Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ДЕВИАНТНАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / подростки группы риска / положительная девиация / отрицательная девиация / психологическая помощь / deviant behavior / adolescents at risk / positive deviation / negative deviation / psychological help

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудашкин Дмитрий Михайлович, Баляев Сергей Иванович

В статье рассматривается понятие девиантного поведения. Особое внимание уделено признакам отрицательной девиации у подростков. Авторы приходят к выводу о необходимости психологического сопровождения не только девиантных подростков, но и подростков из группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT TEENAGE ENVIRONMENT AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article discusses the concept of deviant behavior. Special attention is paid to the signs of negative deviation in adolescents. The authors conclude that psychological support is necessary not only for deviant adolescents, but also for adolescents at risk.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 159.9.072

ДЕВИАНТНАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кудашкин Дмитрий Михайлович

магистрант напр. «Общая психология и психология личности», АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права»,

г. Москва, Российская Федерация E-mail: mityunya_kudashkin@mail.ru

Баляев Сергей Иванович

доцент, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»,

г. Саранск, Российская Федерация E-mail: balyaevsi@mail.ru

DEVIANT TEENAGE ENVIRONMENT AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Kudashkin Dmitry Mikhailovich

Master's student, direction «General psychology and personality psychology»,

Open University of Economics, Management and Law,

Moscow, Russian Federation E-mail: mityunya_kudashkin@mail.ru

Balyaev Sergey Ivanovich

Assistant professor, PhD in Psychology, Mordovian State University named after. N.P. Ogareva,

Saransk, Russian Federation E-mail: balyaevsi@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие девиантного поведения. Особое внимание уделено признакам отрицательной девиации у подростков. Авторы приходят к выводу о необходимости психологического сопровождения не только девиантных подростков, но и подростков из группы риска.

Abstract. The article discusses the concept of deviant behavior. Special attention is paid to the signs of negative deviation in adolescents. The authors conclude that psychological support is necessary not only for deviant adolescents, but also for adolescents at risk.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки группы риска, положительная девиация, отрицательная девиация, психологическая помощь.

Keywords: deviant behavior, adolescents at risk, positive deviation, negative deviation, psychological help.

Подростковый период - один из самых важных этапов формирования личностных качеств. Желание подростка самоопределиться, выразить себя и получить признание взрослых за свою активность может быть реализовано через участие в общественно-полезной деятельности, которая соответствует его мотивационной сфере. Однако нередко подростковая среда является психологически и социально нездоровой - девиантной. Девиантная среда -неблагоприятная для формирования и развития личности. Если подросток находится длительное время в такой среде, где он непрерывно подвергается унижениям и обвинениям, его психическое и эмоциональное состояние начинает постепенно ухудшаться.

Девиантное поведение как научный термин был введен учеными еще в XIX веке, в частности Э. Дюркгеймом обосновывались положения о социальных причинах суицидального поведения как одного из примеров девиантного поведения [1]. Исследователь отмечал в свое время, что в условиях

так называемой дезорганизации общественных систем поведение человека становится гораздо более нестабильным и отклоняющимся от социальных норм [1]. Так закрепилось общепринятое сегодня понятие «девиантное поведение».

Проблема девиантного поведения подростков рассматривалась в работах видных отечественных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконина и ряда других исследователей.

Нужно учитывать, что девиация является весьма относительной и зависит от принятых в том или ином обществе социальных норм и запретов. В одних случаях, общество может быть весьма лояльно к употреблению например, наркотиков - в первобытных культурах употребление которых было востребовано необходимостью достижения определенных состояний, в других - употребление, продажа запрещенных веществ строго караются лишением жизни и даже смертной казнью. В любом случае общество предъявляет требования человеку и ожидает их неукоснительного выполнения. От степени социального послушания индивида зависит его социальное принятие и адаптивность.

