Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ'

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Цариценцева Оксана Петровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования механизмов психологической защиты у будущих педагогов. Актуальность проблемы обусловлена насыщенностью профессиональной педагогической деятельности стрессовыми факторами и возрастанием уровня тревожности учителей. Рассматриваются различные подходы к пониманию механизмов психологической защиты. Исследование опирается на подход и определение механизмов психологической защиты Р. Плутчика и Г. Келлермана. В исследовании принимали участие студенты Оренбургского государственного педагогического университета. На основе полученных данных обучающиеся разделены на группы с разным уровнем тревожности. Представлен анализ содержательных характеристик психологических защит у студентов с разным уровнем тревожности. Выделены наиболее напряженные механизмы психологической защиты в юношеском возрасте. Достоверность выявленных различий между группами студентов с разными психологическими защитами подтверждена статистическим критерием. Авторы предлагают рекомендации для психологической службы вуза по организации коррекционно-развивающей работы с механизмами психологической защиты в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Цариценцева Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION WITH DIFFERENT LEVELS OF ANXIETY

The article presents the results of empirical study of psychological defense mechanisms of future teachers. The urgency of the problem is caused by the saturation of professional pedagogical activity by stress factors and the increasing level of teachers' anxiety. Different approaches to understanding the mechanisms of psychological protection are considered. The study is based on the approach and definition of psychological defense mechanisms by R. Plutchik and G. Kellerman. Students of the Orenburg State Pedagogical University took part in the study. On the basis of the obtained data the students are divided into groups with different levels of anxiety. The analysis of the contents characteristics of psychological defenses of students with different levels of anxiety is presented. The most tense mechanisms of psychological defense in adolescence are singled out. The reliability of the identified differences between the groups of students with different psychological defenses is confirmed by the statistical criterion. The authors offer recommendations for the university psychological service in the organization of corrective and developmental work with the mechanisms of psychological protection in adolescence.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ»

Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что удовлетворенность браком повысилась среди женщин. После проведения мероприятий по авторской программе в категории «абсолютно неблагополучный брак» показатель составил 0%, хотя на диагностическом этапе - 20%. Из числа респондентов 50% мужчин по результатам второго опроса ответили, что у них благополучный брак, на первом опросе таким образом ответили 25% мужчин.

Наблюдается положительная динамика по показателям тревожности. Так к началу эксперимента высокая личностная тревожность наблюдалась у 35% мужчин, 60% женщин и 40% детей, а на контрольном диагностическом срезе данные показатели снизились до 20% у мужчин, 48% у женщин и 35% у детей. Показатели по критерию «Ситуативная тревожность» на начало исследования составляли у мужчин 50%, у женщин 40% и у детей - 50%. Повторное тестирование выявило, что данные показатели немного снизились, высокую ситуативную тревожность демонстрируют 40% мужчин, 35% женщин и 40% детей.

Выводы. События последних лет коснулись каждого гражданина страны, причем события несут глобальные последствия как в политическом, так и экономическом и социальном планах и отражаются в первую очередь на жизни и здоровье людей. Соответственно, люди ежедневно адаптируются к стремительно изменяющимся условиям, стараются находить возможности для поддержания привычного образа жизни, пытаются не сбавлять ритм, заботиться о себе и детях. Иногда усилий самой семьи бывает недостаточно, поскольку влияние объективных факторов превышает внутренний ресурс семьи, тогда становится очевидна необходимость помощи специалистов. В районах Республики Саха (Якутия) в данном направлении распространён опыт работы «Центров социально-психологической поддержки семьи и молодежи». В филиалах центра в зависимости от обращений граждан, запроса администрации, пожелания родителей и педагогов разрабатываются авторские программы психолого-педагогического сопровождения семей, ориентированные на условия конкретного района, специфику проблемы и т.д. Так, с 2020 года в Мегино-Кангаласском районе остро встала проблема адаптации семей ситуации изоляции и дистанционного обучения детей в образовательной организации. Многие семьи на карантине оказались не готовы к круглосуточному пребыванию друг с другом в одном помещении, выполнять свои должностные функции в удаленном формате, обеспечить детям условия и оказать помощь в дистанционном обучении, в некоторых семьях родители лишились работы из-за кризиса. Все эти факторы существенно подорвали психологический климат в семьях, ухудшились отношения между супругами, участились конфликты в детско-родительских отношениях, что определило ряд первоначальных задач для психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработанная Габышевой Е.И. программа психолого-педагогического сопровождения семей «Дьиэ кэргэн - биир сомо§ол» («Семья как единое целое») направлена на поддержание семьи в сложный период. Особенностью программы стало то, что сопровождение семьи проходило в дистанционной форме, проводились мероприятия отдельно для отцов, матерей и детей, одновременно большое внимание уделялось проведению тренингов для объединения семьи, формирования интереса к совместному досугу, обучения навыкам понимания и принятия собственных эмоций и т.д. Апробация программы проводилась частично в 2020 г. и в течение 2021 календарного года и показала хорошие результаты. Удалось снизить уровень тревожности у участников эксперимента, повысить уровень настроения и активности, мотивировать двух мужчин на поиск работы, определить четкое представление о дистанционном обучении, обучить детей навыкам самоорганизации. Также проводилась работа по повышению уровня самооценки всех членов семьи. Разработанная программа показала себя как эффективное средство реализации психологического консультирования в дистанционной форме. В настоящее время программа корректируется с учетом новых реалий и вызовов времени.

