Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1 УДК 379.835
— ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)
DOI: 10.29013/AJH-20-1.2-8-17
Д. А. ПАВЛОВИЧ 1
1 Администрация Тюменского муниципального района, г. Тюмень, Россия
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
Цель: структуризация и анализ взаимосвязей в системе государственного управления организованного детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации на федеральном уровне.
Методы: системного анализа, сравнения, обобщения, группировки данных, конкретизации, теоретического познания, приемы экспертной оценки
Результаты: на основе анализа нормативных документов, полномочий и структуры органов государственной власти рассмотрено современное состояние государственного управления в системе отдыха детей и их оздоровления на федеральном уровне; уточнена взаимосвязь действующих координационных структур в сфере детского отдыха; определена связь деятельности органов власти законодательного и исполнительного уровней в вопросах государственного регулирования детского отдыха; показана эффективность и потенциальные зоны риска действующей системы координации отдыха детей и определены приоритетные направления государственного управления системы детского оздоровительного отдыха.
Научная новизна: в статье впервые представлено системное устройство федерального государственного управления детского оздоровительного отдыха в Российской Федерации.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в практической деятельности повышения эффективности государственного регулирования вопросов, связанных с организацией детского оздоровительного отдыха.
Ключевые слова: отдых детей и их оздоровления, система организации каникулярного отдыха, государственное управление, детский туризм, межведомственная комиссия, досуг.
Как цитировать статью: Павлович Д. A. Особенности государственного управления системы детского отдыха и оздоровления на современном этапе // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020, No. 1-2. - P. 8-17. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-1.2-8-17
Введение
Воспитание свободной, здоровой, разносторонне развитой личности, ее социализация — важнейшая задача государства. Одним из условий реализации этой задачи является функционирование системы детского отдыха и оздоровления.
Развитие детского отдыха является актуальным направлением деятельности в Российской Федерации, на протяжении десятилетий оно входит в систему национальных приоритетов нашей страны.
Как отмечает ряд исследователей в настоящее время с учетом тенденций роста негативных проявлений в подростковой среде проблема организации детского времяпровождения, особенно в канику-
лярный период, вышла на государственный уровень и требует повышенного внимания в таких вопросах, как обеспечение детской безопасности, развития актуальных форм пользующихся спросом потребностей детей и отвечающих вызовам времени, кадровое и программное обеспечение [1; 2; 3].
Это подтверждается тем, что в действовавшей в России в 2012-2017 годах общегосударственной стратегии в интересах детей был выделен ряд мер, направленных на развитие системы детского отдыха. Среди них: расширение сети детских лагерей труда и отдыха, разработка модели организации детского отдыха и оздоровления, внедрение новых форм детского досуга и отдыха, принятие мер по
развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Отдельно в качестве меры было выделено создание на федеральном уровне системы координации деятельности государственных органов и заинтересованных организаций по вопросам детского отдыха [4].
Продолжением данной политики со стороны государства стало объявление Президентом России в 2018-2027 годах Десятилетия детства в Российской Федерации. Анализируя разработанный перечень мероприятий до 2020 года, проводимых под эгидой этого периода, отметим, что в документе имеется 9 масштабных пунктов, касающихся тех или иных вопросов детского отдыха [5].
Кроме того, внимание широкого круга общественности, а также постоянный контроль государства к проблеме детского отдыха связаны, в том числе и с несчастными случаями, периодическими происходящими при организованном детском летнем отдыхе (события 2016 года на Самозере в Карелии, пожар в палаточном лагере в Хабаровском крае в 2019 году, периодические отравления детей в различных лагерях и т.д.).
Так, в 2017 году на уровне Правительства РФ был утвержден отдельный перечень конкретных мероприятий на три года по государственному регулированию и контроля организации детского отдыха и оздоровления [6].
Основные вопросы государственного регулирования организации детского оздоровительного отдыха изложены в ряде ФЗ: Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопросы развития системы детского каникулярного отдыха, в том числе летнего периода, рассматривали такие отечественные исследователи как Е. М. Рыбинский [7], С. А. Шмаков [8], О. С. Газман [9], И. И. Фришман [10], М. Б. Коваль [11], С. И. Пан-ченко [12], С. В. Барканов [13] и др.
Учитывая важность данного направления, в последнее время в ряд законодательных актов внесены изменения, направленные на разграничение полномочий и зон ответственности, а также решение вопросов безопасности при организации детского отдыха различными учреждениями вне зависимости от их форм собственности [14].
