Научная статья на тему 'Детские радиопередачи «Радио Чувашии» советского и современного периодов в сравнительном аспекте'

Детские радиопередачи «Радио Чувашии» советского и современного периодов в сравнительном аспекте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ / ГТРК «ЧУВАШИЯ» / «РАДИО ЧУВАШИИ» / ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ / CHILDREN’S RADIO PROGRAMMES / «STRBC «CHUVASHIA»» / «RADIO OF CHUVASHIA» / GENRES OF RADIO JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Людмила Александровна, Хораськина Галина Витальевна, Студенцов Олег Ростиславович, Савирова Марина Петровна

Статья посвящена развитию детских радиопередач «Радио Чувашии» (ГТРК «Чувашия»), их современному состоянию, жанровой и тематической специфике. Внимание акцентируется на роли детских радиопередач в обучении и воспитании подрастающего поколения. В основу работы легли методы эмпирического исследования, а также метод литературного анализа (содержательного, структурного) произведений с учетом специфики звучащего материала. Проанализированы архивные записи детских радиопередач разных лет, изучены личные воспоминания радиожурналистов В. Эльби, В. Минеевой, Г. Вастрюковой. Объем детского вещания сократился с 70 мин. в неделю в советский период до 20-25 мин. в настоящее время. Из эфира исчезли такие формы, как детские радиожурналы и радиогазеты. Указывается на необходимость поиска новых тем и форм подачи материала. Данное исследование должно восполнить пробел в изучении детской радиожурналистики Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васильева Людмила Александровна, Хораськина Галина Витальевна, Студенцов Олег Ростиславович, Савирова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE APPROACH TO CHILDREN’S PROGRAMMES ON «RADIO CHUVASHIA» IN THE SOVIET AND MODERN PERIODS

The article is devoted to the history of children’s radio programmes on «Radio Chuvashia» (STRBC «Chuvashia»), their current state, analysis of their genre and thematic specifics. The paper focuses on the role of children’s radio programmes in education and upbringing of the rising generation. The analysis is based on the methods of empirical research. The paper also employs the method of literary analysis (the analysis of content and structure) of works regarding the specifics of the sound material. The authors analyzed the archival records of children’s radio programmess, studied the personal archives of radio journalists V. Elbie, V. Mineeva, G. Vastryukova. The authors conclude that children’s broadcasting time has reduced from 70 minutes (the Soviet period) to 20-25 minutes a week (the present time); stress that radio magazines and radio newspapers for children have disappeared at all; point out the necessity to look for the new topics and forms of presentation of material; intend that the current research paper is to fill the gap in the study of children’s radio journalism in Chuvashia.

Текст научной работы на тему «Детские радиопередачи «Радио Чувашии» советского и современного периодов в сравнительном аспекте»

УДК 7.096:654.191-053.2 (470.344) DOI 10.37972/chgpu.2020.32.99.003

Л. А. Васильева, Г. В. Хорасъкина, О. Р. Студенцое, М. П. Саеироеа

ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ «РАДИО ЧУВАШИИ» СОВЕТСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена развитию детских радиопередач «Радио Чувашии» (ГТРК «Чувашия»), их современному состоянию, жанровой и тематической специфике. Внимание акцентируется на роли детских радиопередач в обучении и воспитании подрастающего поколения. В основу работы легли методы эмпирического исследования, а также метод литературного анализа (содержательного, структурного) произведений с учетом специфики звучащего материала. Проанализированы архивные записи детских радиопередач разных лет, изучены личные воспоминания радиожурналистов В. Эльби, В. Минеевой, Г. Вастрюковой. Объем детского вещания сократился с 70 мин. в неделю в советский период до 20-25 мин. в настоящее время. Из эфира исчезли такие формы, как детские радиожурналы и радиогазеты. Указывается на необходимость поиска новых тем и форм подачи материала. Данное исследование должно восполнить пробел в изучении детской радиожурналистики Чувашии.

Ключевые слова: детские радиопередачи, ГТРК «Чувашия», «Радио Чувашии», жанры радиожурналистики.

