DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.059
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ
Научная статья
Антонова А.А.1' *, Яманова Г.А.2, Копьева П.Ю.3, Ширшов С.А.4
1 ORCID: 0000-0003-2581-0408;
2 ORCID: 0000-0003-2362-8979;
3 ORCID: 0000-0001-5173-124Х;
4 ORCID: 0000-0002-7274-2500;
1 2 3 4 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия
* Корреспондирующий автор (fduecn-2010[at]mail.ru)
Аннотация
Представлен анализ современной научной литературы о проблеме оздоровления детей и подростков в детских лагерях. Актуальность данной работы определяется фиксирующимся в последние годы снижением физических возможностей подрастающего поколения, увеличением частоты встречаемости острых и хронических заболеваний, что обуславливает необходимость формирования и повышения эффективности оздоровительных мероприятий.
Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации» [1], свидетельствуют о кризисном социально -экономическом положении детей в нашем обществе. Все больше несовершеннолетних нуждаются в поддержке со стороны государства, в частности в создании благоприятной среды для укрепления здоровья, формирования и поддержания социальных связей с другими людьми. В связи с чем, рациональная организация отдыха и оздоровления детей в современных условиях является эффективной мерой сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, летний отдых, оздоровление детей и подростков, организация работы летних лагерей.
TODAY'S PROBLEMS OF IMPROVING THE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
IN CHILDREN'S CAMPS
Research article
Antonova A.A.1, *, Yamanova G.A.2, Kopyeva P.Yu.3, Shirshov S.A.4
1 ORCID: 0000-0003-2581-0408;
2 ORCID: 0000-0003-2362-8979;
3 ORCID: 0000-0001-5173-124Х;
4 ORCID: 0000-0002-7274-2500;
u 2 з, 4 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia
* Corresponding author (fduecn-2010[at]mail.ru)
Abstract
The current article presents an analysis of modern scientific literature on the problem of improving the health of children and adolescents in children's camps. The relevance of this study is determined by the decrease in the physical capabilities of the younger generation in recent years, as well as an increase in the frequency of acute and chronic diseases, which necessitates the formation and improvement of the effectiveness of health measures.
The factual and statistical data gathered in recent years that are presented in the annual state reports "On the situation of children in the Russian Federation" [1], indicate a crisis in the socio-economic situation of children in our society. More and more minors are in need of support from the state, in particular, in creating a favorable environment for health promotion, formation and maintenance of social ties with other people. This indicates that the rational organization of recreation and health improvement of children in modern conditions is an effective measure to preserve and strengthen the health of the younger generation.
Keywords: recreational children's camp, summer recreation, health improvement of children and adolescents, organization of summer camps.
Период летнего отдыха по своей продолжительности и комплексу климатических факторов создает среду для формирования оптимальных условий для проведения оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий для детей. Одним из главнейших звеньев лагерной смены по-прежнему является возможность освоить современные виды рекреации и оздоровления [2]. Кроме того, летний отдых способствует приобретению самостоятельности в принятии решений, опыта по самообслуживанию, коммуникации со сверстниками, а также сформировать собственный стиль и образ жизни. [1], [3].
В 2017 г. в Сочи (Россия) состоялся XI Международный конгресс лагерей (International Camping Congress 2017). В конгрессе приняли участие 1500 российских и зарубежных специалистов — представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования и других сферах, руководителей и педагогических работников организаций отдыха детей и их оздоровления различных типов, специалистов системы общего и дополнительного образования, задействованных в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления и подготовке кадров для осуществления данной деятельности, работников методических объединений и служб, представителей студенческих педагогических отрядов, научного сообщества и различных организаций и общественных объединений, заинтересованных в вопросах отдыха детей и их оздоровления. Участники конгресса отметили необходимость совершенствования критериев оценки эффективности работы лагерей. В
резолюции указано, что одним из направлений развития системы отдыха и оздоровления на международном уровне должна стать разработка единых международных подходов и требований к содержанию деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, а также показателей и критериев оценки эффективности их работы [4].
В настоящее время в России функционируют лагеря (организации отдыха детей и их оздоровления) разного типа: сезонные, круглогодичные, круглосуточные, с дневным пребыванием и др. [5].
Организаторами современного детского отдыха, как правило, являются педагоги, а лагеря, которые не являются санаторными, несмотря на наличие в своем названии слова «оздоровительный», в первую очередь решают задачи организации досуга, воспитания и адаптации детей к жизни в обществе, привития им навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма, творческого, духовно-нравственного развития детей.
