Научная статья на тему 'Правовые основы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи как фактор укрепления духовного потенциала населения России'

Правовые основы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи как фактор укрепления духовного потенциала населения России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / PATRIOTISM / EDUCATION OF YOUTH / SPIRITUAL CRISIS / LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Сморгунова Валентина Юрьевна

В статье авторы анализируют причины и следствия современного духовного кризиса россий-ского общества. В качестве средства решения данной проблемы предлагаются меры по внедрению системы патриотического воспитания в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Сморгунова Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis of patriotic education of minors and youths as a factor of the spiritual potential consolidation in Russia

In the article the authors study causes and consequences of the modern spiritual crisis in the Russian society. There are proposed some arrangements to implement the system of patriotic education in the school as a means of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Правовые основы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи как фактор укрепления духовного потенциала населения России»

Соломин Валерий Павлович

доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (e-mail: rector@herzen.spb.ru)

Сморгунова Валентина Юрьевна

доктор философских наук, профессор, декан юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (e-mail: prof_smorgunova@mail.ru)

Правовые основы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи как фактор укрепления духовного потенциала

населения России

В статье авторы анализируют причины и следствия современного духовного кризиса российского общества. В качестве средства решения данной проблемы предлагаются меры по внедрению системы патриотического воспитания в школе.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание молодежи, духовный кризис, нормативно-правовая база.

V.P. Solomin, Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of the Herzen State Pedagogical University of Russia; e-mail: rector@herzen.spb.ru;

V.Yu. Smorgunova, Doctor of Philosophy, Professor, Dean of the Faculty of Law of the Herzen State Pedagogical University of Russia; e-mail: prof_smorgunova@mail.ru

The legal basis of patriotic education of minors and youths as a factor of the spiritual potential consolidation in Russia

In the article the authors study causes and consequences of the modern spiritual crisis in the Russian society. There are proposed some arrangements to implement the system of patriotic education in the school as a means of solving this problem.

Key words: patriotism, education of youth, spiritual crisis, legal framework.

В последние десятилетия наблюдались негативные тенденции в духовно-нравственной сфере нашего общества, что свидетельствует о глубоком системном кризисе, в котором оказалась наша цивилизация и который дает о себе знать в виде комплекса так называемых глобальных проблем современности [1, с. 12]. В последние двадцать лет все сферы жизни российского общества переживают эпоху постоянных перемен: активно модернизируется экономика, преобразуются политическая и властная структуры, в движении находятся социально-общественные системы. Процессы модернизации в стране поставили и систему образования в новые условия [2, с. 4].

Это выдвигает на первый план «гуманитарную деятельность университетов, выступающих не только производителями кадров, но и центрами интеллектуально-духовной деятель-

ности и коммуникаций» [1, с. 14]. Наиболее сложными и болезненными проблемами современной России выступают семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми, социальное сиротство [3, с. 1]. Исчезли идеалы, потеряли свое значение духовные ценности, которые составляли основу культуры нашей страны. Действительно, в конце XX - начале XXI в. возникла историческая ситуация, которую характеризуют как кризис всех прежних механизмов развития человечества [1, с. 12].

Это оказало разрушающее воздействие на правовую культуру. Уровень современного правосознания в современной России, к сожалению, чрезвычайно низок. В особенности вызывает опасение тот факт, что молодежь в первую очередь подвержена разрушающему действию правового бескультурия. В связи с этим возникают вызовы для педагогического

13

образования: «школа требует качественно новых учителей» [4, с. 68].

«Особое место среди гражданских добродетелей, наличие которых у большого числа людей, определяющих дух правовой культуры общества, способствующих поддержанию суверенитета, обеспечению конституционной безопасности, занимает такая гражданская добродетель, как патриотизм» [5, с. 18]. В этом смысле «трудно переоценить роль РГПУ им. А.И. Герцена в формировании правовой личности» [6, с. 111]. Инновационный вуз должен думать о будущем и предлагать модели опережающей стратегии подготовки, новых типов занятости и компетентностей [7, с. 19].

