Научная статья на тему 'ДЕВОЧКИ В ХОККЕЕ: ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ'

ДЕВОЧКИ В ХОККЕЕ: ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / ДЕВОЧКА-ХОККЕИСТ / ГЕНДЕР / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

Спортивная подготовка девочек-хоккеистов осуществляется согласно Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей». Первые два этапа спортивной подготовки реализуются в мальчиковых командах, затем требуется переход в женские команды. Специфика подготовки девочек-хоккеистов определяет круг проблем педагогического, психологического, технического характера. Цель исследования: провести обзор основных проблем на этапах многолетней спортивной подготовки девочки-хоккеиста. В ходе работы использовались методы анализа литературы по проблемы исследования, наблюдения и беседы со спортсменами, тренерами и родителями юных спортсменов. В процессе исследования определены основные проблемы спортивной подготовки девочек-хоккеистов, которые влияют на уровень подготовки и спортивную успешность спортсменок. Анализ указанных проблем и их разрешение повысят уровень подготовленности спортсменок, улучшат соревновательную деятельность женских хоккейных команд и увеличат интерес к женскому хоккею вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIRLS IN HOCKEY: OVERVIEW OF THE PROBLEM

Sports training of girls hockey players is carried out according to the Federal standard of sports training in the sport «Hockey». The first two stages of sports training are implemented in boys' teams, then a transition to women's teams is required. The specifics of the training of girls hockey players determines the range of problems of a pedagogical, psychological, and technical nature. The purpose of the study: to review the main problems at the stages of long-term sports training of a girl hockey player. In the course of the work, methods of analyzing literature on the problems of research, observation and conversation with athletes, coaches and parents of young athletes were used. In the course of the research, the main problems of sports training of girls hockey players that affect the level of training and athletic success of athletes are identified. The analysis of these problems and their resolution will increase the level of preparedness of female athletes, improve the competitive activities of women's hockey teams and increase interest in women's hockey in general.

Текст научной работы на тему «ДЕВОЧКИ В ХОККЕЕ: ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.9.07 +796.966

ДЕВОЧКИ В ХОККЕЕ: ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ

Левина Ирина Леонидовна

профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, доктор медицинских наук, профессор Федеральное казенное образовательное учреждение Кузбасский институт ФСИН России, пр. Октябрьский, 49, г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс, 654066, РФ

GIRLS IN HOCKEY: OVERVIEW OF THE PROBLEM

Levina Irina Leonidovna

Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics,

Doctor of Medical Sciences, Professor Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 49 Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, Kemerovo region-Kuzbass, 654066, Russian Federation

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2022.1.76.571

АННОТАЦИЯ

Спортивная подготовка девочек-хоккеистов осуществляется согласно Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей». Первые два этапа спортивной подготовки реализуются в мальчиковых командах, затем требуется переход в женские команды. Специфика подготовки девочек-хоккеистов определяет круг проблем педагогического, психологического, технического характера. Цель исследования: провести обзор основных проблем на этапах многолетней спортивной подготовки девочки-хоккеиста. В ходе работы использовались методы анализа литературы по проблемы исследования, наблюдения и беседы со спортсменами, тренерами и родителями юных спортсменов. В процессе исследования определены основные проблемы спортивной подготовки девочек-хоккеистов, которые влияют на уровень подготовки и спортивную успешность спортсменок. Анализ указанных проблем и их разрешение повысят уровень подготовленности спортсменок, улучшат соревновательную деятельность женских хоккейных команд и увеличат интерес к женскому хоккею вообще.

ABSTRACT

Sports training of girls hockey players is carried out according to the Federal standard of sports training in the sport «Hockey». The first two stages of sports training are implemented in boys' teams, then a transition to women's teams is required. The specifics of the training of girls hockey players determines the range of problems of a pedagogical, psychological, and technical nature. The purpose of the study: to review the main problems at the stages of long-term sports training of a girl hockey player. In the course of the work, methods of analyzing literature on the problems of research, observation and conversation with athletes, coaches and parents of young athletes were used. In the course of the research, the main problems of sports training of girls hockey players that affect the level of training and athletic success of athletes are identified. The analysis of these problems and their resolution will increase the level of preparedness of female athletes, improve the competitive activities of women's hockey teams and increase interest in women's hockey in general.

Ключевые слова: женский хоккей с шайбой, девочка-хоккеист, гендер, полоролевая идентификация, этапы спортивной подготовки.

Keywords: women's ice hockey, girl hockey player, gender, gender role identification, stages of sports training.

