Научная статья на тему 'ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЧУВАШИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЧУВАШИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ / «НТРК ЧУВАШИИ» / «НАЦИОНАЛЬНОЕ РАДИО ЧУВАШИИ» И «ТăВАН РАДИО» / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хораськина Галина Витальевна, Васильева Людмила Александровна, Студенцов Олег Ростиславович

Статья посвящена анализу роли детских радиопередач в обучении и воспитании подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей аудитории на примере «НТРК Чувашии» («Национальное радио Чувашии» и «Тăван радио»). Материалом исследования послужили медиатексты, прозвучавшие в радиоэфире «НТРК Чувашии». В основу анализа легли методы эмпирического исследования радиопередач с учетом воспитательной функции звучащего материала. Радиожурналистика с момента своего зарождения отличается четкой возрастной ориентацией на аудиторию. В первой части работы дается психологическая характеристика дошкольников (3-7 лет). Анализируются и оцениваются радиопередачи, относящиеся к этой возрастной группе. В этом возрасте детям свойственна любознательность, непосредственность, подражание взрослым, героям кинофильмов и книг. Дошкольному возрасту свойственны сюжетно-ролевые игры, быстрая смена действий, короткий хронометраж, в радиоэфире звучат голоса персонажей известных сказок. Радиопередачи для данной возрастной группы на «НТРК Чувашии» - «Мĕншĕнкке» (Почемучка) и «Уйăхпи юмахĕсем» (Вечерняя сказка). Радиопередачи для младшего школьного возраста (7-12 лет) отличаются присутствием информационной аналитики. Их отличает сложная структура, наличие нескольких рубрик, обсуждение определенной проблемы и поиск путей ее решения. Это такие передачи, как: «Ачалăх урхамахĕ» (Сивка-Бурка), «Пĕрремĕш утăмсем» (Первые шаги), «Бухты-барахты», «Шăпăрлан» (Непоседы). Эти радиопередачи отличаются и жанровым разнообразием, наличием рецензий, комментариев, бесед. Во второй части анализируются радиопередачи для подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). Анализ радиоэфира «НТРК Чувашии» доказывает, что современное региональное радио отличается малым количеством передач для подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). В этом возрасте усиливается желание выглядеть старше своих лет, возрастает стремление оградить свою жизнь от контроля взрослых. Очень важно в этом возрасте знакомить старшеклассников с людьми, достигшими больших побед благодаря трудолюбию, стараниям и упорству. Данную цель выполняют передачи«Ырăлăх çăл куçĕ» (Родник добра) и «Шурăмпуç» (Заря). Радиоэфир для подростков и старшеклассников становится более разнообразным и с точки зрения тематики, оригинальности подачи материала, жанрового разнообразия, эмоциональности и экспрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хораськина Галина Витальевна, Васильева Людмила Александровна, Студенцов Олег Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIO PROGRAMMES ON THE NATIONAL TV AND RADIO COMPANY OF CHUVASHIA FOR CHILDREN AND TEENAGERS IN THE SYSTEM OF SCHOOLCHILDREN UPBRINGING

The article is devoted to the analysis of the role of children’s radio programs in the education and upbringing of the younger generation, taking into account the age characteristics of the audience as exemplified by “NTVRC of Chuvashia” (“National Radio of Chuvashia” and “Tavan Radio”). The material of the study was the media texts of “NTVRC of Chuvashia”. The analysis is based on the methods of empirical research of radio broadcasts, taking into account the educational function of the material. Since the very beginning, radio journalism has been characterized by a clear age orientation towards the audience. In the first part of the work, the psychological characteristics of preschoolers of 3-7 years old are given. Radio broadcasts related to this age group are analyzed and evaluated. At this age, children are characterized by curiosity, spontaneity, imitation of adults, heroes of movies and books. Preschool age is characterized by plot-role-playing games, a quick change of actions, short timekeeping, the voices of the characters of famous fairy tales. Radio programs for this age group on “NTVRC of Chuvashia”: “Meshenkke” (Whyer) and “Uyakhpi Yumakhesem” (Evening Fairy-tale). Radio programs for primary school age of 7-12 years old are characterized by information analytics in them. They are distinguished by a complex structure, several headings, discussion of a certain problem and the search for ways to solve it. These are such programs as “Achalakh Urhamakhe” (Sivka-Burka), “Pеrremesh Utamsem” (First Steps), “Buchty-barakhty”, “Shaparlan” (Restless). These radio programs are also distinguished by their genre diversity, presence of reviews, comments and conversations. The second part analyzes radio programs for teenagers (11-15 years old) and senior schoolchildren (15-17 years old). The analysis of the radio broadcast of “NTVRC of Chuvashia” proves that modern regional radio is characterized by a small number of programs for teenagers (11-15 years old) and senior schoolchildren (15-17 years old). At this age, the desire to look older than and become independent from adult control increases. It is very important at this age to introduce senior schoolchildren to people who have achieved great victories due to hard work, diligence and perseverance. This goal is fulfilled by the programs “Yralakh shchal Kushche” (Spring of Good) and “Shurampushch” (Dawn). The radio broadcast for teenagers and senior schoolchildren is becoming more diverse in terms of topics, originality of the presentation of material, genre diversity, emotionality and expressiveness.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЧУВАШИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 070.445:654.191:371.03-057.874 DOI 10.37972/chgpu.2021.112.3.025

