Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ'

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2151
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арамян Карине Арменовна, Панченко Ольга Григорьевна

Дети и молодежь это стратегический ресурс инновационного развития любого государства. В настоящее время в России формируется новый формат государственной политики в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи, которая должна стать фундаментом российского государства как одного из мировых лидеров и на долгосрочной перспективе позволить развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и юношества, кристаллизовать качественные характеристики нации, а также сформировать готовность нового поколения отвечать на запросы из будущего. Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей и юношества - единственное и главное условие достижения национальных целей в России. В статье анализируется правовые основы системы детского отдыха и оздоровления, передовой опыт организации и управленческих решений. Авторы рассматривают как ключевые следующие направления развития системы управления сферой детского отдыха: развитие государственно-частного партнерства, формирование информационной среды, создание эффективной системы кадрового обеспечения отрасли, полномасштабное использование детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) для исполнения социальных функций, непрерывная деятельность ДОЛ (без перерыва на каникулы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S RECREATION AND TOURISM: KNOWN AND UNKNOWN RESOURCES

Children and youth are a strategic resource for the innovative development of any state. At present, a new format of state policy in the field of recreation and health improvement of children and youth is being formed in Russia, which should become the foundation of the Russian state as one of the world leaders and, in the long term, allow developing the intellectual and creative potential of children and youth, crystallizing the qualitative characteristics of the nation, and also to shape the readiness of the next generation to respond to requests from the future. Revealing the intellectual and creative potential of children and youth is the only and main condition for achieving national goals in Russia. The article analyzes the legal foundations of the system of children's recreation and health improvement, advanced experience of organization and management decisions. The authors consider the following areas of development of the management system for the sphere of children's recreation as key: the development of public-private partnerships, the formation of an information environment, the creation of an effective system of staffing the industry, full-scale use of children's health camps (DOL) for the performance of social functions, continuous activities of break for vacation).

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 316

Арамян Карине Арменовна

Почетный работник высшего образования РФ, кандидат исторических наук, доцент,

заместитель исполнительного директора, Международная ассоциация участников космической деятельности aramyan.ka@gmail.com

Панченко Ольга Григорьевна

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации кандидат философских наук, доцент,

советник руководителя

направления «Развитие детского отдыха»,

Федеральный центр детско-юношеского

туризма и краеведения

pan.45@mail.ru

Karine A. Aramyan

Honorary Worker Higher Education of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Deputy Executive Director, International Association Participants in Space Activities aramyan.ka@gmail.com

Olga G. Panchenko

Honorary Worker of Higher Vocational Education of the Russian Federation Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Supervisor Advisor Directions «Development of children's recreation» Federal Center for Children and Youth Tourism and Local History pan.45@mail.ru

Стратегии развития детского

отдыха и оздоровления: приоритеты управления

Strategies for the development

of children's recreation and tourism: known and unknown resources

Аннотация. Дети и молодежь это стратегический ресурс инновационного развития любого государства. В настоящее время в России формируется новый формат государственной политики в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи, которая должна стать фундаментом российского государства как одного из мировых лидеров и на долгосрочной перспективе позволить развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и юношества, кристаллизовать качественные характеристики нации, а также сформировать готовность нового поколения отвечать на запросы из будущего. Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей и юношества - единственное и главное условие достижения национальных целей в России. В статье анализируется правовые основы системы детского отдыха и оздоровления, передовой опыт организации и управленческих решений. Авторы рассматривают как ключевые следующие направления развития системы управления сферой детского отдыха: развитие государственно-частного партнерства, формирование информационной среды, создание эффективной системы кадрового обеспечения отрасли, полномасштабное использование детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) для исполнения социальных функций, непрерывная деятельность ДОЛ (без перерыва на каникулы).

Ключевые слова: детский отдых и туризм, интеллектуальный и творческий потенциал, молодежная

Annotation. Children and youth are a strategic resource for the innovative development of any state. At present, a new format of state policy in the field of recreation and health improvement of children and youth is being formed in Russia, which should become the foundation of the Russian state as one of the world leaders and, in the long term, allow developing the intellectual and creative potential of children and youth, crystallizing the qualitative characteristics of the nation, and also to shape the readiness of the next generation to respond to requests from the future. Revealing the intellectual and creative potential of children and youth is the only and main condition for achieving national goals in Russia.

