Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКИМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ КИТАЯ'

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКИМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ КИТАЯ / ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FUNCTIONS OF TELEVISION / TV/PROGRAMS FOR CHILDREN / EDUCATIONAL PROGRAMS / CHINA'S TELEVISION / CHILDREN'S EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долгова Юлия Игоревна, Цао Юй

В статье рассматриваются аспекты и формы реализации воспитательно-образовательной функции детским телевидением КНР. Актуальность исследования состоит в том, что данный тематический сегмент направлен на одну из самых массовых телевизионных аудиторий и представляет собой разнообразный контент, выходящий в эфир как на универсальных, так и на тематических платных и бесплатных телеканалах. Авторы концептуализируют воспитательно-образовательную деятельность детского телевидения, выделяют основные ее аспекты, среди которых передача нравственных ценностей и социальных норм, распространение культурных и научных знаний, привлечение детей к знаниям, формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира. Обращаясь к количественным и качественным методам исследования, авторы анализируют, какие из аспектов воспитательно-образовательной деятельности реализуются посредством телевизионных программ и мультипликационных фильмов на детском телевидении Китая. Было изучено 34 детских телепрограммы и 74 мультсериала, представленных на 33 универсальных и четырех самых популярных специализированных телевизионных каналах. Было выявлено, что одна из самых распространенных форм контента на детском телевидении - это мультфильмы, и они преимущественно выполняют такую задачу, как передача нравственных ценностей и социальных норм. Среди журналистского контента достаточно распространен журнальный формат. Телевизионные программы направлены преимущественно на такой аспект воспитательно-образовательной деятельности, как привлечение детей к знаниям. Cовместить развлекательный и познавательный компонент достаточно сложно, поэтому среди программ, предназначенных для детей, на универсальных телеканалах много таких, которые решают воспитательно-образовательные задачи поверхностно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC AND EDUCATIONAL FUNCTION OF CHINA'S TV FOR CHILDREN AND PECULIARITIES OF ITS IMPLEMENTATION

The article deals with functions of China’s TV programs for children and forms in which they are implemented. The variety of the genres and thematic content is aimed at one of the biggest TV audiences and is broadcast on both universally available and commercial thematic channels, which determines the topicality of the research. The authors conceptualize the pedagogic and educational influence of TV programs for children, and distinguish its key aspects, which include delivering moral values and social norms, propagating cultural and scientific knowledge, encouraging interest in learning, and developing the ability for self-actualization and world cognition. The qualitative and quantitative research methods were used to analyze which of the aspects are realized by means of TV programs and animated films for children in China. The study covers 34 programs and 74 animated films for children shown on 33 universal and 4 most popular special TV channels. The results of the research are as follows. One of the most popular forms of content on TV channels for children is animated films, whose key function is delivering moral values and social norms. Magazine format is a rather common form of journalist content. TV programs are mostly aimed at encouraging children’s interest in learning. Since it is rather difficult to combine entertainment and educational components, on universally available channels there is a large number of TV programs for children that fulfil their pedagogic and educational function only formally.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКИМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ КИТАЯ»

Вопросы теории и практики журналистики. 2020. T. 9. № 3

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ CREATIVITY OF YOUNG RESEARCHERS

УДК [379.823+070.11]:654.197 DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(3).543-553

Долгова Юлия Игоревна

Кандидат филологических наук, доцент Кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г Москва, e-mail: YIDolgova@gmail.com

Yulia I. Dolgova

PhD in Philology, Associate Professor Department of Television and Radiobroadcasting, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, e-mail: YIDolgova@gmail.com

^o Юй

Аспирант

Кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, e-mail: cao.yu@mail.ru

Cao Yu

PhD student

Department of Television and Radiobroadcasting, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, e-mail: cao.yu@mail.ru

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКИМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты и формы реализации воспитательно-образовательной функции детским телевидением КНР Актуальность исследования состоит в том, что данный тематический сегмент направлен на одну из самых массовых телевизионных аудиторий и представляет собой разнообразный контент, выходящий в эфир как на универсальных, так и на тематических платных и бесплатных телеканалах.

