ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СТАРТА СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 12.11.2020 г.
Информация для связи с авт [email protected]
>ром:
Доктор медицинских наук, доцент Ю.К. Родыгина1
Доктор медицинских наук, профессор А.А. Потапчук1
Доктор медицинских наук, профессор С.В. Матвеев1
Доктор медицинских наук, профессор М.Д. Дидур1
1 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова, Санкт-Петербург
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HOCKEY PLAYERS AT THE START OF A SPORTS CAREER
MD, 8ss0ciate professor Yu.K. Rodygina1 MD, рrofessor A.A. Potapchuk1
MD, рrofessor S.V. Matveev1
MD, professor M.D. Didur
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The First St. Petersburg State Medical University" named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - выявить психологические и психофизиологические показатели девочек-хоккеисток и определить подходы к психологической подготовке в женском хоккее на этапе старта спортивной карьеры.
Методика и организация исследования. Проведено психологическое и психофизиологическое обследование девочек-хоккеисток команды СКА «Аврора» (г. Санкт-Петербург) - 28 человек, а также сравнительный эксперимент с привлечением идентичных по возрасту мальчиков-хоккеистов (17 человек) того же спортивного клуба. В ходе констатирующего эксперимента применялись стандартизованные психологические методики.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что девочки менее агрессивны, чем мальчики (р<0,05), не стремятся к высокой конкуренции и проявлению агрессивности в жизни и на спортивной площадке, при этом личностно более тревожны, сензитивны и ин-тровертированы. В равной степени для детей сравниваемых групп характерны черты эмоциональной лабильности и мотивационной изменчивости. Психофизиологические особенности девочек-хоккеисток определяются превалированием тормозных реакций на уровне высокой статистической значимости по сравнению с мальчиками. В основе психологической подготовки необходимо всестороннее положительное подкрепление достигнутых результатов, а также контроль актуальной работоспособности с тренингом на развитие силы возбуждения нервных процессов.
Ключевые слова: женский хоккей, психологические и психофизиологические особенности девочек-хоккеисток, старт спортивной карьеры.
Abstract
Objective of the study was to determine psychological and psycho-physiological features of girls during competitions at the start of their sports careers in order to obtain data about the dynamics of changes of these factors and developing guidelines regarding psychological training in women's ice hockey. Methods and structure. In order to achieve our study aims we conducted psychological and psycho-physiological examination of 28 girls playing for the team SKA Aurora (St. Petersburg) (both the first and the second strings of players), average age 9,1 y.o., with up to 1 year exposure to ice hockey training. In order to determine psychological and psycho-physiological factors of girls as compared to boys we conducted a comparative experiment with the participation of 17 boys - ice-hockey players, aged 8-9, born in 2009 (team SKA Strelna, St. Petersburg).
All techniques used were based on the computer software "Psychotest" by Neurosoft.
Results and conclusion. Standardized psychological techniques were used during the ascertaining experiment, which revealed that girls are less aggressive than boys (p<0,05), do not tend to be very competitive and aggressive in everyday life and on the hockey pitch. At the same time, they have a higher anxiety level, are more sensitive and introverted. The children from the two groups under comparison possess the same degree of emotional instability and motivational changeability. Inhibitory reactions prevail in psycho-physiological characteristics of girls-hockey players, at the level of high statistical significance compared to boys. Psychological training should be based on comprehensive positive reinforcement of achieved results, as well as the control of actual working capacity and the training aimed at the development of the degree of neural processes excitement.
Keywords: women's ice hockey, psychological and psycho-physiological factors of female ice hockey players, start of sports career.
Введение. Женский хоккей продолжает набирать популярность во многих городах России. Как показала практика, хоккей для девочек менее травматичен, чем фигурное катание, где ребенок учится держаться на льду без защитного
одеяния. Особенностью женского хоккея является то, что в основном он не связан с силовыми единоборствами - все строится на технике, на умении кататься на коньках, на мышлении и быстроте действий. При этом психологические ха-
№6 • 2021 Июнь | June
http://www.teoriya.ru
ПСИХОЛОГИЯ СПОртА
□ и
£ г. CL
ч—
О ш и
CL ' -о с
га
^
О ш
■С
I—
рактеристики и психофизиологические особенности девушек-хоккеисток, такие как скорость реакций, динамические особенности работоспособности, а также реагирование девушек-спортсменок на соревновательную деятельность, еще мало изучены, что определило актуальность данного исследования [1, 3, 4]. Тренеры женских хоккейных команд мало информированы о специфических особенностях девочек, чаще всего транслируют свои приемы обучения, отработанные с мальчиками, и на девочек-хоккеисток, тем самым не всегда попадая в цель в психолого-педагогическом направлении спортивной подготовки, что со временем может негативно отразиться на спортивных результатах женских хоккейных команд [5].
Цель исследования - выявить психологические и психофизиологические показатели девочек-хоккеисток и определить подходы к психологической подготовке в женском хоккее на этапе старта спортивной карьеры.