Литература:

1. Грюнвальд, Бернис Б. Консультирование семьи: Практическое руководство / [Б. Грюнвальд, Г. Макоби]; под ред. В.И. Белопольского. - пер. - М.: Cogito Centre, 2014. - 480 с.

2. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие / А.Н. Елизаров. - URL: https://pedlib.m/Books/6/0239/index.shtmL - (дата обращения 15.10.2022)

3. Прошутинский, Ю.С. Модели психологической помощи ресурсного направления: учебное пособие / Ю.С. Прошутинский. - М.: МОиН РФ, ФГБОУВПО «КГПА». - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. - 276 с.

4. Рубинштейн, Р.С. Основы общей психологии / Р.С. Рубинштейн. - С-Пб., Питер, 2002. - 720 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12235-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493545 (дата обращения: 09.10.2022).

Психология

УДК 159.9.072.43

кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Цариценцева Оксана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования механизмов психологической защиты у будущих педагогов. Актуальность проблемы обусловлена насыщенностью профессиональной педагогической деятельности стрессовыми факторами и возрастанием уровня тревожности учителей. Рассматриваются различные подходы к пониманию механизмов психологической защиты. Исследование опирается на подход и определение механизмов психологической защиты Р. Плутчика и Г. Келлермана. В исследовании принимали участие студенты Оренбургского государственного педагогического университета. На основе полученных данных обучающиеся разделены на группы с разным уровнем тревожности. Представлен анализ содержательных характеристик психологических защит у студентов с разным уровнем тревожности. Выделены наиболее напряженные механизмы психологической защиты в юношеском возрасте. Достоверность выявленных различий между группами студентов с разными психологическими защитами подтверждена статистическим критерием. Авторы предлагают рекомендации для психологической службы вуза по организации коррекционно-развивающей работы с механизмами психологической защиты в юношеском возрасте.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, тревожность, юношеский возраст, педагогическая деятельность, психологическая служба, стратегия совладания.

Annotation. The article presents the results of empirical study of psychological defense mechanisms of future teachers. The urgency of the problem is caused by the saturation of professional pedagogical activity by stress factors and the increasing level of teachers' anxiety. Different approaches to understanding the mechanisms of psychological protection are considered. The study is based on the approach and definition of psychological defense mechanisms by R. Plutchik and G. Kellerman. Students of the Orenburg State Pedagogical University took part in the study. On the basis of the obtained data the students are divided into groups with different levels of anxiety. The analysis of the contents characteristics of psychological defenses of students with different levels of anxiety is presented. The most tense mechanisms of psychological defense in adolescence are singled out. The reliability of the identified differences between the groups of students with different psychological defenses is confirmed by the statistical criterion. The authors offer recommendations for the university psychological service in the organization of corrective and developmental work with the mechanisms of psychological protection in adolescence.

Key words: mechanisms of psychological protection, anxiety, adolescence, pedagogical activity, psychological service, coping strategy.