Авторы концептуализируют воспитательно-образовательную деятельность детского телевидения, выделяют основные ее аспекты, среди которых передача нравственных ценностей и социальных норм, распространение культурных и научных знаний, привлечение детей к знаниям, формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира. Обращаясь к количественным и качественным методам исследования, авторы анализируют, какие из аспектов воспитательно-образовательной деятельности реализуются посредством телевизионных программ и мультипликационных фильмов на детском телевидении Китая. Было изучено 34 детских телепрограммы и 74 мультсериала, представленных на 33 универсальных и четырех самых популярных специализированных телевизионных каналах.

© Долгова Ю.И., Цао Юй, 2020

543

Было выявлено, что одна из самых распространенных форм контента на детском телевидении — это мультфильмы, и они преимущественно выполняют такую задачу, как передача нравственных ценностей и социальных норм. Среди журналистского контента достаточно распространен журнальный формат. Телевизионные программы направлены преимущественно на такой аспект воспитательно-образовательной деятельности, как привлечение детей к знаниям. ^вместить развлекательный и познавательный компонент достаточно сложно, поэтому среди программ, предназначенных для детей, на универсальных телеканалах много таких, которые решают воспитательно-образовательные задачи поверхностно.

Ключевые слова. Функции телевидения, детское телевидение, детские телепрограммы, образовательные программы, телевидение Китая, детское воспитание, детское образование.

Информация о статье. Дата поступления 29 октября 2019 г.; дата принятия к печати 25 сентября 2020 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2020 г.

PEDAGOGIC AND EDUCATIONAL FUNCTION OF CHINA'S TV FOR CHILDREN AND PECULIARITIES OF ITS IMPLEMENTATION

Abstract. The article deals with functions of China's TV programs for children and forms in which they are implemented. The variety of the genres and thematic content is aimed at one of the biggest TV audiences and is broadcast on both universally available and commercial thematic channels, which determines the topicality of the research.

The authors conceptualize the pedagogic and educational influence of TV programs for children, and distinguish its key aspects, which include delivering moral values and social norms, propagating cultural and scientific knowledge, encouraging interest in learning, and developing the ability for self-actualization and world cognition. The qualitative and quantitative research methods were used to analyze which of the aspects are realized by means of TV programs and animated films for children in China. The study covers 34 programs and 74 animated films for children shown on 33 universal and 4 most popular special TV channels.

The results of the research are as follows. One of the most popular forms of content on TV channels for children is animated films, whose key function is delivering moral values and social norms. Magazine format is a rather common form of journalist content. TV programs are mostly aimed at encouraging children's interest in learning. Since it is rather difficult to combine entertainment and educational components, on universally available channels there is a large number of TV programs for children that fulfil their pedagogic and educational function only formally.

Keywords. Functions of television, TV/programs for children, educational programs, China's television, children's education.

Article info. Received October 29, 2019; accepted September 25, 2020; available online September 30, 2020.

Телевидение для детей: специфика КНР и типичные проблемы сегмента

Характерное для современного медиапространства доминирование

экономических задач телевизионного вещания в ущерб социально значимым и человекоориентирован-ным вызывает закономерное беспокойство среди исследователей и

профессионалов отрасли. Проблема реализации социально значимых функций особенно актуальна для такого тематического сегмента, как детское телевещание, оказывающего значительное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

В Китае воспитание и образование юных зрителей считаются одними из основных задач телевизионного вещания [1-2]. Тем не менее, с 1980-х гг., по мере развития коммерческого телевидения в КНР, на экране, в том числе в детских телевизионных программах, начинает возрастать количество развлекательного контента. Продвижение спонсорских проектов, борьба за высокие показатели доли и рейтинга приводят к упрощению содержания детских передач. Создание познавательных программ для детей в интересной форме — важная и сложная задача. Однако, к сожалению, не всегда в погоне за развлечением авторам удается сохранить воспитательно-образовательную ценность проекта. Исследования показывают, что законодательное регулирование детского телевидения может быть успешным [3], однако способно приводить и к сокращению данного вида телепередач [4].

