Научная статья на тему 'Международные и национальные аспекты правового положения детей'

Международные и национальные аспекты правового положения детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / НАИХУДШИЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ТРУДА / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных Сергей Евгеньевич

Цель: Рассмотрение международных и национальных аспектов правового положения детей. Методология: В данной статье использованы международно-правовые документы и российское законодательство. Результаты: В статье определена система международных и национальных актов, касающихся правового положения детей и приведен подробный анализ основных положений этих актов. Новизна/оригинальность/ценность: В статье рассмотрены вопросы экономической эксплуатации детей, наихудших форм детского труда, воспитания и образования детей и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International and national aspects of the legal situation of children

Purpose: To consider international and national aspects of the legal situation of children. Methodology: This article uses international legal documents and Russian legislation. Results: In article the system of the international and national acts concerning a legal status of children is defined and the detailed analysis of basic provisions of these acts is provided. Novelty/originality/value: The article deals with the economic exploitation of children; the worst forms of child labor; upbringing and education of children, etc.

Текст научной работы на тему «Международные и национальные аспекты правового положения детей»

Права человека в евразийском пространстве

Смирных С.Е.

международные и национальные аспекты правового положения детей

цель: Рассмотрение международных и национальных аспектов правового положения детей. Методология: В данной статье использованы международно-правовые документы и российское законодательство.

Результаты: В статье определена система международных и национальных актов, касающихся правового положения детей и приведен подробный анализ основных положений этих актов.

Новизна/оригинальность/ценность: В статье рассмотрены вопросы экономической эксплуатации детей, наихудших форм детского труда, воспитания и образования детей и т. д.

Ключевые слова: права детей, экономическая эксплуатация, наихудшие формы детского труда, воспитание и образование детей.

Smirnykh S.E.

INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS OF THE LEGAL SITuATION OF CHILDREN

Purpose: To consider international and national aspects of the legal situation of children. Methodology: This article uses international legal documents and Russian legislation. Results: In article the system of the international and national acts concerning a legal status of children is defined and the detailed analysis of basic provisions of these acts is provided.

Novelty/originality/value: The article deals with the economic exploitation of children; the worst forms of child labor; upbringing and education of children, etc.

Keywords: children's rights, economic exploitation, worst forms of child labor, upbringing and education of children.

Приступая к исследованию международных и национальных аспектов прав детей, необходимо отметить, что нормы международного права, относящиеся к правам человека, определяют положение индивида. Предметом регулирования являются его гражданские, социальные, экономические и культурные права, а также обязанности государств обеспечить эти права [1, с. 370].

При этом следует иметь в виду, что в последние годы улучшение правового положения детей, обеспечение их прав и интересов стало одним из приоритетов России [2, с. 6].

Вопросы правового положения детей, как в международном, так и в национальном праве, с течением времени приобретают все большую актуальность в свете постоянного роста численности населения Земли. При этом многие дети живут в неблагоприятных, а иногда и в невыносимых условиях, вызванных голодом, нищетой, болезнями, войнами и их последствиями, насилием в семье и т. д.

Ежедневно множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию; неисчислимым страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и т. д. Миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса: от голода и отсутствия домов, от эпидемий и неграмотности, от загрязнения окружающей среды.

Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых. Ежедневно 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от приобретенного синдрома иммунодефицита (СПИДа), от отсутствия чистой воды и от плохих санитарных условий.

При этом согласно ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В поисках лучших условий жизни многие дети уходят из семей и попадают в еще более сложные жизненные ситуации: в рабство (согласно ст. 1 Конвенции относительно рабства 1926 года рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них), экономическую эксплуатацию, крепостную зависимость, их психическому и физическому здоровью наносят вред и т. д.

В соответствии со ст. 11 Конвенции № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г. ученики школ не могут быть привлечены к принудительному или обязательному труду. При

этом под принудительным трудом понимается любая работа, требуемая в силу законов об обязательной военной службе и применяемая для работ исключительно военного характера; всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан; всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и т. д.

