Научная статья на тему 'Development of primary village school pupils cognitive activity by means of expansion of the spectrum of resources'

Development of primary village school pupils cognitive activity by means of expansion of the spectrum of resources Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / DEVELOPMENT OF PUPILS' COGNITIVE ACTIVITY / EXPANSION OF RESOURCES SPECTRUM / SPATIAL RESOURCE / РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА РЕСУРСОВ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РЕСУРС / КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕСУРС / COMMUNICATIVE RESOURCE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATIONAL RESOURCE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / ETHNOLOGICCULTURAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Fadyushina L.P., Sterkhova N.S.

The article defines the content of one of the conditions ensuring the development of primary village school pupils cognitive activity expansion of resources spectrum. The role of different resources (spatial, communicative, informational, ethnologic-cultural) in securing the effectiveness of the process concerned is described

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Development of primary village school pupils cognitive activity by means of expansion of the spectrum of resources»

7. Разагатова Н. А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников // Компетентностно-ориентирован-ное образование: от идеи к школьной практике: материалы регионал. науч.-практ. семинаров / под общ. ред. к. п. н. Л. И. Полушкиной. Самара: Абрис, 2006. 158 с.

8. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. С.204.

9. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начал. шк. 2006. № 2. С. 45-49.

10. Семенова Н. А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе // Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящен. 100-летию ТГПУ и 25-летию фак. начал. классов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. С.59-62.

11. Семенова Н. А. Условия развития исследовательских умений школьников // Материалы между-нар. науч.-практ. конф. «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Т. 2. Томск, 2003. С. 188-191.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТРА РЕСУРСОВ

DEVELOPMENT OF PRIMARY VILLAGE SCHOOL PUPILS' COGNITIVE ACTIVITY BY MEANS OF EXPANSION OF THE SPECTRUM OF RESOURCES

Л. П. Фадюшина, Н. С. Стерхова

В статье раскрывается содержание одного из условий повышения эффективности развития познавательной активности младших школьников сельской школы. В качестве данного условия выступает пополнение знаний учащихся за счет расширения спектра ресурсов. Для повышения эффективности исследуемого процесса предлагается использование пространственного, коммуникативного, информационного, этнокультурного ресурсов.

L. P. Fadyushina, N. S. Sterkhova

The article defines the content of one of the conditions ensuring the development of primary village school pupils' cognitive activity - expansion of resources spectrum. The role of different resources (spatial, communicative, informational, ethnologic-cultural) in securing the effectiveness of the process concerned is described.

Ключевые слова: развитие познавательной активности обучающихся, расширение спектра ресурсов, пространственный ресурс, коммуникативный ресурс, информационный ресурс, этнокультурный ресурс.

Keywords: development of pupils' cognitive activity; expansion of resources spectrum; spatial resource, communicative resource, informational resource, ethnologic-cultural resource.

На современном этапе развития общего образования недостаточно того, чтобы выпускник школы успешно усвоил курс обучения и научился применять полученные знания на практике. Необходимо также, чтобы обучающийся научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Поэтому одной из приоритетных задач общего образования выступает подготовка выпускника, готового к самостоятельной постановке проблем и их решению. В связи с этим одной из первоочередных задач школы является развитие познавательной активности обучающихся, что представлено в нашем исследовании как последова-

тельно реализуемый целостный педагогический процесс взаимодействия педагогов и детей, основанный на специально организуемой деятельности, направленной на преобразование внутренних структурных компонентов данного личностного образования.

Предметом нашего научного интереса является повышение эффективности данного процесса применительно к обучающимся I образовательной ступени сельской школы.

Одним из условий, обеспечивающих эффективность развития познавательной активности обучающихся, является пополнение знаний учащихся за счет расширения спектра ресурсов, понимаемого нами как

совокупность возможностей разного плана, доступных для использования и выступающих в качестве средств данного процесса.

Заметим, что в условиях современности особенно важными являются наиболее доступные возможности, то есть те, которые являются реальными и обладают всеми необходимыми условиями для своей реализации. Формальные возможности (для осуществления которых не было необходимых условий) мы не рассматривали.

