Научная статья на тему 'Детское телевидение на примере российского и американского контента'

Детское телевидение на примере российского и американского контента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1494
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОНТЕНТ / РОССИЯ / США

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сметанина М. О., Оленёва А. А.

Статья посвящена развитию детского телевидения на примере телеканалов России и США. Рассмотрены принципы создания программ для детей. Проанализирован контент детских телеканалов «Карусель» (РФ) и «Nickelodeon» (США) на предмет соответствия обозначенным принципам. Указаны тенденции развития детского телевидения в России и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское телевидение на примере российского и американского контента»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 1 (67). № 4. 2015 г. С. 16-22.

УДК 82-92:379.823-053.2/5(470)+(73)

ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО КОНТЕНТА

Сметанина М. О., Оленёва А. А.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь E-mail: [email protected]

Статья посвящена развитию детского телевидения на примере телеканалов России и США. Рассмотрены принципы создания программ для детей. Проанализирован контент детских телеканалов «Карусель» (РФ) и «Nickelodeon» (США) на предмет соответствия обозначенным принципам. Указаны тенденции развития детского телевидения в России и США.

Ключевые слова: детское телевидение, контент, Россия, США.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с конца XX века, телевидение для детей как в России, так и в Америке переживает этап кризиса, так как контент детских телеканалов не имеет государственного значения, когда были бы четко регламентированы цели, задачи и пути развития детского телевещания. Юный зритель сталкивается с однообразными по жанру программами, тематика которых сужена, на многих телеканалах практически исчезло понятие разграничения телепередач по возрастным группам. Все большую роль играет коммерциализация телевизионного эфира. На общегосударственных телеканалах не хватает или отсутствуют образовательные, культурные и просветительские передачи. Делать программы такого рода экономически не выгодно. Практически половина эфира детских телеканалов принадлежит анимационному жанру американского и японского производства.

Цель исследования - изучить специфику и проблемы детского телевидения на примере российского и американского контента.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

- Проанализировать отечественную и зарубежную литературу и источники, посвященные истории телевещания для детей;

- Выделить требования к детским телепрограммам;

- Охарактеризовать современные тенденции развития детского телевидения;

- Провести сравнительный анализ американского и российского контента для детей;

- Определить специфические особенности детского телевидения на примере телепередач.

Источники исследования — программы детских телеканалов «Карусель» (Россия) и «Nickelodeon» США.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С появлением телевидения возник вопрос создания детского контента. Прежде всего детское телевидение и передачи создавались с целью воспитания, обучения и развития юных зрителей.

Детское вещание в Советском Союзе началось в 1939 году с передачи «С новым годом», в январе 1940 года юные зрители увидели новогоднее представление «Зайкин дом». В Соединенных Штатах Америки регулярное вещание для детей началось в 1950 году [6].

На советском телевидении детские программы приоритетно были направленны на образование и социализацию ребенка, а уже второстепенно на развлечение. Финансирование таких программ осуществлялось за счет государственных средств и не предполагало никакой коммерческой выгоды. Основная цель - максимальное качество передач.

Главной функцией детского телевидения в Америке было развлечение. Воспитание и образование не входило в основные задачи таких программ. Телевидение преследовало коммерческие цели, широко используя рекламные ролики.

Но уже к концу XX века ситуация изменилась как в России, так и в США. Россия начинает вводить в эфиры развлекательные передачи для детей, тем самым отодвигая на второй план образовательные и воспитательные. Постепенно между выпусками телепередач появляется реклама, которая быстро «приживается» в детском эфире. В США же в эфире появляется больше поучительных и развивающих проектов, реклама дозируется.

Рассмотрим, как развивается детское телевидение России и США сегодня. Для этого проанализируем соответствие контента принципам, предъявляемым к созданию программ для детей.

По мнению исследователей, чтобы программы для детей соответствовали возрасту зрителей и не утратили воспитательной и образовательной функций, важно при их создании учитывать ряд принципов. Рассмотрим их подробнее:

1. Экологичность. Данный термин понимается как художественное исполнение и техническое мастерство изготовляемого телевизионного продукта, его соответствие стандартам качества телевидения и критериям психологической безопасности.

2. Социокультурная и психологическая адаптивность телевизионной продукции, ее соответствие возрастным особенностям зрителей.

3. Соответствие детских телепередач культурным традициям государства. Детское телевидение должно способствовать освоению ребенком системы ценностей, присущей российскому образу жизни. Такой подход к организации детского телевидения гармонично сочетается с общечеловеческими ценностями.

