РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
МЯКИШЕВА А.В.
В статье рассмотрены концептуальные подходы к организации воспитательной работы на селе с учетом традиционных и современных форм социокультурной жизни на селе. Представлена структура и содержание вариативных воспитательных моделей, которые спроектированы с учетом развития субкультуры сельских школьников и возможностей реализации в условиях сельского социума.
In materials conceptual approaches to the organization of educational work on village in view of traditional and modern forms social-culture lives on village are examined. The structure and the contents variational educational models is presented which are designed in view of development of subculture of rural schoolboys and opportunities of realization in conditions of rural society.
Российский сельский социум всегда был хранителем социокультурных традиций, духовнонравственных устоев многих поколений. К концу XX в. социально-экономическая и политическая нестабильность в стране привела к социокультурному неблагополучию, бедности и нищете. Стали исчезать промыслы, забываться ремесла, утрачивается значимость этнической связи между поколениями. В условиях глобальной по своим масштабам информационной трансформации сельского социума он продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности. В культуре крестьянства в аспекте социально обусловленных норм поведения, отношений, знаний преобладают традиционные установки и формы организации жизни.
Для возрождения российской «глубинки» следует обратиться к ее духовным истокам: национально-культурным ценностям региона, народным обрядам, промыслам, ремеслам, произведениям фольклора, традициям семейного и общественного уклада жизни.
Процесс воспитания учащихся в условиях сельского социума имеет свою специфику. Она определяется социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру подрастающего поколения [3]. Культура сельского социума, являясь традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый уровень своего развития. Современная культура села - это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с чем становление субкультуры сельского школьника осуществляется в рамках не только наследственной информации - ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на сельского школьника средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.
В связи с чем, несмотря на богатые историко-культурные предпосылки возникновения каждого сельского населенного пункта, возможности и воспитательные ресурсы села, в настоящее время можно констатировать утрату в регионах национально-культурных воспитательных традиций. Социокультурная позиция сельского школьника формируется в условиях «информационного бума», под мощным влиянием массовой культуры, чаще всего ориентирующих на низкопробные образцы жизни и поведения. В этих условиях происходит отчуждение подрастающего поколения от духовных и социокультурных корней своей малой родины. Сельские школьники недостаточно владеют ценностным содержанием своей культуры, не осознают значимость ее художественных ресурсов, возможности использования их в развитии и возрождении окружающего социума. Ценности своей культуры не становятся личностно значимыми, у детей формируются установки, «диктуемые» массовой культурой. Сельские школьники все чаще ориентируются на псевдокультурные ценности, покидают село, разрывая межпоколенную связь с национальной культурой.
Налицо различие в восприятии культурных ценностей своего народа городскими и сель-
скими школьниками. Городской школьник воспринимает национальную культуру в определенных условиях (музеи, выставки, концерты и т.п.), под руководством взрослого, помогающего познать смыслы социокультурных объектов и явлений. Для сельского школьника национальная культура - это та культура, которая включена в повседневную действительность. Отпечаток обыденности в ее восприятии порой мешает сельскому школьнику воспринимать культуру своего села как ценность, осознавать ее значимость.
Использование воспитательных ресурсов национальной культуры и педагогического потенциала средств массовой информации в процессе воспитания сельских школьников позволит на каждом возрастном этапе бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в социокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном сельском социуме.
Все вышеизложенное определило концептуальные подходы к организации процесса воспитания учащихся в условиях сельского социума на уровне целей, задач и подходов с учетом интеграции традиционных и современных форм социокультурной жизни на селе. Содержание концепции детерминируется не только общими принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными в законодательстве, но и данными объективного анализа состояния воспитательного процесса в условиях сельского социума. Концепция включает аналитический, содержательный и технологический разделы.
В контексте проводимого исследования воспитательный процесс рассматривается нами как деятельность всех субъектов социокультурного пространства на селе, направленная на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социально-экономических условиях окружающего социокультурного пространства.
На основе теории Д.Н. Узнадзе было выявлено, что уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения установки у человека возникает определенное отношение к основным жизненным ценностям, различным видам деятельности. Управление установкой является важной практической проблемой и составляет одну из задач современного воспитательного процесса.