Г. В. Хораськина, Л. А. Васильева, О. Р. Студенцое

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЧУВАШИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу роли детских радиопередач в обучении и воспитании подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей аудитории на примере «НТРК Чувашии» («Национальное радио Чувашии» и «Таван радио»). Материалом исследования послужили медиатексты, прозвучавшие в радиоэфире «НТРК Чувашии». В основу анализа легли методы эмпирического исследования радиопередач с учетом воспитательной функции звучащего материала.

Радиожурналистика с момента своего зарождения отличается четкой возрастной ориентацией на аудиторию. В первой части работы дается психологическая характеристика дошкольников (3-7 лет). Анализируются и оцениваются радиопередачи, относящиеся к этой возрастной группе. В этом возрасте детям свойственна любознательность, непосредственность, подражание взрослым, героям кинофильмов и книг. Дошкольному возрасту свойственны сюжетно-ролевые игры, быстрая смена действий, корот кий хронометраж, в радиоэфире звучат голоса персонажей известных сказок. Радиопередачи для данной возрастной группы на «НТРК Чувашии» - «Мёншёнкке» (Почемучка) и «Уйахпи юмахёсем» (Вечерняя сказка).

Радиопередачи для младшего школьного возраста (7-12 лет) отличаются присутствием информационной аналитики. Их отличает сложная структура, наличие нескольких рубрик, обсуждение определенной проблемы и поиск путей ее решения. Это такие передачи, как: «Ачалах урхамахё» (Сивка-Бурка), «Пёрремёш утамсем» (Первые шаги), «Бухты-барахты», «Шапарлан» (Непоседы). Эти радиопередачи отлетаются и жанровым разнообразием, наличием рецензий, комментариев, бесед.

Во второй части анализируются радиопередачи для подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). Анализ радиоэфира «НТРК Чувашии» доказывает, что современное региональное радио отличается малым количеством передач для подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). В этом возрасте усиливается желание выглядеть старше своих лет. возрастает стремление оградить свою жизнь от контроля взрослых. Очень важно в этом возрасте знакомить старшеклассников с людьми, достигшими больших побед благодаря трудолюбию, стараниям и упорству. Данную цель выполняют передачи«Ыралах дал кусс» (Родник добра) и «Шурампуд» (Заря). Радиоэфир для подростков и старшеклассников становится более разнообразным и с точки зрения тематики, оригинальности подачи материала, жанрового разнообразия, эмоциональности и экспрессивности.

Ключевые слова: детские радиопередачи, «НТРК Чувашии»,«Национальное радио Чувашии», «Таван радио», воспитание подрастающего поколения, функции радиожурналистики, воспитательная функция.

G. V. Khoraskina, L. A. Vasilyeva, О. R. Studentsov

RADIO PROGRAMMES ON THE NATIONAL TV AND RADIO COMPANY OF CHUVASHIA FOR CHILDREN AND TEENAGERS IN THE SYSTEM OF SCHOOLCHILDREN UPBRINGING

I. Ulycmov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract The article is devoted to the analysis of the role of children's radio programs in the education and upbringing of the younger generatioa taking into account the age characteristics of the audience

as exemplified by "NTVRC of Chuvashia" ("National Radio of Chuvashia" and "Tavan Radio"). The material of the study was the media texts of "NTVRC of Chuvashia". The analysis is based on the methods of empirical research of radio broadcasts, taking into account the educational function of the material.