The article analyzes the legal foundations of the system of children's recreation and health improvement, advanced experience of organization and management decisions. The authors consider the following areas of development of the management system for the sphere of children's recreation as key: the development of public-private partnerships, the formation of an information environment, the creation of an effective system of staffing the industry, full-scale use of children's health camps (DOL) for the performance of social functions, continuous activities of break for vacation).

Keywords: children's recreation and tourism, intellectual and creative capacity, youth policy, national goals,

политика, национальные цели, государственно-частное партнерство, информационная среда, кадровое обеспечение, непрерывная деятельность.

public-private partnership, information environment, human resources, continuous activity.

В настоящее время складывается новый формат государственной политики в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи, который позволит развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и юношества, кристаллизовать качественные характеристики нации, а также, сформировать готовность нового поколения отвечать на запросы из будущего. Все это является фундаментом для достижения нашим государством позиции одного из лидеров мира на долгосрочной перспективе. Дети и молодежь России являются стратегическим ресурсом инновационного развития страны, а раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала - это единственное и главное условие реализации стратегии инновационного развития страны. Поэтому задача охраны детства и юношества сохраняет свою актуальность, как один из главных приоритетов национальной безопасности государства.

Основы и подходы новой концепции детского отдыха и оздоровления начали складываться в начале 2000-ых годов и впервые получили широкое обсуждение в 2012 году в рамках работы конференции «Отдых и оздоровление детей и подростков: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», инициатором и организатором которой выступила кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ГТПРО РФ). Модератором вебинара выступила О.Г. Панченко - руководитель образовательной программы повышения квалификации руководителей и педагогов, занимающихся вопросами отдыха и оздоровления детей и молодежи. Участники конференции познакомились с интересным опытом организации летних лагерных смен в разных регионах России, обсудили методики и формы организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков.

Сетевым инновационным форматом развития социального партнерства и межведомственного взаимодействия министерств, системы учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования во главе с АПК и ГТПРО РФ, территориальных органов власти, детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), профессиональных ассоциаций и общественных организаций был определен Форум, который проходит в гибридном формате (онлайн + офлайн) и где отрабатываются направления и мероприятия «Стратегии развития детского отдыха 2020».

За прошедшее десятилетие в России был принят целый комплекс программных документов, направленных на совершенствование системы детского отдыха и оздоровления, назовем главные документы:

- Поручение Правительства Российской Федерации «Об организации детского отдыха и оздоровления» от 01 июня 2016 г. № ДМ-П12-34пр, п. 2, 7;

- Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организаций отдыха и оздоровления детей»;

- «Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей», утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 2017 г. № 978-р;

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- «План мероприятий на 2017-2020 годы по реализации «Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.10.2017 г. № 2344-р;

- Перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный Президентом России 02.12.2017 года;

- «План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 06 июля 2018 г. № 1375-р;

- Ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», утверждена Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. № Р-121;

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р.

В субъектах Российской Федерации реализуются или находятся в стадии разработки долгосрочные целевые программы по развитию системы отдыха и оздоровления детей, комплексные программы, направленные на поддержку детства, включающие подпрограммы и разделы по развитию детского отдыха, а также концепции, планы мероприятий по организации полноценного детского отдыха и оздоровления. Опыт региональных управленческих решений очень важен и интересен,

поскольку позволяет учесть специфику региона, он необходим для понимания, прогнозирования и планирования дальнейших действий.

