Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УМЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балтийская Дарья Александровна, Пархоменко Ольга Геннадьевна

Психическое развитие детей с проблемами в развитии речи, особенности их личностного развития уже давно привлекают внимание психологов и педагогов. Но в последние десятилетия можно наблюдать повышенный интерес к детям с различными проблемами развития речевой сферы. Создается впечатление, что увеличилось количество детей, для которых характерны различной сложности проблемы в развитии речи и которым необходима помощь специалистов в этой области. Но скорее изменилось отношение к данной группе детей, понимание необходимости уделять таким детям больше внимания на профессиональном уровне. Теоретический анализ научно-психологической литературы показывает, что отставание в развитии речевой сферы у дошкольников ведет к глобальному отставанию во всех сферах детского психического развития. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 58 детей, возраст которых от пяти с половиной до шести с половиной лет. Это 29 детей с общим недоразвитием речи, которые посещают детский сад компенсирующего вида, и 29 детей с нормальным развитием речи. С целью исследования коммуникативных способностей детей были использованы две методики: «Два домика» Т. Д. Марцинковской и карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников А. М. Щетининой. Целью работы было выяснить, насколько существенна взаимосвязь речевого развития и коммуникативных способностей ребенка. Результаты исследования показали, что общее недоразвитие речи дошкольника напрямую связано с развитием его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы, коммуникативные действия и умения таких детей, как и коммуникативные качества личности, слабо сформированы. Дети с общим недоразвитием речи чаще, чем их сверстники с нормальным развитием речи, занимают низкий социальный статус в группе. Результаты исследования еще раз подтверждают необходимость комплексной психолого-педагогической работы с дошкольниками с проблемами развития речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балтийская Дарья Александровна, Пархоменко Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS OF PRE-SCHOOLERS WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT WITH THEIR PEERS

Psychological and personality development of children with speech disorders has been a focus of psychology and education science for a significant period. In recent decades specifically, there has been an increased interest in children with various speech disorders. It seems that the number of children suffering from various difficulties in speech development needing specialised assistance has increased. However, it is more likely that it is the attitude towards this group of children that has changed, together with the understanding that it requires more professional assistance. Analysis of prior research indicates that speech disorders in pre-schoolers lead to challenges in all the other areas of psychological development. Th s article presents the results of an empirical study into the relationships of pre-schoolers with delayed speech development with their peers. 58 children aged 5 to 6 years participated in the study: 29 children with delayed speech development attending a special needs kindergarten, and 29 children with normal speech development. Two methods were used to study the communication abilities of children: “Two Houses” by T. D. Marcinkovskaya and the Pre-schooler Communicative Abilities Observation Chart by A. M. Shchetinina. Th purpose of the study was to fi out the relationship between the development of speech and the communicative abilities of the child. The research has demonstrated that there is a link between delayed speech development in pre-schoolers and the development of their communicative abilities. The development of the communication skills in preschool children with delayed speech development significantly lags behind the age norm, with generally underdeveloped communicative activities and skills. Children with delayed speech development are more likely than their peers with normal speech development to occupy a low social status in the group. The results of this research once again confirm the need for comprehensive psychological and pedagogical work with pre-schoolers with problems of speech development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 3 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 3 _www.psychinedu. ru

Клинические и образовательные аспекты психологии здоровья

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-352-360

Особенности взаимоотношений со сверстниками дошкольников с общим недоразвитием речи

Д. А. Балтийская1, О. Г. Пархоменко02

1 ГБДОУ № 14 компенсирующего вида Василеостровского района, 199397, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 40, корп. 6 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Психическое развитие детей с проблемами в развитии речи, особенности их личностного развития уже давно привлекают внимание психологов и педагогов. Но в последние десятилетия можно наблюдать повышенный интерес к детям с различными проблемами развития речевой сферы. Создается впечатление, что увеличилось количество детей, для которых характерны различной сложности проблемы в развитии речи и которым необходима помощь специалистов в этой области. Но скорее изменилось отношение к данной группе детей, понимание необходимости уделять таким детям больше внимания на профессиональном уровне. Теоретический анализ научно-психологической литературы показывает, что отставание в развитии речевой сферы у дошкольников ведет к глобальному отставанию во всех сферах детского психического развития.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 58 детей, возраст которых от пяти с половиной до шести с половиной лет. Это 29 детей с общим недоразвитием речи, которые посещают детский сад компенсирующего вида, и 29 детей с нормальным развитием речи. С целью исследования коммуникативных способностей детей были использованы две методики: «Два домика» Т. Д. Марцинковской и карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников А. М. Щетининой. Целью работы было выяснить, насколько существенна взаимосвязь речевого развития и коммуникативных способностей ребенка.

