УДК 725.1
Пономарев Евгений Сергеевич
кандидат архитектуры
Email: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Петрова Евгения Эдуардовна
архитектор-инженер
Email: [email protected]
ООО «Реал»
Адрес организации: 423822, Россия, г. Набережные Челны, Набережночелнинский пр., д. 41
Особенности архитектурно-планировочной структуры детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном на примере российских и зарубежных аналогов
Аннотация
Постановка задачи. В настоящей статье рассматривается круг проблем, связанных с поиском оптимальных решений архитектурно-пространственной организации детских лагерей с творческим уклоном, в соответствии с современными тенденциями роста роли прикладного и экологического образования в учебно-воспитательном процессе. Основная цель данного исследования - выявить особенности архитектурно-планировочной структуры детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном в контексте исторического развития детских летних отечественных и зарубежных лагерей согласно современным принципам их функционирования. Исследовательскими задачами при этом являются:
- выявление особенностей функционирования современных детских лагерей с творческим уклоном;
- сравнительный анализ архитектурно-планировочных структур отечественных и зарубежных детских оздоровительных лагерей;
- разработка рекомендаций для проектирования детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном.
Результаты. Метод сравнительного анализа архитектурно-планировочной структуры существующих отечественных детских оздоровительных лагерей с аналогичными зарубежными проектами летних архитектурных школ выявил ряд особенностей организации творческих открытых пространств детских оздоровительных лагерей, необходимость учета которых рекомендуется использовать при архитектурно-планировочном проектировании их территорий.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении ряда особенностей организации творческих открытых пространств детских оздоровительных лагерей, которые необходимо учитывать при архитектурно-планировочном проектировании их территорий.
Ключевые слова: детский оздоровительных лагерь, принципы архитектурного проектирования открытых пространств, архитектурно-планировочная структура, особенности и принципы функционирования открытых образовательных творческих пространств.
Для цитирования: Пономарев Е. С., Петрова Е. Э. Особенности архитектурно-планировочной структуры детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном на примере российских и зарубежных аналогов // Известия КГАСУ. 2021. № 1 (55). С. 127-142. DOI: 10.52409/20731523_2021_1_127.
1. Введение
Современный темп работы, формирующий острый дефицит времени, отводимого на общение родителей с детьми, компенсируется в современном обществе «сетевым» или «мобильным» общением, замещающим реальную социализацию в обществе. Роль в
выстраивании межличностных отношений, коммуникации, выработки самостоятельности, гибкого мышления, общих знаний и навыков очень важна в жизни ребенка [1, 2]. С быстрым развитием урбанизации здоровье детей становится одной из наиболее важных проблем во всех странах. В некоторых исследованиях разрабатываются методы проектирования дружелюбного города, как пути решения отрицательного воздействия городской среды на ребенка [3]. Среда современного российского города способствует гиподинамии, что часто приводит к замедлению роста при развитии ребенка и к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Современные дети все чаще погружаются в медиапространство, достаточно рискогенное в ситуации его бесконтрольного потребления для еще не оформившегося детского сознания [4]. Для развития ребенка, особенно в его подростковый период, необходимо больше времени проводить в загородном пространстве с целью формирования экологической культуры: приобщения и прививания бережного отношения к природе, повышения физической активности и развития творческих навыков, - что является важнейшей частью образовательно-воспитательного процесса. Соответственно, необходимо организовывать практики досуга, связанные с выездом за пределы городского пространства, например, в детские загородные лагеря, а именно - в оздоровительные лагеря с творческим уклоном. Здесь ребенок учится воплощать свои творческие идеи и фантазии в жизнь, а также своими руками их реализовывать из подручных природных материалов с помощью наставников. Исследование программ летних лагерей показало, что участники получают большую пользу от практических занятий на открытом воздухе и опыта совместной работы [5]. А обучение строительному ремеслу улучшает понимание эстетических и конструктивных возможностей материалов [6]. Идеи детей совершенно необычны и уникальны, так как дети по-своему представляют себе устройство и картину мира, поэтому они самостоятельно находят свои объяснения происходящему вокруг, додумывают то, что не могут объяснить, тем самым практикуя креативный подход для решения творческих задач. Недаром во многих странах мира проводятся практики проектирования городских пространств совместно с детьми [7].
Обращаясь к истории первых детских лагерей, которые берут начало с 1885 по 1915 гг., можно отметить ряд интересных особенностей. В этот период активно развиваются скаутские движения. Появляются зачатки планировочной организации функционального зонирования: спальные корпуса, столовые, спортплощадки и места общих собраний. В период 1916-1940 гг. на фоне развития нормативно-технической базы появляются новые виды лагерей: оздоровительно-реабилитационные, научные, туристическо-экскурсионные. В СССР данный период характеризуется появлением в стране легендарного детского лагеря-санатория «Артек». На сегодняшний день, он является самым крупным детским лагерем в мире, старейшим из числа сохранившихся, и непрерывно действующих на территории постсоветского пространства [8]. Изначально это был палаточный лагерь, но с 1930 г. в нем появляются спальные корпуса и гостевые домики галерейного типа с выходом к морю, эксплуатируемая кровля, столовая, прогулочные и спортивные площадки, корпуса для персонала. Артек состоял из шести частей лагеря, которые органично вписывались в рельеф. Простые, функциональные формы архитектуры Артека, открытые галереи и лестницы, легкие навесы, солнцезащитные устройства, плоские, замощенные цветными плитами кровли - все это в сочетании с подобранным масштабом и пропорциями, цветом и использованием монументально-декоративного искусства в оформлении создавало детский образ лагеря, который сливался с природой Крыма. В кризисный период 1940-1949 гг. после Великой Отечественной войны многие детские лагеря в СССР прекратили свою деятельность (в силу нахождения на оккупированных территориях в качестве госпиталей). В послевоенное время в разгул беспризорности многие санатории и летние лагеря предоставляются в качестве детских домов. В 1950-1980-е годы создается Коммунарская педагогическая воспитательно-трудовая методика, базировавшаяся на заинтересованности детей в жизненной борьбе: играх, детских увлечениях, спортивных мероприятиях, что способствовало возникновению пионерских лагерей как основы детского летнего отдыха. В ходе перестройки 1985-1991 гг. число детских лагерей сокращается, а их развитие приостанавливается. За последние двадцать лет
инфраструктура детского и юношеского отдыха в России не модернизировалась и развивалась недостаточно активно. Сложившаяся архитектурно-планировочная структура большинства детских лагерей, в том числе и творческих оздоровительных, запроектирована в годы Советского Союза. В таких лагерях преобладают, как устаревшие планировочные решения их территорий, так и архитектура зданий, требующая реконструкции под новые условия детского летнего отдыха.
