Научная статья на тему 'Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности'

Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2539
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛАГЕРЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / PERSONALITY / CAMP / HOLIDAY CAMP / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / SOCIAL ADAPTATION / MOTIVATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Т. А., Раджабов Х. Ш.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации детского оздоровительного лагеря. Автор дает обобщенную характеристику различным видам деятельностям оздоровительного детского лагеря (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, исследовательская, игровая, трудовая) и выделяет ряд особенностей социализации личности в условиях детского лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s holiday camp as the individual socialization environment

The article is devoted to the urgent children holiday camp socialization problem. The author gives a generalized description of the various children holiday camp activities (recreational, health-promoting, investigative, playing, working ones) and highlights a number of socialization features in a children camp.

Текст научной работы на тему «Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности»

УДК 373.04 ББК 74.200.585.8

Т.А. Магомедов, Х.Ш. Раджабов

детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации детского оздоровительного лагеря. Автор дает обобщенную характеристику различным видам деятель-ностям оздоровительного детского лагеря (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, исследовательская, игровая, трудовая) и выделяет ряд особенностей социализации личности в условиях детского лагеря.

Ключевые слова: личность, лагерь, оздоровительный лагерь, социализация личности, социальная адаптация, мотивационная среда.

T.A. Magomedov, H.Sh. Radjabov

children's holiday camp as the individual socialization environment

The article is devoted to the urgent children holiday camp socialization problem. The author gives a generalized description of the various children holiday camp activities (recreational, health-promoting, investigative, playing, working ones) and highlights a number of socialization features in a children camp.

Key words: personality, camp, holiday camp, socialization of the individual, social adaptation, motivational environment.

Задача социального становления личности является важной для любого общества, особенно для нашей страны в период переориентации ценностей, существенно влияющих на формирование социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, зависит развитие общества и в настоящем, и в будущем. В связи с этим существенно возрастает социальная значимость общественных институтов, направленных на создание условий для социализации, среди которых важное место занимает детский оздоровительный лагерь.

Понятие «социализация» сегодня широко употребляется в философских, психолого-педагогических исследованиях, поскольку ее педагогический аспект не может изучаться изолированно. При этом процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение элементов культуры,

социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в деятельность, зависит, с одной стороны, от способности социальной организации влиять на личность, а с другой - готовности личности поддаваться влиянию других людей.

В любом цивилизованном обществе существует множество сфер социальных отношений, которые можно классифицировать по признаку удовлетворения основных потребностей -экономика, политика, духовная сфера, где можно выделить объекты, с которыми вступает в контакт подростков. Основными из них являются: ребенок-семья, ребенок-школа, ребенок-среда, ребенок-государство, ребенок-мир. С этих позиций детский оздоровительный лагерь соприкасается в той или иной мере с семьей, школой, государством обеспечивает включение ребенка

в социальные отношения, чем и определяет особенность её работы по социализации личности.

Социализация в условиях детского оздоровительного лагеря включает две фазы: социальную адаптацию и интерио-ризацию, из которых первая означает приспособление к условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности лагерного сообщества, где вторая характеризует процесс перевода социальных норм и ценностей во внутренний мир ребенка. При этом характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом, поскольку он не растворяется в социальной среде лагеря, а относится к ней как самостоятельная единица.

Рассматривая человека как социологическую проблему, Х.Ф. Сабиров подчеркивает, что «социализация выступает как сложный, противоречивый процесс усвоения многообразных интересов, которые образуют важный элемент социального содержания. Каждая личность обладает системой интересов, которые в его жизни и в социальном развитии выполняют две важные общественные функции: во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими к определенным действиям и поступкам; во-вторых, объединяют его с обществом, с коллективом сверстников, с педагогами и т. д. [5].

Р.С. Немов определяет социализацию как «...процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать сними в ходе решения тех или иных задач» [4].

И.С. Кон считает, что «...процесс социализации не сводим к непосредственному воздействию индивидов. Социализация во многом зависит от социальной

позиции индивида, от его места в определенной конкретной социальной структуре» [2].

С педагогической позиции проблему социализации личности рассматривал В.А. Сухомлинский, который процесс социализации рассматривал как важнейшую предпосылку, поскольку правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможны лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага», очерченным в периодизации психического развития, разработанной Л.С. Выготским, Д.Э. Элькониным. В социальном развитии личности в зависимости от изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу фиксируются рубежи этого развития» [6].

