D0l:10. 25198/1814-6457-230-24 УДК 37.018.26
Каргапольцева Н.А., Сапаркызы Ж.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Кызылординский университет им. Коркыт Ата, Республика Казахстан E-mail:, [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста является актуальной проблемой всей системы образования и семьи, особенно в условиях цифровой трансформации современного мира.
Новые возможности эффективного решения проблем и развитие сотрудничества во взаимодействии системы образования и семьи открываются в связи с разработкой мобильных приложений для родителей, других категорий пользователей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста.
Важнейшими направлениями отбора актуального контента не только для семьи, но и профессиональных педагогов, психологов, студентов педагогических вузов явились формирование здоровья и здорового образа жизни, создание комфортной развивающей воспитательной среды в семье, материалы по выявлению и устранению психологических причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, сверстниками, родителями и другими людьми; проблемы раннего диагностирования интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, развитие их интересов и способностей.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, цифровая трансформация, мобильное приложение, педагоги, родители, школьники, диагностика, интеллектуальное развитие, творческие способности, адаптация, возрастное развитие, психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания.
Kargapolceva N.A., Saparkyzy J.
Orenburg State University, Orenburg, Russia Korkyt Ata Kyzylorda university, Kyzylorda, The Republik of Kazakhstan E-mail: [email protected]; [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL AND SCHOOLAGE CHILDREN AS A PROBLEM OF MODERN EDUCATION AND THE FAMILY
Psychological and pedagogical support of preschool and school-age children is an urgent problem of the entire system of modern education and the family, especially in the context of the digital transformation of the modern world.
New opportunities for effective problem solving and the development of cooperation in the interaction of the education system and the family are opening up in connection with the development of mobile applications for parents and other categories of users for psychological and pedagogical support of preschool and school-age children.
The most important areas for selecting relevant content not only for the family, but also for professional teachers, psychologists, and students of pedagogical universities were the formation of health and a healthy lifestyle, the creation of a comfortable developing educational environment in the family, materials for identifying and eliminating the psychological causes of violations of interpersonal relations of children with educators, peers, parents and other people; problems of early childhood.
Key words: psychological and pedagogical support, digital transformation, mobile application, teachers, parents, schoolchildren, diagnostics, intellectual development, creativity, adaptation, age development, psychological and pedagogical problems of education and upbringing.
Цифровая трансформация современного мира актуализирует проблему быстрого поиска достоверной, качественной информации для широких слоев населения. Умение работать с информацией, информационный поиск является необходимым условием достижения результативности и успешности личности в образовательной и любой другой сфере профессиональной деятельности. Беспрецендентный рост объемов информации и
информационных технологий, изменение традиционных моделей построения информационной картины современного мира открывают новый ракурс для того, чтобы информация была социализирована, а значит, найдена, востребована и продуктивно использована человеком.
С созданием мобильных приложений для родителей, других категорий пользователей по психолого-педагогическому сопровождению
детей дошкольного и школьного возраста открываются новые возможности эффективного решения проблем и развитие сотрудничества во взаимодействии системы современного образования и семьи.
Ценностной доминантой в отборе информации является ориентация на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей, создание комфортной развивающей воспитательной среды в семье, а именно материалов по выявлению и устранению психологических причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, сверстниками, родителями и другими людьми; материалов по выявлению психолого-педагогических проблем у детей и раннему диагностированию их интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей; развитию интересов, способностей и склонностей детей. В такой информации нуждается не только семья, но и профессиональные педагоги, психологи, студенты педагогических вузов.
Среди задач психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста актуальными являются:
- сохранение и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание оптимальных условий в социокультурной среде для самореализации, развития творческих способностей детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их личностного развития и образования.
Для решения этих задач изучались и анализировались образовательные программы, учебники и учебные пособия по психолого-педагогическим наукам, социальной педагогике, определялись наиболее эффективные методики и технологии, позволяющие выявить трудности в развитии детей, поведении и общении с педагогами, родителями и сверстниками.
