Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СЕМЬИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / СЕМЕЙНЫЙ МИФ / СЕМЕЙНОЕ КРЕДО / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Элеонора Владимировна, Макадей Людмила Ильинична, Осипова Наталья Владимировна

В статье приводятся результаты исследования образа семьи девиантных подростков. В ходе исследования были выявлены особенности семьи как референтной группы, которая служит для индивида стандартом, процессом усвоения стереотипов поведения и имеет большое значение в формировании подростка и является одним из условий возникновения и закрепления девиантного поведения. Исследование было направлено на изучение социального климата семьи, семейной тревоги, эмоционального компонента отношений, способа реагирования на фрустрирующую ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF THE FAMILY BY DEVIANT TEENAGERS

The article presents the results of a study of the family image of deviant adolescents. The study revealed the features of the family as a reference group, which serves as a standard for an individual, a process of assimilating behavior stereotypes and is of great importance in the formation of a teenager and is one of the conditions for the emergence and consolidation of deviant behavior. The study was aimed at studying the social climate of the family, family anxiety, the emotional component of relationships, the way of responding to a frustrating situation.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Перспективным направлением исследования является выявление динамики в развитии психологических защит от первого к выпускному курсу, сравнение содержательных особенностей психологических защит у студентов разных направлений обучения, а также разработка программ для обучающихся по развитию способности преодоления трудностей конструктивными технологиями. Литература:

1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С. 3-12

2. Белов, В.Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека /

B.Г. Белов, Г.М. Бирюкова, В.В. Федоренко // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2009. - № 3. -

C. 66-72

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - Москва: МГУ, 2013. - 187 с.

4. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 159 с.

5. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 125 с.

6. Зачепицкий, Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты / Р.А. Зачепицкий // Социально-психологические исследования в психоневрологии. - Ленинград: Медицина, 1984. - С. 182-183

7. Кашенкова, М.М. Психологическая характеристика защитных механизмов и совладающего поведения личности, пережившей сложную жизненную ситуацию: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Кашенкова Марина Михайловна. - Ярославль, 2012. - 23 с.

8. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер,

2005. - 175 с.

9. Кузнецова, О.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости / О.В. Кузнецова, И.В. Петрушова // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том 10. - № 1. -С. 20-31

10. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. Пер. с англ. М.В. Глущенко, М.В. Ромашкевича / Н. Мак-Вильямс. - Москва: Независимая фирма «Класс», 1998. - 474 с.

11. Мамина, В.П. Выбор механизмов психологической защиты студентами медицинского вуза с различным уровнем адаптированности / В.П. Мамина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 11(67). - С. 125-128

12. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 190 с.

13. Менинжер, В. Психические механизмы / В. Менинжер, М. Лиф // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. - С. 509-526

14. Митина, Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л.М. Митина. -Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 456 с.

15. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь,

2006. - 340 с.

16. Полина, А.В. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию / А.В. Полина, Е.В. Овчарова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2020. - № 61. - С. 40-43

17. Роттенберг, В.С. Психологические проблемы психотерапии / В.С. Роттенберг // Психологический журнал. - 1986. -Т. 7. - № 3. - С. 111-118

18. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения: монография / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006. - 219 с.

19. Фрейд, А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд. - Санкт-Петербург: АСТ, 2008. - 160 с.

20. Юнусова, А. У учителей повышается тревожность / А. Юнусова. - URL: https://magarif-uku.ru/ru/u-uchiteley-povyshaetsya-professional (дата обращения 18.09.2022).

21. Plutchik, R. Emotions and Life. Perspectives From Psychology, Biology and Evolition / R. Plutchik. - New York: American Psychological Association, 2003. - 381 р.

22. Plutchik, R. Measuring emotions and their derivatives: Personality traits, ego defenses, and coping styles. Contemporary approaches to psychological assessment / R. Plutchik, H. Conte. - New York, 1989. - P. 239-269

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии и психологии безопасности Терещенко Элеонора Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования образа семьи девиантных подростков. В ходе исследования были выявлены особенности семьи как референтной группы, которая служит для индивида стандартом, процессом усвоения стереотипов поведения и имеет большое значение в формировании подростка и является одним из условий возникновения и закрепления девиантного поведения. Исследование было направлено на изучение социального климата семьи, семейной тревоги, эмоционального компонента отношений, способа реагирования на фрустрирующую ситуацию.

