ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА
В. П. Соломин, А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова ДЕТСКИЕ СУИЦИДЫ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Одной из самых острых проблем современного российского общества является возрастающее число детских и подростковых самоубийств. По общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире — после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. По уровню самоубийств среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире.
В докладе о состоянии здравоохранения в мире в 2001 году («Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда») отмечается, что «самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода», и что «самоубийство является сегодня одной из основных проблем общественного здравоохранения» [1. С. 18].
В целом, согласно определению ВОЗ (1982), «суицид — акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода» [Там же. С. 18].
Французский социолог Эмиль Дюркгейм, исследуя самоубийства, проанализировал, каким образом средовые факторы, такие как экономические условия, семейное положение, расовая или религиозная принадлежность, приводят к психоэмоциональному напряжению в различных жизненных ситуациях. Суицид является отражением взгляда индивида не только на себя, но и на отношение к обществу. Именно знание различных социальных факторов, способствующих самоубийству, может быть полезно для оценки суицидального риска человека.
Самоубийством Э. Дюркгейм назвал «каждый смертный случай, который непосредственно или посредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство — это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» [2. С. 9].
В настоящее время в европейских странах в целом постоянно растут показатели смертности на основе суицида, особенно среди молодежи. Важными причинными факторами являются, в частности, стрессы, депрессия и сформировавшаяся зависимость. Разрушение традиционных социальных и семейных структур, особенно в странах, переживающих серьезные социальные, политические и экономические перемены, также способствует повышению уровня психических болезней. Большинство молодых людей, которые планируют самоубийство, имеют психологические проблемы: депрессию или биполярное расстройство (то, что раньше называли маниакально-депрессивным психозом), зависимость от алкоголя или наркотиков или все одновременно. Исторически повышение частоты самоубийств, как правило, ассоциировалось с возрастом. Однако в последнее время в ряде стран был отмечен вторичный пик этого показателя в возрастной группе 15—24 года. Самоубийства, показатели которых особенно высоки для молодых мужчин, часто связаны с депрессией.
Гендерные различия также играют свою роль. В частности, молодые мужчины чаще, чем женщины, погибают в результате самоубийств. При этом женщины в раза чаще со-
вершают попытки суицида, однако у мужчин они оказываются более результативными (смертность среди мужчин примерно в 4 раза выше, чем среди женщин).
По сравнению с развитыми западными странами, где уровень депрессии подростков не превышает 5%, в России она составляет около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и у 27% юношей [3].
По данным Государственного научного центра социальной судебной психиатрии им. В. П. Сербского, в последние годы в России из каждых 100 тыс. подростков 20 ежегодно совершают суициды, что в 3 раза выше среднестатистического показателя по миру. А за последние 5 лет добровольно ушли из жизни 14 157 несовершеннолетних [Там же].
В рамках заседания патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства 6 апреля 2012 года патриарх Кирилл привел статистику, согласно которой число самоубийств среди подростков составляет 20% от всех самоубийств, а 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, друзьями, черствостью окружающих. По словам патриарха Кирилла, «никогда не было такой страшной цифры... и без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующиеся в семье, успеха не будет» [4].
На совместном заседании круглого стола Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Общественного совета при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу и благотворительного фонда «Защита детства» по проблеме профилактики самоубийств и других кризисов несовершеннолетних, состоявшемся 22 мая 2012 года, были оглашены следующие данные: «Если раньше в поле зрения правоохранительных органов попадали единичные факты детских суицидов, то в 2011 году произошел ощутимый скачок роста числа таких фактов. Более того, динамика этих происшествий в начале 2012 года представляется и вовсе угрожающей» [5].
Эта проблема, несомненно, связана с тем, что одна из самых больших угроз для сегодняшней России — это, по словам Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, «несчастливое детство» [6. С. 4]. «Детские» проблемы, к сожалению, не только не сокращаются, но, напротив, их становится все больше. Это и беспризорность, и возрастающее число преступлений, совершенных несовершеннолетними, и насилие в семье, в школе, на улице, в том числе сексуальное.
В частности, в 2011 году в следственные подразделения Главного следственного управления поступили сообщения о 44 случаях самоубийств и покушений на самоубийства несовершеннолетних, 13 из которых закончились смертью подростков. За 4 месяца 2012 года уже зарегистрировано 22 сообщения подобного рода.
