Научная статья на тему 'Роль семьи в воспитании юного дворянина'

Роль семьи в воспитании юного дворянина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1055
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВОРЯНСТВО / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грищенко В. В.

в статье рассматриваются условия домашнего воспитания подрастающего поколения дворян. Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в воспитании юного дворянина»

Роль семьи в воспитании юного дворянина Грищенко В.В.,

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматриваются условия домашнего воспитания подрастающего поколения дворян. Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови».

Ключевые слова: воспитание, домашнее воспитание, дворянство, семья.

Центром дворянского воспитания была семья. Основной формой было домашнее воспитание. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для обеспечения своим чадам всех условий для роста и развития. Распространившаяся в конце ХУШ - начале XIX веков мода на философию Руссо внесла свою лепту в дело воспитания. Французский просветитель настаивал на ограждении ребенка от дурного влияния города, воспитание его на фоне природы.

Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они позволяли дворянским отрокам без особого труда поступать в различные военные и учебные заведения. Например, получив домашнее образование и воспитание И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и считался одним из самых блестящих представителей «золотой молодежи». Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще до поступления в Лицей он знал три языка.

Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови».

Дворянство дало России как большое количество образованнейших, интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных, заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.

Конечно, нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи, отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными качествами ее членов. Но, как отмечает О.С.Муравьева: «Во всем многообразии дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома - все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь внутри сословного и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребенка нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех «воспитателей» к одному и тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-вторых, заметной патриархальностью быта, тяготеющего к воспроизводству в каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений".

Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала.

Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся детям род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося ребенка записывали в какойлибо полк

солдатом, чтобы по достижению совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых документах отмечали, что солдат такой-то умер.

Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера (гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это объясняется как отсутствием большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка начинается подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже, забота о его карьере.

В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.

Надо отметить, что в XIX веке начали «ценить ребенка, ценить детство». Ю.М.Лотман отмечает, что: «Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок - это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть - это хорошо. Не только ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги противоречит природе».

Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это заслуга в основном женщины.... Кстати, о прекрасном поле. Путешевствовавший по России в середине XIX века француз Теофиль Готье писал: «Женщины очень развиты. С лёгкостью ... они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне ...».

Детям не только стали шить одежду и разрешили играть - дети очень рано начинали читать. «Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики».

Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные книги, - конечно, прежде всего, романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них героические рыцари ... служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни».

Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться к мировой литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства готовятся ни к карьере или службе, а к подвигам. Совершить недостойный поступок хуже смерти. «Смерть не страшит подростков и юношей этого поколения ... Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю, а не для того, чтобы выпросить у царя лишнюю сотню душ. Так в детской комнате создается новый психологический тип».

В моду входят так называемые «Записки о воспитании», которые писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал «Мысли о воспитании моего сына», посвятив сочинение своему старшему сыну Александру. В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.

В программу воспитания также входило развитие памяти путем заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось произнесением вслух речей, написанных самим учеником.

В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий, князя Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало руководство всем воспитанием. Выше обозначенные учителя должны были ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой посещаемых мест.

По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или дипломатическую службу: «Я прошу как милости, со стороны

своей жены, не делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много героев, декорированных хвастунов, куртизанов».

После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в усадьбе, чтобы «позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и при учить их к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы и дадут вместе с тем занятия толпе праздной челяди».

Надежды Иван Ивановича относительно будущей деятельности его сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и прапорщиков, он был знаком с М.ЮЛермонтовым и И.Висельгорским. В последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа, закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в Марьино.

Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать «манифестом правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи».

Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: «Сам патриархальный семейный быт дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с патриархальными традициями крестьянской жизни».

В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их труд. Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из-за постройки дворца.

Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить. Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне.

Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние легко находили общий язык с крепостными. Ю.М. Лотман справедливо называл эту способность без наигрыша, естественно быть «своим» и в светском салоне, и с крестьянами на базаре, одним из «вершинных проявлений русской культуры».

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению.

В то же время «отцы семейств» стремились, как бы то ни было разнообразить досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты. Большое распространение получили так называемые «провинциальные театры». Помещики занимались не только их устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали в постановках.

На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья хозяина, "чада и домочадцы", а также крепостные окрестных деревень.

О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: «Так как граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей, которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за картами или в питеином доме ...».

Таким образом, можно отметить еще одну функцию театра - замена «вредного» досуга на полезное времяпровождение.

Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была нормативность. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам, важнейшим из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей создавало дворянина. Быть дворянином - это не результат воспитания, это образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.