Ключевые слова: образ семьи, представления о семье, семейный миф, семейное кредо, девиация, девиантные подростки.

Annotation. The article presents the results of a study of the family image of deviant adolescents. The study revealed the features of the family as a reference group, which serves as a standard for an individual, a process of assimilating behavior stereotypes and is

of great importance in the formation of a teenager and is one of the conditions for the emergence and consolidation of deviant behavior. The study was aimed at studying the social climate of the family, family anxiety, the emotional component of relationships, the way of responding to a frustrating situation.

Key words: family image, ideas about the family, family myth, family credo, deviation, deviant adolescents.

Введение. Одной из наиболее серьезных актуальных тенденций современного времени стало увеличение различных девиантных форм поведения в молодежной и детской среде. Количество преступлений, совершенных в течение пяти последних лет несовершеннолетними, превосходит на четверть аналогичный показатель в отношении взрослой части населения. По данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2019 году преступлений совершены подростками либо при их участии. Прослеживается опасная тенденция - число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растет: с 9716 если в 2018 г. до 10113 в 2019 г. [7].

В современных науках, изучающих природу психической патологии, принят биопсихосоциальный подход, на основе которого предложена диатез-стресс-буферная модель психической патологии, учитывающая различные факторы в патогенезе психических расстройств. Одним из важных факторов как в возникновении, протекании так и преодолении нервно-психических, психосоматических и соматических болезней являются характеристики ближайшего социального окружения, семьи, которые выступают как в качестве диатеза, так и буфера (в зависимости от их качества). Семья является первым и одним из главных институтов социализации человека, передающим нравственный, социальный, культурный опыт подрастающему поколению. Физическое насилие, являющееся наиболее распространенной формой агрессивного поведения в подростковой среде, по мнению ряда авторов [1] зачастую сопряжено с неправильно сформированными семьей установками личности. В работе Цветковой Л.А. [9] показано, что такие характеристики семьи как «отсутствие обсуждения в семье опасности наркопотребления; неудовлетворенность отношениями с родителями, отсутствие «своего пространства» в родительской семье» являются факторами, провоцирующими наркопотребление. О роли семьи в формирование патологических форм зависимостей писали и классики художественной литературы. На материале романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина Тхостов А.Ш. показывает динамику патологического формирования зависимости в условиях гипертрофированного контроля и порочного круга взаимоисключающих требований [8]. В литературе можно найти большое количество работ, посвященных вкладу семьи в формирование и развитие различных форм девиантного поведения, но вопрос о том, как воспринимают свою семью девиантные подростки недостаточно раскрыт. Психолог же в своей работе имеет дело не столько с объективной ситуацией, сколько с субъективным отражением этой ситуации в представлениях подростков, с его репрезентациями. Изучение субъективного образа семьи у девиантных подростков помогает выявить феномены, которые могут быть и не обнаружены при объективном исследовании семейной ситуации, но знание которых необходимо для того, чтобы произвести более точную системную диагностику, что важно для построения дальнейшей психологической работы с подростком и его семьей.

По проблеме восприятия подростками своей семьи можно встретить отдельные публикации [3, 5], в которых показано, что на формирование образа семьи влияют стиль семейного воспитания, нарушение структуры семьи.

Подростковый возраст является кризисным для всех линий развития: и биологической, и психической, и социальной. В том числе и для развития представлений о семье, так как качество представлений имеет большое значение в формировании подростка и является одним из условий возникновения и закрепления девиантного поведения, что и говорит об актуальности данной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Целью проведенного исследования стало изучение представления о семье у девиантных подростков.

Методика исследования. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: для выделения группы подростков, склонных к девиантному поведению использовался диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», модифицированный вариант опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ - 7, 1999); образ семьи изучался с помощью опросника «Анализ семейной тревоги», шкалы семейного окружения (адаптация С. Ю. Куприянова), теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, цветового теста отношений А. Эткинда (ЦТО). Статистические методы: непараметрический критерий U-Манна-Уитни (выявление достоверных различий в сравниваемых группах) и корреляционный анализ r-Пирсона.