Анализ фундаментальных научно-педагогических публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей включает исследования И.А. Баевой, М.Р. Битяновой, Г.Р. Бардиер,
A.В. Волосникова, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, B.C. Мухиной, Ю.В. Слюсарева и др., которые определяли этот феномен как систему профессиональной деятельности психолога (Р.М. Битянова); общий метод работы психолога (Н.С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р.В. Овчарова), взаимосвязь родительского отношения и его влияния на ребенка (В.И. Гар-бузов, А.Л. Захаров, Д.Л. Исаев, А.А. Бодалев,
B.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Характеризуя термин «психолого-педагогическое сопровождение семьи», Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына определяют его как «помощь семье в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия, в которых семья несет сама», как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [1, с. 118, 121], М.Р. Битянова - как «создание социально-психологических условий для успешного развития проблемной семьи» [2, с. 189]; Е.А. Козырева как создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в семье» [3, с. 89]; М.И. Рожков - как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого в ситуациях жизненного выбора [4, с. 19].
В современных условиях акцентируется внимание всех субъектов образования, включая семью, на социальном воспитании, на социальных отношениях в игровой, творческой, исследовательской, проектной, коммуникативной деятельности, в том числе в процессе познавательных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр, упражнений, формирующих партнерские отношения, навыки взаимодействия друг с другом [5].
Н.А. Дубровина считает социально - психологические условия нормального развития семьи предметом психолого-педагогического сопровождения [5, с. 75]. Рассматривая социально-психологическое сопровождение как интегративную технологию «для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи», Л.А. Головчиц характеризует социально-психологическое сопровождение как целостную комплексную систему социальной поддержки тем, кто нуждается в помощи.
В процессе психологического сопровождения семьи реализуются, по мнению Г.В. Пятаковой, такие модели, как общая, типовая и индивидуальная.
Раскрывая сущность общей модели, автор определяет ее как систему обеспечения оптимального развития семьи на основе регулярных психолого-педагогических консультаций и выполнения комплекса общих коррекционных мероприятий без индивидуального подхода, включающей соблюдение режима для ребенка, учет его психического состояния при организованном распределении нагрузок в школе, семье, в других группах.
В типовой модели сопровождения акцентируется внимание на самом ребенке, включении его в процесс конкретных психокоррекционных воздействий на основе игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок. Эффективность индивидуальной модели психологического сопровождения семьи обеспечивается разрешением проблем на основе учета специфических особенностей ребенка и его семьи в проектировании и реализации программ, направленных на решение конкретных проблем данной семьи [7, с. 49], но данная модель требует затрат, снижение которых возможно, как показывает наш опыт изучения проблемы, средствами разработки научно-педагогических основ создания мобильного приложения для родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста.
Интерес для нашего исследования представляет классификация В. Крайней, предлагающей психологическую, социальную, педагогическую, медицинскую и комплексную модели сопровождения семьи [8, с. 74]. Психологическое сопровождение включает такие направления оказания помощи, как проведение диагностирования семьи, определение направлений психологической помощи, применение психокоррекционных и психотерапевтических методик. Социальная модель сопровождения реализуется во взаимодействии с семьями, имеющими особого ребенка, и направлена на повышение социального статуса такой семьи, уравнивание ее социальных прав. Педагогическая модель использует современную систему методов, форм и средств взаимодействия с семьей. Медицинская модель предполагает прежде всего медицинскую реабилитацию детей, а
также сопутствующее психологическое сопровождение. Комплексная модель сопровождения семьи направлена на осуществление системы мер оказания юридической, психологической, социальной, педагогической, физической, финансовой и другой помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации [9, с. 42].
Решение многих проблем современного образования и семьи связано с учетом психологических особенностей детей дошкольного и школьного возраста. В своем труде «Введение в детскую психологию», посвященной анализу проблем детства и возрастной периодизации, Д.Б. Эльконин характеризует предмет детской психологии как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного [10, с. 2]. Выделение возрастной психологии в качестве детской психологии произошло на рубеже Х1Х-ХХ вв. Книга В. Прейера «Душа ребенка» (1882 г.) считается началом систематических научных исследований психического развития в детстве [11, с.40-42].
