Научная статья на тему 'Девиз мдс-99: "Слушай, учись, живи! и'

Девиз мдс-99: "Слушай, учись, живи! и Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девиз мдс-99: "Слушай, учись, живи! и»

pc циркин ДЕВИЗ МДС-99:

удк 616-002.4 "СЛУШАЙ, УЧИСЬ, ЖИВИ!"

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ МДС-99

Международный день борьбы со СПИДом (МДС) отмечается ежегодно 1 декабря, начиная с 1988 года. Тогда он проводился под девизом: "Присоединись к международной активности". С тех пор девизами были: "Женщины и СПИД" (1990 г.), "СПИД и семья" (1994 г.) и др. Два последних года МДС отмечается под общим девизом: "СПИД и молодежь". В 1999 году он проходит под девизом: "Слушай, учись, живи!". Однако, прежде, чем рассматривать материалы, посвященные МДС-99, следует напомнить о некоторых понятиях, связанных с ВИЧ/СПИД, так как в отечественной и зарубежной литературе имеются разночтения.

ВИЧ-инфекция (ВИЧИ) впервые была описана под термином СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) в конце 70-х годов. Возбудитель болезни был выявлен лишь в 1983 году. После этого стали разрабатываться лабораторные методы подтверждения диагноза ВИЧИ. Поэтому никакого противопоставления понятиям ВИЧИ и СПИД никогда не существовало, как это иногда, к сожалению, упоминается у отечественных авторов.

Общепринято, что под ВИЧИ понимается инфекционный процесс, вызванный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека, принадлежащий к группе медленных ретрови-русов, в которой имеются и другие представители, например, вирус иммунодефицита обезьян). Различают симптомные и бессимптомные формы ВИЧИ. Среди последних предполагают, как и при других инфекциях, возможность существования вирусоносительства.

Симптомная ВИЧИ по международной классификации

проходит четыре последовательных стадии: бессимптомную, раннюю, промежуточную и позднюю, каждая из которых в зависимости от числа клеток СД-4 в кубическом мм периферической крови подразделяется нг подстадии А (более 500), Б (от 500 до 200) и В (менее 200), которые по английской терминологии называются подстадиями А, В и С соответственно.

За термином «СПИД» в зарубежной литературе сохраняется главным образом учетно-статистическое значение для целей эпиднадзора. Поэтому ВОЗ еще в 1994 году предложил ставить диагноз СПИД у взрослых по наличию кардинальных (КП), главных (ГП), малых (МП) признаков иммунодефицита и факторов риска (ФР), если, разумеется, иммунодефицит нельзя объяснить другими причинами. При этом диагноз СПИД разрешается ставить, если имеется не менее двух ГП в сочетании хотя бы с одним МП, а при положительном результате лабораторных исследований на ВИЧ диагноз СПИД можно ставить даже при наличии одного из 8 названных СПИД-ассоциирован-ных состояний.

Европейское определение случая СПИД у детей для целей эпиднадзора (1995) также предлагает определять диагноз либо по набору СПИД-ассоциированных (СПИД-индикаторных) состояний, либо с привлечением различных лабораторных исследований. В этом же документе объясняются и такие понятия, как "статус ВИЧ-инфициро-ванности ребенка", "неопределенный инфекционный статус" и "сероконвертант". Подробнее ознакомиться с на-

Таблица1

Характеристика ВИЧИ в мире, России и Сибири

Начало регистрации На 01.01.97 На 01.01.99 На 01.11.99

Число ВИЧИ, включая СПИД В мире Конец 70-х Около 25 млн. около 50 млн. Вероятно более 55 млн.

В России 1987(2) 2439 10 631 21935

В Сибири 1989(2) 97 493 3742

Количество СПИД В мире 1980(99) Около 2 млн. Более 20 млн. Более 30 млн.

В России 1987(2) 250 331 377

В Сибири 1989(2) 7 8 8

Умерло от СПИД В мире Нет данных Более 6 млн. Около 14 млн. Более 15 млн.

В России Нет данных 218 224 259

В Сибири Нет данных 7 8 8

Живых ЛВС В мире Нет данных Нет данных Нет данных Более 33 млн.