Методика и организация исследования. Для выполнения цели исследования проведено психологическое и психофизиологическое обследование девочек-хоккеисток команды СКА «Аврора» (г Санкт-Петербург) - 28 человек (включая 1-й и 2-й составы), средний возраст - 9,1 года, стаж занятия хоккеем - 1 год и менее. Для выявления сравнительных психологических и психофизиологических характеристик девочек-хоккеисток, отличающих от мальчиков, занятых хоккеем, нами проводился сравнительный эксперимент с привлечением мальчиков-хоккеистов 8-9 лет (команда СКА «Стрельна», Санкт-Петербург, 2009 г р.) - 17 человек.
Используемые методики (все проводимые в исследовании методики были проведены с помощью компьютерной программы «Психотест», производство фирмы «Нейро-софт»): для выявления психологических характеристик девочек-хоккеисток использовался индивидуально-типологический опросник (Методика Л. Собчик, детский вариант); для оценки психофизиологического потенциала девочек-хоккеисток в начале становления спортивной карьеры в хоккее использовался компьютерный вариант методики «Реакция на движущийся объект» (РДО), выявляющий точность и быстроту сенсомоторной реакции, а также преобладание опережения или запаздывания сенсомоторной реакции, с выявлением преобладания в ЦНС (центральной нервной системе) соответственно процессов возбуждения или торможения [2].
Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности девочек-хоккеисток СКА «Аврора», баллы
Рис. 2. Психофизиологические характеристики девочек-хоккеисток команды СКА «Аврора» (мс, у.е.)
Результаты исследования и их обсуждение. Основные психологические характеристики, отражающие отличия на уровне статистической значимости между девочками и мальчиками в условиях регулярных занятий хоккеем, показали, что девочки менее агрессивны (2,52 балла), чем мальчики (3,73 балла), не стремятся к высокой конкуренции и проявлению агрессивности в жизни и на спортивной площадке (рис. 1), девочки гораздо более предсказуемы (шкала «спонтанность» 2,57 у девочек и 3,4 балла у мальчиков). При этом девочки более тревожны и сензитивны, интровертированы, впечатлительны и пессимистичны в оценке перспектив, чаще чувствуют свою незащищенность и более эмоциональны. B равной степени характерны для мальчиков и девочек черты изменчивости настроения (эмоциональная лабильность), а также изменчивости мотивации к видам деятельности (в том числе и к спортивной).
При рассмотрении результатов проведенного психофизиологического исследования выявлено, что у девочек-хоккеисток в высокой степени превалирует тормозной характер нервных процессов, на уровне высокой статистической значимости, по сравнению с мальчиками (127 мс по средней реакции против - 57 мс (рис. 2). Число точных реакций также в большей степени характерно для мальчиков. Число опережающих реакций почти в два раза выше в группе мальчиков.
По показателям соотношения числа запаздывающих и опережающих реакций также можно сказать, что у девочек преобладают процессы торможения в центральной нервной системе.
Выводы. Результаты исследования показали высокую степень мотивационной изменчивости, как в группе девочек-хоккеисток, так и в группе мальчиков, занимающихся хоккеем. B начале становления спортивной карьеры в женском хоккее важно заинтересовать девочек избранным видом спорта, подчеркивая его положительные аспекты и нивелировать отрицательные (травмоопасность, жесткость в противостоянии, трудности экипировки). Девочки более чувствительны и тревожны, а значит, очень исполнительны и отзывчивы на похвалу. Похвала и позитивный социально-психологический фон женской команды способствуют лучшему спортивному результату женского хоккея детско-юношеского уровня. B женских хоккейных командах, в начале старта спортивной карьеры необходим контроль актуальной работоспособности, тренинг сенсо-моторных реакций для выработки оптимального режима тренировки и исключения явлений перетренированности и утомления.
Литература
1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2005. - 415 с.
2. Марищук Б.Л. Психодиагностика в спорте / Б.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
3. Российский хоккей в меняющемся мире: от настоящего через прошлое к будущему / под ред. Л.Б. Михно. - СПб.: Алетейя, 2016. - 384 с.: ил.
4. Сафонов B.K. Агрессия в спорте / B.K. Сафонов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003 - 159 с.
References
1. Ilyin E.P. Psychophysiology of Human Conditions. St. Petersburg: Piter publ., 2005. 415 pp.
2. Marishchuk V.L., Bludov Y.M., Serova L.K. Psychodiagnostics in Sports. Moscow: Prosveshchenie publ., 2005. 349 p.
3. Mikhno L.V. [ed.] Russian Ice Hockey in the Changing World: from the Present through the Past to the Future. St. Petersburg: Aleteya publ., 2016. 384 p.
4. Safonov V.K. Aggression in Sports. St. Petersburg.: St. Petersburg State University Publ. 2003. 159 p.
5. Stambulova N.B., Ryba T.V. Athletes' Careers Across Cultures. Routledge. 2013. 288 p.
34
http://www.teoriya.ru
№Б^ 2021 Июнь I June