«_» и ' и и 1
трированное выражение страстей, мыслей и побуждении людей, определяющих формы их совместной деятельности и поведения в каждую конкретную историческую эпоху». С этих методологических позиций Л. Н. Гумилева, подчеркивает В. С. Степин, «целесообразно рассматривать особенности и перспективы современного этапа цивилизацион-ного развития, который выступает как эпоха резких качественных изменений социальной жизни человечества».
Ключевые темы научного наследия Л. Н. Гумилева и актуальные проблемы развития народов Евразии обсуждались не только на пленарном заседании, но и на трех круглых столах («Евразийский союз: стратегии политического и культурного взаимодействия», «Этногенез и этническая история народов Евразии», «Культура народов Евразии: единство и многообразие»), а также на конференции в Географическом обществе «Ландшафты и этносы в исторической географии Евразии».
Анализ материалов конгресса и конференции позволяет выявить новую, заметную тенденцию — усиливающийся интерес к научному наследию Л. Н. Гумилева представителей естественнонаучного знания. В этом отношении были показательны не только отдельные доклады на конференциях, но и мастер-классы для молодых исследователей, организованные в РГПУ им. А. И. Герцена. Их провели крупные ученые РАН и МГУ — профессора В. Г. Будаков, С. Ю. Малков, Коротаев и Г. Г. Малинецкий.
Среди многих глубоких и перспективных статей и выступлений необходимо выделить пленарный доклад доктора физико-математических наук, вице-президента Нанотехно-логического общества России, профессора Г. Г. Малинецкого «Междисциплинарность и вызовы XXI века». Этот доклад необыкновенно интересен и содержателен. Он включил в себя несколько взаимосвязанных тем: «На пороге века геокультуры. Внешнее оправдание», «Внутренние совершенство — эпоха синтеза», «Мост между культурами», «Пассионарная катастрофа и Евразийский проект», а также патетическое заключение «Одна работа, одна фраза, одна загадка». Доклад Г. Г. Малинецкого открывает новые перспективы для крайне необходимого сегодня синтеза естественных и гуманитарных наук и учит нас осваивать уроки оптимизма, завещанные Л. Н. Гумилевым.
К. В. Преображенская
итоги научно-практического форума «семья в современном обществе»*
Мы обязательно добьемся успеха, если будем опираться на прочный фундамент культурных и духовных традиций нашего многонационального народа, на нашу тысячелетнюю историю, на те ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни, если каждый из нас будет жить по совести, с верой и любовью к Родине, к своим близким, заботиться о счастье своих детей и благополучии своих родителей.
Из выступления В. В. Путина на церемонии инаугурации 7 мая 2012 г.
Научно-практический форум «Семья в современном обществе», традиционно проходящий на площадке Герценовского университета, открыл работу III Ежегодного всероссийского петербургского форума «Дом семьи — Россия!» (27 сентября — 4 ноября 2012 г.). Семья в современном мире по-прежнему является фундаментом социальной стабильности и главным носителем культурных и нравственных ценностей. Вместе с тем необходимость
* Санкт-Петербург, 27 сентября 2012 г.
совершенствования нормативной и законодательной базы семейной политики, поиска позитивных информационных стратегий в условиях современного общественного развития, хоть и не является дискуссионной, тем не менее, требует профессионального обсуждения с участием представителей науки, образования, культуры и органов государственной власти.
Герценовский университет на протяжении многих лет является площадкой обсуждения целого ряда задач, связанных с социокультурной и гуманитарной проблематикой. Дело не только в том, что все эти задачи так или иначе имеют педагогический контекст. Скорее, общественный запрос на новые модели эффективного взаимодействия подразумевает обращение к «гуманитарной деятельности университетов, выступающих не только производителями кадров, но и центрами интеллектуально-духовной деятельности и коммуникаций» (Соломин В. П. Педагогическое образование и наука: пути развития // Вестник Герценовского университета. 2011. № 11(97). С. 12).
В августе этого года Правительством Санкт-Петербурга была одобрена Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы. Возможно, темы (привлечение внимания общества к проблемам семьи и детства, возрождение в сознании молодого поколения важности института семьи, формирование позитивного образа молодой семьи в СМИ, укрепление ценности русского языка, как объединяющего фактора сохранения российской культуры, традиций и укрепления основ толерантности) и решения, принятые форумом, будут востребованы как в работе Координационного совета по вопросам семьи и детства при Губернаторе Санкт-Петербурга, так и в работе региональных и федеральных органов государственной власти.
Резолюция научно-практического форума «семья в современном обществе»
Обсудив проблемы и перспективы развития семьи в Российской Федерации, участники форума пришли к выводу, что государственные меры, направленные на ее укрепление и развитие, по-прежнему недостаточны: в стране продолжаются рост семейного неблагополучия, снижение уровня здоровья нации (в том числе репродуктивного), демографический кризис.
Сегодня назрела острая необходимость в создании государственной семейной политики, ориентированной на развитие и укрепление семьи, совершенствовании нормативно-правовой базы социальной поддержки семьи и позитивного родительства, в усилении мер по обеспечению информационной безопасности семьи и детства в РФ.
1. Законодательные меры по обеспечению социальной поддержки семьи и позитивного родительства:
1. Усилить меры по информационной безопасности семьи и детства в РФ через создание соответствующих правовых механизмов. Вместе с тем эти меры должны носить адекватный характер, учитывать ряд особенностей нашего общества. В связи с этим должна быть продолжена и расширена работа над законодательными мерами по ограничению средств массовой информации, Интернета, с учетом мнения профессионалов в соответствующих областях.
