Научная статья на тему 'Детские проблемы и воспитательный процесс в столичных дворянских семьях в эпоху Просвещения в России'

Детские проблемы и воспитательный процесс в столичных дворянских семьях в эпоху Просвещения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1029
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские проблемы и воспитательный процесс в столичных дворянских семьях в эпоху Просвещения в России»

ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СТОЛИЧНЫХ ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

М.В. Короткова

Вторая половина XVIII века - время правления Екатерины II - стала важной вехой в развитии домашнего воспитания детей столичного дворянства. В этот период жили представители поколения внуков соратников Петра, которые взрослели в период расцвета просвещенного абсолютизма. Их юность и зрелые годы пришлись на «золотой век» Екатерины, а их дети, в свою очередь, служили при Павле I. Дух екатерининского времени был пропитан педагогикой. Умами столичной знати владели идеи Просвещения, которые должны были стать основой благоденства человечества. Просвещение обращало свои взоры на педагогические сочинения, благодаря этому стали популярны различные воспитательные идеи европейской педагогической мысли. Это поколение дворянства стало сторонниками получения европейского образования. Образование европейского типа давало возможность гражданам России говорить на общем языке с Европой, помогало избавиться в ее глазах от образа варварской страны.

В России быстро распространился большой интерес к просветителям и сочинениям Вольтера, Дидро и Руссо. Особую популярность имело в то время сочинение Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», ставшее в своем роде манифестом просветителей в области педагогики. Именно Руссо переломил коренным образом отношение к ребен-

ку, заявляя, что мир бы погиб, если каждый человек в жизни хоть раз не был бы ребенком. Благодаря Руссо стали считать, что ребенок такой же человек, как взрослый. Выделение ребенка из мира взрослых привело к гуманному и уважительному отношению к нему. Детское сознание стало особым феноменом для взрослых, а процесс воспитания стал рассматриваться как особая область бытия, которой необходимо заниматься специально. Появились в этот период основы предметного мира детства - в дворянских домах стали организовывать детские комнаты, шить детскую одежду, появились игрушки и даже новые издания для детского чтения - «Зеркало добродетели и благонравия для детей» Г. Кейля (1794 г.), «Детская библиотека» Г. Кампе (1788 г.), детский журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785-89 гг.). Все это положило на- 59 чало созданию «детского» мира, наполненного атрибутами ребенка.

Несмотря на эти несомненные сдвиги в понимании детства, исследователи считают, что это было время теории ребенка, педагогических трактатов, а отдельные личности не брались во внимание. Так, О.Е. Кошелева пишет: «В целом маленькая фигурка ребенка для литературы классицизма совершенно неинтересна, она не для ее высокого масштаба. Произведения особого жанра - трактаты о воспитании - целиком посвящены целям, методам, принципам воспитания, иначе говоря, рецептура действий для взрос-

2 / 2007

Преподаватель XXI

лых, характеристики собственно детства, образы реальных детей в них отсутствуют» [1].

Русскому просвещенному дворянству хорошо был знаком трактат английского философа Дж. Локка, изданный в России в 1759 году, - «Мысли о воспитании». Цель воспитания философ видел в подготовке джентльмена и разработал педагогику «здравого смысла». Эта педагогика строилась на сочетании физического, умственного и психического развития человека. Для первого Дж. Локк предлагал закаливать тело, чтобы переносить усталость и перемены погоды, не одевать детей тепло, ходить с непокрытой головой, мыть ноги холодной водой, кормить умеренной пищей, больше времени проводить на свежем воздухе и в игре, как можно раньше ложиться спать. Воспитание он ставит на первое место, обучение на второе. Детей, по его мнению, следует обучать «светскости», т.е. хорошим манерам. Им надо дать понятие о Боге как творце мира и благодетеле, не вдаваясь в подробности. Большое значение придавалось нравственному дисциплинированию и развитию воли. Дж. Локк призывал с 60 детства приучать ребенка побеждать собственные прихоти. Например, если ребенок просит платье, то ему надо дать, а его желаниям по материи и цвету платья ни в коем случае не потакать [2]. Главным средством воспитания должны быть не наставления и телесные наказания, а хорошие примеры и похвала, которая должна стать публичной и возбуждать чувство чести.

