Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №2(59). С. 96-110
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Научная статья
УДК/UDC 711.455:725.1:613.95
DOI: 10.24412/1998-4839-2022-2-96-110
Детский оздоровительный лагерь как место детского отдыха и туризма
Татьяна Николаевна Щёлокова1н, Дарья Александровна Глаголева2, Андрей Викторович Серов3
123 Московский государственный строительный университет, Москва, Россия 1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]
Аннотация. Настоящая статья является частью исследования в области рекреационных пространств детского отдыха в периоды летних, зимних, весенних и осенних каникул. В статье рассмотрена актуальная проблема обеспеченности детей и подростков рекреационными услугами (детскими лагерями отдыха) на территории РФ. Проведено сравнение типов лагерей детского отдыха - дневной и стационарный, выявлены их особенности и различия, приведен основной состав зданий и сооружений. Посчитаны возможности уже существующего фонда, их необходимости как регионально, так и в целом по стране. Доказана необходимость в строительстве новых и реконструкции действующих лагерей круглогодичного типа. Выявлены оптимальные пути решения данной проблемы. Рассмотрены объемно-планировочные решения спального корпуса, территориальное зонирование и предложены модернизированные решения.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, классификация лагерей, проектирование лагерей, обеспеченность лагерями, активный детский отдых, рекреационная деятельность
Для цитирования: Щёлокова Т.Н. Детский оздоровительный лагерь как место детского отдыха и туризма / Т.Н. Щёлокова, Д.А. Глаголева, А.В. Серов // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №2(59). С. 96-110. URL:
https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/07 shchelokova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20222-96-110
ARCHITECTURE OF BUILDINGS AND STRUCTURES
Original article
Children's health camp as a place of children's recreation and tourism
Tatiana N. Shchelokova1®, Darya А. Glagoleva2, Andrey V. Serov3
123 Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia 1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]
Abstract. This article is part of a study in the field of recreational spaces for children's recreation during the summer, winter, spring and autumn holidays. The article considers the actual problem of providing children and adolescents with recreational services (children's recreation camps) on the territory of the Russian Federation. A comparison of the types of children's recreation camps - day and stationary, their features and differences are revealed, the main composition of buildings and structures is given. The possibilities of the already existing fund, their needs both regionally and in the whole country have been calculated. The need for the construction of new
1 2 © Щёлокова Т.Н., Глаголева Д.А., Серов А.В., 2022
and reconstruction of existing year-round camps has been proved. The optimal ways of solving this problem have been identified. The spatial planning solutions of the dormitory building, territorial zoning are considered and modernized solutions are proposed. Keywords: children's health camp, classification of camps, design of camps, provision of camps, active children's recreation, recreational activities
For citation: Shchelokova T.N., Glagoleva D.A., Serov A.V. Children's health camp as a place of children's recreation and tourism. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 2(59), pp. 96-110. Available at:
https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/07 shchelokova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20222-96-110
Постановка проблемы
Проблема рекреации детей была и остается актуальной на сегодняшний день. Она заключается в сокращении численности лагерей по всей территории РФ с каждым годом и качестве оказываемых ими услуг. Это подтверждается данными из СМИ, докладами Роспотребнадзора, выступлениями политиков. С каждым годом численность лагерей падает, что приводит к неспособности системы оздоровления (детского отдыха) выполнять свои функции.
Этот вопрос поднят федеральный уровень. Так, в ходе Заседания Президиума Совета законадателей РФ, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин высказался о готовности Минстроя реализовывать федеральную программу по восстановлению и строительству объектов для отдыха детей, в том числе с применением типовых проектов и быстровозводимых конструкций в рамках поставленной Президентом РФ задачи.
Современная система отдыха и оздоровления детей предлагает несколько видов лагерей с разным времяпрепровождением. В данной статье будут рассмотрены лагеря дневного и загородного типа, показаны их сходства и различия, а также рассмотрен вопрос необходимости увеличения численности лагерей загородного типа и их модернизации.
Типы лагерей
Детский отдых был и остается ключевым направлением в любом государстве. Ежегодно миллионы детей получают услуги по рекреации в тысячах лагерей по всей стране. Основной период оздоровления детей - это период каникул: осенних, зимних, весенних и летних.
