Научная статья на тему 'Явление антропоморфизации в традиционной культуре обских угров'

Явление антропоморфизации в традиционной культуре обских угров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОВАЯ КУКЛА / ИГРУШКИ / ИЗОБРАЖЕНИЯ ДУХОВ / ИЗОБРАЖЕНИЯ УМЕРШИХ / CEREMONIAL DOLL / TOYS / IMAGES OF SPIRITS / IMAGES OF DEAD PEOPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотарёва Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу антропоморфных изображений обских угров. Рассматривается соответствие изображений определенным этапам жизни человека: внутриутробное развитие, рождение и младенчество обрядовая кукла, детство игрушка девочек (кукла), взрослая жизнь изображения духов, жизнь после смерти изображения умерших. Дана характеристика изображений с точки зрения вещности и знаковости, прослежена эволюция материалов изготовления, выявлены функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of anthropomorphous images of the Ob-Ugric peoples. In their culture an anthropomorphous shape was given to the ceremonial doll, childrens toys, images of spirits and the dead. On the basis of correlation of the anthropomorphous images with certain age categories, five stages in life cycle of the person are allocated prenatal development, birth and infancy, childhood, adult life, life after death. At each stage a constructive description of images is given, the evolution of manufacturing materials is tracked; the functions and symbols are revealed. At the first and second stages the person is accompanied with ceremonial dolls. They are the first material form of the yet unborn child and perform the following functions: communication of mother/child and the spirit of Xian, divination, purifying and guarding. The anthropomorphous image of the third stage is the doll with psychological, social, world-view, creative and gnoseological functions. Two kinds of dolls existed: made of beaks and skins of a bird and made of a fabric. All dolls have no face, so that no spirits would enter them. Dolls clothes represent a mini-copy of outer clothing of adults. The clothes are the embodiment of the external image of the person, its materialized substance. Thus, the doll symbolizes the external shape of the person. The fourth stage is connected with images of family and local spirits. Male images of family and local spirits represent wooden anthropomorphous images. Female images of spirits show more archaic features: their original base was the skin of an animal later replaced by metal images of animals and a fabric, and a piece of wood, which transformed into anthropomorphous wooden images. The characteristic feature of all images of spirits is the detailed study of face and use of conditional clothes, which distinguishes them from dolls, in which the basic attention is given to clothes. It means that these images personify the spiritual component. The fifth stage is connected with ittermas receptacles of the soul of a dead person. Two materials were used for manufacturing ittermas. One of them is wood, which first transformed into a mould, and then into a metal cast. The second material is fabric and, later, clothes. A more modern variant of the image does without the fabric basis using clothes only. Images of the dead do not have a uniform rule of depicting the face. But all ittermas have clothes. Thus, we come to a conclusion, that the given images should be outwardly similar to the person. It follows that ittermas were thought of as the refuge of the soul, and its constructive characteristics underlined the material component in the person. So, in the traditional culture of the Ob-Ugric peoples anthropomorphous images accompany the person all life long; at each stage they have various functions and symbols. Limits of human life do not coincide with limits of physical existence. They are thought of more broadly and thus close the cycle of life including the real and other worlds.

Текст научной работы на тему «Явление антропоморфизации в традиционной культуре обских угров»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 348 Июль 2011

ИСТОРИЯ

УДК 39(4/9)

Н.В. Золотарёва

ЯВЛЕНИЕ АНТРОПОМОРФИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОБСКИХ УГРОВ

Статья посвящена анализу антропоморфных изображений обских угров. Рассматривается соответствие изображений определенным этапам жизни человека: внутриутробное развитие, рождение и младенчество - обрядовая кукла, детство - игрушка девочек (кукла), взрослая жизнь - изображения духов, жизнь после смерти - изображения умерших. Дана характеристика изображений с точки зрения вещности и знаковости, прослежена эволюция материалов изготовления, выявлены функции. Ключевые слова: обрядовая кукла; игрушки; изображения духов; изображения умерших.

Проблема очеловечивания окружающего пространства, наделения его духовными свойствами является одной из центральных при изучении традиционного сознания и ранних форм религии. В культуре обских угров антропоморфный облик придавали обрядовой кукле, детским игрушкам, изображениям духов и умерших. При этом каждая категория изображений соотносилась с определенным этапом в жизни человека. Охарактеризуем эти этапы, выявив в них функции антропоморфных изображений и проследив эволюцию конструктивных черт.