Устрашающе выглядит и ситуация со смертью подростков в результате самоубийств: за 4 месяца текущего года в результате суицидов погибло 7 детей, что на 75% больше, чем за аналогичный период 2011 года. И эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству [5].
В целом изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая». Очень трудно фиксировать попытки суицида, поскольку во многих случаях родители не обращаются за врачебной помощью или сами попытки не считаются таковыми.
Улучшение взаимоотношений в семье, по мнению исследователя суицидов Э. Грол -лмана, может снизить частоту самоубийств средни подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы станут более частыми. Взрослые должны уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они на самом деле имеют в виду и о чем думают [7].
Кроме того, в сложном комплексе причин, приводящих к самоубийствам подростков, отмечается неверное освещение данных случаев в средствах массовой информации, проведение некоторыми СМИ политики чрезмерно подробной подачи таких фактов. Размещаемая в СМИ информация о подростковых суицидах, особенно неправильно трактованная, провоцирует людей, склонных к суицидальному поведению, на совершение аналогичных действий.
Значительное влияние на процесс формирования и реализации суицидальных наклонностей оказывает Интернет: множество сайтов пропагандируют культ самоубийств, вовлекают молодежь в неформальные объединения деструктивного толка. Только в одной из социальных сетей и только по запросу «клуб самоубийц» было найдено 282 интернет-сообщества, хотя в большинстве своем такие клубы позиционируют себя как «общества взаимопомощи».
В конце 1980-х годов в Австрии с так называемым «синдромом Вертера» — тенденцией молодых людей пытаться лишить себя жизни в подражание самоубийству, получившему широкую огласку, — решили бороться радикально. О подростковых суицидах категорически запретили сообщать в прессе — и число самоубийств, к примеру только в метро, снизилось за месяц в 3 раза.
Самоубийство подростка — это не отдельно взятая, а комплексная проблема, угрожающая будущему нашего государства. Важными суицидальными факторами являются, в частности, стрессы, депрессия и сформировавшаяся зависимость, тревожность, агрессия. В ряде случаев подростки решались на самоубийство, чтобы обратить внимание взрослых на свои проблемы, и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости. Разрушение традиционных социальных и семейных структур в России, переживающей серьезные социальные, политические и экономические перемены, также провоцирует уход из жизни человека с несформировавшейся психикой, потерявшего смысл жизни. Игнорирование правоохранительными органами фактов жестокого обращения с детьми и насилия над ними может привести к еще более глубокой психологической травме, к суициду.
Оптимальная система превенции, интервенции и поственции психологических кризисов и самоубийств на практике должна объединять образование, здравоохранение, органы социальной защиты, внутренних дел, религиозные учреждения, усилия негосударственных организаций и финансовые ресурсы, а также гарантировать налаженную связь между ними.
Стратегия профилактики самоубийств на государственном уровне включает в себя совершенствование социальных условий, образования (улучшение навыков преодоления жизненных трудностей), привлечение СМИ, а также сокращение доступности средств для самоубийства. Необходимо проводить постоянный мониторинг сети Интернет с целью выявления сайтов, пропагандирующих суицид, направлять информацию о таких сайтах в правоохранительные органы, чтобы обязать провайдеров закрыть доступ к подобным интернет-ресурсам. В ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области существует специальный отдел «К», который занимается постоянным монито-
рингом Интернета, выявляет и ликвидирует сайты, пропагандирующие насилие и суицид среди подростков.
Важную роль в этом процессе призваны играть образовательные учреждения. При этом особая миссия возлагается на педагогические вузы, поскольку задачи, стоящие перед обществом, настолько велики, что решаться они будут в течение жизни нескольких поколений. Педагогические вузы несут особую ответственность за воспитание молодежи, а также за подготовку педагогических кадров, которые будут формировать следующие поколения.
Педагогическое образование, школа, вузы должны сегодня не конкурировать с альтернативными системами обучения, а пытаться наладить с ними партнерские отношения. Сотрудничество вместо конкуренции — эта провозглашенная П. Друкером идея XXI века должна стать базовой для развития современной школы и вуза. «Сотрудничество во всех его проявлениях: сотрудничество в самом широком контексте партнерства с социальным окружением, сотрудничество с потребителем (работодателем, родителем, учащимся), сотрудничество самих образовательных учреждений через развитие образовательных сетей и создание единого информационно-образовательного пространства. Школа сегодня достаточно хорошо понимает, что ей не справиться со всеми проблемами в одиночку, хотя ответственность за их решение в общественном сознании по-прежнему целиком лежит на ней. Поэтому именно ей следует выступить инициатором социального взаимодействия в образовательной сфере и его организатором» [8. С. 15].