Согласно ст. 1 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. государства принимают все возможные и необходимые законодательные и иные меры, чтобы осуществить постепенно и в кратчайший по возможности срок полную отмену или упразднение любых институтов или обычаев, в силу которых дети или подростки моложе 18 лет передаются одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда. Под экономической эксплуатацией детей согласно ст. 3 Модельного закона о противодействии торговле людьми 2008 г. понимается извлечение выгоды другими лицами при помощи поставления детей в долговую кабалу или крепостную зависимость, обращения их в рабство.

Необходимо иметь в виду, что эксплуатации детей препятствуют некоторые международные договоры. Так, согласно ст. 1 Конвенции № 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г. государства обязуются обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу. Дети должны иметь возможность завершить школьное образование. Однако государства, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, могут первоначально установить возраст в четырнадцать лет как минимальный.

Следует иметь в виду, что законодательством государств может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет для легкой работы, которая не кажется вредной для их здоровья или развития; не наносит ущерба посещаемости школы.

Необходимо отметить, что общие рекомендации в отношении минимального возраста приема на работу в некоторых случаях требуют уточнения.

Согласно ст. 2 Конвенции № 5 Международной организации труда «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности» 1920 г. дети моложе четырнадцати лет не принимаются на работу и не выполняют работы ни на одном из государственных или частных промышленных предприятий или в каком-либо его филиале, за исключением предприятий, на которых работают лишь члены одной и той же семьи.

Однако в Японии могут допускаться к работе дети старше двенадцати лет, если они окончили приготовительную школу; в отношении детей старше двенадцати и моложе четырнадцати лет, которые уже приняты на работу, могут вырабатываться правила переходного характера.

В Индии дети моложе двенадцати лет не должны быть допущены к работе на мануфактурах, в шахтах, карьерах и других предприятиях по добыче полезных ископаемых из недр земли; на предприятиях, занятых перевозкой людей, на пристанях и причалах, исключая переноску вручную.

В силу ст. 2 Конвенции № 7 Международной организации труда «Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море», принятой в г. Генуе 15 июня - 10 июля 1920 г. на Генеральной конференции Международной организации труда, дети моложе четырнадцати лет не допускаются к работе на борту судов, кроме судов, на которых заняты только члены одной семьи.

В соответствии со ст. 2 Конвенции № 10 Международной организации труда «Относительно минимального возраста допуска детей на работу в сельском хозяйстве» 1921 г. труд детей допустимо использовать на легких сельскохозяйственных работах, в частности на легких работах, связанных с уборкой урожая, при условии, что занятость детей на таких работах не вызывает сокращения общей продолжительности учебного года более чем до восьми месяцев.

Согласно ст. 2 Конвенции № 15 Международной организации труда «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте», принятой в 1921 г., подростки в возрасте до восемнадцати лет не могут быть наняты на работу или работать на судах в качестве грузчиков угля или кочегаров. На место одного требуемого грузчика или кочегара необходимо нанять двух подростков в возрасте не менее шестнадцати лет.

Привлечение детей к легким работам имеет свои ограничения. Так, согласно ст. 2 Конвенции № 60 Международной организации труда «Относительно возраста приема детей на непро-

мышленные работы» 1937 г. дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, или те, которые достигли пятнадцатилетнего возраста, но согласно национальным законам или правилам проходят еще обязательное начальное обучение, не могут быть заняты ни на какой из непромышленных работ. Под непромышленными работами в соответствии с п. 3 ст. 1 Конвенции № 103 Международной организации труда «Относительно охраны материнства» 1952 г. понимаются все работы, выполняемые на торговых предприятиях; в учреждениях почты и электросвязи; в учреждениях и административных органах, персонал которых занят главным образом на работе канцелярского характера; на предприятиях прессы; в гостиницах, пансионах, ресторанах, клубах, кафе и в других подобных учреждениях.