Сегодня наше государство переживает нелегкое время. Проблема духовной безопасности как состояния защищенности всей совокупности ценностей духовной культуры и способности противостоять внешним угрозам становится сегодня особенно актуальной [8, с. 6]. Размытость нравственных ориентиров, определенный идеологический вакуум, пропаганда средствами массовой информации насилия, агрессии, наступление худших образцов западной массовой культуры являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений у молодежи. В сегодняшних условиях молодое поколение, вобрав в себя все особенности общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым [9]. В российском обществе можно констатировать «деформацию политического, правового, нравственного... правосознания» [10, с. 125], и «одним из способов формирования такого нового сознания должно стать правовое воспитание и образование» [6, с. 112].

В различных версиях интерпретации сути кризисных процессов и путей их преодоления неизбежно всплывает понятие «человеческие качества». Именно человеческие качества определяют выбор траектории развития общества [1, с. 13]. Проблема человечности выдвигается на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующих самостоятельности, гибкости, деловитости, патриотичности человека, ориентированного на общечеловеческие ценности [11, с. 8]. На сегодняшний день существует множество подходов, рассматривающих основные направления гражданско-патриотического воспитания, однако, на наш взгляд, наиболее правомерно выделить три основных: военно-патриотический, политический и этнокультурный [12].

Система распространения в обществе социально значимых и одобряемых ценностей,

норм поведения существовала всегда [8, с. 47]. Наше государство сегодня уделяет значительное внимание вопросам патриотического воспитания молодежи. Так, государственные органы Российской Федерации приняли ряд документов (законы об образовании, о языках, о молодежи, о культуре, о национальной безопасности; государственные программы и концепции развития образования, развития языков, этнокультурного образования, воспитания в учреждениях образования, культурного наследия, патриотического воспитания граждан), затрагивающих вопросы системы патриотического воспитания. В этих документах обозначены следующие задачи:

создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе понимания исторических ценностей и роли Отечества в мире, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания [13].

Для эффективной реализации патриотического воспитания необходимым является, по мнению специалистов, «воздействие широкого нравственно-патриотического информационного поля» [14]. Сегодняшняя молодежь потерялась в потоке информации, которая нередко предъявляет людям требования, несовместимые с их нравственными убеждениями и законами государства, в котором они живут [8, с. 27]. Так, например, в условиях стремительного распространения Интернета в России создание специализированных сайтов и порталов представляется весьма эффективным средством патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской позиции, уважительного отношения к истории страны. Интернет-ресурсы на патриотическую тематику способствуют повышению социальной активности пользователей глобальной сети, развивают интерес к теме патриотизма в условиях взаимодействия в социальной сети [15]. Основные принципы образования должны быть «ориентированы на поиск путей гуманизации человека и мира, на разоблачение технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем» [1, с. 15].

14

В современном законодательстве Российской Федерации произошло обновление многих правовых норм в сфере образования, что позволило пересмотреть некоторые подходы к организации обучения и воспитания, в том числе гражданско-патриотического, гражданско-правового. Сегодня гражданско-правовое образование и воспитание молодежи основывается на следующей нормативно-правовой базе: Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Концепции этнокультурного и этнохудожественного образования, которые приобретают все большую актуальность и значимость в современном воспитательном и образовательном пространстве. В Санкт-Петербурге особенно значимым нормативно-правовым актом в данной сфере является постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 сентября 2010 г. № 1193 «О плане мероприятий по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы».

Однако, несмотря на активные действия государства в области молодежной политики, проблема гражданско-патриотического воспитания все же остается не решенной до конца. Названные задачи должны быть реализованы в процессе формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов, особенно сегодня, в период смены ценностей и духовных ориентиров людей, когда разрушена прежняя система воспитательной работы, а новая, отвечающая целям и ценностям демократического правового государства, не набрала силы. Для воссоздания системы воспитания граждан, укрепления духовного потенциала населения необходима объединительная, консолидирующая общество основа, которую может составить государственно-патриотическая идеология. Эта задача может быть решена, если в педагогическом вузе к будущему педагогу будут относиться, как к носителю культуры, и создавать условия для формирования патриотической культуры у студентов. «Патриотизм как гражданская добродетель, укорененная в обществе, есть залог правового и нравственного порядка» [5, с. 20].