Ж.Ж. Руссо, предложивший теорию «естественного воспитания», был также популярен среди столичного дворянства. Согласно его теории, человек от природы не имеет плохих склонностей и пороков, но окружающая его среда впоследствии портит его и оказывает пагубное действие. Он

писал: «Все прекрасно, выходя из рук творца, все портится в руках человека» [3]. Руссо посему считал, что ребенок от 2 до 12 лет должен воспитываться в природе и его надо увезти из города. Природосообразности воспитания соответствовали, по мысли Руссо, чистый воздух, активность детей, прогулки, работа на огороде. Воспитывали ребенка, по его мнению, вещи, обстоятельства и люди [4]. Возраст от 12 до 15 лет Руссо считал временем умственного развития, во время которого необходимо было изучать естественные дисциплины. С 15 лет нужно было приступать к изучению гуманитарных наук, к коим он относил историю. Во второй период ребенка сближали с природой сельскохозяйственные работы и освоение различных ремесел, а после 15 лет Эмиля - героя сочинения Руссо привозили в город, где он должен был постигать любовь к людям и бороться с сословными предрассудками. Руссо также в своем сочинении обозначил гендерные проблемы: мужчина и женщина в силу своего различия в обществе должны получать разное воспитание. Женщин надо учить с детства «нравиться мужчинам, быть им полезными, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут взрослыми, советовать им, утешать их, делать их жизнь приятной и отрадной» [5].

К вопросам воспитания в век Просвещения обращались не только «чадолюбивая» императрица и известный реформатор И.И. Бецкой, но и многие известные люди той эпохи. Они отмечали, что дворянство стремилось во многом обучать своих детей прежде всего внешним приемам, интересуясь не духом, а буквой образования. Имелся в виду внешний лоск конечного результата, а не глубокие духовные основы. Княгиня Е.Р. Дашко-

ва, дочь графа Р. Воронцова, рано лишилась матери и была взята на воспитание М.И. Воронцовым. В доме дяди она получила модное по тому времени домашнее воспитание, которое ограничивалось языками и танцами. Она писала о том, что ей пришлось восполнять недостатки такого домашнего образования серьезным чтением и делала вывод: «Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом и действиями, коими от танцмейстера, от фейхмес-тера и прочих получаются, без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство» [6]. В ряде мемуарных источников говорится о том, что суть воспитания сводилась к изучению языков, танцам, «бряцанью на фортепиано», что являлось научением, а не воспитанием.

Большое значение придавали светским манерам или, как тогда говорили, «людскости». Изучали не только нормы этикета, но и практиковали эти нормы до естественности и совершенства, мягкости и непринужденности. Это внешнее воспитание, но оно должно содержать еще и внутреннее -нравственность и мораль. Набор качеств, которые воспитывались в дворянских детях, нам хорошо известен. Ключевым понятием являлась честь, которая рассматривалась как нравственная ответственность перед памятью предков и последующими поколениями. Внешние манеры играли, безусловно, важнейшую роль в воспитании. Гувернеры работали над такими качествами, как учтивость, приветливость, достойное поведение в любой обстановке, умение танцевать и красиво одеваться, выдержка, выносливость, самообладание. Дворяне старались научить всему своих детей, в том числе и на случай непредвиденных обстоятельств. Будущие наследники (и дворянские дети) возделывали ого-

род, обучались слесарному и токарному делу. Отчасти таким образом проводились в жизнь идеи просветителей об естественном равенстве людей.

Важнейшим достижением века Просвещения было появление предметного мира ребенка. Смертность детей второй половины XVIII века была высока, поэтому с рождения их окружали заботой и создавали свой особый мир. У детей появилась своя территория - детская комната, в которой дитя проводило большую часть своей жизни. Обычно детские комнаты размещали в верхнем этаже дома с низкими потолками - антресолями. В тоже время считалось, что детские должны быть сухи, просторны, доступны солнечному свету и свежему воздуху, но только не северному ветру, а также чтобы они не имели много окон и дверей. Печи для отопления делали снаружи затем, чтобы в детской была только обогревающая часть. Пол должен был быть ровным. Во всем должен быть порядок, чистота и свежий воздух. Колыбели делали плетеные, из дерева, обивали фланелью, шерстью или бархатом. Существовали высокие дубовые на колесах кресла. Детские обставляли детской мебелью. Ц]