L. A. Vasilyeva, G. V. Khoraskina, О. R. Studentsov, М. P. Savirova

COMPARATIVE APPROACH ТО CHILDREN'S PROGRAMMES ON «RADIO CHUVASHIA» IN THE SOVIET AND MODERN PERIODS

I. Uiyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the history of children's radio programmes on «Radio Chuvashia» (STRBC «Chuvashia»), their current state, analysis of their genre and thematic specifics. The paper focuses on the role of children's radio programmes in education and upbringing of the rising generation. The analysis is based on the methods of empirical research. The paper also employs the method of literary analysis (the analysis of content and structure) of works regarding the specifics of the sound material. The authors analyzed the archival records of children's radio programmess, studied the personal archives of radio journalists V. Elbie, V. Mineeva, G. Vastryukova. The authors conclude that children's broadcasting time has reduced from 70 minutes (the Soviet period) to 20-25 minutes a week (the present time); stress that radio magazines and radio newspapers for children have disappeared at all; point out the necessity to look for the new topics and forms of presentation of material; intend that the current research paper is to fill the gap in the study of children's radio journalism in Chuvashia.

Keywords: children's radio programmes, «STRBC «Chuvashia»», «Radio of Chuvashia», genres of radio journalism.

Актуальность исследуемой проблемы. Радио занимает существенное место в формировании важнейших качеств личности подрастающего поколения. Детские СМИ являются самостоятельным звеном в общей системе средств массовой информации. Они приобщают молодежь к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, поддерживают культурные приоритеты, формируют нравственные ценности. За последние два

десятилетия региональная детская радиожурналистика практически не изучалась. В основном исследования в этой области относятся к советскому периоду. Лишь попутно данная тема затрагивалась при освещении вопросов становления и развития чувашского радиовещания Г. В. Вакку [1], В. П. Болыповой [4]. В исследованиях Л. А. Васильевой и А. Д. Гаврилова [2], А. Д. Гаврилова и А. М. Эшкерата [3] акцентировано внимание на развитии регионального радиовещания в аспекте молодежной проблематики; серия статей преподавателей Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова посвящена такой важной теме, как контент-анализ вещания ГТРК «Чувашия» [10]. Думается, что наше исследование в какой-то степени должно восполнить пробел по изучению детской радиожурналистики Чувашии. Целью статьи является изучение контента и жанрового своеобразия детских радиопередач «Радио Чувашии», одной из старейших радиостанций Чувашской Республики, советского и современного периодов в сравнительном аспекте.

Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили тексты микрофонных материалов, прозвучавших в эфире «Радио Чувашии» с момента выхода первых детских радиопередач. В основу анализа легли методы эмпирического исследования. Использован также метод литературного анализа (содержательного, структурного) произведений с учетом специфики звучащего материала. Проанализированы архивные записи детских радиопередач разных лет; изучены воспоминания радиожурналистов В. Эльби, В. Минеевой, Г. Вастрюковой, работы преподавателей [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18] Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова

Результаты исследований и их обсуждение. Из двух десятков радиопередач в эфире «Радио Чувашии» в настоящее время три-четыре предназначены детской аудитории. Было время, когда в течение недели в эфир выходили семь-восемь детских радиопередач общим хронометражом более 70 мин. На уменьшение хронометража повлияли такие причины, как лимит времени (на детские передачи тратится не более 20-25 мин.), усиление конкуренции: появление на радиорынке детских радиостанций и Интернет-радио. В Интернете дети находят программы нового образца, не требующие больших затрат, но не предоставляющие им разноформатный качественный контент.

Особенностям отечественного детского радиовещания советского периода посвящены работы А. А. Меньшиковой [6], Т. В. Лебедевой [5], И. А. Руденко [8]. В своих исследованиях они на первое место ставят воспитательную функцию радио: «легче воспитывать, чем перевоспитывать - это всем давно известно. И поэтому только постоянно развивая и улучшая радиовещание для малышей, мы сможем внести большой вклад в сложный процесс воспитания маленького советского гражданина», - пишет А. А. Меньшикова [6, с. 25].

Труды по истории радиожурналистики А. А. Шереля [7], В. В. Смирнова [9] и других исследователей имеют огромное прикладное значение.