Система оздоровления детей предлагает большой выбор места отдыха детей: от лагерей, основанных на базах школ и образовательных учреждений, до лагерей загородного типа [1]. Самое большое разнообразие, по видам отдыха, представлено именно в летний период.
Путевки в лагеря предоставляются как муниципалитетами, так и приобретаются родителями самостоятельно. Стоимость путевок варьируется в зависимости от региона, направленности, материально-технической базы.
В настоящее время по времени пребывания все лагеря можно разделить на две группы:
1) лагеря дневного пребывания;
2) лагеря круглосуточного пребывания (загородного типа).
Лагеря дневного пребывания создаются на базах общеобразовательных учреждений, досуговых центров и других организаций. Отличительная особенность лагерей этого типа
- это время работы лагеря - дневное. В большинстве случаев такие лагеря работают с 8:30 до 18:00 с понедельника по пятницу. В лагерях формируют от одной до трёх групп по возрасту. Вожатыми выступают учителя, соцработники, сотрудники образовательных учреждений. Круг занятий детей ограничен возможностями организации. Дети проводят свое время на прогулках по школьной площадке, играют в настольные игры, участвуют в театральных мероприятиях, могут быть задействованы в озеленении территории, подготовке кабинетов для мероприятий, занятиях по тем или иным тематикам.
Состав зданий и сооружений такого лагеря минимальный, как правило, ограничивается зданиями школы, спортивной площадки и прилегающей территорией (рис.1, 2). Данные лагеря ограничены площадью застройки, объемно-планировочными решениями, т.к. главная функция таких заведений во все периоды, кроме каникул - общеобразовательная [2].
Стесненность городской застройки оказывает колоссальное влияние на выбор места времяпрепровождения детей. Как следствие, дети проводят больше времени в учебных классах, которые не приспособлены для активного отдыха. На протяжении всего периода обучения детей окружает одна и та же обстановка как в учебный период, так и в каникулярный (рис. 3), что, в том числе, не дает нервной системе перезагрузиться и отдохнуть качественно.
Рис. 1. Схема объемно-планировочных решений лагеря дневного пребывания на базе общеобразовательного учреждения
игровые площадки/
Рис. 2. Схема прилегающей территории лагеря дневного пребывания на базе общеобразовательного учреждения
Цель лагерей дневного пребывания - обеспечить занятость ребенка в рабочий период родителей, т.е. такие лагеря по своему типу напоминают школу, развивающие кружки и дополнительные занятия. Эти лагеря не могут заменить традиционные.
а) б)
Рис. 3. Лагерь дневного пребывания на базе общеобразовательного учреждения: а) прилегающая территория; б) учебный класс
Лагеря круглосуточного пребывания (загородного типа) - качественно иные. Место базирования таких лагерей самое разнообразное, большинство лагерей размещается загородом, в лесных и приморских зонах, в горной местности, т.е. обладают значительной территорией для прогулок, занятий спортом, игр на свежем воздухе и пр. Расположение и специфика мероприятий зависит от профиля лагеря. Здесь дети учатся взаимодействовать со сверстниками, быть самостоятельными. Лагерь данного типа функционирует, как правило, 21 день и в течение этого периода дети его не покидают. В таких лагерях бывают от 10 до 20 отрядов по 15-20 человек, в каждом отряде присутствуют вожатые и воспитатель. В лагере существует определенный распорядок дня. Каждая смена может носить как профильный характер, так и быть разнонаправленной.
Основные занятия детей - это прогулки, игры на свежем воздухе, различные мероприятия, конкурсы, просмотр фильмов, часто привлекают актеров спектаклей, либо детей вывозят
на экскурсии, по вечерам проводят дискотеки. У большинства лагерей имеется свой пляж, спортивные площадки, огороды, фермы, живые уголки и пр. В таком лагере каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, научиться работать в команде. Объемно-планировочные решения загородных лагерей значительно отличаются от объемно планировочного решения школ ввиду иной функциональной нагрузки и решаемых задач (рис. 4).