Since the very beginning, radio journalism has been characterized by a clear age orientation towards the audience. In the first part of the work, the psychological characteristics of preschoolers of 3-7 years old are given. Radio broadcasts related to this age group are analyzed and evaluated. At this age, children are characterized by curiosity, spontaneity, imitation of adults, heroes of movies and books. Preschool age is characterized by plot-role-playing games, a quick change of actions, short timekeeping, the voices of the characters of famous fairy tales. Radio programs for this age group on "NTVRC of Chuvashia": "Meshenkke" (Whyer) and "Uyakhpi Yumakhesem" (Evening Fairy-tale).

Radio programs for primary school age of 7-12 years old are characterized by information analytics in them. They are distinguished by a complex structure, several headings, discussion of a certain problem and the search for ways to solve it. These are such programs as "Achalakh Urhamakhe" (Sivka-Burka), "Perremesh Utamsem" (First Steps), "Buchty-barakhty", "Shaparlan" (Restless). These radio programs are also distinguished by their genre diversity, presence of reviews, comments and conversations.

The second part analyzes radio programs for teenagers (11-15 years old) and senior schoolchildren (15-17 years old). The analysis of the radio broadcast of "NTVRC of Chuvashia" proves that modern regional radio is characterized by a small number of programs for teenagers (11-15 years old) and senior schoolchildren (15-17 years old). At this age, the desire to look older than and become independent from adult control increases. It is very important at this age to introduce senior schoolchildren to people who have achieved great victories due to hard work, diligence and perseverance. This goal is fulfilled by the programs "Yralakh shchal Kushche" (Spring of Good) and "Shurampushch" (Dawn). The radio broadcast for teenagers and senior schoolchildren is becoming more diverse in terms of topics, originality of the presentation of material, genre diversity, emotionality and expressiveness.

Keywords: children radio programs, "NTVRC of Chuvashia ", "National Radio of Chuvashia " and "Tavan Radio ", upbringing of children, functions of radio journalism, educational function.

Введение. «Национальная телерадиокомпания Чувашии» (НТРК) создана в декабре 2010 года решением Кабинета Министров Чувашской Республики. Учредитель - Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики. «Национальная телерадиокомпания Чувашии» объединяет три средства массовой информации: «Национальное телевидение Чувашии», «Национальное радио Чувашии» и «Таван радио».

Технические возможности современного радиовещания постоянно расширяются, однако количество детских радиопередач уменьшается. Например, из двух десятков радиопередач в эфире «Радио Чувашии» в настоящее время лишь 3-4 предназначены для детской аудитории. Было время, когда в течение недели в эфир выходили 7-8 детских радиопередач общим хронометражем более 70 минут [3]. Между тем радио занимает существенное место в формировании важнейших качеств личности подрастающего поколения.

Основной целью детских радиопередач является воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Радиопередачи способствуют развитию интереса у детей к истории страны, культурным и спортивным новостям, помогают юным слушателям освоить школьную программу и развивают творческие способности, навыки общения. Они призваны формировать и развивать в детях такие чувства, как патриотизм, любовь к родным, уважение к родному языку и культуре [3].

Цель исследования - анализ детско-юношеских радиопередач на «НТРК Чувашии» («Национальное радио Чувашии» и «Таван радио») с учетом возрастных особенностей аудитории на соответствие элементам воспитания подрастающего поколения.

Актуальность исследуемой проблемы. Исследование связано с изучением современных детско-юношеских радиопередач на «НТРК Чувашии» в системе воспитания

школьников в региональных средствах массовой информации. В работе впервые подробно анализируется контент радиопередач «Национальное радио Чувашии» и «Таван радио», выполняющих воспитательную функцию.

Данная тема актуальна и для зарубежных исследователей детских радиопередач [1]. Российский опыт исследований детско-юношеских радиопередач с точки зрения выполнения ими воспитательной функции затрагивается в работах И. А. Руденко [7], [8], О. В. Пинчук [6].

Исследования данного вопроса на уровне региональных СМИ отсутствуют. Но некоторые вопросы становления и развития радиожурналистики в Чувашской Республике, втом числе идетско-юношеской, затрагивалисьв работах В. П. Болыповой [5], А. Д. Гав-рилова, А. М. Эшкерата [4], а также в исследованиях преподавателей Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова [3], [9].