Следует отметить, что, несмотря на изменения, произошедшие в системе детского отдыха, критерии эффективности работы лагерей не изменились и по-прежнему сводятся к оценке эффективности оздоровления детей в период их пребывания в лагере [4]. Поэтому проблема организации оздоровления детей и подростков в летних лагерях всегда была и остаётся в центре внимания муниципальных органов управления образованием, органов социальной защиты, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов и родителей.
Методы работы с различными категориями несовершеннолетних были исследованы Н.И. Никитиной и М.Ф. Глуховой [6] и др. Особенностям организации детского оздоровительного отдыха в летних лагерях посвящены работы М.Е. Сысоевой [7], Н.Ф. Дик [8], И.В. Рязанцевой [9]. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова [10] и др. [11], [12],
[14] рассматривали формирование детского досуга в лагере и школе. На сферу организации отдыха и оздоровления детей распространяется действие многих нормативно-правовых актов, таких как: Конвенция ООН о правах ребенка
[15], Конституция РФ [16], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [17], Положение о детском оздоровительном лагере [18], Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р. 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» [19], СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа»[20], Постановления Правительства конкретных регионов об организации и деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей [21] и других. В стране накоплен гигантский опыт деятельности в сфере дополнительного образования, организации каникулярного времени и развивающего досуга детей и молодежи. Однако, несмотря на существующие исследования и солидную законодательную и административную базу, проблем в этой сфере по-прежнему много [22], [23], [25], [26].
Исследования И.И. Новиковой, Ю.В. Ерофеева, П.А. Вейних и др. [27] определили, что период летнего отдыха и оздоровления в стационарном загородном лагере можно условно разделить на три этапа: преадаптация к новому коллективу, новым условиям проживания, режиму дня, адаптация организма и стабилизация повышенных функциональных возможностей организма. Период преадаптации по продолжительности может меняться в зависимости от исходных условий. Удлинению этого периода могут служить такие условия, как формирование нового коллектива, изменение географического пояса для организации отдыха. Смены в стационарных загородных лагерях продолжительностью менее 21 дня не обеспечивают реализацию этапа стабилизации и закрепления оздоровительного эффекта; следовательно, такие смены следует считать не оздоровительными, а сменами для организации отдыха детей. Использованные в их работе методы оценки динамики умственной работоспособности и адаптационных возможностей организма можно рекомендовать для проведения выборочных мониторинговых наблюдений и оценки эффективности оздоровления. Больший разброс показателей по группе детей, отдыхавших в учреждениях с продолжительностью смены менее 21 дня - группа «выборочные данные», подтверждает незавершенность этапа стабилизации и закрепления оздоровительного эффекта при продолжительности смены менее 21 дня. Статистически значимые различия в показателях эффективности оздоровления по группе «высокая эффективность оздоровления» и «низкая эффективность оздоровления», по данным статистической формы отчетности № 21 и группе «выборочные данные», также подтверждают значимость фактора продолжительности смены в эффективности оздоровления, служат обоснованием целесообразности продолжительности оздоровительной смены не менее 21 дня.
Однако, в последнее время нередко отмечается укорочение периода пребывания детей в оздоровительных лагерях до 18 и даже до 14 дней [28], [29].
Эффективность оздоровительных мероприятий, проводимых в такой короткий промежуток времени, остается весьма сомнительной и требует изучения.
Многие авторы в своих работах подтверждают благоприятное воздействие условий пребывания в детском оздоровительном лагере на здоровье детей, особенно выделяя правильно организованный режим дня с чередованием различных видов учебной, игровой и трудовой деятельности, различные формы физического воспитания, закаливающие процедуры, а также, сбалансированное питание [4], [28], [29], [30]. В то же время, в исследованиях Д.Н. Лир, А.Я. Перевалов (2017) половина обследуемых имели слабый эффект оздоровления, а также у достаточно большого количества детей (более половины и преимущественно мальчиков) выявлена отрицательная динамика физической подготовленности. Мышечная сила кисти у них снизилась на 4 кг за период пребывания в оздоровительном лагере. Кроме того, не отмечается прироста показателей жизненной емкости легких.
