Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ'

ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ (ЦЕНТРЫ) / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радченко Николай Сергеевич, Агеева Екатерина Александровна

В настоящей статье авторы анализируются направления деятельности современных детских лагерей (центров), как досуговых, так и специализированных (профильных). Авторы указывают, что, несмотря на очевидную целесообразность работы детских лагерей и потребность в них, количество таких учреждений снижается, а ожидаемые результаты программы их поддержки не выполняются. Причины связаны не столько с пандемией. В этой связи, авторы предлагают трансформировать деятельность специалистов по работе с детьми и молодежью в соответствии с требованиями современности; акцентируют внимание на подготовке и переподготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Радченко Николай Сергеевич, Агеева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S CAMPS IN THE YOUTH WORK INFRASTRUCTURE

In this article the authors analyze the activities of modern children’s camps (centers), both leisure and specialized. The authors point out that despite the obvious expediency of children’s camps and the need for them, the number of such institutions is decreasing, and the expected results of their support program are not being fulfilled. The reasons are not so much related to the pandemic. In this regard, the authors propose to transform the activities of specialists working with children and youth in accordance with the requirements of modernity; they focus on the training and retraining of specialists.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

УДК 37.01

Радченко Н.С.1 Агеева Е.А.2

детские лагеря в инфраструктуре работы с молодежью

Аннотация: В настоящей статье авторы анализируются направления деятельности современных детских лагерей (центров), как досуговых, так и специализированных (профильных). Авторы указывают, что, несмотря на очевидную целесообразность работы детских лагерей и потребность в них, количество таких учреждений снижается, а ожидаемые результаты программы их поддержки не выполняются. Причины связаны не столько с пандемией. В этой связи, авторы предлагают трансформировать деятельность специалистов по работе с детьми и молодежью в соответствии с требованиями современности; акцентируют внимание на подготовке и переподготовке специалистов.

Ключевые слова: дети, молодежь, детские лагеря (центры), специалисты по работе с молодежью, профессиональные стандарты.

Radchenko N.

Ageeva E.

CHILDREN'S CAMPS IN THE YOUTH WORK INFRASTRUCTURE

Abstract. In this article the authors analyze the activities of modern children's camps (centers), both leisure and specialized. The authors point out that despite the obvious expediency of children's camps and the need for them, the number of such institutions is decreasing, and the expected results of their support program are not being fulfilled. The reasons are not so much related to the pandemic. In this regard, the authors propose to transform the activities of specialists working with children and youth in accordance with the requirements of modernity; they focus on the training and retraining of specialists.

Keywords: children, youth, children's camps (centers), youth specialists, professional standards.

Работа с детьми является важной составляющей государственной молодежной политики. Активно поддерживается государством вовлечение детей и молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

Государственная молодежная политика в РФ основывается на конституционных гаран-

тиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах [1]:

- «ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, куль-

1 Радченко Николай Сергеевич, магистрант 3 курса направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, г. Анапа, Краснодарский край, Российская Федерация, e-mail: putina.krasnodar@yandex.ru

Nikolay Radchenk, Graduate Student of the 3rd year of the direction of training "State and Municipal Management" of the Faculty of Economics, Management and Law of the North Caucasus Institute of the branch of the RANEPA, Anapa, Krasnodar Territory, Russian Federation, e-mail: putina.krasnodar@yandex.ru

2 Агеева Екатерина Александровна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, г. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация, e-mail: kay79@ yandex.ru

Ekaterina Ageeva, Ph.D. in Politics, Associate Professor of Department of Public and Municipal Administration and Law of the North Caucasus Institute of the branch of the RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: kay79@ yandex.ru

турного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях».

