах на начальных этапах спортивной подготовки связано с преимуществами их паспортного и биологического возраста. По мере перехода на следующие этапы спортивной подготовки эти преимущества утрачиваются, начинается расхождение между гендерной идентификацией и спортивной ролью девочки-хоккеиста. На конкретном примере установлены проявления рассогласования гендерной и спортивной ролей у девочки-хоккеиста. Выводы - спортивная роль хоккеиста входит в противоречие с ген-дерной ролью девочки. От спортсменки требуется агрессивное, напористое поведение на тренировке и на соревнованиях, использование силовых приемов, что не соответствует феминным схемам поведения. Возникает внутриличностный конфликт, из которого самостоятельно девочка-подросток выйти не может, что приводит либо к межличностным конфликтам, либо к различного рода поведенческим девиациям, либо к уходу из спорта. Показана значимость психокоррекционной работы по согласованию гендерной идентификацию со спортивной ролью хоккеиста.

Ключевые слова: женский хоккей с шайбой, этапы спортивной подготовки. гендер, поло-ролевая идентификация, гендерная идентичность, спортивная роль.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p585-592

GIRL IN HOCKEY: AGREED GENDER AND SPORT ROLES Irina Leonidovna Levina, the doctor of medical sciences, professor, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk

Abstract

Introduction - this article analyzes the problems that arise in athletes involved in conditionally male sports. The issues of preserving the reproductive health of female athletes, the impact of sports on femininity, excessive masculinity and aggressiveness are very important. This fully applies to women's ice hockey. At present, the process of formation of gender identity among female hockey players has not been sufficiently studied, and there is little data on the problem of the correlation between gender and sports roles among female hockey players. The purpose of the study: to study the features of gender and sports roles among female hockey players at the initial stages of sports training. The methods of literature analysis, observation, conversation, situational analysis (case study) were used. The study revealed the features of the initial sports training of girls hockey players, which determine the specifics of the formation of their gender identity. The relatively safe stay of girls-hockey players in boys' teams at the initial stages of sports training is associated with the advantages of their passport and biological age. With the transition to the next stages of sports training, these advantages are lost, and discrepancy between gender identification and the sports role of a girl hockey player begins. On the specific example, manifestations of the mismatch between gender and sports roles in the girl hockey player were established. Conclusions - the sports role of a hockey player is in conflict with the gender role of a girl. An athlete is required to have aggressive, assertive behavior in training and competitions, the use of power techniques, which does not correspond to feminine patterns of behavior. The intrapersonal conflict arises, from which a teenage girl cannot get out on her own, which leads either to interpersonal conflicts, or to various kinds of behavioral deviations, or to leaving the sport. The importance of psycho-correctional work to harmonize gender identification with the sports role of a hockey player is shown.

Keywords: women's ice hockey, stages of sports training, gender, polo-role identification, gender identity, sports role.

ВВЕДЕНИЕ

Женский хоккей появился почти одновременно с мужским хоккеем, но популярность и распространенность хоккея с участием женщин значительно меньше. Количество занимающихся в мире исчисляется лишь десятками тысяч; число женских хоккейных лиг не велико и их количество меняется из года в год, определяясь финансовыми отчислениями от спонсоров [14]. Женщины-хоккеистки иногда прорываются даже в профессиональные хоккейные лиги, но это скорее исключение, нежели закономерность.

В России женским хоккеем занимается, по разным данным, от 2,5 до 3 тысяч человек, которые играют в 10 командах профессиональной Женской хоккейной лиге и в командах Любительской лиги. Девочки, приходя в хоккей, несколько лет занимаются в командах мальчиков и только к этапу спортивного совершенствования переходят в женские команды.

Проблемы женского хоккея во многом перекликаются с проблемами женского спорта, среди которых наиболее важными являются репродуктивное здоровье спортсменок, пол, гендер, маскулинность, феминность, агрессивность [1, 2, 3, 4, 7, 11, 12].

Исследователи выделяют следующие гендерные трудности хоккеисток: противоречия в представлениях о своем теле; недостаточную представленность и освоенность феминных поведенческих схем; затрудненность романтических отношений; нарушения внутреннего согласования гендерной и спортивной ролей; идентификацию с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности; избыточную маскулинность и агрессивность как гипертрофированно усвоенную спортивную ценность [6, 13].

Однако совершенно не изучен процесс формирования гендерной идентичности у девочек-хоккеистов на начальных этапах их пребывания в этом виде спорта и практически отсутствуют работы, посвященные согласованию гендерной и спортивной ролей у хоккеисток.