База исследования: МБОУ Лицей № 23 города Ставрополя, Центр образования города Ставрополя имени Героя России Владислава Духина (МВСОУ Центр образования), МБОУ СОШ №3 с. Арзгир Ставропольского края.

Выборку составили 261 подросток в возрасте 14-16 лет. По результатам опросника «ДАП-В» подростки были разделены на две группы - контрольную - недевиантные подростки (82% респондентов от общей выборки) и экспериментальную группу - девиантные подростки» (18% респондентов).

Результаты исследования. Исследование социального климата в семье (методика «Шкала социального окружения» в адаптации С.Ю. Куприянова) позволяет констатировать (рисунок 1): у девиантных подростков статистически достоверно (р<0,01) ниже показатели по критерию «сплоченность» (3,5%), «организация» (3,7%), «контроль» (2,2%) и выше по критериям «конфликтности» и «независимости». Такие результаты свидетельствуют о том, что девиантные подростки ощущают недостаток эмоциональной близости в семье, отсутствие взаимопонимания и поддержки между членами семьи, дефицит внимания к проблеме членов семьи при высокой конфликтности и открытом выражении агрессии, недостаточности правил и традиций, что и приводит к стремлению стать независимыми, отделенными.

У девиантных подростков статистически достоверно (р<0,01) выше показатели «ориентация на достижение» и «ориентация на активный отдых». Для показателей «экспрессивность», «морально-нравственные аспекты» и «интеллектуально-культурные ориентации» значимых отличий в сравниваемых группах не обнаружено. Это отражает возрастные нормотипические особенности подростковых групп.

7,3

■ Девиантные подростки ■ Недевиантные подростки

Рисунок 1. Сравнение результатов исследования социального климата в семье контрольной и

экспериментальной групп

Шкала 1. Сплоченность. Шкала 2. Экспрессивность. Шкала 3. Конфликт. Шкала 4. Независимость. Шкала 5. Ориентация на достижения. Шкала 6. Интеллектуально-культурная ориентация. Шкала 7. Ориентация на активный отдых. Шкала 8. Морально-нравственные аспекты. Шкала 9. Организация. Шкала 10. Контроль

Результаты методики «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис) статистически достоверно (р<0,01) различны в сравниваемых группах подростков. У девиантные подростков выше показатели по всем шкалам (рисунок 2): вина, тревога, напряженность и общая семейная тревога. Подростки ощущают общую тревожную обстановку в семье и испытывают чувство вины, тревоги и напряжения.

15,9

I Ю,6

II

ь Общая семейная

тревога

подростки

Рисунок 2. Сравнение результатов семейной тревоги контрольной и экспериментальной групп

Семья является той средой, в которой ребенок усваивает правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, что ярко отражается в коммуникации подростков, особенно во фрустрирующих ситуациях, так как в таких ситуациях мы действуем на уровне смысловых установок. Наше исследование реагирования подростков во фрустрирующих ситуация позволяет сделать выводы об особенностях коммуникации в семьях данной группы, что косвенно дает возможность оценить образ семьи у девиантных подростков.

Для исследования стратегии реагирования на фрустрирующую ситуацию был использован тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Анализ результатов показал, что для девиантных подростков в сравнении с группой недевиантных подростков статистически достоверно (р<0,01) преобладающими являются ответы: 47,7% сочетающие экстрапунитивную реакцию с препятственно доминантным типом реагирования (т.е. подростки оценивают фрустрирующие ситуации как крайне неприятные, они крайне чувствительны к таким ситуациям, застревают в них и не способны к решению сложных проблем); 37,5% сочетающие интропунитивную направленность с эго-защитным типом реагирования (признавая свою вину, они активно оправдываются, привлекая смягчающие обстоятельства; характерными для девиантных подростков были ответы: «Я не знал», то есть они объясняют свои поступки невольным причинением ущерба, по незнанию правил поведения в тех или иных ситуациях). Для группы недевиантных подростков характерным (40,1%) является импунитивная направленность с типом №Р - подростки надеются на то, что проблема разрешится сама собой. Частотными были ответы с призывами обращения за помощью к третьей стороне. И следующим по преобладанию (39,4%) сочетанием в данной группе было сочетание интропунитивной направленности с эго-защитным типом, т. е. подростки никого не винят в случившемся, считают, что с каждым может случиться (частотными являются ответы по типу, что с каждым может такое случиться).