Введение. В настоящее время педагогическая деятельность входит в категорию наиболее психологически напряженных видов профессиональной активности. Напряженный характер деятельности педагога обусловлен возрастанием требований социума и государства к образовательному результату, постоянной модернизацией образовательного процесса, высокой неопределенностью последствий инновационных процессов, возрастанием конфликтности социальной сферы, необходимостью организации комфортной и безопасной среды для обучающихся и другими факторами. Общепризнанным является включение профессии педагога в группу профессий с большим количеством стресс-факторов (Н.Е. Водопьянова [4], Л.М. Митина [14], А.К. Маркова [12] и др.). В этих условиях возникает высокий риск развития у педагогов беспокойства, тревожности или разного рода страхов. Так, еще 2019 году академик РАО Ю.П. Зинченко на международном форуме «Образование России» говорил о возрастании профессиональной тревожности у учителей [20]. Все это требует от современного учителя кроме наличия профессиональных умений и навыков, еще и развития способности адаптироваться к стрессовым условиям, гибко и адекватно реагировать на происходящие события. Одним из таких условий, обеспечивающих личности педагога возможность адаптироваться и справиться с тревожными состояниями, является сформированность конструктивных механизмов психологической защиты. Защитные процессы предупреждают возникновение внутренних конфликтов, болезненных переживаний, помогают преодолеть напряженность и тревогу (В.Г. Белов, Г.М. Бирюкова, В.В. Федоренко [2], М.М. Кашенкова [7]).

Изложение основного материала статьи. Механизмы защиты формируются в течение всей жизни индивидуально, сопровождая процесс становления личности. Однако юношеский возраст в период получения профессионального образования можно рассматривать как один из благоприятных этапов для приобретения опыта использования конструктивных способов снятия напряжения, которые давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни. На этапе студенчества юноши и девушки сталкиваются с увеличением доли самостоятельности и ответственности, с задачами освоения новой социальной роли, построения новых контактов, овладения новыми приемами учебной деятельности. Все эти трудности обучения активизируют проявление механизмов психологической защиты, которые могут закрепиться и использоваться на последующих этапах жизненного и профессионального пути (Л.С. Кузнецова, И.В. Петрушова [9], В.П. Мамина [11]). То есть можно сделать вывод, выбор педагогами механизмов психологической защиты определяется сложившимися способами преодоления трудностей в студенческий период. В связи с этим целью нашего исследования стало выявление особенностей механизмов психологической защиты у студентов педагогического вуза с разным уровнем тревожности.

В психологической науке достаточно активно исследуется понятие «механизмы психологической защиты». Для систематизации понимания содержания и характеристик психологических защит можно выделить несколько подходов, сложившихся в настоящее время:

- как явление, содержащее и позитивные характеристики (уравновешивание, приспособление и регуляция) и негативные аспекты, наносящие ущерб общему функционированию человека (В.Ф. Менинжер [13], Л.Ю. Субботина [18], З. Фрейд [19]);

- как позитивная функция, позволяющая отгородиться от напряженности и дискомфорта, дающая возможность собрать силы, взять паузу на осмысление ситуации, чтобы затем принять осознанное и рациональное решение (В.Г. Белов, Г.М. Бирюкова [2], Р.М. Грановская [5], Н. Мак-Вильямс [10], И.М. Никольская [15]);

- как феномен, который наносит ущерб личности, является опасным и создает препятствия для развития (Р.А. Зачепицкий [6], Ф.Е. Василюк [3], В.С. Ротенберг [17]);

- как попытка разрешить проблему, способствующая процессу адаптации в неблагоприятной ситуации, снижающая дискомфорт, позволяет сохранить целостность внутреннего мира и представлений и самом себе (Ф.В. Бассин [1], Э. Киршбаум [8], А.В. Полина, Е.В. Овчарова [16], Р. Плутчик [21; 22]).

В данном исследовании мы опираемся на подход Р. Плутчика и Г. Келлермана, так как эти авторы достаточно глубоко теоретически обосновывают и описывают механизмы психологической защиты на базе психоэволюционной теории эмоций и структурной теории личности. Также данные авторы в рамках своего подхода разработали психодиагностическую методику, которая признана одним из наиболее удачных инструментов для изучения системы психологических защит и активно используется в психолого-педагогических исследованиях.

Исследование особенностей механизмов психологической защиты у студентов было организовано на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Все участники исследования являлись обучающимися первого курса по направлению педагогическое образование. Всего 63 человека с исторического факультета и факультета иностранных языков, из них 13 юношей и 50 девушек. Средний возраст участников составил 19 лет. Для эмпирической части работы использовались методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) и методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Конте (в адаптации Л.И. Вассермана, Е.Б. Клубовой).