В России Нет данных Нет данных Нет данных 21510

В Сибири Нет данных Нет данных Нет данных 3699

Регионы планеты Количество вновь заразивиихся ВИЧ в 1998 году Число детей - сирот, потерявших родителей от ВИЧИ

Детей до 15 лет Молодежь 15-25 лет

Северная Америка Менее 500 Более 25 тыс. 70 тыс.

Карибы и Латинская Америка 8 тыс. Более 65 тыс. 137 тыс.

Северная Африка и Средний Восток Менее 2 тыс. Более 5 тыс. 14 тыс.

Африка Южнее Сахары 530 тыс. 1,7 млн. 7,8 млн.

Европа и Центральная Азия Менее 1 тыс. Более 25 тыс. Менее 8,8 тыс.

Азия и ТихоОкеания Более 56,6 тыс. 700 тыс. Более 200 тыс.

Всего 590 тыс. Более 2,5 млн. 8,2 млн.

Примечание: В таблице приведены официальные данные ЮНЭЙДС (1999 г.)

Примечания:

1. ЛВС - лица с диагнозом ВИЧИ или СПИД.

2. В таблице приводятся кумулятивные данные и предположительные показатели в мире на 01.11.99

Таблица 2

Характеристика ситуации ВИЧИ в мире среди младших возрастов

званной терминологией можно в соответствующих литературных источниках. Следует отметить, что названные определения СПИД нацеливают на раннюю диагностику заболевания, чего, к сожалению, не предусматривается в существующей отечественной классификации, которая допускает диагноз СПИД лишь в терминальной стадии болезни.

Далее необходимо хотя бы кратко дать количественную характеристику современного состояния по ВИЧ/ СПИД (поскольку СПИД является определенной стадией ВИЧИ, то далее употребляется термин ВИЧИ. - Р.Ц.). С этой целью позвольте привести некоторые количественные показатели в таблицах 1 и 2.

Приведенные в таблицах показатели свидетельствуют о том, что:

- во первых, эпидемия ВИЧИ продолжает интенсивно распространяться в мире, что отмечается и исполнительным директором ЮНЭЙДС (P. Piot, 1998);

- во вторых, Россия, включая Сибирь, оказалась вовлеченной в бурлящий поток пандемии ВИЧИ: с января 1997 г. число выявленных к настоящему времени ВИЧ-инфицированных возросло в России почти в 9 раз, а в Сибири -более чем в 38 раз. Причем, как отмечает С. Лесков (1999) сибирский город Иркутск по числу ВИЧ-инфицированных вышел на второе место в России, уступив приоритет лишь Москве и обогнав Калининград.

- в третьих, должны быть упомянуты: а) малое количество диагнозов СПИД в России и Сибири, что, по-видимому, обусловлено поздней диагностикой данной стадии ВИЧИ; б)низкая выживаемость больных с таким диагнозом в наших условиях. Так, например, если допустить, что в мире осталось в живых около 50% всех больных с диагнозом СПИД, то в России таковых сейчас всего около 30%, а в Сибири все 8 уже умерли, "ликвидировав" таким образом проблему СПИД на нашей территории.

- В четвертых, цифры, представленные в таблице 2, указывают на большое количество пораженных ВИЧ детей и молодежи. Так, только в 1998 году заразились ВИЧ около 590 тысяч детей до 15 лет и более 2,5 млн. молодых людей 15-24 лет, что составляет около 10% всех новых заражений ВИЧ в 1998 году, а вместе с молодежью -около 50%. В России на 01.11.99 пока зарегистрировано лишь 603 ВИЧ-инфицированных ребенка (около 3%), а в Сибири всего 9 детей (около 0,3 %) от общего количества ВИЧИ. Из этого можно было бы предположить, что проблемы детской и юношеской ВИЧИ пока перед нами не стоят. Но ВИЧИ - болезнь "иностранная" и ей присущи закономерности, развивающиеся почти одинаково во всем мире, особенно там, где с ней слабо борются.

И, наконец, следует сказать, что клинически ВИЧИ у детей более тяжелое заболевание, чем у взрослых. Оно, как правило, имеет короткий инкубационный период и приводит к летальному исходу значительно скорее. Если среди ВИЧ-инфицированных взрослых средний срок жизни даже у нелеченых равен 7-10 годам, то ЛВС-новорожденные даже в Европе в 80% доживает только до 3-х лет, а в Уганде (Африка) к этому сроку погибает более 66%.