По мнению Р.Г. Гуровой, одной из важнейших социологических проблем воспитания выступает «...социальная детерминированность воспитания, взаимодействие влияний воспитания и среды на социальное формирование личности, воздействие воспитания на воспроизводство общества и социальный прогресс» [1].

В «Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе» социализация рассматривается как двусторонний процесс, где, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы и установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, а с другой - активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт. Исходя из данного подхода к социализации, можно считать, что, социализируясь в условиях лагеря, субъект не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Следовательно, воспитание в оздоровительном лагере как часть процесса социализации представляет собой целенаправленное управление развитием личности на основе включения в различные виды социальных отношений в

¡3

о

X

т

го

го

о о

го

ч ф

^

о ^

го .0

£ го с;

.0 X .0

I-^

ш

о ^

о ч

со

о

о

I-

ф

m о

Ю

го

*

ч го CL

3

><

со О

4 Ф

о го

общении, игре, практической деятельности. При этом оздоровительный лагерь должен предоставить условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Педагогическая деятельность лагеря должна строиться на гармонизации общественных потребностей и интересов личности, обеспечивая приоритет интересов каждой личности и общества.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации личности в детском оздоровительном лагере имеет изучение факторов и механизмов социализации личности, которые, по мнению А.В. Мудрика условно представляют три группы:

• первая включает макрофакторы, характеризующие условия социализации всех или очень многих людей, среди которых - космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;

• вторая состоит из мезофакторов (мезосредний, промежуточный), к которым отнесены этнос и поселение (город, село), в котором живет субъект;

• третья включает микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп, выделяемых по различным признакам, включающие институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, средства массовой коммуникации, общество сверстников) [3].

С учетом сказанного, социализации в лагере выступает формирование готовности к социальным действиям, что требует определения особенностей социализации личности в детском оздоровительном лагере. При этом среди всех воздействий, влияющих на процесс социализации, можно выделить стихийные, социально-регулируемые и педагогически регулируемые, из которых последние представляют собой компонент процесса социализации.

Социализация детей в условиях лагеря представляет собой сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой

личности адаптируются к потребностям коллектива на различных уровнях взаимодействия (отряд, лагерь, временное объединение), где адаптация, активный процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно выстраивает свою роль в коллективе, са-моактуализуется, а с другой стороны, коллектив формирует нормы морали и поведения, включая целесообразные формы отношений в процессе взаимодействия.

В социализации можно выделить отдельные этапы, для каждого из которых характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. При этом новые потребности играют ведущую роль, поскольку уже сформировавшиеся потребности и соответствующие им ценности, воплощающие целостный опыт жизни, под влиянием новых условий и формирующихся ценностных установок, начинают обогащаться, что находит свое проявление в переструктурировании, иерархической переорганизации уже имеющегося опыта по отношению к новому системообразующему фактору.

Социализация предполагает непрерывное социальное воспроизводство посредством выполнения различных социальных ролей и превращения их во внутренние структуры человеческой психики (интериоризацию) обуславливаемые мотивационным ядром личности в процессе овладения социальным опытом. При этом выделяется три основных уровня формирования мотивов в процессе социализации, характеризующих внутреннюю психологическую структуру личности:

• функционально-ролевой уровень: включенность, мотивы, обусловленные нормативным поведением в социальной среде, определяемые полом, возрастом, профессией и статусом;

• социальный уровень, где мотивы определяются характерными чертами личности (общительность, замкнутость, адаптивность, система симпатий и антипатий), которые выступают как факторы внутренней организации поведения, способствующие формированию устойчивых социальных позиций;

• интериоризованный уровень, включающий принципы жизни, мировоззренческие установки личности, составляющие его нравственное ядро и обеспечивающие единство и стабильность.

Таким образом, потребностно-моти-вационная среда является ядром социализации, в процессе которой происходит активное опредмечивание и присвоение личностью норм коллектива. При этом происходит преобразование приобретенного социального опыта в лагере в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей, навыков и т.д.

Следует отметить, что любой лагерь может воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, что зависит от программы деятельности, где одним из основных средств социализации выступает норма, поскольку соблюдение нормативов позволяет ориентироваться на эталоны и стереотипы, где первые персонифицированные выражения нравственно-эстетических и антрополого-психологических требований к людям, выработанные общественными нормами, воздействием идеалов, стереотипы более устойчивы и характеризуют стандартизированное представление о чем-либо.