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили медиа-тексты, прозвучавшие в радиоэфире «Национальной телерадиокомпании Чувашии» («Национальное радио Чувашии» и «Таван радио»). В работе использован метод литературного анализа (содержательного, структурного) радиопередач с учетом воспитательной функции.

Результаты исследования и их обсуждение. Аудитория средств массовой информации любого возраста рассматривается как составная часть системы журналистики. Важна как специфика общения посредством средств массовой информации, так и степень вовлеченности людей в информационное общество.

Детская радиожурналистика отличается четкой возрастной ориентацией на аудиторию. И. А. Руденко, Л. П. Божович разделили детскую аудиторию на дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет).

Каждая возрастная группа находится на определенном психологическом, биологическом и социальном уровне развития. Поэтому воспитание, в том числе и посредством средств массовой информации, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития ребенка [2], [8].

Дошкольники - наиболее сложная категория слушателей для установления контакта в средствах массовой информации [10]. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться все необходимые качества для дальнейшего существования в обществе. Это период первоначального становления личности: появляется эмоциональное предвосхищение последствий поступков, усложняются переживания, расширяются чувственная и мотива-ционная сферы.

На этом этапе развивается мотивационная сфера, проявляется любознательность, потребность в общении. Возрастает желание сотрудничать со взрослыми, стремление получить их поддержку и одобрение. Ребенок учится задавать вопросы на разные темы, рассуждать и думать вслух.

Дошкольному возрасту (3-7 лет) свойственна сюжетно-ролевая игра. Игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: развивается воображение и мышление. Играя со взрослыми и сверстниками, ребенок постигает социальные правила, происходит процесс становления сознания.

Радиопередачи, помогающие социализации подрастающего поколения, звучат и в эфире «НТРК Чувашии». Программа «Мсншснккс» (Почемучка) рассчитана на детей дошкольного возраста. Детей этого возраста не зря называют «почемучками». В этом возрасте они очень любознательны, и все происходящее вокруг им интересно. Дети стремятся познать окружающий мир, хотят все знать, многое понять. Задают родителям множество вопросов и хотят получить на них ответы. Порой один и тот же вопрос звучит несколько раз, и каждый ответ взрослого становится основой для появления нового вопроса.

Так, благодаря этой программе дети получили ответы на многие вопросы: «Почему осенью желтеют листья?», «Почему зимой идет снег?», «Где живет летом Дед Мороз?»,

«Почему птицы летают?» В рамках передачи дети не только задают вопросы, но и сами рассуждают, высказывают свою точку зрения на различные темы. Все это проходит в форме сюжетно-ролевой игры.

Психологические особенности данного возраста привели авторов детских передач к мысли, что в радиоэфире должен звучать разговор на равных. Для этого в роли ведущих (соведущих) передач выступают персонажи известных сказок.

Возможность управлять желаниями ребенка путем придания его деятельности определенного содержания и тем самым заставлять ребенка желать того, что хотят взрослые, является характерной чертой отношений взрослых и ребенка в дошкольном возрасте [8]. Действия в подобного рода передачах сменяются быстро. Хронометраж не превышает 15-20 минут. Такие передачи развивают воображение дошкольников, дают представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Радиопередача «Уйахпи юмахсссм» (Вечерняя сказка) знакомит детскую аудиторию с лучшими сказками чувашского народа, рассказывает о простых жизненных истинах и ценностях. Инсценированные сказки дополняются музыкой и шумами. Сюжет каждой передачи состоит из поучительной истории, в которой принимают участие сами дети и сказочный персонаж. Программа построена в форме ненавязчивого диалога, где ведущие раскрывают суть того или иного явления, события, интересного ребенку. В передаче много викторин и заданий для детей. Ребята присылают в редакцию свои рисунки и тем самым становятся непосредственными участникам передачи. Подобного рода передачи учат с детства любить своих родных, заботиться о старших и верить в лучшее, быть храбрым, помогать другим в трудную минуту и иметь верных друзей. К сожалению, в детском радиоэфире «НТРК Чувашии» мы не встретили передач с открытым финалом, домыслить который должна юная аудитория. Приемы открытости и недосказанности развивают воображение и фантазию ребенка.

В творческих играх происходити процесс освоения знаний и умений. Игры мобилизуют умственные способности ребенка, развивают воображение, память, внимание, расширяют кругозор дошкольников, дают новые знания.