Детские радиопередачи органично вплетены в жанровую структуру радио. В отечественной журналистике традиционно выделяют следующие группы жанров радио: 1) информационные; 2) аналитические; 3) художественно-публицистические. Имеются различные их классификации. По А. А. Шерелю, к примеру, к информационным жанрам относятся радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати; к аналитическим - корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение; к документально-художественным (художественно-публицистическим) - радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма и радиокомпозиция [7, с. 186]. В. В. Смирнов к информационным жанрам причисляет новости на радио, информационное радиосообщение, радиообзор печати, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж, радиоотчет, информационную радиокорреспонденцию. Аналитические жанры

радиожурналистики представлены аналитическим радиоинтервью, аналитической радиокорреспонденцией, аналитическим радиорепортажем, радиорецензией, письмом, обзором писем, радиобеседой, радиокомментарием, радиообозрением, дискуссией на радио, радиоречью, журналистским расследованием. Документально-художественные жанры радиожурналистики - радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция [9, с. 23]. Из наиболее важных функций радиожурналистики, которые распространяются прежде всего на детей и имеют достаточно сильное влияние, отметим функции общения и просвещения, воспитательную и эстетическую.

Основными целями детских радиопередач являются всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Они должны способствовать развитию интереса у детской аудитории к научно-популярной информации, историческим фактам, культурным событиям, новостям из мира спорта, помочь юным слушателям освоить школьную программу и развить творческие способности, навыки общения. Эти передачи призваны формировать и развивать в детях такие чувства, как патриотизм, любовь к родным, уважение к родному языку.

Целевую аудиторию детских радиопрограмм условно можно разделить на три основные подгруппы: 1) дети от трех до семи лет - дошкольники; 2) дети от семи до двенадцати лет - школьники; 3) родители.

Радиостанция «Радио Чувашии» - подразделение ГТРК «Чувашия». С марта 1932 г. она осуществляет регулярное вещание на чувашском и русском языках по всей территории Чувашской Республики. «Радио Чувашии» транслируется на волнах радиостанций «Радио России» и «Маяк». В 2006 г. радиостанция запустила вещание в сети Интернет.

Появление первых детских передач на чувашском радио связано с именем писательницы В. Эльби, проработавшей с 1938 по 1968 г. редактором детских передач в Комитете радиовещания и телевидения при Совете министров Чувашской АССР. Она создала самый удачный детский проект на чувашском радио - радиожурнал «Хатёр пул!» («Будь готов!»).

Когда зародилась идея создания детской передачи, В. Эльби задалась вопросом: «Что может побудить детей слушать радиопередачу?», и решила: «Сигнал!» [4, с. 98]. Она пригласила музыканта сыграть на трубе сигнал, и его игру с первого раза записали на пленку. С тех пор передача «Хатёр пул!» всегда начиналась с этого сигнала. «Ребята в эфире рассказывали о сборе металлолома, макулатуры. Помню, в Чебоксары привозили машину, собранную из металлолома чувашских школьников», - вспоминала В. Эльби [4, с. 98]. Следует отметить, что эта программа и в настоящее время занимает достойное место в сетке вещания ГТРК «Чувашия»: под названием «Шанкарав» («Звонок»), В радиожурнале «Хатёр пул!» использовались такие жанры, как радиосообщения, интервью, репортажи, беседы. На беседы и интервью приглашались специалисты - педагоги, писатели, космонавты, инженеры. Радиожурнал много лет вели артисты Р. Хорькова, Н. Степанов, А. Маштанова.

По тематике и жанровому наполнению радиожурнал «Хатёр пул!» был близок радиогазете «Пионерская зорька», одной из старейших передач Всесоюзного радио. В своих выпусках «Хатёр пул!» рассказывал школьникам о жизни пионерской организации, главных стройках страны, достижениях советской науки и техники, делах сверстников в республике, положении детей в капиталистических странах. Активное участие в подготовке передачи принимали сами пионеры: юные корреспонденты, дикторы. В радиожурнал периодически включались очерки о космонавтах, героях труда, ветеранах Великой Отечественной войны, строителях, инженерах, спортсменах, писателях. Неотъемлемой частью передачи была литературная рубрика. Детские рассказы в радиоэфире читала на-

родная артистка СССР В. Кузьмина. Долгое время «Хатёр пул!» оставался главной детской передачей на чувашском радио.