2. Усилить институты уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права.
3. Разработать государственную и региональные программы по предупреждению детских и подростковых суицидов на основе изучения зарубежного опыта действия по-
добных программ. Создать государственные и общественные организации, в которые в случае необходимости могут обратиться подростки, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, с целью предотвращения попыток самоубийства.
4. Расширить действие центров медиации и медиаторов, в том числе развитие в России школьной и семейной медиации как инструментов внесудебного разрешения и предотвращения конфликтов в молодежной и семейной среде.
5. Разработать законодательные меры по защите детей, а также обеспечению прав родителей в процессе развода. Особенно учесть проблемы, возникающие в случае, когда одним из супругов является гражданин другого государства, в случае межнациональных браков. С другой стороны, необходимо обеспечить права родителей на общение с детьми после развода. Принять меры по предотвращению «кражи» детей в случае развода одним из родителей или родственниками.
6. Разработать нормативно-правовые акты, касающиеся защиты прав детей в случаях торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Присоединиться к международным программам, касающимся разрешения этой проблемы.
7. Принять меры законодательного характера по защите детей от физического, сексуального и психического насилия в образовательных учреждениях, в семье.
8. Принять меры законодательного характера по защите прав женщин, подвергающихся физическому, сексуальному и психическому насилию в семье.
9. Обеспечить взаимодействие судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям — медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками.
10. Разработать программы государственного или регионального уровня по духовно-нравственному развитию и воспитанию, защите нравственности несовершеннолетних, что предполагает развитие системы гражданско-правового образования в нашей стране. Разработать и внедрить образовательные программы, обеспечивающие получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка.
2. Социально-экономические, образовательные и информационные стратегии укрепления статуса и общественной значимости семьи, родительства и детства:
1. В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) обратить внимание на усиление материальной и социальной поддержки семей, создание условий для их полноценного существования и воспроизводства.
2. В сотрудничестве органов государственной власти, учреждений культуры и образования разработать меры по формированию у граждан России культуры семейных отношений, воспитанию у молодежи ориентации на семейные ценности, а также по широкому психолого-педагогическому просвещению родителей.
3. Разработать программы подготовки «семейно-ориентированных» специалистов, способных оказывать семьям любого типа психологическую, педагогическую, социальную, юридическую и другие виды помощи, а также инновационные формы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях и школах.
4. Осуществить государственную координацию и финансовую поддержку по сохранению культурных, семейных, династических и религиозных традиций России.
5. Предусмотреть финансирование образовательных программ помощи семьям мигрантов в овладении русским языком — государственным языком Российской Федерации.
Разработать меры, направленные на повышение престижа русского языка среди русскоязычных граждан на территории РФ: в семье, в обществе, в первую очередь — в школьном обучении. Обеспечить нерусскоязычным мигрантам в РФ возможность овладения русским языком как языком межнационального общения (соответственно целям и срокам их пребывания на территории РФ).
6. Организовать мониторинг состояния и перспектив развития современной российской семьи.
7. Обеспечить приоритетное финансирование областных и муниципальных программ, нацеленных на улучшение качества жизни семьи.
8. Разработать и реализовать долговременную стратегию по подготовке специалистов по работе с семьей.
9. Разработать основы информационной политики государства, ориентированной на семейные ценности и здоровый образ жизни.
Отмечая особую важность и актуальность обсуждаемых проблем, участники форума призывают органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества обратить внимание на проблемы жизнедеятельности и качество жизни каждой семьи; приступить к разработке и реализации стратегии семейной политики на ближайшие 20 лет.
С. А. Писарева
проблемы подготовки педагогических КАДРОВ с использованием возможностей сетевого взаимодействия
(по материалам Всероссийского семинара-совещания заведующих педагогическими кафедрами)
В 2010 году по инициативе Герценовского университета было создано сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России». В рамках этого объединения кафедрой педагогики 25 и 26 октября 2012 года был проведен Всероссийский семинар-совещание заведующих педагогическими кафедрами, в котором приняли участие представители 18 вузов из разных регионов России — от Санкт-Петербурга до Ставрополя на Юге и до Читы на Востоке. На семинаре-совещании наряду с профессорами и доцентами кафедры педагогики нашего университета выступили с докладами зав. кафедрой педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого А. А. Орлов, зав. кафедрой педагогики ПГГПУ Л. А. Косолапова, зав. кафедрой педагогики ОмГПУ Н. В. Чекалева, профессор ЗабГГПУ А. В. Рогова. Остальные гости приняли самое активное участие в дискуссионной части семинара-совещания, подчеркнув роль Герценовского университета и кафедры педагогики как признанного лидера в педагогическом образовании, разработчика новых идей и подходов к построению процесса подготовки кадров нового поколения.
Значимость этого семинара-совещания для вузов, по мнению его участников, обусловлена новым этапом развития высшего образования в России, связанным с массовым переходом на уровневое образование, с введением образовательных стандартов третьего поколения и, соответственно, изменением значимости изучения дисциплины «Педагогика». В новом стандарте педагогика является дисциплиной общепрофессионального цикла, а не цикла социогуманитарных и экономических дисциплин, как это было в стандарте предыдущего поколения. Педагогика превратилась в дисциплину, несущую ответственность за формирование не только общекультурных, но в большей степени общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. По общему сложившемуся мнению участников семинара-совещания, только совместное обсуждение