Если девиантные подростки акцентируют свое внимание на фрустирующих ситуациях в плане либо защиты, либо самооправдания, то для недевиантных подростков подобные ситуации вовсе не заметны, они считают, что если и возникают какие-то трудности, то в них никто невиновен и любая трудная ситуация разрешима благоприятным образом. Также недевинатные подростки способны обратиться за помощью к другому человеку, а девиантные надеются только на себя.

Анализ социальной конформности (GCR) показал также наличие статистически значимых различий (р<0,01) между девиантными и недевиантными подростками. У девиантных подростков социальная адаптация ниже (48,1%), чем у недевиантных (60,4%) и не соответствует нормативному значении социальной адаптации, который составляет для подростков 56,1.

Исследование эмоциональных компонентов отношений с помощью цветового теста отношений А. Эткинда показало различия в сравниваемых группах. Так, подростки сравниваемых групп имеют разное эмоциональное отношение (сознательное и частично неосознаваемое) к членам своих семей.

4

II

Мать

3 3 3

_ 3 1

■ 0 0

Отец Брат/сестра Учитель Друг

■ Девиантные подростки ■ Недевиантные подростки

Я сам Каким хочу Настроение Настроение стать в школе дома

Рисунок 5.Сравнение результатов исследования эмоциональных компонентов отношений контрольной и

экспериментальной групп

0-серый, 1-синий, 2-зеленый, 3-красный, 4-желтый, 5-фиолетовый, 6-коричневый, 7-чёрный

Девиантные подростки в большинстве случаев воспринимают мать как активную, импульсивную, а отца -доминантного, контролирующего. Общий семейный фон они воспринимают как напряженный, характеризующийся раздражительностью. Недевиантные подростки воспринимают мать как открытую и общительную, а отца -чувствительного, пассивного, а общий семейный фон как безразличный, характеризующийся отгороженностью от отца и матери.

Тесная связь между девиантным поведением и представлениями о семье была подтверждена корреляционным анализом, показавшим что что девиантное поведение положительно коррелирует с конфликтностью (0,343); виной (0,508); тревогой (0,257); напряжением (0,347); общей семейной тревогой (0,519); эго-защитным экстрапунитивным типом реакции (0,401); и отрицательно коррелирует с контролем (-0,416); сплоченностью (-0,435); потребностно-неустойчивым экстрапунитивным типом реакции (-0,27); потребностно-неустойчивым интропунитивным типом реакции (-0,476); с показателем GRC (-0,287).

Выводы. Итак, можно говорить о том, что представления о семье у девиантных подростков отличаются от представлений недевиантных подростков.

Подростки с девиантным поведением воспринимают собственную семью как семью с отсутствием взаимопонимания и поддержки, внимания к проблемам каждого члена семьи, что вынуждает их становиться их не по возрасту независимыми от семьи, так как семья не обеспечивает поддержку и заботу; неудовлетворенные потребности выражаются в форме ярости и гнева, конфликтов, они чаще испытывают чувство вины, тревогу и напряженность во взаимоотношениях со своей семьей. Мать представляют как активную, импульсивную. Отца - как доминантного, стремящегося удержать около себя. При

возникновении стрессовой, фрустрирующей ситуации чаще используют оборонительную реакцию, обвиняют оппонентов, участвующих в этой ситуации. Вторым вариантом может стать признание собственной виновности в случившейся ситуации, либо в форме заслуженного наказания за причинённые другим неприятности. Причём, чем выше показатель девиантности, тем чаще можно наблюдать эго-защитную экстрапунитивную реакцию. Чем ниже уровень девиантности, тем чаще можно увидеть потребностно-неустойчивый (экстрапунитивный и интропунитивный) тип реакции, при котором сам респондент берётся за разрешение проблемы или ожидает, что кто-то сможет ее решить.

Любая семейная депривация искажает усвоение социальных норм, ролей, семейных традиций, что приводит к трудностям адаптации к социуму, созданию своей собственной семьи. Как правило, деструктивные внутрисемейные отношения приводят к различным нарушениям личностного и социального развития, крайним вариантом которого является девиантность поведения.

