Научная статья на тему 'Детский труд в Кыргызстане: проблемы и пути решения'

Детский труд в Кыргызстане: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДЕТСКИЙ ТРУД / КОНВЕНЦИЯ ООН / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ) / РАБОТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕТИ / КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борончиева А.К.

В статье рассмотрены проблемы распространения детского труда в Кыргызской Республике и пути их решения. Анализ и характеристика проблемы детского труда в Кыргызской Республике даны на основе Трудового Кодекса Кыргызской Республики и Конвенции Международной Организации Труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борончиева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский труд в Кыргызстане: проблемы и пути решения»

УДК: 34.037

Борончиева А. К.

старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Кыргызский национальный

университет им. Ж. Баласагына

ДЕТСКИЙ ТРУД В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы распространения детского труда в Кыргызской Республике и пути их решения. Анализ и характеристика проблемы детского труда в Кыргызской Республике даны на основе Трудового Кодекса Кыргызской Республики и Конвенции Международной Организации Труда.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, детский труд, Конвенция ООН, Международная Организация труда (МОТ), работа, законодательство, дети, Кодекс.

Для лучшего понимания сути проблемы, необходимо раскрыть, что вкладывается в понятие "детский труд". Статья 32 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированная Кыргызской Республикой в 1994 году, предусматривает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Отсюда следует, что те виды работ, которые выполняются в свободное от учебы время, в условиях, не причиняющих вред здоровью ребенка, его физическому, психическому и моральному развитию, не связанные с противоправными действиями, можно приветствовать, т.к. они способствуют привитию определенных трудовых навыков у детей и их социализации в обществе. Обычно мы говорим в таких случаях о трудовом воспитании.

Как правило, в категорию работающих детей попадают дети из малообеспеченных и неполных семей, безнадзорные и беспризорные дети. Дети привлекаются к работе на семейных предприятиях или фермерских хозяйствах, занимаются погрузочно-разгрузочными работами, сбором макулатуры, пустых бутылок и др. Опасность также стоит в том, что детей вовлекают в преступную деятельность, проституцию, производство и распространение наркотических веществ.

На протяжении ряда лет в республике проводится определенная работа, направленная на решение проблемы детского труда, и уже сделаны первые важные шаги. Так, в декабре 2005 года состоялся Общенациональный форум "Положение детей в Кыргызстане: реальность и перспективы", на котором проблема детского труда была поднята как одна из острых социальных задач, требующих незамедлительного вмешательства. В связи, с чем был издан Указ Президента Кыргызской Республики "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Кыргызской Республике" от 20 января 2006 года №24. В целях улучшения положения детей в Кыргызской Республике Президент постановил: Утвердить прилагаемый план неотложных мер по улучшению положения детей в Кыргызской Республике на 2006 год. Данный план преследовал такие цели как:

1. Создание системы обеспечения и защиты прав детей;

2. Обеспечения доступа детей к услугам здравоохранения;

3. Преодоление детской бедности;

4. Обеспечения доступного и качественного образования;

5. Исключения наихудших форм детского труда;

6. Реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом, профилактика правонарушений;

7. Альтернативное семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

Задача искоренения детского труда широка и многогранна, для ее решения необходим система взаимодействия социальных партнеров, общественных и международных организация, работающих в сфере поддержки детей.

В рамках программы действий социальных партнеров по искоренению наихудших форм труда несовершеннолетних отражены основные направления политики государства направленные на решение проблемы детского труда.

Согласно ст. 3 Конвенции Международной Организации Труда "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда", к которой наша республика присоединилась в 2003 году, понятие "наихудшие формы детского труда" включает:

• все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

• использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

• использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

• работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Рекомендации МОТ №182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" детализируют опасные работы:

• работы, при которой дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию;

• работы, выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве;

• работы с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную;

• работы во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных вещей или процессов, или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью;

• работы, которые выполняются в особо трудных условиях, связанных, например, с большой продолжительностью рабочего времени или работой ночью, а также работы, при которых необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.