На детском телевидении Китая разрешена реклама и, возможно, отчасти поэтому данный контент весьма разнообразен. Специальные программы существуют на универсальных каналах, с конца 1990-х активно развивается специализированное вещание. Сегодня в стране насчитывается 38 специализированных каналов, направленных на маленьких зрителей.

Сложно спорить, что чрезмерное телесмотрение вредно, как для де-

тей, так и для взрослых [5], однако мы полагаем, что детское телевидение в разумных объемах и при обращении к качественным телепрограммам может значительно способствовать задачам воспитания и образования подрастающего поколения. В ходе исследования авторами было изучено, какие аспекты воспитательно-образовательной функции в наибольшей степени реализуются на телевидении Китая на различных типах каналов, а также при помощи каких телевизионных форматов.

Воспитательно-образовательные аспекты детского телевидения: проблемы терминологии и концептуализации Как уже было отмечено, в силу значимости целей, стоящих перед детским телевидением, разнообразия телепрограмм и телеканалов, существующих сегодня в КНР, интерес к данному объекту исследования вполне обоснован. Вопрос реализации детским телевидением воспитательно-образовательных задач исследовался в работах Ван Фань [6]; Ван Лицзянь и Гэ Вэньфэн [7], Чжэнь Ли [8]. Ученые анализировали контент программ на детских каналах ССТ^14, «Цзин Инь», «Юмань», «Чунцин дети», а также изучали зрительский опыт. Однако можно по-прежнему говорить о том, что воспитательно-образовательная функция детского телевидения является недостаточно теоретизированной и исследованной. В частности, в указанных выше работах воспитательно-образовательная деятельность детского телевидения не была концептуали-зированна. Такая попытка предпринималась только в исследовании Ван

Лицзянь и Гэ Вэньфэн, однако без обращения к педагогической теории и междисциплинарного обсуждения основных аспектов воспитательно-образовательной деятельности [7], что, на наш взгляд, необходимо.

Одна из проблем, которая стоит перед исследователями, — Формирование способности к социализации.

В этом процессе телевидение несет ответственность за психическое здоровье детей и может оказывать влияние на социализацию посредством передачи информации, моделей поведения, принятых в обществе [20].

1. Формирование способности к индивидуализации.

2. Фундаментальная задача раннего образования, связанная с индивидуализацией — стимулировать любознательность, способствовать активному развитию интеллекта [21].

3. Формирование способности к овладению профессиональными навыками и получение удовольствия от обучения.

Передача профессиональных навыков направлена преимущественно на взрослую аудиторию и осуществляется образовательным телевидением.

Телевидение не может взять на себя реализацию всех аспектов воспитательно-образовательной деятельности. Стоит понимать, что значительную роль в воспитании и образовании несут, конечно, родители и школа [22]. В ходе предварительного анализа нами были выделены следующие аспекты воспитательно-образовательной деятельности, в которых телевидение может принимать активное участие:

1. Передача нравственных ценностей и социальных норм: в телевизионных программах и мультфильмах

демонстрируются нравственные ценности или социальные нормы (например, прилежное поведение в школе).

2. Распространение культурных и научных знаний (например, в обучающих передачах и мультфильмах);

3. Привлечение детей к знаниям: упоминание и демонстрация положительных примеров в сфере образования, достижений в науке.

4. Формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира (отношение к себе, другим и обществу): упоминаются, демонстрируются социальные (профессиональные) роли, поведение детей и взрослых людей в реальной повседневной ситуации (например, дети в школе в роли учеников).