а) б)
Рис. 4. Лагеря загородного типа: а) открытый спортивный комплекс; б) пляж
Состав зданий и сооружений лагерей данного типа очень разнообразен, в основном это: домики отрядов, столовая, медпункт, здание для общего сбора (клуб), административные здания, душевая, прачечная и др., на территории лагеря могут располагаться спортивные площадки с полем для футбола, баскетбола, волейбола, несколько пляжей, туристическая тропа и многое другое [4] (рис. 5).
Рис. 5. Схема территории лагеря загородного типа
Специфика лагеря круглосуточного пребывания - оздоровление детей, получение новых впечатлений [5], знаний и навыков, а главное - качественного отдыха для организма ребенка в целом. Ребенок попадает в новую, интересную среду, учится коммуникациям, быть более самостоятельным, более мобильным. Это положительно сказывается на психологическом состоянии детей. В последнее время наблюдается тенденция
возрастания процента детей, которые животных видят только на картинках, в зоопарках. В условия городской среды теряется близость человека к природе, ее обитателям. Этот тип лагеря унаследовал опыт советских пионерских лагерей.
Обеспеченность системы детского оздоровления
Для оценки обеспеченности учреждениями детского отдыха был проведен анализ и обработка данных по количеству лагерей на территории РФ с 2011 по 2020 год. Результаты этой работы приведены в таблице 1. Данные были получены на основании статистических ежегодников каждого субъекта РФ за требуемый период. На основании этих данных выявлены регионы с наибольшей рекреационной способностью.
Таблица 1. Количество лагерей в РФ в 2011-2020 годы
№ Федеральные округа РФ 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011
1 Центральный 3899 8771 8792 9157 9134 9190 9462 9752 10081 10597
2 СевероЗападный 708 3408 3097 3342 3574 3602 3663 3815 3858 4085
3 Южный 1025 3606 3543 3603 3598 3601 3788 3764 3794 4056
4 СевероКавказский 556 1070 1065 1099 1184 1114 1193 1211 1234 1412
5 Приволжский 1952 12177 12583 13040 12916 13306 13801 13940 14253 15158
6 Уральский 1853 4281 4284 4298 4358 4277 4278 4260 4313 4348
7 Сибирский 967 6029 6077 5990 6376 6692 6784 6849 7155 7248
8 Дальневосточный 1227 3194 3754 3854 4076 4057 4192 4062 4018 4816
Суммарное количество 12187 42536 43195 44383 45216 45839 47161 47653 48706 51720
Анализ полученных данных показал динамику резкого сокращения численности лагерей за последние годы. Связано это с окончанием срока эксплуатации объектов ввиду исчерпания несущей способности и морального устаревания, фонд детских лагерей - это здания пионерских лагерей времен СССР.
К регионам с большой обеспеченностью лагерями (более 1000 ед.) относятся: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская область, Пермский край, Свердловская область, Московская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Тюменская область.
Регионы с минимальным количеством лагерей (менее 50 ед.): Чеченская республика, Чукотский автономный округ, Республика Дагестан, Ненецкий автономный округ, Кабардино-Балкарская республика.
Ситуация с COVID-19 выявленные проблемы только обострила. Система детского отдыха испытала серьезный упадок. Миллионы детей не смогли отправиться на отдых в лагеря. Только считанным единицам российских лагерей Роспотребнадзор позволил осуществить свою деятельность во время пандемии. Детские лагеря, располагающиеся на побережьях морей, были вынуждены отказать семьям с детьми из других регионов страны.
Ситуация с пандемией наложила ряд ограничений и изменила привычную структуру детского отдыха. По требованиям Роспотребнадзора, детские лагеря обязаны были соблюдать предписания, а также методические рекомендации, разработанные с целью снижения рисков заболеваемости детей и сотрудников.
Проведем расчеты с целью оценки доступности системы детских лагерей в РФ в летний период. На отдых в летние лагеря отправляются дети возрастом от 7 до 18 лет. Среднестатистический лагерь способен обеспечить оздоровление детей в течение
4 рабочих смен длительностью от 14 до 21 дня. В среднем в одном лагере располагаются от 10 до 15 отрядов. В отряде численность детей составляет от 20 до 30 человек. Получаем, что один лагерь за 4 смены способен оздоровить: 30 (человек) * 15 (отрядов) * 4 (смены) = 1800 человек.