Кроме этого положения Конвенции содержат требования к государствам — участникам об установлении минимального возраста для приема на работу, о продолжительности рабочего дня и условиях труда детей. Так статья 7 Конвенция МОТ № 138 гласит:

1. Национальным законодательством или правилами может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет для легкой работы, которая:

a) не кажется вредной для их здоровья или развития;

b) не наносит ущерба посещаемости школы, их участию в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной ориентации или подготовки их способности воспользоваться полученным обучением.

2. Национальным законодательством или правилами может также допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте, по крайней мере, пятнадцати лет, но еще не завершивших обязательного школьного образования, при условии соблюдения требований подпунктов а) и Ъ) пункта 1 настоящей статьи.

3. Компетентный орган власти определяет те отрасли деятельности, в которых прием на работу по найму или на другую работу может допускаться в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и устанавливает продолжительность рабочего времени и условия, в которых может выполняться такая работа по найму или другая работа.

4. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, Член Организации, применяющий положения пункта 4 статьи 2, может, на необходимый ему срок, заменить в пункте 1 возрасты двенадцать и четырнадцать лет на возрасты тринадцать и пятнадцать лет, а в пункте 2 настоящей статьи — возраст четырнадцать лет на возраст пятнадцать лет.

Таким образом, любая работа, выполняемая лицом, недостигшим установленного Конвенциями ООН МОТ возраста, считается экономической эксплуатацией. Республика также присоединилась к Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка, касающимся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Кодекс Кыргызской Республики о детях от 31 мая 2012 устанавливает основные права детей и определяет задачи уполномоченных государственных органов, ответственных за соблюдение прав детей в сфере образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, занятости и др. Также в Кодексе отдельной статьей отмечено, что в республике не допускается торговля детьми, детская проституция и детская порнография и лица, виновные в вовлечении детей в эти виды наихудших форм детского труда, несут уголовную ответственность, предусмотренную законодательством.

Ряд статей Трудового кодекса Кыргызской Республики и гл. 23 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет" устанавливают трудовые права детей и условия труда. Согласно Кодексу "работником может быть лицо, достигшее 16 лет. В исключительных случаях, по согласованию с представительным органом работников организации либо уполномоченным государственным органом в сфере труда, могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Учащиеся, достигшие 14 лет, могут заключать трудовой договор с письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. При этом предусматривается согласие родителей (опекуна, попечителя), которое дается в письменной форме (заявление), а родители (опекун, попечитель) наряду с несовершеннолетним подписывают трудовой договор".

Для несовершеннолетних предусмотрен сокращенный рабочий день и сокращенная рабочая неделя. Для работников, моложе восемнадцати лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю.

Эксплуатация детского труда является одной из серьезных социальных проблем современного Кыргызстана. Общие социально-экономические проблемы, бедность, безработица, внутренняя миграция увеличили число работающих детей. Беззащитные перед враждебной внешней средой, большинство юных кыргызстанцев стали дешевой рабочей силой на рынке труда и легкой добычей для криминала.

По информации Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Кыргызская Республика по уровню детской бедности заняла первое место среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ. В нашей стране 14% работающих детей не повещают школы — они либо безграмотны, либо едва умеют писать и читать. По подсчетам международных организаций, в Кыргызстане насчитывается тыс. работающих детей. На национальном уровне не проводились исследования, которые показали бы характер и масштабы детского труда в стране.

Местные эксперты считают, что наше государство, к сожалению, еще не осознало всей опасности эксплуатации детей. Несмотря на ратификацию Конвенции ООН и Международной организации труда (МОТ), призванных ограждать детей от эксплуатации,

предложение детьми своей рабочей силы на рынке труда в Кыргызской Республике находит спрос.

Несмотря на существующие нормы законодательства о детском труде, дети продолжают работать в опасных и вредных условиях. Решающим фактором в привлечении детей к различным видам деятельности неформального сектора экономики является дешевизна детского труда. Дети вынуждены работать за мизерную плату, без обеспечения необходимых условий труда (соблюдения техники безопасности, норм производственной санитарии, начисления заработной платы) и без надлежащего оформления трудовых отношений.