В документах ЮНЭЙДС, посвященных ВИЧИ у детей, называются и другие проблемы. Одна из них - ВИЧИ новорожденных. Известно, что ВИЧ-инфицированная мать может заразить ребенка во время беременности, при родах и в период грудного вскармливания. Стратегическим принципам профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку посвящено отдельное издание ЮНЭЙДС, которое может быть предметом отдельного сообщения. Однако, хотелось бы назвать хотя бы два важных и трудно-разрешаемых аспекта в этой связи:

- помощь зараженной беременной в принятии решения, иметь ли ребенка, если известно, что лишь в 15-35% мать "награждает" ребенка возбудителем заболевания;

- проведение профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку, обусловлены как высокой стоимостью антирет-

ровирусной терапии (APT), так и трудностями замены грудного вскармливания на искусственное в некоторых условиях.

Дети-сироты от родителей, погибших от ВИЧИ, представляют еще одну проблему ВИЧИ у детей. Их, как ранее отмечалось, уже сейчас на планете более 8 млн. Правда, более 90% из них находится где-то в "дремучей" и далекой Африке. Но весьма возможно, скоро эта проблема затронет и нас.

ЮНЭЙДС также напоминает о том, что дети-сироты, как правило, имеют плохие условия питания и жилья, пополняя ряды бездомных (уличных) детей; они обычно не могут нормально посещать школы, обращаться за медицинской помощью, т.е. не могут пользоваться своими конституционными правами и нередко становятся источником торгового сексбизнеса.

Следует сказать, что дети, как особая группа риска для насильственного секса представляют особую проблему как с социальной точки зрения, так и с позиций борьбы с венболезнями. Среди причин этого явления называются:

- довольно распространенное изнасилование детей родственниками и близкими знакомыми в домашних условиях;

- существование так называемых "сладких дяденек", которые заманивают детей шоколадками или другими подарками, а затем насилуют их;

- опасность изнасилования детей в лагерях беженцев, переселенцев, в тюрьмах и других местах скопления репрессированных родителей;

- не отрицается и возможность секса подростков по согласию, что во многом зависит от недостаточного полового воспитания.

Поэтому совершенно справедливо подчеркивается, что воздействие ВИЧИ на детей пока не получило должного внимания, а взрослые могут и должны внести свой вклад по облегчению страданий ВИЧ-инфицированных детей, помочь детям в семьях и коллективах, пораженных ВИЧ, и создать все возможности для нормального роста и развития детей в современных условиях.

В документе ЮНЭЙДС, посвященном проблеме ВИЧИ среди молодежи, прежде всего разъясняется почему нужно работать в первую очередь и особенно активно с молодыми людьми.

Во-первых, молодежь в возрасте 15-25 лет представляет группу населения с особенно высокой уязвимостью к ВИЧИ. Только в 1998 году ежедневно заражалось около 7 тысяч молодых людей а общее их число превысило 11 млн. и составило более 50% всех поражений ВИЧИ взрослых.

Во-вторых, известно, что молодежь - основная производительная сила. Поэтому, если борьба с ВИЧИ не даст положительных результатов и пандемия ВИЧИ будет продолжать распространяться сегодняшними темпами, то многие страны, где сейчас полыхает это заболевание, скоро окажутся перед фактом огромных человеческих и экономических потерь. В этой связи можно напомнить, что 85% молодежи живет в развивающихся странах, на долю которых приходится 90% всех пораженных ВИЧ.

В третьих, молодежь является источником и основной силой перемен, так как они легче, чем взрослые могут осознать и усвоить необходимость практического использования принципов безопасного секса с самого начала половой жизни, могут преодолеть причины стигматизации и дискриминации при ВИЧИ, внести доброту и оказать необходимую помощь сверстникам, пораженным ВИЧ, а также и семьям, в которых они имеются. И, если молодежь получит надлежащую помощь от взрослых, то она сможет изменить течение ВИЧИ у себя, в коллективах и в обществе в целом.

