Научная статья на тему 'ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ'

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / старший дошкольный возраст / детское объединение.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О И. Чурсанова

В данной статье раскрыто понятие общения и определены ресурсы детского объединения в развитии общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О И. Чурсанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ»

О.И. Чурсанова

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СО СВЕРСТНИКАМИ

В данной статье раскрыто понятие общения и определены ресурсы детского объединения в развитии общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: общение, старший дошкольный возраст, детское объединение.

Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками является для исследователей особенным интересом. Первые отношения детей со сверстниками предстают той основой, на которой строится всё дальнейшее развитие личности ребенка. Наиболее важным аспектом воспитания является формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми. Между дошкольниками обнаруживается достаточно широкий спектр взаимоотношений.

Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. По данным Р. А. Смирновой, в основе дружеских отношений детей лежит удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников; оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором по значению месте для формирования дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве, а стремление к общности мнений и взглядов занимает лишь скромное третье место. В пределах дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками намного уступает сфере общения с взрослыми по содержательности контактов и глубине личностных связей партнера с ровесниками. Тем не менее она имеет большое значение в жизни ребенка благодаря своему непринужденному раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске, щедрой насыщенности элементами воображения и фантазии" [3, с. 18].

Проблема общения рассматривалась в трудах Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.С Рубинштейна и других [1, с 4].

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. В.Н. Мясищев высказывал идею по поводу прямого или опосредованного взаимодействия людей. В этом можно ясно выделить три наиблизкосвязанных компонента: первое - это обрашение людей друг с другом, второе - отношение друг к другу и третье - отражение людей, как участников процесса, в друг друге [4, с 19].

Во всей психологии общение - это особая форма взаимодействия всех людей, задачи которой предполагается обмен информационными знаниями людей друг о друге и знаниями человека о себе [2, с.217].

В «психологическом словаре»: общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией между ними распознающего и эффективного оценочного характера.Общение является фундаментом межличностных отношений, проявляющиеся наиболее приоритетным видом обращения у детей. Общение со сверстниками является очень важным каналом получения информации, фактором личностного развития дошкольника и его самопознания [5, с. 426-429].

Согласно М.И. Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение х усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности служат как раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они составляют образ другого человека и становятся затем продуктом общения. Одновременно ребенок познает и себя. Не каждое взаимодействие можно назвать общением. Для этого оно должно соответствовать четырем критериям: внимание и интерес к другому человеку; эмоциональное отношение к другому человеку; инициативные акты( стремление вызвать интерес другого); чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер» [4, с.16].

Таким образом, можно сказать, что общение многолико. До настоящего времени педагоги и психологи не пришли к единому мнению о понятии определения общения и его механизмов. Именно это заставляет изучать различные подходы к общению, но почти все исследователи говорят, что без человеческого общения просто невозможно развивать ребёнка полноценно, так как общение - это наиважнейший спектр в

© О.И. Чурсанова, 2022.

формировании личности. Также это путь познания самого себя, познания себя как личности, познания Я-личности.

Потребность в общении со сверстниками рано становится основной социальной потребностью ребенка. В дошкольный период она выражена уже достаточно ярко, и если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. Именно в дошкольном возрасте для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием, ребенку необходимо детское сообщество.

Детское объединение имеет свой социальный статус. Выражение этого социального статуса представляется социальная роль, которая развивается внутри этого детского объединения и воздействует на другие социальные общности. детское объединение имеет свой социальный статус выражение этого социального статуса представляется социальная роль развивается внутри этого детского объединения и воздействует на другие социальные общности

Детское объединение - это носитель своей субкультуры. Эта субкультура пришла к нам из глубокой древности и стала историческим и культурным феноменом. Еще в древности самые маленькие жители общины собирались в группочки для реализации своей формы жизнедеятельности. Именно эти формы явились предшественником игры - современной формы непродуктивной деятельности. И только с помощью игры контролируются поведение детей и смысл их человеческой деятельности.

Детское объединение имеет свою особенность, которая обуславливается специфической ролью социализации детей и их возрастными ограничениями. Влияние группы друзей в социуме происходит через несколько психологических механизмов, в том числе: обучение, подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмов ребенок обучает группу ролей, которые он будет играть в обществе, и вводит в свою систему поведения те модели, которые санкционированы ассоциацией детей или регламентируются значимым взрослым.

Совокупными критериями успешной социализации являются позитивные социальные переживания, высокий статус ребенка в детском объединении и достаточно дифференцированные представления о себе. Кроме того, успешная социализация подразумевает также нахождение ребенком адекватного для себя, своих возможностей и способностей места в детской субкультуре, как в «мире детей для детей»

По мнению Т.А.Репиной, на этапе развития детского коллектива в дошкольном возрасте внутригруп-повые отношения можно рассматривать как многообразную и относительно устойчивую систему эмоциональных отношений, которые находят свое выражение: в общении и совместной деятельности; во взаимооценках членах детского объединения; их переживаниях, носящих избирательный характер [4, с. 63].

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников при сохранении конкурентного, соревновательного элемента в общении детей. Наряду с этим, старшие дошкольники обладают способностью смотреть на партнера не только по его ошибкам или успехам, но и по желаниям, предпочтениям, настроению.

В детском объединении между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются элементы дружбы. На этом фоне развития избирательности детский коллектив дифференцируется на достаточно устойчивые группы, объединяющие детей по принципу их большей или меньшей популярности среди сверстников. Структурированность детского коллектива в объединении постепенно осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста- одни дети меняют свой статус среди сверстников, другие закрепляются на своем статусном месте, то есть становятся все более предпочитаемыми большинством в группе или прочнее занимают положение отверженных [3, с 89].

Показателем оценки ребенка всеми членами детского коллектива, его предпочитаемости является социометрический статус, который определяет осознанное эмоциональное или деловое отношение к определенному члену группы и характеризуются разной степенью устойчивости.

Следует отметить, что очень важную роль в детском объединении имеет педагогическое регулирование. Под педагогическим регулированием общения и совместной деятельности детей понимается систему действий педагога, которая позволяет детям при общении со своими друзьями осуществлять развивающий пост в отношении каждого ребенка. В процессе такого взаимодействия реализуются социогенные потребности детей, у ребенка появляется возможность самореализации и самовыражения, приобретается опыт взаимодействия, формируются индивидуальные особенности поведения и деятельности в условиях общества и личности, особенности личности. [1, с.68].

Таким образом, группа детского объединения - это социально-психологическая общность, где отношения обуславливаются по разным причинам, не зависящим от ситуаций. В этой общности каждый ребёнок не имеет определенно какой-то позиции, но он обязательно тесно связан с формированием качеств своей детской личности. Как отмечает Т.А. Репина: «Группа детского объединения - это целостное образование, развивающийся социальный организм, который представляет собой единую функциональную систему со

своей структурой и динамикой» [4, с. 119]. Детское объединение представляет собой наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка формируются первые отношения со сверстником, развиваются коммуникативные способности, происходит активное формирование представление о себе и личности в целом.

Библиографический список:

1.Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08257-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455463 (дата обращения: 15.01.2021).

2.Возрастная психология: учеб. пособие /[ Т.Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 336с

3.Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / М.И. Лисина, Г.И. Капчелия. - М.: Педагогика, 2002. -127 с.

4.Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12814-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448347 (дата обращения: 02.11.2020).

5.Чикова И.В., Мантрова М.С. специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования [Текст] /Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 426-429.

ЧУРСАНОВА ОЛЕСЯ ИВАНОВНА - студентка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, педагог дополнительного образования «Исакогорский детско-юношеский центр», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.