Время с рождения до 7 лет было самым беззаботным в жизни ребенка. О нем заботились и оберегали кормилицы, няни, прислуга. Во главу угла в этом возрасте ставили любовь и баловство. Дитя ни в чем не знало отказа и развлекалось всякого рода забавами и утехами. Вся жизнь детской протекала по старому, заведенному еще дедами порядку и соизмерялась опытом семейной жизни. Т.Н. Мальковская подчеркивает: «В этом мирке детской жизнь была консервативнее, чем где-нибудь, и, несомненно, обстановка, порядок, круг понятий и вся нравственная атмосфера детской даже у наиболее объевропеившихся людей

XVIII века носили выраженный русский отпечаток, верный преданиям и заветам старины» [7].

Самым правильным средством воспитания считались для маленьких детей сладкая еда и удовлетворение прихотей. Долго не отнимали ребенка от груди кормилицы, дабы его не огорчить. В дворянских домах был сундук с лакомствами, и по первому капризу ребенка его открывали. Это, конечно же, противоречило идеям просвещения о здоровом теле ребенка и воздержании в пище. Екатерина II в «Наставлении» писала: «Пища и питье будут простые ... без многой соли ... Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба» [8]. В ряде работ отмечено, что, несмотря на употребление детьми сладостей, их не было так много, и процесс изготовления «конфектов» отслеживался досконально. Специального меню для детей еще тогда не было, но регулировалось количество подаваемых детям блюд и их ассортимент [9].

Необходимо отметить, что именно в детской закладывались основы исконно русского патриархального воспитания. К этим основам можно Ц2 отнести милосердие, доброту, почтительное отношение к родителям и христианские заповеди. Проводниками этой традиционной культуры были няни. Они были порой ближе и нежнее матери, по-матерински ласковые и рабски преданные своим детям. Няня была другом и утешителем ребенка и безумно его любила. Во многих мемуарах отмечена душевная связь с няней, которая прошла через всю жизнь человека. В. Михневич отмечал, что «детская служила для культурного человека главной, нередко единственной школой национального чувства, она роднила ребенка с народом . Вся поэзия детской жизни уходила вместе с няней» [10].

В архивных материалах, а именно в описях гардеробов столичных дворян периода Екатерины II, стала упоминаться детская одежда, хотя таких сведений сравнительно немного [11]. Как отмечают специалисты, детский гардероб зачастую являлся важной статьей экономии в дворянском бюджете. Ребенок быстро вырастал, его вещи переходили к сестрам и братьям помладше. Экономили на материале и пошиве. Только для новорожденного комплект для крестин и показа родственникам заказывали у профессиональных белошвеек, вся остальная детская одежда даже в богатых столичных дворянских семьях шилась дома [12]. Детские вещи входили в круг работ дамского рукоделия, его приемами владела знатная дворянка. Кроме того, няни и прислуга тоже занимались этим почти всегда. Использовались для этой цели бывшие в употреблении ткани. Даже в богатых семьях использовать новую ткань для детской одежды считали расточительностью. Для нее перекраивали вышедшие из моды платья взрослых. Также пускали в ход залежавшуюся в сундуках и вышедшую из моды ткань. Эту материю использовали также для пошива платья прислуги или жертвовали в церковь. Одежда прислуги и господских детей часто в описях значится вместе. Исключение составляла нарядная одежда детей, которая все же шилась из дорогой ткани. В крайних случаях даже могли заказать нарядное платье профессиональной портнихе. Повседневные платья служили очень долго дворянским детям. Вещи переделывали и перешивали, удлиняли, отделывали, а затем уже передавали после носки младшим детям [13].

Ни о какой детской моде речи не было, костюм отличала простота, прочность, упрощенный крой и обилие дешевых примитивных отделок в

виде ленточек, кружева и тесьмы. Костюм не имел парадного статуса и был национальным. К.Г. Серебрякова считает, что собственно специфический детский костюм, отличный от взрослого, появился для мальчиков в 1760-80-е годы, а для девочек - к концу века [14]. Детей обучали носить одежду, делать учтивые поклоны, держаться в обществе уже с 4-5 лет. «Маленькому кавалеру» и будущей даме старались привить манеры благородного человека сызмальства.