Воспользовавшись Российским статистическим ежегодником за 2020 год, определим численность детского населения. Ввиду отсутствия разделения в статистических данных диапазона от 7 до 18 лет, принимается ближайший - от 5 до 19 лет. На начало 2020 года выявлено 49 040 000 человек возрастом от 5 до 19 лет. Суммарное количество лагерей за 2020 год - 12187 шт. Из них 1273 - круглосуточного типа и 10589 - лагеря дневного пребывания (рис. 6).
Распредление количества лагерей в РФ на 2020 г.
• Общее количество -12187 шг:
• Чатродные круглосуточные лагеря - 1273 шт
■ Лагеря /гневного пребывания 10589шт
Рис. 6. Лагеря в РФ в 2020 году
Будем считать, что каждый ребенок должен посетить лагерь хотя бы в 1 смену. Тогда, количество мест в лагерях должно составлять: 12187*1800 = 21 936 600 мест.
Оценим доступность мест отдыха в процентах: (21 936 600/ 49 040 000)*100 = 44,73 %. На основании расчетов видно, что более половины детей не смогут получить услуги по рекреации в детских лагерях.
Оценим доступность круглосуточных лагерей, исключив дневные. Количество мест в круглосуточном лагерях: 1273*1800 = 2 291 400 мест. Доступность лагерей в процентах: (2 291 400 / 49 040 000)*100= 4,67 %.
Как видно из расчетов, система отдыха детей нуждается в лагерях стационарного типа. Отдых в лагерях с дневным пребыванием не сможет заменить отдых в загородных лагерях. Также следует отметить, что в расчетах учитывалось пребывание одного ребенка только в одну смену, на практике дети остаются на несколько смен в одном или разных лагерях, соответственно, полученные проценты будут значительно ниже, что заставляет задуматься о системе оздоровления и доступности лагерей всем детям. Ситуация с 20202021 годами очевидна. Понятно, что оздоровление детей уйдет на второй план.
Авторы считают неправильным оценивать доступность и состояние лагерей только по 2020 году. Поэтому был проанализирован 2019 год (предшествующий пандемии). Данные по распределению численности лагерей представлены на рисунке 7.
Распредление количества лагерей в РФ на 2019 г.
Общее количество - 42536 пгг:
■ Загородные/круглосуточные лагеря - 2832 пгг
■ Лагеря дневного пребывания - 39704 пгг
Рис. 7. Лагеря в РФ в 2019 году
Из данных, приведенных выше, видно, что количество лагерей по сравнению с 2020 годом было в 3,5 раза больше, однако процентное соотношение между типами лагерей изменилось незначительно, что позволяет сделать вывод о том, что такое процентное соотношение описывает реальную картину с численным разделением лагерей по типам, а не является случайным показателем.
Оценим возможность приема лагерями детей. Для упрощения расчета примем методику расчета аналогично 2020 году, тогда:
1) количество мест в лагерях: 42536*1800 = 76 564 800 мест;
2) доступность мест отдыха в процентах: (76 564 800/49 040 000)*100 = 156,1%.
Как видно из расчета, система оздоровления способна обеспечить детей в летний период при условии, что каждый ребенок посетит лагерь только в 1 смену, при увеличении количества поездок ребенка в лагерь до двух или трех смен, обеспеченность резко падает - до 78 % и 52 % соответственно.
Доступность круглосуточных лагерей, исключая дневные: 2832*1800 = 5 097 600 мест. Доступность лагерей в процентах: (5 097 600 / 49 040 000)*100= 10,39 %.
О необходимости лагерей загородного типа высказываются многие детские нейропсихологи [6], которые считают, что детские лагеря, - это, в первую очередь, речь о пространстве: разнообразном, масштабном, увлекательном, насыщенном зеленью, площадками для отдыха, водоемами, пляжами, летними кинотеатрам, где отдыхает душа и тело.