В различных источниках по психологии можно встретить понятие «подростки группы риска», которое обозначает по большому счету интересующую нас категорию - подростков с девиантным поведением. Л.В. Мардахаев относит к этой категории детей не только с уже имеющимся девиантым поведением, а и тех, кто возможно в силу объективных обстоятельств может быть склонен к девиациям - дети из многодетных семей, сироты, дети пьющих родителей, дети беженцев и т. д. [5].

Помимо понятия «подростки группы риска» в литературе можно встретить понятие «трудные подростки». Это могут быть носители различных эмоциональных расстройств, с признаками СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Специалисты относят к этой категории и таких подростков, чье поведение девиантно в хорошем, положительном смысле -одаренные, с необычайно развитой когнитивной сферой, талантливые, требующие к себе особого внимания и подхода, поскольку их социализация в

силу их необычности, нетривиальных способностей в группе сверстников, как правило, затруднена. Согласно различным эмпирическим исследованиям, доля так называемых трудных детей и подростков в различных странах колеблется в районе 20-25% от всех детей и подростков [4]. В этой связи внимание педагогов школ, родителей, специалистов других служб должно быть максимально ориентированным на данную категорию.

Анализ психологической литературы показал, что таким подросткам свойственны: так называемая эгоцентрическая доминанта (стремление к повышенному вниманию к себе), высокая ригидность и авторитарность в отношениях с окружающими (как сверстниками, так и взрослыми), социальная уязвленность - склонность к проявлению рискованного поведения (тяга приключений, азартных игр и т. д.).

Различные практики и специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что наиболее очевидным признаком девиантного поведения остается нарушение общепринятых в соответствующем обществе социальных норм поведения.

В литературе принято разделять так называемую положительную и отрицательную девиацию. Однако наиболее пристальное внимание ученых привлекает именно отрицательное девиантное поведение, которое несет в себе разрушительную силу для неокрепшей психики и особенно детской. В этой связи психологи, педагоги особое внимание уделяют четкой дифференциации отрицательной девиации. К ее общепринятым проявлением относят: нанесение человеку (людям) явного ущерба (физического, морального, материального), противоправное поведение, является повторяющимся в поведении личности (группы). Лицо, совершающее девиантные отрицательные поступки, как привило социально незрело, неадаптированно. нередко страдает психическими расстройствами. Люди, которым в детстве не уделяли надлежащего внимания и заботы в семье, являются главными жертвами и носителями девиантности.

Среди основных причин девиантного поведения исследователи выделяют причины психопатологические и социальные. В качестве первых фигурируют

расстройства когнитивной сферы, личностные расстройства, клинико-психиатрические диагнозы. Но в контексте нашей работы особый интерес представляет вторая группа причин: социальные. В их число входят прежде всего проблемы в семье (выраженное материальное неблагополучие, пьянство одного или обоих родителей, психологическое или физическое насилие и т. д.). Именно данные причины наиболее трудно поддаются психологической коррекции, поскольку значительно их влияние на личность ребенка. Ко второй группе причин можно отнести различного рода влияния так называемых субкультур на формирующуюся личность.

В отношении интересующей нас подростковой девиантной среды следует отметить ряд характерных особенностей: подростковая девиация отличается высокой степенью участия в девиантных действиях, причем, как правило, не изолированно, а в составе небольших групп, ввиду личностной несамостоятельности подростков. Кроме того девиации подростков отличаются низким уровнем осознанности совершаемых действий, сниженной самокритикой и самоконтролем, слабой произвольной регуляцией импульсивных побуждений. Наиболее часто девиантное поведение среди подростков обусловлено наличием также ярко выраженных агрессивных склонностей, высокоразвитой тревожности и страхов в их личностном профиле.

Важно учитывать возрастные особенности подростков, которые усугубляют развитие девиации: высокая эмоциональная лабильность и нейротичность, выраженный эгоцентризм, чрезмерная критичность действий взрослых, идеализация так называемых «кумиров», конфликтность и импульсивность в отношениях.