Планируя и выполняя мероприятия по борьбе с ВИЧИ среди детей и молодежи, нужно, естественно, учитывать

местные особенности. Так, например, в Африке и Азии преобладают случаи гетеросексуального распространения ВИЧ; в странах Латинской Америки - гомосексуального, а в Восточной Европе - при инъекциях наркотиков. Кроме того, следует помнить о тесной взаимосвязи проблемы ВИЧИ с различными венболезнями, наркоманией, туберкулезом и многими другими факторами.

Естественно нужно учитывать и общеизвестные особенности ВИЧИ у детей, которые касаются:

- клинического ведения ВИЧИ (уход за больным ребенком, дозировка лекарств, консультирование родственников и т.п.);

- возрастных особенностей течения ВИЧИ (возможность вакцинации, проблема грудного вскармливания и

т.д.);

- клинического ведения ВИЧ-ассоциированных состояний, к которым относятся не только ряд заболеваний, но и дефекты развития ребенка;

- диагностика ВИЧИ у детей (бессимптомная инфекция, наличие материнских антител у новорожденных и т.п.);

- проблемы детей-сирот и др.

При планировании и реализации мероприятий по борьбе с ВИЧИ среди детей и молодежи полезно учесть разъяснения А.Винтер (A. Winter*, 1999), которая подчеркивает, что девиз: "Слушай, учись, живи!" относится главным образом к взрослым. Именно они, для того, чтобы улучшить взаимосвязи с детьми и молодежью, должны хорошо слышать их заботы, правильно понимать наиболее важное в их жизни; учиться лучше уважать друг друга и оказывать поддержку в различных ситуациях; и помогать жить в реальных условиях обстановки, где распространен СПИД. Документы ЮНЭЙДС обращены к взрослым потому, что власть и ресурсы сконцентрированы в руках взрослых. Поэтому и ответственность за мероприятия среди молодежи должна лежать на взрослых как на индивидуальном, так и коллективных уровнях, включая разнообразных лидеров.

Во всех подобных случаях важно осознавать, что молодежь - это не только целевая группа для проведения определенных мероприятий по борьбе с ВИЧИ, но также и то, что она - огромный ресурс в борьбе с "чумой 20-го века". Это не только аудитория, которая нуждается в знаниях о ВИЧИ, но и огромная сила в борьбе с ней; которая хочет быть услышанной взрослыми, и у которой есть что рассказать сверстникам. Созидательность, энергия и внешняя привлекательность молодежи, участвующей в реализации анти-ВИЧИ программ, придают последним большее внимание и интерес.

Анти-ВИЧИ кампания 1999 года, говорится в документах ЮНЭЙДС, сосредоточена на развитии общения с детьми и молодежью и направлена на выполнение главным образом двух целей: а) - осознать необходимость слушать детей и молодежь для того, чтобы мероприятия стали более результативными; и б) - усилить программы. проводимые среди детей и молодежи в следующих областях:

1. Разработка и внедрение национальных политик, защищающих права детей и молодежи и направленных на уменьшение их уязвимости к ВИЧ.

В качестве примеров прав в контексте проблемы ВИЧИ можно назвать:

- право иметь возможность получения информации о ВИЧИ, средствах и методах ее профилактики. Власти обязаны обеспечить широкий доступ к обучению способам предупреждения ВИЧ-инфицирования как в стенах учебных заведений, включая школы, так и вне их стен;

- права на конфиденциальность сведений о ВИЧ-статусе, добровольное обследование и консультирование, проводимые при их согласии;

*Автор приносит глубокую благодарность госпоже А. Винтер за присылаемую литературу из ЮНЭЙДС.

- право на обеспечение необходимым уходом и лечением при ВИЧИ;

- право на защиту от стигматизации и дискриминации при ВИЧИ, которое должно обеспечиваться государством путем разработки специальных мер по предупреждению вовлечения детей в наркоманию, сексбизнес и их изнасилование.

Для более детального ознакомления с международными и национальными правовыми документами, конечно, следует обратиться к юристам, ознакомившись предварительно хотя бы с "Международными руководящими принципами по поощрению и защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом", которые опубликованы на русском языке в 1998 г. и имеются в Сибирском региональном центре по борьбе со СПИД (СРЦС). Совместно с юристами можно, например, разработать карманные справочники с названием: "Знай свои права" и распространить их в школах, сузах, вузах, общежитиях молодежи.

