Научная статья на тему 'Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVIII-XIX вв.'

Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVIII-XIX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2911
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царикаева С. С.

В статье рассматриваются вопросы воспитания детей в эпоху средневековья, рождение дворянской благовоспитанности в эпоху Петра I, домашнее воспитание русского дворянина в XVIII-XIX вв. Влияние усадьбы, семьи на воспитание дворянина. Показываются разные стороны воспитания русского дворянина: речь, язык дворянина, приобщение к литературе, музыке, религиозное воспитание. Рассмотрение даже отдельных аспектов воспитания дворянина показывает, что домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVIII-XIX вв.»

тинским населением. В четвертом жилище этого поселения наряду с двумя развалами хвалынских сосудов обнаружена керамика, близкая к алтатинской посуде 2-го Русско-Труевского поселения, в сочетании с типично алтатинским комплексом каменных орудий [6, с.111].

Для присурской и алтатинской керамики заволжских памятников в одинаковой степени характерны отогнутые наружу венчики, часть которых имеет внутренний желобок. Аналогичные примеси содержатся в тесте сосудов. Близкие параллели наблюдаются в использовании оттисков зубчатого штампа, ногтевых насечек и различного рода вдавлений. Совпадают основные мотивы орнамента - это горизонтальные ряды вдавлений и наклонных оттисков зубчатого штампа, шагающая гребенка, оттиски штампа, расположенные под углом друг к другу. Есть и отличия. На алтатин-ских памятниках присутствует группа архаичной на-кольчатой керамики неолитического облика, а использование прочерченной орнаментации не характерно. В алтатинских комплексах наряду с листовидными наконечниками широко распространены треугольные, с прямым и выемчатым основанием, при отсутствии черешковых. Своеобразие присурского комплекса алта-тинских материалов, вероятно, объясняется влиянием местного поздненеолитического населения. дальней-

шая судьба алтатинского населения, видимо, связана с

формированием древностей ямной культуры.

список литературы

1. Агапов С. А., Васильев И. Б., Пестрикова В. И. Хвалын-ский энеолитический могильник. Саратов: СГУ, 1990. 160 с.

2. Барынкин П. П. Северный Прикаспий в период энеолита и ранней бронзы //Вопросы археологии Поволжья / Под ред. И. Б. Васильева и др. Самара: СНЦ РАН, 2003. Вып. 3. С. 47-60.

3. Васильев И. Б. Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь. Куйбышев: КГПИ, 1981. 129 с.

4. Горащук И. В. Технология изготовления каменных орудий на стоянках хвалынской культуры // Вопросы археологии Поволжья / Под ред. И. Б. Васильева и др. Самара: СНЦ РАН, 2003. Вып. 3. С. 118-133.

5. Моргунова Н. Л. Неолит и энеолит юга лесостепи Вол-го-Уральского междуречья. Оренбург: ОГПИ, 1995. 222 с.

6. Ставицкий В. В., Хреков А. А. 2003. Неолит - ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья. Саратов: СГУ, 2003. 166 с.

7. Телегин Д. Я. Раскопки в Ясиноватке (о периодизации могильников мариупольского типа) //Советская археология. 1988. № 4. С. 5-17.

рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVШ-XIX вв.

С. С. ЦАРИКАЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории и методики преподавания истории

В статье рассматриваются вопросы воспитания детей в эпоху средневековья, рождение дворянской благовоспитанности в эпоху Петра I, домашнее воспитание русского дворянина в ХУШ-Х1Х вв. Влияние усадьбы, семьи на воспитание дворянина. Показываются разные стороны воспитания русского дворянина: речь, язык дворянина, приобщение к литературе, музыке, религиозное воспитание. Рассмотрение даже отдельных аспектов воспитания дворянина показывает, что домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты.

Изучение дворянского воспитания - это изуче- тыми и сведущими. Воспитание же делает нас нравс-ние корней воспитания российской интеллигенции. Дворянское воспитание - это, прежде всего образ жизни, стиль, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно - путем привычки и подражания, это традиции, которые соблюдали. Изучение этих проблем важно, актуально в нашем мире падающих нравов. Воспитание - это обычаи, нравы, нравственное поведение. Образование и воспитание прочно связаны между собой. Они дополняют, помогают друг другу, помогают человеку жить. Образование - это познание и сведения. По словам французского государственного деятеля и историка XIX века Франсуа Гизо «Образование главным образом предохраняет от мелочности, которая состоит в придавании большого значения пустякам». Посредством образования расширяется наш кругозор, мы становимся людьми умственно разви-

твенно чище и честнее. Где нет воспитания, там нет и общества. Лучшее средство достигнуть хорошего воспитания - это идти к нему путем образования.