По результатам изучения уровня личностной тревожности участники исследования разделились на три группы (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты изучения уровней личностной тревожности у студентов педагогического вуза

Уровень тревожности Средний балл Количество чел. Количество чел в %

Высокий 50 21 33,3%

Средний 36 26 41,3%

Низкий 21 16 25,4%

Большинство студентов показали средний уровень личностной тревожности (41,3%), что можно отнести к нормативному показателю. Проявления такого уровня тревоги необходимо для предупреждения потенциально опасных ситуаций или для активизации усилий в деятельности.

Студентов с высоким уровнем тревожности (33,3%) можно характеризовать как ярко переживающих множество угроз и опасений, особенно в ситуации оценивания.

Низкий уровень личностной тревожности был выявлен у 25,4% выборки. При таком уровне испытуемым не свойственно испытывать тревожные переживания. Однако, такой уровень тревожности может быть и следствием работы механизма вытеснения.

На следующем этапе исследования определялись особенности психологических защит в группах студентов с разным уровнем личностной тревожности (см. табл. 2).

Таблица 2

Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте при разном уровне личностной

тревожности

Группа с высоким Группа со средним Группа с низким

Механизмы защиты уровнем тревожности уровнем тревожности уровнем тревожности

Показатель уровня напряженности

Отрицание 62,73 54,18 45,62

Вытеснение 42,23 40,29 44,59

Регрессия 38,14 35,78 37,65

Компенсация 67,77 52,16 52,01

Проекция 44,76 48,29 42,31

Замещение 53,44 50,14 50,71

Интеллектуализация 41,06 47,15 46,22

Реактивное образование 52,33 50,54 36,9

Общая напряженность психологических защит 50,76 47,62 44,625

Результаты по отдельным психологическим защитам во всех группах распределились по разному.

Компенсация - наиболее напряженный во всех трех группах механизм психологической защиты. При высоком уровне личностной тревожности отмечается наибольшая напряженность данного механизма (67,77), в сравнении с группами со средним (52,16) и низким (52,01) уровнями. Механизм компенсации более всего нацелен на поддержание «Я» личности, сохранение его самоценности, вследствие чего характерен для юношеского возраста как одного из возрастов наиболее активного развития самосознания и мировоззрения, сопровождающегося внутренней конфликтностью. При высокой личностной тревожности данный механизм наиболее напряжен, т.к. для личности, для «Я» существует больше потенциальных угроз и опасностей, относительно которых нужно отстоять свою самоценность.

Отрицание является также одним из наиболее напряженных механизмов психологической защиты в группах с высокой (62,73) и средней (54,18) личностной тревожностью, тогда как при низкой личностной тревожности данных механизм не относится к числу наиболее напряженных (45,62). Такие различия могут объясняться тем, что у юношей и девушек с высокой личностной тревожностью негативные переживания и угроза «Я» актуализируются в более широком спектре ситуаций, вследствие чего разные тревожащие обстоятельства отрицаются, чтобы снизить напряжение. Те же тенденции, но менее выраженные, мы видим в группе со средним уровнем личностной тревожности. При этом в группе с низкой личностной тревожностью, при которой юноши и девушки не склонны переживать тревогу в разных ситуациях, данный механизм оказывается менее выраженным, т.к. не возникает необходимости в подобной защите своего «Я».

Механизм замещения - еще один напряженный механизм психологической защиты как в выборке в целом, так и в подгруппах с разными уровнями личностной тревожности. Несколько более высокие показатели по данному механизму выявляются у юношей и девушек с высокой личностной тревожностью (53,44), в сравнении с группами со средней (50,14) и низкой (50,71). Такие результаты также могут объясняться спецификой личностной тревожности в юности.

Реактивное образование также оказывается в числе напряженных механизмов психологической защиты во всех трех группах. Несколько выше результаты по данному механизму у юношей и девушек с высоким уровнем личностной тревожности (52,33), в сравнении с группами со средним (50,54) и низким (36,9) уровнями. Такое распределение результатов может объясняться описанными выше тенденциями.

Относительно механизма психологической защиты «вытеснение» можно видеть несколько иное распределение результатов. Данный механизм во всех трех группах не относится к числу наиболее напряженных, но, при этом, можно видеть более высокие показатели в группе с низкой личностной тревожностью (44,59), в сравнении с группами с высокой (42,23) и средней (40,29) тревожностью. Исследователями личностной тревожности, в частности, автором адаптации применяемого нами опросника Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханиным, отмечается, что низкая личностная тревожность может быть результатом того, что механизм вытеснения «исключает» из сознания все потенциально тревожащие стимулы. В рассматриваемых нами группах с разными уровнями личностной тревожности полученное распределение результатов по механизму вытеснения может объясняться указанными тенденциями.