2. Вовлечение детей и молодежи в разработку, принятие и выполнение программ по борьбе с ВИЧИ. Наглядным примером этому может служить успешная реализация проекта "Молодежь против СПИДа" в Омском областном центре по борьбе со СПИД (ООЦС) под руководством О.В. Агафоновой.

3. Расширение контактов с другими ответственными лицами и организациями, которые могут изменить социальные условия и нормы и тем самым уменьшить риск распространения ВИЧ среди детей и молодежи.

Известно, что молодежь и особенно дети склонны скрывать свои интимные связи. Существуют разнородные объяснения этого. В различных слоях общества, например, по-разному относятся к юношам - гомосексуалистам, различно относятся к взрослой девушке, у которой случайно обнаруживают презерватив; крайне разнообразное отношение к материалам о половых взаимосвязях можно наблюдать в средствах массовой информации (СМИ) и т. п. Поэтому рекомендуется организовывать и проводить дискуссии, семинары с родителями и журналистами на темы морали, здорового образа жизни, безопасного секса.

4. Улучшение качества диалога между взрослыми молодежью и детьми. Последние особенно нуждаются и хотят общения со взрослыми. Поэтому нужно широко привлекать к работе популярных среди них лиц, способных направить их на здоровый образ жизни (артисты, писатели, спортсмены, общественные деятели, специалисты разных профилей и т. д.).

5. Распространение использования экономических возможностей частного сектора для уменьшения уязвимости к ВИЧИ детей и молодежи. Улучшение благосостояния, как правило, повышает сопротивляемость организма, в том числе и к ВИЧИ. Поэтому с целью повышения доходов работоспособных молодых людей следует расширять контакты по их трудоустройству не только с государственным социальным сектором, но и использовать возможности вовлечения руководителей частных предприятий к решению проблем, существующих у молодежи и детей.

6. Качественное улучшение искусства жизни, систем сексуального здравоохранения и методов обучения профилактике ВИЧИ в учебных заведениях и за их пределами.

К настоящему времени многократно доказано, что качественное половое образование ведет к более позднему началу половых сношений и защищает молодежь от нежелательной беременности и венерических болезней, включая ВИЧИ. Поэтому ЮНЭЙДС рекомендует объединять программы по профилактике ВИЧИ с существующими программами учебных заведений, которые должны составляться при активном участии учителей, родителей и самих учащихся старших возрастов, а начинать прово-

дить занятия по этой тематике следует с начальной школы (т.е. до полового созревания) и с привлечением ВИЧ-инфицированных, если такая возможность имеется.

7. Совершенствование систем здравоохранения для того, чтобы облегчить ее доступность молодым людям и детям. Поскольку дети часто мало обращают внимания на свои потребности в охране здоровья, а молодые люди отмечают, что доступность к лечению венерических заболеваний, службам планирования семьи, акушерской помощи и по уходу за новорожденными затруднена или совершенно невозможна, то ЮНЭЙДС рекомендует:

- развивать связи между учебными заведениями и медицинскими учреждениями по кооперации в обеспечении необходимой взаимопомощи среди молодежи и детей при участии и поддержке со стороны служб здравоохранения;

- рекламировать существующие службы здравоохранения;

- благоприятствовать местным пунктам здравоохранения по созданию условий для посещения их молодежью и детьми в удобное для них время;

- определить специальные места в существующих медицинских учреждениях и учебных заведениях, где молодежь могла бы конфиденциально получить информацию о профилактике вензаболеваний, включая ВИЧИ, а также приобретать (желательно бесплатно) презервативы и другие профилактические средства.

8. Организация систем мероприятий по оказанию всеобъемлющего ухода детям и молодежи, пораженным ВИЧИ, а также по оказанию помощи детям-сиротам.

Для достижения целей этого направления рекомендуется:

- обучать членов общества методам обеспечения ухода на дому семьям ВИЧ-инфицированных и объединять их с существующими службами здравоохранения и ухода;

- поддерживать и распространять собрания коллективов, где дети и молодежь могли бы получать поддержку друг от друга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укреплять возможности семьи справляться с собственными проблемами путем обеспечения доступности кредитования, обучения методам оказания ухода на дому, эмоциональной поддержкой во время домашних посещений, а также реализацией других мероприятий в этой области.