В средневековом обществе воспитание детей осуществлялось по Домострою с помощью довольно суровых мер. Вся педагогика была построена на телесных наказаниях. Своеволие и дерзостное упрямство как проявление «нравственной свободы человека» подавлялось только горячей «нравственной уздою». До конца XVII века жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого. Родители своего ребенка могли и убить, особенно если он посягнул на их жизнь и достоинство. Внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты. В процессе воспитания отец брал розгу. В средние века считалось, что рука отца - это не злоба, а наказание за просту-

пок, порок или самое страшное преступление - лень и безделье. По Домострою домашнее воспитание вырабатывало темперамент, характер, задатки, это было важным для средневекового человека, средневековому обществу не нужны были индивидуальности, для него они представляли опасность. В Домострое были заложены вечные человеческие ценности. Это был здравый смысл, жизнь и быт средневекового человека [1]. Русские издавна жили по своим обычаям, представлениям. Европе было известно «русское хлебосольство» в разных сословиях русских людей. По общепринятому в то время мнению, умение жить состояло в том, чтобы хорошо «накормить и напоить» гостя, в какое-бы время он не пришел. Например, отказываться от предлагаемого хозяином угощения, было неучтиво, и молодой человек, который не выпивал столько, сколько пил старший, показывал неуважение к хозяину и ко всем присутствующим. Свято повинуясь обычаям старины, русский народ был недостаточно просвещенным и, естественно, сопротивлялся всему новому.

Иной подход к воспитанию дворянских молодых людей появился в XVIII веке в эпоху правления Петра I. После путешествий за границу Петр I твердо решил преобразовать нравы русских людей, смягчить их и облагородить, привить правила светского этикета, воспитание хорошего тона среди дворянства. Петр I понял, что для смягчения грубых нравов общества необходимо было укоренить в них гуманность, уважение к чужой личности, особенно к женщине, привить мягкое, благородное обращение к себе подобным. А для достижения этого нужно было научить русских людей правилам светского общежития, что давно уже было развито в Европе. Родиной этикета считается италия. Еще в XIV веке в Европе, в Италии, вместе с образованностью и изящным искусством стали развиваться и совершенствоваться правила светских приличий, изящных манер, этикет, т.е. стали облагораживаться нравы итальянского общества. Далее Англия и Франция взяли на себя пальму первенства в этом вопросе, поэтому их обычно и называют «классическими странами этикета».

Для смягчения грубых нравов россиян Петр I способствовал тому, чтобы женщина заняла определенное место в обществе. Этому способствовал указ Петра I 1718 г. об «Ассамблеях», где наряду с мужчиной должна была появляться на собраниях и женщина, где она могла блистать своим умом, знанием языков, изяществом одежды, умением танцевать... При Петре I мужчины стали услужливо обращаться с дамами. Так, учтивый кавалер преподносил понравившейся даме в обществе букет свежих цветов. Если на улице ехавший мужчина встречался со знакомою дамой в карете, то оба экипажа останавливались и кавалер не взирая на погоду выходил из своего экипажа и с обнаженной головой, держа шляпу к руках, подходил к карете красавицы, чтобы иметь удовольствие приветствовать ее поцелуем руки. Было много и казусов. Так, например в 1721 г., чтобы почтить красоту княгини Кантемир, гости, собравшись после обеда у нее в спальне, пили за

ее здоровье из вещиц, принадлежавших к ее туалету: стеклянных башмачков, сапожек и т.д. Правила светской жизни и этикета переходили тогда на все высшее общество. Это была эпоха младенчества благовоспитанности.

В преобразовании русских нравов Петру I помогали его сподвижники. Среди них выделялся фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Он не раз бывал за границей, жил в иностранных дворах в качестве посла русского правительства. Бывал в Риме, Венеции, Вене. Возвратившись в Россию, он первый стал подавать собою пример утонченности в нравах, светского приличия - чем являл пример своим соотечественникам. общество Шереметьева состояло из самых образованных иностранных министров, ученых, находившихся в то время в России. не было человека вежливее и ласковее Шереметьева. Молодые люди считали за честь и славу, если могли попасть на вечера к фельдмаршалу. Самые роскошные праздники, какие были приняты при образованных дворах Европы, устраивал любимец Петра I - князь Меньшиков.