Таким образом, существуют препятствия в достижении максимального оздоровительного эффекта всех отдыхающих детей, а также нет четких критериев, определяющих степень воздействия определенных факторов и методов на состояние здоровья и физического развития.
Комплексная оценка эффективности оздоровления в методических рекомендациях МР 2.4.4.0127-18 [31] используется бальная система на основе анализа динамики антропометрических и физиометрических показателей за период пребывания в детском лагере. Согласно Федеральному протоколу ФП РОШУМЗ-15-2014 «Комплексная оценка эффективности оздоровления в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления детей» (протокол № 4 от 6 мая 2014 г.), разработанному профильной комиссией Министерства здравоохранения России по гигиене детей и подростков оценка оздоровления детей и подростков в оздоровительных учреждениях кроме антропометрических и физиометрических показателей включает оценку функциональных возможностей сердечно -
сосудистой и дыхательной систем организма, физической подготовленности и показателей заболеваемости ребенка за период смены. В качестве рекомендаций указывается использование функциональных проб с дозированной физической нагрузкой, анализ двигательной активности и изменения умственной работоспособности.
Пребывание в детских оздоровительных лагерях нередко сопровождается изменением массы тела, однако остается неизвестным, за счет какого компонента происходят эти изменения [29]. Недавние исследования Гаврюшина М.Ю., Сазонова О.В., Горбачева Д.О. и соавт. (2019) указывают на эффективность использования биоимпедансного анализа состава тела [32]. Анализ изменения пищевого режима и своевременное выявление нарушений пищевого статуса могут способствовать снижению числа алиментарно-зависимых заболеваний среди детей.
Таким образом, на данный момент существуют различные методики и подходы к оценке эффективности оздоровления, не позволяющие дать полную картину о динамике состояния здоровья отдыхающих детей.
Необходимо отметить, что в исследованиях не учитывается уровень психологической адаптации в период пребывания детей в лагере, а также в работах не отмечается уровень компетентности персонала в вопросах оздоровления и пропаганде здорового образа жизни.
В своих работах Ю.В. Мугиль, С.В. Спасенкова [1] определили основные направления развития сферы оздоровления детей и подростков в период летнего отдыха, в особенности в вопросах оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию:
1. Вовлечение в процесс организации отдыха и оздоровления детей общественности и бизнеса с помощью СМИ, социальных реклам, социальных акций.
2. Разработка перспективного плана действий по ликвидации нехватки финансовых ресурсов путем привлечения инвесторов, благотворительных фондов, частных предпринимателей.
3. Привлечение молодых специалистов к работе с детьми путем внедрения системы наставничества, проведения ярмарок вакансий, презентаций, семинаров и собраний для студентов, на которых представители организаций рассказывают о своих возможностях и приглашают на стажировку.
4. Внедрение гибкого графика в работу отдела для возможности обучения и переобучения специалистов.
5. Увеличение информированности населения о существующих видах поддержки детей и подростков, необходимости помощи им через информационные стенды, звуковую рекламу в общественных местах, средства массовой информации, официальные сайты органов местного самоуправления и социальные сети, проведение компетентными специалистами и добровольцами собраний и разъяснительных лекториев.
6. Создание системы регулярной открытой отчетности об использованных на отдых и оздоровление детей финансовых средствах и количестве получивших эту помощь детей.
7. Внедрение системы поощрений по результатам проделанной работы (разработка критериев поощрений) сотрудников отдела и подведомственных организаций, реализующих процесс отдыха и оздоровления детей.
8. Решение проблемы распределения обязанностей, регламентации действий специалистов, работающих с детьми и в детских лагерях, разделения власти и ответственности, отчетности и контроля.
Заключение
Таким образом, на современном этапе обнаруживается достаточное количество теоретической информации, разнопрофильно изучающей особенности организации отдыха и оздоровления детей в летних лагерях, однако вся эта информация требует обобщения и совершенствования для полного решения существующих в этой сфере проблем.
Организация летнего отдыха в настоящее время сталкивается с рядом причин, препятствующих достижению оптимального результата оздоровления. Нерациональная организация оздоровительных мероприятий, неадекватно подобранные физические нагрузки, психологический дискомфорт, короткий период смены, слабое научно-методическое обоснование применяемых методов и некомпетентность в этом вопросе персонала создают условия неблагоприятно сказывающиеся на процессе оздоровления.
