Научная статья на тему 'Дэвид Доббс. Непоседливые гены'

Дэвид Доббс. Непоседливые гены Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дэвид Доббс. Непоседливые гены»

ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

Дэвид Доббс НЕПОСЕДЛИВЫЕ ГЕНЫ*

Зимой 1769 г., в начале своего первого кругосветного путешествия английский капитан Джеймс Кук получил от таитянского жреца Тупиа удивительный подарок - карту, на которую были нанесены все главные острова южной части Тихого океана. Для европейцев такая карта была в диковинку. Согласно одним источникам, Тупиа сам все зарисовал; по другим - лишь описал на словах. Ни один европеец до Кука не мог похвастаться тем, что обладает столь подробным «путеводителем» по тихоокеанской акватории в 5 тыс. километров - от Маркизских островов до Фиджи. Некоторые из них Кук к тому времени уже успел повидать, но на многие другие нога европейца еще не ступала.

Тупиа взошел на борт корабля «Попытка» и отправился в плавание вместе с Куком. Вскоре он потряс команду тем, что без помощи компаса, карты, часов или секстанта вывел европейцев к неизвестному острову в 500 километрах к югу от Таити. В последующие недели таитянин указывал путь от одного архипелага к другому и, к изумлению моряков, в любое время суток и в любую погоду мог уверенно ткнуть пальцем в сторону родного острова.

Из всех европейских исследователей только Кук сумел понять, откуда у Тупиа навыки в искусстве навигации. Племена, разбросанные по югу Тихого океана, были единым народом, который давным-давно, чуть ли не до того, как Британия стала Британией, т. е. до прихода римлян, исследовали и заселяли здешние острова.

* Доббс Д. Непоседливые гены // National geographic. - М., 2013. - № 1. -С. 56-69.

В те времена, не имея навигационных инструментов, без которых уже не мог обойтись Кук, они составили карту всех известных им вод и земель и сохранили ее в преданиях.

Через два столетия за изучение великих переселений народов возьмутся генетики. Они соберут образцы ДНК по тихоокеанским островам и, сравнив их, докажут, что Кук был прав. Предки Тупиа принялись осваивать Тихий океан за 2,3 тыс. лет до его рождения. Отправившись в невероятное путешествие по морям, они влились в общее движение народов на Восток, импульс которого был задан в Африке еще на 50-70 тыс. лет раньше. Между тем Кук, сам того не ведая, тоже «плыл в общем потоке», но только на Запад, продолжая путь собственных предков, которые покинули Африку примерно в то же время, что и прародители таитянина. Встретившись, Кук и Тупиа замкнули круг, и путешествие, начатое их далекими предками, подошло к концу. Со смертью Кука окончилась славная эпоха, которую историки именуют эпохой Великих географических открытий.

Неандертальцы просуществовали сотни тысяч лет, но так и не расселились по земному шару. Мы же за 50 тыс. лет заполонили всю планету. Почему? Ученые, которые задаются этим вопросом, -сами первопроходцы. Любая гипотеза о том, откуда взялась наша страсть к исследованиям, в недалеком будущем может оказаться опровергнутой, когда молодые научные направления, такие как нейропсихология развития, выведут на новые пути к познанию. Но те, кто изучает поведение человека, готовы рисковать, лишь бы отыскать ключ к разгадке тайны. Что гнало наших предков из теплой Африки, а нас - на Луну и к звездам?

Если жажда новых открытий - врожденный инстинкт человека, возможно, ее истоки кроются в наших генах. В спорах на эту тему часто упоминается особая структурная вариация гена 0Я04. Данный ген регулирует выработку дофамина - белка, который вызывает чувство удовлетворения и потому играет важную роль в процессе обучения. Генная вариация 0Я04-7 Я встречается примерно у 20% людей, и именно ее обладатели особенно любознательны и не могут усидеть на месте. Их стихия - движение, перемены и приключения. Ученые изучили поведение животных, имитируя механизм действия 7 Я, и заметили, что при этом у подопытных растет интерес ко всему новому. В нескольких исследованиях 7 Я рассматривался в прямой связи с расселением людей.

Первое из таких крупных генетических исследований, которым в 1999 г. руководил Чэнь Чуаньшэн из Калифорнийского университета, показало, что в современных кочевых обществах обладателей 7 Я больше, чем в оседлых. Это подтвердил и более масштабный проект 2011 г., основанный на тщательном статистическом анализе. Кроме того, было установлено, что у народов, чьи предки, покинув Африку, удалились на значительные расстояния, 7 Я (а также 2 Я) встречается настолько часто, что простой случайностью это не объяснить. Вряд ли данные генетические изменения пробудили в наших предках особую тягу к переменам, но можно предположить, что естественный отбор среди кочевников ведет к росту доли носителей вариации 7 Я.