Во второй половине XVIII века, после указа Петра III 1762 года об освобождении дворян от обязательной государственной службы, начался быстрый рост дворянских усадеб. С этого времени дворяне стали много времени проводить в усадьбах, особенно период детства, когда от рождения до отрочества ребенок находился в усадьбе на попечении родителей и дворни, и время старости - когда после окончания службы дворянин возвращался в усадьбу, где прошло его детство, чтобы на лоне природы достойно встретить упокоение. В усадьбе складывалась особая система домашнего воспитания дворянина. Воспитывающее воздействие на молодого дворянина оказывали культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая культура, библиотека, картинная галерея, домашний театр и т.д.); образованные люди, проживавшие в усадьбе; соприкосновение с крепостными крестьянами, обретение через них национальной, народной культуры; формирование особого мира ценностей, присущих дворянам (физическое, нравственно-религиозное, эстетическое).

В XIX веке правила светского этикета стали уже нормой поведения в дворянском обществе. Дворянским детям стремились дать не только образование, но и дать хорошее воспитание, сделать из них «благовоспитанных» людей. Поэтому правила светского этикета прививали с детства. Эти правила распространялись на все стороны жизни: на семейные отношения, на поведение в обществе, умение вести себя прилично в разных ситуациях, даже умение вести переписку. Правила хорошего тона в обществе, которые были в дворянской среде, основывались на христианских принципах, некоторые были введены Петром I, заимствованы из Европы или из старины.

Хорошее воспитание дети, прежде всего, получали в семье. Семья играла большую роль в жизни детей, в их процветании, она являлась центром дворянского воспитания. Домашнее воспитание, включавшее

в себя наряду с собственно «воспитательным» еще и «учебный» аспект, сообразовывалось, прежде всего, с представлениями родителей о подобающем их детям образовании, а эти представления, определялись чаще всего обычаями, существовавшими в среде российских дворян. В рамках традиционной дворянской культуры существовало особое отношение к детям. Само понятие «семья» твердо ассоциировалось у представителей дворянства с ее детским контингентом: «мое семейство умножается, растет, шумит около меня» [2]. Именно с наличием детей связывали свое представление о жизненном благополучии многие, прежде всего провинциальные дворяне. А. С. Пушкин писал в письме В. П. Нащокину 10 января 1836 г.: «Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую» [2]. Рождение и воспитание детей составляло главный видимый смысл повседневной жизни провинциальных дворян-супругов и являлось важной нравственной ценностью непосредственно внутри самой дворянской семьи. Родители не стремились к тому, чтобы как-то изолировать от себя детей или, что называется, сбыть их с рук. наоборот, они считали своим долгом их «воспитывать и приготавливать» к жизни. Подтверждением этого было постоянное бытовое общение с детьми, будь то в повседневном принятии пищи, когда они сидели за одним столом, или семейные вечера в гостиной, когда в полной мере проявлялось скромное обаяние провинциальной жизни. Именно в эти моменты общесемейного единения юные дворяне и дворянки научались, вероятно, от родителей не только правилам поведения и первым знаниям об окружающем мире, но и самому главному - любить свое Отечество и служить ему, чтить свою «малую родину» и сохранять трогательное благоговение перед ней, ценить свою семью, родных и близких людей, и проносить через всю жизнь незабываемый «аромат» детских лет, эмоциональную атмосферу домашнего тепла «родового гнезда», а позднее воссоздавать ее по возможности для собственных детей с тем, чтобы единая нить культурной традиции не могла быть прервана. Конечно, дворянские семьи были разными, равно как и отношения внутри них. однако, как отмечает исследователь дворянства О. С. Муравьева, во всем многообразии дворянского семейного быта просматривались некоторые общие черты. «С одной стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома - все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым сознательно или несознательно учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь внутри сословного и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребенка нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех «воспитателей» к од-

ному и тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-вторых, заметной патриархальностью быта, тяготеющего к воспроизводству в каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений» [3]. Результатом такого воздействия было «впитывание окружающей атмосферы», «перенятие» молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы влияний, приобщение к дворянским ценностям.

Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. В это время будущей матери прививалась мысль о том, что рождение и воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом. Ради этого женщины расставались с «высшим светом», чтобы уединиться в деревне, надолго забыв о балах и раутах. Они не показывались ни в театре, ни на общественных гуляньях, не ездили с визитами - это делалось и по правилам приличия, и во избежание каких-либо случайностей. В хороших дворянских семьях задолго до появления ребенка начиналась подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже забота о его будущей карьере. Так, отцы еще не родившимся детям выбирали род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося ребенка записывали в какой - либо полк солдатом, чтобы по достижению совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых документах отмечали, что солдат умер. С самых первых дней жизни они тщательно оберегали своих детей, но так было далеко не всегда, были и дворянские семьи, в которых детей «сдавали» прислуге, отсылали их в детскую, которые располагались в самых дальних частях дома, чтобы не «мешали родителям». к новорожденному приставляли кормилицу и няню, но в XIX веке дворянки чаще сами кормили грудью, и только в крайних случаях по необходимости нанимали кормилицу. В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не бегал, не кувыркался и т. д. В XIX веке начали «ценить ребенка, ценить детство». «Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный человек - отмечал Ю. М. Лотман. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть -это хорошо. Не только ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги противоречит природе» [4. С.112-113.]. В домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. В этом большая заслуга женщин. Считается, что женщины обладают большей сдержанностью, от природы более приветливы и изящны, более проницательны. Путешествовавший по России в середине XIX века француз Теофиль Готье писал о развитости, начитанности русских женщин. «С легкостью...они читают и говорят

на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гете, Гейне...» [5].

Для своих детей родители обычно на должность гувернера или гувернантки приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это объяснялось как отсутствием большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

В дворянских семьях большое внимание обращали на речь детей, она показывала умственное развитие его. Язык окружающих оказывал большое влияние на ребенка, и составлял его первоначальное образование. дети образованных людей быстро приучались говорить как образованные. Ругательства также быстро прививались. Грубый язык, пошлые выражения и разговоры постепенно подготавливают, или даже прямо порождают соответственное поведение, ведь все взаимосвязано в человеке. Это подтверждает и поговорка «дурные слова развращают добрые нравы». В небогатых дворянских семьях ребенок с первых лет говорил на родном языке, это было важно, т.к. человек в будущем мог мыслить глазами русского. Прогрессивные дворяне понимали, «что мы никогда не образуем истинных русских, если будем оставлять детей наших расти между английскими или французскими няньками, гувернантками и воспитателями».

дворянские дети рано приобщались к мировой литературе, рано начинали читать. для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные библиотеки. Было принято читать родителям с детьми вместе «вслух». «Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская библиотека - таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики» - отмечал Ю. М. Лотман [4. С.17-18.]. У ребенка были очень интересные книги, конечно, прежде всего, романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка, поэтому героические рыцари, добродетели часто были героями дворянских детей.

Дворянских детей в XVШ-XIX веках обучали музыке. До Петра I неприличным считалось дворянам самим музицировать и обучать своих детей игре на музыкальных инструментах. В XIX веке многие дворяне музицировали. Музыка являлась составляющей в дворянском воспитании т.к. считалось, что она вызывала благородные чувства, важно только, чтобы при обучении ей она соответствовала возрасту.

В усадьбах собирались коллекции ценнейших произведений искусства, составляющих сокровищницу русской культуры, фамильные портретные галереи. Не только в богатых домах, но ив усадьбах средней руки существовали своеобразные «миниму-зеи», рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали сохранению родовой

памяти, «культа предков», характерного для конца XVШ-XIX веков. В усадьбах береглись военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное оружие, награды за военные кампании, свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков. Такие предметы боевой славы в дополнение к портретным и картинным галереям в усадьбах были типичными. Это способствовало эстетическому развитию и патриотическому воспитанию молодых дворян.

Дворяне получали и религиозное воспитание. Родители были первыми наставниками своих детей в вопросе вероучения. От матери ребенок впервые узнавал о существовании Бога, именно она учила его молиться. Мысль о Божестве была одной из первых мыслей ребенка. Почти в каждой усадьбе была своя церковь. усадебная церковь являлась местным центром духовного просвещения XVШ-XIX вв. Во время службы в церковь собирались все жители поместья - и обитатели господского дома, и крестьяне. Церковь являлась демократическим институтом, в котором хоть и формально, но провозглашалось равенство людей независимо от их социального происхождения, создавалась атмосфера духовного единения всех находящихся в храме.

Рассмотрение даже отдельных аспектов воспитания дворянина показывает, что домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они позволяли дворянским детям без особого труда поступать в различные военные и другие учебные заведения. Например, И. И. Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и считался одним из самых блестящих представителей «золотой молодежи». Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В. Г. Шварц, который еще до поступления в лицей знал три языка. Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью -представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови».

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домострой. Репринтное издание. Составление, вступительная статья и комментарии В. В. Колесова. М., 1990. С. 11.

2. Пушкин А. С. Письмо П. В. Нащокину от 10 января 1836 г. // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10-ти тт. М.,1978. Т.10. С.249.

3. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. СПб.: Летний сад, 1998. С. 78.

4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. 400 с.

5. Готье Т. Путешествие в Россию. М.,1967. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.