Результаты исследования показали, что общее недоразвитие речи дошкольника напрямую связано с развитием его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы, коммуникативные действия и умения таких детей, как и коммуникативные качества личности, слабо сформированы. Дети с общим недоразвитием речи чаще, чем их сверстники с нормальным развитием речи, занимают низкий социальный статус в группе. Результаты исследования еще раз подтверждают необходимость комплексной психолого-педагогической работы с дошкольниками с проблемами развития речи.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, дошкольники, коммуникативные способности, коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения, социометрический статус.

Щ Check for updates

УДК 159.9

Сведения об авторах

Дарья Александровна Балтийская, e-mail: dashabalt111@mail.ru

Ольга Геннадьевна Пархоменко, SPIN-код: 4871-0982, ResearcherlD: D-8194-2017, ORCID: 0000-0003-2386-0049, e-mail: parhomenkoog@herzen.spb.ru

Для цитирования:

Балтийская, Д. А., Пархоменко, О. Г. (2021) Особенности взаимоотношений со сверстниками дошкольников с общим недоразвитием речи. Психология человека в образовании, т. 3, № 3, с. 352-360. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-352-360

Получена 25 мая 2021; прошла рецензирование 5 июня 2021; принята 15 июня 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Д. А. Балтийская, О. Г. Пархоменко (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Relationships of pre-schoolers with delayed speech development

with their peers

D. A. Baltiyskaya1, O. G. Parhomenko02

1 GBDOU No. 14 of the compensating type of Vasileostrovsky District, 6 Nalichnaya Str.,

Saint Petersburg 199397, Russia 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. Psychological and personality development of children with speech disorders has been a focus of psychology and education science for a significant period. In recent decades specifically, there has been an increased interest in children with various speech disorders. It seems that the number of children suffering from various difficulties in speech development needing specialised assistance has increased. However, it is more likely that it is the attitude towards this group of children that has changed, together with the understanding that it requires more professional assistance. Analysis of prior research indicates that speech disorders in pre-schoolers lead to challenges in all the other areas of psychological development.

This article presents the results of an empirical study into the relationships of pre-schoolers with delayed speech development with their peers. 58 children aged 5 to 6 years participated in the study: 29 children with delayed speech development attending a special needs kindergarten, and 29 children with normal speech development. Two methods were used to study the communication abilities of children: "Two Houses" by T. D. Marcinkovskaya and the Pre-schooler Communicative Abilities Observation Chart by A. M. Shchetinina. The purpose of the study was to find out the relationship between the development of speech and the communicative abilities of the child. The research has demonstrated that there is a link between delayed speech development in pre-schoolers and the development of their communicative abilities. The development of the communication skills in preschool children with delayed speech development significantly lags behind the age norm, with generally underdeveloped communicative activities and skills. Children with delayed speech development are more likely than their peers with normal speech development to occupy a low social status in the group. The results of this research once again confirm the need for comprehensive psychological and pedagogical work with pre-schoolers with problems of speech development.

Keywords: children with delayed speech development, pre-school children, communicative abilities, communicative aspects of children's personality, communicative actions and skills, sociometric status.

Authors

Daria A. Baltiyskaya, e-mail: dashabalt111@mail.ru

Olga G. Parhomenko, SPIN: 4871-0982, ResearcherlD: D-8194-2017, ORCID: 0000-0003-2386-0049, e-mail: parhomenkoog@herzen.spb.ru

For citation:

Baltiyskaya, D. A., Parhomenko, O. G. (2021) Relationships of pre-schoolers with developmental verbal dyspraxia with their peers. Psychology in Education, vol. 3, no. 3, pp. 352-360. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-352-360 Received 25 May 2021; reviewed 5 June 2021; accepted 15 June 2021.

Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © D. A. Baltiyskaya, O. G. Parhomenko (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Внимание к детям с проблемами развития речи, изучению особенностей их личностного развития и в психологии, и в педагогике было всегда. Но в последние десятилетия можно наблюдать разносторонний профессиональный интерес к детям с различными проблемами развития речевой сферы. Все больше появляется специализированных детских садов, в штат которых входят специалисты различного профиля. Это воспитатели, прошедшие специальную подготовку по работе с детьми речевых групп детского сада, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги-психологи. Структура детских садов компенсирующего вида включает группы для детей с тяжелым нарушением

речи (заиканием), с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития в целом. И количество таких профильный речевых детских садов в Санкт-Петербурге за последние годы значительно увеличилось. Создается впечатление, что увеличилось количество детей, для которых характерны различной сложности проблемы в развитии речи, которым необходима помощь специалистов в этой области. Но скорее изменилось отношение к данной группе детей, понимание необходимости уделять таким детям больше внимания на профессиональном уровне. Педагоги и психологи создают специальные программы, показывая эффективность их применения при коррекционной работе с детьми (Жигорева, Левченко 2018; Китаева, Попкова 2020).

Теоретический обзор и современное состояние проблемы

В психологии вопрос о взаимосвязи развития мышления и речи, их влияния на все области детского развития рассматривается достаточно давно. Исследования убедительно показывают, что отставание в речевом развитии влечет за собой проблемы в развитии психики ребенка, отставании во всех сферах его развития. Эта проблема нашла свое отражение еще в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и других психологов. В целом подчеркивается дисгармония и отставание в развитии личности ребенка с нарушением речи. Но и сегодня этот вопрос является актуальным, особенно когда он касается проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

В современных исследованиях психологов рассматриваются конкретные проблемы детей с недоразвитием речи. Прежде всего это нарушения в формировании личности, мышления, эмоциональной и коммуникативной сфер дошкольника, недостаточное развитие воображения и памяти. Для таких детей характерна замкнутость, отгороженность в общении, тревожность, агрессивность. Так, Ю. Г. Демьянов подчеркивает, что осознание детьми собственных расстройств речи влечет за собой разнообразные невротические расстройства (Демьянов 2020).

Для детей с речевыми расстройствами чаще, чем для детей с нормальным развитием речи, характерны нарушения эмоциональной сферы, что приводит к проблемам в социализации, в освоении коммуникативных навыков и умений, отсутствию инициативы в общении, несоблюдению правил взаимодействия. Бедность словарного запаса, неполноценные речевые высказывания не дают ребенку возможности полноценно общаться со сверстниками. Отсюда и более низкая самооценка по сравнению с другими детьми (Терентьева 2000).

Проблемы развития мышления связаны прежде всего с преодолением центрации в дошкольном возрасте. Для детей с отставанием в развитии речи характерно и отставание в развитии децентрации в мышлении, что влечет за собой проблемы в коммуникативной сфере. У таких детей к концу дошкольного периода наблюдается неспособность не только к когнитивной, но к социальной децентрации, что приводит к проблемам в сопереживании и установлении контактов со сверстниками, вступлении в совместные игры (Андреева 2016;

Балтийская, Пархоменко 2019; Ермаков, Воробьева, Кайдановская, Стрельникова 2016).

Авторы другого исследования обратили внимание на выраженность проблем в личностном развитии в зависимости от степени переживания собственного речевого дефекта (Вол-ковская, Юсупова 2014). В этом исследовании детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» распределили на три группы в зависимости от самооценки своего дефекта. Дети первой группы не переживали относительно своего дефекта речи и легко вступали в речевой контакт и со взрослыми, и со сверстниками. Дети второй группы переживали свой дефект речи, но умеренно. Для них были характерны определенные трудности при общении, особенно речевом. Они часто прибегали к невербальным формам общения в процессе игры. Дети третьей группы открыто избегали общения, демонстрировали отгороженность, агрессивность.

В зарубежной психологии проблемы психического развития детей с нарушениями развития речи в основном рассматриваются в связи с их когнитивным развитием: проблемами в развитии памяти, мышления (Torrington, Ratner 2016). Коммуникативная сфера детей с недоразвитием речи оказывается в профессиональном поле логопедов, то есть прежде всего изучается роль именно речевых барьеров и способы их преодоления в процессе установления контактов между детьми (Kent, McDonald 2021).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для детей с проблемами развития речи характерно и глобальное отставание в развитии психики в целом. Но следует отметить, что современные исследования такого рода немногочисленны. Изучение научной литературы позволяет предположить, что проблемы во взаимоотношениях со сверстниками напрямую связаны со степенью проявления проблем в развитии речи дошкольника. Таким образом, в качестве предмета нашего исследования выступает социальный статус в группе и уровень развития коммуникативных качеств детей в связи с уровнем их речевого развития.

