Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ'

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское телевидение / телевидение Китая / телевидение Беларуси / образование / воспитание / childrenʼs television / Chinese television / Belarusian television / education / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ши Циньюань

В статье рассматриваются форматы и аспекты реализации образовательной и воспитательной функций телевидением Китая и Беларуси, сходства и различия в стратегиях реализации контента универсальными и специализированными телеканалами обеих стран. В Беларуси на сегодняшний день на республиканском уровне отсутствуют специализированные телеканалы детско-юношеской направленности белорусского производства, и представленные в исследовании специализированные телеканалы российского производства. В то же время в Китае на данный момент присутствует достаточное количество специализированных телеканалов для детско-юношеской аудитории. Транслируемый контент преимущественно китайского производства или зарубежный, переведенный на китайский язык. Отдельное внимание уделяется аспектам передачи нравственных ценностей и социальных норм, распространения культурных и научных знаний, привлечения детей к знаниям и формирования у детей способности к самопознанию и исследованию внешнего мира. Изучение опыта реализации образовательно-воспитательного телевидения Китая, а также реализация совместных программ окажет благоприятное влияние на развитие телевидения обеих стран, на воспитание и формирование молодого поколения Китая и Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDRENʼS TELEVISION CONTENT IN CHINA AND BELARUS: EDUCATIONAL AND UPBRINGING ASPECTS

The article examines the formats and aspects of the implementation of educational and upbringing functions by television in China and Belarus, similarities and differences in strategies for the implementation of content by universal and specialized TV channels of both countries. Currently, there are no specialized Belarusian-made children’s and youth-oriented TV channels at the national level in Belarus, and specialized Russian-made TV channels presented in the study. At the same time, China currently has a sufficient number of specialized TV channels for children and youth audiences. The broadcast content is predominantly Chinese-made or foreign, translated into Chinese. Special attention is paid to the aspects of the transmission of moral values and social norms, the dissemination of cultural and scientific knowledge, the involvement of children in knowledge and the formation of children’s ability to self-knowledge and explore the outside world. Studying the experience of implementing educational television in China, as well as the implementation of joint programs, will have a beneficial impact on the development of television in both countries, on the education and formation of the younger generation of China and Belarus.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ»

УДК 070(476+510)

Ши Циньюань

Белорусский государственный университет

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются форматы и аспекты реализации образовательной и воспитательной функций телевидением Китая и Беларуси, сходства и различия в стратегиях реализации контента универсальными и специализированными телеканалами обеих стран. В Беларуси на сегодняшний день на республиканском уровне отсутствуют специализированные телеканалы детско-юношеской направленности белорусского производства, и представленные в исследовании специализированные телеканалы российского производства. В то же время в Китае на данный момент присутствует достаточное количество специализированных телеканалов для детско-юношеской аудитории. Транслируемый контент преимущественно китайского производства или зарубежный, переведенный на китайский язык.

Отдельное внимание уделяется аспектам передачи нравственных ценностей и социальных норм, распространения культурных и научных знаний, привлечения детей к знаниям и формирования у детей способности к самопознанию и исследованию внешнего мира. Изучение опыта реализации образовательно-воспитательного телевидения Китая, а также реализация совместных программ окажет благоприятное влияние на развитие телевидения обеих стран, на воспитание и формирование молодого поколения Китая и Беларуси.

Ключевые слова: детское телевидение, телевидение Китая, телевидение Беларуси, образование, воспитание.

Для цитирования: Ши Циньюань. Детский телевизионный контент Китая и Беларуси: образовательный и воспитательный аспекты // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 1 (279). С. 72-80.

DOI: 10.52065/2520-6729-2024-279-10.

Shi Qinyuan

Belarusian State University

CHILDREN'S TELEVISION CONTENT IN CHINA AND BELARUS: EDUCATIONAL AND UPBRINGING ASPECTS

The article examines the formats and aspects of the implementation of educational and upbringing functions by television in China and Belarus, similarities and differences in strategies for the implementation of content by universal and specialized TV channels of both countries. Currently, there are no specialized Belarusian-made children's and youth-oriented TV channels at the national level in Belarus, and specialized Russian-made TV channels presented in the study. At the same time, China currently has a sufficient number of specialized TV channels for children and youth audiences. The broadcast content is predominantly Chinese-made or foreign, translated into Chinese.

Special attention is paid to the aspects of the transmission of moral values and social norms, the dissemination of cultural and scientific knowledge, the involvement of children in knowledge and the formation of children's ability to self-knowledge and explore the outside world. Studying the experience of implementing educational television in China, as well as the implementation of joint programs, will have a beneficial impact on the development of television in both countries, on the education and formation of the younger generation of China and Belarus.

Keywords: children's television, Chinese television, Belarusian television, education, upbringing.

For citation: Shi Qinyuan. Children's television content in China and Belarus: educational and upbringing aspects. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- andMediatechnologies, 2024, no. 1 (279), pp. 72-80 (In Russian).

DOI: 10.52065/2520-6729-2024-279-10.