В связи с вышесказанным, целью работы является изучение причин расхождения и согласования гендерной и спортивной ролей у хоккеисток на начальных этапах спортивной подготовки.

Использованы методы анализа литературы по проблеме исследования, наблюдения и бесед со спортсменами, тренерами и родителями юных спортсменов, а также метод ситуационного анализа (case study).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Становление спортивной роли девочки-хоккеиста начинается обычно в мальчиковых командах. Как правило, юные спортсменки чувствуют себя достаточно комфортно, устанавливают дружеские отношения с занимающимися, а свою роль на льду идентифицируют как мужскую по типу «свой парень» [5].

Переход девочек на этап спортивной специализации в 10-11-летнем возрасте может быть относительно благополучным. В начале этого этапа девочки-хоккеистки по-прежнему сохраняют преимущества в физическом развитии, уровне техники и стратегии игры, остаются на лидерских позициях. И если своя команда воспринимает такое лидерское поведение девочки-хоккеистки как вполне оправданное и закономерное, то команда соперников во время игры целенаправленно начинает «прессинговать» этого игрока, применять по отношению к ней силовые приемы и психологическое давление (по типу «все равно мы тебя прибьем!») [5]. Возрастает травматизм и, как следствие, появляются и резко нарастают страхи - страх травмы, ошибки, ответственности.

Наряду с возрастающим уровнем страхов и тревожности, снижением игровой эффективности, может развиваться так называемая «жертвенная позиция», с помощью которой спортсменки могут манипулировать командой и тренером, автоматически

рассчитывая на их поддержку и помощь [9, 10]. Поло-ролевая идентификация девочек в этот период испытывает значительные трудности, потому что в хоккее приветствуется только «маскулинный» тип поведения, которому противостоит развивающаяся феминность и чувственность. Нарастает путаница в идентификации и принятии своего гендера, рассогласование гендерной и спортивных ролей.

Дальнейшее пребывание в «мальчиковой» команде становится невозможным и требуется либо переход в женскую хоккейную команду, либо завершение хоккейной карьеры [5]. Переход в женскую хоккейную команду вызывает целый ряд затруднений, в том числе бытового (переезд в другой город или регион, отрыв от семьи, необходимость проживания в спортивном интернате и др.) и коммуникативного (общение с лицами своего пола, новый статус в команде).

В силу большей эмоциональности и экзальтации спортсменок по сравнению со спортсменами, амплитудности в проявлении эмоций и поведенческих реакций происходит усложнение восприятия тренировочной и соревновательной ситуаций, что неизбежно ведет к усилению эмоционального и психического напряжения [9, 10], межличностным и внутри личностным конфликтам. Все сказанное заставляет многих спортсменок и их родителей серьезно задуматься о продолжении карьеры в хоккее уже на этапе совершенствования спортивного мастерства.

С помощью метода ситуационного анализа (case study) рассмотрим на конкретном примере, как происходит у девочки-хоккеиста становление и согласование гендерной и спортивной ролей.

Описание кейса. Оксана К., 15 лет, амплуа - правый крайний нападающий, играет в 3-й пятерке в мальчиковой команде со своим годом. В хоккей пришла в 7 лет, занимается с одним тренером в течение 8 лет.

Девочка из неполной семьи. Родители развелись несколько лет назад. Проживает с отцом, мама с братом живет в другом городе. На маму есть обида.

Помимо хоккея, девочка посещает секции тяжелой атлетики и бокса, тренеры которых приглашают перейти к ним для профессиональных занятий.

В школе особых проблем нет, учится хорошо, затруднений с выполнением домашних заданий не испытывает. В связи с отъездами отца часто остается одна, самостоятельно выполняет все обязанности по дому.

Беспокоят трудности взаимоотношений с командой, членам которой не доверяет, хотя отношения в команде в целом хорошие. Называет игроков своей команды «бестолковыми» и «балбесами». Предпочитает брать игру на себя, но это получается с трудом, т.к. боится силового взаимодействия и не хватает скорости.

Во время игры часто слышит от членов команды соперников угрозы в свой адрес. Ребята своей команды девочку поддерживают, заступаются за нее и по возможности охраняют от силовых приемов соперников, хотя полностью избежать этого не удается.

Оксана часто травмируется и в последние полтора года испытывает сильный страх травмы. Помимо этих страхов, есть страх ответственности и страх ошибки.

В профессиональных планах - выиграть «все, что возможно» в женском хоккее. Но не знает, как поступить в настоящий момент: продолжать заниматься с мальчиками или перейти в женскую команду с переездом в другой город.