Обобщив правовые и организационные основы отдыха и оздоровления детей, методики и педагогический опыт в этой сфере, можно сформулировать шесть, на наш взгляд, приоритетов управления, обеспечивающих дальнейшее развитие системы организации отдыха и оздоровления детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и достижение национальных целей, поставленных Президентом России в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Приоритет 1: Развитие социального и государственно-частного партнерства. Успешным примером распространения передового опыта, проведения конкурсов, инновационных программ и проектов, реализуемых в каникулярный период, является площадка Общероссийской общественной организации «Дети плюс» (далее «Дети плюс») и ее партнеров - Межрегиональной общественной организацией «Содействие детскому отдыху», Общероссийской Малой Академией наук «Интеллект будущего». Это площадка обеспечивает социальный лифт и диалог на всех уровнях общественного развития. Субъекты Российской Федерации при поддержке «Дети плюс» в г. Санкт- Петербурге, Анапе, Томске, Омске, Новосибирске, Вологде, Красноярске, Тюмень и др. ежегодно проводят межрегиональные семинары организаторов детского отдыха и оздоровления, научно-практические конференции, слеты вожат-ских отрядов. Реализуя решения Форума Общероссийской ассоциации общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «ДЕТИ ПЛЮС», по инициативе ее президента Н.А. Конневской, и при ее участии в России проходят межрегиональные семинары:

- в Калуге при поддержке Министерства здравоохранения Калужской области и Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, Государственное автономное учреждение здравоохранения Калужской области Калужский санаторий «Спутник» проведен межрегиональный семинар «Детский отдых - пространство воспитания и развития ребёнка в Калужской области»;

- в Вологде при поддержке Департамента образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодской области «Детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» провел межрегиональный семинар «Векторы развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков»;

- Санкт-Петербургская общественная организация руководителей и организаторов детского отдыха и оздоровления «Ассоциация «Взрослые и дети» при поддержке Комитета по образованию Санкт- Петербурга планирует провести ежегодный открытый семинар «Детский оздоровительный лагерь: сохранение, развитие - шаг вперёд!»;

- в Республике Башкортостан при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан, Общероссийской ассоциации общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «ДЕТИ ПЛЮС», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГАУ АПК ПРО г. Москва, ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, администрации г.Салавата, ОАО «Газпром Нефтехим Сатават» запланирована межрегиональная научно-практическая конференция «Отдых и оздоровление детей в пространстве воспитания и социализации на современном этапе».

Семинары, НПК, вебинары, сетевое пространство взаимодействия всех заинтересованных оформляют предложения по выработке механизмов развития системы детского отдыха и оздоровления детей и молодежи.

По итогам заседания рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере предложены механизмы государственно-частного партнерства при организации детского летнего отдыха, инициатором которых стало Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, обозначенных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 20.08.2012 г. № Пр-2215, предусмотренных п. 1. Был предложен ряд комплексных мер, в частности комплекс региональных мер, связанных с разработкой «Модельной программы по развитию детского отдыха в субъектах Российской Федерации, включающих 5 направлений деятельности, исходя из специфических особенностей региона и определенных приоритетов его развития. Особо следуют выделить проект «Страна детей» - модельный путь, связанный с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

В резолюциях Форума «Стратегия детского отдыха и оздоровления 2020» было обозначено отсутствие единого исполнительного органа, отвечающего за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование при организации детского летнего отдыха. Вопросы организации детского отдыха были переданы в ведение региональных и муниципальных властей. В результате чего отсутствуют «единые правила игры», связанные с обеспечением доступности детского летнего отдыха, что является частью административных проблем развития данной системы.

В итоге предложен проект, идея которого связана с созданием сети лагерей отдыха с уникальной инфраструктурой и качественной творческой образовательной программой. Массовость участия в проекте предполагает собрать около 10 тысяч детей в возрасте от 9 до 15 лет. Что явилось целью лагеря? Раскрытие творческого потенциала детей и молодежи, социализация за счет уникальной технологии и организацией работы с детьми и молодежью, трансляция навыков от взрослых -детям.