Введение. Детский телевизионный контент оказывает значительное влияние на формирование системы духовно-нравственных ориентаций, что обусловливает актуальность данной тематики. Теоретической базой нашего исследования послужили работы белорусских (Т. Дылько [1],

Н. Фрольцова [2], А. Кузьминова [3]) и китайских ученых (Пан Ли [4], Фэн Цзяньцзюнь [5], Инь Янцю, Тан Бинь [6], Ван Фань [7], Ван Лиц-зянь, Вэньфэн Гэ [8], Чжэнь Ли [9]), представителей других стран (Ж. Бодрийяр [10], С. Калверт [11], Г. Маклюэн [12]).

Влияние телевидения на деятельность и личностные установки человека активно изучается исследователями. Эта тема актуальна в контексте общественно-политических (в частности, электоральных: И. Зимин [13]); социально-экономических (профессиональные ценности и ценности потребления: В. Меньшиков [14], Л. Гайтова [15]) и социально-культурных процессов (участие в образовательно-воспитательном процессе, влияние на формирование ценностных ориентаций: С. Шестопалов [16], В. Ма-стерова [17], В. Ивлиев [18]).

Основная часть. По состоянию на сентябрь 2023 г. на белорусском телевидении было 16 специализированных телеканалов преимущественно с российским контентом («Карусель», «Мульти-ландия», «Детский мир», «В гостях у сказки» и др.) [19]. В 2018 г. была предпринята попытка запустить белорусский детский телеканал «Юмо-ринка-ТВ», однако на сегодня телеканал осуществляет трансляцию только в интернет-формате [20].

В Китае по состоянию на сентябрь 2023 г. функционировало 44 телеканала детско-юношеской направленности (34 провинциальных и городских, 4 мультипликационных и 6 платных), большинство из которых транслирует контент китайского производства. Телеканал SMGBB Cartoons транслирует частично китайский контент и частично зарубежный, переведенный на китайский язык [21].

Исследуемые телеканалы нами были разделены на универсальные (контент для различной целевой аудитории) и специализированные (контент ориентирован на детско-юношескую целевую аудиторию). Форматы телевизионных программ, в свою очередь, были разделены на мультипликацию и другое, что включает сериалы, ток-шоу, викторины.

Согласно данным исследовательской компании «МедиаИзмеритель», наиболее популярными специализированными детско-юношескими телеканалами в Беларуси в 2023 г. (по длительности просмотра) были «Мультиландия» и «Мульт», среди универсальных телеканалов - «ОНТ», «Беларусь 2» и «Беларусь 1» [22]. Нами было проанализировано 70 программ специализированных телеканалов «Мультиландия» и «Мульт», а также 45 программ для детско-юношеской аудитории универсальных телеканалов «Беларусь 1» и «Беларусь 2» за июль - сентябрь 2023 г.

По данным исследовательской компании CSM Media Research в 2023 г. в Китае популярными специализированными телеканалами детско-юношеской направленности (по количеству просмотров) были «Цзиньинь» (2,5 млн человек еженедельно) и CCTV-14 (2,3 млн человек еженедельно) [23]. Наиболее популярным универсальным телеканалом является CCTV-1. Для исследования нами было проанализировано 80 программ специализированных детско-юношеских китай-

ских телеканалов (ССТУ-14 и «Цзиньинь») и 30 программ универсального телеканала ССТУ-1.

Согласно теориям социального обучения и социализации, в обучении ребенка, в информировании его об окружающем мире и в осознании роли человека в нем особо важна функциональная значимость детского телевещания. Телевизионное воздействие происходит через его эмоциональную сферу при соотнесении образов в психике к положительному или отрицательному полюсу в индивидуальной картине мира [24]. При этом познавательная деятельность, органически переплетаясь с эмоциональной, способствует созданию целостного представления о предметах и явлениях окружающего мира [13].

Восприятие содержания телевизионных передач человеком проходит следующие этапы:

1) отбор образно-эмоциональной информации из содержания телекадров;

2) выстраивание в сознании динамического образа на основе соотнесения отобранной звукозрительной информации;

3) интерпретация увиденного - воссоздание пространственно-временного измерения образа, обогащенного новыми смыслами о происходящем на экране;

4) ощущение ритма киноповествования, передающего эмоциональное состояние героев и автора;

5) погружение в атмосферу ассоциативных, эмоционально-образных, смысловых связей [25].

Восприятие телевидения, по мнению китайского исследователя Ли Ци, также зависит от значимого в мировоззренческом развитии ребенка художественного воображения, а эффективность воздействия телевидения - от индивидуальных, возрастных особенностей, от уровня развития и отношения к телевидению как источнику обучения [26].

Д. И. Фельдштейн указывает на то, что ребенок с самого раннего возраста находится под влиянием хаотичного информационного потока. Часто дети смотрят контент, не подходящий им по возрастным характеристикам [27]. О. А. Ка-тренко отмечает, что телевидение на данный момент выступает в роли продавца специфического аудиовизуального контента, духовных интересов и потребностей узкой аудитории, представленной детьми. Телевидение решает различные глобальные задачи, забывая о том, что одними из важнейших функций являются воспитательная и образовательная, которые с начала его появления всегда выполняло детское телевещание. Посредством множества интересных, разнообразных по тематике и жанрам телепередач оно транслирует жизненно важные ценности, развивает мировоззрение своей разновозрастной детской аудитории [28].