Следующей детской передачей на радио стала «Пёчёк ссс салтар» («Маленькая звездочка»). Она была рассчитана на детей младшего школьного возраста. Эту радиопередачу вели ученицы второго класса Инна и Таня - дочери чувашского писателя В. Алендея. В ней постоянно звучали детские голоса. Передача была наполнена рассказами и сказками. Сказки читали артисты чувашских театров Е. Никитин и П. Иванов. Детская редакция радио поддерживала тесную связь с чувашскими писателями, которые были частыми ее гостями. Одна из них - детская писательница М. Трубина. В радиоэфире звучали рассказы М. Ухсая, Л. Агакова, Г. Ефимова, Ф. Уяра, В. Ухли, А. Лазарева, В. Алендея, А. Артемьева, П. Львова, М. Юхмы, Е. Лисиной и др.

Жанр радиоспектакля стал одной из самых излюбленных форм подачи сказок и литературных произведений на чувашском радио. Эта славная традиция сохраняется до сих пор. Радиоспектакли развивают у детей мышление, воображение и фантазию. За невозможностью увидеть то, о чем рассказывает ведущий, ребенок строит в уме цветную картину происходящего.

Старший редактор детских передач В. Минеева с 1968 по 1973 г. готовила передачу «Асанне юмахёсем» («Бабушкины сказки»). По воспоминаниям автора, «изначально собирались выпустить лишь одну передачу. Однако она так понравилась радиослушателям, что затянулась на долгие двадцать лет» [4, с. 97]. В редакцию приходило большое количество писем со сказками от детей, и в эфире зазвучали авторские произведения. Долгие годы сказки озвучивала заслуженная артистка РСФСР В. Голубева. В 1990 г. фирмой «Мелодия» выпущена грампластинка «Асанне юмахёсем: Вера Голубева каласа парать» («Бабушкины сказки: рассказывает Вера Голубева»). Именно на этих сказках выросло несколько поколений чувашской детворы. В радиоэфире звучали не только чувашские сказки, но и сказки народов мира. Обращение к жанру сказки на радио не случайно. Они помогают сформировать положительные черты характера у ребенка, развивают силу воли, учат дружить, сострадать, быть преданным, не отступать в сложных ситуациях. Сказки выполняют не только воспитательную, но и развивающую и эстетическую функции. Хронометраж детских радиопередач в этот период длился 70 мин. в неделю.

Детские передачи на чувашском радио более трех десятков лет ведет журналист Г. Вастрюкова. В разные годы она готовила такие передачи, как «Сармантей», «Касхи юмах» («Вечерняя сказка»), «Бабушка Валя и кот вездеход», «Шанкарав» («Звонок»), «Варман сасси» («Голос леса»), «Сапайлах шкулё» («Школа вежливости»), «Асамат кёперё» («Радуга»), «Асанне юмахёсем» («Бабушкины сказки»), «Сунарса халапёсем» («Легенды охотника»), «Пирён пултарулах» («Наше творчество»), «Паллашар: вёрентекен» («Знакомьтесь: учитель»), «Ашшё-амашё, ачисем» («Родители и дети»),

«Пирён пултарулах» («Наше творчество») - радиожурнал, в котором рассказывается о талантливых ребятах. Чтобы не нарушать мироощущение ребенка, письма в радиоэфире зачитывают дети. К примеру, передача от 20 мая 2002 г. была посвящена детскому оркестру духовых инструментов. Руководитель оркестра, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Г. Анисимов, рассказывал о своем коллективе, а ребята делились своими впечатлениями от концертов. В студии они играли на музыкальных инструментах, исполняли песни. В передаче умело сочетаются жанровые особенности радиоочерка, беседы и радиокомпозиции.

Радиопередача «Шанкарав» («Звонок») имеет большой успех среди школьников Чувашской Республики. В ней удачно совмещены несколько жанров: репортаж, фельетон, интервью, беседа. В роли ведущих выступают учащиеся чебоксарских школ. Каждая программа имеет четкую структуру: завязку, развитие действий, кульминацию и развяз-

ку. В разрешении вопроса участвуют сами дети. Передача в основном носит познавательный характер, развивает логику и сообразительность. Ребята также изучают иностранные языки. Для этого в радиостудию приглашают учителей иностранных языков. Все это происходит в форме игры, которая является одним из основных инструментов в детском радиовещании. Игровые элементы в передачах для младших школьников используются и в целях организации учебного труда. В эфире звучат песни, ребята отгадывают загадки, участвуют в викторинах.