Новым подходом к воспитательно-образовательному процессу в педагогическом вузе является формирование поликультурной личности, с развитым патриотическим сознанием, владеющей навыками усвоения общечеловеческих ценностей, быстро адаптирующей-

ся к изменяющимся условиям окружающей действительности. В соответствии с государственными программами, внутренними потребностями общества и потребностью в реализации патриотического потенциала личности в профессиональной деятельности необходимо привлекать педагогические вузы к воспитанию будущих педагогов в духе патриотизма.

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Только патриотизм может быть прочным моральным основанием для нашей страны. Патриотизм - понятие очень широкое. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это гражданственность, уважение правовых норм, закона. «Сегодня мы стоим на пороге серьезных ценностно-целевых, институциональных, технологических изменений, вызванных формированием новых условий функционирования и развития системы педагогического образования и в целом -высшей школы России» [16, с. 4].

И Президент, и Премьер-министр много говорят о необходимости создания целостной концепции формирования гражданина, патриота своей страны, о том, что надо создавать программы, формулировать национальную идею [17, с. 12]. 3 июля 2014 г. в Москве состоялось заседание совета по межнациональным отношениям, в котором принял участие Президент России В.В. Путин. Он назвал своевременной инициативу формирования патриотического сознания молодежи. В связи с этим Президент поручил Минобрнауки ускорить разработку приоритетов молодежной политики и подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания.

Президент особо подчеркнул в своей речи, что патриотизм - это не идеология, навязанная сверху, не шаблоны и штампы, которые не наполнены содержанием. Это «уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это -ответственность за свою страну и ее будущее» [18].

Такое внимание Президента России к вопросам воспитания патриотизма у молодежи и подростков связано с тем, что сегодня необходимо укреплять общероссийскую гражданскую идентичность. Важная роль в этом процессе должна уделяться образованию и воспитанию.

15

Прежде всего, власти решили обратиться к теме Великой Отечественной войны как общей борьбе, сплачивающей народы России. Был разработан новый учебник истории, проводятся мероприятия по поддержке русского языка, с 2002 г. реализуются федеральные целевые программы «Русский язык», в 2014 г. был создан президентский совет по русскому языку. Власти также рассчитывают на усилия гражданского общества - в 2013 г. были учреждены гранты для организаций, занимающихся патриотическим воспитанием и гармонизацией межнациональных отношений.

На сегодняшний день в России действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Ее основная цель - совершенствование системы патриотического воспитания. На заседании совета по межнациональным отношениям В.В. Путин также отметил, что повышение качества реализации этой программы предполагает ее насыщенность «действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям, современной молодежи» [19].

В настоящее время в разработке находится проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В этой обновленной версии будут вновь рассматриваться вопросы патриотического воспитания молодежи, а также ряд дополнительных мер по поддержке русского языка и по борьбе с возрождением нацистской идеологии.

Президент также поручил правительству рассмотреть возможность разработки федеральной целевой программы «Молодежь России» для патриотического воспитания. Программа должна быть направлена «на создание правовых, социально-экономических и организационных условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, реализации ее творческого потенциала» [19].

Региональным властям Президент рекомендовал разработать комплекс мер по развитию традиционной культуры народов России, предусмотрев финансовую поддержку домов дружбы, домов народного творчества и театров юного зрителя.

Также Президент России не раз отмечал, что в этой работе «ничего идеологизированного быть не должно. Здесь должно быть то, что объединяет всех, людей самых разных национальностей, вероисповедания и политических взглядов» [20].

На уровне Санкт-Петербурга губернатор также часто говорит о роли патриотического

воспитания молодежи. Георгий Полтавченко подчеркивает, что в России накоплен собственный многовековой опыт единения разных народов - «это путь успешной интеграции на базе единого государства, единой культуры и, конечно же, единого и обязательного русского языка» [21]. В нашем городе принята программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг. Основной идеей этой программы является то, что юных петербуржцев предполагается воспитывать в духе патриотизма и гражданской ответственности.