Таким образом, на педагогические вузы возлагается двойная нагрузка и повышенная ответственность. От качества педагогического образования в прямой зависимости находится формирование не только общекультурных ценностей, но и духовно-нравственной и правовой культуры молодежи, ее гражданская активность и способность подчиняться праву. Особенно это важно в рамках развивающегося сетевого взаимодействия педагогических университетов. «Развитие и реализация идеи сетевого взаимодействия — это работа на перспективу, заданную программой, перспективу значительных позитивных перемен в отечественном образовании, которые не смогут состояться без модернизации педагогического образования. Учет и использование всех достижений в сфере разработки инновационных технологий педагогического образования должны, на наш взгляд, сыграть ключевую роль в повышении качества подготовки учителей» [9. С. 14].
Университеты, особенно педагогические, ответственны перед обществом и государством за формирование гражданской компетенции и высокой правовой культуры студентов — будущих учителей, которые вскоре будут формировать ее у школьников. Тем самым университет выполняет функции института правовой и гражданской социализации общества. Образование сегодня — это то, что будет представлять собой завтра наше государство и общество, поэтому миссия педагогического университета неоспорима.
РГПУ им. А. И. Герцена в течение 25 лет уделяет особое внимание правовому образованию студентов, которое в той или иной степени внедрено практически во все образовательные программы на большинстве факультетов. Десятилетний юбилей отметил юридический факультет, приоритетными направлениями деятельности которого являются развитие гражданско-правового образования, ювенальной юстиции, защиты материнства и детства, образовательного права, изучения международно-правовых стандартов по защите прав детей, правовых основ международного усыновления. На факультете созданы и функционируют программы по медиации — важному направлению в сфере предотвращения и разрешения конфликтов. Дальнейшее развитие этих программ будет залогом стабильности развития семьи, общества и нашего государства.
На базе юридического факультета в 2002 году создана и функционирует юридическая клиника, которая способствует развитию правовой культуры и правового сознания студентов, расширению знаний о применении методов примирительных процедур в процессе разрешения конфликтов.
Программы школьной медиации, правозащитной деятельности, конфликтологии на уровне бакалавриата и магистратуры, разрабатываемые на юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, вполне соответствуют современным требованям общества, отвечают его вызовам. Выпускники-герценовцы владеют умениями работать в проблемном поле, находить компромисс, работать в формате диалога.
На юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена функционирует единственная в России кафедра теории права и гражданско-правового образования, основной сферой деятельности которой является воспитание у студентов навыков гражданственности, патриотизма, искоренение правового нигилизма, негативизма, интолерантности. На базе этой кафедры разработаны и внедрены программы по медиации, граждановедению, правоведению и правовому образованию. Важно отметить, что именно сейчас «российское общество активно заявляет о необходимости построения правового государства, формирования высокой правовой культуры и развития правового сознания. Правовой и нравственный порядок всегда нацелен на развитие у людей, особенно у подрастающего поколения, молодежи, высокой правовой культуры, а также на формирование гражданских добродетелей» [10. С. 18].
Школьная медиация — это серьезный проект нашего университета, осуществляемый на базе кафедры теории права и гражданско-правового образования, реализация которого требует консолидации усилий со стороны педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, подростков, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare», что означает посредничество. Под медиацией понимается процесс, в ходе которого участники конфликта через посредничество одного или нескольких независимых и нейтральных лиц (медиаторов) приходят к соглашению по спорным вопросам, причем медиатор не имеет никакого права вмешиваться в деятельность сторон и склонять их к какому-либо решению.
Школьная медиация направлена на то, чтобы выявлять болевые точки, ситуации неблагополучия среди учащихся, то есть этот инструмент можно использовать также и в превентивных целях. Участие самих школьников и студентов в процессе медиации — это вопрос самоорганизации гражданского общества с целью снижения и прекращения эпидемии детских самоубийств.
Мы считаем целесообразным, чтобы каждое учебное заведение в настоящих условиях имело группу медиаторов из числа своих педагогов, а также специально подготовленных профессионалов-медиаторов.