Продолжительность и качественная характеристика условий пребывания в детских оздоровительных лагерях, оказывающих явный положительный эффект на организм ребенка изучена недостаточно. Кроме того, необходимо совершенствование системы оценки эффективности оздоровительных мероприятий с учетом современных исследований, а также поиск решений в вопросе достижения максимального оздоровительного эффекта в течение смены среди максимального количества детей.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Мугиль Ю.В. Проблемы организации отдыха и оздоровления детей в детских лагерях и пути их преодоления / Ю.В. Мигуль, С.В. Спасенкова // БГЖ. - 2019. - №4 (29). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-v-detskih-lageryah-i-puti-ih-preodoleniya (дата обращения: 09.11.2021).
2. Приезжева Е.М. Организация и методы игровой деятельности в туризме / Е.М. Приезжева // Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт. - 2005. -130 с.
3. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально - культурном сервисе и туризме / Т.Н. Третьякова // Учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - 272 с.
4. Седова А.С. Анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха детей и их оздоровления (научный обзор). Сообщение I / А.С. Седова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 2. -С. 24-37.
5. Джеус А.В. Актуальные векторы развития движения детских лагерей / А.В. Джеус // Ресурс Национальной ассоциации детских лагерей. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ZGeUL. (дата обращения: 28.10.2021)
6. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова // М.: «Гуманитарный издательский центр Владос». - 2005. - 399 с.
7. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / Под ред. М.Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество. - 2000. - 120 с.
8. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей / Н.Ф. Дик // М.: Ростов н/Д: Феникс. - 2006. - 352 с.
9. Рязанцева И.В. Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей / И.В. Рязанцева. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ZGeCJ (дата обращения 21.10.2021).
10. Григоренко Ю.Н. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / Ю.Н. Григоренко, У.А. Кострецова // М.: Педагогическое общество России. - 2012. - 238 с.
11. Харченко С.А. Опыт разработки и реализации образовательных программ подготовки вожатых детских оздоровительных лагерей / С.А. Харченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7 -№ 2 (18). - С. 99-105.
12. Кондаурова И.К. Летняя математическая площадка для младших подростков / И.К. Кондаурова, Ю.Ю. Лаптева // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 30-34.
13. Голикова О.М. Проблемы современного состояния развития детского отдыха в российской федерации / О.М. Голикова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 66-69.
14. Чигвинцев Ю.М. Модификация бизнес-моделей организаций, предоставляющих услуги образовательного отдыха детей / Ю.М. Чигвинцев, Н.Н. Масюк, Т.П. Филичева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 394-397.
15. Конвенция о правах ребенка // Справочная правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/180687/ (дата обращения: 27.10.2021).
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
18. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Письмо от 14 ноября 2011 года N 18-2/10/1-7164 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499093638 (дата обращения: 29.10.2021).
19. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р. 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ОКС 11.020. Дата введения 2009-01-01 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ZGeY4 (дата обращения: 04.11.2021).
20. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. N 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» // Справочная правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/180687/ (дата обращения: 06.11.2021).
21. Постановление Правительства Оренбургской области «О порядке осуществления и финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области» от 2 апреля 2013 года N 255- п (с изменениями на 26 февраля 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499202799 (дата обращения: 04.11.2021).
22. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Физическая культура, спорт и туризм в детском оздоровительном лагере / В.С. Макеева, М.А. Соломченко // Учебное пособие для вузов. - Орел: ОрелГТУ. - 2009. - 244 с.
23. Головкина, А.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы с юными спортсменами в летнем оздоровительном лагере / А.А. Головкина, Л.Б. Денисова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. -2015. - № 3. - С. 14-16.
24. Петрачева, И.В. Особенности организации рекреативно-оздоровительной деятельности подростков в летних лагерях отдыха / И.В. Петрачева // Теоретические и методологические проблемы современного образования : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Москва, 26 ноября 2015 года / Научно -информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - Москва: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - 2015. - С. 81-84.
25. Шумилина, Т.О. Детский оздоровительный лагерь: требования к безопасности организации летнего отдыха детей и подростков / Т.О. Шумилина // Народное образование. - 2012. - № 3(1416). - С. 15-159.
26. Улькина, А.Н. Роль летнего школьного лагеря в системе оздоровления и воспитания детей / А.Н. Улькина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 08-10 октября 2015 года. - С. 481-483.
27. Новикова И.И. Гигиенические основы оценки эффективности оздоровления детей и подростков в летних стационарных загородных лагерях / И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, П.А. Вейних и др. // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2013. - № 5-6. - С. 92-95.