Среди целей, указанных в Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года, - расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха и использование инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи. Для реализации этих и иных целей необходима развитая инфраструктура. В условиях современности элементом инфраструктуры работы с детьми и молодежью выступают детские лагеря, многие из которых в настоящее время имеют форму детских центров. Детские лагеря - центры - это не только комплексы для отдыха, но в первую очередь - инструменты социализации, формирования гражданской идентичности. Детские лагеря являются организациями дополнительного образования, что позволяет развивать их про-фильность. Целями деятельности детских лагерей в Приказе Министерства образования и науки от 13 июля 2017 года № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» являются: «а) создание и обеспечение необходимых условий для всестороннего творческого, личностного развития и формирования внутренней позиции личности, социального становления личности ребенка, эффективной социализации детей, в том числе для развития их коммуникативных и лидерских качеств, формирования у детей готовности

к выполнению разнообразных социальных функций в обществе, удовлетворения индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой, спортом и туризмом; б) обеспечение духовно-нравственного, эстетического, гражданско-патриотического, физического, трудового воспитания детей; в) охрана и укрепление здоровья детей; г) формирование у детей культуры и навыков здорового и безопасного образа жизни, общей культуры детей; д) профессиональная ориентация детей» [2]. Подобные цели подтверждают понимание государством необходимости разносторонней работы с детьми. А.Н. Никульников в этой связи отмечает, что детский лагерь - целостный социальный организм, специально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности, который на сегодняшний день является учреждением, не только осуществляющим оздоровление и отдых детей, но и выполняющим образовательную и воспитательную функции [3]. В этом же направлении рассуждают и другие авторы, указывая на необходимость достижения не только количественных, но и качественных показателей реализации государственной молодежной политики [4].

Одновременно с этим лагерь является общественной организацией, что свидетельствует о нем как об элементе гражданского общества и, соответственно, ценности гражданского общества формируются при совместном проживании детей в естественных условиях социальной и природной среды.

В этой связи вызывает интерес позиция Алексея Зубахина, заместителя генерального директора ФГБОУ ВДЦ (всероссийского детского центра) «Орлёнок» в отношении деятельности детских лагерей, действующих при поддержке политических партий и крупных молодежных организаций. Грамотная, выверенная образовательная политика в таких лагерях, по мнению А. Зубахина, является «ответом на вызовы российского развития и российского образования» [5]. Формами такого ответа в детских лагерях выступают фестивали, дополнительные общеразвивающие

программы, исторические квесты. Так, например, в ВДЦ «Смена» с 2010 года реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Всероссийский фестиваль учащейся молодежи «Мы вместе!» для возраста подростков с 13 до 17 лет. Это авторская программа общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи». Программа призвана содействовать укреплению межкультурных, межнациональных и межконфессиональных связей, формированию у молодежи чувства гражданственности и патриотизма.

Реализуются мероприятия по взаимодействию молодежи разных национальностей и культур в едином коммуникативном пространстве, а также мероприятия, направленные на распространение знаний о духов-

При всей очевидной целесообразности деятельности детских лагерей, количество их в России снижается. Так, по данным Минпрос-вещения, в 2018 году таких лагерей насчитывалось 45197, в 2019-м году их численность сократилось на 625, в 2021 году - на семь тысяч. Количество детей, посетивших лагеря в 2020 году, сократилось почти в пять раз с пяти с половиной до полутора миллионов [6]. Безусловно, в 2020 году данные показатели связаны с пандемией. Но и в предыдущие годы фиксировался спад [7].

Детей и подростков в России в возрасте от 7 до 17 лет - 16,5 млн. человек. Мощности детских лагерей хватает для организованного отдыха 4,3 млн. Следует отметить, что посе-

но-нравственных и культурных ценностях народов России, популяризации народных художественных промыслов и ремесел. Обучающимся предоставляется возможность познакомиться с культурой, традициями народов регионов России, разработать совместные мероприятия и реализовать акции. Обучающиеся транслируют идеи межкультурного мира и согласия в свои образовательные учреждения, по собственной инициативе создают общественные объединения и ассоциации. Разработчики программы предлагают ее реализацией решить три блока задач - обучающие, развивающие, воспитательные.

