Научная статья на тему 'Детские куклы нёрым ях. Игрушка как элемент традиционной культуры'

Детские куклы нёрым ях. Игрушка как элемент традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУРГУТСКИЕ ХАНТЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НЁРЫМ ЯХ / ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА / КУКОЛЬНЫЙ ЭТНОТЕАТР / СУРГУТСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаева Т.А.

Этнографическая коллекции кукол нёрым ях («болотного народа» территориальной группы восточных хантов, живущих на болотах в бассейне реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) Сургутского краеведческого музея сформирована в начале нынешнего века в ходе научной реконструкции процесса их изготовления с привлечением мастериц-информаторов из нёрым ях. На основе этой коллекции издан сборник «Сказки и куклы нёрым ях» и создан музейный кукольный этнотеатр. Сейчас и коллекция, и театр уже получили признание не только в Сургуте, но и за его пределами: программа «Куклы и сказки нёрым ях» была представлена на конкурсах детских музейных программ в Москве и Санкт-Петербурге и удостоена Золотой медали на конкурсе «Евразия 2006» в номинации «Своим путем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские куклы нёрым ях. Игрушка как элемент традиционной культуры»

ЕТСКИЕ КУКЛЫ

ЕРЫМ ЯХ

Т.Д. ИСАЕВА

ИСАЕВА Татьяна Александровна — кандидат культурологии, доцент кафедры всеобщей истории Сургутского государственного университета, заместитель директора по научной работе Сургутского краеведческого музея. Лауреат премии Ханты-Мансийского автономного округа «За развитие культуры малочисленных народов Севера» (2003 г.). Автор и соавтор более 40 научных работ

Игрушка как элемент традиционной культуры

Этнографическая коллекции кукол нёрым ях («болотного народа» — территориальной группы восточных хантов, живущих на болотах в бассейне реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) Сургутского краеведческого музея сформирована в начале нынешнего века в ходе научной реконструкции процесса их изготовления с привлечением мастериц-информаторов из нёрым ях. На основе этой коллекции издан сборник «Сказки и куклы нёрым ях» и создан музейный кукольный этнотеатр. Сейчас и коллекция, и театр уже получили признание не только в Сургуте, но и за его пределами: программа «Куклы и сказки нёрым ях» была представлена на конкурсах детских музейных программ в Москве и Санкт-Петербурге и удостоена Золотой медали на конкурсе «Евразия 2006» в номинации «Своим путем»

Сохранение и представление наиболее ярких образцов культурного наследия является важнейшей задачей любого музея. Особенно это касается краеведческих музеев. Их деятельность по большей части определяется задачей изучения традиционных культур, комплектования, изучения, сохранения и популяризации их уникального наследия.

Этнографическая коллекция Сургутского краеведческого музея достаточно полно отражает характерные особенности бытовой культуры восточных хантов, проживающих в бассейнах рек Пим, Тром-Аган, Большой и Малый Юган с притоками. В зону основных интересов музея входят те локальные группы хантов*, что проживают в границах Сургутского района.

Среди сургутских хантов есть отдельная территориальная группа, занимающая бассейн реки Тром-Аган (Божья река); они называют себя торум яун ях — божьей реки народ. Тром-аганские ханты представлены тремя

* В Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа живут 2 940 хантов, около 10 % этого народа

* *Ях (народ) — обозначение условного родства, основанного на принципе территориального единства. Ях поддерживается ландшафтными и промысловыми особенностями, формирующими специфику быта и духовной культуры

этнотерриториальными группами: в поселках и селах проживают поселковые (лапка ях), в стойбищах по берегам рек — береговые (лав ох ты ях), на болотах — болотные (нёрым ях)** жители. Самая недоступная группа — нёрым ях. Вплоть до середины прошлого века они были практически изолированы и от своих соседей, и от современной цивилизации. Эта особенность позволила нёрым ях дольше других сохранять бытование старинных элементов культуры, что и определило большой интерес этнографов к этой группе хантов.