28. Гасанбеков А.Г. Воспитательный и оздоровительный потенциал детских оздоровительных учреждений / А.Г. Гасанбеков, М.Н. Алиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 3. - С. 34-39.
29. Лир Д.Н. Эффективность оздоровления школьников за время пребывания в летнем загородном учреждении отдыха / Д.Н. Лир, А.Я. Перевалов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2017. - № 4. - С. 48-53.
30. Соболева Т.В. Сравнительная характеристика методов оценки состояния здоровья детей и критериев эффективности оздоровительных мероприятий в загородном детском лагере. - автореферат диссертации на соискание...канд. мед. наук 14.01.08 - Педиатрия. - Москва. - 2011. - 23 с.
31. МР «Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей». МР 2.4.4.0127-18.
32. Гаврюшин М.Ю. Научное обоснование применения результатов антропометрических исследований и биоимпеданского анализа в качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей в летних лагерях / М.Ю. Гаврюшин, О.В. Сазонова, Д.О. Горбачев и др. // Вестник РГМУ. - 2019. - № 2. - С. 97-104.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Mugil' Yu.V. Problemy organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey v detskikh lageryakh i puti ikh preodoleniya [Problems of organizing recreation and health improvement of children in children's camps and ways to overcome them] / Yu.V. Migul', S.V. Spasenkova // BGZh [BGZh.]. - 2019. - №4 (29). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-organizatsii-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-v-detskih-lageryah-i-puti-ih-preodoleniya (accessed: 09.11.2021). [in Russian].
2. Priezzheva E.M. Organizatsiya i metody igrovoy deyatel'nosti v turizme [Organization and methods of game activity in tourism] / E.M. Priezzheva // Rossiyskaya mezhdunarodnaya akademiya turizma [Russian International Academy of Tourism].
- M.: Sovetskiy sport. - 2005. -130 p. [in Russian].
3. Tret'yakova T.N. Animatsionnaya deyatel'nost' v sotsial'no - kul'turnom servise i turizme [Animation activity in social and cultural service and tourism] / T.N. Tret'yakova // Textbook. manual for universities. - M.: Publishing Center "Academy".
- 2008. - 272 p. [in Russian].
4. Sedova A.S. Analiz sovremennykh podkhodov k otsenke effektivnosti otdykha detey i ikh ozdorovleniya (nauchnyy obzor). Soobshchenie I [Analysis of modern approaches to assessing the effectiveness of children's recreation and their health improvement (scientific review). Communication I] / A.S. Sedova // Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya [Questions of school and university medicine and health]. - 2020. - № 2. - P. 24-37. [in Russian].
5. Dzheus A.V. Aktual'nye vektory razvitiya dvizheniya detskikh lagerey. Resurs Natsional'noy assotsiatsii detskikh lagerey [Actual vectors of development of the movement of children's camps. Resource of the National Association of Children's Camps] / A.V. Dzheus. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/ZGeUL. (accessed: 28.10.2021 г. [in Russian].
6. Nikitina N.I. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and technology of work of a social teacher] / N.I. Nikitina, M.F. Glukhova // M.: Vlados Humanitarian Publishing Center. - 2005. - 399 p. [in Russian].
7. V pomoshch' organizatoru detskogo ozdorovitel'nogo lagerya [To help the organizer of the children's health camp] / ed. M.E. Sysoevoy. -M.: Moscow City Pedagogical Society. - 2000. - 120 p. [in Russian].
8. Dik N.F. Organizatsiya letnego otdykha i zanyatosti detey [Organization of summer recreation and employment of children] / N.F. Dik // M.: Rostov n / A: Phoenix. - 2006. - 352 p. [in Russian].
9. Ryazantseva I.V. Organizatsiya kanikulyarnogo otdykha, ozdorovleniya i zanyatosti detey [Organization of vacation, recreation and employment of children] [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/ZGeCJ (accessed 21.10.2021). [in Russian].
10. Grigorenko Yu.N. Kiparis: Uchebnoe posobie po organizatsii detskogo dosuga v lagere i shkole [Cypress: A textbook for organizing children's leisure time in the camp and school] / Yu.N. Grigorenko, U.A. Kostretsova // M.: Pedagogical Society of Russia. - 2012. - 238 p. [in Russian].