Итак, в спектр ресурсов, необходимых для достижения целей развития познавательной активности учащихся младших классов сельской школы, мы включили: возможность взаимодействия с пространственным окружением (пространственный ресурс - природа, архитектура и т. д.); возможность взаимодействия с людьми, проживающими в селе и за его пределами (коммуникативный ресурс); возможность взаимодействия с информацией (информационный ресурс); возможность взаимодействия с культурой и традициями села (этнокультурный ресурс). Обратимся к содержательной характеристике представленных возможностей развития познавательной активности учащихся младших классов сельской школы.

Взаимодействие с пространственным окружением (пространственный ресурс - природа, архитектура и др.) предполагает воздействие различных объектов, заполняющих пространство сельской местности на развитие личности ребенка в целом и развитие познавательной активности в частности. Содержание пространства сельской местности условно мы разделили на природно-пространственную среду и архитектурно-пространственную среду.

Природно-пространственное наполнение данного ресурса составляют: окружающая природная среда -леса, луга, поля, степи, водоемы (реки, озера, болота), заповедники, расположенные вокруг села непосредственно, а также зеленые насаждения, составляющие сельский ландшафт (парки, аллеи, клумбы, палисадники возле жилых домов и т. д.), огороды, теплицы и т. д.; дикие животные (обитатели лесов, лугов, полей, степей, водоемов) и домашние животные, выращиваемые дома и на фермах, птицы, насекомые и т. д.

Пространственная природная среда села наполнена архитектурными сооружениями, составляющими архитектурное пространство. Последнее создано руками людей и имеет не только утилитарное значение. Оно отражает уклад жизни людей данной местности, уровень его материального и духовного развития [1, с. 114]. Как правило, архитектурно-пространственная среда современного села Курганской области - одноэтажные деревянные дома, иногда - многоэтажные здания (1-2 этажа) и немногочисленные архитектурные памятники, обладающие исторической и культурной ценностью (действующие и полуразрушенные архитектурные сооружения культового характера, сохранившиеся купеческие каменные строения конца XIX - начала XX в. и т. д.).

Архитектурно-пространственное наполнение сельской местности, как отмечает В. Б. Кошаев, характеризу-

ется вливанием природы, имея множество зелени и непременные деревья при усадьбе или на кладбище (часто обычные лесные). Ремесленный характер труда, этническая целостность и сознание христиан определили и характер сельских поселений. Доминирующим религиозным символом, центром села является церковь [2, с. 22-25]. Наличие многочисленных объектов культовой архитектуры (храмов, часовен, церквей и т. п.) является характерной особенностью сельской архитектур но-про стран ственной среды Курганской области. Значительная часть из них активно восстанавливается, некоторые не подлежат восстановлению, но имеют статус памятников архитектуры. Характерной чертой архитектурно-пространственной среды Южного Зауралья также является расположение кладбищ к западу от сельских поселений (запад - как вектор уходящей жизни) [2, с. 22-25].

Далее В. Б. Кошаев выделяет четвертый центр, где в удобном пойменном месте проводятся праздники села, расположенный на востоке (восток - как вектор праздничного начала). Исследователь указывает также на то, что северное пространство села традиционно защищено лесом (или сосновым бором) [2, с. 22-25].

Мы согласны с В. Б. Кошаевым относительно пространственного расположения сакральных центров села. Данные традиции в Курганской области сохранились до настоящего времени. Кроме того, необходимо отметить, что в XX в. к ним добавились культурно-образовательные учреждения (детские сады, школы, библиотеки, музеи), сельскохозяйственные объекты (животноводческие фермы, конные дворы, машинно-тракторные мастерские, небольшие строения для производства корма для скота, мельницы, складские помещения, котельные и т. д.), построенные в 1970-1980-х гг.

Следующим ресурсом, используемым нами для развития познавательной активности учащихся младших классов сельской школы, является коммуникативный ресурс. Общение является очень важным видом деятельности для жителей сельской местности. В деревне и ребенку и взрослому знаком практически каждый житель. Люди общаются на похоронах родственников и односельчан, во время значимых событий (рождения ребенка, крестин, свадеб, проводов в армию, приобретения автомобиля и т. д.), приходя друг к другу в гости, прося и оказывая помощь по-соседски, во время вечерних посиделок на улице за семечками, отмечая разные праздники, сопереживая в трудных ситуациях и т. д.

Учитывая материалы исследования С. А. Козловой, посвященного изучению освоения социальной действительности ребенком [3, с. 59], мы выделяем уровни, на которых осуществляется общение младших школьников по степени приближенности объектов и субъектов общения.