Проекция не относится к наиболее напряженным механизмам психологической защиты во всех трех группах, однако показатели по данному механизму несколько более высокие у испытуемых со средней личностной тревожностью (48,29), в сравнении с группами с высокой (44,76) и низкой (42,31) личностной тревожностью. Такое распределение результатов

может объясняться тем, что при средней личностной тревожности определенный диапазон ситуаций и обстоятельств вызывает негативные переживания, воспринимается как угрожающий личности, вследствие чего возникает необходимость «оправдать Я», переложить ответственность за свои переживания на окружающий мир. При этом, возможно, при высокой тревожности в данном случае активизируются более напряженные защитные механизмы.

Интеллектуализация также не относится к наиболее напряженным механизмам психологической защиты, однако здесь можно видеть значительно более низкие показатели у испытуемых с высокой личностной тревожностью (41,06), в сравнении с группами со средней (47,15) и низкой (46,22) личностной тревожностью. Такие результаты могут объясняться тем, что интеллектуализация - достаточно энергозатратный умственный, логический способ преодоления негативных переживаний, требующий участия сознания, анализа фактов и т.д. При высокой тревожности личность может быть более поглощена переживаниями, в сравнении со средним и низким уровнями, что делает затруднительным использование данного механизма.

Регрессионный механизм психологической защиты является наименее напряженным во всех трех группах юношеского возраста. Несколько ниже результаты по данному механизму у юношей и девушек со средним уровнем личностной тревожности (35,78), в сравнении с группами с высоким (38,14) и низким (37,65) уровнями, что может объясняться спецификой личностной тревожности на высоком уровне (тревога возникает в большом спектре разных ситуаций и преодолевается с помощью множества механизмов защиты) и на низком (тревога возникает редко и может преодолеваться через, например, ребячество, «легкое» отношение к проблемам).

Общая напряженность психологических защит является несколько более высокой в группе с высоким уровнем личностной тревожности (50,76), в сравнении с группами со средним (47,62) и низким (44,625) уровнями. Такое распределение результатов может объясняться описанными выше особенностями и тенденциями, связанными с уровнем личностной тревожности в юности.

Обнаруженные в ходе сравнительного анализа различия проверялись нами с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни, результаты которых представлены в таблице 3 (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень значимости различий в показателях психологических защит у студентов с разным уровнем личностной

тревожности

Механизмы психологической Группа с высокой / Группа с высокой / Группа со средней /

защиты средней тревожностью низкой тревожностью низкой тревожностью

Отрицание 82* 50,5* 66,5*

Вытеснение 143,5 68,5** 116,5

Регрессия 118,5 96 114,5

Компенсация 75* 49,5* 132

Проекция 93** 79,5 97**

Замещение 126 103 109

Интеллектуализация 72,5* 58* 125,5

Реактивное образование 131,5 83 111,5

Общая напряженность психологических защит 135,5* 71 5** 102*

* значимость при р<0,01 ** значимость при р<0,05

Выводы. Проведенное исследование показало, что наиболее напряженными в выборке юношеского возраста являются такие механизмы психологической защиты как компенсация, отрицание, замещение и реактивное образование. Также выявляется поливалентность психологических защит, т.е. испытуемыми задействован весь спектр психологических защит при разной их степени напряженности. Помимо этого, при высокой личностной тревожности в юности выявляются более высокие показатели по механизмам отрицания и компенсации, а также большинство механизмов психологической защиты являются более напряженными, в сравнении с группами со средней и низкой тревожностью. Исходя из данных результатов, необходимой представляется организация коррекционно-развивающей работы психолога с механизмами психологической защиты в юности.

Нами рекомендуется для психологической службы вуза организация психокоррекционной работы со студентами по блокам:

1) информационный блок: психопросвещение по вопросам особенностей механизмов психологической защиты в юности, рисков высокой напряженности отдельных психологических защит. Также в данном блоке стоит задача осознания юношами и девушками собственных неадаптивных психологических защит с целью передачи ответственности за свое состояние, процессов преодоления негативных переживаний и дальнейшую жизнь в целом;

2) мотивационный блок: создание мотивации на процесс коррекции личностной тревожности и механизмов психологической защиты, развитие конструктивных и адаптивных способов преодоления негативных переживаний, стрессовых ситуаций;

3) блок психокоррекционной работы. Формы групповой и индивидуальной работы, включая личностно ориентированную проработку проблем тревожности в процессе коррекции механизмов психологической защиты. Также могут проводиться различные групповые формы работы, включающие психологическую поддержку в ситуациях переживания стресса.