11. Kharchenko S.A. Opyt razrabotki i realizatsii obrazovatel'nykh programm podgotovki vozhatykh detskikh ozdorovitel'nykh lagerey [Experience in the development and implementation of educational programs for the training of counselors for children's health camps] / S.A. Kharchenko // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. - 2018. - Vol. 7 - № 2 (18). - P. 99-105. [in Russian].
12. Kondaurova I.K. Letnyaya matematicheskaya ploshchadka dlya mladshikh podrostkov [Summer mathematical platform for younger adolescents] / I.K. Kondaurova, Yu.Yu. Lapteva // Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientific journal]. - 2018. - Vol. 7. - № 2 (23). - P. 30-34. [in Russian].
13. Golikova O.M. Problemy sovremennogo sostoyaniya razvitiya detskogo otdykha v rossiyskoy federatsii [Problems of the current state of development of children's recreation in the Russian Federation] / O.M. Golikova // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management]. - 2017. - Vol. 6. -№ 2 (19). - P. 66-69. [in Russian].
14. Chigvintsev Yu.M. Modifikatsiya biznes-modeley organizatsiy, predostavlyayushchikh uslugi obrazovatel'nogo otdykha detey [Modification of business models of organizations providing educational recreation services for children] / Yu.M. Chigvintsev, N.N. Masyuk, T.P. Filicheva // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management]. - 2016. - Vol. 5. - № 4 (17). - P. 394-397. [in Russian].
15. «Konventsiya o pravakh rebenka». ["Convention on the Rights of the Child"] // Legal Reference System Guarantor]. [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/180687/ (accessed: 27.10.2021) [in Russian].
16. «Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) ["Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote 12.12.1993)] [in Russian].
17. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012] [in Russian].
18. Tipovoe polozhenie o detskom ozdorovitel'nom lagere. Ministerstvo zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF. Pis'mo ot 14 noyabrya 2011 goda N 18-2/10/1-7164 [Model provision for a children's health camp. Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. Letter dated November 14, 2011 N 18-2 / 10 / 1-7164] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499093638 (accessed: 29.10.2021). [in Russian].
19. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii GOST R. 52887-2007 «Uslugi detyam v uchrezhdeniyakh otdykha i ozdorovleniya» OKS 11.020 [National standard of the Russian Federation GOST R. 52887-2007 "Services for children in
recreation and health institutions" OKS 11.020]. Introdused 2009-01-01 [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/ZGeY4 (accessed: 04.11.2021). [in Russian].
20. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 14 maya 2013 g. N 25 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.4. 3048-13 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ustroystvu i organizatsii raboty detskikh lagerey palatochnogo tipa» [Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of May 14, 2013 N 25 "On the approval of SanPiN 2.4.4. 3048-13 "Sanitary and Epidemiological Requirements for the Design and Organization of the Work of Children's Tent Camps"] [Electronic resource]. URL: Reference legal system Garant. https://base.garant.ru/180687/ (accessed: 06.11.2021). [in Russian].
21. Postanovlenie Pravitel'stva Orenburgskoy oblasti «O poryadke osushchestvleniya i finansovogo obespecheniya otdykha i ozdorovleniya detey v Orenburgskoy oblasti» ot 2 aprelya 2013 goda N 255 - p (s izmeneniyami na 26 fevralya 2019 goda) [Resolution of the Government of the Orenburg region "On the procedure for the implementation and financial provision of recreation and health improvement of children in the Orenburg region" dated April 2, 2013 N 255-p (as amended on February 26, 2019)] [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499202799 (accessed: 04.11.2021). [in Russian].
22. Makeeva V.S. Teoriya i metodika fizicheskoy rekreatsii. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v detskom ozdorovitel'nom lagere [Theory and methodology of physical recreation. Physical culture, sport and tourism in the children's health camp] / V.S. Makeeva, M.A. Solomchenko : Textbook for universities. - Eagle: Orel State Technical University. - 2009. - 244 p. [in Russian].
23. Golovkina, A.A. Organizatsiya fizkul'turno-ozdorovitel'noy raboty s yunymi sportsmenami v letnem ozdorovitel'nom lagere [Organization of physical culture and health-improving work with young athletes in the summer health camp] / A.A. Golovkina, L.B. Denisova // Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [New Science: Theoretical and Practical View]. - 2015. - № 3. - P. 14-16. [in Russian].