В период с 1998 г. по настоящее время во всем мире возникают детские образовательные лагеря с разной тематической программой: языковые, музыкальные, творческие, военно-патриотические, спортивные, религиозные, научные. Например, в Европе такие лагеря занимают лидирующие места по популярности детского долговременного времяпровождения, а современные архитектурно-планировочные решения отвечают современным тенденциям развития в области архитектуры. Открытые пространства на территориях детских лагерей стали обустраивать и оснащать оборудованием, как для творческой деятельности, так и для отдыха. Создаются места свободного местопребывания для общения с возможностью использования их в качестве лекториев с развитыми и обширными спортивными площадками. В архитектурных объектах появляются помещения, наполненные различными тематическими функциями: музыкальные и хореографические, кулинарные, гончарные и художественные мастерские, спортивные пространства для плавания, бега и тренировок, лаборатории для различного рода исследований, залы для проведения воркшопов, лекториумы.
Возникновение новых творческих оздоровительных лагерей в последние годы связано с возросшей популярностью архитектурных фестивалей по строительству арт-объектов своими руками, имеющих профориентационную направленность, и включающих в себя детские секции. Впервые такой фестиваль учредили в 1893 году на Венецианском биеннале, а в 1975 году секция архитектуры стала самостоятельным мероприятием для желающих принять в нем участие. Независимые архитектурные фестивали появились относительно недавно. Наиболее известными из них считаются «Зодчество» (Москва, гостиный двор), «Архстояние» (деревня Никола-Ленивец, Калужская область, расположенная на реке Угре), «БухАрт» (в окрестностях озера Байкал, Иркутская область), «АрхВаренье» (село Дрокино на острове Татышев Красноярского края). Последние четыре перечисленных фестиваля проводятся на открытой местности. Архитекторы, студенты и дети создают арт-объекты из природных материалов: дерева, снега, сена и так далее. Проведение таких фестивалей дает возможность объединения творческих людей для воплощения невообразимых идей путем воссоединения их творчества с природой.
Современные социальные запросы и потребности человека изменяются все более интенсивно. С развитием рыночной экономики в контексте современного формата общественного устройства увеличилась роль исследований в области архитектурных методов проектирования. Сегодня используются инновационные приемы, как планировочной организации территорий с обустройством обширных открытых образовательных пространств, так и обновленные решения архитектуры объектов, включающие компоненты создания образовательно-воспитательной среды. Цель данной статьи состоит в определении принципов дальнейшего развития и совершенствования архитектурно-планировочной структуры территории детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном. Для достижения поставленной цели в данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Выявить особенности архитектурно-планировочной структуры территории детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном для их дальнейшего пространственно-территориального преобразования.
2. Обосновать выделение детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном в качестве уникальных объектов проектирования.
3. Предложить рекомендации, дополняющие действующую нормативную базу архитектурно-планировочных решений для детских оздоровительных лагерей.
4. Актуализировать значение творческих трудовых лагерей для детей в качестве места развития творческих способностей ребенка.
2. Материалы и методы
Материалы исследования в данной статье представляют собой генеральные планы и архитектурные решения существующих отечественных и зарубежных творческих лагерей (табл.). Исследование проводится методом сравнительного анализа архитектурно-планировочных решений, характерных для большинства сложившихся территорий детских летних оздоровительных лагерей. Выявляются достоинства и недостатки существующих и функционирующих детских творческих лагерей, а также выявляется корреляция пространственно-территориальной организации с эффективностью функционирования детского оздоровительного лагеря.
Таблица
Исследуемый материал по сопоставлению отечественного и зарубежного опыта детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном
Зарубежный опыт организации детских оздоровительных лагерей Отечественный опыт организации детских оздоровительных лагерей
архитектурная летняя школа «Hello Wood» в Венгрии Российский фестиваль и лагерь «АрхДача» в Санкт-Петербурге
школа архитектуры в западной резиденции «Талиесин» Фрэнка Ллойда Райта Татарстан, на острове между Спасским и Тетюшским районами архитектурный слёт «Архисмена»
Основными источниками для сопоставления отечественного и зарубежного опыта организации детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном послужили исследования Федоренко К.А., в которых отмечается роль детских оздоровительных лагерей в меняющейся системе отечественного образования [8] и исследования Долженковой М.И., в которых рассматриваются опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях [9].