Генетик Кеннет Кидд из Иельского университета предлагает ученым направить свои усилия в несколько иное русло. По его мнению, разные группы генов влияют на множество различных черт характера: одни позволяют нам исследовать мир вокруг себя, а другие (в их числе наверняка и 7 Я) побуждают нас к этому стремиться. Важна не только потребность, но и способность к познанию, не только движущая сила, но и «мотор». Чтобы поддаться желанию изведать что-то новое, нам нужны особые системы органов, без которых мы просто-напросто не сдвинемся с места.

Такие системы изучает генетик Джим Нунан. Его интересуют те гены, под действием которых формируются наши ключевые органы: конечности и мозг. По мнению Нунана, гены, отвечающие за формирование конечностей и мозга у человека, ничем не отличаются от генов человекообразных обезьян. Конечности и мозг отдельных видов разнятся потому, что их развитие начинается и заканчивается в разное время. В результате человек получает ноги, приспособленные для ходьбы на большие расстояния, необычайно ловкие руки и удивительный мозг, который растет намного медленнее, но вырастает гораздо крупнее, чем мозг любых человекообразных.

Все это вместе образует набор качеств, которые и пробуждают в человеке исследовательский дух. Мы очень подвижны, у нас умелые руки и, главное, нам дан мозг, а вместе с ним и воображение. Причем одно усиливает другое: творческое мышление помогает преодолевать преграды, что, в свою очередь, еще больше раззадоривает воображение, и оно уносит нас все дальше и дальше. Представьте, что у вас есть некое орудие, объясняет Нунан. Если

вы искусно им владеете и у вас богатое воображение, вы начнете думать, как его еще можно использовать. Когда вы станете искать новые способы его применения, на ум придут и новые цели, которых это орудие поможет достичь.

Нунан уверен: именно хитроумный механизм познания, заложенный в нас самой природой, спас жизнь ирландскому исследователю Эрнесту Шеклтону, когда в 1916 г. его шхуну Endurance («Стойкость») затерло во льдах у острова Мордвинова в Антарктике. Шеклтон и 27 его товарищей оказались за 1,3 тыс. километров от цивилизации, почти без еды. И тогда Шеклтон замыслил побег из ледяного плена. Имея под рукой лишь простейшие инструменты, он приспособил для своего дерзкого замысла семиметровую шлюпку. Погрузив навигационные приборы, Шеклтон с пятью помощниками отправился в опаснейшее плавание по океану. В конце концов дерзкий ирландец доплыл до поселка китобоев на острове Южная Георгия и вновь вернулся к своим, чтобы спасти всю команду.

Невероятные приключения Шеклтона показывают нам, что умение и воображение - это и есть те два рычага, с помощью которых мы каждый раз поднимаем себя на ступеньку выше.

Как утверждает психолог Элисон Гапник из Калифорнийского университета (Беркли), у человека есть еще одно, хотя и менее очевидное преимущество, которое питает силу воображения -продолжительное детство. Именно в детстве нам выпадает редкая удача поддаться нашему внутреннему зову и исследовать загадочный окружающий мир, не выходя из тихой гавани родительской заботы. Мы перестаем питаться молоком матери года на полтора раньше, чем гориллы и шимпанзе, но нам предстоит более долгий, растягивающийся на десятилетие, путь к половой зрелости. Изучение зубов неандертальцев показало, что люди этого вида росли быстрее нас. Значит, лишь нам одним природа отводит время поиграть в первопроходцев и вкусить сладость познания без особого риска.

По словам Гапник, многие животные играют, чтобы освоить и отработать основные навыки, например, научиться охотиться. А мы придумываем игры со своими заданными правилами, в которых проверяются те или иные идеи. Играя, дети превращаются в первооткрывателей и учатся проходить лабиринты.

В детстве мы тренируем мозг и настраиваем наши познавательные способности на исследование окружающего мира. И если исследовательская искра не угаснет в нас с годами, мы и в зрелом возрасте сможем следовать инстинкту первопроходца. Все это в нас остается. И есть люди, которые никогда не теряют вкуса к новому. В каждом из них живет Джеймс Кук и Тупиа, Валентина Терешкова и Майкл Барратт - настоящие первооткрыватели.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.