Решение воспитательных задач невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности сельской жизни: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни. Именно в сельском образе жизни аккумулировались традиционные черты российской ментальности [1]. Эти ценности сельского социума коренятся в глубинах социокультурной жизни: в народном искусстве, традициях и обычаях, обрядах и праздниках, в быту и досуге. Для восстановления традиционных ценностных ориентаций учащихся с учетом активного внедрения в сельский социум средств массовой информации в концепции раскрыт медиакультурный подход к процессу воспитания сельских школьников. Данный подход предполагает:
- разработку программно-методических материалов на основе интеграции традиционных и современных форм социокультурной жизни на селе;
- подбор медиаматериалов, отражающих социокультурные ценности сельского социума: любовь к земле и родному дому, восприятие своей деревни как «малой родины», значимость семьи, уважение к старшим, забота о непрерывной духовной связи поколений, ценность мирного сосуществования;
- организацию творческой деятельности сельских школьников с использованием современных медиатехнологий: создание фотогалереи, медиа-презентаций, кинозарисовок, ау-
диатеку записей музыкального фольклора и т. д.;
- использование произведений медиаискусства для моделирования социокультурных ситуаций, формирования межкультурных форм общения.
В концепции обоснована значимость реализации вариативного подхода к процессу воспитания сельских школьников. Выявлено, что вариативность есть не просто признак разнообразия тех или иных компонентов образования, но фундаментальная характеристика преобразования всей воспитательной системы на селе. С опорой на идеи А.М. Цирюльникова [5] реализация вариативного подхода была рассмотрена на различных уровнях: на уровне образовательного процесса - разнообразие программ и курсов, учебно-методических комплектов, средств и методов воспитания сельских школьников, образцов социокультурной деятельности; на уровне образовательного учреждения - различные виды и типы сельских школ, формы организации их работы, специфика профессиональной деятельности разных групп сельских учителей; на уровне организации территориальной, региональной системы образования - вариативность управленческих программ, систем образовательных учреждений, типов связей и соор-ганизации их деятельности, образовательных систем города и села, разных районов; на уровне регионализации образования - механизмы развития всего жизнеустройства сельского социума.
В условиях сельской местности основные тенденции реализации вариативного подхода можно рассмотреть в социально-педагогическом, организационно-педагогическом и личностнопедагогическом аспектах.
Вариативный подход позволяет представить воспитательный процесс в диалектическом единстве трех взаимосвязанных сторон: формирования ценностно-смысловых установок личности сельского школьника, развитие социокультурного потенциала сельского социума с учетом традиционных и современных форм его развития, создание специально организованной социокультурной воспитательной среды. Кроме того, вариативность в воспитательном процессе дает возможность активизировать основные функции воспитательной среды: философско-культурологическую, этико-гуманистическую, гносеологическую, личностно-развивающую, коммуникативную, социально-ориентационную.
Проектирование вариативных воспитательных моделей осуществлялось в контексте идей теории культивирования Дж. Гербнера, теории самоактуализации личности А. Маслоу, социально-когнитивной теории А. Бандуры. В данных теоретических направлениях исследователи обращаются к анализу формирования установок личности в процессе воспитания на социокультурном материале.
При построении вариативных социокультурных воспитательных моделей мы ориентировались на следующие базовые принципы: интегративный, историко-генетический, герменевтический, голографический, витагенный, персонификации и полисубъектности. Выявлено, что возможность реализации и развития системы воспитания сельских школьников во многом будет зависеть от учета при проектировании данного процесса следующих факторов: экономических, социальных, демографических, психолого-педагогических, социокультурных.
Для определения вариативных воспитательных моделей мы обратились к работам А.М. Цирюльникова, в которых тип социокультурной ситуации рассматривается как определяющий фактор выработки стратегий развития образования на селе [5]. На основе комбинации двух основных параметров - культурно-исторической традиции и уровня развития современного социокультурного фона - им выявлены следующие типы социокультурной ситуации: «культурный центр», «бывший очаг культуры», «потенциальный очаг культуры», «культурная пустыня». Исходя из данной типологии нами были проанализированы социокультурные ситуации сельского социума Уральского региона, разработаны и реализованы целесообразные вариативные образовательные стратегии и модели их развития.
С учетом субкультуры сельских школьников, интересов, склонностей и возможностей младшего, среднего и старшего школьного возраста спроектированы вариативные воспитательные модели: идентификационная, герменевтическая и социально-ориентированная, описание которых представлено в табл.1.