Семья является референтной группой, которая служит для индивида своеобразным стандартом, процессом усвоения стереотипов поведения. Полученные данные являются важным теоретическим материалом для изучения девиантных подростков и диагностическим критерием при дифференциации этой группы детей. Результаты могут представлять интерес для таких специалистов как практикующие психологи, психотерапевты, социологи, педагоги, деятельность которых направлена на коррекцию поведения девиантных подростков.

Литература:

1. Артемьева, В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе с подростками с девиантным поведением: автореферат дис... канд. псих. наук: 19.00.03 / Артемьева Валентина Васильевна. - Москва, 2010. - 22 с.

2. Газизова, Ю.С. Особенности представлений о материнстве в современной картине мира / Н.Н. Васягина, Ю.С. Газизова // Психологическое сопровождение материнства: материалы Всерос. науч.-практ. конф., / под общ. ред. Н.Н. Васягина. - Екатеринбург: УГПУ. - Екатеринбург, 2007. - С. 5-13

3. Карпенко, А.А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте /

A.А. Карпенко, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2011. - №10. -С. 123-129

4. Карпова, В.М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте /

B.М. Карпова, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 4. - С. 84-96

5. Кузнецова, Ю.Ю., Шпагина, Е.М. Связь восприятия подростками стиля родительского воспитания со склонностью к девиантному поведению / Ю.Ю. Кузнецова, Е.М. Шпагина // Вестник практической психологии образования. - 2021. -Том 18. - № 3. - C. 77-89

6. Осипова, Н.В. Проблемы психологической толерантности подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Н.В. Осипова, Л.И Макадей, Э.В. Терещенко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Vil Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2019. - С. 367-374

7. Петров, И.А. Мелкая уголовщина: дети и подростки совершают все больше тяжких преступлений / И.А. Петров, И.А. Носатов // Известия: электрон. журн. - URL: https://iz.ru/973193/ivan-petrov-ivan-nosatov/melkaia-ugolovshchina-deti-i-podrostki-sovershaiut-vse-bolshe-tiazhkikh-prestuplenii (дата обращения: 09.02.2021 г.)

8. Тхостов, А.Ш. Формирование патологических форм зависимости (попытка психологического анализа романа «Господа Головлевы») / А.Ш. Тхостов // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - № 5. - С. 101-110

9. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде: автореферат дис... д-ра. психол. наук: 19.00.05 / Цветкова Лариса Александровна. - Санкт-Петербург, 2011. - 41 с.

Психология

УДК 159.96

доцент кафедры психологии Цечоева Рукет Хаматхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент, кандидат психологических наук, доцент Точиева Марем Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье раскрываются причины и следствия эмоциональных нарушений ребенка дошкольного возраста. Авторами затронута проблема конгруэнтного реагирования детей на семейные проблемы. В последние десятилетия статистически отмечено увеличение числа дошкольников с выраженным отклонением в двигательном и психическом развитии. Полноценное психическое развитие ребенка возможно при благоприятном воздействии факторов внешней среды. При негативном воздействии у ребенка не хватает жизненного опыта для эмоциональной регуляции. Авторами предлагаются адекватные для дошкольников методы оказания психологической помощи при эмоциональных расстройствах. В статье обобщен опыт психологов по оказанию эффективной помощи ребенку с эмоциональными проблемами. Доказана экспериментально эффективность апробированных программ психологической реабилитации и коррекции. Разработанные программы по оказанию психологической помощи рассчитаны на контингент детей и их родителей. Методы преодоления эмоциональных проблем направлены на формирование копинг-стратегий дошкольника, включают различные психотерапевтические техники. Авторы дают анализ эффективности методов песочной терапии, работы с глиной, сказкотерапии, использования игр различных разновидностях.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения, психологическая помощь, реабилитация, психологическая коррекция, техники арт-терапии.

Annotation. The article reveals the causes and consequences of emotional disorders of a preschool child. The authors touched upon the problem of congruent response of children to family problems. In recent decades, an increase in the number of preschoolers with a pronounced deviation in motor and mental development has been statistically noted. Full-fledged mental development of a child is possible with the favorable influence of environmental factors. With a negative impact, the child does not have enough life experience for emotional regulation. The authors propose adequate methods for preschoolers to provide psychological assistance for emotional disorders. The article summarizes the experience of psychologists in providing effective assistance to a child with emotional problems. The effectiveness of the tested programs of psychological rehabilitation and correction is proved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.