Результаты реализации программы разработчики видят не только компетентностные, но и метапредметные, и личностные (Таблица 1):

щение лагерей коммерциализируется, и цены на путевки существенно высоки. В рамках национальных проектов поддержка детских лагерей не предусмотрена. Существуют также опасения родителей по поводу обеспечения безопасности детей в лагерях, что особенно усиливается после событий, связанных с гибелью детей или отравлениями. С одной стороны, для снижения уровня опасности государство ужесточает требования к организации детского отдыха, с другой стороны - материально-техническая база и штатный состав большинства учреждений не соответствует данным требованиям. Они касаются и противоэпидемических, и антитеррористических направлений.

Таблица 1. Планируемые результаты реализации образовательной программы

Результаты

метапредметные личностные

- формулировать для себя новые задачи в творческой деятельности; - уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения. - соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся образовательной или конкурсной ситуацией; - уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с обучающимися; работать индивидуально и в группе. - сформированное нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности.

Следует отметить, что с 2019 года в России реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», утвержденная распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ноября 2019 года № Р-121 [8]. Одна из масштабных задач - ремонт и материально-техническое оснащение организаций, оказывающих услуги в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Основным показателем реализации программа является увеличение количества детей, направленных в организации оздоровления и отдыха, до 7,2 млн. чел в 2025 г. Причем уже в 2021 году необходимо было достичь данной цифры. Учитывая, что согласно статистическим данным, указанным выше, показатели не достигнуты, то и вся программа как финансовый инструмент неэффективна в настоящий момент.

Также обращаем внимание, что в ведомственной программе не упоминается о выделении средств на подготовку специалистов для работы с детьми в лагерях, санаториях, центрах.

Назрела, на наш взгляд, необходимость разработки программы подготовки таких специалистов. При этом целесообразно учитывать знания и умения, указанные в профессиональном стандарте Специалиста по работе с молодежью. Перечень знаний, умений и требований к работе существенный, в нем учитываются современные тенденции развития общества. Важная составляющая профессиональных стандартов в целом и данного стандарта в том, что умения и знания напрямую связаны с трудовыми функциями и в дальнейшем трансформируются в профессиональную деятельность.

Уровень подготовки специалистов по работе с молодежью, указанный в профессиональном стандарте - 5 и 7. Это значит, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 148 н от 12 апреля 2013 г. к работе с молодежью обязательно должны быть привлечены граждане, имеющие среднее профессиональное образования, высшее образование, повышение квалификации и практический опыт [9].

Умения, которыми должен обладать специалист по работе с молодежью, 5 уровня квали-

фикации при реализации трудовых функций «Организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи» и «Сопровождение деятельности специализированных (профильных) лагерей»: формировать планы и программы по вопросам организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи (как в целом, так и в профильных лагерях); использовать основы правовых знаний при организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи; вести блоги в социальных сетях, информационные сообщения в интернет-сообществах, мониторинг позитивного и негативного фона, оптимизация медиапространства; осуществлять совместную деятельность с социальными структурами, общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями по организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи; систематизировать и анализировать информацию с целью составления методических рекомендаций по совершенствованию реализации услуг (работ) по организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи [10]. Эти функции идентичности, с той лишь разницей, что к умениям и знаниям специалиста для работы в специализированных профильных лагерях добавляется данное словосочетание. Таким же образом представлены в профстандарте требования к лицам 7 уровня квалификации, где функции касаются управленческих действия - планирования, координации и контроля организации деятельности учреждений досуга и специализированных (профильных) лагерей. На наш взгляд, для развития профильных лагерей, где предполагается целенаправленная работа с детьми в соответствии с их талантами, лидерским потенциалом, особенностями, умения и знания специалистов должны отличаться от таковых в организациях досуга и оздоровления в целом.

В этой связи, при разработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с детьми и молодежью целесообразно соблюдать модульный принцип и уровни подготовленности. Так, общетеоретические и нормативно-правовые модули могут быть общими, а для подготовки специалистов по работе с молодежью и

детьми в специализированных (профильных) лагерях следует, на наш взгляд, предложить модуль гуманитарной, технической, цифровой, языковой и т.д. направленности. В этом случае смысловая нагрузка программ и проек-

тов, которые сегодня реализуются в стране и акцентируют внимание на целенаправленную специализированную работу с детьми и молодежью, трансформируется в реальное воплощение.

библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст]. - Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г., № 50. ст. 7185.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 13 июля 2017 года № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/ document/456080057

3. Никульников А.Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры и образования, 2012; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-ozdorovitelnye-lagerya-v-strukture-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

4. Иванов О.П., Шибанова Е.К., Аверьянова Д.В. Регулирование государственной молодежной политики на основе системы сбалансированных показателей // Социум и власть. 2018. № 5 (73). С. 57-70; [Электронный ресурс] Киберленинка, Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-na-osnove-sistemy-sbalansirovannyh-pokazateley

5. Зубахин А. А. Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей // Народное образование, 2015; // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennyh-detskih-lagerey

6. Число детей, отдохнувших в детских и подростковых летних оздоровительных учреждениях. Официальный сайт ЕМИСС. Государственная статистика; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37313#

7. Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации «Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций» - Федеральное агентство по делам молодежи, 2019; [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.fadm.gov.rU/docs/l 1/

8. Ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», утвержденная распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ноября 2019 года № Р-121 // Официальный сайт Министерства просвещения РФ; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://docs.edu.gov.ru/document/07e1c10ff2e06ca6a371de3c5154e718/

9. Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов // Официальный сайт Минтруда РФ; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48#:~:text =Приказ%20Минтруда%20России%20№148н%20от,з%20ы%20в%20а%20ю%3А

10. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2020 № 59н) // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ; [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index. php?ELEMENT_ID=86853

Вестннк экспертного совета, № 1 (28), 2022

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r "On approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025" [Text]. - Collection of legislation of the Russian Federation of December 15, 2014, No. 50. Art. 7185.

2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Order dated July 13, 2017 No. 656 "On the Approval of Exemplary Regulations on Organizations for the Recreation of Children and Their Rehabilitation"; [Electronic resource] Access mode: URL: https://docs.cntd.ru/ document/456080057

3. Nikulnikov A.N. Children's health camps in the structure of additional education for children // World of Science, Culture and Education, 2012; [Electronic resource] Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-ozdorovitelnye-lagerya-v-strukture-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

4. Ivanov O. P., Shibanova E. K., Averyanova D. V. Regulation of the state youth policy based on the balanced scorecard // Socium and power. 2018. No. 5 (73). pp. 57-70; [Electronic resource] Cyberleninka, Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-na-osnove-sistemy-sbalansirovannyh-pokazateley

5. Zubakhin A.A. Problems and prospects for the development of modern children's camps // National Education, 2015; // [Electronic resource] Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennyh-detskih-lagerey

6. The number of children who have had a rest in children's and teenage summer health-improving institutions. Official site of EMISS. State statistics; [Electronic resource] Access mode: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37313#

7. Report on the situation of youth and the implementation of state youth policy in the Russian Federation "Youth and youth policy in Russia in the context of global trends" - Federal Agency for Youth Affairs, 2019; [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.fadm.gov.rU/ docs/l 1/

8. Departmental target program "Development of the sphere of recreation and rehabilitation of children", approved by the order of the Ministry of Education

of the Russian Federation dated November 28, 2019 No. R-121 // Official website of the Ministry of Education of the Russian Federation; [Electronic resource] Access mode: URL: https://docs.edu. gov.ru/document/07e 1 c 10ff2e06ca6a371de3 c5154e718/

9. Order of the Ministry of Labor of Russia No. 148n dated April 12, 2013 Qualification levels for the development of draft professional standards // Official website of the Ministry of Labor of the Russian Federation; [Electronic resource] Access mode: URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/orders/48#:~:text=Order%20 of the Ministry of Labor%20of Russia%20#148n%20ot,z %20y%20v% 20a%20u%3A

10. Professional standard "Specialist in working with youth" (approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated February 12, 2020 No. 59n) // Official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation; [Electronic resource] Access mode: URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index. php?ELEMENTID=86853

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.