Первый этап жизни человека согласно традиционному мировоззрению обских угров - это внутриутробное развитие. Как только женщина понимала, что беременна, она начинала соблюдать строго определённые правила поведения. Манси на время пребывания ребёнка в утробе матери изготавливали куклу сос - заместителя ребёнка [1. С. 82]. Аналогичное антропоморфное изображение описано у хантов под названием Ушпай [2. С. 76-79]. Оно представляло собой фигурку величиной с большой палец, которую изготавливала пожилая женщина из кусочка мягкой чаги, которая служила туловищем, лицо имитировала монета. Делали изображение втайне от посторонних, в период, когда женщина была на нечётном месяце. Готовый сос освящали и украшали: на шею надевали бусы из бисера, прикрепляли косы. Куклу опоясывали нитью, концы которой висели сзади, за них куклу брали в руки [3. С. 265]. Сос предназначался для духа Сянь («Мать») и обеспечивал связь между ним и матерью ребенка [3. С. 265], или, по другим сведениям, между ещё не родившимся ребёнком и Сянь [1. С. 83]. Куклу хранили в мешке для рукоделия в красивом платке и мягкой шкуре. Впоследствии платок дарили духу Сянь. Периодически во время беременности будущая мать или кто-то из женщин брали куклу сос, целовали её. С помощью сос гадали, благополучно ли доживёт будущая мать до родов, хорошо ли развивается ребёнок [3. С. 265-266].

Второй этап жизни - рождение и младенчество. После рождения ребёнка сос разбирали, и составные части полностью использовали: нитью перевязывали пуповину, в растворе с сожженной чагой обмывали ребенка, чагу вместе с бобровым мускусом использовали и при обрядах очищения, нитки с бисером надевали на ручки новорожденному в качестве оберега [2. С. 78]. Интересен тот факт, что послед у юганских хантов повитуха обряжала «как куклу» - в платок, халат-сак, перевязанный поясом, или в кусочек красной тка-

ни. «Куклу» помещала в берестяную коробочку и в этот же день уносила в специальное место за селением, где привязывала к дереву с восточной или южной стороны черёмуховым прутиком на высоте человеческого роста. Дерево выбирали в зависимости от пола ребёнка: послед мальчика вешали на кедр или сосну, а девочки -на берёзу [4. С. 213]. Данная традиция прослеживается и у манси [5. С. 91-92]. И сос, и послед можно назвать «обрядовой куклой». Как видим, обские угры куклу -заместителя ребенка - разбирали после его рождения, а послед хоронили. Данные действия можно трактовать как ритуал, подтверждающий переход ребенка из иного, «невидимого» мира в мир людей. Переход символизировала смена кукол. Это говорит о том, что обрядовая кукла мыслилась первой материальной формой ещё не родившегося человека и несла в себе несколько функций: в виде сос-знака, выражающего связь матери / ребенка и Сянь, мантики, а в виде куклы-последа -очистительную и охранительную.

Третий этап - детство. Антропоморфных изображений среди игрушек мальчиков нами не выявлено. Жизнь девочки в этот период связана с куклой. Статус девочки в будущем - хранительница очага, мать, поэтому посредством игры в ней воспитываются такие личные качества, как хозяйственность, женственность, доброта, терпение. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познает правила ухода за ребенком [6. С. 59, 61]. Таким образом, игра с куклой способствует выработке у девочек определенных личностных характеристик и трудовых навыков. В этом проявляются психологическая и социальная функции кукол, но этим ее функции не ограничиваются. Куклы у хантов резко различаются по половым и возрастным признакам. Есть «куклы-мужчины», «куклы-женщины» и «куклы-дети». Изготавливая их, ребенок отмечает определенные особенности человека, оформляя игрушку соответственно им [7. С. 43]. Обращаясь к внешнему виду кукол, следует указать их наиболее отличительный признак - все куклы не имеют лица, чтобы в них не вселились «духи» [8. С. 62]. Согласно традиционному мирововззре-нию хантов и манси в изображение с лицом вселяется душа. Главное различие кукол связано с их одеждой. Последняя аналогична традиционному верхнему костюму взрослых. Подборка материалов и деталировка украшений производились настолько тщательно, что одетая кукла становилась двойником человека, доступным пониманию ребенка [9. С. 122-123].