В 2014 году был проведен краудсорсинг проект Мэра Москвы С.С. Собянина, направленный на разработку единого стандарта детского отдыха. В ходе данного проекта был проведен опрос среди населения с целью оценки современного состояния лагерей и предложений по улучшению их и системы в целом. По результатам опроса, 91% респондентов высказали мнение о необходимости развития сетей лагерей в РФ. Родители хотят отправлять детей именно в загородные лагеря, а не в школы, которые выполняют функцию оздоровления в режиме дневного пребывания детей. Были выдвинуты предложения по модернизации системы проживания, питания, программ пребывания, развития инфраструктуры и других аспектов.
Это говорит о том, что вопрос использования лагерей именно круглосуточного пребывания является актуальным и является запросом населения на объекты инфраструктуры, способные обеспечить качественный, современный и безопасный отдых детей, что еще раз подтверждает, что фонд системы оздоровления нуждается в лагерях с круглосуточным пребыванием.
Круглогодичные лагеря
Как показывает статистика, лагерей, способных функционировать круглогодично -единицы. На рис. 8 представлена диаграмма распределения доли лагерей круглогодичного использования по отношению к сезонному в процентах (по данным Российского статистического ежегодника).
Рис. 8. Круглогодичные и сезонные лагеря РФ в 2018 и 2019 гг.
Зная общее количество лагерей в 2019 и 2018 годах, пересчитаем проценты в конкретное число:
1) 2019 год - всего 42563 лагеря. Тогда круглогодичных лагерей получаем: 1,4*42563/100= 596 лагерей. Лагерей сезонного типа: 42563 - 596 = 41967 лагерей.
2) за 2018 год расчет аналогичен: всего лагерей - 43195, лагерей круглогодичного использования - 518, сезонного типа - 42677 лагерей.
Почему такой низкий процент круглогодичных лагерей? Потому что изначального лагеря проектировались для использования только в летний период времени, более 98% фонда -это лагеря с основным конструктивным материалом - деревом (каркасного типа, каркасные щитовые домики без утепления). Оставшиеся проценты приходятся на лагеря, построенные позже, с применением ж/б панелей и новых материалов.
Как видно из расчетов, лагерей, которые можно использовать круглый год, очень мало, однако выявлена положительная динамика на их увеличение.
Проведем расчет обеспеченности за 2019 год с целью определения достаточности мест в лагерях. Возьмем период зимних каникул (данные по весенним и осенним каникулам отличаться не будут, т.к. средняя продолжительность каникул 1-2 недели):
1) количество мест в лагерях: 596 (лагерей)* 30 (человек) * 15 (отрядов) * 1 (смена) = 17 880 мест;
2) доступность мест отдыха в процентах: (17 880/49 040 000)*100= 0,04 %.
Как видно из расчета, в РФ катастрофически не хватает лагерей круглогодичного использования. В период каникул (кроме летних) лагеря не способны обеспечить детей местом отдыха и оздоровления.
При всем количестве лагерей нельзя не отметить, что уровень обеспеченности материально-технической базы оставляет желать лучшего. Большинство лагерей не соответствуют современным запросам общества, что подтверждается как научными работами [7], так и существующими нормативами и динамикой современных запросов общества.
Соответствие фонда запросам времени
Проблему численности фонда детского оздоровления следует рассмотреть с точки зрения качества, комфортности отдыха, удовлетворения современных потребностей. Ни у кого не будет сомнений, что поколение детей в 90-х годах XX века и поколение детей 2022 года -это два разных поколения. Если ранее основными занятиями были игры на свежем воздухе, различные туристические походы, купание в реках, строительство шалашей и многое другое, то есть весь досуг детей проходил в детском коллективе, где дети учились взаимодействовать друг с другом, выполняли норму по двигательной активности, развивали навыки по ориентированию на местности, то в данный момент замена традиционного отдыха - отдыха на свежем воздухе - осуществляется за счет применения средств ИТ и цифровизации. Чрезмерное влияние гаджетов на детей негативно сказалось на их физическом и психологическом развитии. Сейчас дети не знают многих игр, таких как «казаки-разбойники», прыжки через скакалку, «салки» и многих других. Двигательная активность резко снижена. Появились новые «детские» заболевания, которых раньше не было. У детей наблюдается проблемы с ориентацией в пространстве, нарушения глазодвигательной активности ввиду сконцентрированности взгляда в одну точку, возникает психологическая зависимость от компьютерных игр, нарушаются коммуникативные способности.