Первый уровень - ближайший (микроуровень) -включает общение ребенка с самыми близкими людьми - родителями, бабушками, дедушками; домашними животными, растениями, выращиваемыми в домашних условиях и т. д.

Второй уровень общения (мезоуровень) предполагает осуществление коммуникативной деятельности с людьми, достаточно хорошо знакомыми детям - соседями, родственниками, педагогами, врачами, библиотекарями, работниками сельского клуба; известными людьми села - ветеранами войны и труда, старожилами, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; представителями разных профессий - свинарками, доярками, механизаторами, пекарями, мельниками и т. д.; одноклассниками и друзьями в классе, кружке, школе и т. д.

На этом же уровне дети общаются с растениями и животными, обитающими как в окружающей село природной среде, так и выращиваемыми на местных фермах и конных заводах (во время сбора лекарственных растений, рыбалки, сбора грибов и ягод, заготовки сена и дров, купания, походов в лес, экскурсий на фермы, катания на лошадях, заготовки ягод на пришкольном участке, уборки картофеля и т. д.). В летнее время многие мальчики проводят время с отцами на работе, катаясь в тракторах, комбайнах, присутствуя при ремонте техники, тем самым имея возможность общения с сельхозтехникой, привозят на поле из дома питье, обеды, средства от комаров и т. д.; некоторые дети самостоятельно пасут скот и лошадей.

Важно также общение с неживой природой в разное время года во время лепки снеговиков, походов в лес на лыжах, катания на велосипедах, плотах и лодках, строительства фигур и замков из песка и т. д.

Третий уровень (макроуровень) - эпизодическое общение детей младшего школьного возраста с сотрудниками районных и областных музеев, актерами театров, эстрадными исполнителями; общение со сверстниками в детских оздоровительных лагерях, на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, детских развлекательных центрах; сотрудниками полиции и т. д.

Для данного уровня характерно также эпизодическое общение с произведениями искусства разных видов и жанров, известными в области и регионе памятниками архитектуры и скульптуры; достопримечательностями района и области; дикими животными, привозимыми зоопарками, артистами цирка, детских шоу и т. д.

Компенсировать эпизодическое общение с субъектами и объектами третьего уровня в нашем исследовании оказалось возможным за счет использования информационного ресурса.

В условиях современного информационного общества в каждой сельской школе появилась возможность использования информационных коммуникационных технологий, представляющих наполнение информационного ресурса. Опираясь на исследование В. И. Роберт, посвященное характеристике информационных технологий, используемых в современном образовании [4, с. 76], мы выявили ряд возможностей, позволяющих компенсировать недостатки в общении младших школьников с памятниками культуры и искусства, а также различными достопримечательностями, миром растений и животных района, области, региона, страны, земного шара. В результате

сельским младшим школьникам стали доступны следующие возможности:

• использования электронных источников получения информации (электронные энциклопедии, справочники, сеть Интернет, программные средства, телеконференции, электронные библиотеки, виртуальные школы, тематические и учрежденческие сайты и т. п.);

• доступа к культурным ценностям - посещения виртуальных музеев, присутствия на музыкальных вечерах, концертах, транслируемых через Интернет;

• занятия компьютерной графикой и т. д.;

• своевременного оказания помощи в процессе познания и пр.

Использование следующего ресурса - культурно-исторического позволяет не только компенсировать недостаточность познания объектов и предметов окружающего мира на разных уровнях коммуникации, но и дополняет природно-пространственный ресурс, активизирует процесс приобретения знаний об окружающем мире учащимися младших классов. Содержание данного ресурса формируется за счет культурного и исторического наполнения.

Обратившись к исследованию М. С. Кагана, мы выяснили, что культура - феномен, который обнимает все, что творит субъект, осваивая мир объектов. Она включает в себя как то, что человек создает, так и то, как он создает. Следовательно, культура представляет не только продукт человеческой деятельности, но и сам процесс, в результате которого происходит изменение мира и изменение самого человека [5, с. 138].

Придерживаясь позиции М. С. Кагана и одновременно более детализируя данное понятие, А. И. Кравченко предлагает рассматривать культуру как минимум в трех значениях. Во-первых, как определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Во-вторых, как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. В-третьих, как высокий уровень качественного развития духовных достижений [6, с. 450].