Трансформация предмета детской психологии связана с изменением методологии исследования. От сбора и накопления конкретных данных, эмпирических сведений к изучению феноменологии психического развития в детские годы на основе методов объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Систематизация, упорядочение фактологии, выявление некоторых общих закономерностей психического развития связывают с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей). Основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма в 1920-1930-х гг. стало внешнее наблюдение за поведением ребенка по установлению реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы внешней среды, описание различий в их реагировании, а также определение факторов, условий и движущих сил психического развития. На этом этапе использовались методы сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методы кросс - культурного исследования, экспериментально-генетические исследования, появились теории 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эрик-сона и др. [12, с. 114].
В психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста», где он обосновал необходимость изучения особенностей каждого возраста, определил основные типы нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии, подчеркнул фундаментальную роль детской психологии в создании «новой» психологии, «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста» [13, с. 6-40]. Научная разработанность аспектов нормативного развития здорового ребенка, типичных возрастных проблем и возможных путей, способов их разрешения, стадий взросления полноценной личности, ее социальных ролей как гражданина, профессионала, родителя подчеркивает значимость возрастной психологии для широкого практического применения.
Развитие философских, психологических, педагогических научных школ и направлений ориентируют исследователей и практиков на осознание методологических подходов и концепций. Вариативность естественно - научной парадигмы представлена не только в истории возрастной психологии и педагогики, но и на современном этапе. Основополагающие натуралистические установки определяют такие теории как биогенетическая, классический бихевиоризм, конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепцию интеллектуального развития Ж. Пиаже и др.
Среди новых концепций и направлений изучения возрастного и личностного развития на натуралистических позициях можно выделить такие, как экологическое, инвайронментальное, со-циокогнитивное этологическое, позволяющие на основе эмпирического материала, анализировать поведение, интеллект, эмоционально-волевую сферу и другие аспекты психики человека. Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторической парадигмы, положения которой продолжены в исследованиях таких отечественных ученых, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинчен-ко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Н.Ф.Талызина, а также зарубежных - Дж. Брунер,
М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер Веер др. Каждая из этих парадигм развивает свои научные установки в дальнейших работах ученых [14].
Вместе с тем, исследования В.Т. Кудрявцева свидетельствуют о разработке проблем исторического развития детства и выделении трех исторических типов детства [15], таких как квазидетство или первобытное детство, неразвитое детство, развитое детство. Характеризуя квазидетство или первобытное детство, исследователь отмечает такой тип на ранних этапах истории человека, без выделения детского сообщества, включенность детей в жизнь взрослых. Этап неразвитого детства уже формально выделяет мир детей и определяет социальную задачу по интеграции во взрослое сообщество. Этап современного развитого детства характеризуется феноменом детской субкультуры, ориентацией растущего ребенка на творческое освоение открытого многомерного мира. Принципиальной идеей в понимании детства В.Т. Кудрявцев считает креативность развивающегося субъекта.
Психическому развитию личности в аспекте возрастной периодизации посвящены научные работы А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна. Анализ концептуальных идей моделей возрастной периодизации Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина, проведенный В.И. Слободчико-вым и Г.А. Цукерманом, вызывает как теоретический, так и практический интерес, поскольку позволяет представить человеку ступени собственного развития как субъекту в таких общностях, как с родным взрослым, близким взрослым, общественным взрослым, с человечеством, Бого-человечеством. В структуре каждой ступе -ни выделены стадии становления событийности и самобытности, кризисы рождения и развития как переходы в новую общность и освоения новой общности.
Теоретическое и экспериментальное изучение идей кризисов в психическом развитии представлено в исследовании Л.И. Бершедовой, которая рассмотрела формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития, а также в работах К. Н. Поливановой о сложности внутреннего механизма критических возрастных периодов, категориях «идея возраста», «культурный возраст» как инструментах отношения к человеку [17].
Безусловный интерес в рамках разработки мобильного приложения по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей дошкольного и школьного возраста представляют исследования А.В. Кирьяковой, посвященные ориентации школьников на социально значимые ценности и аксиологическому развитию личности [18], Н.А. Каргапольцевой по проблемам социализации и воспитания личности школьников в мировых педагогических системах [19], Л.В. Зубовой, рассмотревшей теоретико-методологические основания феномена асоциальной личности в современном российском обществе и особенности проявления в школьном возрасте [20], Н.В. Литвиненко по адаптации
школьников в критические периоды развития к образовательной среде [21].