Организация и методы исследования

В эмпирическом исследовании участвовало 58 детей, возраст дошкольников составил от пяти с половиной до шести с половиной лет. В общую выборку вошло две группы детей. Первую группу составили 29 детей с общим недоразвитием речи, посещающих детский сад компенсирующего вида. В другую группу вошли 29 детей с нормальным развитием речи, они

также посещают детский сад, но комбинированного типа. С целью исследования коммуникативных способностей детей были использованы две методики. Первая методика «Два домика» Т. Д. Марцинковской позволяет определить социометрический статус детей в группе и уровень благополучия взаимоотношений детей в группе (Марцинковская 1997). Вторая методика «Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (Щетинина 2000) позволяет выявить уровни развития коммуникативных качеств личности. Карта наблюдения содержит 6 шкал: «Эмпатий-ность»; «Доброжелательность»; «Непосредственность, аутентичность, искренность»; «Открытость в общении»; «Конфронтация»; «Инициативность». Дополнительно оценивается уровень развития коммуникативных действий и умений, таких как организационные, перцептивные и оперативные. При обработке результатов исследования использовались описательная статистика, и-критерий Манна — Уитни, коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Анализ социометрического статуса детей обеих групп показал, что как для группы детей с общим недоразвитием речи, так и для группы с нормальным развитием речи характерно наличие практически всех типов статуса.

Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что в обеих группах больше половины детей носят статус «Популярные» и «Предпочитаемые», хотя «Популярных» («Звезд») в группе детей с нормальным развитием речи значительно больше, чем в группе детей с общим недоразвитием речи. В обеих группах есть дети и с низким социальным статусом, для которых характерны проблемы во взаимоотношениях и сложности в налаживании контактов со сверстниками. Но среди детей с нормальным развитием речи таких детей меньше (9 детей / 31,1%), чем в группе с общим недоразвитием речи (13 детей / 44,8%). В целом же распределение детей по статусам позволяет говорить о высоком уровне благополучия взаимоотношений в обеих группах детей. Однако сравнение позволяет предположить, что социальный статус детей в группе напрямую связан с уровнем развития речи.

Результаты наблюдения за коммуникативными качествами детей, их действиями и умениями представлены в таблице 2.

Результаты наблюдения показывают, что в целом дети группы с нормальным развитием речи демонстрируют средний уровень развития коммуникативных способностей, в отличие от детей группы с общим недоразвитием речи, для которых характерен низкий уровень коммуникативных способностей. Данное превосходство по всем рассматриваемым коммуникативным

Табл. 1. Социометрический статус детей с разным уровнем развития речи

Социометрический статус Группа с общим недоразвитием речи (количество детей) Группа с нормальным развитием речи (количество детей)

Популярные 4 13,8% 11 37,9%

Предпочитаемые 12 41,4% 9 31,0%

Пренебрегаемые 5 17,2% 8 27,6%

Изолированные 5 17,2% 0 0%

Отвергаемые 3 10,4% 1 3,5%

Table 1. Sociometric status of children with different levels of speech development

Sociometric status Group with general speech disability (number of children) Group with normal speech development (number of children)

Popular 4 13.8% 11 37.9%

Preferred 12 41.4% 9 31.0%

Neglected 5 17.2% 8 27.6%

Isolated 5 17.2% 0 0%

Rejected 3 10,4% 1 3,5%

Табл. 2. Коммуникативные способности детей с разным уровнем развития речи

Коммуникативные способности детей (показатели) Группа с общим недоразвитием речи (средний показатель) Группа с нормальным развитием речи (средний показатель) MannWhitney U Test p-value

Коммуникативные качества личности

Эмпатийность 5,31 6,69 188,00 0,000517

Добр ожелательно сть 6,38 9,76 122,00 0,000006

Непосредственность 5,0 6,69 201,00 0,001097

Открытость в общении 3,93 6,52 177,00 0,000265

Конфронтация 2,31 5,41 106,50 0,000002

Инициативность 3,48 4,62 272,50 0,033755

Коммуникативные действия и умения

Организационные 4,59 6,45 238,00 0,007502

Перцептивные 2,69 5,97 105,50 0,000002

Оперативные 6,45 12,55 157,50 0,000075

Суммарный показатель 40,14 64,66 120,00 0,000005

Table 2. Communication abilities of children with different levels of speech development

Communication abilities of children (indicators) Group with general speech disability (average indicator) Group with normal speech development (average indicator) MannWhitney U Test p-value

