Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к школе / социально-коммуникативная готовность / дополнительное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.И. Чурсанова

В данной статье раскрыто содержание понятия социально-коммуникативной готовности и описаны возможности дополнительного образования для формирования социально-коммуникативной готовности детей к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.И. Чурсанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

О.И. Чурсанова

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В данной статье раскрыто содержание понятия социально-коммуникативной готовности и описаны возможности дополнительного образования для формирования социально-коммуникативной готовности детей к школе.

Ключевые слова: готовность к школе, социально-коммуникативная готовность, дополнительное образование.

Система образования Российской Федерации с постоянной периодичностью модернизируется и реформируется, для выполнения социального заказа общества, разрабатывая более успешные прогрессивные педагогические модели. На сегодняшний день приоритет образования в Российской Федерации - это обеспечение качества образования. Непрерывность образования - это важнейшее условие обеспечения качества образования. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из основных задач является формирование умения обучаться в течение всей жизни в школе и после школы [3].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» [4].

Проблема готовности к обучению в школе рассматривалась в трудах Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, Я. Йирасика, А. Керна, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, С. Штребела, Д.Б. Эльконина, и др. Одним из наиболее важных компонентов готовности к школе, как отмечается в работах А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, Т. В. Пурговой выступает уровень развитости коммуникативной составляющей. На сегодняшний день данное направление приобретает все больший интерес за счет своей многофакторности [6, с. 8].

Социально-коммуникативная готовность к школе - это готовность дошкольника принимать новые виды и формы общения.. Новые виды общения между ребенком и взрослым и сверстниками играют важную роль в последующем обучении детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень отношений, который сопровождается деловым общением и является незаменимым компонентом образовательной деятельности - принятие учебной задачи и возможность для ребенка освоить обычную [2, с.96].

В последние годы проблема готовности детей к условиям школьного обучения приобретает особое значение, из-за постоянного количественного роста процента неуспевающих школьников, которые испытывают трудности адаптироваться к школьным условиям по какому-то определенному виду причин. От того, насколько ребенок готов к переходу из детского сада в школу, зависит период адаптации на новом этапе обучения. Недостаточная коммуникативная готовность старших дошкольников является одной из причин школьной дезадаптации. Дети не умеют контактировать друг с другом и не идут на контакт с педагогом. В отличии от дошкольных образовательных организаций система дополнительного образования имеет больше возможностей и средств для достижения целей наиболее полной подготовки к школьному обучению в целом, а особенно в социально-коммуникативном аспекте.

Дополнительное образование детей на сегодняшний день является важнейшей составляющей образовательной системы. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи [5].

Н.В. Кленова пишет, что в области дополнительного образования детей занимались такие исследователи как А.Г. Асмолов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова и др. Проблемы управления деятельностью в системе дополнительного образования детей описаны в трудах А.К. Брудного, О.Е. Лебедева, А.Б. Фоминой, А.И. Щетинской и др. Идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений

© О.И. Чурсанова, 2022.

дошкольного образования выдвинуты В.И. Андреевым, А.И. Щетинской. Концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании положили В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль [1, с. 19].

Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, где оно разделяется на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня [5].

Целью дополнительного образования является: введение новых вариативных форм дошкольного образования для повышения качества учебно-воспитательного процесса и удовлетворение запроса общества.

Дополнительное образование реализует четыре функции[5]: образовательную, призванную удовлетворить или развить познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений; социально-адаптивную, которая призвана помочь детям приобрести социально - значимый опыт деятельности и сотрудничества, испытать «ситуацию успеха», обучаться самоутверждаться; коррекционно-развивающую, которая способствует развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей каждого ребенка; воспитательную, которая оказывает большое влияние на становление и развитие социально-значимых качеств личности, на формирование коммуникативных навыков, развитие социальной ответственности, коллективизма.

Повседневная практика показывает, что дополнительное образование реализует множество программ.

Постоянный количественный спрос и сфера социальной активности в значительной степени обуславливает создание дальнейших направлений развития дополнительного образования, с целью оценить значение важности и нужности этой модели развития образования. В отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт) в дополнительном образовании все программы как бы «подстраиваются под потребности ребёнка». Если социальный спрос на программу резко снижается, тогда учреждения дополнительного образования просто перестают эту программу реализовать, а на ее место приходит новая, более социально востребованная программа.