Журналист Г. Вастрюкова в неделю выпускала восемь детских радиопередач. Частой гостьей многих ее передач была чакак (сорока). «Чак-чак! Чакак! Друзья, к нам прилетела сорока! Должно быть, принесла новости! Чак-чак! Чакак!» - так начинались передачи «Шанкарав» («Звонок»), Неизменно, в течение 18 лет, персонаж Пёлейкин (Знай-кин) просвещал детскую аудиторию. Этот радиоперсонаж хорошо разбирался в различных областях знаний: в истории, географии, литературе; он рассказывал интересные истории, давал ответы на интересующие детей вопросы. К примеру, в выпуске от 2 июня 2002 г. Пёлейкин знакомит детей со словом, состоящим из 42 букв, - названием небольшого озера в штате Массачусетс США. Долгие годы персонажа озвучивала педагог и артистка Чувашского государственного театра кукол 3. Никонорова.

Со временем на «Радио Чувашии» появилась детская студия, которая собрала самых талантливых школьников. Особенно отличились ученики чебоксарской СОШ № 37 Павел Федоров и Женя У санов, а также СОШ № 6 Олег Максимов. Позже Олег думал поступить на технический факультет, но все же желание стать журналистом пересилило, во многом благодаря радио: он закончил факультет журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.

«Каждый ребенок, который участвовал в передаче, для меня, как родной. Каждого люблю. К слову, моя дочь, Инга, в свои два года вышла в радиоэфир», - вспоминает Г. Вастрюкова [4, с. 99].

В настоящее время передача «Шанкарав» («Звонок») выходит еженедельно по четвергам хронометражем 15 мин.; она посвящена школьникам, их учебе, дополнительному образованию, участию в конкурсах и олимпиадах, подготовке к экзаменам и профессиональной ориентации. Редакторы программы - журналисты О. Верликова и В. Енейкина, их помощники - учащиеся чебоксарских школ. Передача знакомит со школьными новостями, талантливыми сверстниками и опытными педагогами, школами республики. В эфире звучат песни, стихи и радиоспектакли. В передаче от 5 декабря 2019 г. корреспонденты ведут репортаж из Чувашского государственного театра кукол, где проходит фестиваль «Хрустальная веточка» среди детей с ограниченными возможностями. Ее основные жанры - репортаж, интервью, беседа.

Передача «Паллашар: вёрентекен» («Знакомьтесь: учитель») знакомит радиослушателей с педагогами разных школ, она адресована не только детям, но и их родителям. Учащиеся сами присылают письма с рассказами о своих классных руководителях, любимых учителях. В начале передачи ведущая знакомит радиослушателей с новой школой, а затем переходит к знакомству с педагогом. Передача от 18 февраля 2006 г. была посвящена учителю географии чебоксарской СОШ № 38 Н. Дмитриеву. Ее основные жанры -беседа, очерк. Радиопередача выходит и на русском языке. Она помогает найти ответ на самые главные вопросы: Каким образом помочь ребенку в учебе? Как привить интерес к чтению? Как научить внимательности? Передачи выходят в форме диалога. Многие выпуски были адресованы родителям. В основном они состояли из аналитических жанров, таких как комментарий, беседа, обозрение.

Радиопередача для самых маленьких «Касхи юмах» («Вечерняя сказка») в эфире уже 60 лет, ныне выходит четыре раза в неделю хронометражем 15 мин. Ее цель - позна-

комить детей с культурными традициями разных народов, привить им такие качества, как доброта, справедливость, трудолюбие, уважение. Сказки, звучащие в эфире «Радио Чувашии», несут ценную информацию, которая наработана веками. Они в красочном, интересном виде преподносят юным слушателям жизненный урок. В передаче от 12 марта 2006 г. артистка В. Иванова знакомит детскую аудиторию со сказкой Р. Сарпи «Сара че-чек» («Красивый цветок»). Главному герою, Цветку, приходится терпеть от Жабы и ее сына разные пакости: они катаются и прыгают на его лепестках. Однажды появилась Лиса и съела Маму-Жабу. Такая же участь постигла бы и сына, но Цветок пожалел и спас его от смерти. Доброта всегда вознаграждается - Цветок находит себе верного друга и надежного защитника. Все сказки заканчивались чувашскими народными пословицами: «Халап хапха тйрринче: хам хапха умёнче» («Сказка на заборе, я саму ворот»), «Юмах юман тйрринче: хамурхамах дийёнче» («Сказка на дубе, а я на коне»).