Приоритет 2: Формирование информационной среды. В рамках ежегодных Всероссийских

семинаров, форумов, «Всероссийского конкурса программ и научно-методических разработок», конкурса «Лучший загородный лагерь» и других мероприятий, в том числе сетевых форм взаимодействия, формируется и циркулирует огромный поток идей, данных, методических разработок, проектов и иной информации, отражающих состояние области деятельности. В экспертизе материалов этих мероприятий участвует кафедра педагогики и психологии аПк и ГТПРО РФ совместно с Московским городским дворцом и представителями экспертного совета Санкт-Петербурга, Башкортостана, Алтайского края, Вологды, Калуги, Ульяновска и др. Полученные данные и материалы не только анализируются, но систематизируются и архивируются, что позволяет говорить о формировании Центра компетенций на базе АПК и ГТПРО РФ. В дальнейшем полученные сведения и материалы используются при разработке УМК по курсам повышения квалификации специалистов детского отдыха и оздоровления, программ дополнительного образования для дальнейшей реализации их в ДОЛ. Сетевые сообщества позволяют внедрять новые форматы обучения по программам повышения квалификации курсов. Информационной базой сопровождения детской оздоровительной кампании в течение ряда лет также является журнал «Народное образование», ежегодно подготавливающий специальные выпуски, посвященные летнему оздоровительному отдыху.

Приоритет 3: создание эффективной системы кадрового обеспечения отрасли. Для сопровождения курсов повышения квалификации использовался потенциал идей, концепций, подходов, методов «Золотого фонда педагогики каникул». Среди множества традиций отечественной системы образования особняком стоит сфера каникулярного отдыха и оздоровления, досуга детей и творческого развития детей и молодежи. Эта уникальная сфера социальной жизнедеятельности современного мира детства восприняла передовые педагогические ориентиры школы в организации каникулярного досуга и отдыха: идеи гармоничного соединения с природой, романтики детства, игры и праздника, а также практической направленности деятельности детских лагерей разных типов, сочетания в них совместных коллективных начал и бережного отношения к личности каждого, сделала акцент на возможность продолжить образование и саморазвитие личности в пространстве времени каникул.

Меняется лицо образовательно-оздоровительных лагерей, но остаются незыблемыми золотые идеи педагогики каникул с опорой на 7 «О»: Оздоровление, Образование, Одухотворение, Общение, Оптимизм, Отдых, Организация инновационно-игровых форм в современной сфере досуга. Современный образовательно-оздоровительный лагерь - это детский центр, работающий по вариативным программам, где главное и определяющее - личность ребёнка. Создание малых отрядов и групп, развитие детского самодеятельного движения и самоуправления, малые и большие творческие коллективные дела, значительный выбор форм объединений (в том числе клубных) по интересам - вот лишь некоторые из

отличительных черт современного учреждения детского отдыха.

Творчески работающие педагоги думают не только над тем, созданы ли условия для развития личности каждого ребёнка в лагере, но и о том, насколько благотворно скажется их педагогическая деятельность на дальнейшей жизни ребенка после лагерной смены. Восстанавливается «иммунная система» развития личности ребёнка, позволяющая ему вернуться в свой школьный коллектив обогащенным новыми психологическими знаниями, достижениями в саморазвитии, с новыми умениями и навыками в общении, мышлении и творчестве. Это содействует дальнейшей его адаптации в коллективе. Обогащается актуальный набор социальных умений и навыков, которые востребованы и необходимы в жизни (умение мыслить не стандартно, умение саморазвиваться через игровые формы, освоение нравственно-эстетических ценностей современного трансформирующегося общества).

Сфера современного дополнительного образования обретает новое качество, поскольку дополнительное образование и оздоровление детей соединяются с необходимостью специальной подготовки к работе как в предканикулярное, так и в каникулярное время. Воспитательная ценность оздоровительных учреждений и инновационных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный период заключается в создании условий для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга обучающихся, восстановления их здоровья, возможностей творческой самореализации через различные сферы самоопределения детей в период школьных каникул. Основная особенность и отличие активного отдыха в период каникул связана с неформальным характером организации и самодеятельности детей.

Вопросы взаимодействия сферы дополнительного образования детей, социально-педагогической поддержки детей и системы каникулярного отдыха и оздоровления детей освещены в работах С.В. Барканова, В.П. Бедерхановой, В.Л. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.С. Газ-мана, И.Д. Демаковой, Ю.С. Константинова, А.В. Мудрика, А.А. Остаица-Свешникова, С.А. Шмакова и др.