Именно с точки зрения реализации данных задач будет проанализировано детское телевещание Китая. Причем, каждое экранное произведение может реализовывать не один функциональный аспект. В эмпирическую базу вошли 10 детских телепрограмм и 17 мультсериалов, представленных на 33 универсальных телеканалах, вышедшие в эфир с 13.08 по 19.08.2018 г., а также 24 телепрограммы и 57 мультфильмов, показанные с 06.08 по 12.08.2018 г. на четырех самых рейтинговых специализированных телеканалах: «ССТ^14 дети», «Ка Ку», «Юмань» и «Цзиньин».

Воспитательно-образовательная деятельность посредством универсальных телеканалов

Исследование показало, что на универсальных телеканалах доминирует такой вид контента, как мультфильмы. Тем не менее, присутствуют и другие виды телевизионной продукции: тележурналы, реалити-шоу,

ток-шоу, беседа, конкурс и викторина. Набор представленных жанров и форматов весьма ограничен. В таблице 1 представлен анализ мультфильмов на универсальных каналах.

Как видно из таблицы, мультипликационные фильмы преимущественно направлены на реализацию такого

ры»). Даже в мультфильмах, содержащих полезные сведения из научной и культурной сферы, показываются традиционные для китайской культуры ценности: скромность, честность и др. Несмотря на фантастические сюжеты некоторых мультфильмов, они также содействуют продвижению традиционных идей воспитания: формированию представлений о верности и взаимопомощи, прививают любовь к старшим (например «Мир Эльфа Иелуоли»). Впрочем, нельзя не отметить, что картины, рассказывающие о вымышленных общественных правилах и нравственных ценностях, могут мешать восприятию и осознанию детьми настоящего мира.

Только пять мультфильмов отнесены нами к обучающим. На наш взгляд, их маленький хронометраж не позволяет решать образовательные задачи. Часто в мультфильмах демонстрируются несуществующие технические новинки («Ой, Хэ Пи» (кличка

аспекта воспитательно-образовательной деятельности, как передача нравственных ценностей и социальных норм. В проанализированном контенте демонстрировались позитивные модели поведения: друзья помогали друг другу, вместе преодолевали препятствия и др. («Кот китайской опе-

собаки); «Человек-свинья: супермилый питомец»). Такие мультфильмы содержат мало полезной информации и могут рассматриваться как «квазинаучные», развлекательные.

В ходе исследования выделены мультфильмы, способствующие развитию способности к познанию себя и внешнего мира. В таких мультфильмах демонстрируются разные социальные роли, а также поведение, соответствующее общественным требованиям, инсценируются сложные ситуации, возникающие в ходе общения, демонстрируются способы их решения.

В исследуемый период в эфире также транслировалось десять детских телевизионных программ: «Отличные дети», «Фантастический город науки», «Национальные ученые», «Мир модных детей», «Суперпросто». «Тот же урок», «Знание — это сила», «Яркий голос детей», «Цветочки», «Пан Цзин Мы Дуо [название цветка]».

Таблица 1

Анализ мультфильмов на универсальных каналах

Аспекты Кол-во (процент)

Передача нравственных ценностей и социальных норм 16 (94 %)

Распространение культурных и научных знаний 5 (29 %)

Привлечение детей к знаниям 8 (47 %)

Формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира 4 (24 %)

В таблице 2 представлен анализ телепрограмм на универсальных каналах.

В отличие от мультипликационных фильмов, телепередачи преимущественно направлены на привлечение детей к обучению. Журналы и реалити-шоу обеспечивают более интересную подачу школьных зна-

из сферы культуры, литературы, других гуманитарных наук. Такие проекты преимущественно реализуют такой аспект воспитательно-образовательной функции, как распространение культурных и научных знаний. Схожим образом способствуют воспитательно-образовательной деятельности научно-популярные программы «Фантастический город науки» и «Тот же урок», создаваемые в формате реалити-шоу и перемещающие школьные уроки на экран.