До начала нынешнего века в коллекции музея практически не было предметов, отражающих детскую игровую культуру. Произошло это прежде всего потому, что ко времени создания музея в 1963 г. этого элемента в традиционной культуре хантов уже практически не существовало. Дети большую часть времени проводили в интернатах, вдали от родительского дома. Правила же интернатов не позволяли детям играть в национальные игрушки и носить национальную одежду.

В 2004 г. в музее была разработана специальная программа, в фокус которой попали детские игры, игрушки и их включение в процесс формирования социальной структуры народа. Игрушка, без сомнения, является непременным элементом любой традиционной культуры. Именно в игрушках, особенно девичьих, проявляются мельчайшие нюансы и материальных, и духовных национальных традиций. Игрушки не только отражают территориально-куль-турное разнообразие субэтносов или территориальных групп любого народа, но и заявляют о себе как о важном элементе, формирующем навыки подрастающего человека. В то же время игрушка отражает

и современные явления культуры. К примеру, у хантов игрушки, имитирующие оленей и нарты, сегодня почти повсеместно заменены на копии снегоходов типа «Буран»: играя, дети все чаще воспроизводят уже не голоса оленей и скрип упряжки, а звуки мотора.

В музее для восстановления традиции создания игрушек и способов их использования была проведена реконструкция процесса их изготовления. Выбранным информаторам — женщинам пенсионного возраста из группы нёрым ях — было предложено воспроизвести содержимое своих детских кукольных мешочков. При создании игрушек мастерицы придерживались традиционной техники изготовления. Изучение полученных данных позволило описать некоторые элементы игровой культуры и создать коллекцию «Куклы нёрым ях».

Коллекция кукол была составлена при активном участии Ольги Щербаковой — вышедшей на пенсию медсестры, потомственной хантыйской сказительницы из нёрым ях. Ольга Ивановна не только помогла изготовить все возможные варианты кукол, но и участвовала в подготовке к изданию книги «Сказки и куклы нёрым ях» и в постановке этих сказок в кукольном

этнотеатре музея.

Кукольные традиции

Традиционно хантыйские девочки начинали делать своих кукол примерно с семилетнего возраста. К девяти годам они уже могли сами шить кукольные принадлежности и одежки из самых простых материалов — лоскутков ткани, ниток, бисера и меха, оставшихся от рукоделия матерей. Играть с куклами можно было

72

Ольга Ивановна Щербакова — хантыйка из территориальной группы нёрым ях (болотный народ), дочь одного из последних шаманов нёрым ях, потомственная сказительница. Ольга Ивановна, в прошлом медицинский работник, всю свою сознательную жизнь посвятила сохранению традиций своего народа. Вместе с сотрудниками музея она работала над переводом хантыйских сказок, при ее непосредственном участии музей издал сборник «Сказки и куклы нёрым ях»

Кукла-дерево юхпакыт. Выполняется из ткани, скрученной валиком и сложенной пополам. Нижняя часть образует «ноги» и делает фигуру устойчивой. В игре куклы-деревья могут только неподвижно стоять, выполняя функцию декораций. Ткань, х/б нитки

только в светлое время суток. И в самом периоде детства имелись ограничения на игру: к 10—11 годам она уже практически прекращалась. Как правило, маленькие девочки трех-пяти лет, которые еще не могли самостоятельно шить, мастерили себе кукол из большого платка или небольшой подушки. Платок сворачивали конвертом, имитируя младенца, а подушку ставили на ребро и накрывали платком, изображая дитя в хантыйской люльке.

Размеры кукол не превышали длины детской ладони: считалось, что кукла больших размеров напоминает ребенка, поэтому непригодна для игры. Самые маленькие куколки были размером с мизинец — это «младенцы», они походили на спеленутого ребенка в люльке. Одежду на них не шили, поскольку крохотные одежки были принадлежностью поминально-погребальной практики.

Главная особенность куклы нёрым ях — ее временный характер. По окончании игры куклу надо было обязательно разобрать, чтобы она не ожила: куски ткани или травы, из которых были сделаны головка и туловище (кукольная форма), расправить и спрятать до следующей игры.