В свою очередь, Н. Г. Кривуля обращает внимание на актуальные форматы реализации

телевидением образовательно-воспитательной деятельности для китайских зрителей младшего школьного возраста. Раньше было распространено мнение о том, что наиболее популярным форматом для детей является анимация. Однако, по данным исследователя, аудитория младшего школьного возраста не заинтересована в мультипликации настолько, как аудитория с 15 до 18 лет, что обусловлено наличием свободного времени [29].

В нашем исследовании мы исходим из системы аспектов образовательно-воспитательной деятельности телевидения, систематизированных и описанных Ван Фань [7, с. 62-63], психологическое и педагогическое описание которых основано на работах Ю. И. Долговой [30, с. 38-51], а также Тан Дяньцян, Ван Цимао, Ли Шипин, Ян Циндун [31, с. 127-148]:

1) передача нравственных ценностей и социальных норм;

2) распространение культурных и научных знаний;

3) привлечение детей к знаниям (упоминание и демонстрация положительных примеров из сфер науки и образования);

4) формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира (упоминаются, демонстрируются социальные роли, поведение детей и взрослых в реальных ситуациях) [30, с. 40].

Наиболее распространенным форматом реализации образовательно-воспитательной функции на универсальных телеканалах Беларуси и Китая являются мультфильмы (62 и 52% соответственно) (рис. 1 и 2). Следующим по популярности форматом на универсальных телеканалах Беларуси являются документальные фильмы (20%) и тревел-шоу (7%). На викторины приходится 6%, сериалы - 5%. На универсальных телеканалах Китая следующими по распространенности форматами после мультфильмов являются документальные фильмы (16%) и реалити-шоу (14%).

Викторины 6%

Сериалы 7%

Журналы 7%

Сериалы 5%

Рис. 1. Распределение форматов контента образовательно-воспитательной направленности на универсальных телеканалах Беларуси

Программы

о языке 4%

Риа 2. Распределение форматов контента образовательно-воспитательной направленности на универсальных телеканалах Китая

Формат документальных фильмов позволяет привлечь внимание детей к знаниям из различных областей науки и искусства - 35,7% («Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси» (телеканал «Беларусь 1»); «Terra incognita. Беларусь неизвестная» (телеканал «Беларусь 1»)). В программе «Terra incognita. Беларусь неизвестная» ведущий Максим Немчинов - молодой эколог-орнитолог с активной жизненной позицией - берется за исследование научного или псевдонаучного мифа о природе или природном явлении [22]. В реализации данного аспекта также получили распространение такие форматы, как тревел-шоу («Камень, ножницы, бумага» на телеканале «Беларусь 2» [17]), новости («Ничего себе ньюз» на телеканале «Беларусь 2») [32]. В формате ток-шоу осуществляется формирование способности к самопознанию и исследованию внешнего мира («Пин-код» на телеканале «Беларусь 2») [33].

В форматах документального сериала и викторины происходит распространение культурных и научных знаний (28,5%). Документальный сериал «Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси» - это цикл выпусков, направленный на знакомство с биографиями известных художников белорусского происхождения, таких как Надежда Ходасевич-Леже, Осип Цадкин, Михаил Кикоин. Кроме того, в нем на доступном языке объясняются сложные термины из сферы изобразительного искусства [34]. «Башня» (телеканал «Беларусь 2») - викторина интеллектуальной направленности, где участники отвечают на вопросы из различных областей науки и культуры [35].

Телесериалы на белорусских универсальных телеканалах в большей степени направлены на передачу нравственных ценностей и социальных норм -14,4% («Смысл жизни», «Домработница», «Любовь с первого взгляда» на телеканале «Беларусь 1») [34]. Включаясь в процесс наблюдения за персонажами, у детской аудитории формируются представления о существующих в обществе правилах и нормах поведения, способность к самопознанию (табл. 1).

Таблица 1 Другие форматы на универсальных телеканалах Беларуси

Контент иного (не мультипликационного) формата универсальных телеканалов Китая направлен на передачу и воспитание нравственных ценностей и норм поведения (48%). Наиболее распространенные форматы - тележурнал ^ЖМ («Дерево мудрости») мультипликационного формата, где ведущие в формате определенных ситуаций рассказывают о психологических аспектах человеческих взаимоотношений, сериал («Биографии мастеров»), где показано взаимодействие нескольких семей, в котором каждое поколение развивает как семейные традиции, так и формирует свои правила и нормы [36]. Следующий по распространенности формат, направленный на привлечение детей к знаниям, - реалити-шоу (М^АШ («Аллея звезд», («Тот же урок»)) [37] (табл. 2).