Школьная медиация по сути является интегративной междисциплинарной образовательно-профессиональной программой в РГПУ им. А. И. Герцена, объединяющей усилия юристов, психологов, педагогов, социологов, отвечающей концепции проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В реализации этого масштабного проекта принимают участие преподаватели юридического факультета, факультета социальных наук, философии человека, психолого-педагогического и других факультетов.
Таким образом, РГПУ им. А. И. Герцена является образовательной площадкой для подготовки специалистов в сфере медиации. Для этого наш вуз обладает всем необходимыми ресурсами.
Актуален вопрос и о создании единого общегородского специализированного учреждения, наделенного функциями психологического мониторинга несовершеннолетних, в том числе в трудных жизненных ситуациях, сбора и анализа всей статистической информации в этой сфере, разработки и принятия мер, направленных на предотвращение самоубийств и других кризисов несовершеннолетних.
В настоящее время в целях профилактики кризисных и предсуицидальных состояний у детей и подростков приобретает актуальность вопрос о детском телефоне доверия — наивысшем звене суицидологической службы. В Санкт-Петербурге по инициативе уполномоченного по правам ребенка С. Агапитовой был выделен семизначный, а затем и трехзначный телефонный номер (004), который также подключен и к крупнейшим сотовым операторам.
Следует подчеркнуть важность социальной рекламы, пропагандирующей в среде несовершеннолетних общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, а также информирующей несовершеннолетних о службах кризисной помощи в тяжелых жизненных ситуациях.
В целях пропаганды в подростковой среде здорового образа жизни, нетерпимости к проявлениям насилия и недопустимости решения возникающих проблем путем самоубийства необходимо модернизировать существующие образовательные программы либо разработать и внедрить в процесс обучения несовершеннолетних новые специализированные курсы и факультативы. Например, возможно введение в общеобразовательных учреждениях таких дисциплин, способствующих правовому воспитанию школьников, как «Медиация в школе», «Граждановедение», «Правоведение». Опыт юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена позволяет реализовать разработку и внедрение таких программ. Выпускники юридического факультета (юристы, учителя права, бакалавры и магистры в сфере медиации, конфликтологии, специалисты в правозащитной деятельности) способны применять полученные знания в данной сфере. Выделение правоведения в отдельную дисциплину наряду с обществознанием обосновывается существенными отличиями правовых понятий и норм от понятийного аппарата социально-экономической сферы, от философских, социологических и политологических понятий.
К процессу профилактики подростковых суицидов необходимо активнее привлекать ресурсы общественных организаций, имеющих соответствующий опыт; инициировать разработки на федеральном уровне с участием специалистов в области детской психологии и психиатрии специальной методики освещения в СМИ происшествий с несовершеннолетними в целом и подростковых суицидов в частности.
Важно расширить зоны ответственности государства и общества в сфере организации и проведения внеучебной деятельности школьников, их досуга: более широко вовлекать детей и подростков в спортивные, культурные, эстетические мероприятия, развивающие общую культуру и обеспечивающие успешную социализацию, позволяющие стать образованными, культурными людьми, адаптированными к жизни в современном коммуникативном пространстве. В этой деятельности должна принимать участие семья, поскольку для предотвращения суицидальной наклонности у детей и подростков особое значение имеет хорошая семейная атмосфера, насилие в отношении детей свидетельствует о распаде семьи. Следует помнить, что желание самоубийства, прежде всего, возникает в результате семейного неблагополучия и непонимания, поэтому государство, общество и педагогические вузы несут ответственность за воспитание гражданина и ответственного родителя.
Данные инициативы поддерживает и активно включается в деятельность по профилактике самоубийств и других кризисных явлений среди несовершеннолетних Обще-
ственный совет при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, созданный в начале 2012 года.
В состав Общественного совета включены Специалисты в различных значимых областях общественной жизни. В первую очередь это представители государственных образовательных учреждений, в том числе различных факультетов РГПУ им. А. И. Герцена, а также представители искусства, религии, бизнеса. Вовлеченность детей и подростков в выше названные направления жизнедеятельности, несомненно, возвышают их и предотвращают их девиантное поведение, что способствует предупреждению преступлений и иных правонарушений. Законопослушность, гражданские добродетели — то, что формирует образование, искусство, наука, религия и спорт. «Подлинно демократическое общество основано на плюрализме и возможности проявления культурного различия (этнического, религиозного, тендерного) и культурных особенностей, свойственных как людям, так и их общественным объединениям» [11. С. 192].
