Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РОЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДОУ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО / ФОРМЫ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Ольга Андреевна, Попова Светлана Валерьевна

В данной статье рассматривается теоретический аспект изучения готовности ребенка к школе, значимость предшкольной подготовки ребенка к обучению в школе, формы и модели организации предшкольной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PRE-SCHOOL TRAINING IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

This article discusses the theoretical aspect of studying a child's readiness for school, the importance of pre-school preparation of a child for school, forms and models of organization of pre-school training.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья Original article

DOI 10.55186/26584964_2022_5_6_11

ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

THE IMPORTANCE OF PRE-SCHOOL TRAINING IN THE MODERN

EDUCATION SYSTEM

Ольга Андреевна Крайнова, Студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Кравченко 16, nti.s -vfu.ru)

Светлана Валерьевна Попова, Научный руководитель, старший преподаватель, ТИ (ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Кравченко 16, nti.s-vfu.ru)

Olga A. Krainova, Student of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, TI (f) "Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov" (678960, RS (Ya), Neryungri, st. Kravchenko 16)

Svetlana V. Popova, Student of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, TI (f) "Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov" (678960, RS (Ya), Neryungri, st. Kravchenko 16)

6471

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический аспект изучения готовности ребенка к школе, значимость предшкольной подготовки ребенка к обучению в школе, формы и модели организации предшкольной подготовки.

Abstract. This article discusses the theoretical aspect of studying a child's readiness for school, the importance of pre-school preparation of a child for school, forms and models of organization of pre-school training.

Ключевые слова: модели организации предшкольной подготовки, роль предшкольной подготовки, требования ФГОС ДОУ, требования ФГОС НОО, формы предшкольной подготовки

Keywords: models of the organization of pre-school training, the role of preschool training, the requirements of the Federal State Educational Standard, the requirements of the Federal State Educational Standard, the forms of pre-school training

В соответствии с тенденциями и требованиями, сложившимися на сегодняшний день, в обществе заметно вырос интерес к подготовке детей к школе. Именно от того, как ребенок начнет свое обучение в школе зависит и то, как сложится его дальнейшее обучение, не только в школе, но и в других учебных заведениях.

Согласно требованиям ФГОС ДО портрет дошкольника, в котором описан ребенок, готовый к школьному обучению:

1) «ребенок должен быть эмоционально-отзывчивым, эмоционально реагировать и проявлять свои эмоции относительно изобразительного искусства, мира природы, музыкальных и художественных произведений, сопереживать персонажам этих произведений;

2) ребенок должен быть любознательным, интересоваться чем -нибудь новым и неизвестным ему, испытывать интерес к экспериментальной

6472

деятельности, уметь задавать вопросы взрослому, самостоятельно осуществлять учебную деятельность, соответствующую его возрасту;

3) ребенок должен уметь решать интеллектуальные и личностные задачи, соответствующую его возрасту, применять усвоенные знания для решения проблем и задач, предстающих перед ним, быть способным передать сои мысли, идеи, замыслы с помощью рассказа, конструирования или рисунка;

4) ребенок должен уметь взаимодействовать, в том числе общаться, со взрослыми и сверстниками, используя разные средства общения (вербальные и невербальные), уметь строить диалог;

5) должен уметь конструировать свою деятельность таким образом, чтобы достигать поставленные цели» [1].

В приведенном выше портрете выпускника дошкольного образовательного учреждения (организации) указаны конкретные личностные качества ребенка, а также необходимы уровень их сформированности.

Перед дошкольным образовательным учреждение стоит задача обеспечить базу, способствующую развитию способностей ребенка, перед системой начального общего образования стоит задача способствовать личностному развитию ребенка, при этом, уже опираясь на опыт дошкольного образования (ДОУ).

Непрерывность между дошкольным и начальным общим образованиями осуществляется, во-первых, через содержание обучения и воспитания, во-вторых, посредством методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной работы.

Для того, чтобы ребенок, переходя от системы дошкольного образования к системе начального общего образования не испытывал больших трудностей, а также для того, чтобы избежать травмирования или возникновения нарушений в его психо-эмоциональной сфере, необходимо обеспечение преемственности между двумя этими системами. То есть при совместной работе ДОУ и школы, возрастает вероятность более плавного и

6473

мягкого перехода ребенка на новую ступень системы образования, это сопутствует реализации принципа непрерывности образования.