Анализ современной научной литературы свидетельствует о серьезной проработанности педагогических идей, отдельных компонентов системы каникулярного отдыха и оздоровления детей, об оценке сформированного социального статуса детских оздоровительных учреждений. Но наша задача - выйти на взаимодействие социальных, психолого-педагогических и здоровьеформирую-щих условий для развития системы в целом, учитывающей универсально-уникальные способности личности ребенка.

Под каникулярным отдыхом и оздоровлением детей (оздоровительной деятельностью и организованным отдыхом детей в период каникул) нами понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие личности, охрану

здоровья детей, восстановление их физических и психических сил, профилактика заболеваний, текущее медицинское и санитарно- гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха, закалка организма, занятия физической культурой и спортом, вовлечение в полезные формы занятости (досуга) в период каникул.

Анализ современной педагогической практики позволил выявить наличие разнообразных форм и видов организации каникулярного отдыха и оздоровления детей, в том числе: смен профильных и палаточных лагерей, лагерей с дневным пребыванием учащихся, лагерей труда и отдыха, туристических походов и экскурсий, спортивных и спортивно-технических соревнований, спартакиад, художественных, музыкальных и других творческих конкурсов и фестивалей. Следует ожидать расширения вариативных возможностей детского оздоровления и отдыха, что должно быть подчинено не столько логике внешних факторов развития системы, сколько внутренним и моментным особенностям, как пространства времени каникул, так и взрослеющей личности. Плодотворные идеи педагогики каникул отдыха и оздоровления детей как инновационного пространства - это идея культивирования, возделывания человека, создания для растущего человека определённых нравственных условий, обеспечивающих его развитие. «Сделать человека» -значит включить его, по выражению нашего выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, в прошлое, настоящее и будущее культуры, в её движение, сделать человека культурным, причём осуществить это культурным способом. Важно понять принципы природо- и культуросообразности, понимаемых с позиций интересов и творческого потенциала педагога как наставника взрослеющей личности ребенка.

Приоритет 4: полномасштабное использование ДОЛ для исполнения социальных функций. Идеи открытости и устойчивости общества, национального согласия работают на варианты нового содержания деятельности в сфере отдыха детей и молодежи. Отдых и оздоровление детей как социальный феномен ориентированы на реализацию важнейших общественных функций: преемственность, развитие, профессионализация и социализация подрастающих поколений. Это определяет стратегическую значимость данного направления как важнейшей сферы деятельности человеческого сообщества, обеспечивающей развитие, воспроизводство и продолжение самого общества.

Все мы родом из детства. Детство - это страна, география русской души (по Н. Бердяеву), это страна, которой мы служим! Устройство детства и устройство Родины неповторимо. Надо отметить, что в наше время происходит радикально иное отношение общества к детству, которое было всегда, а особенно сегодня должно считаться колоссальным инновационным ресурсом страны. Реализация социальных функций отдыха и оздоровления предполагает не только передачу новым поколениям знаний, но и формирование у них позитивного отношения к ценностям материальной и духовной культуры социума,

стремления к их усвоению и творческому приумножению.

Особое место в системе отдыха и оздоровления детей и подростков отводится сфере педагогически целесообразной занятости детей и молодежи, связанной с трансформацией системы отдыха и оздоровления детей и молодежи в сторону усиления воспитательного потенциала, заложенного в модели организации воспитательной работы с детьми и молодежью.

Приоритет 5: создание современной инфраструктуры ДОЛ. Необходимо расширять национальную систему научно-образовательных и развивающих центров, интегрированных в общемировое информационное пространство. К данной инфраструктуре относятся: центры детского технического и художественного творчества, интерактивные площадки музеев науки, техники и космоса, игровые комнаты, технопарки, мастерские ремесел и т.д.