Дети, достигшие тринадцатилетнего возраста, вне времени, отведенного для посещения школ, могут привлекаться к легким работам при условии, что эти работы не вредны для их здоровья или для их нормального развития; не наносят по своему характеру ущерба их занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподают в школе.

Дети, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не могут: быть заняты на легких работах более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни; быть заняты в школе и на легких работах более семи часов в день в целом.

Следует отметить, что дети, не достигшие тринадцатилетнего возраста, не должны работать в магазинах, учреждениях, гостиницах и ресторанах; в местах публичных представлений; во всех других непромышленных профессиях.

В силу ст. 2 Конвенции № 112 Международной организации труда «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» 1959 г. дети моложе пятнадцати лет не должны допускаться к работе на борту рыболовных судов. Однако такие дети могут время от времени принимать участие в работах на борту рыболовных судов во время школьных каникул при условии, что работы, которыми они заняты, не являются вредными для их здоровья или нормального развития; не препятствуют посещению ими школы; не имеют целью получение коммерческой выгоды.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции № 123 Международной организации труда «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» 1965 г. минимальный возраст для работы под землей в шахтах и рудниках не может быть менее 16 лет.

При этом под шахтами и рудниками можно понимать любые предприятия, как государственные, так и частные, производящие добычу каких-либо веществ из недр земли с помощью средств, связанных с применением труда людей под землей.

Вызывает интерес исследование некоторых аспектов международно-правового регулирования наихудших форм детского труда. При этом согласно ст. 3 Конвенции № 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. наихудшими формами детского труда признаются: все формы рабства, долговая кабала и крепостная зависимость, вербовка детей для использования их в вооруженных конфликтах; использование и вербовка детей для занятия проституцией, для производства порнографической продукции; использование, вербовка детей для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Залогом успешного развития и последующей взрослой жизни детей является правильное воспитание и образование.

В связи с этим следует отметить, что согласно п. 1 ст. 4 Модельного закона о воспитании детей и молодежи, принятого в г. Санкт-Петербурге 14 мая 2009 г., задачами воспитания детей и молодежи являются: формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности; воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; воспитание уважения к себе и другим людям; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

При осуществлении воспитательного процесса дети имеют право: на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; на свободу мысли, совести и религии; на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, защиту от незаконного посягательства на их честь и достоинство; на формулирование и свободное выражение своих собственных взглядов по всем затрагивающим их вопросам.

Права детей при осуществлении воспитательного процесса предполагают также и некоторые

обязанности, в том числе: обязанность уважать честь и достоинство, права и свободы всех участников воспитательного процесса; выполнять законные требования педагогических работников и родителей.

Дети вправе исповедовать свою религию и могут подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

В период вооруженных конфликтов уязвимость положения детей становится особенно явной. В связи с этим международно-правовые документы закрепляют особый правовой статус детей во время вооруженных конфликтов.

Так, согласно ст. 14 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. государства могут создавать санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

Согласно п. 3 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), подписанного в г. Женеве 8 июня 1977 г., детям обеспечиваются необходимые забота и помощь.

В силу Декларации 1974 г. о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов государства-участники вооруженных конфликтов обязаны приложить все возможные усилия для того, чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны.

Женщины и дети не должны подвергаться пыткам, карательным мерам, унизительному обращению и насилию. При этом заключения в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания, разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими сторонами в отношении женщин и детей, считаются преступными.

В силу статьи 38 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства обязаны принимать все меры для того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, прямо не участвовали в военных действиях. Государства должны воздерживаться от призыва на военную службу лиц, не достигших 15-летнего возраста.