Папа девочки поддерживает стремление дочери к спортивному успеху. Хочет видеть дочь ведущим игроком команды (мальчиковой). На переход Оксаны в женскую хоккейную команду не соглашается, т.к. много наслышан об однополых отношениях в женских командах.

Запрос к психологу. Помочь выстроить правильные отношения с членами команды, в которой девочка сейчас занимается.

Результаты обследования. В беседе девочка открыта и доброжелательна, легко устанавливает контакт, искренна и доверчива. Габитус соответствует полу и возрасту

девочки; наличие прически, маникюра и легкой косметики свидетельствует о внимании к своей внешности.

Эмоциональный статус соответствует ситуации, хотя со слов отца у девочки бывают вспышки раздражения, гнева и агрессии, которые достаточно быстро проходят. Не плаксива, но вместе с тем, сентиментальна, мечтательна, капризна. Романтических отношений нет, подруг мало, предпочитает быть одной. К ребятам из команды и класса относится, скорее, покровительственно, как к младшим братьям. Периодически «опекает» некоторых ребят из команды.

По методике диагностики эмоциональной сферы и прогноза адаптации ребенка «Домики» [8] выявлено состояние эмоциональной неудовлетворенностью и недооценки со стороны других. Девочка страдает от подавленного сверхвозбуждения, которое грозит найти выход во вспышках импульсивного и необузданного поведения. Из-за отсутствия признания и уважения не удовлетворена существующими взаимоотношениями, которые воспринимаются как угнетающие. Отсюда стремление к уединению. Однако изоляция, к которой это приводит, вызывает у нее желание сдаться и слиться с другими, но это рассматривается как слабость. Считает, что только с помощью постоянного самоконтроля сможет утвердить себя как личность.

В сферах социальных эмоций ярко выражена инверсия в сферах личностного роста, конструктивной направленности на окружающее. Наблюдается потенциальная инверсия в сферах межличностных отношений, личностного роста, конструктивной направленности на окружающее, познавательной.

В сферах деятельностных отношений проявляется интерес к деятельностям: «тренироваться», «соревноваться», «прилагать усилия», «сосредоточиться», «выиграть», «планировать». Свой выбор «травмироваться» обозначен цветом, находящимся на первом месте.

Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) позволило уточнить характер эмоциональных проблем и их источники. С помощью колоды МАК «Огонь, мерцающий в сосуде» выявлено нежелательное состояние на игре, обозначенное как «агрессия» и желаемое - как «гармония». На агрессию как нежелательное состояние указывают и другие колоды, в частности, «Habitat» и «Personita».

Таким образом, анализ полученных результатов наблюдения, беседы, тестирования показал наличие у девочки рассогласования между гендерной ролью и ролью спортсмена.

Отмечается достаточная идентификация с культурно обусловленной женской ролью. В быту, школе, компании друзей поведение девочки полностью соответствует ее гендеру. К своей внешности относится с вниманием, следит за собой, любит красивую одежду. Черты женственности в поведении проявляются в заботе об отце, членах команды.

Однако спортивная роль хоккеиста входит в противоречие с гендерной ролью девочки. От нее требуется агрессивное, напористое поведение как на тренировке, так и на соревнованиях. В соответствие с этой ролью Оксана должна смело вступать в силовое взаимодействие с игроками команды соперников, проявлять агрессию в борьбе за шайбу, быть бесстрашной на льду. Если этого не происходит, возникает сильная неудовлетворенность собой, зачастую приступы сильного раздражения и злости.

Низкая игровая эффективность воспринимается ею как недостаточность самоконтроля и волевых усилий, а также как нежелание и неумение других членов команды играть в «хороший» хоккей.

Проведена работа по коррекции эмоционального состояния, страхов, осознанию и лучшему представлению феминных поведенческих схем (в отношениях с мамой, подругой отца, друзьями), отказу от избыточной маскулинности и агрессивности на льду во время игр. В центре внимания было согласование гендерной и спортивной ролей. Для работы были использованы ряд техник, в т.ч. МАК (колоды «Яга», «Из сундука

прошлого» и др.).

В результате психокоррекционной работы девочка осознала истоки своих эмоциональных взрывов и научилась их контролировать. Она поняла, что для продолжения спортивной карьеры необходим переход в женскую хоккейную команду, в которой более значимо игровое мышление, способность хорошо «читать» игру, точность бросков по воротам.