Среди проблем системы образования и семьи в условиях цифровой трансформации современного мира исследователи отмечают тенденции к размыванию возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни, пространственно-временную индивидуализацию происходящих событий, широкую вариативность потенциала образовательных возможностей школы и семьи. Позитивному разрешению обозначенных проблем будет способствовать мобильное приложение по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей дошкольного и школьного возраста.
26.01.2021
В рамках проекта №АР08956973 «Научно-педагогические основы создания мобильного приложения для родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста»
Список литературы:
1. Инновации в Российском образовании : Высш. проф. образование 2000 / М-во образования Рос. Федерации; [Сост. М.Н. Костикова]. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 20 см. - ISBN 5-8122-0218-4
2. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1972 - 143 с.
3. Калачина, И.В. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования / И.В. Калачина // Вестник Северо Кавказского федерального университета. - 2018. - №1 (64). - С. 164-169.
4. Инновационные исследования: проблемы и пути решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: ИП Гуляев Герман Юрьевич, 2016. - С. 162-164. - ISBN: 978-5-9908225-5-9.
5. Дубровина, Н.А. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи / Н.А. Дубровина, Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 11. - С. 211-215.
6. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н.С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - С. 103-107.
7. Посевина, М.В. Психолого-педагогические условия инклюзивного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / М.В. Посевина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - Т. 2. - С. 199-201.
8. Зайцев, Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев. - М.: Школа, 2012. -342 с.
9. Метляева, С.А. Неделя психологии в ДОУ как интерактивная форма взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса / С.А. Метляева, И.И. Мирошниченко, Д.А. Загарских // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - Т. 1. - С. 154-157.
10. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию [Электронный ресурс] // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - (Психологи отечества). - С. 25-65. -URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84050.
11. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития / Д. Баттерворт, М. Харрис; Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2000. - 350 с. -(Университетское психологическое образование) - ISBN 5-89353-015-2.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с., ил. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 336 с. (Антология мысли). - С. 6-40 - ISBN 978-5-534-07532-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/437760.
14. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология : Тез. докл. всесоюз. конф., 23-25 июня 1981 г. / [Редкол.:
B.В. Давыдов (отв. ред.) и др.]. - М.: Б. и., 1981. - 198 с. : портр.; 26 см.
15. Кудрявцев, В. Еще раз о природе детской субкультуры / В. Кудрявцев, Т. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. -
C. 87-91 ; №4. - С. 64-68.
16. Кулагина, И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе / И.Ю. Кулагина // Вестник Университета РАО. - 2000. - №1.
17. Поливанова, К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1997. - Том 2. - №2.
18. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : (Монография) / А.В. Кирьякова. - Оренбург : Б. и., 1996. -188 с. : портр.; 21 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : Б. ц.
19. Каргапольцева, Н.А. Монтессори-образование: проблемы социализации и воспитания личности [Текст] : [монография] / Н.А. Каргапольцева. - М. : Педагогический вестник, 1999. - 184 с. - ISBN 5-85859-006-3.
20. Зубова, Л.В. Феномен асоциальной личности в современном российском обществе: теоретико-методологические основания, особенности проявления в школьном возрасте : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Зубова Людмила Викторовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2012. - 49 с.
21. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Литвиненко Наталья Валерьевна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гум. акад.]. -Самара, 2009. - 47 с.
References:
1. Innovacii v Rossijskom obrazovanii: Vyssh. prof. obrazovanie 2000 [Innovations in Russian education: Higher. prof. education 2000] М-in education Ros. Federation; Comp. M.N. Kostikova. M.: Publishing house of MGUP, 2000, 20 p. ISBN 5-8122-0218-4
2. Venger A.A., Vygodskaya G.L., Leonhard E.I. Otbor detej v special'nye doshkol'nye uchrezhdeniya [Selection of children in special preschool institutions]. M.: Education, 1972, 143 p.
3. Kalachina I.V. Organization of psychological and pedagogical support of the family of a preschooler with disabilities in the organization of additional education. Vestnik Severo Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the North Caucasian Federal University], 2018, no. 1 (64), pp. 164-169.