Решать описанные проблемы необходимо комплексно. Деятельность в детском оздоровительном лагере может способствовать решению многих вопросов, для этого нужно пересмотреть как объемно-планировочные решения и функциональное зонирование, так и набор зданий и сооружений в детском лагере.
В качестве объекта исследования выбран один из лагерей, построенных в советский период, расположенный в Тамбовской области - ДОЦ «Спутник». Лагерь был введен в эксплуатацию в период 1961-1985 гг. Основное назначение лагеря - летний оздоровительный лагерь. На рисунке 9 приведена схема основных зданий и сооружений этого лагеря. Как видно из представленного материала, лагерь имеет минимальный набор зданий и сооружений для реализации своих функций, однако он не приспособлен для эксплуатации в круглогодичном формате.
Рис. 9. Схема ДОЦ «Спутник» до изменений, 2022 г.
Условные обозначения: 1 - спальный корпус (1 -3 отряды); 2 - спальный корпус (4-6 отряды); 3 - спальный корпус (7-9 отряды); 4 - спальный корпус (10-12 отряды); 5, 6 - с/у уличного типа; 7,8 - помещения для кружковых занятий; 9 - клуб; 10 - открытая площадка; 11 - комплекс торжественной линейки; 12, 13 - здания хоз. назначения; 14 - медпункт; 15 - дирекция лагеря; 16 - столовая; 17 - здание обслуживающего персонала; 18 - банно-прачечный корпус; 19 - здание кладовой с подвалом; 20 - площадка для волейбола; 21 - площадка для футбола; 22, 23 - пляж; 24 - здание сторожа; 25 - трансформаторная; 26, 27 - КПП
С целью реализации концепции круглогодичного использования был пересмотрен состав лагеря (рис. 10), предусмотрены новые зоны отдыха и активности. Чтобы бороться с проблемами в физическом развитии, необходимо разнообразить досуг детей. В данном проекте предложено строительство спортивного комплекса, бассейна, игровых площадок и скейт-парка, модернизированы действующие сооружения - здание клуба, пляж. Предложенные варианты новых зданий будут способствовать активному отдыху детей в любой период времени.
Рис. 10. Проектное предложение планировки ДОЦ «Спутник», 2022 г. Условные обозначения: 1 - спальный корпус (1-3 отряды); 2 - спальный корпус (4-6 отряды); 3 - спальный корпус (7-9 отряды); 4 - спальный корпус (10-12 отряды); 5, 6 - с/у уличного типа; 7, 8 - помещения для кружковых занятий; 9 - клуб; 10 - открытая площадка; 11 - комплекс торжественной линейки; 12, 13 - здания хоз. назначения; 14 - медпункт; 15 - дирекция лагеря; 16 - столовая; 17 - здание обслуживающего персонала; 18 - банно-прачечны корпус; 19 - здание кладовой с подвалом; 20 - площадка для волейбола; 21 - площадка для футбола; 22 - пляж; 23 - спасательная вышка; 24 - здание сторожа; 25 - трансформаторная; 26, 27 - КПП; 28 - спортивный комплекс; 29 - бассейн; 30 - детская площадка; 31, 32 - раздевалка; 33, 34 - с/у; 35 - площадка для пляжного волейбола; 36 - зона скейт-парка; 37 - зона отдыха; 38 - зона пионерского костра; 39 - зона туристической тропы
За качество и комфорт отвечают не только набор спортивных сооружений. Более 50% времени дети проводят в спальных корпусах, это период сна и отдыха, свободного времени, различных мероприятий внутри отряда, поэтому необходимо рассмотреть объемно-планировочные решения спального корпуса.
На рисунке 11 представлен типовой спальный корпус, который включает в себя минимальный набор помещений: две большие спальные комнаты с разделением по полу, комната вожатых и коридор. Такое планировочное решение не позволяет проводить совместные внутриотрядные мероприятия.