Не менее острым является вопрос государственного управления и взаимодействия различных структур и ведомств в таком сложном, межведомственном и многоаспектном вопросе, как отдых детей.
Результаты исследования
По мнению И. Ю. Исаевой в широком смысле отдых — это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия усталости [15].
Ряд исследователей определяет понятие отдыха через досуговую деятельность в свободное время. Так, Э. В. Соколовым уточняется понимание отдыха через понятие «досуг», трактуемое как время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активностью» [16, с. 64]. Отдых может быть пассивным или активным.
С точки зрения государственного регулирования понятие «отдых детей и их оздоровление» федер аль-ным законодательством трактуется как совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде с учетом выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей [17].
Организационная система каникулярного отдыха включает в себя ряд взаимосвязанных элементов. В целом к данной системе, мы, вслед за Баркановым С. В., относим: детей, родителей или их законных представителей; педагогических и иных работников, задействованных в реализации программ в период каникул; сами образовательные и оздоровительные программы, реализуемые в каникулярный период времени; организации (учреждения) детского оздоровительного отдыха независимо от форм собственности, иные учреждения, организующие разнообразные формы каникулярного детского отдыха, а также досуговой занятости подростков и учреждения, предприятия, организации, осуществляющие деятельность в сфере детского оздоровительного отдыха; общественные объединения, участвующие в организации детского каникулярного отдыха; органы законодательной и исполнительной власти.
Также к элементам системы отнесем различные формы организованного детского каникулярного от-
дыха, поскольку услуга детского отдыха предоставляется именно в определенной форме (либо в комбинации форм).
Система детского оздоровительного отдыха предусматривает организацию отдыха в течение всего года (круглогодично), не только в каникулярный период. Однако наибольшей востребованностью обладает отдых именно в летний сезон, так как позволяет восстановить здоровье обучающихся и тем самым подготовить их к новому учебному году [18].
С точки зрения государственного управления вопросов отдыха и оздоровления, то в Российской Федерации, на текущий период определены три основных уровня: федеральный, региональный, муниципальный.
Остановим свое рассмотрение на федеральном уровне регулирования вопросов детского отдыха и оздоровления, как на системообразующем уровне.
Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Условно на
федеративном уровне схема деятельности органов законодательного регулирования вопросов организации детского отдыха и оздоровления представлена на рис. 1.В части законодательного регулирования в Совете Федерации создаются Комитеты. Вопросы, связанные с отдыхом и оздоровлением детей, относятся к вопросам ведения двух Комитетов:
- Комитета Совета Федерации (далее — Комитет Совфед РФ) по социальной политике (данные вопросы включены в соответствии с положением о данном комитете, в разделы политики государства в вопросах демографии, поддержки детства, здоровьесбереже-ния граждан, профилактики детской безнадзорности, государственной политики в сфере туризма);
- Комитета Совфеда РФ по науке, образованию и культуре (разделы положения о комитете: вопросы воспитания, мониторинг реализации в стране положений, указанных в Конвенции о правах ребенка, и в различных международных договорах Российской Федерации, касающихся вопросов защиты прав детского населения).
Рисунок 1. Система органов законодательного регулирования вопросов организации детского отдыха и оздоровления в 2020 году (федеральный уровень законодательной власти)
Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с действующей системой законодательной власти в стране также регулирует вопросы канику-
лярного отдыха детей. В Госдуме РФ функционируют комитеты, рассматривающие данное направление. Профильным комитетом (т.е. комитетом, к ведению ко-
торого относятся вопросы совершенствования федеральных законов) является Комитет Государственной Думы РФ (далее — Комитет Госдумы РФ) по вопросам семьи, женщин и детей (в ведении комитета находятся вопросы совершенствования ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», осново-
ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
полагающего документа о системе детского отдыха). При рассмотрении законодательных инициатив, связанных с государственным регулированием организации отдыха и оздоровления детей, Государственной Думой могут назначаться комитеты-соисполнители (к примеру: Комитет Госдумы РФ по охране здоровья, Комитет Госдумы РФ по образованию и науке, Комитет Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи).
Рассматривая компетенцию органов исполнительной власти РФ, отметим, что в октябре 2019 года в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» уточнена компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в вопросах организации детского отдыха и оздоровления.