Создание кукол и кукольного хозяйства контролировалось старшими родственницами. Девочкам было запрещено повторять образ чужих кукол, создавать

Кукла-ягода канэк пакыт. Клюковка. Кукла Клюковка — постоянная соседка травяной куколки, ведь они персонажи одной сказки. Клюковка в этой сказке — умница и рукодельница. Ткань х/б, шелк

персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не могла содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души. Считалось, что постоянная кукла, да еще с именем, может впитать в себя часть души живого человека и повредить его здоровью.

У каждой хантыйской девочки были собственные рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранились принадлежности для шитья, во втором — наряды и формы кукол. Собственно игрушкой являлась не кукольная форма, а одежды, в которые ее каждый раз по-новому одевали. От этого кукла была чрезвычайно подвижна, ее можно было многократно переодевать, изображая различные действия. Игрушечные платья, платки и ca.ni (верхняя одежда хантов) не имели личностной кукольной принадлежности и, по сути, являлись общим игровым инвентарем. В каждый игровой период кукла имела то собственное имя, то нарицательное, а то и оба сразу.

В технике украшения одежды кукол преобладали традиционные материалы, украшенные пуговицами и ленточной тканевой аппликацией. Пуговицы у нёрым ях нашивали рядами на узкие и широкие полосы ткани по подолу и полочке сахов, без пуговичных орнаментов. Поселковые же и береговые жительницы применяли узорное нашивание пуговиц. На болотах дольше (до 60-х гг. прошлого века), чем на остальных террито-

Кукла-ягода канэк пакыт. Морошка. Кукла Морошка выделяется среди всех кукол-ягод: она всегда повязана красным платочком и участвует в ритуале приношения платка самой крупной ягоде-морошке во время первого сбора лесного урожая. Ткань х/б, шерсть

риях, сохранялись изготовление для кукол тканевых с кистями платков и пошив «старинных» (прямых туникообразных) платьев.

Кукольный комплекс нёрым ях представлен двумя категориями кукол: куклы-растения и куклы-люди.

Куклы-растения

Почти все предметы этой категории выполнялись из ткани и ниток. Растения представлены различными видами деревьев, ягодных кустарников и болотных ягод.

Кукла-дерево (юх пакыт) изготавливалась из куска ткани, скрученной валиком и сложенной пополам таким образом, что нижняя часть служила «ногами» и делала фигуру устойчивой. Характерная черта юх пакыт — длинные распущенные волосы, выполненные из ниток. В игре положение кукол-деревьев стабильно — они были всегда неподвижны, могли только стоять и выполнять функцию декораций.

Куклы-ягодки (канэк пакыт) также делались из ткани. Небольшой кусочек ткани формировал головку, которую помещали в прорезь в центре прямоугольного или квадратного лоскутка-платка, фиксируя нитками на «шее». Такая кукла не имела волос и тоже была малоподвижна, в основном она сидела, расправив вокруг себя подол платья.

73

Девушка-красавица аувэли — главная героиня игр девочек. Именно ее одежда — самая яркая и красивая. Ткань х/б, нитки х/б, бисер

Паэрл инки — вполне положительный мальчишка. Это видно по тому, как он любовно украшен. Мех белки, кожа, ткань х/б, шелк, бисер

Нёрым ими — взрослая женщина группы нёрым ях для игр в дочки-матери. Ткань х/б, шерсть, бисер

Среди кукол-ягодок выделялась Морошка в красном платочке. Это было обусловлено представлениями о морошке как особой ягоде — первой и самой сладкой ягоде-лакомстве сезона сбора даров природы. Существовал народный обычай надевать на самую крупную ягоду-морошку во время первого сбора лесного урожая специальный красный платочек. По-настоящему сбор ягод начинался только после такого приношения платка.

Отдельно выделялись куклы, сделанные из травы (пом савэли, косичка из пырея). Куклу-травушку изготавливали из сложенных пополам длинных стеблей пырея. Ее непременным атрибутом была травяная коса, которая выполняла роль опоры: кукла стояла, опираясь на косу. Как правило, таких кукол делали много и устанавливали тесной шеренгой, изображая растущую траву.