9. Уменьшение стигматизации и дискриминации, связанных с ВИЧИ. Для этого рекомендуется, например, проводить необходимую работу среди лидеров правительственных и неправительственных организаций (ПО и НПО соответственно) по предоставлению рабочих мест ВИЧ-инфицированным, что, несомненно, удлинит сроки их активной жизни, улучшит их собственное экономическое положение и облегчит моральное и материальное состояние их близких.

10. Профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку (ППВМР) в настоящее время эффекивно осуществляется: а) - проведением профилактики первичного заражения возбудителем болезни женщин детородного возраста; б) - службами планирования семьи, которые дают возможность избежать нежелательные роды; в) - назначением курсов антиретровирусного лечения и г) - искусственным вскармливанием новорожденных.

Достичь положительных результатов ППВМР можно не только пропагандой безопасного секса среди женщин детородных возрастов, но и разъяснением среди мужчин их потенциальной роли и ответственности за передачу ВИЧ детям до и во время беременности партнерши. Способствуют ППВМР, кроме названного, улучшение доступности к высококачественному добровольному тестированию и консультированию, уменьшение стигматизации и дискриминации ЛВС женщин, разъяснение безопасности искусственного вскармливания и обеспечение его доступности и т.п. Этой теме, как отмечалось, посвящено специ-

альное издание ЮНЭЙДС (август 1999 г.).

В заключение прежде всего следует подчеркнуть, что все сказанное является лишь сокращенным обзором материалов, посвященных МДС-99. Но даже и то, о чем говорилось в данном сообщении, не является строго обязательным для всех, как это принято в отечественных нормативных документах. Каждый работающий в сфере борьбы с ВИЧИ может использовать рекомендации ЮНЭЙДС в соответствии с существующими местными приоритетными условиями и возможностями. Вместе с тем необходимо еще раз напомнить о том, что борьба с ВИЧИ согласно имеющемуся многолетнему мировому опыту борьбы с ней, подразумевает активное участие не только сил и средств здравоохранения, но и усилия каждого члена общества, всех коллективов, составляющих общество, при разумной координирующей функции лидеров .Естественно, что инициирующая роль при этом остается за медиками, а успех в борьбе с "чумой 20-го века" зависит главным образом от рационального объединения активности всех слоев человеческого сообщества. Поэтому нельзя не согласиться с мнениями П.Пио-та (Р. Piot, 1998) и Т. Мертенса (Т. Mertens, 1998), которые заявляют, что если 15 лет тому назад мы уже представляли ЧТО нужно делать, то теперь надо знать КАК применить то, что работает, и адаптировать наши мероприятия к каждым конкретно имеющимся условиям.

Проблема заключается в том, что существующие ВИЧ-профилактические программы во многих случаях либо слабы, либо ограничены. Более того, многие из них недостаточно обеспечены ресурсами и действуют разрозненно, несогласованно. Большинство из них концентрируют внимание исключительно на необходимости изменения индивидуального рискованного поведения, закрывая глаза на внутренние социальные, культурные и экономические факторы, которым принадлежит ведущая роль в создании благоприятных условий для опасного поведения в отношении ВИЧИ и превращают его в состояние, трудно поддающееся изменению. Естественно, что возникновение и распространение рискованных форм полового поведения возникают раньше всего там, где службы ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных не соответствуют противостоянию ВИЧИ, мало побуждают население кдобро-вольному и конфиденциальному тестированию и предлагают для этого лишь незначительные возможности. В результате ВИЧИ остается "невидимкой" и продолжает интенсивно распространяться. Сегодня, например, до 90% зараженных ВИЧ даже не знают о своем истинном состоянии. Поэтому нам нужно принять на себя обязательства по мобилизации технологий, изменяющих течение эпидемии ВИЧИ. В частности, методы по изменению в поведении на индивидуальном, учрежденческом, общественном, государственном и глобальном уровнях. Но для этого проблема ВИЧИ должна прекратить свое подпольное существование. Необходимо как можно скорее снять таинственность с медицинских и других технических мероприятий и учиться на положительных примерах, для освоения которых, конечно, нужны определенные ресурсы. Однако, для того, чтобы их найти и правильно использовать требуется прежде всего иметь желание к решению проблемы и искать пути к осуществлению этого желания. Ответственность за объединение сил для борьбы с ВИЧИ лежит на нас, и наши новые программы должны включать резкую социальную критику и пересмотр существующих ценностей и моделей.