4. Развитие субъективности ребенка в социальном мире. Под этим принципом можно понимать изучение внутреннего субъективного мира личности. Телевидение, способствующее развитию личности, должно быть сфокусировано на достижении взаимосвязанных целей - саморазвития ребенка как личности и его успешной социализации.

17

5. Креативность детских телепередач. Это принцип следует понимать, как развитие эстетического чувства, внутреннего внимания и творческого воображения, способности к раскрытию смысла и символическому прочтению художественного образа.

6. Целостность детских телепередач. Это объединение традиций семейного воспитания, содержания школьного образования, педагогических усилий и политики государства в отношении детского телевещания [6].

На основе этих принципов мы проанализировали контент российского и американского детских телеканалов.

Детский телеканал «Карусель».

Телеканал «Карусель» — государственный федеральный телевизионный канал для детей и юношества. Самый крупный детский телеканал России. Зона вещания: РФ, Европа, США, ОАЭ, Израиль, Канада, Индия. Создан при поддержке «Первого канала» и ВГТРК 27 декабря 2010 года. Телеканал 24 часа в день демонстрирует телевизионные программы, фильмы, мультфильмы. Подготовка передач для детей осуществляется под контролем детских психологов. Главная особенность детского телеканала в том, что он в свою сетку вещания включает программы как для самых маленьких, так и для детей подросткового возраста [7].

Принцип экологичности создания детских телепередач в полной мере соблюден на канале «Карусель» В качестве примера приведем телепередачу «Давайте рисовать!», формат которой создан совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В программе юные художники знакомятся с направлениями изобразительного искусства и работами известных художников.

Каждый выпуск передачи построен таким образом: 1. рассмотрение творчества, манера работы конкретного художника; 2. проведение мастер-класса; 3. обзор рисунков, присланных юными зрителями в студию. Несмотря на серьезную тематику передачи, ее авторы учли возраст маленьких зрителей. И обыграть серьезность программы помогают ведущие — Фея Фиалка и Каляка Маляка — которые в игровой форме рассказывают детям об истории живописи.

Принцип целостности представлен социокультурной и психологической адаптивностью телевизионной продукции, ее соответствием возрастным особенностям зрителей. Так, на телеканале «Карусель» соблюдены нормы разделения телепередач по возрастным категориям. Именно поэтому для детей дошкольного возраста существует проект «Ранние пташки». Во время эфира транслируются обучающие мультсериалы. Для детей постарше существуют программы «Плясс-класс», интеллектуальная программа «Пойми меня», «Навигатор Апгрейд Дайджест» и другие.

Принцип соответствия детских телепередач культурным традициям государства представлен следующим образом: конкретного акцента на культурные традиции государства в передачах не делается, но практически в каждой программе можно проследить моменты и подходы к ее созданию, основанные на менталитете и культуре присущей Российской Федерации (например, проект «Битва фамилий»). С недавнего времени в эфир выходит передача «История России». Она построена в виде лекций и предназначена для более зрелого возраста.

18

Ярким примером реализации принципа развития субъективности ребенка в социальном мире выступает телепередача «Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить» (телеканал «Карусель»). Эта интерактивная развлекательная программа в веселой и доступной форме рассказывает юному зрителю об интересных фактах и событиях, тем самым развивая личность каждого ребенка в зависимости от его интересов. Отвечать на вопросы детей помогает ведущий Всезнайка и специалисты в области рассматриваемого вопроса.

Принцип креативности выражается как неотъемлемая часть к подходу создания детского контента, потому что главная цель телеэфира для детей — заинтересовать каждого ребенка. В программах на канале «Карусель» ведущие одеты оригинально и ярко, в оформлении студии использованы вымышленные художественные и мультипликационные образы, построение передач способствует привлечению внимания со стороны детей.

Принцип целостности представлен объединением традиций семейного воспитания, содержания школьного образования, педагогических усилий и политики государства в отношении детского телевещания. Пример: передача «Один против всех» — увлекательная интеллектуальная игра, где ребенок отвечает на вопросы из разных областей жизни, будь то школьная программа или знания, полученные самостоятельно.

Таким образом, на телеканале «Карусель» соблюдены все принципы создания детских телепередач. Остановимся на анализе позитивного и негативного воздействия, оказываемого контентом телеканала «Карусель» на детскую аудиторию.