В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, который установил, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежат обязательному призыву в вооруженные силы. При этом государства, допускающие призыв в вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, должны обеспечивать гарантии добровольного характера призыва, осуществление призыва с осознанного согласия родителей или законных опекунов, информированности лиц, не достигших 18-летнего возраста, об обязанностях, связанных с несением военной службы, и т. д. В связи с этим можно отметить ряд актуальных проблем защиты прав детей в период вооруженных конфликтов: вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах; использование их в качестве солдат или живого щита; легкая доступность стрелкового оружия и использование его детьми в вооруженных конфликтах; сексуальная эксплуатация детей во время войны и т. д.

Остаются также актуальными вопросы использования детей в террористической деятельности. Так, дети все чаще используются в качестве террористов-смертников. Дети могут быть не только жертвами вооруженных конфликтов, но и выступать в качестве комбатантов.

Вызывает интерес исследование некоторых аспектов насилия в отношении детей. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть наиболее важные положения Доклада независимого эксперта для проведения исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей.

Так, никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания, его необходимо предупреждать. Однако такое насилие существует во всех странах мира, различных культурах, классах, в сфере просвещения и не зависит от уровня доходов и этнического происхождения. Во всех регионах в нарушение обязательств по правам человека и без учета потребностей детей в развитии насилие в отношении детей является социально приемлемым и часто осуществляется с одобрения закона и государства.

Следует иметь в виду, что сообщения о случаях жестокого и унижающего достоинство наказания, проведения калечащих операций на половых органах у девочек, оставления без внимания половых злоупотреблений, убийств и других форм насилия в отношении детей фиксировались уже давно.

Насилие в отношении детей выражается в различных формах и определяется целым рядом

факторов, от личных особенностей потерпевших и исполнителей до их культурного и физического окружения. Вместе с тем значительная часть информации о насилии в отношении детей остается сокрытой по многим причинам. Одна из них заключается в страхе. Многие дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них. Во многих случаях родители, которые должны защищать своих детей, хранят молчание, если насилие совершается супругами или другими членами семей, более влиятельными членами общества, например работодателями, сотрудниками полиции и т. д.

В современном мире получили признание и были документально зафиксированы случаи насилия в отношении детей, совершаемого физического, сексуального и психологического насилия, а также преднамеренного оставления его без внимания. С самого младенческого возраста до достижения 18 лет дети уязвимы по отношению к различным формам насилия в их семьях. В зависимости от возраста и уровня развития потерпевших исполнители могут быть различными, например родители, мачеха или отчим, приемные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Как правило, физическое насилие в отношении детей в семьях не носит смертельного характера и не влечет за собой нанесения постоянных или серьезных видимых телесных повреждений. При этом в некоторых случаях насилие в отношении самых маленьких детей в семье становится причиной необратимых дефектов и даже гибели, хотя исполнители могли и не ставить себе целью нанесение такого ущерба.

Насилие в отношении детей в семье может осуществляться под видом дисциплины и принимает форму физических, жестких или унижающих достоинство наказаний. Случаи жестокого обращения и наказаний в семьях являются обычными явлениями в промышленно развитых и развивающихся странах.

Физическое насилие часто сопровождается психологическим насилием. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благосостоянию ребенка, особенно если они исходят от уважаемых взрослых людей, каковыми являются родители. Родители должны стремиться применять лишь ненасильственные методы дисциплины.

Во многих странах дети проводят много времени на попечении взрослых в учебных заведениях,

за пределами своих семей. Школы играют важную роль в деле защиты детей от насилия. Взрослые, осуществляющие контроль за учебными заведениями и работающие в них, обязаны обеспечивать безопасные условия, способствующие сохранению достоинства детей и их развитию.

Насилие, совершаемое учителями или другими работниками школ, включает телесные наказания, жестокие и унижающие достоинство формы психологического наказания, половое насилие и хулиганские действия. Телесные наказания, такие как избиение и битье указкой, являются стандартной практикой в школах во многих странах.