Отечественные исследователи К.А. Зыков и Л.В. Абдалина отмечают следующие типы девиаций в подростковом возрасте:

а) аутодеструктивные дивиации - различные примеры саморазрушительного поведения (например, суицид);

б) делинквентные действия - это различные формы противоправного поведения, наказываемые нередко уголовным преследованием;

в) гиперкинетические девиации - проявляются высокой эмоциональной возбудимостью, агрессивностью, склонностью к рискованным действиям, неразвитостью и невысокой произвольностью когнитивной сферы;

г) девиации в рамках семьи - может проявляться высокой степенью прямой и косвенной агрессивности;

д) несоциализированное расстройство поведения - у подростков проявляется выраженная асоциальность в установках на межличностные контакты, отсутствие эмпатии, готовность к открытому манипулятивному воздействию и со сверстниками и со взрослыми, в том числе с ближайшим социальным окружением, вербальная и физическая агрессивность;

е) социализированное расстройство поведения - характеристики таких подростков отличаются противоречивостью: с одной стороны -социализированность, выраженные лидерские качества, а с другой -агрессивность, тревожность, склонность к депрессивным состояниям;

г) аддиктивные девиации - различные проявления зависимого поведения, что, как правило, приводит к быстрым личностным изменениям в сторону деградации [2].

Одним из факторов возникновения девиантного поведения, отмечает В.В. Ихисонова, является авторитарный и гиперопекающий стили детско-родительских взаимоотношений [3]. Период подросткового возраста - время неустойчивой и нестабильной самооценки, когда неполное знание своих способностей и возможностей не выдерживает критики из вне. Те же родители, негативно отзываясь, например, о внешности подростка бессознательно провоцируют у него девиантные формы снятия возникшей фрустрации -грубость, агрессия. Крайним вариантом нередко такие импульсивные подростки выбирают уход из дома. Бродяжничество - одно из проявлений девиантного поведения.

Возникновение девиантного поведения, как отмечают исследователи Т.В. Шелкунова и Т.Ю. Артюхова, нередко является ситуативным как способ решения внутренних противоречий и конфликтов [6]. Подростку в силу

86

возрастных особенностей необходимы понимание и поддержка со стороны родителей, поскольку его потребность проявлять относительную самостоятельность и автономность от них, как правило, отличается социальной неумелостью и непоследовательностью. Частыми являются спонтанные желания и сформированные коммуникативные навыки. Однако, родители не всегда распознают эти проблемы у подростка и не спешат ему на помощь, в результате возникает готовность быстро снять с себя возникшие эмоциональное напряжение путем случайных действий девиантного характера - импульсивное переедание, высокую вербальную и физическую агрессивность к окружающим, употребление алкоголя, наркотиков и других запрещенных веществ, совершение краж и насильственных действий в отношении других лиц, как правило еще менее защищенных пожилых людей, детей, инвалидов.

Снятие внутреннего эмоционального напряжения происходит в виде разрядки накопленных эмоций. Этим можно объяснить ситуативные правонарушения девиантных подростков. Далее если положительное подкрепление совершается и возникшая «цепочка» потребность - фрустрация -девиантное действие закрепляется в дальнейшем. В результате ситуативное девиантное поведение становится устойчивым и обуславливающим всю личностную структуру подростка. Нередко стимулирующую роль в закреплении девиантных форм поведения играет группа, по отношению к которой подросток конформен и податлив.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения подростков предполагает, что еще с младшего школьного возраста, особенно в отношении детей, испытывающих проблемы в социальной адаптации, необходимо начинать обучение навыкам совладания и эмоционального самоконтроля в трудных жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - С. 39-44.

87

2. Зыков К.А., Абдалина Л.В., Комаров В.В. Особенности девиаций у старшеклассников в цифровой среде // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2023. - № 1 (40). - С. 49-58.

3. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. -2015. - № 5. - С. 126-128.

4. Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1. - С. 70-80.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

6. Шелкунова Т.В., Артюхова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.