Тема детского времяпрепровождения редко встречается в мемуарах XVIII века Почти нет сведений про игрушки. Привозные фарфоровые куклы (в основном немецкие) считались предметом роскоши в XVIII веке. Граф А.И. Рибопьер вспоминает, что в дворцовом обиходе были механические игрушки типа «охоты за оленями», где за бегающим оленем гнались лающие собаки и скачущие всадники, трубившие в рог. Также он описывает великолепную большую качающуюся лошадь. Мальчики предпочитали военные игры, забавлялись волчками, веревочками и мечом. Зимой катались на санках, летом много времени были на свежем воздухе и гонялись за бабочками [15]. Исследователи и мемуаристы отмечают, что русские дети были активны, шаловливы, любознательны и проказливы и посему не вписывались в систему европейского воспитания. В то же время взрослые в этот период специально не организовывали досуг детей, и поэтому, по мнению О.Е. Кошелевой, они для уменьшения риска от «резвого» детского поведения оставляли слишком мало времени для досуга своих детей. С 7-8 лет ребенок вообще забывал об играх и забавах. Важным моментом было движение детей и свежий воздух. Подтверждение находим в «Наставлении о воспитании детей». «В прыганье и в уве-

селении должно проходить детским летам ... Позволять им бегать в ясные и мрачные дни по песку, по кочкам, по пашне, по горам и крутым местам, ходить иногда босиком по каменному полу, в стуже с открытою головою и грудью, ибо все сие укрепляет их здоровье» [16]. В.Н. Головина вспоминала, что она бегала свободно повсюду, гуляла по опушке леса, бегала к реке, залезала на старый дуб. У Лабзиной также любимым занятием было лазанье по деревьям и прогулки на природе. А.Е. Лабзина писала в «Воспоминаниях»: «Мать моя тело мое укрепляла суровой пищей и держала на воздухе, не глядя ни на какую погоду; в самые жестокие морозы посылала гулять пешком ...» [17]. Тем самым дворяне своих детей готовили к невзгодам и суровой жизни.

Дети охотно подчинялись требованиям гигиены. Баня была для знатных дворянских домов обязательна, и дети любили воду. В «Наставлении» Екатерины II говорилось о том, что ее внуки «должны зимой и летом ходить в мыльню париться и купаться в холодной воде. и то и другое здоровье их подкрепляет, и для того зимой и летом недели через 4 и 5 водить их в баню ... Летом же купаться сколько сами пожелают . чтоб их высочества учились плавать . чтоб часто ноги мыли в холодной воде для избежания простуды ... Чтоб их высочества спали не мягко, на тюфяках, как привыкли, а не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие ... вставать рано . ложиться рано . от 8 до 10 часов сна, кажется довольно» [8]. Многие столичные дворяне восприняли идеи просветителей о близости ребенка к природе, возвращении его в «естественное состояние», боролись с изнеженностью детей и закаливали их. При этом использовались английские традиции нагрузок, обливания холодной водой и умеренной еды.

Детям никогда не давали за общим столом лучших кусочков, и сидели они во время семейных обедов в нижнем конце стола - самом непочетном месте по тогдашним понятиям.

Частью воспитательного процесса было привитие любви к животным, которые рассматривались частью природы. Опять же находим этот аспект воспитания в «Наставлении» Екатерины II внукам: «Не допускать их высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек . Чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном ... и даже до цветов в горшках, обливая оные» [8]. В ряде источников употребляются ссылки на птичек для забавы детей, а также на роль собственных собак в воспитании детей дворян [18]. В детях воспитывали любовь к ближнему, милосердие и щедрость. Екатерина II писала: «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему. Детям надлежит быть щедрыми и для того поваживать их к дележу между собой и окружающими. Похваляя их за то и утверждая, что щедрый не оста-64 нется без награждения ...» [8].