Также нужно рассмотреть численность детей в комнате. До 01.01.2021 действовал СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», который регламентировал вместимость комнат и минимальную площадь на одного ребенка, соответственно, не более 5 человек и не менее 4 м2. В связи с изменениями в нормативно-правовой базе, взамен указанного выше документа, а также ряда других документов был принят СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», установивший минимальный набор помещений для лагерей круглосуточного пребывания,
подчеркнувший необходимость наличия помещений для дневного пребывания, умывальных с мойками для ног, раздельных душевых, инвентарных, гладильных и других. Данный документ не устанавливает требования по численности и минимальным площадям спальных зон, поэтому предложен вариант, основанный на комфортной составляющей.
| &
Рис. 11. Схема объемно-планировочного решения спального корпуса ДОЦ «Спутник» до изменений; 2022 г. Условные обозначения: 1, 4 - комната отряда; 2 - коридор; 3 - комната вожатых; 5 - тамбур
На рисунке 12 приведена модернизированная схема объемно-планировочного решения корпуса с учетом требований нормативов, запросов общества и общей комфортности. В предложенном варианте осуществлено разделение по комнатам, выделены зоны для общего сбора и отдыха (как в вечернее время, так и во время плохой погоды). Эксплуатация лагеря в круглогодичном формате накладывает необходимость наличия с/у и душевых в самом спальном корпусе. Новое объемно-планировочное решение - это отдельная единица лагеря, которая не зависит от внешних факторов и может рассматриваться как место для отдыха и времяпрепровождения и такой вариант возможно применять в абсолютно любом лагере.
Рис. 12. Схема объемно-планировочного решения спального корпуса ДОЦ «Спутник» после изменений. Условные обозначения: 1 - душевая женская; 2 - с/у женский; 3 - комната вожатых; 4-8 - комната отряда; 9 - с/у мужской; 10 - душевая мужская; 11 - общая комната; 12 - хозяйственное помещение; 13 - библиотека; 14 - тамбур; 15, 16 - раздевалка; 17-19 - коридор
Выводы
Очевидно, что система оздоровления нуждается в современных многофункциональных лагерях стационарного, круглосуточного типа. Необходимо реконструировать старые лагеря и строить новые, отвечающие современным запросам. Для этого необходимо применять гибкие, многофункциональные объемно-планировочных решения, новые материалы, повышающие долговечность и энергоэффективность зданий. Необходимо сделать упор на проектирование круглогодичных лагерей, так как нынешняя ситуация показала неготовность системы к выполнению своих функций в круглогодичном формате. Разработка решений по использованию лагерей в круглогодичном формате позволит разнообразить детский отдых и повысить его качество.
В свою очередь, лагерь дневного пребывания не в полной мере отвечает задачам системы оздоровления, комфортности пребывания. Тем не менее, формирование лагерей дневного пребывания может быть оправдано ввиду очевидной нехватки стационарных лагерей детского отдыха. В таком случае существующие базы для лагерей дневного пребывания (школы и подобные заведения) должны быть дополнены недостающим функционалом, а новые должны проектироваться как многофункциональные и отвечать в полной мере требованиям, заложенным системой оздоровления, нормативам, и условиями комфортности среды, что в настоящий момент не так.
На данный момент исследований на эту тему недостаточно. Действующих нормативных требований, связанных с функциональной обеспеченностью детских лагерей для правильного развития и отдыха детей - нет, что сказывается на хаотичности принимаемых решений в сфере детского оздоровления. Необходимо доработать требования и нормативы по проектированию общеобразовательных учреждений в плане их увеличения, расширения площадных характеристик и рекреационного функционала.
Источники иллюстраций
Рис. 1. - URL: http://www.myshared.ru/slide/920886/ (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 2. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2009/1kvart09/Aubaki rova/Article.php (дата обращения:
30.01.2022).
Рис. 3. - URL: https://planvsem.ru/zdaniya/planirovka-shkoly.htm (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 4. - URL: https://kikonline.ru/tildathemes/druzhba-razmerom-s-artek/ (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 5. - URL: https://www.mgpu.ru/seminar-zona-svobody/ (дата обращения: 30.01.2022). Рис. 6-12. Рисунки выполнены авторами статьи.