Введение. По данным sport-express.ru, в России женским хоккеем занимается около трех тысяч человек, которые играют в 10 командах профессиональной Женской Хоккейной Лиги и командах любительской Лиги [2].

Сборная России по женскому хоккею входит в топ-5 лучших сборных рейтинга ИИХФ наряду со сборными США, Канады, Финляндии, Швейцарии и регулярно побеждает на мировых турнирах [10]. Однако популярность женского хоккея, несмотря на все успехи хоккеисток, остается не очень высокой, а количество проблем внутри женского хоккея значительно превышает таковые в мужском.

Специалисты указывают на такие проблемные зоны в женском хоккее, связанные с общей проблематикой женского спорта, как пол, гендер, маскулинность, феминность, репродуктивное

здоровье и др., которые исследуются в разных аспектах [1, 3-5, 8, 11-13].

Но недостаточно рассматриваются проблемы профессионального становления хоккеисток на этапах многолетней спортивной подготовки, начиная от профессионального отбора и заканчивая психологическим сопровождением

соревновательной деятельности

профессиональных хоккеисток. Особенно мало работ о девочках-хоккеистках, которые, наряду с общими психологическими проблемами спортсменов, испытывают еще и специфические проблемы, связанные с их пребыванием в этом виде спорта.

В связи с вышесказанным, цель работы является обзор основных проблем на этапах многолетней спортивной подготовки девочки-хоккеиста.

Использованы методы анализа литературы по проблемы исследования, наблюдения и беседы со спортсменами, тренерами и родителями юных спортсменов.

Основная часть. Детский хоккей очень привлекателен для юных спортсменов обоего пола и на играх многих команд часто можно видеть юных хоккеистов с косичками. Как правило, такие игроки выше ростом и крупнее других, достаточно мобильны и зачастую более эффективны в соревновательной деятельности. Но такая картинка радужна только внешне.

Рассмотрим специфику проблем занятий хоккеем у девочек, начиная с начальных этапов спортивной подготовки. Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей», утвержденным приказом Минспорта России от 15 мая 2019 года N 373 [18], определены этапы спортивной подготовки хоккеистов с продолжительностью каждого этапа, возраст лиц и контрольные нормативы по общей и специальной подготовленности для зачисления на этапы спортивной подготовки (для мальчиков и девочек), а также ожидаемые результаты реализации Программы подготовки [9].

Стандарт исключает какие-либо формальные препятствия для занятий хоккеем девочек. На практике же к появлению в команде девочек готовы не все тренеры, что связано либо с принципиальной позицией неприятия женского хоккея вообще, либо непониманием особенностей учебно -

тренировочного процесса для девочек, либо опасением возникновения каких-либо последствий пребывания девочек в мальчиковых командах. Но, несмотря на это, в составе многих детских хоккейных команд занимаются девочки, числом не более 2-3 человек. Возраст девочек на 1-2 года больше, чем у мальчиков.

Согласно Стандарта, результатом реализации программы подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки является формирование интереса к занятиям спортом, освоение основных двигательных умений и навыков, освоение основ техники хоккея, знакомство с антидопинговыми правилами, укрепление здоровья занимающихся. Этих результатов девочки достигают уверенно.

Как правило, на этапе начальной подготовки девочки в мальчиковых командах чувствуют себя достаточно комфортно, устанавливают дружеские отношения с занимающимися, а свою роль на льду идентифицируют как мужскую по типу «свой парень».

Если девочка в команде единственная, она часто занимает лидерскую позицию, на турнирах показывает хорошую игру и пользуется большим авторитетом как в своей команде, так и в команде соперников. Если девочек несколько, то между ними может возникнуть конкуренция и тогда их спортивная эффективность снижается.

Переход девочек на этап спортивной специализации в 10-11-летнем возрасте может быть относительно благополучным. В результате прохождения этого достаточно длительного этапа

идет дальнейшее формирование устойчивого интереса к занятиям хоккеем, овладение навыками самоконтроля и соблюдения правил хоккея, приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях, а также повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической и теоретической подготовки хоккеистов, воспитание их физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность, укрепление здоровья [18].

В начале этого этапа девочки-хоккеисты по-прежнему сохраняют преимущества в физическом развитии, технике и стратегии игры. Может даже появиться несколько презрительное отношение к членам своей команды как «бестолковым» игрокам, «балбесам» и стремление «взять игру на себя». И если своя команда воспринимает такое лидерское поведение девочки-хоккеиста как вполне оправданное и закономерное, то команда соперников во время игры целенаправленно начинает «прессинговать» этого игрока, применять по отношению к ней силовые приемы и психологическое давление (по типу «все равно мы тебя прибьем!»). Возрастает травматизм и, как следствие, появляются и резко нарастают страхи -страх травмы, ошибки, ответственности. Кроме того, включающийся овариально-менструальный цикл требует учета тренировочных нагрузок для девочек, а самим девочкам уже требуется отдельная раздевалка.