24. Petracheva, I.V. Osobennosti organizatsii rekreativno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti podrostkov v letnikh lageryakh otdykha [Features of the organization of recreational and health-improving activities of adolescents in summer recreation camps] / I.V. Petracheva // Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya : Materialy XXIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 26 noyabrya 2015 goda / Theoretical and methodological problems of modern education: Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 26, 2015 / Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies". - Moscow: Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies". - 2015. - P. 81-84. [in Russian].
25. Shumilina, T.O. Detskiy ozdorovitel'nyy lager': trebovaniya k bezopasnosti organizatsii letnego otdykha detey i podrostkov [Children's health camp: requirements for the safety of organizing summer recreation for children and adolescents Shumilina] / T.O. Shumilina // Narodnoe obrazovanie [Public education]. - 2012. - № 3(1416). - P. 15-159. [in Russian].
26. Ul'kina, A.N. Rol' letnego shkol'nogo lagerya v sisteme ozdorovleniya i vospitaniya detey [The role of the summer school camp in the system of health improvement and education of children] / A.N. Ul'kina // Pedagogika i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva: problemy setevogo vzaimodeystviya v inklyuzivnom obrazovanii : Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu RGU imeni S.A. Esenina, Ryazan', 08-10 oktyabrya 2015 goda [Pedagogy and psychology as a resource for the development of modern society: problems of network interaction in inclusive education: Materials of the VII International scientific-practical conference dedicated to 100 anniversary of the Russian State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, October 08-10, 2015. - P. 481-483. [in Russian].
27. Novikova I.I. Gigienicheskie osnovy otsenki effektivnosti ozdorovleniya detey i podrostkov v letnikh statsionarnykh zagorodnykh lageryakh [Hygienic basis for assessing the effectiveness of health improvement in children and adolescents in summer stationary country camps] / I.I. Novikova, Yu.V. Erofeev, P.A. Veynikh et al. // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Russian State Medical University.]. - 2013. - № 5-6. - P. 92-95. [in Russian].
28. Gasanbekov A.G. Vospitatel'nyy i ozdorovitel'nyy potentsial detskikh ozdorovitel'nykh uchrezhdeniy [Educational and health-improving potential of children's health institutions] / A.G. Gasanbekov, M.N. Aliev // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences]. - 2008. - № 3. - P. 34-39. [in Russian].
29. Lir D.N. Effektivnost' ozdorovleniya shkol'nikov za vremya prebyvaniya v letnem zagorodnom uchrezhdenii otdykha [The effectiveness of health improvement of schoolchildren during their stay in a summer country recreation institution] / D.N. Lir, A.Ya. Perevalov // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoy fizicheskoy kul'tury [Questions of balneology, physiotherapy and medical physical culture]. - 2017. - № 4. - P. 48-53. [in Russian].
30. Soboleva T.V. Sravnitel'naya kharakteristika metodov otsenki sostoyaniya zdorov'ya detey i kriteriev effektivnosti ozdorovitel'nykh meropriyatiy v zagorodnom detskom lagere. - avtoreferat dissertatsii na soiskanie...kand. med. nauk 14.01.08 - Pediatriya. - Moskva [Comparative characteristics of methods for assessing the state of health of children and criteria for the effectiveness of recreational activities in a suburban children's camp. - thesis abstract for the competition ... Cand. honey. Sciences 14.01.08 - Pediatrics. - Moscow]. - 2011. - 23 p. [in Russian].
31. MR «Metodika otsenki effektivnosti ozdorovleniya v statsionarnykh organizatsiyakh otdykha i ozdorovleniya detey». MR 2.4.4.0127-18 [MR "Methodology for assessing the effectiveness of health improvement in stationary organizations for recreation and health improvement of children." MR 2.4.4.0127-18]. [in Russian].
32. Gavryushin M.Yu. Nauchnoe obosnovanie primeneniya rezul'tatov antropometricheskikh issledovaniy i bioimpedanskogo analiza v kachestve kriteriev otsenki effektivnosti ozdorovleniya detey v letnikh lageryakh [Scientific substantiation of the application of the results of anthropometric studies and bioimpedan analysis as criteria for assessing the effectiveness of children's health improvement in summer camps] / M.Yu. Gavryushin, O.V. Sazonova, D.O. Gorbachev et al. // Vestnik RGMU [Bulletin of the Russian State Medical University]. - 2019. - № 2. - P. 97-104. [in Russian].