Для преодоления проблем, которые мы наблюдаем в последнее время, предлагаем реализовать следующие основные направления деятельности.

Во-первых, нужно сформировать у несовершеннолетних и молодежи систему ценностей. В качестве стратегической задачи социально-культурной деятельности вуза выступает воспитание личности студента, осознающего многомерность мира и наличие различных взглядов, обладающего адекватной самооценкой и активной жизненной позицией [8, с. 49]. Сегодня большую роль в формировании системы ценностей у школьников играет не столько школа, сколько информация «извне» - Интернет, СМИ, телевидение. Но, к сожалению, из них подростки черпают не только положительную информацию, но и негативную. Поэтому важнейшая задача государства и общества - оградить детей и молодежь от пропаганды насилия, жестокости, аморального и непристойного поведения.

Во-вторых, необходимо совершенствовать образовательную политику. Необходимо подключать все звенья образовательной системы к патриотическому воспитанию. «В современном мире, переживающем состояние кризиса, возникает необходимость глубоко продумать цели образования, обновить его методы и переформулировать основы своей идентичности» [22, с. 77]. В этом должны участвовать и общеобразовательная школа, и вузы. Причем необходимо, чтобы они участвовали в этом совместно, вырабатывали общие пути воспитания гражданственности, любви и уважения к стране, истории и праву. Необходимо понимать, что «созданные стихийно в различных регионах страны модели правового обучения и воспитания существуют вне логики единого образовательного и правового пространства» [23, с. 35].

В рамках системы образования мы видим три основные направления работы:

Во-первых, это патриотическое воспитание в рамках системы школьных и вузовских меро-

16

приятий. Его можно реализовать на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности. Помимо этого считаем необходимым увеличение количества часов в программах для уже имеющихся дисциплин, в рамках которых осуществляется патриотическое воспитание, как, например, обществознание в школе. Школе также необходим предмет правоведение. Именно в рамках правоведения учащиеся могут получить представления о праве, системе государственной власти, о работе правоохранительных органов. Это позволит преодолеть правовой нигилизм, воспитать гражданскую ответственность.

Во-вторых, это патриотическое воспитание во внеурочной деятельности. Это могут быть классные часы, встречи с интересными людьми, диспуты и беседы на патриотические темы, просмотр фильмов, посещение музеев, викторины, конкурсы, олимпиады, выставки работ учащихся и т.д.

В-третьих, это вовлечение учащихся старших классов и студентов вузов в участие в различных общественных мероприятиях, в которых они смогут получить полезный опыт патриотизма. Например, это может быть волонтерская деятельность. Хорошим примером

1. Соломин В. П. Педагогическое образование и наука: пути развития // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2011. № 11. С. 12-21.

2. Соломин В.П., Гончаров С.А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2013. № 2. С. 3-11.

3. Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю., При-станскова Н.И. Семейное неблагополучие: проблемы политико-правового регулирования /под общ. ред. В.З. Кантора. СПб., 2014.

4. Соломин В. П. УМО по направлениям педагогического образования как инструмент общественно-государственного партнерства в повышении качества подготовки педагогических кадров // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2011. № 10. С. 64-69.

5. Сморгунова В.Ю. Патриотическое правосознание как предмет компаративного анализа // Философия права. 2008. № 1. С. 18-23.

6. Соломин В.П. Формирование антикоррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2013. № 4. С.110-116.

может служить юридическая клиника, которая существует на базе юридического факультета. Она дает студентам полезный опыт не только в образовательном плане, но и гражданском воспитании.

Воспитание патриотов своей Родины - ответственная, сложная и приоритетная воспитательная задача современной школы. Важнее всего для будущего нашего государства - воспитание молодежи в духе уважения закона, прав других людей, толерантности [23, с. 35], патриотизма. Сегодня в этом смысле мы имеем полное право говорить об особой миссии Герценовского университета - вуза, являющегося носителем лучших традиций отечественного педагогического образования, ориентированного на его сохранение и развитие как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с профильным высшим образованием [16, с. 6]. Охрана безопасности молодежи и подростков, несомненно, является залогом безопасного и устойчивого развития государства в современном мире [24, с. 99]. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

1. Solomin V.P. Pedagogical education and science: ways of development // Universum: Bull. of the Herzen University. 2011. № 11. P. 12-21.