Ток-шоу и реалити-шоу также хорошо способствуют формированию самопознания и социализации. В реалити-шоу показана жизнь детей в школе, их взаимодействие с учителем по различным вопросам, гости

ний. В ходе конкурсов, организованных в студии бесед герои программ, китайские школьники, демонстрируют свои знания и лучшие навыки, вызывая у телезрителей желание им подражать. В передачах формата «ток-шоу» или «викторина» предполагается больше возможностей для передачи большого объема знаний

и ведущие ток-шоу обсуждают возможный спектр детских и подростковых проблем и способы их решения.

Специализированные детские

телеканалы

Как и на универсальных телеканалах, так и на специализированных мультипликационные фильмы служат преимущественно передаче нравственных ценностей и социальных норм (84 %). Детей учат быть добрыми, дружными, храбрыми, находить взаимопонимание в коллективе. Часть из этих программ не только передает нравственные ценности и социальные нормы, но инициирует интерес к науке, культуре, развивает интеллект («Рейнджер

Таблица 2

Анализ контента телепрограмм на универсальных каналах

Параметры Кол-во программ (процент) Формат

Передача нравственных ценностей и социальных ценностей норм 3 (30 %) Журнал,беседа

Распространение культурных и научных знаний 8 (80 %) Реалити-шоу+ викторина, журнал, ток-шоу, конкурс

Привлечение детей к знаниям 10 (100 %) Беседа, реалити-шоу, журнал, ток-шоу, конкурс, викторина

Формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира 3 (30 %) Беседа, реалити-шоу

Роб», «Семь цыплят с радужными цветами» и другие). Подробнее см. табл. 3.

Задача по распространению культурных и научных знаний выполняется на специализированных телеканалах качественно лучше, чем на универсальных. Зарубежные

особенностей телепередачи для детской аудитории: шесть тележурналов, три телешоу, магазин на диване (четыре программы), три кон-

и новые отечественные научно-популярные мультфильмы нацелены на воспитание и образование детей разных возрастов (например, «Рейнджер Роб»).

В исследуемый период в эфир были выпущены 24 разнообразных с точки зрения жанрово-форматных

курса, три викторины, один документальный телесериал, один репортаж (открытый урок), три реалити-шоу (подробнее см. табл. 4).

Таблица 4

Анализ контента телепрограмм на специализированных каналах

Параметры Кол-во программ и процент Формат

Передача нравственных ценностей и социальных норм 15 (62.5 %) Журнал, реалити-шоу, конкурс, викторина, документальные сериалы

Распространение культурных и научных знаний 17 (70 %) Реалити-шоу, викторина, журнал,конкурс, документальные сериалы, репортаж

Привлечение детей к знаниям 19 (79 %) Реалити-шоу, журнал, конкурс, викторина, документальные телесериалы, магазин на диване, репортаж

Формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира 11 (45.8 %) Реалити-шоу, документальные сериалы, магазин на диване, конкурс

Таблица 3

Анализ контента мультфильмов на специализированных каналах

Параметры Кол-во мультфильмов (процент)

Передача нравственных ценностей и социальных норм 47 (84 %)

Распространение культурных и научных знаний 14 (25 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение детей к знаниям 17 (30 %)

Формирование способности к самопознанию и познанию внешнего мира 26 (46 %)

Как и на универсальных телеканалах, телевизионные программы делают акцент не на воспитании, а на обучении: распространении культурных и научных знаний, развитии интеллекта. Одновременно при разработке сценария учитываются нравственные ценности и социальные нормы, характерные для китайского общества. В ходе исследования авторы отметили большие возможности по осуществлению воспитательно-образовательной деятельности передач в формате журнала.

Среди тех программ, которые реализуют такие аспекты воспитательно-образовательной деятельности, как привлечение детей к знаниям и распространение культурных и научных знаний, достаточно полезными оказались форматы документальных сериалов и реалити-шоу. Например, у китайских детей пользуется популярностью реалити-шоу «Самые шальные каникулы», в котором рассказывается о жизни героев передачи в летнем лагере, организованном самой телестанцией. В ходе съемок участники сами готовили еду, ухаживали за животными на ферме и др.