К 14-15-летнему возрасту мальчики догоняют, а затем перегоняют девочек по физическому развитию, уровню технической и физической подготовленности, лишая последних каких-либо игровых преимуществ.

К середине и, особенно, к концу этапа спортивной специализации большая часть девочек-хоккеистов должна принять решение о своей дальнейшей хоккейной судьбе. Дальнейшее пребывание в «мальчиковой» команде становится невозможным и требуется либо переход в женскую хоккейную команду, либо завершение хоккейной карьеры.

Вероятно, именно в этот момент большая часть девочек-хоккеистов уходит из спорта вообще или переходит в другой вид спорта. Женских хоккейных команд в России всего десять. Трудно попасть в состав, но еще труднее адаптироваться к отношениям внутри команды.

На протяжении многих лет девочки-хоккеисты в мальчиковых командах были в особых условиях и могли рассчитывать на особое отношение к себе со стороны тренера и других игроков. В женской команде все равны и это вызывает трудности адаптации [13-17], т.к. привычные формы коммуникации с игроками команды не работают.

Неизбежный переезд в другой город или регион, достаточно ранний отрыв от семьи, необходимость проживания в спортивном интернате создают свой комплекс трудностей бытового плана.

Переход на этап высшего спортивного мастерства требует соответствующей мотивации спортсмена, которая чаще всего связана с достижением высоких спортивных результатов и финансового благополучия [2. 10]. В традиционном хоккее с шайбой спортсменов привлекает перспектива движения по этапам

профессионального роста от Молодежной до Национальной хоккейной лиги, завоевания Кубков (Харламова, Гагарина, Стенли), попадания в сборную страны, участия в Чемпионатах мира и Олимпийских играх. Немаловажным стимулятором является высокий и очень высокий уровень денежного содержания профессиональных хоккеистов.

В женском хоккее тоже есть свои Кубки и Чемпионаты. Более того, с 1998 года женский хоккей включен в программу Олимпийских Игр. Но значимость этих достижений не так высока в массовом сознании, а материальное обеспечение занятий профессиональным хоккеем значительно ниже, чем в мужском хоккее [10, 19].

Кроме того, высокие физические и эмоциональные нагрузки, длительное пребывание на холоде сказываются на репродуктивном здоровье хоккеисток, а методики построения специальной физической подготовки в женском хоккее с учетом сохранения репродуктивного здоровья разработаны недостаточно [5].

Учебно-тренировочный процесс в женском хоккее имеет много проблем, среди которых ведущими являются: недостаточная

методологическая база для подготовки необходимых ресурсов [19]; поиск эффективных способов тренировок спортсменок и достижения ими хороших результатов без вреда для здоровья [3], несовершенство методик технической, физической и психологической подготовки [5] и целый ряд других.

Исследователи указывают на неполноценность профессиональных компетенций и комплекса научных знаний тренерского состава [6, 8]. По мнению Москатовой А.К., требует внимательного, всестороннего анализа содержание

образовательных вузовских программ обучения будущих тренеров по хоккею и спортивных психологов для сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности женской хоккейной команды, принципов

профессионального отбора спортсменок, организации многоэтапной спортивной подготовки будущих «звезд женского хоккея» [7].

Таким образом, женский хоккей с шайбой в нашей стране характеризуется широким спектром разнообразных проблем, а спортивная подготовка девочек-хоккеистов имеет ряд специфических признаков, влияющих на перспективы их профессионально-спортивной деятельности.

Выводы.

1. Нормативно-правовыми документами, регламентирующими спортивную подготовку в хоккее с шайбой, гарантируются равные условия для занятий хоккеем для лиц обоего пола, а

вопросам сохранения женского репродуктивного здоровья уделяется внимание.

2. На этапах начальной подготовки и спортивной специализации девочки хоккеистки занимаются, как правило, в мальчиковых командах, уверенно усваивают программу спортивной подготовки и показывают хорошие технические навыки и физическую подготовленность.

3. Переход на этап совершенствования спортивного мастерства приходится на пик пубертатного периода девочек и сопровождается снижением спортивной успешности, нарастанием количества и выраженности страхов и требует перехода в женскую хоккейную команду или другой вид спорта.

4. Переход девочки-хоккеиста из мальчиковой в женскую команду вызывает серьезные адаптационные, коммуникативные, бытовые затруднения, которые могут привести к сильному психоэмоциональному напряжению, внутри- и межличностным конфликтам.