4. Innovacionnye issledovaniya: problemy i puti resheniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative research: problems and solutions: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Penza: IE Gulyaev German Yurievich, 2016, P. 162-164. ISBN: 978-5-9908225-5-9
5. Dubrovina N.A., Naboychenko E.S. Analysis of methodological approaches in the organization of psychological and pedagogical support of the family. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2016, no. 11, pp. 211-215.
6. Belousova N.S. Psychological and pedagogical technologies of correction of parent-child relations. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 5, pp. 103-107.
7. Posevina M.V. Psychological and pedagogical conditions for inclusive education of preschool children with severe speech disorders. Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 22 yanv. 2017 g.) [Pedagogical experience: theory, methodology, practice: materials ofthe X Intern. scientific - practical. conf. (Cheboksary, January 22, 2017)]. In 2 volumes, vol. 2. Editorial board: O.N. Shirokov and others. Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2017, pp. 199-201.
8. Zaitsev D.V. Obrazovatel'naya integraciya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami [Educational integration of children with disabilities]. M.: School, 2012, 342 p.
9. Metlyaeva S.A., Miroshnichenko I.I., Zagarskikh D.A. Week of psychology at preschool educational institutions as an interactive form of interaction with participants in the educational process. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Proceedings of the Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, vol. 1, pp. 154-157.
10. Elkonin D.B., Edited by Feldstein D.I. Introduction to child psychology. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah: Izbrannyepsihologicheskie trudy [Mental development in childhood: Selected psychological works]. Edition 2, stereotyped. M.: Publishing House "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO "MODEK", 1997, Psychologists of the Fatherland, P. 25-65. Available at: http://psychlib.ru/inc/absid. php?absid=84050.
11. Butterworth D., Harris M. Principy psihologii razvitiya [Principles of developmental psychology]. M.: "Kogito-Center", 2000, 350 p., University psychological education. ISBN 5-89353-015-2.
12. Leontiev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: V2-h t. [Selected psychological works: In 2 volumes]. Proceedings for Doctor of Science and Engineering of the USSR Academy of Pedagogical Sciences. M.: Pedagogika, 1983, vol I, 392 p.
13. Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij [History of the development of higher mental functions]. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019, 336 p. ISBN 978-5-534-07532-8. Available at: https://urait.ru/bcode/437760.
14. Editorial board: Davydov V.V. (editor-in-chief) and others Nauchnoe tvorchestvo L. S. Vygotskogo i sovremennaya psihologiya : Tez. dokl. vsesoyuz. konf., 23-25 iyunya 1981 g. [Scientific work of L.S. Vygotsky and modern psychology: Abstracts. report all-union. Conf., June 2325, 1981]. M.: B. and., 1981, 198 p.; portr .; 26 cm.
15. Kudryavtsev V., Alieva T. Once again about the nature of children's subculture. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1997, no. 3, pp. 87-91; no. 4, pp. 64-68.
16. Kulagina I.Yu. Psychological age: diagnosis and tendencies of change in ontogenesis. Vestnik Universiteta RAO [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2000, no. 1.
17. Polivanova K.N. Age crises through the eyes of a psychologist and teacher. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1997, volume 2, no. 2.
18. Kiryakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej : (Monografiya) [The theory of personality orientation in the world of values: (Monograph)]. Orenburg: B. i., 1996, 188 p.
19. Kargapoltseva N.AMontessori-obrazovanie: problemy socializacii i vospitaniya lichnosti: monografiya [Montessori education: problems of socialization and personality education: monograph]. M.: Pedagogical Bulletin, 1999, 184 p. ISBN 5-85859-006-3.
20. Zubova L.V. The phenomenon of asocial personality in modern Russian society: theoretical and methodological foundations, features of manifestation at school age. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2012, 49 p.
21. Litvinenko N.V. Adaptation of schoolchildren in critical periods of development to the educational environment. Extended abstract of Doctor's thesis. Samara, 2009, 47 p.
Сведения об авторах:
Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected] Сапаркызы Жаннат, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Кызылординского университета имени Коркыт Ата, доктор философии PhD
E-mail: [email protected] 120014, Республика Казахстан, город Кызылорда, ул. Айтекеби 29а