В данной работе рассматривается устройство и функциональное зонирование зарубежных детских оздоровительных лагерей на примерах школ и лагерей с архитектурной тематикой. Отечественные детские летние лагеря с творческим уклоном в основном представляют собой временные площадки периодического сезонного функционирования с «кочующей» территорией, организованные творческими активами и энтузиастами. За рубежом детские лагеря хорошо финансируются и отвечают всем тенденциям архитектурного развития современности. Хотя у многих из них и нет четкого генплана, они выглядят гармонично во взаимодействии с природой, при этом их пространства наполнены временной архитектурой, выполненной из природных материалов. Рекреационно-оздоровительная деятельность в европейских и североамериканских странах достаточно многоплановая. Здесь созданы программы, которые ориентированы на формирование лидерских качеств, активный отдых и творческую самореализацию. Эти лагеря, как правило, расположены в экологически чистых, заповедных территориях с живописным ландшафтом и уникальными водными ресурсами [9].
3. Результаты
Основной идеей архитектурной летней школы «Hello Wood» в Венгрии является вдохновение и обучение нового поколения архитекторов обращению своего внимания на темы, которые архитектурным образованием сегодня игнорируются [10]. А именно:
- ухудшающееся состояние экологии;
- массовое неэффективное потребление сырья;
- загрязнение воздуха в процессе изготовления строительных материалов;
- отходы на строительных площадках: пластиковые упаковочные материалы, испорченные инструменты, бракованные материалы;
- неконтролируемая вырубка деревьев;
- потребление электроэнергии в огромных количествах.
Школа учит «думать своими руками» и учиться на собственном опыте, воплощает движение к активизации и стремление улучшить окружающую среду с помощью ремесла. При создании арт-объектов используются материалы, накопившиеся с прошлых
лет в качестве отходов, из соображения устойчивости. На данный момент архитектурно-планировочная структура комплекса представляет собой систему из небольших спальных корпусов, сосредоточенных по всей территории лагеря (рис. 1).
Рис. 1. Генплан летней архитектурной школы «Hello Wood» (источник: https://www.hellowoodfestival.com/topic-2019): 1 - пространство для мероприятий;
2 - рабочая зона; 3 - мастерская по дереву; 4 - столовая; 5 - прохладительные напитки;
6 - зона для вечернего отдыха; 7 - душевые; 8 - санузлы; 9 - электрощитовая;
10 - жилые помещения; 11 - лекционная; 12 - место для просмотра закатов «Дом отшельника»;
13 - собор; 14 - сцена; 15 - спортплощадка; 16 - зона костра; 17 - башня;
18 - небольшое ограждение вдоль автомобильной дороги; 19 - сад
Функциональное зонирование территории выполнено следующим образом:
- жилая зона (состоящая из спальных корпусов, столовой, душевых с санузлами и мест общих сборов);
- рабочая зона повседневной трудовой деятельности (лекционные, мастерские со складом, места для самих мероприятий, место для возведения конструкций);
- спортивная зона, оснащенная спортплощадками;
- хозяйственно-техническая зона (здесь расположены парковка, электрощитовая, узел водоснабжения).
Рабочая зона повседневной трудовой деятельности представляет собой архитектурно-планировочный центр - место для проведения выставок арт-объектов. Крытые мастерские, где выполняются работы по созданию арт-объектов, и складские помещения с материалами, находятся в одном месте недалеко друг от друга, что обеспечивает удобство при строительстве объектов и позволяет остальным зонам полноценно функционировать. Столовая, представляющая собой открытое проходное пространство, образована легкой крышей на деревянных балках с ограждениями. Подобным образом навесная конструкция формирует и место для проведения лекционных собраний. Остальная часть территории выделена для складских и мастерских закрытых помещений; для отдыха и строительства объектов; для фестивалей. Территорию местности окружают только зеленые насаждения. Она не имеет заборов или иных ограждений, кроме показательно-рекламного, расположенного вдоль дороги. Этот прием характеризует открытость пространства, свободу действий и мышления. Нет рамок и границ, что побуждает создавать инновационные и оригинальные установки, экспериментировать с сознанием и воплощать новые идеи в жизнь.
В отличие от школы в Венгрии, которая находится в лесополосе, школа архитектуры в западной резиденции «Талиесин» Фрэнка Ллойда Райта, находится в экстремальных и опасных условиях - в пустыне Сонора штата Аризона. Когда Райт впервые столкнулся с этой пустыней, он осознал, что пустыня является связующим звеном между сушей и морем. Райт увидел в пустыне Сонора возможность познакомить студентов с природными процессами как с основой дизайна. Пустыня лишена
дизайнерских теорий и, в видении Райта, является идеальной средой, в которой можно наблюдать за работой природы. Изначально с 1937 года это была школа для его учеников и последователей и представляла собой палатки. Перед каждым учеником стояла задача интеграции своей палатки в окружающую среду. Палатка состояла из простого стального каркаса, драпированного легким холстом, и обеспечивала около 1 м2 жилого пространства, которого было достаточно для кровати, тумбочки и стула [11].
Сейчас главным корпусом этой архитектурной школы является зимний дом или «Пустынная лаборатория» Фрэнка Ллойда Райта. Он является центром всей территории и главным местом сосредоточения всей архитектурной деятельности. Здесь происходит проектирование, моделирование, макетирование, имеются мастерские, чертежные комнаты, где были созданы рисунки и чертежи Райта, места для проведения лекций и представления своих дизайнерских работ. Архитектура главного корпуса представляет собой переплетение природного и внутреннего пространств за счет использования природного камня, естественных цветов пустыни и больших оконных нестандартных проемов. На самой территории корпуса ученики создают свое пространство, обустраивают сады, устраивают представление своих архитектурных работ для приглашенной аудитории.
Всем ученикам предоставляется жилье на территории кампуса, в том числе и в пустыне, которое представляет собой экспериментальные жилища - «приюты», распределенные по всей территории в хаотичном порядке, территория свободна от ограждений (рис. 2).