Individual communication qualities

Empathy 5.31 6.69 188.00 0.000517

Friendliness 6.38 9.76 122.00 0.000006

Frankness 5.0 6.69 201.00 0.001097

Openness in communication 3.93 6.52 177.00 0.000265

Confrontation 2.31 5.41 106.50 0.000002

Initiative 3.48 4.62 272.50 0.033755

Communication actions and skills

Organizational 4.59 6.45 238.00 0.007502

Perceptive 2.69 5.97 105.50 0.000002

Operational 6.45 12.55 157.50 0.000075

Total indicator 40.14 64.66 120.00 0.000005

Табл. 3. Уровень развития коммуникативных способностей детей с разным уровнем развития речи

Уровень развития коммуникативных способностей Группа с общим недоразвитием речи (количество детей) Группа с нормальным развитием речи (количество детей)

Высокий 0 0% 9 31,0%

Средний 5 17,2% 8 27,6%

Низкий 24 82,8% 12 41,4%

Table 3. Development level of the communication abilities of children with different levels of speech development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development level of the communication abilities Group with general speech disability (number of children) Group with normal speech development (number of children)

High 0 0% 9 31.0%

Average 5 17.2% 8 27.6%

Low 24 82.8% 12 41.4%

показателям, включая суммарный показатель, подтверждается и статистически (и-критерий Манна — Уитни, р < 0,01). Исходя из представленных результатов, можно утверждать, что дети с развитием речи в пределах нормы в большей степени в сравнении с детьми с проблемами речевого развития готовы охотно общаться не только со взрослыми, но и с детьми своего возраста, часто проявляют доброжелательность и эмпатию к партнеру по общению, пытаются использовать коммуникативные навыки, но иногда все же вступают в конфликты. Уровень речевого развития позволяет им наладить вербальное общение, использовать экспрессию в речи. Всего этого нельзя сказать о детях группы с общим недоразвитием речи. Отставание в развитии речи ведет за собой и трудности в диалоге с партнерами по общению, в сопереживании и понимании партнера. Для таких детей характерны частые конфликты со сверстниками, агрессия в диалоговом поведении.

Интересно посмотреть, как конкретно дети двух исследуемых групп распределились по уровням развития коммуникативных способностей. Данная картина представлена в таблице 3.

В группе детей с нормальным уровнем развития речи почти треть детей в процессе наблюдения за ними проявляли высокий уровень развития навыков и умений общения. Но в этой группе также есть дети (41,4%) с низким уровнем коммуникативных навыков. Однако их в два

раза меньше, чем в группе детей с проблемами развития речи. В группе детей с общим недоразвитием речи детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков вообще не наблюдалось, основная часть детей (82,8%) демонстрировали неумение общаться со сверстниками.

Проведенный корреляционный анализ подтверждает результаты наблюдения за поведением детей в процессе взаимодействия со сверстниками. Уровень развития речи тесно взаимосвязан с развитием коммуникативных способностей. На рисунке наглядно представлена структура взаимосвязей (см. рис.).

Представленные результаты эмпирического исследования достоверно подтверждают, что для детей с проблемами речевого развития характерен и широкий спектр проблем коммуникативного характера.

Выводы

Общее недоразвитие речи дошкольника напрямую связано с развитием его коммуникативных способностей. Дети с общим недоразвитием речи глобально отстают от своих сверстников с нормальным развитием речи в развитии коммуникативной сферы. Для них в основном характерен низкий уровень сфор-мированности коммуникативных действий и умений, слабо развиты коммуникативные качества личности. Проблемы взаимоотношений

Рис. Корреляции показателей уровня развития речи и коммуникативных способностей детей (р < 0,01)

Fig. Correlations of the indicators of the level of speech development and of communication abilities of children (p < 0,01)

со сверстниками приводят и к невысокому социальному статусу в детской группе. Именно поэтому необходимо проводить комплексную профессиональную работу с такими детьми, которая включала бы не только занятия с учителями-логопедами по развитию речи, но и занятия с психологами по развитию коммуникативных умений и навыков. Исследования показывают, что дети с общим недоразвитием речи, как и дети с нормальным речевым

развитием, стремятся занять лидирующие позиции в группе, пытаются активно общаться со сверстниками, вступать в совместные игры. Эти стремления детей можно использовать при проведении коррекционных занятий, организации сюжетно-ролевых игр. В перспективе интересно посмотреть, каковы особенности выстраивания взаимоотношений со сверстниками у детей с проблемами нарушения речи разной степени тяжести.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics approval

The authors report that the research followed the ethical principles provided for research involving humans and animals.