Особое место в процессе социализации занимает искусство, выступающее как носитель духовной культуры и как средство пространственно-временного познания мира, отражающее быт, нравственность, социальные отношения того или иного общества. При этом искусство выступает как форма и средство общения, является действенным средством творческого развития личности, которая в детском оздоровительном лагере имеет колоссальное воспитательное значение, поскольку активно выступает средством развлечения.

Обозначенные выше явления и процессы формируют ценностные ориентации и установки подрастающего поколения, являющиеся как бы завершающим звеном в мотивационной сфере, от которой зависит уровень социализации подростка.

На основе вышеизложенного в качестве основных функций социализации ин-

дивида в условиях детского оздоровительного лагеря, на наш взгляд, выступают:

• нормативнорегулятивная, формирующая и регулирующая жизнедеятельность в лагерном обществе посредством воздействия на него (или взаимодействия с ним) специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

• личностно-преобразовательная, индивидуализирующая личность посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок в системе лагерных социальных отношений;

• ценностно-ориентационная, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни субъекта лагерных отношений;

• коммуникативно-информационная, приводящая личность во взаимоотношения с другими субъектами, группами, системой, насыщающая информацией с целью формирования образа жизни;

• прокреативная, порождающая готовность действовать определенным образом, открыто или латентно, заданная другим субъектом, группой, системой;

• творческая, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход в нестандартных ситуациях, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

• компенсаторная, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств личности.

Исходя из вышесказанного, следует выделить ряд особенностей социализации личности в условиях детского лагеря: относительная независимость детского лагеря от государственных социальных институтов, что позволяет прогностически ориентировать подростков на характер их социальных отношений в будущем; фактически добровольный характер включения в социальные отношения, что позволяет осуществлять их социализацию с учетом интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные качества личности; усвоение социального опыта вдетском лагере, осу-

¡3

о

X

т

го

с; го

о о

го

ч ф

^

о ^

го .0

£ го с;

.0 X .0

I-^

ш

о ^

о ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

о

о

I-

ф

ществляемая избирательность, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосредованным их отношением к взрослым.

Учитывая специфику детского оздоровительного лагеря, можно выделить три основных критерия эффективности социализации:

• интериоризация социального опыта (когнитивный критерий), характеризующий наличие знаний о различных типах социальных отношений; осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений; знание особенностей социального общения;

• участие в социальных отношениях (мотивационный критерий) характеризующий потребность к социальному общению в различных группах; направленность на достижение результатов в социальной деятельности; адекватная оценка своего участия в деятельности;

• участие в поиске путей реализации своих возможностей (деятельностный критерий) характеризующий включение в социально-значимую деятельность; проявление инициативы и активности в деятельности; творческий подход к деятельности.

Библиографический список

1. Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания [Текст]: монография / Р.Г. Гурова; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

3. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 1997.

4. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 327 с.

5. Сабиров, Х.Ф. Общественно-нравственное поведение личности как черта социалистического образа жизни [Текст] / Х.Ф. Сабиров. - М.: РИО Акад. МВД СССР, 1977. - С. 233-235.

6. Сухомлинский, В.А. Книга о совести. Ч. 1: Красота - радость жизни [Текст] / В.А. Сухомлин-ский. - Симферополь: Издатель А.П. Выродов, 2003. - 112 с.

References

1. Gurov R.G. Sociological problems of education. M.: Pedagogika, 1981. P. 176. [in Russian].

2. Kon I.S. Psychology of early adolescence. M.: Prosveshchenie, 1989. P.256. [in Russian].

3. Mudrik A.V. Introduction to Social pedagogics. M.: 1997. [in Russian].

4. Nemov R.S. Basics of psychological counseling. VLADOS, M.: 1999. P. 327. [in Russian].

5. Sabirov H.F. Social and moral behavior of the individual as a feature of the socialistic way of life. Moscow: RIO Acad. MVD SSSR, 1977. P. 233-235. [in Russian].

6. Sukhomlinsky V.A. Book of conscience. Part 1. Beauty - the joy of life. Simferopol: Izdatel A.P. Vyrodov, 2003. P. 112. [in Russian].

сведения об авторах:

Магомедов Тиномагомед Абдулазизович,

соискатель, кафедра теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.

Раджабов хаджимурад Шамсудинович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания. Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Magomedov Tinomagomed Abdulazizovich,

Degree-seeking student, The department of professional education theory and methodology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala)

Radjabov Hadzhimurad Shamsudinovich,

Candidate of Sciences (Education), Assistant professor, The department of physical education, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.