Среди них: реализация политики в вопросах детского отдыха и оздоровления, обеспечение без-
опасности жизни и здоровья детей; координация деятельности различных федеральных органов власти, взаимодействие с региональными органами власти, органами местного самоуправления, а также непосредственно с организациями детского отдыха и оздоровления; утверждение примерных форм положений о деятельности таких организаций, методических рекомендаций и примерной формы договора об организации детского отдыха и оздоровления; вопросы, связанные с ведением реестров детских оздоровительных организаций, регулирование туристской деятельности с участием несовершеннолетних туристов.
Условно на федеративном уровне схема государственного регулирования органами исполнительной власти вопросов организации детского отдыха и оздоровления представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Система органов государственного регулирования вопросов организации детского отдыха и оздоровления в 2020 году (исполнительная власть федерального уровня)
Федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в направлении детского отдыха и оздоровления, определено Министерство Просвещения Российской Федерации (деятельность Минпросвещения России координирует Т. А. Голикова).
В соответствии с положением о своей деятельности Минпросвещение России (статьи положения: 4.8, 4.2.47, 4.2.48, 4.3.13, 4.3.16):
- разрабатывает и реализует основы политики государства в сфере организации отдыха и оздоров-
ления детей, включая обеспечение детской безопасности;
- принимает примерные положения об организациях детского отдыха и оздоровления, а также примерную форму договора об организации отдыха и оздоровления ребенка;
- осуществляет методическое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, а также координацию деятельности органов исполнительной и местной власти различных уровней по вопросам организации отдыха и оздоровления детей во взаимодействии с непосредственными организаторами детского отдыха; обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей [19].
Минпросвещением России создана межведомственная комиссия, координирующая решение вопросов организации детского отдыха и оздоровления (далее — МВК Минпросвещения России) [20].
В задачи МВК Минпросвещения России входят:
- обеспечение согласованности в действиях различных федеральных органов по вопросам организации детского оздоровительного отдыха. При этом акцентируется внимание на создании безопасных условий нахождения несовершеннолетних в данных организациях, а также на максимальной доступности для детей услуг в данной сфере;
- взаимодействие различных уровней власти и самих организаций отдыха и оздоровления в сфере организации детского отдыха;
- анализ политики субъектов РФ в сфере детского отдыха и результатов оздоровительных кампаний для детей.
Среди функций следует отметить следующие: рассмотрение предложение различных органов по вопросам организации детского отдыха, подготовку предложений по совершенствованию законодательства указанной сфере, разработку рекомендаций для всех уровней власти и непосредственно организаций детского отдыха по совершенствованию организации отдыха детей и их оздоровления.
В состав МВК Минпросвещения России входят различные структуры и ведомства, а именно:
- представители Минпросвещения России, Ро-сгвардии, МЧС России, Генпрокуратуры РФ, Федеральной службы по труду и занятости, МВД России, СК Российской Федерации, Минтранса России, Ми-
нэкономразвития России (департамент социального развития), Минздрава РФ;
- члены Комитет Совфед РФ по социальной политике, Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей;
- уполномоченный по правам ребенка РФ;
- образовательные центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»;
- Федерация Независимых Профсоюзов России, профсоюз работников народного образования и науки РФ, общественная организация промышленников и предпринимателей.
Однако в составе МВК Минпросвещения России отсутствуют такие ведомства, как: Минкультуры России, Минтруда России, Минспорта России (учреждения данных отраслей являются также организаторами форм детского отдыха и занятости), Федерального агентства по туризму.
Минэкономразвития в составе МВК Минпросвещения России представлен департаментом социального развития, когда как вопросы развития туризма курирует департамент по туризму.
Отметим, что решения МВК Минпросвещения России обязательны для исполнения членами МВК Минпросвещения России, а также государственной исполнительной властью субъектов страны, органами местного самоуправления и непосредственно организациями детского оздоровительного отдыха.
Непосредственной организацией детского отдыха, а также проведением всероссийских смен для детей занимается ряд федеральных учреждений международного и общероссийского масштаба. Среди них: ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан», ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена», ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок». Раннее их учредителем являлось Минпросвещения России, однако с 2019 года учредителями являются напрямую Правительство РФ и Минпросвещения России (уставами учреждений разграничиваются их полномочия). Минпросвещения России является учредителем еще одного специализированного учреждения общероссийского масштаба — Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.
На уровне Правительства РФ вопросы правового регулирования и организации отдыха и оздоровления
детей, развитие детских оздоровительных лагерей, санаториев, центров сезонного отдыха, а также безопасность детского отдыха и детского туризма координирует заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т. В. Голикова.