В этой связи интересен пример Международной школы космического образования в Армении «БЮРОКАН-Орион», организатором которой выступила Международная ассоциация участников космической деятельности (МАКД). Школа проводится в рамках российско-армянского научно-технического и инновационного сотрудничества и космического образования под патронатом ООН, Представительства Россотрудничества в Армении и Посольства России в Армении. В проекте участвовуют ведущие специалисты и руководители Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, ГК «Роскосмос», ЗАО НПП «Проект-техника»; Бюраканской астрофизической обсерватории имени В.А. Амбарцумяна НАН, Министерства транспорта и связи Республики Армении, также самые главные участники -школьники и педагоги из России, Армении, Марокко, Чехии и других стран.

В основе образовательной программы школы лежит проектный метод работы, позволяющий развивать познавательные навыки учащихся, формировать умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Применяемые педагогические технологии ориентированы не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Так во время обучения школьники активно включаются в создание проектов, осваивают новые способы человеческой деятельности в научно-исследовательской и социо-культурной среде. Основная задача Школы: исследование детьми совместно с учителем окружающей жизни с применением и использованием результатов космической деятельности. Образовательные лаборатории Школы: Основы дистанционного зондирования Земли, ГЛОНАСС, Ракетостроение -моя первая ракета, Медико-биологический эксперимент на МКС (разработка медико-биологического эксперимента на борту космической станции), Физика космоса, Молодежное дизайн - бюро по художественной интерпретации космоснимков и астрофото. В рамках Школы также проходят встречи с летчиками - космонавтами РФ,

учеными, писателями, общественными деятелями, представителями СМИ, работающими в космической области. Лекции и практические занятия проходят в Бюраканской астрофизической обсерватории имени В.А. Амбарцумяна НАН РА. По итогам работы Школы школьники защищают свои проектные работы, подготовленные на занятиях. Лауреатам вручаются Дипломы, грамоты, призы. Образовательная программа сочетается с культурной, в частности, ребята посещают обзорные экскурсии по Еревану; Национальную галерею Армении (Ереван); Музей космоса (Ереван); всемирно известные историко-культурные памятники и природные объекты.

Приоритет 6: Непрерывная деятельность ДОЛ (без перерыва на каникулы). В современной сфере отдыха и оздоровления не может быть перерыва «на каникулы» как в воспитании, так и в развитии личности каждого ребёнка. Современной тенденцией является опора на внутренний резерв саморазвития систем организаций и творческих коллективов, направленных на реализацию международно признанного права детей на досуг, отдых, оздоровление.

Постоянно развивающиеся творческие коллективы - субъекты организации каникулярного отдыха - отличаются высоким творческим потенциалом, и поэтому следует ожидать новых идей, моделей и принципов организации и времени пространства досуга. Это стало очевидно во время традиционных слетов-форумов организаторов каникулярного отдыха детей и молодежи, которые более десяти лет проводятся на базе детских са-наторно-оздоровительных лагерей в г. Анапа. Мы определяем такую форму слетов-семинаров как инновационную практику социального партнерства межведомственного взаимодействия министерств, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, территориальных органов власти, администрации детских лагерей и общественных движений.

Все эти идеи легли в основу концепции Форума организаторов детского и молодежного отдыха и оздоровления, проводимого Общероссийской Ассоциации общественных объединений «Дети Плюс» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В состав участников Форума входят более 200 представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей и молодежи, руководителей и представителей учреждений отдыха и оздоровления из 32 регионов Российской Федерации.

Форум регулярно проводит мониторинг эффективности качественных показателей деятельности детских оздоровительных учреждений и организаций различных форм собственности на федеральном уровне. В анкете участников форума поставлен ряд проблемных вопросов: нормативно-правовая база сферы отдыха и