Детская программа на русском языке «От двух до пяти» просуществовала до 2019 г., выходила в радиоэфир один раз в неделю хронометражем 5 мин. В передаче, которую вела корреспондент Е. Степанова, малыши рассуждали на разные темы: что такое дружба, как поступить в том или ином случае, кем стать. Ответы воспитанников чебоксарских детских садов подкупают своей искренностью и непосредственностью.

В 2013 г. появилась другая детская программа - «У Лукоморья», рассчитанная на дошкольный и младший школьный возраст. Ее ведущие - М. Львова и ее пятилетняя дочь А. Петрова - переносят радиослушателей в волшебную страну Лукоморье. Там ребята встречаются с разными талантливыми людьми (танцорами, музыкантами и т. д.), учат азбуку и счет, знакомятся с правилами дорожного движения, готовят вкусные блюда, шьют из лоскутков кукол. В конце передачи они «возвращаются» обратно и получают домашнее задание, которое, как элемент передачи в радиовещании, используется часто, независимо от возрастной группы целевой аудитории. Беседа, интервью, корреспонденция, комментарий - основные жанры данной передачи.

Для детей предназначена и программа Е. Степановой «Точка роста», которая выходит в эфир «Радио Чувашии» с 2015 г. еженедельно по субботам хронометражем 20 мин. Ее автор знакомит слушателей с одаренными детьми и талантливыми педагогами, рассказывает о разных видах дополнительного образования: спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств; о том, как ребята развивают свои творческие способности, откуда берут свою «точку роста». Воспитанники детской театральной студии «ВанГоги» делятся новостями из жизни призеров школьной лиги КВН Чувашии, обучающимися Чебоксарского детского технопарка «Кванториум». Ребята ведут себя у микрофона достаточно непосредственно, рассказывают занимательные истории, смеются над неожиданной шуткой. Это делает передачу более привлекательной для целевой аудитории: позволяет почувствовать себя в кругу друзей, воспринять информацию в наиболее комфортной форме и, возможно, задуматься о том, как развить свои таланты, ведь гости в студии ничем не отличаются от радиослушателей.

Во время летних школьных каникул выходит радиопередача «Ырй-скс су кунёсем!» («Летние деньки»), В эфире присутствуют комментарии детских психологов, педагогов; звучат произведения чувашских детских писателей. Ребята исполняют песни, читают стихотворения, рассказывают о том, как проводят каникулы. Передача интересна не только школьникам, так их родителям. В ней присутствуют следующие информационные жанры: радиосообщение, интервью, репортаж, радиоотчет.

Резюме. Радиопередачи для детей играют большую роль в их развитии и имеют большое влияние на подрастающее поколение. Проанализировав детские радиопередачи советского периода, мы выявили преобладание в них диалогических жанров, прежде всего радиобеседы. Из информационных самыми востребованными стали радиосообщение,

интервью и репортаж. Имелось большое количество радиоочерков об ученых, строителях, инженерах, в целом о хороших людях. Часто эти очерки готовились юнкорами, которые писали о своих товарищах, людях с интересной судьбой, живущих рядом с ними. Советское радиовещание выполняло и информационную, и образовательную, и воспитательную функции.

Журналисты детской редакции «Радио Чувашии» сохраняют лучшие традиции своих коллег, стараются делать передачи не только интересными, но и познавательными. Но в то же время объем детского вещания сокращается, и на сегодняшний день он составляет всего 20-25 мин. в неделю. Из современного детского эфира исчезли такие формы, как радиожурналы и радиогазеты. Уменьшается количество аналитических и художественно-публицистических передач, нет радиопередач, имеющих музыкальное направление, куда родители и сами дети могли бы позвонить и заказать любую мелодию для своих родных и друзей.

Все это свидетельствует о том, что необходимо искать новые темы и формы подачи материала. Изучением регионального медиа в настоящее время активно занимаются сотрудники кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. Среди такого рода работ можно отметить исследования прессы Чувашии: об арт-публикациях на страницах газеты «Хыпар» [11], о жанровых и тематических особенностях этой газеты [12], о роли периодической печати Чувашской Республики в экологическом воспитании студенческой молодежи [14], о литературно-художественных жанрах республиканских газет (к подведению итогов Года литературы в Чувашской Республике) [15], [18], о литературно-художественной критике на страницах газеты «Советская Чувашия» [16], о жанровом своеобразии аналитических публикаций в «Алатырских вестях» [17] и др. Разнообразны исследования о теле- и радиовещании Чувашии. За последнее время объектом внимания стала и деятельность по радио- и телевещанию: изучен контент-анализ онлайн-версий информационных программ на чувашском языке ГТРК «Чувашия» [13] и т. д.