Младшему школьному возрасту (7-12 лет) характерна учебная деятельность. В этом возрасте у детей развивается произвольная память, они способны запоминать интересный материал. Детям данного возраста свойственна любознательность, непосредственность, подражание взрослым, героям книг. Этим фактом обусловлено присутствие в радиоэфире информационно-аналитических передач. Этим передачам характерна более сложная структура, наличие нескольких рубрик, посвященных разным темам. Это такие передачи, как «Ачалах урхамахс» (Сивка-Бурка), «Псррсмсш утамсем» (Первые шаги), «Бухты-барахты».

«Ачалах урхамахс» звучит в эфире «НТРК Чувашии» с января 2013 года, выполняет просветительскую, познавательную и развлекательную функции. Передача имеет несколько рубрик: «Безопасное детство», «Школьные новости», «Советы психолога», «Звездочка», «Ваши вопросы - наши ответы». Передача сообщает о школьных новостях, рассказывает о спортивных и творческих достижениях детей нашей республики, знакомит с победителями разных олимпиад, конкурсов и фестивалей. В создании передачи участвуют ученики разных школ, юные дарования детских студий, свободно владеющие чувашским языком. В начале каждого выпуска юные ведущие обсуждают актуальную проблему: вопросы образования, воспитания или сохранения родного языка, национальных традиций, бережного отношения к природе. Передачи имеют следующую структуру: постановка вопроса, варианты решения проблемы, выбор правильного ответа среди множества жизненных примеров. К примеру, один из выпусков передачи был посвящен чувашскому традиционному празднику «^аварии» (Масленица). Юные корреспонденты рассказали не только об истории возникновения этого праздника (уяв) и его традициях, а также

в эфире прозвучали чувашские масленичные песни в исполнении школьников и артистов («Ачалах урхамахс» от 28 мая 2019 года). Эта передача привлекательна тем, что дети сами делятся полезной информацией. Она призвана воспитывать в детях чувство любви к родине, родному языку, культуре чувашского народа.

Содержание передачи «Псррсмсш утамсем» (Первые шаги) раскрывается в самом названии. Передача рассказывает обо всем, что человек сделал в жизни впервые: первое слово, первые стихи, первый выход на сцену. Радиопередачу «Псррсмсш утамсем» готовят заслуженные артисты Чувашского государственного театра кукол Филиппов Юрий Михайлович и Кириллов Геннадий Васильевич. В передаче артисты радуют радиослушателей отрывками из премьерных постановок театра, знакомят с молодыми артистами. Во время одной из передач ребята познакомились с творчеством артистки театра кукол Эльвирой Бронниковой («Псррсмсш утамсем» от 13 октября 2018 года).

Радиопередача «Бухты-барахты» - развлекательно-познавательная, адресована детям младшего школьного возраста. Ведущие - юные корреспонденты. Темы увлекательные и разнообразные. Программа рассказывает об окружающем мире, о явлениях природы, знакомит с географией и историческими фактами. Передачи «Лето - детям», «Приключения тети Моти и Софии Прекрасной» тоже адресованы детям младшего школьного возраста. В роли тети Моти - ведущая Галина Никитина, Софии Прекрасной - ее дочь София. София открывает новый мир не только для себя, но и для других маленьких радиослушателей. Одна из передач была посвящена знакомству с профессией пожарного («Приключения тети Моти и Софии Прекрасной» от 15 июня 2019 года). Передача «Радиоазбука» помогает изучать чувашский язык, она посвящена буквам. Дети узнают новые слова, пополняют свой словарный запас. Программа включает в себя обучающие песни.

«Шапарлан» (Непоседы) - познавательная передача для детей младшего школьного возраста. В основу передачи положено нравственное, духовное воспитание и развитие мировоззрения детей младшего школьного возраста. Тематический выбор программы многообразен и направлен на расширение у юных слушателей любознательности и тяги к новым знаниям. Программа включает в себя следующие рубрики: «Пслсс килет» (Хочу знать); «Ихслтск-ахалтак» (Хохотушки); «Халап хапка тарринче» (Скоро сказка сказывается); «Викторина»; «Тавата уралла туссем» (Братья наши меньшие); «Психолог канашс» (Советы психолога); «Ханара - «Тетте» (В гостях - журнал «Игрушка»). Каждая рубрика интересна по-своему. Например, рубрика «Хочу знать» является своеобразной энциклопедией для детей, в которой доступно объяснят самые разнообразные явления, дадут ответы на сложные вопросы. К этой же возрастной категории относится передача «Самрак хунав» (Молодая поросль). Ведущая - Алина Герасимова. Хронометраж - 15 минут. Цель передачи - воспитание любви к поэзии, интереса к чтению, знакомство с чувашскими писателями, формирование интереса к их творчеству. Эта передача знакомит маленьких радиослушателей с юными талантами, рассказывает о работе школьных литературных кружков. Дети увлеченно читают свои стихи и рассказы. Частые гости передачи - детские писатели. Они оценивают творчество юных литераторов, дают советы. Радиопрограмма тесно сотрудничает с библиотеками и Чувашским книжным издательством. Основные жанры - рецензия, комментарий, радиобеседа.