Также, важное преимущество дополнительного образования - то, что ребенок вправе сам выбрать темп и объём освоения программы. Значимость этого преимущества настолько очевидна, что влечет за собой процесс внедрения и модернизации существующих направлений прогрессивного развития дополнительного образования, что немало важно, успехи ребенка в первую очередь сравниваются с предыдущим уровнем его умений и навыков, а качество его работы, темп и стиль деятельности не берутся во внимание.

Не следует, однако, забывать, что в последние годы вырос процент детей, находящихся на домашнем дошкольном обучении, изменились и требования к будущим первоклассникам. Благодаря этому потребность в программах по подготовке к школе в системе дополнительного образования детей очень актуальна.

Одним из наиболее эффективных средств для подготовки к школе в дополнительном образовании является детское объединение, непосредственно те кружки и секции, где дошкольники проводят занятия. Также детское объединение оказывает большую роль при формировании у дошкольников социально-коммуникативной готовности к школе [2, с.49].

Совокупными критериями успешной социально-коммуникативной готовности детей к школе являются позитивные социальные переживания, высокий статус ребенка в дополнительном образовании и достаточно дифференцированные представления о себе. Кроме того, успешная социально-коммуникативной готовности детей к школе подразумевает также нахождение ребенком адекватного для себя, своих возможностей и способностей места в детской субкультуре, как в «мире детей для детей»

В кружках и секциях дополнительного образования между детьми появляются элементы дружбы, поэтому детский коллектив можно разделить на достаточно устойчивые группы, объединяющие детей по принципу их большей или меньшей популярности среди сверстников.

Еще одной не менее важной особенностью для формирования социально-коммуникативной готовности детей к школе в дополнительном образовании является то, что занятия в кружках и секциях — это смена вида общения и деятельности. Обычно обстановка в них более неформальная, и дети могут более свободно общаться и развиваться. Занятия организуются исходя из интересов ребенка. При этом ребенка совершенно не разбалуют подобным отношением.

Дополнительное образование - это еще и знакомство с новыми детьми и взрослыми, но группы малочисленные, что и является важным моментом для формирования социально-коммуникативной готовности детей к школе: сначала дети учатся взаимодействовать с малым количеством сверстников и педагогом.

И еще одна отличительная особенность приоритета дополнительного образования для формирования социально-коммуникативной готовности детей к школе - это игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит безболезненным переходом от игровой деятельности к учебной. Причем на занятиях используется опора на повседневный опыт детей. И это помогает детям

чувствовать то, что с ними на данный момент происходит, что является не маловажным для социально -коммуникативной готовности детей к школе.

Осваивая программу подготовки к школе в дополнительном образовании, дети не только приобретают необходимые знания, умения и навыки, но и учатся жить в коллективе, работать в группе, выполнять задания взрослого, контролировать свои действия. Обучение в дошкольном возрасте предполагает приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе. Задача педагога - организовать безболезненный переход с одной образовательной ступени на другую.

Таким образом мы видим, что система дополнительного образования не зажата в тесные рамки требованиями государственных стандартов и нормативных документов. Не следует, однако, забывать, что сложившаяся структура дополнительного образования играет важную роль в формировании системы обучения, соответствующей насущным потребностям общества. Она может быстро адаптироваться к изменяющимся запросам общества, может осуществлять индивидуальный подход в выборе методик и выстраивать интенсивность, темп, и объём занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Из этого следует, что система дополнительного образования наиболее полно подходит на роль инструмента для создания условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника и подготовки к школьному обучению. Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие различных важных качеств личности в значительной степени обуславливает создание соответствующих условий активизации этих качеств. Ведь необходимым условием успешного обучения детей в начальной школе и в дальнейшем обучении, на сегодняшний день, является предшкольная подготовка.

Библиографический список:

1.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005

- 192 с.

2.Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12814-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448347 (дата обращения: 02.11.2021).

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. / [Электронный ресурс]. - / Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ дата обращения 29.12.2021

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Общего Образования / режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 10.01.2022)

5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" / [Электронный ресурс] . - / Режим доступа: URL: https://legalacts.ru/doc/273 FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 27.11.2021)

6.Филиппова О.Г. Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Г. Филиппова,Ю.В. Батенова, А.А. Прохорова. -Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. -144с. -500 экз. -ISBN 978-5-907284-49-4.-Текст: непосредственный.

ЧУРСАНОВА ОЛЕСЯ ИВАНОВНА - студентка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, педагог дополнительного образования «Исакогорский детско-юношеский центр», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.