Научное исследование особенностей деятельности средств массовой информации Чувашской Республики, проводимое сотрудниками кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, становится подспорьем в учебной и исследовательской деятельности студентов-журналистов, а также в работе представителей республиканских СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вакку Г. В. История чувашского радиовещания. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 96 с.

2. Васильева JIi А., Гавршов А. Д. Особенности интеграции теле- и радиоканалов Чувашской Республики с социальными сетями // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. -2016. - Т. 16, № 4. - С. 464^168.

3. Гавршов А. Д., Эшкерат А. М. Региональное радиовещание для молодежи: современное состояние и перспективы развития (на примере Чувашской Республики) // Вестник Чувашского университета. - 2016. -№ 4. - С. 37^14.

4. Говорят и показывают Чебоксары : очерки / авт.-сост. В. П. Болынова. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 2006. -236 с.

5. Лебедева Т. В. Формы детских радиопередач и методы работы над ними // Вопросы теории и практики : материалы. - Свердловск, 1981. - С. 94.

6. Меньшикова А. А. Радио - детям. - M. : НМО ГКРТ, 1966. - 99 с.

7. Радиожурналистика : учебное пособие / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во МГУ ; Высшая школа, 2002. - 304 с.

8. Руденко И. А. Игровые формы в радиовещании для детей // В диапазоне современности: тенденции развития радио в современном мире : сборник статей. - М., 1984. - С. 75-92.

9. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2002. -

288 с.

10. Студенцов О. Р., Васильева Л. А., Кириллова О. В., Хорасъкина Г. В. Контент-анализ вещания ГТРК «Чувашия» // Ашмаринские чтения : сборник трудов XI Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 147-150.

11. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В. Арт-публикации на страницах газеты «Хыпар» // Ашмаринские чтения : сборник трудов X Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2016. - С. 181-184.

12. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В. Жанровое своеобразие аналитических публикаций на страницах газеты «Алатырские вести» // Ашмаринские чтения : сборник трудов X Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2016. - С. 244-246.

13. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В., Васильева Л. А. Жанровые и тематические особенности газеты «Хыпар» // Национальные языки и литературы в поликультурных условиях : сборник научных трудов. - Чебоксары, 2018. - С. 108-114.

14. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В., Васильева Л. А. Контент-анализ онлайн-версий информационных программ на чувашском языке государственной телерадиокомпании «Чувашия» // Медиасреда. - 2018. -№1.-С. 212-217.

15. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В., Васильева Л. А. Роль периодической печати Чувашии в экологическом воспитании студенческой молодежи // Экология и здоровье человека. Гармония с окружающим миром : материалы научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 149-156.

16. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В., Васильева Л. А., Гаврилов А. Д., Силъева О. И. Литературно-художественные жанры на страницах республиканских газет (подведение итогов Года литературы в Чувашской Республике) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2016.-№3(91).-С. 54-64.

17. Студенцов О. Р., Хорасъкина Г. В., Васильева Л. А., Эшкерат А. М. Литературно-художественная критика на страницах газеты «Советская Чувашия» // Вузовская библиотека XXI века: перспективы развития : материалы научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 79-85.

18. Хорасъкина Г. В., Гаврилов А. Д. Литературно-художественные жанры на страницах республиканских газет // Чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры : сборник статей Всероссийской научной конференции. - Чебоксары, 2016. - С. 126-134.

Статья поступила в редакцию 10.01.2020

REFERENCES

1. Vakku G. V. Istoriya chuvashskogo radioveshhaniya. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, un-ta, 2002. - 96 s.

2. Vasil'eva L. A., Gavrilov A. D. Osobennosti integracii tele- i radiokanalov Chuvashskoy Respubliki s social'nymi setyami // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. - 2016. - T. 16, № 4. -S. 464^68.

3. Gavrilov A. D., Eshkerat A. M. Regional'noe radioveshhanie dlya molodezhi: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya (na primere Chuvashskoy Respubliki) // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2016. - № 4. -S. 37^4.

4. Govoryat i pokazyvayut Cheboksary : ocherki / avt.-sost. V. P. Bol'shova. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 2006. -236 s.