оздоровления детей, национальная рамка квалификации, сертификации руководителей учреждений, целевые программы развития сферы детского отдыха и др. Эти вопросы являются перспективными векторами развития дополнительного образования, связанного с организацией летнего отдыха и оздоровления детей. Среди прочих проблем в анкете обозначен ряд вопросов, выявляющих ценностные ориентации самих организаторов летнего отдыха, педагогов и воспитателей. Ценностные ориентиры - это важнейший элемент внутренней культуры личности, закрепленный жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, которые определяют значимое, существенное для данного человека и незначимое, несущественное. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных установок образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого, ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим взаимодействие разных поколений в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Основное содержание ценностных ориентаций -политические, философские, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, социальные принципы поведения. В результате этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются предметом воспитания и самовоспитания, целенаправленного внимания. У ценностных ориентаций обязательно есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и вне-исторический план. Ценности всегда считались производными от бытия рода. В отдельном человеке это единство существует в форме хранимого идеала - по К.-Г. Юнгу, коллективного и индивидуального бессознательного или архетипа. Такого рода иерархия ценностей хорошо выстроена у русских философов-современников Юнга и Маслоу. Для них традиционно первичной ценностью, в которой заключена «абсолютная полнота бытия», выступал Бог и человек как Его образ и подобие. Истина, свобода, красота, добро, любовь определялись ими как «частичные абсолютные ценности» (С. Франк, Н. Бердяев). Зато общезначимой духовной ценностью обладает, по мысли русских философов, творчество и нравственное начало, прежде всего. Не случайно во всех религиях и культурах мира закрепилось в той или иной форме золотое правило нравственности. В Евангелии от Матфея сказано: «Во всем, как Вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними» (МФ7:12). Эту мысль Конфуций сформулировал так: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

Принцип древнегреческой философии - «познай самого себя» - означает призыв к познанию души, сохранению и умножению богатства души, формированию добродетельной личности, что облегчает способность индивида осознавать себя в соответствии с идеалом и другими людьми и при этом сохранять свое я». Это качество выступает, считали греки, как сила,твердостьхарак-тера, которые, конечно, в значительной мере

формируются у человека в процессе его воспитания.

Хотелось бы также отметить, что собрать лучшие интеллектуальные силы и вывести на качественный новый уровень детскую сферу отдыха и оздоровления возможно только при условии

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. О принципах гуманной педагогики. М, 1996.

2. Антология педагогической мысли. М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. 1993.

4. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М. : Новый учебник, 2003.

5. Бруднов А.К. Летний отдых школьников: преодоление противоречий / А.К. Бруднов, В.А. Березина // Народное образование. 1999. № 4-5. С.10-13.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. 1954.

7. Народное образование. Дайджест летних номеров 2000-2006. (Электронная версия).

8. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

9. Селевко Г.К. Реализуй себя / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Т. Левина. 2001 (Сер. Самосовершенствование личности).

10. Субетто А.И. Требования к развитию системы непрерывного профессионального образования как базы стратегии ноосферного развития России в начале XXI века. СПб., Кострома, 2008.

11. Франк С.Л. Три размышления (Духовные основы общества). М., 1992.

12. Фридман Л. Почему мы такие и что нам делать? 2000.

национального доверия к политической, общественной, научной деятельности и на базе государственно-частного партнерства в этой сфере. Только продуманная и последовательная государственная политика позволит привести «страну Детства» в будущее, наполненное светлыми мечтами, новыми идеями и их свершениями.

Literature:

1. Amonashvili Sh.A. On the principles of humane pedagogy. M., 1996.

2. Anthology of pedagogical thought. M, 1994.

3. BerdyaevN.A. Philosophy of freedom. The meaning of creativity. 1993.

4. Demakova I.D. Humanization of childhood space: theory and practice. M. : New textbook, 2003.

5. Brudnov A.K. Summer vacation of schoolchildren: overcoming contradictions / A.K. Brudnov, V.A. Berezina // Popular education, 1999. № 4-5. P. 10-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. MaslowA. Motivation and personality. 1954.

7. Public education. Digest of summer issues 20002006. (Electronic version).

8. Pechchei A. Human qualities. M., 1985.

9. Selevko G.K. Realize yourself / G.K. Selevko, A.G. Selevko, O.T. Levina. 2001 (Series Self-improvement of personality).

10. Subetto A.I. Requirements for the development of the system of continuous professional education as the basis of the strategy of noospheric development of Russia at the beginning of the XXI century. SPb., Kostroma, 2008.

11. Frank S.L. Three reflections (Spiritual foundations of society). M., 1992.

12. Friedman L. Why are we like this and what should we do? 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.