2. Solomin V.P., Goncharov S.A. Teaching personnel: a new image, a new education // Universum: Bull. of the Herzen University. 2013. № 2. P. 3-11.

3. Smorgunova V.Yu., Kalinina E.Yu., Pristan-skova N.I. Family troubles: problems of political and legal regulation / gen. ed. by V.Z. Kantor. St. Petersburg, 2014.

4. Solomin V.P UMO in areas of teacher education as an instrument of social-state partnership in improving the quality of teacher training //Universum: Bull. of the Herzen University. 2011. № 10. P. 64-69.

5. Smorgunova V.Yu. Patriotic consciousness as a subject of comparative analysis // Philosophy of law. 2008. № 1. P. 18-23.

6. Solomin V.P. Formation of anti-corruption culture as a factor of the formation of intolerance to corruption in the civil society // Universum: Bull. of the Herzen University. 2013. № 4. P. 110-116.

7. Solomin V.P. The models of the innovation system transformation of the pedagogical education in the University // Person and education. 2012. № 1. P. 19-21.

17

7. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования // Человек и образование. 2012. № 1. С.19-21.

8. Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю., Шадрина Е.Г. Проблемы политико-правового регулирования кризисов и суицидального поведения в подростковой и молодежной среде. СПб., 2014.

9. Сергеева В. В. О двуединстве образования и национального патриотизма в ракурсе патриотической культуры // Вестн. ТГПУ. 2011. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/o-dvuedinstve-obrazovaniya-i-natsionalnogo-patriotizma-v-rakurse-patrioticheskoy-kultury (дата обращения: 16.12.2014).

10. Соломин В.П., Сморгунова В.Ю. Формирование инновационной экологической культуры как способ противодействия экологической преступности // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2013. № 4. С. 124-129.

11. Жампеисова К. К. Современные аспекты подготовки будущего учителя 12-летней школы: образование, ориентированное на результат // Знание. 2007. № 5.

12. Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестн. БГУ. 2012. № 1.1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-grazhdansko-patrioticheskom-vospitanii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 16.12.2014).

13. Сергеева В. В. Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-professionalno-pedagogicheskoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-cherez-formirovanie-patrioticheskoy-kultury (дата обращения: 16.12.2014).

14. Сергеева В.В. Модель формирования патриотической культуры будущих педагогов и технология ее реализации в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6(37). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/model-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-buduschih-pedagogov-i-tehnologiya-ee-realizatsii-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 16.12.2014).

15. Чангалиди Д.Н. Патриотическое воспитание в условиях глобализации // Вестн. БГУ. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 16.12.2014).

8. Smorgunova V.Yu., Kalinina E.Yu., Shadri-na E.G. Problems of political and legal management of crisis and suicidal behavior in adolescent and youth. St. Petersburg, 2014.

9. Sergeeva V. V. About two unities of education and national patriotism in the foreshortening of patriotic culture // The TSPU Bull.

2011. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/arti-cle/n/o-dvuedinstve-obrazovaniya-i-natsionalno-go-patriotizma-v-rakurse-patrioticheskoy-kultury (date of access: 16.12.2014).

10. Solomin V.P., Smorgunova V.Yu. Formation of innovative environmental culture as a way of opposition to environmental crimes // Universum: Bull. of the Herzen University. 2013. № 4. P. 124-129.

11. Zhampeisova K.K. Modern aspects of the training of the future teacher of 12 years-school: the education focused on the result // Knowledge. 2007. № 5.

12. Medvedeva Z.V. Ethnic-cultural educational technologies in civil and patriotic education of future Teachers //Bull. of the BGU. 2012. № 1.1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnye-obra-zovatelnye-tehnologii-v-grazhdansko-patriotich-eskom-vospitanii-buduschih-pedagogov (date of access: 16.12.2014).