Основной задачей Общественного совета является учет общественно значимых интересов граждан, общественных и иных организаций Российской Федерации в деятельности Главного следственного управления. Правоохранительные органы зачастую реализуют свои функции в отрыве от реальных потребностей общества. Данная форма деятельности Общественного совета позволяет выявить ежеминутные потребности людей, на установление которых правоохранительным органам понадобились бы временные, финансовые, человеческие и иные ресурсы. Подобная обратная связь увеличивает шансы принятия Главным следственным управлением социально обоснованных, в том числе инновационных, решений через получение более обобщенной и достоверной информации.
В настоящее время Общественный совет при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу активно подключился к решению проблемы суицида несовершеннолетних, обострившейся в России.
«Общественный совет при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу является не только выражением общественных интересов. Это вполне реальный инструмент реализации государственной политики, который, с одной стороны, усиливает степень участия широкой общественности в принятии решений в области защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а с другой — обеспечивает их соответствие реальным потребностями российского общества» [12].
Именно широкий спектр представительства в составе Общественного совета, включающий членов образовательных, профессиональных, творческих, правозащитных и иных организаций и объединений, обеспечивает развитие конструктивного сотрудничества и создание условий для эффективного диалога Главного следственного управления с институтами гражданского общества.
Общественный совет при ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу открыт для приема граждан, все проводимые мероприятия направлены на повышение качества предоставляемых населению правоохранительных услуг, укрепление доверия граждан к правоохранительным органам, а также оказание существенной помощи в профилактике правонарушений и преступлений.
Будущее нашего государства — под угрозой, поскольку каждый год детское население нашей страны сокращается примерно на 300 тыс. человек. А ведь именно они — залог надежной обороны, безопасности, правопорядка и успешного экономического и социального развития государства.
Библиографический список
1. Ефремов В. С. Основы суицидологии. СПб.: Диалект, 2004.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. с сокр. / Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.
3. Агапитова С. Ю. Ежегодный доклад за 2011 год. — www.assembly.spb. ru/files/
4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. — http://www.patriarchia.ru/db/text/2143731.html
5. Резолюция совместного заседания круглого стола Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Общественного совета при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и благотворительного фонда «Защита детства» по теме: «Профилактика самоубийств и других кризисов несовершеннолетних — важная самостоятельная государственная программа обеспечения безопасности благополучия детей и будущего города и страны». 22 мая 2012 г. Санкт-Петербург. — http://www.sledcomspb.ru/zasedaniya-soveta
6. Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации. — http://www.rfdeti.ru/ files/1307261307_vestnik_2011.pdf
7. Гроллман Э. Суицид: социальный контекст // Суицид: превенция, интервенция, поственция. М.: Когито-Центр, 2001. — http://krotov.info/libr_min/g/gorgey/groll
8. Соломин В. П. Педагогическое образование и наука: пути развития // Вестник Герценовского университета. СПб. 2011. № 11 (97).
9. Соломин В. П., Гдалин Д. А., Калугина А. М. Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практик // Вестник Герценовского университета. СПб. 2010. № 7(81).
10. Сморгунова В. Ю. Патриотическое правосознание как предмет компаративного анализа // Философия права. 2008. № 1 (25).
11. Сморгунова В. Ю. Пути преодоления этнического негативизма в современной России и развитие правового принципа мультикультурализма // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6.
12. Обращение о работе Общественного совета при ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу Председателя Общественного совета, ректора РГПУ им. А. И. Герцена В. П. Соломина. — http://www. sledcomspb. ru/obcshestvennyj-sovet/
А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского по праву считается высшим достижением отечественной психологии и признана мировым психологическим сообществом. Согласно этой концепции суть психического развития ребенка состоит в процессе интериоризации социально-культурного опыта деятельности, накопленного в процессе исторического развития общества. Эта концепция послужила надежным методологическим основанием для эмпирических исследований психического развития человека, его этапов, содержания закономерностей процесса формирования его личности. С точки зрения этой концепции научное психологическое знание процессов формирования и развития требует постоянного уточнения уже потому хотя бы, что трансформация социальных условий психического развития неизбежно отражается в его результатах. За последние десятилетия в России, по крайней мере, изменение социокуль-