Опираясь на мнения М. С. Кагана и А. И. Кравченко, мы сочли правомерным существование понятия «культура крестьянства», поскольку крестьянство как социальная группа имеет институциональное закрепление. Для культуры крестьянства, действительно, характерны сложившиеся за долгое время духовные ценности и нормы, которые достигли высокого уровня развития (преобладание традиционных установок, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, мировоззрением, отношениями между людьми, нормами взаимопомощи, формами организации жизни, неформальным характером общения, приверженностью народным традициям и т. д.).

Содержание культуры крестьянства составляют представления о религии, природе и месте человека в ней, воззрения на порядок в доме, быт, ценности семьи, рода, отношения между поколениями, традиции и обряды, взгляды на хозяйственно-трудовую деятельность, определенное отношение к животным, к земле. Эти представле-

ния легли в основу многочисленных традиционных народных и фольклорных праздников: праздник весны (новый виток в жизни природы), праздник борозды (начала посевов), Ивана Купалы, праздник урожая. Традиционными на селе являются также православные праздники: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Вербное воскресенье, Троица и др.

Важное место в крестьянской среде отводится устному народному творчеству: потешки, пестушки, колыбельные песни, предаваемые детям с рождения; народные пословицы, сказания, легенды, сказки, постигаемые детьми с раннего возраста; песни (хоровые, хороводные, страдальческие и др.), частушки, прибаутки и т. д. [7, с. 240].

Историческое наполнение данного ресурса в нашем исследовании представлено многочисленными поселениями Курганской области, имеющими исторический статус. Кроме сел, имеющих многовековую историю, область имеет достаточное количество исторических городов, одновременно являющихся и культурными центрами. Ознакомление младших школьников с историей не только родного села, но и городов, имеющих исторический статус, позволяет значительно расширить представления детей о культуре и истории родного края.

Понятие «исторический город» раскрывается как «особый тип городских поселений, возникший в результате политических и экономических преобразований в государстве, необходимых для освоения нового пространства, и сохранивший богатое историко-культурное наследие, созданное несколькими поколениями горожан [8, с. 57]. Среди малых исторических городов России выделяются и города Зауралья - Верхотурье, Туринск, Ирбит, Камышлов, Катайск, Далматово, Шадринск [8, с. 62]. Часть исторических городов из названного списка - Катайск, Далматово, Шадринск - находятся на территории Курганской области.

На основе характерных признаков исторических городов, выделенных Н. Б. Булдаковой [8, с. 64], в содержание исторического аспекта рассматриваемого ресурса мы включаем следующее: город является воплощением значительных исторических событий (играл важную роль опорного пункта в освоении «пионерных» территорий; с городом связаны крупнейшие социально-экономические процессы - ярмарки, распространение религии и т. д.); сохранилась историческая планировка города; в большом количестве сохранились памятники природы, работают музеи; в городе наблюдается трансформация функциональной структуры, однако главные функции города,

сформировавшиеся в период его зарождения и давшие толчок его развитию, сохраняются на протяжении его существования; большая часть населения города живет здесь на протяжении нескольких поколений.

Представленные ресурсы (пространственный, коммуникативный ресурс, информационный и культурно-исторический ресурсы) необходимы для пополнения знаний учащихся об окружающем мире и дают сельской школе гораздо больше возможностей в развитии познавательной активности учащихся младших классов. Использование данных ресурсов необходимо при организации краеведческой работы в школе, проведения уроков изобразительного искусства и технологии, окружающего мира, проектной деятельности школьников, а также во внеклассной работе (в ходе проведения кружков, факультативов, пешеходных и выездных экскурсий и т. д.), а также в реализации воспитательной работы - при проведении классных часов, бесед, посещений старожилов и тружеников войны и труда и т. д.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин М. А. Основы понимания архитектуры. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.

2. Кошаев В. Б. Традиционное жилище народов Западного Приуралья: Культурогенез. Классификация. Искусство. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2001. 370 с.

3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 160 с.

4. Роберт В. И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

5. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. 384 с.

6. Культура и культурология: словарь / сост. А. И. Кравченко. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. 928 с.

7. Стоюнин В. Я. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 397 с.

8. Булдакова Н. Б. Генезис и развитие исторических городов Зауралья: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.04. Екатеринбург, 2003. 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.