Травяные куклы всегда располагались рядом с кукла-ми-ягодками. Постоянной соседкой травяной куколки была кукла Клюковка, поскольку они являлись персонажами одной сказки. В этой сказке рассказывается, как жили-были две подружки — Клюковка и Травяная косичка. Клюковка была рукодельницей, а Травяная косичка — ленивицей. Намаявшись с подругой, Клюковка однажды ушла от нее на болота. Травяная косичка, наголодавшись, отправилась на ее поиски, да и осталась на болотах пыреем, согревающим клюкву до весны.

Куклы-люди сох пакыт

Сох пакыт делались как из ткани, так и из природных материалов (трава, шкурки мелких зверьков, крылышки, хвосты и перья птичек). Куклы-люди нёрым ях имели пол и, что удивительно, возраст: мальчики и девочки, мужчины и женщины, старики и старухи. Возрастные категории указывались нарицательно как функции кукол: ко — юноша или молодой, красивый и сильный мужчина, пырс ко — не молодой, но опрятный и сильный человек, пырс ики — неряшливый старик, аувэли — хорошенькая девушка, ауволь инки — быстрая, небрежная

девчонка-озорница, паэрл инки — мальчишка, пар пэрри — неряшливый, ленивый мальчишка.

Кукол именовали и по роду их занятий или проживанию: нёрм нэ и нёрм ики — лесные взрослые женщина и мужчина; воч нэ и воч ики — городские взрослые женщина и мужчина; воч кор ай нэ (дословно: по городским улицам гуляющая девушка) — городская красотка.

В случае использования природных материалов куклы иногда становились зооантропоморфны-

\

Г

Канвэн и туйвэн — парные сказочные персонажи. Они подслушивают, разносят сплетни и бывают слугами духов. Мех, кожа, ткань и нить х/б, бисер

ми — человеком-птицей, человеком-зверем. Чаще всего это были игрушки, изображающие кукол мужского рода — мальчиков, парней, мужчин, стариков. Они могли даже иметь нарицательные имена по названию зверей: плэнки — мышь, кучер ики — бурундук, ок ики — лиса (вернее, лис — у хантов «лиса» мужского рода), и их «черты характера». Однако ни в коем случае нельзя было давать игрушкам имена тотемных животных рода — Лося, Медведя или Бобра (в зависимости от рода играющих).

«Мужских» кукол в основном шили из меха и кожи, ткань же использовали только для наверишиц (ту-никообразных рубах из плотной ткани, являющихся покрытием малицы) и платков-накомарников. Часто для изготовления таких кукол брали цельноснятые шкурки мелких зверьков (белки, бурундука) или с лап зверей и голов птиц.

Пиченкэлихэн — зооантропоморфные куклы-синички. Парные персонажи брат и сестра. Птичьи перышки, ткань х/б, кожа, бисер

^ Младенец в люльке — самая маленькая куколка, размером с мизинец. На нее не шьют одежду, поскольку крохотные одежки являются принадлежностью поминально-погребальной практики Ткань х/б, шерсть, бисер

Ауволь инки — девчонка-озорница. Эта кукла не больше детской ладони. Ткань х/б, нитки х/б

^ Корневатик — емкость для хранения мелких предметов. Корень кедра.

Игрушечная дневная люлька. Береста, шкурки чернозобой гагары и зайца, кожа. Ханты, р. Тром-Аган (корневатик), р. Пим (люлька), Сургутский р-н. Середина XX в. Из фондов Сургутского краеведческого музея

Назначение этих кукол у хантов совершенно иное: куклы-страшилки — уже не игрушка, а способ и форма ненормативного общения, своего рода брани: они брали на себя речевые функции человека. Поскольку традиционная форма общения этого народа запрещает обзывать человека, то «обзывание» брала на себя кук-ла-страшилка. Взрослые запрещали детям и мастерить, и показывать кому-либо такие куклы — так же, как у нас запрещается употреблять ненормативную лексику.

Раз словесно ответить обидчику (кукольному персонажу или другу-подружке) невозможно — ему показывали «страшилку», тем самым отождествляя его с ней. «Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ, чтобы их не бить и не ругать, показываешь им страшилку, как бы угрожая: будут-де и у тебя такие руки кривые, раз дерешься!» — рассказала одна из информаторов.