Для обеспечения непрерывности (преемственности) образования в период перехода ребенка из детского сада в школу перед системами ДО и НОО стоят следующие задачи сотрудничества друг с другом:

1) «установление общих целей, задач и взглядов, касающихся процесса воспитания, между ДО, НОО и семьей;

2) генерирование общих целей и задач воспитания, а также путей достижения намеченных результатов;

3) разработка условий, которые будут являться способствующими благоприятному взаимодействию всех участников воспитательного и образовательного процессов;

4) всестороннее просвещение родителей в областях психологии и педагогики;

5) обеспечение помощи в преодолении проблем, возникших при поступлении ребенка в школу, путем способствования осознанию имеющихся семейных и социальных ресурсов, которые могут стать помощниками в преодолении возникших трудностей;

6) развитие в семье позитивного отношения к общественной и социальной деятельности детей» [1; 2].

В ФГОС ДО и ФГОС НОО указаны следующие формы работы, используемые с целью обеспечения принципа преемственности в системе образования: «работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями» [1; 2].

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что принцип преемственности обучения между ДО и НОО должен строиться по следующим направлениям:

1) координирование целей и задач осуществления непрерывности на обеих ступенях образования, то есть, как ДО, так и НОО;

6474

2) отбор и контроль за содержанием образования для детей как в ДО, так и в НОО с учетом принципов преемственности образования в соответствии с ФГОС;

3) насыщение координационных форм и методов обучения и в ДО, и в НОО.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок успешно начал свое бучение в школе, и поэтому в наше время существует различные формы и модели организации предшкольной подготовки детей.

Предшкольная подготовка может осуществляться:

1) «На базе учреждений, которые относятся к сфере дошкольного образования. Среди их числа: дошкольные образовательные учреждения; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) На базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

3) В семье (образование, представленное в формах собственно семейного, которое реализуется родителями и (или) с привлечением гувернеров и репетиторов» [3].

В зависимости от потребностей, желаний и возможностей, родители (представители) ребенка выбирают оптимальную модель подготовки ребенка к обучению в школе. Это нужно для того, чтобы ребенок успешно перешел на новую ступень образования без проблем и наиболее успешно начал свое обучение в системе начального общего образования.

Именно от того как ребенок начнет свое обучение в школе может зависеть и его дальнейшее отношение к образованию, обучению, саморазвитию, самосовершенствованию, а значит и его дальнейшая реализация в жизни и в карьере.

Из вышесказанного модно сделать вывод о том, что для реализации ребенка в будущем, на старте обучения ему необходим крепкий фундамент, с

6475

которого должен начаться его путь в образовании и самосовершенствовании. В старшем дошкольном возрасте у ребенка нужно сформировать определенную базу знаний, умений, навыков, развить эмоционально -волевую готовность (положительный настрой, готовность воспринимать, усваивать и применять новые знания), подготовить к взаимодействию с новой социальной средой (постепенная смена окружения, в сопровождении с поддержкой близких), а также сформировать понимание новой социальной роли личности ребенка с ее новыми правами и обязанностями. Все перечисленное обеспечит успешный старт в школьной жизни ребенка.

Литература

1. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) // Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дата обращения: 20.03.2022).

2. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) // Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 20.03.2022).

3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/295047/ (Дата обращения: 20.03.2022).

References

1. FSES Preschool education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.10.2013 N 1155 (ed. dated 21.01.2019) // Electronic resource. Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-do / (Date of application: 03/20/2022).

2. Federal State Educational Standard Primary General Education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 06.10.2009 N 373 (ed. from 11.12.2020) // Electronic resource. Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo / (Accessed: 03/20/2022).

3. Electronic resource. Access mode: http://www.myshared.ru/slide/295047 / (Accessed: 03/20/2022).

© О.А. Крайнова, С.В. Попова, 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: О.А. Крайнова, С.В. Попова Значимость предшкольной подготовки в современной системе образования// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

6476

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.