ЛИТЕРАТУРА

1. С. Лесков: "А у тебя СПИД - значит, мы умрем", Известия, 1999-15-10, №194(25539).

2. В.В. Маяковский. Нашему юношеству // В.В. Маяковский. Избранное. - М. Изд-во Дет. Лит., 1967. - С. 204-208.

3. Л. Рубин и В. Ипаткин: Экспресс-информация об эпидемической ситуации по ВИЧИ на 1 ноября 1999 г., СРЦС, Омск.

4. Права человека. ВИЧ/СПИД и права человека. Международные руководящие принципы. 1998, изд. ООН, Нью-Йорк и Женева.

5. Документы ЮНЭЙДС, опубликованные под заглавием :" LISTEN, LEARN, LIVE !", World AIDS Campaign with Children and Young People: April 1999, Geneva, Switzerland.

a) A.Winter: Letter to the NGOs and Partners, 1999, May 24.

b) Facts and Figures.

c) Children and HIV/AIDS.

d) Young People and HIV/AIDS.

e) Key Issues and Ideas for Action.

6. European case definition for AIDS surveillance in children. HIV/AIDS Surveillance in Europe. Fourth Quarterly Report. 1995 №48, Saint Maurice, France.

7. T. Mertens: "Rethinking our views", World Health, 1998: v.51, № 6, p. 31. WHO, Geneva, Switzerland.

8. P. Piot: "Expanding the global response to HIV/AIDS", ibido pp. 5-6.

9. WHO case definitions for AIDS surveillance In adults and adolescents. Weekly Epidemiological Record (WER) 1994, v. 69, № 37, 16 Sept. 1994, pp 273-275.

10. Prevention of HIV transmission from mother to child: strategic options. UNAIDS/99.40E, UBPC, KM, August 1999, Geneva, Switzerland.

ЦИРКИН Руслан Степанович - кандидат медицинских наук, доцент, независимый специалист по СПИДу.

ФИТОТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ

Лекарственные растения привлекают внимание очень многих. Сколь ни эффективны новые препараты, выпускаемые химико-фармацевтической промышленностью, скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов. И это вполне понятно. Терапевтическая ценность большого числа лекарственных растений признана научной медициной, они тщательно изучаются в медицинских и фармацевтических учреждениях и до сих пор составляют 35-40% всех лекарств, отпускаемых нашими аптеками.

В Омском республиканском медицинском колледже имеется замечательный студенческий фи-токомплекс. Мне довелось встретиться с заведующей отделением "Фармация" Филлиповой Еленой Александровной. Вот, что она рассказывает о его деятельности.

чаев, напитков.

Преподавателями и студентами был проделан огромный труд, особенно в первое время. Выезжали на электричке под руководством Валентины Петровны в загородную зону, сами собирали травы, сами же и везли их обратно в огромных мешках. В последую-

Более 11 лет назад на отделении "Фармация" медицинского колледжа силами студентов и преподавателей, под руководством заместителя директора по фармобразованию Каникаевой Валентины Петровны, был создан студенческий фитокомплекс, целью которого являлось научить на практике, а не по учебникам и "мертвым" гербариям, распознавать лекарственные растения среди растительного сообщества, привить навыки заготовки лекарственного сырья, переработки и приготовления целебных сборов,

щие годы со студентами поочередно выезжали все преподаватели отделения. Ассортимент лекарственного сырья в первое время составлял 10-15 наименований, а в процессе работы вырос до 60 - 70.

Осенью 1989 г. студенты двух групп под руководством опытного преподавателя Зайцевой Тамары Петровны выезжали в плодопитомник села Павлоградка. Работа проводилась в тяжелых условиях, на голом энтузиазме. Студенты были размещены в двух домиках, один из которых был с печным отоплением, а другой вообще был не-утеплен, что нужно принимать во внимание, т.к. ребята работали в сентябре - начале октября. Заготавливали плоды облепихи, аронии, из которых готовили напитки для студентов и преподавателей. В последующие годы условия проживания несколько улучшились.

Развивался и производственный комплекс, включающий в себя производственную комнату, предназначенную для приготовления чаев и напитков, фасовочную, "зеленую" аптеку, в которой население горо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.