В связи с тем, что отец девочки весьма настороженно относится к женским командам, то еще одной задачей психологической работы была проработка с девочкой различных коммуникативных ситуаций, которые могут возникать в женской команде, обучение устанавливать правильные взаимоотношения, уходить от психологического давления и избегать манипулирования собой. С отцом состоялся ряд бесед для снятия тревоги за судьбу девочки.

По окончании игрового сезона и учебного года за 9-й класс Оксана поехала на просмотр в одну из команд Женской хоккейной лиги.

Таким образом, на примере анализа кейса показан ряд проблем спортивной подготовки девочки-хоккеиста, особенности ее поло-ролевой идентификации и спортивной роли.

ВЫВОДЫ

Особенности начальной спортивной подготовки девочек в хоккее с пребыванием в мальчиковых командах, некоторым опережением физического развития и технической подготовленности, интенсивными тренировками определяет формирование спортивной роли по типу «свой парень».

По мере приближения девочек к пику пубертата, развивающейся чувственности и феминности, спортивная успешность хоккеисток снижается и приводит к нарастанию количества и выраженности страхов, формированию «жертвенной позиции», рассогласованию гендерной и спортивных ролей.

Возможный переход девочки-хоккеистки из мальчиковой в женскую команду вызывает серьезные адаптационные, коммуникативные, бытовые затруднения, которые могут привести к сильному психоэмоциональному напряжению, внутри- и межличностным конфликтам.

Существующие условий занятия девочек хоккеем вызывают нарушения поло-ролевой идентификации с рассогласованием гендерной и спортивной ролей; избыточную маскулинность как гипертрофированно усвоенную спортивную ценность, нарушение феминных поведенческих схем.

Целенаправленная психокоррекционная работа позволяет согласовать поло-ролевую идентификацию по женскому типу со спортивной ролью хоккеиста, избежать преждевременного ухода девочки из спорта и предупреждать возможные половые девиации.

Знание этих проблем открывает возможности строить учебно-тренировочный процесс в женском хоккее с учетом особенностей поло-ролевой идентификации хоккеисток и осуществлять работу со спортсменками по согласованию гендерной и спортивной ролей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровский Е.А. Влияние гендерного фактора на выбор спорта занимающихся в спортивных организациях / Е.А. Бобровский, Д.А. Тельных // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1 (26). - С. 38-41.

2. Иванов В. Д. Женщины и спорт: феминизация спорта / В.Д. Иванов, К.С. Ротор // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 17-26.

3. Иорданская Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) : монография / Ф.А. Иорданская. - 2-е изд. - Москва : Спорт, 2020. - 272 с.

4. Казаев С.Н. Особенности тренировочного процесса в женском хоккее с шайбой / С.Н. Казаев, Б.С. Митрофанов// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 548-548a.

5. Левина И. Л. Девочки в хоккее: обзор проблемы / И. Л. Левина // Международный научный журнал «Национальная Ассоциация Ученых». - 2022. - Т. 3,. № 76. - С. 45-51

6. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16

7. Москатова А.К. Предпосылки и особенности самореализации в женском хоккее / А.К. Москатова, Ю.В. Усовик // Modern Science. - 2019. - № 12. - С. 518-526.

8. Орехова О.А. Методика «Домики». Диагностика эмоциональной сферы и прогноз адаптации ребенка: методическое руководство / О.А. Орехова. - Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2020. - 96 с.

9. Романова Н.Н. Методические особенности психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства / Н.Н. Романова, А.Р. Надргулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. -№ 7 (197). - С. 452-455.

10. Романова Н. Н. Педагогические условия психологической подготовки в женском хоккее / Н.Н. Романова, А.Р. Надргулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 9 (199). - С. 380-382.

11. Соболева Т.С. Женщина в мужских видах спорта. Нарушения полоролевого поведения у спортсменок / Т.С. Соболева, Д.В. Соболев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 4. - С. 75-78.

12. Соболева Т.С. Пол, гендер, маскулинность и женский спорт / Т.С. Соболева, Т.Д. Азар-ных, Д.В. Соболев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 10 (104). -С.158-162.

13. Усольцева А.А. Гендерные затруднения у спортсменок условно мужских видов спорта и перспективы совладания с ними / А.А. Усольцева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 2 (14). - С. 259-279.

14. Хакимова Н.У Роль общественного спорта в повышении эффективности женского спорта / Н.У Хакимова // Вестник науки и образования. - 2020. - №7-2 (85). - С. 81-83.

REFERENCES

1. Bobrovsky, E.A. and Telnykh, D.A. (2019), "Influence of the gender factor on the choice of sports involved in sports organizations", Karelian Scientific Journal, vol. 8, No. 1 (26), pp. 38-41.