Изучение педагогического опыта позволяет сделать вывод, что сегодня нельзя однозначно считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания воспитательного пространства на селе. Действенными факторами наряду со школой выступают дома культуры, национально-культурные центры, религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), культурно-исторические центры (музеи, заповедники), научные и производственные структуры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. [2]. Именно воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, максимального использования их специфических ценностей, возможностей при возрастающей педагогической роли образовательных учреждений (разных типов, статусов школ, учреждений дополнительного образования), способно стать подлинной воспитательной средой для сельского школьника [4].
Поэтому одним из условий реализации воспитательной системы на селе является деятельность всех субъектов сельского социума на основе взаимосотрудничества, где деятельность сельской школы выступает системообразующим фактором. Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и социума проявляются в том, что школа на селе призвана осуществлять образование подрастающего поколения, отвечающего современным требованиям и обладающего значимыми для общества и личности ценностно-смысловыми установками.
Таблица 1. Вариативные воспитательные модели
Модель (образовательный уровень) Описание модели
Идентификационная модель (начальные классы) Позволяет создать художественно-образную картину своего социума. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание сельскими школьниками красоты родной земли, погружение в мир художественной культуры своего края, знакомство через обряды, традиции, народные промыслы с опытом прошлого и настоящего своего народа. В рамках этой модели осуществляется аудиовизуальная деятельность, в процессе которой учащимся предоставляется возможность передать свои ощущения и восприятие себя как жителя многонационального и трудового сельского социума. В качестве художественно-творческих заданий, отражающих накопленный социокультурный опыт, чувство гордости и сопричастности к ценностям своего края, для детей младшего школьного возраста предлагаются создание фотофильма или слайд-фильма, анимационного сюжета, проектирование мини-сценария, подбор музыки к изображению, визуального ряда к музыкальному фрагменту, игровая имитация телепередач и т.п.
Герменевтическая модель (средние классы) В соответствии с возрастными особенностями подростков осуществляется процесс интерпретации и постижения социокультурных ценностей, в ходе которого формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности, происходит становление ценностной позиции личности, направленной на определение смысла и содержания накопленного социокультурного опыта в историко-культурном пространстве развития своего народа. Опираясь на значимость голографичности сознания ребенка, мы создавали условия для установления учащимися причинно-следственных связей между частью и целым (культура и окружающий мир), при активизации эмоционально-чувственной сферы происходило обогащение аудиальной, визуальной, кинестетической природы познания мира, что способствовало формированию у подростков целостности социокультурного мировосприятия.
Направлена на раскрытие возможностей самореализации и самосози-дания человека, возможности профессионального определения подрастающим поколением своего места и предназначения в социокультурном и социально-экономическом пространстве сельского социума. Она содействует становлению личности, способной к признанию национально-культурной идентичности при сохранении своей национальной культуры и индивидуальности, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Модель предполагает выполнение ряда художественно-творческих заданий: «Медиареклама», «Новости недели», «Репортаж с места событий», «Пресс-конференция», которые позволяют старшеклассникам многоаспектно представить социокультурный потенциал своего села, показать пути и средства его социокультурного возрождения.
Появление различных видов и типов сельских школ (сельский учебно-воспитательный комплекс; сельская школа полного дня; сельский социокультурный комплекс; сельская гимназия, сельский лицей, агрошкола и т.д.) подтверждает стремление школы к воссоединению с образовательными структурами села для полноценного решения поставленных педагогических задач. Характер каждого комплекса диктуется спецификой (социально-экономической, демографической, географической, педагогической) конкретного региона и имеет свои функции и качественные характеристики.
Библиографический список
1. Бочарова В.Г., Борисова Т.С. Развитие образования на селе на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной политики [Текст] / В.Г. Бочарова, Т.С. Борисова: Аналитическая записка по результатам комплексного социально-
педагогического исследования. - М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. - 64 с.
2. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: сб. научных статей [Текст] / под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. - 72 с.
3. Мир российского села [Текст] / под ред. М. П. Гурьяновой. - М.: Изд-во ИСПС РАО, 2006. - 69 с.
4. Плоткин М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития [Текст] / М.М. Плоткин. - М. : Изд-во ИСПС РА0,2002. - 124 с.
5. Цирюльников А.М. Вариативная организация и развитие сельской школы [Текст] / А.М. Цирюльников. - М., 1992. - 114 с.
Ключевые слова: сельский социум, вариативные воспитательные модели, идентификационная, герменевтическая и социально-ориентированная модели.
Keywords: rural society, variational educational models, identification, germeneftice and the socially-focused models.
Социально-
ориентированная
модель
(старшие классы)