Рис. 2. Территория школы архитектуры в западной резиденции «Талиесии» Фрэнка Ллойда Райта
(иллюстрация авторов)
Студентам предоставляется постоянная возможность ощутить пустыню как регион с определенными биологическими особенностями и извлечь уроки из ее уникальных климатических условий. Они развивают понимание окружающей среды и воздействия природных явлений на проектирование зданий. Каждый год ученики реконструируют, перестраивают или строят новые приюты. Ожидается, что в них будут жить студенты, заинтересованные в постройке новых приютов.
Особенностью данного заведения является обучение путем практики. Программа строительства укрытия является уникальной возможностью обучения на основе опыта, чтобы проектировать, строить и жить в структуре, которую они создали. Тем не менее, есть «дома», которые не пригодны для проживания, поэтому студенты всегда готовы провести реконструкцию, укрепить фундамент, каркас. Приюты заставляют начинающих
архитекторов тщательно изучать и знакомиться с воздействием природы на жилые помещения. Например, конструкции из тонкого холста и дерева часто срываются в течение года или двух, другие деревянные каркасы могут держаться дольше, но сухой воздух делает их ломкими, а дождь, солнце и ветер часто деформируют их с течением времени.
Ошибки в проектировании могут быть изменены будущими архитекторами в процессе обучения и являются его важным процессом. Они происходят вследствие того, что, живя в таком контрастном месте, ученики не собираются строить мертвую, скучную часть архитектуры, в которой нет света, воздуха и природы. Такие сооружения защищают от природных воздействий, но никак не отделяют [12].
Функциональные зоны территории не определены, так как жилая зона может оказаться и рабочей в силу того, что студенты могут жить там же, где и строят. Приблизительно данное зонирование состоит из жилой зоны (приюты) и зоны общего пребывания (главный корпус: столовая, кафе, мастерские, спальные помещения, санузлы). От главного корпуса до места начала расположения приютов около двухсот метров. Для постройки своих жилищ, учитывая большое расстояние от главного корпуса до территории построек, рядом имеется склад с материалами и инструментами для легкости и быстроты их возведения. Архитектура жилищ представляет собой постройки из подручных средств, с использованием строительных и природных материалов, а также камней. Построенные приюты органично вписываются и взаимодействуют с окружающей средой за счет естественных, характерных для пустыни, цветов, материалов и солнечного света, проникающего через зазоры стыковочных узлов стен. Причем сама территория построек приютов не обеспечена осветительными приборами [12].
В системе детского отдыха в России была и остается проблема резкого уменьшения количества лагерей, действующих на стационарной основе [13].
Российский фестиваль и лагерь «АрхДача» в Санкт-Петербурге для детей и родителей под руководством студии «Общество Юных Архитекторов» имеет кочевнический характер [14]. То есть лагерь не имеет своей территории. Он проводится каждый год в разных местах: в детских лагерях советского типа, загородных комплексах, в парках или в городских архитектурных студиях. Основой такого «кочевого» подхода к организации лагеря являются:
- свобода творческих экспериментов, в результате которых ребенок получает творческий опыт;
- лекционные занятия по теории, проходящие в игровой форме (из-за особенностей детского поведения плохо усваивать речевой материал, гиперактивностъ и не усидчивость);
- атмосфера, в которой дети чувствуют себя уверено и способны свободно выражать свои мысли;
- свободомыслие ребенка, выражающееся в том, что наставники не критикуют и не осуждают точку зрения ребенка, способствуя творческому самовыражению;
- бережное отношение к природе и осознанное использование материалов.
Два года подряд, с 2015 по 2016 годы, научным музеем «Политех» в Москве был организован лагерь, где одним из разделов была архитектура. Аналогично с лагерем «АрхДача», он не имеет определённой и постоянной территории. В 2015 г. этот лагерь размещался в арт-усадьбе «Гуслица» - здании бывшей ткацкой фабрики в Московской области (рис. 3). Территория разделена на две условные функциональные зоны: жилая территория (спальные помещения, столовая, душевые, медпункт, мастерские в здании фабрики) и территория для массовых мероприятий на открытом воздухе, окруженная лесом (арт-объекты, спортплощадки и ферма).
В 2016 году лагерь переместился в парк «Pine River», который расположен в заповедной зоне Калужской области. Зонирование территории представляло собой жилую зону (деревянные спальные корпуса, отдельно стоящие санузлы и душевые, столовая) и зону общих сборов (спортплощадка, навес из шатра под мастерские). Участники данного проекта изучали базу макетирования, слушали лекции по архитектуре, экологии, учились пользоваться инструментами, разрабатывали эскизы и реализовывали проекты домов на деревьях.
1
Рис. 3. Арт-усадьба «Гуслица» (источник: https://polymus.ru/ru/museum/about/venues/art-usadba-guslitsa/)
В Татарстане, на острове между Спасским и Тетюшским районами, с 2017 года проводится архитектурный слёт «Архисмена». Он представляет собой палаточный лагерь с крытой столовой, рабочей зоной для создания арт-объектов, душевыми кабинками, детской площадкой на берегу, отдельными шатрами для проведения мероприятий [15]. Особенность этого лагеря в том, что дети сами обустраивают свое творческое пространство и строят архитектурные объекты в команде с наставниками (рис. 4). Цель — развитие острова как отдельной альтернативной творческой площадки.
Рис. 4. Строительство арт-объекта на берегу острова (источник: https://sun9-64.userapi.com/c846221/у84622 1522/аЬсЬ9/яОапг82я8Шоря)
Архитектурно-планировочная структура территории лагеря имеет следующее функциональное зонирование:
- жилая зона в лесной части острова, в которую входят зона палаток, столовая в отдельном здании и душевые кабины;
- две рабочие зоны (место в лесу для проектирования, макетирования и зарисовок в виде деревянного навеса и место на берегу для реализации своего проекта);
- зона релаксации в виде арт-объекта «Ракушка». Массовые мероприятия проводятся вблизи берега, четкой границы зон нет.