Таблица 2 Другие форматы на универсальных телеканалах Китая

Аспекты Формат Количество (%) на китайских телеканалах

Передача нравственных ценностей и социальных норм Тележурнал, сериал 24 (48%)

Распространение культурных и научных знаний Реалити-шоу 8 (16%)

Привлечение детей к знаниям Реалити-шоу 11 (22%)

Формирование способностей к самопознанию и исследованию внешнего мира Реалити-шоу 7 (14%)

Следующую позицию занимает контент, содержащий культурные и научные знания, а также контент, направленный на формирование способности к самопознанию (16 и 14% соответственно), где наиболее распространенный формат - реалити-шоу. Например, ^ ^ Ш Ш Ш («Слава отцов») - программа, построенная на исторической реконструкции, участники которой глубоко изучают историю Китая, («Фокус-интервью») - программа, в которой участникам во время беседы с психологом предлагается погрузиться в атмосферу психологии и улучшить понимание собственной личности [37].

Также на универсальных телеканалах Китая популярными форматами являются документальные фильмы (16%) и программы о языке (4%). Так, формат документального фильма направлен на распространение культурных и научных знаний (Ш^ЛАЖ («Восемь великих мастеров династий Тан и Сун») - программа о культурологии, истории, искусстве; А^ШМ («Человек и природа») - программа о биологии и химии). Цель программ о языке состоит в привлечении детей к знаниям в области китайского языка и литературы (ФШ^МА^ («Конференция китайской поэзии»), г^Й^^иТ («Лекция началась»)) [37].

Мультипликационный контент как на белорусском (60%), так и на китайском (54%) телевидении направлен на передачу нравственных ценностей и социальных норм (табл. 3), таких как помощь друзьям (ЖЖММ^Н («Королевство эльфов Мии»), («Пипилу и Лусиси»)), уважение к старшим (ВД^М ЙШМ ММ.^ («Мир Эльфа Йелуоли»), ЙЙ («Семь цыплят с радужными цветами»)).

Таблица 3 Мультфильмы на универсальных телеканалах Беларуси и Китая

Аспекты Количество (%) на белорусских телеканалах Количество (%) на китайских телеканалах

Передача нравственных ценностей и социальных норм 12 (60%) 18 (54%)

Распространение культурных и научных знаний 4 (20%) 10 (32%)

Привлечение детей к знаниям 2 (10%) 5 (5%)

Формирование способностей к самопознанию и исследованию внешнего мира 2 (10%) 8 (9%)

Для мультипликационного контента на проанализированных универсальных телеканалах белорусского телевидения основными транслируемыми

Аспекты Формат Количество (%) на белорусских телеканалах

Передача нравственных ценностей и социальных норм Телесериал 2 (14,4%)

Распространение культурных и научных знаний Документальный фильм 4 (28,5%)

Привлечение детей к знаниям Документальный фильм, тревел-шоу, новости 5 (35,7%)

Формирование способностей к самопознанию и исследованию внешнего мира Телесериал, ток-шоу 3 (21,4%)

ценностями являются семья («Три кота», «Барбос-кины») и друзья («Лунтик», «Пчелка Майя») [34].

Среди мультфильмов, проанализированных нами, только 4 из 20 содержали контент о науке («Фиксики» - строение бытовых приборов, «Сме-шарики» - знакомство с космосом и научные знания из области географии, биологии, физики) [34].

Среди китайского контента 5 из 41 мультфильма содержали информацию о техническом прогрессе (Й^ШЖ-ЖШЙ ^ («Я это выясню») -главный персонаж наперекор собственной семье занимается физикой, ШШШ («Человек-свинья») -выдуманный персонаж Человек-свинья рассказывает о собственных изобретениях) [37].

В свою очередь, тематика культуры раскрывается через контент об особенностях китайского языка и китайской культуры (^ЖИ^^, («Двадцать четыре солнечных термина»), Ш («Маленький китаеведческий театр»)) [37].

Нами отмечен и ряд мультфильмов, содержание которых направлено на формирование способностей детей и подростков к самопознанию и изучению внешнего мира (10% белорусских мультфильмов и 9% китайских): ШЮЩ^Ш («Фантастический город науки»), («Яркий голос детей»); Й^Ш&Ш («Кунг-Фу Панда»), ЖЖ^ПЙ («Мия и я») [14]; «Маша и медведь», «Терем-теремок», «Музыкант-чародей» [37], герои которых сталкиваются со сложными жизненными ситуациями, где раскрываются особенности их характеров, а также способности и умения взаимодействовать с внешним миром.

Преобладающим форматом реализации образовательно-воспитательной функции на специализированных детских телеканалах белорусского телевидения является мультфильм.

На специализированных китайских телеканалах мультфильм также преобладает (40%), но не является единственным форматом. На втором месте находится викторина (25%), на третьем -сериал (15%). На формат ток-шоу приходится 11%, тревел-шоу - 9% (рис. 3).