Куклу-страшилку могли подбросить (но никогда не показывали впрямую) и взрослому в ответ на несправедливое с точки зрения детей наказание. Иногда такая «демонстрация» вызывала смех, но чаще — следующее наказание. Мужчинам (отцу, деду, дяде) обычно подбрасывали пуныкх ики (мохнатого мужика) или нёрым ох (болотную голову). Для изготовления этих кукол использовали кривую сухую еловую (реже — березовую) ветку с намотанными прядями елового лишайника.

Типичные куклы-страшилки — пом кот ими (женщина мхов), парные персонажи порса нэ (веселая девочка, которая делает все наспех, неряшливо и не доводит до конца) и торса нэ (громкоголосая девочка-хохотушка, которая больше сидит, чем трудится), колх порэкхими (страшная женщина, сидящая около пня или ели), ланэт нэ (торопливо ходящая женщина), лапса нэ (женщина, одетая в такую большую одежду, что она «парусится» при ходьбе), парные сказочные персонажи канвэн и туйвэн (подслушивающие и разносящие сплетни), которые в игре иногда выступали слугами старших духов или богов.

Особняком стояла кукла-страшилка пор нэ (лесная нехорошая неряшливая женщина). Она являлась, по существу, идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой-ягой. Такую куклу после игры невозможно было даже разобрать, потому что состояла она из маленьких лоскутков.

Пор нэ — лесная нехорошая женщина-дух, живущая под трухлявым пнем. Единственная кукла-страшилка в коллекции музея. Ткань х/б, шерсть, х/б нить, бисер

Если взрослые обнаруживали игрушку пор нэ, то очень ругали своих девочек: в присутствии этой куклы в доме, да еще ночью, могло произойти бог знает что.

Как правило, обладатель и изготовитель «страшилок» тоже слегка опасался их. Чтобы обезопасить себя, он произносил примерно следующее «заклинание»: «Пусть они мне не сделают плохо и никого не обидят! Пусть будут моей защитой! Мы будем вместе, заодно!»

Маленьких «страшилок» для обозначения чудовищ и прочей «нечистой силы» мастерили из веток багульника, ели или шиповника, напоминающих фигуру человека или животного: намеченные, но не ярко выраженные зооантропоморфные черты игрушки-страшилки только подчеркивали ее отрицательный характер.

3 а

^ЗГ

чГ г -

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ. Детская страница

В качестве реквизита в спектаклях этнотеатра музея используются предметы из фондовой коллекции этнографии хантов: посуда, заготовки для украшений, одежды, домашний инвентарь, макеты построек и лодок. Театральные куклы изготовлены по аналогии с реальной игрушкой, только максимально увеличены в размере. Все куклы из современной коллекции для театра выполнены сотрудником музея О. И. Щербаковой

Автор и редакция благодарят за помощь в подготовке публикации заведующую научно-образовательным отделом Л.Л. Фролову и сотрудника А. В. Заику (Сургутский краеведческий музей). В публикации использованы фотографии из архива Сургутского краеведческого музея и А. Заики

Сказки нёрым ях для сургутских детей

Вопрос о способах просветительской работы в любом музее актуален во все времена. Сургутский краеведческий музей, активно занимаясь популяризацией культурного наследия коренного населения, выбрал нестандартную форму работы — кукольный этнотеатр. Этно-театр приемлем для разных возрастов, его постановки нравятся и детям, и родителям. Наибольшую ценность представляет работа с детьми с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ослабленными функциями слуха и зрения, ранним детским аутизмом — учащимися коррекционных школ города и воспитанниками детского реабилитационного центра «Добрый волшебник». В работе с такими детьми сотрудники используют непривычные для музея приемы: в этнотеатре зрители не только могут, но и должны трогать игровых кукол, чтобы понять образы и воспроизвести их действия.

Работа с детьми стала возможной благодаря проекту «Куклы и сказки нёрым ях», который включает в себя и знакомство детей с коллекцией этнографической игрушки середины прошлого века, и просмотр постановки этнографического кукольного театра «Сургутские сказки болотных людей», и обсуждение после спектакля сюжета сказки. Привлекательность представляемых этнографических материалов усиливается через мастер-классы, в которых дети мастерят кукол для новых спектаклей и даже сами выступают кукловодами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.