Согласно пункту 3.3 СанПиНа 2.4.4.3155-13, территория детского лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, в зависимости от их функционального назначения. Рассмотрев трудовые лагерные программы с творческой тематикой (например, рассмотренный выше лагерь «Архдача») сделан вывод о том, что многие из них не имеют своей территории и не все стремятся к стационарности, не осознавая важность привязки к конкретному месту. Правильное распределение территории на функциональные зоны способствует целесообразному и разумному использованию территории, а также обеспечивает безопасность детей, находящихся на ней.
Состав функциональных зон и помещений лагеря может варьироваться в зависимости от его тематики и направления. Рассмотрев вышеперечисленные творческие трудовые лагеря по функциональным объектам и помещениям, можно выделить как основное зонирование детских лагерей в целом, так и зонирование, характерное для лагерей, тематикой которых является архитектура. По СанПиН 2.4.4.3155-13 выделяются три основные зоны детского лагеря:
- жилая зона: спальные корпуса, столовая, медпункт, места для массовых мероприятий, административно-бытовые здания, места для отдыха;
- зона спортивных сооружений: спортплощадки;
- хозяйственно-техническая зона: водоснабжение, котельная, автостоянки для служебного и хозяйственного транспорта.
Спальные корпуса могут иметь как несколько комнат в здании, так и по одной, в зависимости от территории и потока детей за одну смену. Санитарно-гигиенические помещения для детей могут быть как в самих жилых корпусах, так и в отдельных небольших зданиях. Административно-бытовые помещения включают в себя кабинеты директора и заведующего, переговорные, помещения общих собраний, служебные и санитарно-гигиенические помещения для персонала лагеря и, как правило, находятся в отдельном здании на территории. Места для отдыха могут быть прогулочными зонами линейного типа, садами и парками.
Для архитектурных лагерей, помимо основных зон, приведенных в СанПин 2.4.4.3155-13, необходимо выделить следующие функциональные зоны:
- Выставочные пространства для мероприятий, расположенные на обширной территории на открытом воздухе;
- Рабочая зона - зона работ над проектами проектирования, макетирования, построения и работ руками;
- Склады - зона содержания инструментов, лакокрасочных материалов, спецодежды. Закрытое помещение, размещающееся рядом с рабочей зоной;
- Мастерские - зона для работы с электроинструментами, для изготовления мелких деталей и изделий, для шитья (при необходимости). Если работа ведется с крупногабаритными материалами, такими как доски и бревна, то мастерские предусматривают на открытом воздухе. Рабочие зоны или помещения должны быть хорошо освещены;
- Лекционные - закрытые и открытые пространства для проведений лекций и воркшопов по архитектуре и экологии с компьютерным оборудованием (при необходимости).
Данные зоны определяют тематику творческого лагеря с архитектурным направлением. Они должны быть занесены в существующую нормативно-действующую базу либо образовать новую по тематическим лагерям, так как прослеживается тенденция хаотичного распределения и выделения зон, или же их отсутствие. Организации, проводящие подобные мероприятия, не учитывают важность данного зонирования,
которое способствует рациональному и безопасному для детей использованию территории лагеря.
Особое значение следует уделять самому пространству, окружающему ребенка. Среда должна быть полезной и обучающей. Для отделки помещений предлагаются натуральные материалы, а также разные фактуры и поверхности, которые ребенок может разглядывать, трогать и изучать. Пространство не должно ограничивать детей в познании и в обучении, оно должно вызывать у них интерес и мотивировать [16].
Выявлены основные архитектурно-планировочные особенности устройства детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном:
- дифференциация территории, согласно функциональному зонированию, на жилую зону, зону повседневной трудовой деятельности и хозяйственно-техническую зону;
- выделение архитектурно-планировочного центра в качестве основной выставочно-экспозиционной территории лагеря;
- ландшафтное решение структуры территории, согласно существующему рельефу, для акцентирования природных особенностей территории;
- оснащение территорий крытыми площадками для всепогодного использования, и создание архитектурных объектов в виде навесов, лекториев, амфитеатров.
При этом выявлено, что большая часть отечественных детских лагерей советского периода морально и физически устарели. Остро встает вопрос изменения их архитектурно-планировочной структуры при ремонте и реконструкции зданий, наполняющих лагерные территории. При вновь проектируемых пространствах летних тематических лагерей проектировщики сталкиваются с проблемой узкой нормативно-действующей базы, вследствие чего трудовые летние программы не могут организовываться на постоянной территории с длительным пребыванием. Предлагаются следующие рекомендации для организации архитектурно-планировочной структуры территории детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном:
- создание целостной планировки с функциональным зонированием территории и с выделением центральных и второстепенных элементов;
- максимальное взаимодействие архитектуры с природой и использование природного ландшафта;
- использование экологичных конструкционных и отделочных материалов при строительстве лагеря;
- использование больших проемов и панорамных окон, что делает помещение визуально менее закрытым пространством и влияет на освещение;
- натуральные цветовые решения и материалы в интерьерах;
- сочетание разных масштабов в архитектуре зданий, членение крупных объемов на детали и элементы.
На данный момент все более популярными становятся данные архитектурные летние программы. В России многие из них проводятся в загородных поселках без разработанной планировочной структуры. Некоторые из них проводятся в устаревших советских лагерях, имеющих архаичные архитектурно-планировочные решения.
4. Обсуждение
Современные тенденции задают ритм развития детских лагерей, появляются новые их разновидности, вследствие чего они модернизируются, усложняется их обьемно-планировочное решение, которое будет отвечать запросам и направленности того или иного лагеря.