Выполнение работы по указанным блокам ставит перед собой целью коррекцию наиболее деструктивных, неадаптивных психологических защит у студентов педагогического вуза. Работа должна проводиться в направлении снижения напряженности и значимости психологических защит и формирования адаптивных и осознанных стратегий совладания.

Новизна результатов исследования заключается в том, что изучены содержательные особенности механизмов психологической защиты у будущих педагогов с разным уровнем тревожности, что дополняет имеющиеся эмпирические данные по этой проблеме, а также разработаны рекомендации для специалистов психологической службы вуза по коррекции деструктивных механизмов защит и развитию осознанных и адаптивных стратегий у студентов в процессе обучения в вузе.

Перспективным направлением исследования является выявление динамики в развитии психологических защит от первого к выпускному курсу, сравнение содержательных особенностей психологических защит у студентов разных направлений обучения, а также разработка программ для обучающихся по развитию способности преодоления трудностей конструктивными технологиями. Литература:

1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С. 3-12

2. Белов, В.Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека /

B.Г. Белов, Г.М. Бирюкова, В.В. Федоренко // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2009. - № 3. -

C. 66-72

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - Москва: МГУ, 2013. - 187 с.

4. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 159 с.

5. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 125 с.

6. Зачепицкий, Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты / Р.А. Зачепицкий // Социально-психологические исследования в психоневрологии. - Ленинград: Медицина, 1984. - С. 182-183

7. Кашенкова, М.М. Психологическая характеристика защитных механизмов и совладающего поведения личности, пережившей сложную жизненную ситуацию: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Кашенкова Марина Михайловна. - Ярославль, 2012. - 23 с.

8. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер,

2005. - 175 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кузнецова, О.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости / О.В. Кузнецова, И.В. Петрушова // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том 10. - № 1. -С. 20-31

10. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. Пер. с англ. М.В. Глущенко, М.В. Ромашкевича / Н. Мак-Вильямс. - Москва: Независимая фирма «Класс», 1998. - 474 с.

11. Мамина, В.П. Выбор механизмов психологической защиты студентами медицинского вуза с различным уровнем адаптированности / В.П. Мамина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 11(67). - С. 125-128

12. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 190 с.

13. Менинжер, В. Психические механизмы / В. Менинжер, М. Лиф // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. - С. 509-526

14. Митина, Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л.М. Митина. -Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 456 с.

15. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь,

2006. - 340 с.

16. Полина, А.В. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию / А.В. Полина, Е.В. Овчарова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2020. - № 61. - С. 40-43

17. Роттенберг, В.С. Психологические проблемы психотерапии / В.С. Роттенберг // Психологический журнал. - 1986. -Т. 7. - № 3. - С. 111-118

18. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения: монография / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006. - 219 с.

19. Фрейд, А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд. - Санкт-Петербург: АСТ, 2008. - 160 с.

20. Юнусова, А. У учителей повышается тревожность / А. Юнусова. - URL: https://magarif-uku.ru/ru/u-uchiteley-povyshaetsya-professional (дата обращения 18.09.2022).

21. Plutchik, R. Emotions and Life. Perspectives From Psychology, Biology and Evolition / R. Plutchik. - New York: American Psychological Association, 2003. - 381 р.

22. Plutchik, R. Measuring emotions and their derivatives: Personality traits, ego defenses, and coping styles. Contemporary approaches to psychological assessment / R. Plutchik, H. Conte. - New York, 1989. - P. 239-269

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии и психологии безопасности Терещенко Элеонора Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования образа семьи девиантных подростков. В ходе исследования были выявлены особенности семьи как референтной группы, которая служит для индивида стандартом, процессом усвоения стереотипов поведения и имеет большое значение в формировании подростка и является одним из условий возникновения и закрепления девиантного поведения. Исследование было направлено на изучение социального климата семьи, семейной тревоги, эмоционального компонента отношений, способа реагирования на фрустрирующую ситуацию.

Ключевые слова: образ семьи, представления о семье, семейный миф, семейное кредо, девиация, девиантные подростки.

Annotation. The article presents the results of a study of the family image of deviant adolescents. The study revealed the features of the family as a reference group, which serves as a standard for an individual, a process of assimilating behavior stereotypes and is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.