Со взрослением потребность в общении углубляется. Радиоэфир становится более разнообразным: увеличивается оригинальность подачи материала, усиливается эмоциональность и диалоговый характер общения. Анализ радиоэфира доказывает, что современное радио отличается малым количеством, а иногда и полным отсутствием передач для подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет).

В подростковом возрасте желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается. Отстаивая свои права, подросток старается оградить свою жизнь от контроля родителей.

В этом возрасте он нуждается в общении со сверстниками, критически относится к окружающему миру и старшему поколению. Главная задача радиопередачи - убедить подростка прислушаться к старшим. Данную цель выполняет передача «Ыралах сал кусс» (Родник добра) и «Шурампу9» (Заря).

Доброта - это умение человека делиться своей душевной теплотой с другими, проявлять заботу и внимание к окружающим и близким людям, совершать добрые поступки. В радиоэфире звучат правдивые рассказы о добрых поступках и делах. Радиослушатели узнают о благотворительных организациях Чувашской Республики, о новых волонтерских проектах.

В дальнейшем от подростка общество требует профессионального самоопределения. И очень важно, чтобы он сделал правильный выбор. В этом возрасте очень важно знакомить их с людьми, достигшими больших высот благодаря стараниям и упорству. Передача Марины Толстовой «Мальчик из Шоршел» посвящена первому чувашскому космонавту, генерал-майору авиации Андрияну Григорьевичу Николаеву. Вместе с корреспондентами Марина Толстова выступает и в качестве рассказчика истории героя. С первых секунд радиослушатель ощущаета тмосферу космоса: «Пять, четыре, три, две, одна, пуск!». Ведущие приводят отрывки из дневника космонавта, чтобы передать эмоции и переживания героя: «у него было такое чувство, будто он вернулся на землю после долгой-долгой разлуки. Андриян подумал, что в чувашском языке есть слова, по-разному называющие ветер: ветер-отец, ветер-мать, ветер-дитя. Ветер-мать - это теплый ласковый ветер, нежный, как руки матери. И еще он пахнет хлебом, самым родным запахом на земле. Кто же встречает его сегодня? Андриян улыбнулся. Конечно же, ветер-мать. Как иначе, кто же еще, если не ветер-мать обласкает своего сына, возвратившегося на землю, и Андриян крикнул: Здравствуй, ветер-мать!» («Мальчик из Шоршел» от 12 апреля 2019 года).

Радиоэфир «НТРК Чувашии» для подростков и старшеклассников становится более разнообразным и с точки зрения тематики, оригинальности подачи материала, жанрового разнообразия, эмоциональности и экспрессивности.

Выводы. Несмотря на то что технические возможности современного радиовещания расширяются, количество детских радиопередач уменьшается. Между тем радио занимает существенное место в деле воспитания подрастающего поколения.

Реализация воспитательной функции на «НТРК Чувашии» ведется с помощью образовательных и познавательных программ. При этом радиопередач для дошкольного и младшего школьного возраста намного больше, чем программ для подростков и старшеклассников. Из всех форм подачи материала чаще всего встречаются игры, сказки, беседы, инсценировки и викторины, отсутствуют радиопередачи с открытым финалом. В настоящее время, по сравнению с советским периодом, количество и хронометраж существенно уменьшились. Авторы рекомендуют руководству «НТРК Чувашии» обратить пристальное внимание на создавшееся неблагополучное положение в производстве радиопередач для слушателей до 18 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Барбейто В., Ма Л., Перона П., Хуан Ж. Радиостанции для детей в Интернете. Анализ альтернативного предложения для ребенка-слушателя // Журнал коммуникаций и технологий. - Июль-декабрь, 2018. -Вып. 16.-С, 100-120.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный институт. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.