Тревел-шоу 9%

На специализированных китайских телеканалах распределение реализуемых воспитательно-образовательных аспектов среди передач мультипликационного формата происходит следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Мультфильмы на специализированных телеканалах Беларуси и Китая

Аспекты Количество (%) на белорусских телеканалах Количество (%) на китайских телеканалах

Передача нравственных ценностей и социальных норм 15 (60%) 12 (27%)

Распространение культурных и научных знаний 6 (20%) 15 (35%)

Привлечение детей к знаниям 4 (10%) 11 (25%)

Формирование способностей к самопознанию и исследованию внешнего мира 4 (10%) 6 (13%)

Рис. 3. Распределение форматов контента образовательно-воспитательной направленности на специализированных телеканалах Китая

На первом месте находится распространение культурных и научных знаний (35%) на телеканале «Цзиньинь»: короткие по метражу мультфильмы ^ 0 ^^ («Ежедневный рост»), которые ежедневно знакомят зрителей с фактами из какой-либо области науки, или А^ШЖШЫ («Маленькая мечтательница Кида») на телеканале ССТУ-14, в котором девочка Кида учится искусству игры на музыкальном инструменте, и зритель имеет возможность познакомиться с терминами классической музыки. На втором месте - привлечение детей к знаниям (ФМШ («Ню Найтан»), ^ВД® («Цивилизованный городок») на телеканале ССТУ-14), а также передача нравственных ценностей и социальных норм. Например, в мультфильме ШЙ^ («Волшебная долина») сказочные персонажи знакомятся с людьми из реального мира, происходит столкновение нравственных ценностей и норм двух миров. Герои мультипликационного фильма ЖЩШ («Отель для домашних животных») формируют положительное отношение к домашним и бездомным животным (25 примеров (27%) на телеканале «Цзиньинь»). Меньше всего из проанализированного нами контента относится к аспекту формирования способности к самопознанию (6 из 44 мультфильмов (13%)): («Фруктовая атака»), 5ЖА («Кукурузный человек») на телеканале ССТУ-14 [38].

На китайских специализированных телеканалах распределение реализуемых образовательно-воспитательных аспектов происходит следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Другие форматы на специализированных телеканалах Китая

На первом месте находится передача нравственных ценностей и социальных норм (40%), где самый распространенный формат - сериал (^^А («Люди жемчужной реки»), Д^ШШ («Театр Ветряная мельница») на телеканале ССТУ-14). На втором месте - аспект распространения культурных и научных знаний (30%), формат реализации которого - викторины (ША («Варьете Чжэнда») на телеканале ССТУ-14, Ш'КШ^М («Счастливый опыт») на телеканале «Цзиньинь») и тревел-шоу (М.ФАШФ («Китай в истории»), Ш'КШм^М^Т («Приятное детское путешествие») на телеканале ССТУ-14). Привлечение детей к знаниям (22%) осуществляется через викторины (^^И («Круг жизни»), где персонажи мультфильма отвечают на вопросы ведущего из различных областей знаний (телеканал «Цзинь-инь»)). Формирование способности к самопознанию происходит через сериалы, где дети имеют возможность наблюдать и анализировать модели поведения в обществе (например, Ш («Жизнь Сяо Маня»), главный герой которого после трагических событий в подростковом возрасте отправляется в путешествие (телеканал ССТУ-14)) [38].

Заключение. Нами были исследованы форматы и аспекты реализации образовательной и воспитательной функций телевидением Китая и Беларуси. В ходе исследования анализируемые телеканалы были разделены на универсальные и специализированные (контент направлен на удовлетворение интересов детско-юношеской аудитории).

В Беларуси на сегодняшний день на республиканском уровне отсутствуют специализированные телеканалы детско-юношеской направленности белорусского производства, и представленные в исследовании специализированные телеканалы российского производства. В то же время в Китае на данный момент присутствует достаточное количество специализированных телеканалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для детско-юношеской аудитории. Транслируемый контент преимущественно китайского производства или зарубежный, переведенный на китайский язык.

Самый распространенный среди передач образовательно-воспитательной направленности как в Беларуси, так и в Китае мультипликационный формат, контент которого ориентирован на передачу нравственных ценностей и социальных норм, следующий - контент, направленный на распространение культурных и научных знаний. Отметим, что мультипликационный контент на китайском телевидении характеризуется значительно большим разнообразием.

На белорусских универсальных телеканалах, помимо мультипликационного, представлены такие форматы, как сериал, документальный фильм, тревел-шоу, ток-шоу и викторина, контент которых нацелен на привлечение детско-юношеской аудитории к знаниям, на распространение культурных и научных знаний. Иные форматы на китайских универсальных телеканалах преимущественно направлены на передачу нравственных ценностей и социальных норм, среди которых наиболее популярные форматы -журнал и сериал. На специализированных телеканалах также наиболее реализуемый аспект - это передача нравственных ценностей и социальных норм через такие форматы, как сериал и ток-шоу.