2. Ivanov, V.D. and Rotor, K.S. (2021), "Women and sport: the feminization of sport", Actual problems ofpedagogy and psychology, vol. 2, No.1, pp. 17-26.

3. Iordanskaya, F. A. (2020), Man and woman in elite sports (problems of sexual dimorphism), 2nd ed., Sport, Moscow.

4. Kazaev, S.N. and Mitrofanov, B.S. (2015), "Features of the training process in women's ice hockey", International Student Scientific Bulletin, No. 5-4, pp. 548-548.

5. Levina, I.L. (2022), "Girls in Hockey: A Review of the Problem", National Association of Scientists, No. 76, vol. 3, pp. 45-51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lubysheva, L.I. (2000), "Woman and sport: social aspect", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 13-16.

7. Moskatova, A.K. and Usovik, Yu.V. (2019), "Prerequisites and features of self-realization in women's hockey", Modern Science, No. 12, pp. 518-526.

8. Orekhova O.A. (2020), Method "Houses". Diagnosis of the emotional sphere and the prognosis of the child's adaptation: a methodological guide, IMATON, St. Petersburg.

9. Romanova, N.N. and Nadrgulov, A.R. (2021), "Methodological features of the psychological preparation of female hockey players at the stage of improving sportsmanship", Uchenye zapiski Universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 452-455.

10. Romanova, N.N. and Nadrgulov, A.R. (2021), "Pedagogical conditions of psychological training in women's hockey", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 380-382.

11. Soboleva, T.S. and Sobolev, D.V. (2012), "A woman in men's sports. Violations of sex-role behavior in female athletes", Economic and Humanitarian Studies of the Regions, No. 4, pp. 75-78.

12. Soboleva, T.S., Azarnykh, T.D. and Sobolev, D.V. (2013), "Gender, gender, masculinity and women's sport", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (104), pp. 158-162.

13. Usoltseva, A.A. (2013), "Gender Difficulties in Female Athletes of Conditionally Male Sports and Prospects for Coping with Them", Modern Studies of Social Problems, No. 2 (14), pp. 259-279.

14. Khakimova, N.U. (2020), "The role of community sports in improving the effectiveness of women's sports", Bulletin of Science and Education, No. 7-2 (85), pp. 81-83.

Контактная информация [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 159.9.07

ПОЗИТИВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КУЗБАССА

Евгения Александровна Медовикова, кандидат психологических наук, доцент, Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, директор института образования, Анастасия Евгеньевна Каргина, ассистент, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово; Евгения Васильевна Мороденко, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева,

г. Прокопьевск

Аннотация

Статья посвящена изучению личностной безопасности субъекта профессиональной деятельности. Цель статьи состоит в определении результативности программы группового взаимодействия, как средства осуществления позитивных динамических трансформаций параметров психологической безопасности личности работников угольной отрасли. В статье дополнено представление о безопасности личности в рамках производственной деятельности. Обоснована востребованность целенаправленных и систематических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда сотрудников на угольных предприятий. Обозначены параметры психологической безопасности личности, претерпевающие позитивные изменения в результате реализации комплекса развивающих мероприятий, к числу которых отнесены готовность к риску, смысложизненные ориентации, самоактуализация и толерантность к неопределенности, что позволяет понять индивидуальные особенности сотрудников угольной отрасли. Предложена программа группового взаимодействия, включающая темы, обращенные к аспектам саморазвития и самоактуализации личностных качеств участников.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, угольная промышленность, готовность к риску, смысложизненные ориентации, толерантность к неопределенности, самоактуализация, программа группового взаимодействия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p592-599

POSITIVE TRANSFORMATIONS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY PARAMETERS AS A CONDITION FOR ENSURING LABOR SAFETY OF EMPLOYEES OF KUZBASS COAL INDUSTRY ENTERPRISES

Evgeniya Alexandrovna Medovikova, the candidate of psychological sciences, docent, Irina Stanislavovna Morozova, the doctor ofpsychology, professor, department chair, director of the Institute of Education, Anastasia Evgenievna Kargina, the assistant, Kemerovo State University, Kemerovo; Evgeniya Vasilievna Morodenko, the candidate of psychological sciences, docent, department chair, Branch of the Kuzbass State Technical University named after T. F.

Gorbachev, Prokopyevsk

Abstract

The article is devoted to the study of personal security of the subject of professional activity. The purpose of the article is to determine the effectiveness of the group interaction program as a means of im-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.