3. Васильева Л. А,, Хорасыата Г. В., Студеяцов О. Р., СавироваЫ. П. Детские радиопередачи «Радио Чувашии» советского и современного периодов в сравнительном аспекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2020. - № 1(106). - С. 17-26.

4. Гаврилов А. Д., Эшкерат А. М. Региональное радиовещание для молодежи: современное состояние и перспективы развития (на примере Чувашской Республики) // Вестник Чувашского университета. - 2016. -№ 4. - С. 37^4.

5. Говорят и показывают Чебоксары : очерки / авт.-сост. В. П. Болынова. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2006. - 236 с.

6. Пинчук О. В. Специфика детского интернет-радио как СМИ с точки зрения его аудитории, структурно-содержательных компонентов, типологических характеристик : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. -Воронеж, 2015. - 221 с.

7. Руденко И. А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. -М., 1986. -210 с.

8. Руденко И. А. Игровые формы в радиовещании для детей // В диапазоне современности: тенденции развития радио в современном мире : сб. ст. / сост. В. П. Зверев, В. Н. Ружников. - М. : Искусство, 1984. -С. 75-92.

9. Студещов О. Р., Хораськина Г. В., Васильева Л. А. Контент-анализ онлайн-версий информационных программ на чувашском языке государственной телерадиокомпании «Чувашия» // Медиасреда. - 2018. -№1.-С. 212-217.

10. Элъкошн Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

REFERENCES

1. Barbejto V., Ma L., Perona P., Huan H. Radiostancii dlya detej v Internete. Analiz al'ternativnogo predlozheniya dlya rebenka-slushatelya// Zhurnal kommunikacij itekhnologij. -Iyul' -dekabr', 2018. - Vyp. 16. - S. 100-120.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti : izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. D. I. Fel'd-shtejna ; Ros. akad. obrazovaniya, Moskovskij psihologo-social'nyj institut. - 3-е izd. - M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2001.-349 s.

3. Vasil'eva L. A., Horas'kina G. V., Studencov O. R., Savirova M. P. Detskie radioperedachi «Radio Chu-vashii» sovetskogo i sovremennogo periodov v sravnitel'nom aspekte // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 1(106). - S. 17-26.

4. Gavrilov A. D., Eshkerat A. M. Regional'noe radioveshchanie dlya molodezhi: sovremennoe sostoyanie i per-spektivy razvitiya (na primere Chuvashskoj Respubliki) // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2016. - № 4. - S. 37-44.

5. Govoryat i pokazyvayut Cheboksary : ocherki / avt.-sost. V. P. Bol'shova. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2006. -236 s.

6. Pinchuk О. V. Specifika detskogo internet-radio kak SMI s tochki zreniya ego auditorii, strukturno-soderzha-tel'nyhkomponentov, tipologicheskih harakteristik : dis. ... kand. filol. nauk : 10.01.10. - Voronezh, 2015. -221 s.

7. Rudenko I. A. Radioveshchanie dlya detej i yunoshestva (stanovlenie, razvitie, problemy sovremennogo funkcionirovaniya) : dis. ... kand. filol. nauk : 10.01.10. -M., 1986. -210 s.

8. Rudenko I. A. Igrovye formy v radioveshchanii dlya detej // V diapazone sovremennosti: tendencii razvitiya radio v sovremennom mire : sb. st. / sost. V. P. Zverev, V. N. Ruzhnikov. - M. : Iskusstvo, 1984. - S. 75-92.

9. Studencov O. R., Horas'kina G. V., Vasil'eva L. A. Kontent-analiz onlajn-versij informacionnyh programm na chuvashskom yazyke gosudarstvennoj teleradiokompanii «Chuvashiya» //Mediasreda. -2018. -№ 1. - S. 212-217.

10. El'konin D. B. Detskaya psihologiya : ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ucheb. zavedenij. - 4-e izd., ster. -M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. - 384 s.

The article was contributed on February 10, 2021

Сведения об авторах

Хораськина Галина Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ahmer_hor@mail.ru

Васильева Людмила Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: milavas71@mail.ru

Студенцов Олег Ростиславович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: studor2@yandex.ru

Author information

Khoraskina, Galina Vitalyevna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash University, Cheboksary, Russia; e-mail: ahmer_hor@mail.ru

Vasilyeva, Lyudmila Aleksandrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: milavas71@mail.ru

Studentsov, Oleg Rostislavovich - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash University, Cheboksary, Russia; e-mail: studor2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.