На сегодняшний день в России очень мало детских лагерей, которые с одной стороны соответствуют современным нормативным требованиям для детско-юношеского пребывания, а с другой стороны отвечают мировым тенденциям в архитектуре (объемно-пространственным, планировочным и функциональным). Некоторые из них, такие типовые лагеря как «Звездочка» (деревня Кокшамары, Республика Марий Эл), «Ромашка» (село Медновское, Тверская область), типичные названия которых возникли еще в советский период, имеют следующие недостатки:
- морально и физически устаревшую архитектуру в виде разрушающихся зданий, которые не имеют достаточной освещенности внутренних пространств;
- отсутствуют общественные зоны и творческие места для долговременного пребывания детей;
- отсутствует благоустроенность территорий, что на сегодняшний день выражается в разрушающихся асфальтированных покрытиях тротуаров и дорог.
Некоторые детские оздоровительные лагеря на территории России просто закрыты из-за отсутствия финансирования (например, в 2016 году закрыт детский оздоровительный трудовой лагерь «Чайка» в поселке Пески Московской области) или не соответствия нормам СанПин и современным организационно-педагогическим методикам воспитания будущих поколений (например, «Лагерь» в Наро-Фоминском районе Московской области) [13]. Вновь проектируемые лагеря так же сталкиваются с проблемой отсутствия действующей нормативной базы, регламентирующей принципы проектирования планировочной организации территории и выбора земель для детских лагерей, основных зон для организации внутренних пространств архитектурных объектов, и инженерных систем, обеспечивающих их функционирование [13].
Следует отметить возросший в обществе за последнее время интерес к архитектурно-дизайнерскому творчеству как к предмету изучения. В ответ на такой адресный заказ возникают многочисленные школы, студии, лектории, трудовые лагеря, проводятся мастер-классы, фестивали и другие мероприятия, имеющие архитектурную тематику и ориентированные на различные возрастные группы - от детей и подростков до взрослых [17].
Летние творческие программы таких оздоровительных мероприятий базируются на тех же принципах, что и фестивали, но имеют структурно систематизированную территорию и определенный организационно-воспитательный подход к развитию творческих способностей детей. Можно выделить следующие основные принципы функционирования таких детских лагерей:
- работа с мотивированными детьми, ориентированными на творческое саморазвитие;
- развитие детского «проектного мышления» с помощью профессиональных наставников;
- формирование экологического мировоззрения детей, любви к природе и способов ее сохранения;
- развитие физических способностей и мелкой моторики у детей путем задействования их собственных сил на создание определенных объектов из подручных материалов;
- поддержка в детях уверенности в собственных достижениях и формирование их творческих навыков;
- подчеркивание важности творческого ремесла, выраженное в реализации детских проектных фантазий;
- формирование креативного опыта создания новых творческих произведений, выраженных в архитектурных объектах.
Творческая деятельность должна побуждать детей к приобретению новых знаний. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции [18]. Однако не все виды ландшафтов обладают одинаковыми полезными свойствами. Большие площади земли, «безликие ландшафты», в том числе большие площади газонов и спортивных площадок, негативно влияют на успеваемость. Творческая образовательная среда должна быть насыщенной и живой [19]. Именно насыщенная загородная среда с разными природно-естественными цветами и формами является одной из особенностей оздоровительных творческих лагерей. В такой среде у людей проявляются индивидуальные черты характера, формируются личные взгляды и творческие подходы, возникают креативные идеи и желание их реализовать.
Рассмотрев и сравнив архитектурно-планировочные особенности организации территорий детских оздоровительных лагерей за рубежом и в России, можно сделать вывод о существовании ряда недостатков функционирования таких лагерей:
- отсутствие дифференцированного функционального зонирования существующих территории детских летних лагерей;
- отсутствие связанной системы пешеходных коммуникаций для всепогодного использования;
- морально устаревшая архитектурная типология, оставшаяся в наследство.
Вследствие недостаточности нормативной базы по проектированию территорий детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном сегодня отсутствуют механизмы преобразования архитектурно-планировочной структуры их территории. Соответственно, можно сделать выводы о значимости полученных результатов для реализации проектных решений при реконструкции и строительстве таких лагерей в части архитектурно-планировочных решений.
Актуальность дальнейшего развития и реконструкции отечественных детских лагерей подчеркивается в исследовании П.В. Стратий, Д.А. Глаголевой, A.B. Серова [13]. Однако авторы в ней не выделяют детские трудовые лагеря с творческим уклоном в качестве отдельного вида.
Создание современной архитектуры творческих оздоровительных лагерей и совершенствование их архитектурно-планировочной структуры является углублением в проектной практике и дополнением действующей нормативной базы трактовками о помещениях, материалах и площадях для каждого лагеря с определенной тематикой и определением значимости творческих лагерей в развитии ребенка.
5. Заключение
1. Выявленные особенности архитектурно-планировочной структуры территории детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном позволяют сделать вывод о необходимости территориального преобразования существующих отечественных лагерей. В связи с этим необходимо учесть предлагаемые рекомендации по разработке архитектурно-планировочной структуры детских творческих лагерей, заключающиеся в пересмотре нормативной базы по проектированию детских тематических лагерей в части обновления рекомендаций по устройству их архитектурно-планировочного зонирования, в соответствии с современными архитектурными тенденциями и новыми трендами в образовательно-воспитательном процессе.