Согласно данным Сети НКО по защите прав и продвижению интересов детей, в Кыргызской Республике существуют следующие виды работ, где используется детский труд:

• сезонная работа (возделывание, сдача, переборка овощей и фруктов, сбор табака, хлопка, риса, уборка урожая, разгрузка овощей, фруктов);

• транспорт (мытье машин, услуги на автозаправках и в автомастерских);

• торговля (продажа газет, бензина, табака, торговля на рынке, работа на лотках);

• логистика (погрузо-разгрузочные работы, толкание тачек, подсобные работы в магазинах, охрана товаров, транспортировка товаров, уборка рабочих и торговых мест);

• сбор утиля (пустых бутылок, банок, картона, алюминия, кремния, металла, макулатуры);

• другие виды работ (работа в ремонтных мастерских, кафе, пекарнях, в качестве прислуги, в придорожных магазинах, ремонт, чистка обуви, уход за скотом, добыча угля, работа на отвалах промышленных отходов, попрошайничество);

• проституция, порнография, продавцы и перевозчики наркотиков, продажа краденного.

Одной из наихудших форм эксплуатации детского труда является вовлечение детей в сферу коммерческих сексуальных услуг. Инспекция по делам несовершеннолетних совместно с уголовным розыском периодически проводит плановые рейды «Мотылек» по выявлению несовершеннолетних, вовлеченных в коммерческую сексуальную эксплуатацию.

Дети с ограниченными физическими возможностями также подвергаются эксплуатации детского труда, в частности, вовлечены в попрошайничество.

Наличие программ и различных государственных структур по защите прав детей на практике слабо защищают детей от наихудших форм детского труда. По мнению общественных организаций, работающих с детьми, Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и Министерство труда и социальной защиты Кыргызской Республики должны осуществлять меры по надзору за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних, недопущению дискриминации во всех ее формах и проявлениях. ИДН проводят различные рейды, внимание которых направлено на уличных детей, детей группы риска и, в том числе, на работающих детей. Во время этих рейдов собирают детей с улиц и доставляют в Центр адаптации и реабилитации несовершеннолетних. К сожалению, эти рейды не становятся эффективным инструментом борьбы с эксплуатацией детского труда и не являются работой по профилактике и реабилитации работающих детей. Деятельность сотрудников этого Центра требует изменения методов и подходов к работе с детьми из группы риска.

Угрозу здоровью работающих детей несут, по признанию, как самих детей, так и по оценке результатов исследований, следующие факторы: риск заболеваний, травм от поднятия тяжестей, работа без применения соответствующих защитных средств, опасности, связанные с возможностью подвергнуться насилию, как со стороны работодателей, так и других окружающих. Для детей, занимающихся проституцией, вовлеченных в криминальный бизнес, опасности носят не только физический характер, но и психологический.

Государству и представителям гражданского сектора необходимо приложить усилия, чтобы искоренить детский труд. Прежде всего, посредством предоставления некоторых альтернатив, одна из которых — обеспечение доступа к качественному образованию. И первые шаги в этом направлении уже делаются — созданы коррекционные классы или классы выравнивания для детей, работающих на улице, действуют вечерние школы.

Хотелось бы опровергнуть ошибочное мнение, которое очень часто можно услышать из уст наших высокопоставленных государственных чиновников и простых граждан, считающих, что детский труд можно искоренить лишь после подъема экономики. Да, верно, успехи в социально-экономическом развитии страны, улучшение благосостояния ее граждан, государственные меры по обеспечению защиты детей и семьи могут привести к снижению масштабов детского труда. Однако социально-экономические успехи сами по себе не гарантируют исчезновения детского труда. Для этого нужны не декларативные, а реальные, действенные, целенаправленные усилия государства и общества.

Литература

1. Детский труд в Кыргызстане / Международная Организация Труда, Международная программа по ликвидации детского труда. — Бишкек — 2001.

2. Конвенция Международной Организации Труда №138. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—её_погш/— погше8/ёосишеП;8/погшайует8^шеП;/—сш8_с 138_ru.htm

3. Трудовой кодекс Кыргызской Республики: офиц. текст: по состоянию на 4 августа 2004 года N 106. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//toktom.kg.

4. Кодекс Кыргызской Республики о детях: офиц. текст: по состоянию на 10 июля 2012 года № 100. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//toktom.kg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.