В школах также существуют такие формы насилия, как драки на школьных дворах и хулиганские действия в отношении школьников. В некоторых обществах агрессивное поведение, включая участие в драках, считается незначительной дисциплинарной проблемой. Хулиганские действия часто ассоциируются с дискриминацией в отношении школьников из бедных семей или этнически маргинальных групп или же школьников, имеющих те или иные личные отличительные черты.

В пенитенциарных учреждениях дети могут подвергаться избиениям палками, насильственным формам ограничения свободы и унижающим достоинство видам наказания, таким как избиение в обнаженном виде в присутствии других задержанных. Девочки в местах лишения свободы особенно подвергаются риску физического и полового насилия, главным образом в тех случаях, когда функции по контролю выполняют мужчины.

В большинстве стран предусмотрено, что для детей, вступивших в конфликт с законом, должны быть созданы специальные учреждения во избежание жестокого обращения и эксплуатации со стороны взрослых. Вместе с тем во многих странах они часто содержатся вместе со взрослыми. Дети в местах лишения свободы также в большей степени подвергаются опасности нанесения ущерба самим себе или опасности самоубийств, особенно в случаях длительного или бессрочного лишения свободы, изоляции или содержания в местах лишения свободы для взрослых.

Дети, не достигшие минимального возраста для поступления на работу, не могут быть приняты на работу. В различных регионах насилие, физическое, половое и психологическое, затрагивает многие миллионы детей, работающих на законной и незаконной основе. Насилие может использоваться для того, чтобы принуждать детей работать, наказывать их или осуществлять

контроль на местах работы. Некоторые категории незаконного труда считаются «наихудшими формам детского рабства» и представляют собой насилие в отношении детей.

Согласно информации об актах насилия в отношении детей на работе в большинстве случаев насилие совершается «работодателями», однако может также совершаться и коллегами, клиентами, бригадирами, покупателями, полицейскими, преступными группировками, а в случае сексуальной эксплуатации - сутенерами.

Наиболее распространенной категорией занятости для девочек в возрасте до 16 лет является работа в качестве домашней прислуги, которая часто принимает форму нерегулируемого труда и эксплуатации, а в некоторых случаях - подневольного труда и рабства. Некоторые страны считают такую работу наихудшей формой детского труда.

Работающие дети сообщают о таких случаях жестокого обращения, как физические наказания, унижение и половые посягательства, а дети, работающие в качестве домашней прислуги, сообщают, что они постоянно подвергаются унижениям. В большинстве случаев физическое и психологическое насилие в отношении детей, работающих в качестве домашней прислуги, совершается женщинами. Однако девочки часто подвергаются половому насилию со стороны мужчин, членов семьи их работодателя.

Вовлечение детей в занятие проституцией, детскую порнографию и аналогичные сферы представляет собой насилие. По оценкам, ежегодно в эти сферы попадает 1 миллион детей. Многие из них подвергаются принуждению, являются жертвами похищений, торговли или обмана с целью вовлечения их в эту деятельность или же жертвами торговли людьми. Помимо полового насилия, которое неотъемлемо от детской проституции, девочки и мальчики, вовлеченные в проституцию и смежные области, часто страдают от физического и психологического насилия, а также от отсутствия ухода. Они часто не имеют возможности обратиться за помощью, а при попытке сделать это с ними обращаются как с преступниками, лишенными свободы и не имеющими достаточных возможностей оспорить принятые в отношении них меры.

Подневольный детский труд характерен для многих районов мира. Дети, занимающиеся подневольным или принудительным трудом, часто не имеют возможности защищаться от своих работодателей и других рабочих. Проведенные исследования и сами дети свидетельствуют о том,

что подневольному и принудительному труду присущи все формы насилия. Насилие также затрагивает многих детей, вовлеченных в традиционные формы рабства, которое до сих пор существует во многих районах мира.