2. Выделение детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном в качестве уникальных объектов проектирования с отдельным перечнем рекомендаций по устройству их архитектурно-планировочной структуры:
- добавление новых функциональных зон для тематических лагерей и создание единого архитектурно-планировочного центра в качестве основной площадки для детской трудовой деятельности с возможностью всепогодного функционирования;
- создание единого архитектурно-планировочного центра детского трудового лагеря с функцией открытого выставочного пространства при использовании минимальных искусственных ограждений, которые характеризуют свободу действий, передвижения и мышления;
- внедрение существующих природных элементов в архитектурно-планировочную структуру территории детского трудового лагеря с учетом местных особенностей и сохранением естественного ландшафта;
- объединение всех функциональных зон единой системой пешеходных путей и создание мобильной, связанной непрерывной системы тротуаров с устройством покрытия для возможности всепогодного перемещения;
- устройство открытых пространств, оснащенных навесами с достаточным освещением для длительного пребывания и возможности организовать большую часть времени трудовой деятельности на открытом воздухе;
3. Организация архитектурной среды детских оздоровительных лагерей с творческим уклоном в соответствии с их архитектурно-планировочными особенностями согласно следующим рекомендациям:
- организация транспарантной среды внутренних пространств для повышения коммуникабельности и социализации пребывающих в них детей, повышения их творческой активности;
- задание разнородной текстуры и фактуры в отделке интерьеров с помощью свойств экологических материалов, что создаст «живую образовательную среду» и повысит тактильную составляющую в развитии детей;
- создание единой архитектурной стилистики на основе использования экологических материалов, таких как дерево и природный камень для создания
атмосферы единения с природой;
- разнообразить среду предметно-пространственных комплексов детских оздоровительных лагерей путем создания информационно-познавательного комфорта (организовать точки установки стендов, навигации, информационных табло) с возможностью всестороннего развития ребенка и самостоятельного истолкования символизма среды.
4. Творческие трудовые лагеря для детей - это место развития творческих способностей ребенка: креативного мышления, архитектурных навыков, мотивации интереса к творческой работе, приобщение к охране природы, отвлечение от гаджетов, развитие физических способностей, формирование индивидуальных личностных качеств, повышение самооценки, обучение самостоятельности и командной работе. Кроме перечисленного, детский лагерь - это место релаксации и обретения гармонии с собой. Научный подход при организации архитектурно-планировочной структуры территорий детских оздоровительных лагерей является важным направлением, способствующий принятию адекватных сегодняшним условиям оптимальных проектных решений.
Список библиографических ссылок
1. Boysen М. S. W., Larsen С. Т. Do handoffs promote creativity? A study of a pass-the-baton approach to the development of educational games // Thinking skills and creativity. 2019. Vol. 31. P. 262-274. DOI: 10.1016/j.tsc.2019.02.005.
2. Yixuan Tong, Mao-Ying Wu, Pearce P. L., Junqing Zhai, Haili Shen. Children and structured holiday camping: Processes and perceived outcomes // Tourism Management Perspectives. 2020. Vol. 35. DOI: 10.1016/j.tmp.2020.100706.
3. ShenYao, Liu Xiaoyan. Exploration on Ways of Research and Construction of Chinese Child-friendly City - A Case Study of Changsha // Procedia Engineering. 2017. Vol. 198. P. 699-706. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.07.121.
4. Верещагина А. В., Бандурин А. П., Самыгин С. И., Детство в условиях городской среды: риски социализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. С. 37-40.
5. Sleiman Т, Chung-Shin Y., Haddad R.A. Empowering Students in Leading their Education and Practice: The Design Workbook // International journal of art & design education. 2019. Vol. 98 (2). P. 508-523. DOI: 10.1111/jade.
6. Djabarouti J., O'Flaherty Ch. Experiential learning with building craft in the architectural design studio: A pilot study exploring its implications for built heritage in the UK // Thinking Skills and Creativity. 2019. Vol. 326. P. 102-113. DOI: 10.1016/j .tsc.2019.05.003.
7. Дружелюбный город: 10 общественных пространств, созданных вместе с детьми // STRELKA MAG: Институт Стрелка. 2019. URL: https://strelkamag.com/ru/article/ druzhelyubnyi-gorod-10-obshestvennykh-prostranstv-sozdannykh-vmeste-s-detmi (дата обращения: 04.04.2020).
8. Федоренко К. А., Денисов А. А., Чунихина JI. В., Гаран Е. Ю. Роль детских лагерей в условиях модернизации системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 6 (63). С. 38-45.
9. Долженкова М. И., Апажихова Н. В. Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 5 (169). С. 68-75.
10. Hello Wood Festival URL: https://www.hellowoodfestival.com/ (дата обращения: 04.04.2020).
11. The school of architecture at Taliesin URL: https://taliesin.edu/ (дата обращения: 04.04.2020).
12. The desert architecture school where students build their own sleeping quarters by Kelly Catalfamo. URL: https://www.atlasobscura.com/articles/taliesin-west-desert-shelters (дата обращения: 04.04.2020).
13. Стратий П. В., Глаголева Д. А., Серов А. В. История возникновения и
проектирования детских лагерей отдыха // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 2 (47). С. 122-134.
14. Архитектурная дача. URL: http://www.archdacha.ni/#rec54212306 (дата обращения: 04.04.2020).
15. Архисмена. URL: http://archismena.ru/ (дата обращения: 04.04.2020).
16. Akhtyamova R. Kh., Akhtyamov I. I. The principles of the organization of the school's architectural space based on the pedagogical technique of Reggio Emilia // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 3. P. 148-163 (дата обращения: 04.04.2020).
17. Баширова Э. И., Фахрутдинова И. А. Неформальное архитектурное образование в структуре непрерывного архитектурного образования // Приволжский научный журнал. 2017. № 1. С. 61-68.
18. Геличак С. М. Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях детского летнего лагеря // Вопросы науки и образования. 2018. №3(15). С. 180-182.
19. Kweon В. S., Ellis С. D., Lee J., Jacobs К. The link between school environments and student academic performance // Urban forestry & urban greening. 2017. Vol. 23. P. 35-43. DOI: 10.1016/j.ufug.2017.02.002.