Значительное место на специализированных детских телеканалах занимает рекламная передача формата «магазин на диване», которую также можно рассматривать как способствующую реализации некоторых аспектов воспитательно-образовательной деятельности. В студии, помимо ведущего, обычно присутствуют гости: дети, молодые мамы, ведущие других детских программ, в сценарий включены конкурсы, игры и беседы на познавательную тематику. В некоторых передачах, несмотря на их рекламный характер, качественно демонстрируется товар, объясняют-

ся принципы его работы, однако данная программа может иметь лишь ограниченный воспитательно-образовательный эффект. «Магазин на диване» оказывает влияние на социализацию детской аудитории достаточно своеобразным образом: прививая ей любовь к определенным брендам и навыки жизни в обществе потребления.

Выводы и дискуссия

Исследование показало, что телевидение способствует осуществлению выделенных аспектов воспитательно-образовательной деятельности: передаче нравственных ценностей и социальных норм, распространению культурных и научных знаний, привлечению детей к знаниям, формированию способности к самопознанию и познанию внешнего мира. Однако воспитательно-образовательные задачи по-разному реализуются на универсальных и специализированных телеканалах.

Мультфильмы на универсальных телеканалах направлены преимущественно на воспитание, передачу социальных норм и нравственных ценностей. Журналистские программы сосредоточены на привлечении детей к знаниям и образованию. Можно также говорить о поверхностном решении универсальными телевизионными каналами воспитательно-образовательных задач. Здесь, помимо мультфильмов, доминируют развлекательные форматы: ток-шоу и реалити-шоу. Если рассматривать контент, крупные телеканалы обращают внимание на всевозможные достижения детей, привлекают их к участию в викторинах, поэтических чтениях классической литературы Китая. Научные знания представле-

ны только в программе «Фантастический город науки».

Качественно лучше различные аспекты воспитательно-образовательной деятельности реализуются на специализированных каналах, этому способствует богатый спектр программ различных форматов, а также китайских и импортных мультфильмов. Анимация на специализированных телеканалах уделяет основное внимание передаче социальных норм и нравственных ценностей (подобное можно наблюдать и

на каналах общего интереса). Журналистский контент преимущественно направлен на привлечение детей к знаниям, способствует трансляции научных и культурных сведений. Лучше всего данный функциональный аспект реализуется в форматах телевизионного журнала и документального сериала. Следует также отметить телешоу, которые направлены на расширение детского кругозора, но также могут оказывать сильное влияние на увлеченность детей наукой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чэнь Шупин. Учение о детском телевидении / Шупин Чэнь. — Пекин : Институт телерадиовещания Пекина, 2003. — 382 с.

2. Ли Ци. Детское телевидение в мультимедийной среде / Ци Ли. — Пекин : Китайский издательский дом радио и телевидения, 2014. — 234 с.

3. Calvert S.L. Lessons from Children's Television: The Impact of the Children's Television Act on Children's Learning / S.L. Calvert, J.A. Kotler // Journal of Applied Developmental Psychology. — 2003. — No. 24. — P. 275-335.

4. Bignell J. Children's Television and Public Service in Contemporary Britain / J. Bignell // Transdisciplinary Perspectives on Childhood in Contemporary Britain. Studies in Childhood, 1700 to the Present / ed. S. Dinter, R. Schneider. — London : Routledge, 2017. — P. 87-102.

5. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory / D. McQuail. — London : Sage, 2010. — 621 p.

6. Ван Фань. Детская культурная программа с точки зрения образовательной функции / Фань Ван // Молодой репортер. — 2018. — № 21. — С. 62-63.

7. Ван Лицзянь, Гэ Вэньфэн. Детское телевидение в Китае с точки зрения педагогики / Лицзянь Ван, Вэньфэн Гэ // Современная коммуникация: Журнал Коммуникационного университета Китая. — 2013. — № 11. — С. 125-129.