Негативное воздействие на юных зрителей, на наш взгляд, оказывают мультфильмы зарубежного производства, транслируемые на канале. К таким можно отнести мультфильм «Свинка Пеппа». Этот мультсериал, несмотря на свое предназначение для детской аудитории, не соответствует моральным, эстетическим и интеллектуальным принципам. Так, например, герои мультсериала выглядят не реалистично и не эстетично, что может существенно ввести ребенка в образное заблуждение. Манеры и плохие привычки, продемонстрированные в мультфильме, не способствуют правильному психологическому воспитанию ребенка.

К позитивным моментам воздействия можно отнести все телепередачи, транслируемые на телеканале. Проанализировав и просмотрев выпуски программ для детей, можно сделать вывод, что они соответствуют моральным принципам, психологическим особенностям детской аудитории, а также являются обучающими и познавательными.

К положительному влиянию на зрителей также можно отнести мультфильмы отечественного производства: например, мультсериал «Фиксики» обучает детей механизмам устройств, их ремонту и применению. Очень интересные и познавательные факты раскрыты в данном случае с помощью мультипликации, которая проще воспринимается детьми.

А теперь рассмотрим специфику детского телевидения на примере телеканала «Nickelodeon» США.

«Nickelodeon» — детский телевизионный канал. Создан в 1977 году в США. С 1 апреля 1979 года начал вещание по всей территории США. В настоящее время осуществляет трансляции на 22 языках. Можем заметить, что основное эфирное

19

время детского телеканала «Nickelodeon» занимают мультфильмы, фантастические сериалы для детской аудитории, шоу и лишь небольшая часть эфира принадлежит программам, направленным на образование юного зрителя, а не на его развлечение

[9].

Так, можно проследить специфические принципы создания детских программ на телеканале «Nickelodeon»:

Экологичность. Данный принцип не соблюден, так как многие телепередачи не соответствуют стандартам качества телевидения и критериям психологической безопасности. Особенно это касается мультипликации, транслируемой на канале. Пример: «Губка Боб квадратные штаны». Типичный американский мультсериал, где герои выглядят чересчур не реалистично, имеют плохие манеры, выражения, используемые в диалогах героев, не соответствуют детскому телевидению.

Социокультурная и психологическая адаптивность телевизионной продукции, ее соответствие возрастным особенностям зрителей. Со стороны российского зрителя может показаться, что многие передачи вообще не следовало бы показывать детям, но у американцев немножко другое представление о культуре и нравственности. Поэтому отмечаем, что данный принцип по отношению к американским детям соблюден. Есть разделение передач на категории: для малышей, детей младшего школьного возраста, подростков. Малышам отведен эфир с содержанием мультсериалов: «Зак и кряк», «Даша-путешественница», «Вспыш и чудо машинки», «Подружки их Хартлейк Сити», «Щенячий патруль», «Маленькое королевство», «Умизуми» и др.

Для детей школьного возраста в эфир выходят: «Хлебоутки», «Кунг-Фу Панда», «Легенда о Корре», «Приключения Джимми Нейтрона, мальчика-гения», «Котопес», «Монстры против пришельцев» и др. Программ для подросткового возраста представлены в виде: реалити-шоу («Макс и Шред», «Игроделы», «Опасный Генри», «Никки, Рикки, Дикки и Дон»), телесериалов («Колдовская история», «Виктория победительница», «Ох, уж этот папа»), мультфильмов.

Соответствие детских телепередач культурным традициям государства. Опять же опираясь на особенности менталитета можно сказать, что передачи для детей на телеканале «Nickelodeon» соответствуют данному принципу.

Развитие субъективности ребенка в социальном мире. Этот принцип соблюден частично, так как полезной и развивающей информации в сетке вещания телеканала очень мало. Если мультфильмы для самых маленьких являются образовательными и поучительными, то контент, предназначенный для детей постарше больше напоминает взрослую телепродукцию.

Креативность детских телепередач. Для американского детского контента это один из главных принципов. Как уже отмечалось ранее, практически весь эфир составляют развлекательные шоу, которые предполагают яркость, эпатажность, креативность.

Целостность детских телепередач. Полное несоответствие детских передач данному принципу. На телеканале нет ни одной телепередачи, которая бы объединяла в себе семейные традиции, школьное образование и педагогические задачи.

Проведенный анализ позволяет нам дать оценку влияния детского телеканала на развитие, образование и психику ребенка.

20

Положительное влияние на данном телеканале оказывают только некоторые мультсериалы. Можно выделить в данной категории «Дашу-путешественницу», мультфильм, который помогает детям познавать мир и обучатся вместе с главной героиней.