С учетом конструктивных характеристик кукол можно разделить на два вида. Наиболее архаичными признаны куклы, у которых в качестве основы используются клювик и шкурка птицы. Такие куклы имеются у северных хантов и зафиксированы в этнографической литературе у восточных хантов на Салыме, Васюгане [8. С. 63]. Что касается манси, то данных кукол у них не выявлено. Другой вид - это куклы обских угров, сделанные из ткани. Их главным конструктивным элементом является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посередине. Верхняя часть свернутой ткани (на сгибе) считается головой и по сути заменяет клюв птицы. Интересно, что у восточных хантов наблюдается несколько вариантов оформления лица: на р. Юган его рисунок из цветных полос близок овалу или полуовалу и в последнем случае напоминает утиную головку; на р. Аган и р. Тромъеган рисунок из полос имеет форму сердечка; на р. Пим -концентрических кругов [10. С. 20].

Как видим, точкой отсчета в эволюции обско-угорских кукол следует признать изготовленные из шкурки с птичьим клювом. Образ куклы-человека выражался посредством телесной оболочки птицы. Данное обстоятельство представляется неслучайным. Его трактовка предполагает обращение к глубинным мифологическим основам человеческого мышления. Одним из его признаков является то, что «первобытный» человек не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства [11. С. 164-165]. Характерной чертой в понимании хантами животного мира было полное или частичное уподобление его человеку [12. С. 155-156]. Очевидно, использование для основы куклы-человека шкурки птицы раскрывает данный архаичный пласт в воззрениях обских угров.

При этом важно подчеркнуть, что птичий клюв становился куклой и приобретал значение человека, только если на нем появлялась одежда. Следует отметить, что у хантов зафиксирована игрушка-олень с туловом из клюва водоплавающей птицы, рога имитирует вставленная в носовое отверстие изогнутая грудная косточка птицы. Характерно, что олени из «клювиков» предназначались для девочек, ими изготавливались и хранились [13. С. 234].

Таким образом, «голый» утиный клюв мог изображать оленя, но клюв, обернутый в ткань, олицетворял человека. Следовательно, первым, что отделяло в игрушках «человека» от «животного», являлось не создание антропоморфного облика, а введение материала, созданного человеком [14. С. 243]. Большое внимание, уделяемое одежде кукол, неслучайно. Особенно тесные отношения в рамках мифологического сознания связывали человека с одеждой. Одежда семантически эквивалентна таким понятиям, как кожа, шкура. В более широком смысле одежда являлась воплощением внешнего образа человека, его «материализованной субстанцией» [15. С. 134]. На всех обско-угорских куклах присутствует комплект верхней одежды, повторяющей взрослую. Однако процесс одевания кукол был, видимо, очень длительным, и одежда, имитирующая подлинный костюм, - явление довольно позднее. Вначале

это была не игрушечная одежда, а ее символ - кусочки ровдуги, ткани. Достаточно было символически обозначить одежду, чтобы подчеркнуть в игрушке образ человека, отделить его от животного мира [14. С. 243244]. Дальнейшее развитие куклы шло в русле вытеснения из куклы её «природной» основы. Игрушка полностью входила в рукотворный мир людей. Появились куклы из кусочков цветных тканей. Указанные превращения кукол видимо отразили формирование новой парадигмы в человеческом мышлении - разделение человека и природы, установление между ними субъектно-объектных отношений.

Важной функцией кукол является подготовка к восприятию мифологической картины мира. Образ человека в кукле, как отмечено выше, передается через шкурку птицы, и тем самым отождествляются две разновидности живых существ. Образ птицы в мифологии обских угров многогранный. Он служит воплощением демиурга - кулика у хантов и гагары у манси, эманацией верховного владыки Торума и его сыновей, включая Мир-сусне-хума, богини земли Калтась-эквы, преобразованным обликом культурного героя Эква-пырись [16. С. 63, 172, 272, 298-299, 353]. Разносторонность мифологического образа птицы, наделение его различными ипостасями естественного и сверхъестественного свойства, очевидно, несли идею единства окружающего мира в разных формах его бытия. Кукла способствовала усвоению данной идеи, она незаметно и исподволь своей материальной основой подготавливала детское сознание для этого будущего мировоззренческого вывода.