Анализируя распределение полномочий на уровне Правительства РФ, отметим, что направление политики страны и нормативное регулирование в сфере туризма, рекреационной деятельности, а также безопасность объектов туристской и рекреационной инфраструктуры координируются другим заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко.
Также под его руководством организуется работа Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации (далее — Координационный совет).
Отметим, что Координационный совет создан для согласования действий власти и непосредственно организаций в вопросах туризма. Решения совета являются обязательными для органов власти различных уровней и организаций, представленных в совете [21].
Организационное и техническое сопровождение деятельности совета осуществляет Минэкономразвития России.
Ранее в Правительстве РФ функционировало два координационных совета, деятельность которых была направлена на регулирование политики государства в области туризма. Это — совет по развитию детского туризма в Российской Федерации (организационное и техническое сопровождение деятельности данного совета осуществляло Минкультуры России) и совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (организационное и техническое сопровождение деятельности данного совета осуществляло Минэкономразвития России). Однако в апреле 2019 года они были объединены в единый Координационный совет.
В соответствии с положением в задачи Минэкономразвития России входит установление определяющих требований к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также проведение всероссийских
и межрегиональных мероприятий, направленных на поддержку приоритетных направлений развития туризма, в том числе на развитие детского и самодеятельного туризма, утверждение календарного плана указанных мероприятий.
На уровне Минэкономразвития государственную деятельность в сфере туристской деятельности осуществляет Департамент туризма. Он же осуществляет координацию и контроль за деятельностью Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в компетенцию которого входит реализация календарного плана мероприятий всероссийского и межрегионального уровня, организуемых с целью поддержки ключевых направлений развития туризма, в том числе — детского и самодеятельного туризма.
Выводы
Таким образом, на текущий период в связи с принятием изменений в законодательную базу и уточнением механизма деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти в целом в России сложился четкий и понятный механизм государственного регулирования вопросов детского отдыха и оздоровления, что подтверждается реальным регулированием вопросов детского отдыха и принятием неформальных управленческих решений, наблюдается единство в действиях органов законодательной и исполнительной власти. Существующие межведомственные координационные органы обеспечивают политику принятия взвешенных и межведомственных решений по вопросам детского отдыха. На уровне государства в приоритет поставлены вопросы регулирования безопасности детей, учета организаторов детского отдыха, а также оказание методической и организационной помощи организациям, участвующим в летнем детском отдыхе.
В тоже время подчеркнем, что на современном этапе статус МВК Минпросвещения России (ключевого, на наш взгляд, координационного органа в сфере летнего отдыха) носит ведомственный характер (создано ведомственным приказом), с учетом того, что все большая часть вопросов детского отдыха носит расширенный межведомственный характер. Не до конца прослеживается на организационном уровне тесная взаимосвязь двух координационных органов (МВК Минпросвещения России и координационного совета по туризму РФ), а деятельность ряда федеральных органов (к примеру: Минкультуры России, Минтруда России, Минспорта России) номинально
не представлена в структуре органов, занимающихся мы государственного управления (с учетом единства
детским отдыхом. подходов всех уровней власти) ключевых вопросов
В заключение отметим, что дальнейшее развитие детского отдыха, решения которых задают основные
системы детского отдыха и оздоровления невозможно векторы развития системы отдыха и оздоровления
без функционирования отлаженной и понятной схе- детей.
Список литературы
1. Голикова О. М. Проблемы современного состояния развития детского отдыха в Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2017. - № 2 (19). - С. 66-69.
2. Коротаева Е. В. Каникулярная педагогика: три источника и три составные части // Учёные записки ЗабГУ Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. - № 6. - С. 161-166.
3. Суховейко Г. С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха // Народное образование. 2014. - № 2 (1435). - С. 9-11.
4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 21.04.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N1375^ (ред. от 14.12.2019) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 21.04.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2017 N2344^ «О плане мероприятий по реализации Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.04.2020).
7. Рыбинский Е. М. Детство как социальный феномен. - М.: Изд-во НИИ детства РФД. 1998. - 240 с.
8. Шмаков С. А. Учимся, играя... - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.
9. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИ-РОС, 2002. - 296 с.
10. Фришман И. И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. 2003. - № 3. - С. 33-42.
11. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург: Оренбург. пед. ин-т. 1993. - 62 с.
12. Панченко С. И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденция развития // Народное образование. 2015. - № 2 (1445). - С. 13-17.
13. Барканов С. В. Государственная поддержка каникулярного отдыха детей и молодежи // Народное образование. 2003. - № 3. - С. 264-270.