8. Чжэнь Ли. Телевидение и образование / Ли Чжэнь. — Пекин : Народное образование, 2005. — 267 с.

9. Долгова Ю.И. Имманентные свойства телевидения: потенциал для повышения информированности общества или источник манипуляций? / Ю.И. Долгова // Социальные аспекты современного вещания в России. — Москва, 2017. — С. 38-51.

10. Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И. Долгова, Г.В. Перипечина. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 c.

11. Mittell J. Children's Television as a Genre / J. Mittell // The Television Genre Book / ed. G. Greeber. — Basingstoke (Hants.) : Palgrave Macmillan, 2009. — P. 112-114.

12. Мыгаль М. С. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента в сетке вещания: жанрово-тематический состав, целевая аудитория / М.С. Мыгаль // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 13 (184). — С. 223-233.

13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. — Москва : Академия, 2000. — 512 с.

14. Бордонская Л.А. Русско-китайский толковый терминологический словарь по педагогике / Л.А. Бордонская, Е.А. Игумнова, Т.В. Лучкина. — Чита : ЗабГГПУ, 2010. — 246 с.

15. Ху Дехай. Теория педагогики / Дехай Ху. — Ланьчжоу : Изд-во просвещения провинции Ганьсу, 1999. — 635 с.

16. Фэн Цзяньцзюнь. Базовая теория педагогики за 20 лет (1990-2010) / Фэн Цзянь-цзюнь. — Фучжоу : Изд-во Образование провинции Фуцзянь, 2012. — 748 с.

17. Сюй Хунмэй, Ма Юйся. Педагогика / Сюй Хунмэй, Ма Юйся. — Харбин: Изд-во Харбинкого инженерного университета, 2010. — 268 с.

18. Практическая педагогика / под ред. Тан Дяньцян, Ван Цимао, Ли Шипин, Ян Цин-дун. — Тяньцзинь : Изд-во Нанткайского университета, 2009. — 257 с.

19. Инь Янцю, Тан Бинь. Лекции по теории педагогики / Янцю Инь, Бинь Тан. — Суч-жоу : Изд-во Сучжоуского университета, 2013. — 235 с.

20. Тань Цюань. Медиаграмотность и медиаинновации нравственного воспитания: как относиться к порнографии и насилию / Цюань Тань, Хайся Ли, Тьяньлы Ци. — Пекин : Изд-во Университета Цинхуа. 2014. — 488 с.

21. Педагогика / под ред. Пин Ли. — Ухань : Изд-во Центрально-китайского научно-технического университета. 2014. — 158 с.

22. Захарова А.Е. Детское телевидение как агент социализации дошкольников / А.Е. Захарова, Т.А. Рязанова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2016. — № 9-10 (59). — С. 47-52.

REFERENCES

1. Chen Shuping. Er tong dian shi xue [The children's television]. Beijing. Beijing Broadcasting Institute Publ. 2003. 382 p. (In Chinese).

2. Li Qi. Duo yuan mei jie huan jing xia de er tong dian shi [Children's television in a multimedia environment]. Beijing. Press Chinese Radio and Television Publ. 2014. 234 p. (In Chinese).

3. Calvert S.L., Kotler J.A. Lessons from Children's Television: The Impact of the Children's Television Act on Children's Learning. Journal of Applied Developmental Psychology, 2003, no. 24, pp. 275-335.

4. Bignell J. Children's Television and Public Service in Contemporary Britain. In Dint-er S., Schneider R. (eds). Transdisciplinary Perspectives on Childhood in Contemporary Britain. Studies in Childhood, 1700 to the Present. London, Routledge, 2017, pp. 87-102.

5. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory. London, Sage, 2010. 621 p.

6. Wang Fan. Research of Children's cultural programs from the standpoint of educational function. Young reporter. 2018, no. 21, pp. 62-63. (In Chinese).