5. Lebedeva T. V. Formy detskikh radioperedach i metody raboty nad nimi // Voprosy teorii i praktiki : materialy. - Sverdlovsk, 1981. - S. 94.

6. Men'shikova A. A. Radio - detyam. - M. : NMO GKRT, 1966. - 99 s.

7. Radiozhurnalistika : uchebnoe posobie / pod red. A. A. Sherelya. - M. : Izd-vo MGU ; Vysshaya shkola, 2002. - 304 s.

8. Rudenko I. A. Igrovye formy v radioveshhanii dlya detey // V diapazone sovremennosti: tendencii razvitiya radio v sovremennom mire : sbornik statey. - M., 1984. - S. 75-92.

9. Smirnov V. V. Zhanry radiozhurnalistiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M. : Aspekt Press, 2002. - 288 s.

10. Studencov O. R, Vasil'eva L. A., Kirillova O. V., Khoras'kina G. V. Kontent-analiz veshhaniya GTRK «Chuvashiya» // Ashmarinskie chteniya : sbornik trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. -Cheboksary, 2019. - S. 147-150.

11. Studencov O. R, Khoras'kina G. V. Art-publikacii na stranicakh gazety «Khypar» // Ashmarinskie chteniya : sbornik trudov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Cheboksary, 2016. - S. 181-184.

12. Studencov O. R, Khoras'kina G. V. Zhanrovoe svoeobrazie analiticheskikh publikaciy na stranicakh gazety «Alatyrskie vesti» // Ashmarinskie chteniya : sbornik trudov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Cheboksary, 2016. - S. 244-246.

13. Studencov О. R., Khoras'kina G. V, Vasil'eva L. A. Zhanrovye i tematicheskie osobennosti gazety «Khypar» // Nacional'nye yazyki i literatury v polikul'turnykh usloviyakh : sbornik nauchnykh trudov. - Cheboksary, 2018.-S. 108-114.

14. Studencov O. R., Khoras'kina G. V, Vasil'eva L. A. Kontent-analiz onlayn-versiy informacionnykh Programm na chuvashskom yazyke gosudarstvennoy teleradiokompanii «Chuvashiya» // Mediasreda. - 2018. - № 1. -S. 212-217.

15. Studencov O. R., Khoras'kina G. V, Vasil'eva L. A. Roi' periodicheskoy pechati Chuvashii v ekologi-cheskom vospitanii studencheskoy molodezhi // Ekologiya i zdorov'e cheloveka. Garmoniya s okruzhayushhim mirom : materialy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Cheboksary, 2017. - S. 149-156.

16. Studencov O. R., Khoras'kina G. V., Vasil'eva L. A., Gavrilov A. D., Sil'eva О. I. Literaturno-khudozhestvennye zhanry na stranicakh respublikanskikh gazet (podvedenie itogov Goda literatury v Chuvashskoy Respublike) // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2016.-№3(91).-S. 54-64.

17. Studencov O. R., Khoras'kina G. V, Vasil'eva L. A., EsKkerat A. M. Literaturno-khudozhestvennaya kritika na stranicakh gazety «Sovetskaya Chuvashiya» // Vuzovskaya biblioteka XXI veka: perspektivy razvitiya : materialy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Cheboksary, 2017. - S. 79-85.

18. Khoras'kina G. V, Gavrilov A. D. Literaturno-khudozhestvennye zhanry na stranicakh respublikanskikh gazet // Chteniya, posvyashhennye Dnyam slavyanskoy pis'mennosti i kul'tury : sbornik statey Vserossiyskoy nauch-noy konferencii. - Cheboksary, 2016. - S. 126-134.

The article was contributed on January 10, 2020

Сведения об авторах

Васильева Людмила Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: milavas71@mail.ru

Хорасъкина Галина Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ahmer_hor@mail.ru

Студенцов Олег Ростиславович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: studor2@yandex.ru

Савирова Марина Петровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: marina.savirova@yandex.ru

Author information

Vasilyeva, Lyudmila Aleksandrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: milavas71@mail.ru

Khoraskina, Galina Vitalyevna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: ahmer_hor@mail .ru

Studentsov, Oleg Rostislavovich - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: studor2@yandex.ru

Savirova, Marina Petrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Chuvash Philology and Culture, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: marina.savirova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.