14. Вифлеемский А. Б. Совершенствование государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей // Педагогическое образование в России. 2017. - № 5. - С. 22-28.
15. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика - М.: Флинта: МПСИ. 2010. - 200 с.
16. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. - Л.: Лениздат. 1977. - 207 с.
17. Федеральный закон от 24.07.1998 Ш24-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.03.2020).
18. Смирнова У Г. Система качества и безопасности рекреационных услуг в сфере детского отдыха // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. - № 2 (31). - С. 55-60.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/6c9bc4f66210ee3 17ff39e861276f36e/ (дата обращения: 09.04.2020).
20. Приказ Минпросвещения России от 14.12.2018 № 313 «О Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/708a179ad5614788 ca27e093fc48a5d8/download/1796/ (дата обращения: 09.04.2020).
21. Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2019 г. N450 «О реорганизации Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации и Координационного совета по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации и об образовании на их основе Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации» URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main. htm (дата обращения: 09.04.2020).
Информация об авторах
Даниил Александрович Павлович, заместитель начальника управления образования, Управление образования Администрации Тюменского муниципального района Адрес: 625030, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115. E-mail: [email protected]; тел.: (3452) 28-96-00 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3885-3039
D. A. PAVLOVICH 1
1 Education department in Tyumen district, Tyumen, Russia
FEATURES OF PUBLIC ADMINISTRATION OF CHILDREN RECREATION AND HEALTH SYSTEMS AT THE PRESENT STAGE
Abstract
Objective: structuring and analysis of interconnections in the system of public administration of organized health children's recreation in the Russia at the federal level.
Methods: systemic analysis, comparison, generalization, data grouping, specification, theoretical cognition, acceptances of expert evaluation.
Results: the current state of public administration in the system of organized health children's recreation at the federal level has been reviewed, based on the analysis of regulatory documents, powers and structures of state authorities; the relationship between the existing coordination structures in the field of children's recreation is clarified; the relationship of the activities of government bodies at the legislative and executive levels in matters of state regulation of children's recreation; the efficiency and potential risk zones of the current system for coordinating children's recreation are shown, and priority areas of state management of the system health children's recreation are identified.
Scientific novelty: the article presents the novel experience of the system structure of the federal state administration of children's recreation in the Russia.
Practical significance: the main statements and conclusions of the article can be used in practical activities to improve the efficiency of state regulation of issues related to the organization of children's recreation.
Keywords: health children's recreation, vacation management system, public administration, children's tourism, interdepartmental commission, leisure.
For citation: Pavlovich D. A. Features of public administration of children recreation and health systems at the present stage, Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020, No. 1-2. - P. 8-17. (in Russ.). DOI: https:// doi.org/10.29013/AJH-20-1.2-8-17
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
References
1. Golikova O. M. Problemy sovremennogo sostojanija razvitija detskogo otdyha v Rossijskoj Federacii (Problems of the current state of development of children's recreation in the Russian Federation), ANI: jekonomika i up-ravlenie, 2017. - No. 2(19). - P. 66-69. (in Russian).
2. Korotaeva E. V. Kanikuljarnaja pedagogika: tri istochnika i tri sostavnye chasti (Vacation pedagogy: three sources and three components), Uchjonye zapiski ZabGU. Serija: Professional'noe obrazovanie, teorija i metodika obu-chenija, 2017. - No. 6. - P. 161-166. (in Russian).
3. Suhovejko G. S. Detskij otdyh i ozdorovlenie: slagaemye uspeha (Health children's recreation), Narodnoe obrazovanie, 2014. - No. 2 (1435). - P. 9-11. (in Russian).
4. Decree of the President of the Russian Federation of 01.06.2012 No. 761 O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody (On the National Strategy of Actions for Children for 2012-2017), SPS Consultant Plus, appeal date: 04.21.2020. (in Russian).
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 07.06.2018 No. 1375-r (as amended on 12.14.2019) Ob utverzhdenii plana osnovnykh meropriyatiy do 2020 goda, provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva (On approval of the plan of main activities until 2020, carried out within the framework of the Decade of Childhood), SPS Consultant Plus, appeal date: 04.21.2020. ( in Russian).
6. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.25.2017 No. 2344-r O plane meropriyatiy po realizatsii Osnov gosudarstvennogo regulirovaniya i gosudarstvennogo kontrolya organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey (On the plan of measures for the implementation of the Fundamentals of state regulation and state control of the organization of recreation and rehabilitation of children), SPS Consultant Plus, appeal date: 04.07.2020. (in Russian).