13. Sergeyeva V.V. Improving the efficiency of vocational and educational training of future teachers through development of patriotic culture // Pedagogical education in Russia.

2013. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ povyshenie-effektivnosti-professionalno-ped-agogicheskoy-podgotovki-buduschih-peda-gogov-cherez-formirovanie-patrioticheskoy-kultu-ry (date of access: 16.12.2014).

14. Sergeyeva V.V. Model of formation of patriotic culture of future teachers and technology of its realization in pedagogical higher education institution // World of science, culture, education.

2012. № 6(37). URL: http://cyberleninka.ru/arti-cle/n/model-formirovaniya-patrioticheskoy-kultu-ry-buduschih-pedagogov-i-tehnologiya-ee-reali-zatsii-v-pedagogicheskom-vuze (date of access: 16.12.2014).

15. Changalidi D.N. Patriotic education in conditions of globalization // Bulletin of the BGU. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyah-globalizat-sii (date of access: 16.12.2014).

16. Solomin V.P. Activities of the University in new terms of the development of teacher education // Universum: Bull. of the Herzen University.

2014. № 1. P. 3-17.

17. Smorgunova V.Yu. Civic mission of the law faculty of the Herzen State Pedagogical Uni-

1B

16. Соломин В. П. Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2014. № 1. С. 3-17.

17. Сморгунова В.Ю. Гражданская миссия юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена // Семейная медиация в ювенальной политике: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. /под ред. В.Ю. Сморгуновой. СПб., 2014. С. 10-13.

18. Заседание Совета по межнациональным отношениям // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/news/46144(дата обращения: 12.12.2014).

19. Путин дал поручения по патриотическому воспитанию // РИА Новости. URL: http:// ria.ru/society/20140723/1017250286.html (дата обращения: 16.12.2014).

20. Путин: работу по патриотическому воспитанию нужно структурировать // РИА Новости. URL: http://ria.ru/ politics/20120912/748618484.html (дата обращения: 16.12.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Георгий Полтавченко: Сила России - в успешной интеграции народов на базе единого государства, единой культуры и русского языка // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb. ru/press/governor/40779/ (дата обращения: 13.12.2014).

22. Калинина Е.Ю. Современное состояние образования в Европе: вызовы и проблемы // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2012. № 2. С. 71-77.

23. Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю. Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. 2012. № 2. С. 33-39.

24. Калинина Е.Ю. Кризисное правосознание молодежи в период общественных трансформаций // Семейная медиация в ювеналь-ной политике: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. /под ред. В.Ю. Сморгуновой. СПб., 2014. С. 98-100.

versity of Russia // Family mediation in juvenile policy: proc. of the intern. sci.-pract. conf. / ed. by V.Yu. Smorgunova. St. Petersburg, 2014. P. 10-13.

18. Meeting of the Council for international relations // The Official website of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/ news/46144 (date of access: 12.12.2014).

19. Putin gave directions on Patriotic education // RIA News. URL: http://ria.ru/socie-ty/20140723/1017250286.html (date of access: 16.12.2014).

20. Putin: The work on Patriotic education has to be structured//RIA News. URL: http://ria.ru/pol-itics/20120912/748618484.html (date of access: 16.12.2014).

21. Georgy Poltavchenko: Russia's Power is based on the successful integration of people on the foundation of a single state, a integrated culture and Russian language // The Official site of Administration of St. Petersburg. URL: http://gov. spb.ru/press/governor/40779/ (date of access: 13.12.2014).

22. Kalinina E.Yu. Current condition of education in Europe: challenges and problems // Universum: Bull. of the Herzen University. 2012. № 2. P. 71-77.

23. Smorgunova V.Yu., Kalinina E.Yu. The role of legal education in sustainable development and the functioning of the state and society in the modern global world // Universum: Bull. of the Herzen University. 2012. № 2. P. 33-39.

24. Kalinina E.Yu. Crisis legal consciousness of youth in the period of social transformations // Family mediation in juvenile policy: proc. of the intern. sci.-pract. conf. /ed. by V.Yu. Smorgunova. St. Petersburg, 2014. P. 98-100.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.