К негативному влиянию можно отнести большое количество развлекательных телепередач, а также анимационные образы героев, которые не всегда эстетичны (монстры, приведения, нереалистичное изображение персонажей).

ВЫВОДЫ

На основе анализа можно сделать вывод, что российское телевидение для детей возвращается к традициям отечественного телевещания, уделяя большое внимание производству образовательного и воспитательного контента. На американском телеканале присутствует телевизионный продукт воспитательного содержания, однако, большую часть сетки вещания все же составляют развлекательные проекты.

Преимуществом детского телевидения является возможность дистанционного обучения, развития и развлечения большой аудитории юного зрителя. Однако важно не только создавать контент для детей, но и исследовать его эффективность и влияние. Так как телевидение оказывает сильное воздействие на психофизическое состояние ребенка. Именно поэтому просмотр телепередач, мультфильмов должен быть дозирован.

Для создания качественного телевидения для детей необходимо привлекать психологов, педагогов, имеющих четкое представления о полезных способах восприятия детьми информации и ее смысловой нагрузки.

Список литературы

1. Вартанов А. С. Российское телевидение на рубеже веков проблемы, программы, лица / А. С. Вартанов. — М.: Книжный дом «Университет», 2009. — 480 с.

2. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана / Н.Л. Горюнова. — М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. — 39 с.

3. Дунаецкая Н. Взрослые проблемы детского телевидения [Электронный ресурс] / Н. Дунаецкая — Режим доступа: http://www.tabu.org.ua/?fname=1168641830&level=1&templ=t1

4. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории / В.В. Егоров. — М. : Аспект-Пресс, 2004. — 202 с.

5. Кузнецова Г. В. Телевизионная журналистика / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. — М.: Высшая школа, 2002. — 368 с.

6. Ожерельева А. Обзор: Детское телевидение в России и США / А. Ожерельева // Интернет-журнал «ТВ-дайджест» [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.tv-digest.ru

7. Официальны сайт «Карусель» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.karusel-tv.ru

8. Рохлин А. М. История отечественного телевидения / А.М. Рохлин. — М.: Аспект-пресс, 2008. — 128 с.

9. Сайт телеканала «Nickelodeon» на русском языке [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nickelodeon.ru

10. Violence in the Media - Psychologists Help Protect Children from Harmful Effects // American Psychological Association, February 19, 2004. - URL: http://www.apa.org/research/action/protect.aspx

21

CHILDREN'S TELEVISION IN THE CASE OF RUSSIAN AND AMERICAN CONTINENT

SmetaninaM.O., OlenevaA.A

The article is focused on the development of children's television as in example of Russian and USA channels. In the introduction is marked actuality of the topic, the purpose of the article and tasks. Actuality of the research is: since the late 20th century television for children in Russia, and in America, is undergoing a crisis, since the children's television content is not of national importance, when would be clearly defined goals, objects and the development of children's television. Young spectator is faced with sameness programs by genre, subject matter, which is narrowed, on many TV channels has practically disappeared the concept of differentiation of television by age groups. The increasing role played by the commercialization of television broadcast. On national television channels is not enough or not at all educational, cultural programs. Doing this kind of program is not economically profitable. Almost half of the children's television belongs to the animated genre of American and Japanese production.

The purpose of research - to study the specifics and problems of children's television as in example of the Russian and American content.

In connection with the intended purpose, the following problems have been identified:

- To analyze the domestic and foreign literature and resources devoted to history of television for children;

- Select the requirements for children's television programs;

- To characterize modern trends of development of children's television;

- Carry out a comparative analysis of the American and Russian content for children;

- Identify the specific features of children's television in the example of TV programs.

Research Sources - children's television program "Carousel" (Russia) and the United States «Nickelodeon».

The article presents the facts from the history of children's television in the Soviet Union and the United States, marked the goals that states set for themselves in developing children's television. Covered qualifying standards of children's television programs: ecological compatibility, socio-cultural and psychological adaptability of television production, its compliance with the age peculiarities of spectators, compliance children's television to the cultural traditions of the state, the development of the child's subjectivity in the social world, creativity of children's TV programs and the wholeness of the children's TV programs. Analyzed the accordance of the content of children's television «Carousel» (Russia) and «the Nickelodeon» United States by these principles. In the end was drawn a conclusion. Based on the analysis, we can conclude that Russian television for the children returns to the traditions of the national television, paying great attention to the production of educational and pedagogical content. On American television channel children's programs present educational content, however, most of the broadcasting schedule is still full of entertaining projects.

Keywords: children's TV, content, Russia, the United States.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.