7. Rybinskij E. M. Detstvo kak social'nyj fenomen (Childhood as a social phenomenon), - Moscow: Izd-vo NII detstva RFD, 1998. - 240 p. (in Russian).
8. Shmakov S. A. Uchimsja, igraja ...(Learning by playing ...), - Moscow: CGL, 2004. - 128 p. (in Russian).
9. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody (Non-classical education: From authoritarian pedagogy to pedagogy of freedom), - Moscow: MIROS, 2002. - 296 p. (in Russian).
10. Frishman I. I. Organizacija letnego otdyha detej i podrostkov: idei i koncepcii (Organization of summer recreation for children and adolescents: ideas and concepts), Narodnoe obrazovanie, 2003. - No. 3. - P. 33-42. (in Russian).
11. Koval' M. B. Pedagogika vneshkol'nogo uchrezhdenija (Pedagogy of an out-of-school institution), - Orenburg: Orenburg. ped. in-t, 1993. - 62 p. (in Russian).
12. Panchenko S. I. Otdyh i ozdorovlenie detej v uslovijah rynka: tendencija razvitija (Rest and recovery of children in a market: development trend), Narodnoe obrazovanie, 2015. - No. 2 (1445). - P. 13-17. (in Russian).
13. Barkanov S. V. Gosudarstvennaja podderzhka kanikuljarnogo otdyha detej i molodezhi (State support for the children's and youth's recreation), Narodnoe obrazovanie, 2003. - No. 3. - P. 264-270. (in Russian).
14. Vifleemskij A. B. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovanija organizacii otdyha i ozdorovlenija detej (Improving state regulation of the organization of health children's recreation), Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017. - No. 5. - P. 22-28. (in Russian).
15. Isaeva I. Ju. Dosugovaja pedagogika (Leasure pedagogy), - Moscow: Flinta: MPSI, 2010. - 200 p. (in Russian).
16. Sokolov Je. V. Svobodnoe vremja i kul'tura dosuga (Free time and leisure culture), - Leningrad: Lenizdat, 1977. - 207 p. (in Russian).
17. Federal Law of24.07.1998 No. 124 (as amended on 27.12.2019). Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Ros-siyskoy Federatsii (On Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation), SPS Consultant Plus, appeal date: 03.18.2020 ( in Russian).
18. Smirnova U. G. Sistema kachestva i bezopasnosti rekreacionnyh uslug v sfere detskogo otdyha (The system of quality and safety of recreational services in the field of children's recreation), Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2014. - No. 2 (31). - P. 55-60. (in Russian).
19. Decree of the Government of the Russian Federation ofJuly 28, 2018 No. 884 Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva
Rossiyskoy Federatsii (On approval of the Regulation on the Ministry of Education of the Russian Federation and the recognition of certain acts of the Government of the Russian Federation as invalid), URL: https://docs. edu.gov.ru/document/ 6c9bc4f66210ee317ff39e861276f36e/ appeal date: 09.04.2020 (in Russian).
20. Order of the Ministry of Education of Russia of 14.12.2018 No. 313 O Mezhvedomstvennoy komissii po vopro-sam organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey (On the Interdepartmental Commission on the Organization of Leisure and Health of Children), URL: https://docs.edu.gov.ru/document/708a179ad5614788ca27e093fc48 a5d8/download/1796/ appeal date: 09.04.2020 (in Russian).
21. Decree of the Government of the Russian Federation of April 13, 2019 No. 450 O reorganizatsii Koordinatsi-onnogo soveta po razvitiyu detskogo turizma v Rossiyskoy Federatsii i Koordinatsionnogo soveta po razvitiyu vnutrennego i v"yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii i ob obrazovanii na ikh osnove Koordinatsionnogo soveta po razvitiyu turizma v Rossiyskoy Federatsii (On the reorganization of the Coordinating Council for the Development of Children's Tourism in the Russian Federation and the Coordinating Council for the Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation and on the formation on their basis of the Coordinating Council for the Development of Tourism in the Russian Federation" Federation). URL: http://gov. garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm appeal date: 09.04.2020 (in Russian).
Information about the authors
Daniil A. Pavlovich, deputy head of education department in Tyumen district, Education department in Tyumen district Address: 115 Moskovskiy trakt Str., 625030, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]; tel.: +7 (3452) 28-96-00 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3885-3039