Таким образом, представленные нами наблюдения и выводы позволяют говорить о необходимости активной работы специалистов белорусского телевидения в направлении развития детско-юношеского телевидения. Мультипликационный контент для белорусского зрителя младшего школьного возраста остается простым и понятным форматом получения информации. На данный момент особое внимание уделяется удовлетворению интересов аудитории школьного и старшего школьного возраста. Необходимо создавать и популяризировать белорусский мультипликационный контент с целью формирования правильной системы как социальных, так и национально-патриотических ценностей. Несмотря на свою богатую историю и потенциально широкое жанрово-тематическое разнообразие, телеэфиру становится все труднее реализовывать культурно-просветительскую и интегративную функции, которые при достаточном уровне внимания к ним могут сыграть важную роль в воспитании и развитии ребенка - человека и гражданина.

Изучение опыта реализации образовательно-воспитательного телевидения Китая, а также реализация совместных программ окажет благоприятное влияние на развитие телевидения обеих стран, на воспитание и формирование молодого поколения Китая и Беларуси.

Аспекты Формат Количество (%) на китайских телеканалах

Передача нравственных ценностей и социальных норм Сериал, ток-шоу 9 (40%)

Распространение культурных и научных знаний Викторина, тревел-шоу 7 (30%)

Привлечение детей к знаниям Сериал, викторина 5 (22%)

Формирование способностей к самопознанию и исследованию внешнего мира Сериал 2 (8%)

Список литературы

1. Дылько Т., Дымович М. Достойное будущее страны строится рабочими руками // Народная асвета. 2021. № 7. С. 54-57.

2. Фрольцова Н. Т. Белорусское телевидение и зритель: в поиске взаимодействия // Журналютыка -2019: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 20-й Мiжнар. навук.-практ. канф., Мшск, 1415 лютап. 2019 г. Мшск, 2019. С. 83-86.

3. Кузьмшава А. Ю. Маладзёжная тэлеаудыторыя у кантэксце дзяржаунай шфармацыйнай палiтыкi: дапаможнiк. Мiнск: БДУ, 2018. 334 с.

4. Пан Ли. Педагогика. Ухань: Изд-во Центрально-китайского науч.-техн. ун-та, 2014. 158 с.

5. Фэн Цзяньцзюнь. Базовая теория педагогики за 20 лет (1990-2010). Фучжоу: Изд-во «Образование провинции Фуцзянь», 2012. 748 с.

6. Инь Янцю, Тан Бинь. Лекции по теории педагогики. Сучжоу: Изд-во Сучжоуского ун-та, 2013. 235 с.

7. Ван Фань. Детская культурная программа с точки зрения образовательной функции // Молодой репортер. 2018. № 21. С. 62-63.

8. Ван Лицзянь, Вэньфэн Гэ. Детское телевидение в Китае с точки зрения педагогики // Современная коммуникация: Журнал Коммуникационного университета Китая. 2013. № 11. С. 125-129.

9. Чжэнь Ли. Телевидение и образование. Пекин: Народное образование, 2005. 267 с.

10. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рипол Классик, 2020. 256 с.

11. Calvert S. L., Kotler J. A. Lessons from Children's Television: The Impact of the Children's Television Act on Children's Learning // Journal of Applied Developmental Psychology. 2003. No. 24. P. 275-335.

12. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 с.

13. Зимин И. Е., Ершов Б. А., Некравцев Е. Е. Роль и значение патриотического воспитания молодежи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12. С. 180-182.

14. Меньшиков В. М. Принципы духовно-нравственного воспитания // Электронный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения:15.09.2023).

15. Гайтова Л. Х. Практико-ориентированное обучение студентов-юристов в условиях юридической клиники в традициях наставничества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Владикавказ, 2014. 209 с.

16. Шестопалов С. Формирование социально-нравственных ценностей у старшеклассников // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. Вып. 2. С. 96-97.

17. Мастерова В. Воспитание социально активной личности // Электронная библиотека «Кибер ленинка». URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (дата обращения: 10.12.2023).

18. Ивлиев В. П. Воспитание есть искусство (К 280-летию со дня рождения И. Канта) // Открытая школа. 2004. № 6. С. 38-40.

19. Каналы // ООО «ЦифраТВ». URL: http://xn--80aeq6aljm.xn--90ais/channels/ (дата обращения: 17.05.2023).

20. Детское телевидение «Юморинка-ТВ» выходит в эфир // СБ. Беларусь сегодня. URL: https://www.sb.by/articles/vklyuchayte-yumorinku.html (дата обращения: 17.05.2023).

21. Главное государственное управление по делам радиовещания и телевидения КНР. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html (дата обращения: 18.05.2023).

22. МедиаИзмеритель. Отчеты // Официальный сайт компании «МедиаИзмеритель». URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (дата обращения: 10.12.2023).

23. CSM Media Research. Research Insight // CSM Media Research. URL: https://www.csm.com.cn/ en/yjdc/ (дата обращения: 23.05.2023).

24. Ли Ци. Детское телевидение в мультимедийной среде. Пекин: Китайский издательский дом радио и телевидения, 2014. 234 с.

25. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус, 1995. 224 с.

26. Конференция китайской поэзии Телеканал CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/ 2023/01/19/VIDAQtIZxkXQRDnwzRh0f2aG230119.shtml?spm=C28340.PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypT0 a6.5 (дата обращения: 23.05.2023).

27. Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 28-32.

28. Катренко О. А. Исследование возможностей негативного телевизионного влияния на формирование мировоззрения и социализацию младших школьников // Сборник ВГУ имени П. М. Маше-рова. 2017. С.291-293.

29. Кривуля Н. Г. Современная анимация и особенности китайской аудитории // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сборник материалов конференции. М., 2020. С. 130-160.

30. Долгова Ю. И. Имманентные свойства телевидения: потенциал для повышения информированности общества или источник манипуляций? // Социальные аспекты современного вещания в России. М., 2017. С. 38-51.

31. Практическая педагогика / Тан Дяньцян [и др.]. Тяньцзинь: Изд-во Нанткайского ун-та, 2009. 257 с.

32. Ничего себе ньюз // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.eom/@user-in9rs7rq1b/ videos (дата обращения: 17.05.2023).

33. ПИН-код // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.eom/@pin_kod (дата обращения: 17.05.2023).

34. Программа телеканала «Беларусь 1» // Телеканал «Беларусь 1». URL: https://www.tvr.by/ programms/ (дата обращения: 17.05.2023).

35. «Башня» - интеллектуальное шоу // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.com/wateh?v= 8VbufRlkPPw&list=PL96uOHSFe5GuaTpr_XYnfUoN3Pypkw8ah&index=2 (дата обращения: 17.05.2023).

36. Биографии мастеров // CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/2023/07/21/ VIDARFWgjTAb5Ym2p8e8x88D230721.shtml?spm=C28340.PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypT0a6.9 (дата обращения: 23.05.2023).

37. CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/live/cctv1/ (дата обращения: 23.05.2023).

38. CCTV-14. URL: https://tv.cctv.com/live/cctv14/ (дата обращения: 23.05.2023).

References

1. Dyl'ko T., Dymovich M. The decent future of the country is being built by working hands. Narodnaya asveta [Public education], 2021, no. 7, pp. 54-57 (In Russian).

2. Frol'tsova N. T. Belarusian television and the viewer: in search of interaction. Zhurnalistyka - 2019: stan, prablemy i perspektyvy: materyyaly 20-y Mizhnarodnay navukova-praktychnay kanferentsyi [Journalism - 2019: state, problems and prospects: materials of the 20th International Scientific and Practical Conference]. Minsk, 2019, pp. 83-86 (In Russian).

3. Kuz'minava A. Yu. Maladzezhnaya teleaudytoryya u kantekstse dzyarzhaunay infarmatsyynay palityki [Youth television audience in the context of state information policy]. Minsk, BDU Publ., 2018. 334 p. (In Russian).

4. Pan Li. Pedagogika [Pedagogy]. Wuhan, Izdatel'stvo Tsentral'no-kitayskogo nauchno-tekhniche-skogo universiteta Publ., 2014. 158 p. (In Chinese).

5. Fen Tszyan'tszyun'. Bazovaya teoriyapedagogiki za 20 let (1990-2010) [The basic theory of pedagogy for 20 years (1990-2010)]. Fuzhou, Izdatel'stvo "Obrazovaniye provintsii Futszyan'" Publ., 2012. 748 p. (In Chinese).

6. In' Yantsyu, Tan Bin'. Lektsii po teorii pedagogiki [Lectures on the theory of pedagogy]. Suzhou, Izdatel'stvo Suchzhouskogo universiteta Publ., 2013. 235 p. (In Chinese).

7. Van Fan'. Children's cultural program from the point of view of educational function. Molodoy reporter [Young reporter], 2018, no. 21, pp. 62-63 (In Chinese).

8. Van Litszyan', Ven'fen Ge. Children's television in China from the point of view of pedagogy. Sov-remennaya kommunikatsiya: Zhurnal Kommunikatsionnogo universiteta Kitaya [Modern Communication: Journal of the Communication University of China], 2013, no. 11, pp. 125-129 (In Chinese).

9. Chzhen' Li. Televideniye i obrazovaniye [Television and education]. Beijing, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2005. 267 p. (In Chinese).

10. Bodriyyar Zh. Sistema veshchey [The system of things]. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2020. 256 p. (In Russian).

11. Calvert S. L., Kotler J. A. Lessons from Children's Television: The Impact of the Children's Television Act on Children's Learning. Journal of Applied Developmental Psychology, 2003, no. 24, pp. 275-335.

12. Maklyuyen G. M. PonimaniyeMedia: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External human extensions]. Moscow, Zhukovsky, KANON-press-TS, Kuchkovo pole Publ., 2003. 464 p. (In Russian).

13. Zimin I. E., Ershov B. A., Nekravtsev E. E. The role and importance of patriotic education of youth in higher educational institutions. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences], 2016, no. 12, pp. 180-182 (In Russian).

14. Men'shikov V. M. Principles of spiritual and moral education. Elektronnyyportal "Slovo" [The electronic portal Slovo]. Available at: http://www.portal-slovo.ru (accessed 15.09.2023) (In Russian).