Кукле в традиционной культуре обских угров присущи также креативная и гносеологическая функции. Исследовательница хантыйской культуры на эмном уровне А.М. Тахтуева определила игрушки как «набор предметов будущих занятий в миниатюре» [6. С. 62], т.е. уменьшенных копий реальных предметов. Преобразование вещи в модель, по мнению классика этнологии К. Леви-Стросса, имеет далеко идущие последствия. Оно делает многообразной власть человека над подобием вещи [17. С. 132].

Во-первых, человек становится субъектом - активным деятельностным началом, влияющим на процессы, явления, вещи через их моделирование. Сюжет с включением таких категорий, как творец, человек, кукла, игра, неоднократно обыгрывается в обско-угорской мифологии. В ней отождествляются люди и куклы, первые определяются через вторых как «кукольнолицые». Переход от мифического времени к «человеческому» характеризуется так: «В дальнейшем настанет на свете кукольный век, настанет на свете кукольное время, до окончания песни, до окончания сказки» [16. С. 118]. Составитель и автор вводной статьи к цитируемому изданию Н.В. Лукина трактует текст следующим образом: люди - это куклы богов, которыми они забавляются [18. С. 43]. Мысль следует продолжить: люди уподобляются богам-творцам, когда играют в куклы.

Во-вторых, обращение к модели, по мнению К. Леви-Стросса, предоставляет возможность перейти от чувственного восприятия к «умопостягаемым измерениям», при этом в уменьшенной модели познание целого предшествует познанию частей [17. С. 132-133].

Поскольку кукла служит моделью человека, она должна нести существенную информацию о нем самом. В связи с этим в центре внимания оказывается запрет на изображение лица. С учетом его трактовки кукла становится эквивалентом понятия «человек» в его телесной, соматической составляющей. Таким образом, антропоморфным изображением третьего этапа является кукла, выполняющая психологическую, социальную, мировоззренческую, креативную и гносеологическую функции.

Четвертый этап - взрослая жизнь. Данный этап связан с изображениями духов. Исходя из того, имеет ли дух определённое местонахождение или нет, К.Ф. Карьялайнен выделяет две большие группы: духи, привязанные к определенной местности и непривязанные. К первой группе он отнёс семейных и родовых духов, а ко второй - всеобщих [19. С. 7-8]. Семейные духи представляют собой мужские антропоморфные изображения из дерева, реже - металла или камня. Хранятся данные изображения дома. В число семейных духов также входят юнхи - посредники между людьми и злым началом. Подавляющее большинство их изображает женщин, изготавливается из дерева и помещается в берестяные кузовки, подвешенные к дереву. Среди юнхов имеются и металлические изображения. Например, Пуй-ос - женский дух, оказывающий помощь роженицам. Он представляет собой свинцовое изображение с заострённой головой, обозначенными чертами лица и обрубками-руками [20. С. 25, 55]. Изображения семейных духов чаще всего обмотаны тканью или вообще раздеты.

Местные духи представляют собой деревянные антропоморфные изображения и хранятся на специальных священных местах в амбарчиках или рядом с ними. В большинстве случаев это мужские фигурки, имеющие заострённые головы. Особый интерес вызывают мансийские изображения жен местных духов. В качестве основы для них используются ткань, шкурка зверя, металлическое зооморфное изображение, дерево [21. С. 19-20, 26-30, 59-61]. Для изображений местных духов характерно наличие тканевой обмотки. Всеобщие духи изображений не имеют, если только они не предстают одновременно и местными покровителями.

Что касается функций, то их нельзя чётко выделить у семейных и местных духов, настолько общими они являются для обоих видов. Семейные духи охраняют стада оленей, помогают в охоте и рыбной ловле, способствуют сохранению здоровья, заботятся о супружеском счастье, защищают жилище от вторжения злых духов. Важное место в деятельности местных духов занимает оказание помощи в добыче средств пропитания, но не менее важна и другая часть их обязанностей - обеспечение счастья и благополучия: они должны давать здоровье, благословение детям, сглаживать жизненный путь своим почитателям [19. С. 26].