Ponomarev Evgeniy Sergeevich
candidate of architecture
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Petrova Evgenia Eduardovna
architect engineer
E-mail: [email protected]
LLC «Real»
The organization address: 423822, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnochelninsky av., 41
Characteristic features of the architectural and planning structure of children's camps with creative focus based on Russian and foreign analogues
Abstract
Problem statement. This article examines a range of problems associated with the search for optimal solutions for the architectural and spatial organization of children's camps with a creative bias, in accordance with modern trends in the growth of the role of applied and environmental education in the educational process. The main goal of this study is to identify the features of the architectural and planning structure of children's health camps with a creative bias in the context of the historical development of children's summer camps in Russia and abroad in accordance with modern principles of their functioning. The research tasks are:
- identifying the features of the functioning of modern children's camps with a creative bias;
- comparative analysis of architectural and planning structures of Russian and foreign children's health camps;
- development of recommendations for the design of children's health camps with a creative bias.
Results. The method of comparative analysis of the architectural and planning structure of existing Russian children's health camps with similar foreign projects of summer architectural schools revealed several characteristic features of the organization of creative open spaces for children's health camps, which are recommended to take into account for creating architectural and planning design of their territories.
Conclusions. The significance of the results obtained for architecture includes identifying several characteristic features of the organization of creative open spaces for children's health camps, which must be taken into account in the architectural and planning design of their territories.
Keywords: children's health camp, principles of architectural design of open spaces, architectural and planning structure, features and principles of functioning of open educational creative spaces.
For citation: Ponamorev E. S., Petrova E. E. Features of the architectural and planning structure of children's camps with a creative focus on the example of Russian and foreign analogues // Izvestiya KGASU. 2021. № 1 (55). P. 127-142. DOI: 10.52409/20731523_2021_1_127.
References
1. Boysen M. S. W., Larsen C. T. Do handoffs promote creativity? A study of a pass-the-baton approach to the development of educational games // Thinking skills and creativity. 2019. Vol. 31. P. 262-274. DOI: 10.1016/j.tsc.2019.02.005.
2. Yixuan Tong, Mao-Ying Wu, Pearce P.L., JunqingZhai, Haili Shen. Children and structured holiday camping: Processes and perceived outcomes // Tourism Management Perspectives. 2020. Vol. 35. DOI: 10.1016/j.tmp.2020.100706.
3. Shen Yao, Liu Xiaoyan. Exploration on Ways of Research and Construction of Chinese Child-friendly City - A Case Study of Changsha // Procedia Engineering. 2017. Vol. 198. P. 699-706. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.07.121.
4. Vereshchagina A. V., Bandurin A. P., Samygin S. I. Childhood in an urban environment: the risks of socialization // Gumanitarnie, socialno-economicheskie i obshesnvennie nauki. 2016. P. 37-40.
5. Sleiman T, Chung-Shin Y., Haddad R.A. Empowering Students in Leading their Education and Practice: The Design Workbook // International journal of art & design education. 2019. Vol. 98 (2). P. 508-523. DOI: 10.1111/jade.l2220.
6. Djabarouti J., O'Flaherty Ch. Experiential learning with building craft in the architectural design studio: A pilot study exploring its implications for built heritage in the UK // Thinking Skills and Creativity. 2019. Vol. 326. P. 102-113. DOI: 10.1016/j .tsc.2019.05.003.
7. Friendly city: 10 public spaces created with children // STRELKA MAG: Strelka Institute. 2019. URL: https://strelkamag.com/ru/article/druzheljoibnyi-gorod-10-obshestvennykh-prostranstv-sozdannykh-vmeste-s-detmi (reference date: 04.04.2020).
8. Fedorenko K. A., Denisov A. A., Chunikhina L. V., Garan E. Yu. The role of children's camps in the modernization of the education system // Otechestvennaia i zarubejnaia pedagógica. 2019. № 6 (63). P. 38^15.
9. Dolzhenkova M. I., Apazhikhova N. V. The experience of organizing summer recreation for adolescents in European and North American camps // Vestnic Tambovskogo universiteta. Seria: Gumanitarnie nauki. 2017. № 5 (169). P. 68-75.
10. Hello Wood Festival URL: https://www.hellowoodfestival.com/ (reference date: 04.04.2020).
11. The school of architecture at Taliesin URL: https://taliesin.edu/ (reference date: 04.04.2020).
12. The desert architecture school where students build their own sleeping quarters by Kelly Catalfamo. URL: https://www.atlasobscura.com/articles/taliesin-west-desert-shelters (reference date: 04.04.2020).
13. Stratii P. V., Glagoleva D. A., Serov A. V. The history of the emergence and design of children's recreation camps // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 2 (47). P. 122-134.
14. Architectural summer house. URL: http://www.archdacha.ni/#rec54212306 (reference date: 04.04.2020).
15. The Archismena. URL: http://archismena.ru/ (reference date: 04.04.2020).
16. Akhtyamova R. Kh., Akhtyamov I. I. The principles of the organization of the school's architectural space based on the pedagogical technique of Reggio Emilia // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 3. P. 148-163 (reference date: 04.04.2020).
17. Bashirova E. I., Fakhrutdinova I. A. Non-formal architectural education in the structure of continuing architectural education // Privoljskiy nauchniy jurnal. 2017. № 1. P. 61-68.
18. Gelichak S. M. The development of creative abilities of children of secondary school age in the conditions of a children's summer camp // Voprosi nauki i obrazovania. 2018. № 3 (15). P. 180-182.
19. Kweon B. S., Ellis C. D., Lee J., Jacobs K. The link between school environments and student academic performance // Urban forestry & urban greening. 2017. Vol. 23. P. 35-43. DOI: 10.1016/j.ufug.2017.02.002.