С раннего детства в ребенка закладывали основы христианской веры и морали. Исследователи отметили, что детей раннего возраста привлекает не только красота, но и таинственность церковных обрядов, они ожидают чудес, необычных состояний от исповеди и причастия . Молитвенный опыт также важен для ребенка. Во многих автобиографиях прошлых времен есть воспоминания о том, что переживания ушедшего дня ребенок подытоживал в вечерней молитве, прося у Бога прощения за свои грехи или же заступничества. Детские молитвы часто связаны со страхом перед наказанием. В отроческом и юношеском возрасте вдумчивые

натуры стремятся самостоятельно разобраться в трудных проблемах веры и неверия, доказательствах Божия бытия, и эти страстные искания занимают важное место в становлении юной личности [19]. Воспоминания чаще всего описывают отдельные эпизоды, связанные с религией. В основном это впечатления от церковных служб и чтения священных книг. М. Глинка писал: «Я был весьма набожен, и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ее сверстниц чтением священных книг» [20].

Отношение детей к родителям было традиционным и строилось в соответствии с христианскими принципами. Большое значение имели примеры родителей. Образ отца и матери был действенным фактором для дворянского ребенка, особенно если их статус в глазах ребенка был достаточно высок. «Пример наставления всякого сильнее», - писал Антиох Кантемир в сатире «О воспитании» [21]. Родительская любовь, или «чадолюбие», как говорили в XVIII веке, - важнейшая составляющая воспитания дворянских детей. Образы заботливого и сурового батюшки, который подчас действовал орудием страха, и любящей и ласковой матушки, которая баловала детей, вообще были типичны для дворянских семей, что отражено и в воспоминаниях. Обычно переход мальчика из женской половины дома в мужские комнаты считали концом «золотого детства» и началом серьезного учения и «мужского» воспитания. А.Т. Болотов писал о ранних годах: «Все учебные и увеселительные работы производил я при глазах моей матери, на большом и предлинном дубовом столе, стоящем у нас в переднем

углу той комнаты, где мать моя жила и почивала» [22].

Один из главных критериев для ребенка - справедливость или несправедливость поступков их родителей. Маленький дворянин видел, как общаются его родители с родней, друзьями и знакомыми «своего круга», и сам он воспитывался, чтобы стать уважаемым членом этого круга. Несоответствие поведения принятым в обществе и семье идеалам приводило к всеобщему осуждению, которое оказывало на маленького дворянина неоценимое воздействие, порой более сильное, чем наказания. Воспитывала сама культурная традиция дворянства. Боязнь потерять уважение окружающих, по мнению О.Е. Кошелевой, сдерживала проявление дурных наклонностей ребенка [20].

В основе воспитания дворянских детей лежало следование некоему кодексу поведения, составляющему идеал, а не мотивация в будущем достичь успехов по службе. Именно следование идеалу и формула «Кому много дано, с того много и спросится» лежали в основе воспитательного процесса. Положение дворянина обязывало его быть образцом высоких нравственных устоев. У детей с самого детства закладывалось двоякое сочетание чувства ответственности и чувства избранности. Отсюда их учили, прежде всего, долгу и чести. Долг понимался не только как служба Отечеству, но ответственность за свои владения и крепостных людей. О.С. Муравьева считает, что основным законом поведения дворянина являлась дворянская честь (point d'honneur) [23]. В связи с этим детей приучали к ценности честного слова, объясняли им, что нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.

В связи с существованием эталона дворянина важнейшим вопросом был

вопрос поощрений и наказаний детей. В качестве поощрения - «конфекты» и игрушки. В качестве наказания использовали детские страхи, хотя Ж.Ж. Руссо призывал искоренять в детях боязнь темноты и другие страхи игрой, причем медленно и постепенно. Делом чести отцов дворянских детей было воспитание храбрости мальчиков путем совершения решительных поступков. Методы могли быть различны: от противных жуков и ружейных выстрелов до прогулок в темный сад и даже на кладбище. Хотя в эпоху Просвещения телесные наказания осуждались, но все же они применялись вместе с иными способами и уловками. К таким уловкам Н.А. Шлу-кина относит «астролябический штатив», которым А.Т. Болотов пугал своего сына, как «штукой, которая строго наказывает непослушных деток» [24]. Наказание розгами или порка были распространены в дворянской среде. Вот как об этом вспоминает П.А. Вяземский: «Да, милостивые государи, меня секли ремнем, и после несколько раз меня секли розгами, однажды, и собственными руками отца моего, за персик, который я тайно присвоил себе и съел. Впрочем, не за лакомство свое был я наказан, а за ложь, то есть за то, что не хотел признаться в проступке своем. Мне было тогда лет восемь или девять. Не помню, плакал ли я тогда под розгами, но помню слезы на глазах отца» [25]. Телесные наказания в мемуарах упоминаются как вещь сама собой разумеющаяся, но вот поступки и шалости, которые становились предметом наказания, подробно описаны. Наказания воспринимались детьми XVIII века как должный и неизбежный ритуал, как горькое лекарство, необходимое для выздоровления больного.