5. На этапе высшего спортивного мастерства особенно значимой становится финансовая составляющая занятий хоккеем, которая в женском хоккее существенно меньше, чем в мужском.

6. На всех этапах спортивной подготовки хоккеисток имеет место недостаточность методологической базы тренеров по женскому хоккею, невысокая эффективность способов тренировок спортсменок, несовершенство методик технической, физической и психологической подготовки, неразработанность психологического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности женской хоккейной команды и ее членов.

Литература:

1. Бобровский Е.А., Тельных Д.А. Влияние гендерного фактора на выбор спорта занимающихся в спортивных организациях // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 38-41.

2. «В России есть стереотип, кем должна быть женщина. Это наш менталитет». Вся правда о женском хоккее // URL: https://www.sport-express.ru/hockey/women/reviews/intervyu-hokkeistki-ufimskoy-agideli-ilony-markovoy-o-zhenskom-hokkee-1732427/ (Дата обращения 05.02.2022 ).

3. Иванов В.Д., Ротор К.С. Женщины и спорт: феминизация спорта // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2. № 1. С. 17-26.

4. Иорданская, Ф. А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) : монография // URL: https://www.iprbookshop.ru/94126.html (дата обращения: 04.10.2021).

5. Казаев С.Н., Митрофанов Б.С. Особенности тренировочного процесса в женском хоккее с шайбой // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 548-548a.

6. Москатова А.К. Основополагающие аспекты компетенций деятельности тренера в

женском хоккее // Modern Science. 2019. № 6. С. 168-178

7. Москатова А.К. Основы индивидуализации спортивной подготовки : Учебно-методическое пособие по спортивной физиологии для студентов бакалавриата. М.: Министерство Спорта РФ, ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ - ГЦОЛИФК. 2019. С. 26-34

8. Москатова А.К., Усовик Ю.В. Предпосылки и особенности самореализации в женском хоккее // Modern Science. 2019. № 12. С. 518-526.

9. Национальная программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» / Третьяк В.А., Ротенберг Р.Б., Буре П.В., Браташ О.В. и др. М.: 2019. 234 с.

10. «Поначалу спонсоры нам не платили - не понимали за что». 25 лет российскому женскому хоккею // URL: https://www.sport-express.ru/hockey/women/reviews/zhenskomu-hokkeyu-rossii-ispolnilos-25-let-1596222/ (Дата обращения 05.02.2022 ).

11. Романова Н.Н., Надргулов А.Р. Методические особенности психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 452-455.

12. Романова Н.Н., Надргулов А.Р. Педагогические условия психологической подготовки в женском хоккее // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 380-382

13. Соболева Т.С., Азарных Т.Д., Соболев Д.В. Пол, гендер, маскулинность и женский спорт // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2013. № 10 (104). С.158-162.

УДК 159.9

14. Соболева Т.С., Соболев Д.В. Женщина в мужских видах спорта. Нарушения полоролевого поведения у спортсменок // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 4. С. 75-78

15. Соболева Т.С., Соболев Д.В. Психологическая адаптация женщин в спорте // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей V Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж. 2016. С. 230-237.

16. Усольцева А.А. Гендерные затруднения у спортсменок условно мужских видов спорта и перспективы совладания с ними // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2 (14). С. 259-279.

17. Устинова С.В., Шепляков А.С. Учебно-тренировочный процесс подготовки женских команд по хоккею с шайбой. //В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Посвящена 165-летию В.Г. Шухова. Белгород, 2018. С. 6246-6253.

18. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «хоккей», утвержденным приказом Минспорта России от 15 мая 2019 года N 373 // URL: https://docs.cntd.ru/document/554715775 (Дата обращения 05.02.2022 ).

19. Хакимова Н.У. Роль общественного спорта в повышении эффективности женского спорта // Вестник науки и образования. 2020. №7-2 (85). С. 81-83.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ

Славутская А.Е.

Студент 2 курса магистратуры по направлению Психолого-педагогическое образование (профиль

«Детская практическая психология») Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Казанская, 6 Педагог дополнительного образования Президентский физико-математический лицей №239, Россия, 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 8А

Дунаевская Э.Б.

Доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Казанская, 6

FEATURES OF THE EDUCATIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT

LEVELS OF MOTIVATION

A.E. Slavutskaia

Student of the 2nd year of the master's program in the direction of Psychological and pedagogical

education (profile "Children's practical psychology") Herzen State Pedagogical University of Russia, 6 Kazanskaya St, St. Petersburg, 191186, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.