Следует отметить, что торговля людьми, в том числе детьми, в пределах отдельных стран, а также на международном уровне является одной из серьезных международных проблем. Это явление носит сложный характер и обусловлено взаимодействием таких факторов, как нищета, трудовая миграция, конфликты или политические беспорядки в результате перемещения населения. Торговля может быть сопряжена с многочисленными формами насилия: похищением или обманом со стороны вербовщиков в их сделках с детьми, их родителями или другими попечителями; половым насилием в отношении жертв торговли людьми, происходящим во время их доставки к местам назначения, а также содержанием под стражей в ожидании направления на «работу», которое часто сопровождается насилием. Большинство жертв торговли людьми переправляются в места, где их положение будет связано с насилием: проституция, принудительное вступление в брак и работа на дому или в сфере сельского хозяйства в условиях рабства, принудительного труда или долговой кабалы.

Вопросы правового положения детей в России являются весьма острыми в связи с многочисленными проблемами, такими как детский алкоголизм, детская наркомания, детская проституция и т. д.

При этом следует иметь в виду, что в России права детей регулируются рядом нормативных актов. В частности, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие права детей: право воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию; изменение имени и фамилии и т. д.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети имеют следующие права: право на охрану здоровья, право

на отдых и оздоровление, право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, и т. д.

В России особенности регулирования труда детей установлены главой 42 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, в России запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Запрещаются переноска и передвижение детьми тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Дети принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск детям предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. При этом детей запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Расторжение трудовых договоров детьми по инициативе работодателей (за исключением случаев ликвидации организаций или прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При повременной оплате труда заработная плата детям выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

При этом следует иметь в виду, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» в России детям запрещено заниматься следующими видами трудовой деятельности: работами, связанными с подъемом и перемещением тяжестей вручную, горными работами, строительством метрополитенов и т. д.

В развитие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приняты региональные и местные законы, устанавливающие права детей.

Так, в Республике Адыгея принят Закон Республики Адыгея от 2 июня 2010 г. № 353 «Об отдельных мерах по защите прав ребенка», согласно которому не допускается нахождение детей без сопровождения родителей на объектах юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в ресторанах, барах, рюмочных, в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Не допускается нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания.

Закон Тульской области от 7 октября 2009 г. № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» предусматривает следующие положения о защите прав детей: защита права на жизнь и воспитание в семье; защита прав и законных интересов детей при формировании социальной инфраструктуры; защита прав детей на образование; защита прав и законных интересов ребенка в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защита права ребенка на охрану здоровья; защита права ребенка на отдых и оздоровление; защита прав ребенка на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие и т. д.

Закон Иркутской области от 22 июня 2010 г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания обучения в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются также детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В 2001 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращался к Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с необходимостью учреждения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В обращении, в частности, упоминалась усложнившаяся ситуация с положением детей в Российской Федерации. Масштабы безнадзорности, сиротства, рост числа детей с девиантным поведением позволяют поставить вопрос о координации деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти по реализации национальных программ защиты детей.

В настоящее время в России учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка имеет право: запрашивать необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти; беспрепятственно посещать органы государственной власти; направлять в органы ис-

полнительной власти, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов детей, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации.

В заключение следует отметить, что многие международные и национальные аспекты правового положения детей остаются не в полной мере исследованными и требуют дальнейшего рассмотрения.

Пристатейный библиографический список

1. Международное право: учебник / отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М.: Юристъ, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Устинович Е.С., Фоломеева Н.В. Оценка состояния деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ и их программно-целевые усилия по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по материалам Орловской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 2.

References (transliterated)

1. International law: textbook / ed. E.T. Usenko, G.G. Shinkaretskaya. M.: Lawyer, 2003.

2. Ustinovich E.S., Folomeeva N.V. Evaluation of the state of the executive bodies of the subject of the Russian Federation and their program-targeted efforts to protect the rights of children, topics in a difficult life situation // Questions juvenal justice. 2013. № 2.

НСЯвуТщ|0|1|Мщ§1|А

уважаемые читатели!

Мы рады представить вашему вниманию

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПР01Л1М ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация: Website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.