Список источников
1. Ажгихин С.Г. Особенности функционального зонирования при проектировании детских лагерей / С.Г. Ажгихин, А.А. Денисенко, В.В. Трубоба // Синергия Наук. 2017. № 18. С. 1294-1298.
2. Ажгихин С.Г. Детские лагеря: виды и классификации / С.Г. Ажгихин, В.В. Трубоба // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 15. С. 700-703.
3. Пожарсквая К.Н. Функциональное зонирование территории детских оздоровительных лагерей как элемент благоустройства / К.Н. Пожарсквая, Е.И. Жданова,
Д.Д. Лысакова // XII Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство»: Материалы форума, Белгород, 01-20 октября 2020 года. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. С. 590-593.
4. Томакова И.А. Экономические и социальные аспекты развития детских лагерей отдыха / И.А. Томакова, Ю.А. Хорохордина // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. № 4(9). С. 18-20.
5. Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей / В.Н. Торшин, М.Н. Поволяева, С.А. Коваль // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2011. № 2. С. 3-120.
6. Курицын А.В. Современные дети: взгляд нейропсихолога // Центр детской нейропсихологии РОСТ, 2017. URL: https://lager-rosta.ru/sovremennye-deti-vzgljad-nejropsihologa/ (дата обращения: 28.01.2021).
7. Стратий П.В. История возникновения и проектирования детских лагерей отдыха / П.В. Стратий, Д.А. Глаголева, А.В. Серов // Архитектура и современные информационные технологии. 2019. № 2(47). С. 122-134. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/08 stratij.pdf (дата обращения: 28.01.2021).
References
1. Azhgihin S.G., Denisenko A.A., Truboba V.V. Osobennosti funkcional'nogo zonirovaniya pri proektirovanii detskih lagerej [Features of functional zoning for designing children's camps]. Sinergiya Nauk, 2017, no. 18, pp. 1294-1298.
2. Azhgihin S.G. Truboba V.V. Detskie lagerya: vidy i klassifikacii [Children's camps: types and classifications]. Alleya nauki, 2017, vol. 1, no. 15, pp. 700-703.
3. Pozharskvaya K.N., ZHdanova E.I., Lysakova D.D. Funkcional'noe zonirovanie territorii detskih ozdorovitel'nyh lagerej kak element blagoustrojstva [Functional zoning of the territory of children's health camps as an element of improvement. XII International Youth Forum «Education. The science. Production»: Forum Materials]. Belgorod, 2020, pp. 590593.
4. Tomakova I.A., Horohordina YU.A. Ekonomicheskie i social'nye aspekty razvitiya detskih lagerej otdyha [Economic and social aspects of the development of children's recreation camps]. Duhovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek, 2016, no. 4(9), pp. 18-20.
5. Torshin V.N., Povolyaeva M.N., Koval' S.A. Teoriya i praktika organizacii podgotovki kadrov uchrezhdenij otdyha i ozdorovleniya detej [Theory and practice of organising training of recreation and health improvement institutions for children]. Bibliotechka dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej, 2011, no. 2, pp. 3-120.
6. Kuricyn A.V. Sovremennye deti: vzglyad nejropsihologa [Modern children: the view of a neuropsychologist]. Centr detskoj nejropsihologii ROST, 2017. Available at: https://lager-rosta.ru/sovremennye-deti-vzgljad-nejropsihologa/
7. Straty P., Glagoleva D., Serov A. The Historical Formation and Design of Children's Summer Camps. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 2(47), pp. 122-134. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/08 stratij.pdf
ОБ АВТОРАХ
Щёлокова Татьяна Николаевна
Кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», Москва, Россия e-mail: [email protected]
Глаголева Дарья Александровна
Старший преподаватель кафедры проектирования зданий и сооружений, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», Москва, Россия [email protected]
Серов Андрей Викторович
Магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный
строительный университет», Москва, Россия
ABOUT THE AUTHORS Shchelokova Tatiana N.
PhD of Technical Sciences, Associate Professor, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)», Moscow, Russia [email protected]
Glagoleva Darya A.
Senior teacher of the Department of Design and Construction, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)», Moscow, Russia [email protected]
Serov Andrey V.
Master Student, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)», Moscow, Russia [email protected]