В дворянском кругу образование становилось большой ценностью в век Екатерины II, поэтому не учить дворянского ребенка было совершенно не-

возможно. В то же время при определении дворянина на должность образованию не придавалось такого определяющего значения, как, скажем, верности и преданности императрице.

Эпоха Просвещения, проникнутая духом педагогики, стала новым этапом в развитии домашнего воспитания дворянских детей. Впервые были затронуты проблемы детства, соотношения внешних манер и внутренней нравственной духовной культуры, преимущества французской и английских систем воспитания и русской традиции. Наступает эпоха гувернер-ства и соперничества домашнего воспитания и привилегированных учебных заведений для дворян.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.). Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 17.

2. Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XVII-XVIII столетий. - М., 2005. -С. 110-112.

3. Пономарева В.В., ВорошиловаЛ.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1. С. 69.

4. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. -ИИ СПб., 1913. - С. 74-75.

5. РуссоЖ.Ж. Эмиль .... - С. 364.

6. Дашкова Е.Р. О смысле слова «Воспитание» // Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985. - С. 286.

7. Мальковская Т.Н. Указ. соч.. - С. 133.

8. Наставление Екатерины II кн. Н.И. Салтыкову по поводу воспитания ее внуков Александра и Константина. 1784 г. // Хрестоматия по истории России XVIII-XIX в. / Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2003. - С. 119-120.

9. Сапрунова И. Н.П. Шереметев. Детские годы 1751-1769 // Граф Н.П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба / Сост. и ред. Г.В. Вдовин. - М., 2001. - С. 14-22.

10. Михневич В. Русская женщина XVIII столетия. - Киев, 1895. - С. 45.

11. РГАДА, ф. 1264, оп. 1, д. 142. Опись вещей и различные счета Голохвасто-вых. 1781 г. ноября 15 дня, л. 1. Детские атласные розовые одеяльца.

12. СеребряковаК.Г. «С двумя белыми платьями ребенок всегда хорошо одет» ... Особенности изготовления детской одежды в XVIII - начале XIX вв. // Исторический музей - энциклопедия отечественной культуры / Отв. ред.

B.Л. Егоров. - М., 1998. - С. 221-225.

13. Серебрякова К.Г. Типология и стилистика модного детского костюма XVIII -первой четверти XIX века: Дис. ... канд. культорологии. - М., 1999. -

C. 64-68.

14. Серебрякова К.Г. . Дис. . канд. культо-рологии. - С. 135-136.

15. На детской половине / Сост. Е.Ф. Ва-сютинская, ГИМ. - М., 2000. - С. 21.

16. Краткое наставление о воспитании детей. 1766 г. // Хрестоматия по истории России XVIII-XIX вв. / Под ред.

A.Н. Сахарова. - М., 2003. - С. 117-119.

17. Лабзина А.Е. «Воспоминания» // История жизни благородной женщины. - М., 1996. - С. 46.

18. ОПИГИМА, ф. 14, оп. 3, д. 3352, Письмо Голицыным от приказчика И. Журавлева от 14 июня 1798 г., л. 130. «Доставлено 6 жаворонков, а чижик для княгини дорогой убит .»

19. Природа ребенка в зеркале автобиографии. Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. - М., 1998. - С. 270-273.

20. Природа ребенка ... - С. 313-315.

21. Кантемир А.Д. Сатира VII. О воспитании // Русская литература XVIII века (1700-1775). Хрестоматия / Сост.

B.А. Западов. - М., 1979. - С. 79-80.

22. Жизнь и приключения А. Болотова. Т. 1. - СПб., 1870. - С. 151.

23. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995. - С. 39.

24. Шлукина Н.А. Воспитание и образование дворянских детей во второй половине XVIII в. // Научные труды МПГУ. Социально-исторические науки. - М., 1999. - С. 54.

25. Вяземский П.А.. Старая записная книжка. - М., 1982. - С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.