Вклад авторов

Авторы совместно провели эмпирическое исследование и анализ полученных результатов при подготовке публикации.

Author contributions

The authors together performed an empirical study and analysis of the results during the preparation of the publication.

Литература

Андреева, А. Д. (2016) Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 9, № 4, с. 39-52.

Балтийская, Д. А., Пархоменко, О. Г. (2019) Взаимоотношения сверстников в речевых группах детского сада в зависимости от способности детей к децентрации: результаты эмпирического исследования. В кн.: Е. Н. Волкова (ред.). Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, с. 4-9.

Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. (2014) Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр, 96 c.

Демьянов, Ю. Г. (2020) Основы психиатрии. М.: Юрайт, 308 c. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/ bcode/450831 (дата обращения 30.04.2021).

Ермаков, П. Н., Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А., Стрельникова, Е. О. (2016) Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология, т. 9, № 3, с. 72-80. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306

Жигорева, М. В., Левченко, И. Ю. (2018) В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, с. 23-28.

Китаева, И. И., Попкова, Н. С. (2020) Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления. Молодой ученый, № 7 (297), с. 241-243.

Марцинковская, Т. Д. (1997) Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 176 c.

Терентьева, В. И. (2000) Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет. Дефектология, № 4, с. 74-77.

Щетинина, А. М. (2000) Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 89 c.

Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85-97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426

Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers' phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, рр. 679-695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344

References

Andreeva, A. D. (2016) Stanovlenie sposobnosti k detsentratsii v doshkol'nom vozraste [Formation of the ability to decentralize in preschool age]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya — Journal of Theoretical and Experimental Psychology, vol. 9, no. 4, pp. 39-52. (In Russian)

Baltijskaya, D. A., Parkhomenko, O. G. (2019) Vzaimootnosheniya sverstnikov v rechevykh gruppakh detskogo sada v zavisimosti ot sposobnosti detej k detsentratsii: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya [Peer relationships

in kindergarten speech groups depending on children's ability to decentralize: Results of an empirical study]. In: E. N. Volkova (ed.). Aktual'nye voprosy psikhologii v issledovaniyakh studentov i aspirantov [Current issues of psychology in the research of students and postgraduates]. Moscow: SVIVT Publ., pp. 4-9. (In Russian) Dem'yanov, Yu. G. (2020) Osnovypsikhiatrii [Fundamentals of psychiatry]. Moscow: Yurajt Publ., 308 p. [Online].

Available at: https://urait.ru/bcode/450831 (accessed 30.04.2021). (In Russian) Ermakov, P. N., Vorob'eva, E. V., Kajdanovskaya, I. A., Strel'nikova, E. O. (2016) Model' psikhicheskogo i razvitie myshleniya u detej doshkol'nogo vozrasta [Model of mental and developmental thinking in preschool children]. Eksperimental'naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 9, no. 3, pp. 72-80. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2016090306 (In Russian) Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85-97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426 (In English) Kitaeva, I. I., Popkova, N. S. (2020) Razvitie rechi doshkol'nikov kak osnovnogo mekhanizma myshleniya [Development of preschool children's speech as the main mechanism of thinking]. Molodoj uchenyj, no. 7 (297), pp. 241-243. (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D. (1997) Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detej [Diagnostics of children's mental development].

Moscow: Linka-Press Publ., 176 p. (In Russian) Shchetinina, A. M. (2000) Diagnostika sotsial'nogo razvitiya rebenka [Diagnostics of the child's social development: An educational and methodological guide]. Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 89 p. (In Russian)

Terent'eva, V. I. (2000) Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti detej s narusheniyami rechi 6-7 let [Socio-psychological characteristics of children with speech disorders 6-7 years old]. Defektologiya — Defectology, vol. 4, pp. 74-77. (In Russian) Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers' phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, pp. 679-695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344 (In English)

Volkovskaya, T. N., Yusupova, G. H. (2014) Psikhologicheskayapomoshch'doshkol'nikam s obshchim nedorazvitiem rechi [Psychological assistance to preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: National Book Centre Publ., 96 p. (In Russian) Zhigoreva, M. V., Levchenko, I. Yu. (2018) V pomoshch' defektologu doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii: metodicheskie podkhody k proektirovaniyu adaptirovannoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy dlya detej rannego vozrasta s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Supportive system for special teachers in preschool educational institutes: Methodic approaches to creation of adaptive general educational program for young children with multiple and severe developmental impairments]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya — Education and Training of Children with Developmental Disabilities, no. 4, pp. 23-28. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.