7. Wang Lijian, Ge Wenfeng. Children's television in China in perspective of pedagogy // Xian dai chuan mei: Zhong guo chuan mei da xue xue bao = Modern Communication: Journal of the Chinese University of Communication, 2013, no 11, pp. 125-129. (In Chinese).

8. Zhen Li. Dian shiyu jiao yu [Television and education]. Beijing. Public Education. 2006. 267 p. (In Chinese).

9. Dolgova Yu.I. Immanent properties of television: a potential for raising public awareness or a means of manipulation? Sotsial'nye aspekty sovremennogo veshchaniya v Rossii [Social aspects of modern broadcasting in Russia]. Moscow, 2017, pp. 38-51. (In Russian).

10. Dolgov Yu.I., Peripechin G.V. (eds). Televizionnaya zhurnalistika [Television Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2019. 208 p.

11. Mittell J. Children's Television as a Genre. In Greeber G. (ed.). The Television Genre Book. Basingstoke (Hants.), Palgrave Macmillan, 2009, pp. 112-114.

12. Mygal M.S. Program Policy of Children's Channels in Russia: Features of Distribution of a Television Content in a Broadcasting Grid, Genre and Thematic Structure, Target Audience. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki = Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 2014, no. 13 (184), pp. 223-233. (In Russian).

13. Smirnov S.A. (ed.). Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 512 p.

14. Bordonskaya L.A., Igumnova E.A., Luchkina T.V. Russko-kitaiskii tolkovyi terminologicheskii slovar' po pedagogike [Russian-Chinese explanatory terminological dictionary on pedagogy]. Chita, Zabaikalsky State Humanitarian-Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky, 2010. 246 p.

15. Hu Dehai. Jiao yu xue li lun [Theory of pedagogy], Lanzhou, Gansu Provincial Education Press. 1999. 635p. (In Chinese).

16. Feng Jianjun. Jiao yu xue li lun yan jiu 20 nian (1990-2010) [The basic theory of pedagogy for 20 years (1990-2010)]. Fuzhou. Fujian Provincial Education Press. 2012. 748 p. (In Chinese).

17. Xu Hongmei, Ma Yuxia. Jiao yu xue [Pedagogy]. Harbin, Press of Harbin University of Engineering. 2010. 268p. (In Chinese).

18. Tang Dianqiang, Wang Zimao, Li Shiping, Yan Qingdong (eds.). Shi yong jiao yu xue [Practical pedagogy], Tianjin. Press of Nankai University. 2009. 257 p. (In Chinese).

19. Yin Yanqiu, Tang Bing (2013). Jiao yu ji ben li lun zhuan ti jiang yi [Lectures of educational principle]. Suzhou. Press of Suzhou University. 2013. 235 p. (In Chinese).

20. Tan Chuan, Li Haixia, Qi Tianlei. Mei jie su yang yu mei jie de yu chuang xin: da xue sheng ru he ying dui se qing yu bao li xing xi [Media literacy and media innovation of moral education: how to deal with pornographic and violent information], Beijing. Tsinghua University Press. 2014. 488 p. (In Chinese).

21. Li Ping (eds.). Jiao yu xue [Pedagogy], Wuhan. Press of the Central China Scientific and Technical University. 2014.158p. (In Chinese).

22. Zakharova A.E., Ryazanova T.A. Children's Television as an Agent of Socialization Prescoolers. Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya = Actual issues of Social Sciences: Sociology, Political Science, Philosophy, History, 2016, no. 9-10 (59), pp. 47-52. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Долгова Ю.И. Специфика реализации воспитательно-образовательной функции детским телевидением Китая // Ю.И. Долгова, Цао Юй. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3).543-553 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 3. — С. 543-553.

FOR CITATION

Dolgova Y.I., Cao Yu. Pedagogic and Educational Function of China's TV for Children and Peculiarities of Its Implementation. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 543-553. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3).543-553. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.