15. Gaytova L. Kh. Praktiko-orientirovannoye obucheniye studentov-yuristov v usloviyakh yuridiches-koy kliniki v traditsiyakh nastavnichestva. Dissertatsiya kandidatapedagogicheskikh nauk [Practice-oriented training of law students in a legal clinic in the tradition of mentoring. Dissertation PhD (Pedagogy)]. Vladikavkaz, 2014. 209 p. (In Russian).

16. Shestopalov S. Formation of social and moral values among high school students. Vestnik Universi-teta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2008, issue 2, pp. 96-97 (In Russian).

17. Masterova V. Education of a socially active personality. Elektronnaya biblioteka "Kiberleninka" [The Cyberleninka Electronic Library]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (accessed 10.12.2023) (In Russian).

18. Ivliev V. P. Education is art (To the 280th anniversary of the birth of I. Kant). Otkrytaya shkola [Open School], 2004, no. 6, pp. 38-40 (In Russian).

19. Channels. Available at: http://xn--80aeq6aljm.xn--90ais/channels/ (accessed 17.05.2023) (In Russian).

20. Children's television "Humorinka-TV" goes on the air. Available at: http://www.sb.by/articles/ vklyuchayte-yumorinku.html (accessed 17.05.2023) (In Russian).

21. The Main State Administration for Broadcasting and Television of the People's Republic of China. Available at: http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html (accessed 18.05.2023) (In Chinese).

22. Media meter. Reports. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (accessed 10.12.2023) (In Russian).

23. CSM Media Research. Research Insight. Available at: http://www.csm.com.cn/en/yjdc/ (accessed 23.05.2023).

24. Li Tsi. Detskoye televideniye v mul 'timediynoy srede [Children's television in a multimedia environment]. Beijing, Kitayskiy izdatel'skiy dom radio i televideniya Publ., 2014. 234 p. (In Chinese).

25. Usov Yu. N. V mire ekrannykh iskusstv [In the world of screen arts]. Moscow, SvR-Argus Publ., 1995. 224 p. (In Russian).

26. Chinese Poetry Conference. Available at: http://tv.cctv.com/2023/01/19/VIDAQtIZxkXQRDnwzRh0f2a-G230119.shtml?spm=C28340PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypT0a6.5 (accessed 23.05.2023) (In Chinese).

27. Fel'dshteyn D. I. Modern Childhood: problems and solutions. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education], 2009, no. 2 (19), pp. 28-32 (In Russian).

28. Katrenko O. A. Investigation of the possibilities of negative television influence on the formation of worldview and socialization of younger schoolchildren. Sbornik VGU imeni P. M. Masherova [Scientific notes of "VSU named after P. M. Masherov"], 2017, pp. 291-293 (In Russian).

29. Krivulya N. G. Modern animation and features of the Chinese audience. Aktual'nyye problemy ekrannykh i interaktivnykh media: sbornik materialov konferentsii [Actual problems of on-screen and interactive media: materials of conference], 2020, pp. 130-160 (In Russian).

30. Dolgova Yu. I. Immanent properties of television: the potential for raising public awareness or a source of manipulation? Sotsial 'nyye aspekty sovremennogo veshchaniya v Rossii [Social aspects of modern broadcasting in Russia]. Moscow, 2017, pp. 38-51 (In Russian).

31. Tan Dyan'tsyan', Van Cimao, Li Shipin, Jan Cindun. Prakticheskaya pedagogika [Practical Pedagogy]. Tianjin, Izdatel'stvo Nantkayskogo universiteta Publ., 2009. 257 p. (In Chinese).

32. Wow news. Available at: http://www.youtube.com/@user-in9rs7rq1b/videos (accessed 17.05.2023) (In Russian).

33. PIN code. Available at: http://www.youtube.com/@pin_kod (accessed 17.05.2023) (In Russian).

34. The program of the TV channel "Belarus 1". Available at: http://www.tvr.by/programms/ (accessed 17.05.2023) (In Russian).

35. "The Tower" is an intellectual show. Available at: http://www.youtube.com/watch?v=8VbufRl-kPPw&list=PL96u0HSFe5GuaTpr_XYnfUoN3Pypkw8ah&index=2 (accessed 17.05.2023) (In Russian).

36. Biographies of the masters of Available at: http://tv.cctv.com/2023/07/21/ VIDARFWgjTAb5Ym2p8e8x88D230721.shtml?spm=C28340PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypT0a6.9 (accessed 23.05.2023) (In Chinese).

37. CCTV-1. Available at: http://tv.cctv.com/live/cctv1/ (accessed 23.05.2023) (In Chinese).

38. CCTV-14. Available at: http://tv.cctv.com/live/cctv14/ (accessed 23.05.2023) (In Chinese).

Информация об авторе

Ши Циньюань - аспирант кафедры телевидения и радиовещания. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: 785386385@qq.com

Information about the author

Shi Qinyuan - PhD student, the Department of Television and Radio Broadcasting. Belarusian State University (9, Kal'variyskaya str., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: 785386385@qq.com

Поступила 12.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.