Таким образом, мужские изображения семейных и местных духов представляют собой деревянные антропоморфные изображения. У женских изображений духов обнаруживаются более архаические черты. Очевидно, их первоосновой была шкурка зверя, позднее сменившаяся металлическими изображениями животных и тканью, и кусок дерева, трансформировавшийся в антропоморфные деревянные изображе-

ния. Характерной чертой всех изображений домашних и местных духов была детальная проработка черт лица и использование условной одежды, что отличало их от кукол, в которых основное внимание уделялось наряду. На основе этого можно сделать вывод, что данные изображения олицетворяют только духовное начало и одновременно символизируют нивелировку материального.

Пятый этап - бытие после смерти. После смерти человека нужно было изготавливать иттэрма - вместилище реинкарнирующейся души. Обычай его изготовления связан с представлениями о способности этой души вселяться в изображение человека после его физической смерти [22. С. 143]. Пожилая женщина в кусочке дерева для дымокура вырезала углубление наподобие человеческой фигуры длиной 4-5 см, плавила свинец на костре в жестяной банке и заливала его в углубление. Затем все женщины начинали шить одежду для иттэрма: малицу (для мужчины) или халат-сак (для женщины). Такой способ изготовления изображений умерших бытовал у одной из групп северных хантов [2. С. 136-137]. Существует и другой способ изготовления иттэрма у хантов. Изображение делается из ткани: родственники умершего человека берут небольшую новую тряпку, сворачивают её пополам, а в место изгиба вставляют пучок волос умершего. Затем складывают пополам, обмотав ещё одной тряпкой; на получившееся изображение надевают рубаху, если умер мужчина, или халат-сак, если женщина [23. С. 162]. У манси иттэрма представляет собой небольшую фигурку, изготовленную из дерева или ткани, с монетой вместо лица [24. С. 316]. Основа фигурки может быть и металлической. В любом случае на основу надевается наряд. Нередко основа отсутствует вовсе, а иттэрма образуют уменьшенные копии летней и зимней одежды [25. С. 59-60].

Вопрос о наиболее архаичном материале для иттэрма сегодня нельзя решить однозначно. З.П. Соколова отдаёт приоритет металлу, а появление деревянных фигурок объясняет нехваткой материала [26. С. 41]. Вместе с тем с учётом экологического фактора и распространенности антропоморфных изображений из дерева нельзя исключать и его как архаичную основу фигурок. Ещё одним материалом для изготовления изображений умерших была ткань. О её древнем бытовании в указанном качестве свидетельствует то, что из ткани до сих пор изготавливают изображения умерших шаманов. Позднее к ткани добавляется одежда. В более современном варианте изображения делают уже без тканевой основы, с использованием только одежды. Для изображений умерших характерно отсутствие единого канона в оформлении лица: у одних черты процарапывались или вырезались, а у других вообще отсутствовали. Это объясняется тем, что изготовление иттэрма и почитание его как предка-покровителя были делом каждой отдельной семьи [22. С. 159]. Если в оформлении лица не прослеживается единообразия, то применительно к одежде этого не скажешь. На всех иттэрма присутствует комплект одежды - несколько рубах или платьев, халат, суконный гусь или кафтан, меховые малица, совик или шуба. На основании этого можно сделать вывод о том, что данные изображения обязательно должны быть

внешне похожи на человека, поскольку одежда трактуется как выражение материального начала в нём. Следовательно, хоть иттэрма и мыслилась как пристанище души, но ее конструктивные характеристики подчеркивали материальное, телесное начало в человеке. Таким образом, иттэрма символизировала психосоматическое единство человека в традиционной культуре обских угров.

Итак, в традиционной культуре обских угров антропоморфные изображения сопровождают человека на протяжении всей жизни, но на каждом этапе они имеют различные функции и символику. При этом границы человеческого бытия не совпадают с рубежами физического существования. Они мыслятся шире последних и таким образом замыкают цикл бытия, включающий мир реальный и мир потусторонний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. Томск, 2003.

2. ТалигинаН.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск, 2005.

3. Соколова З.П. Манси. Родильные обряды // Народы Западной Сибири. М., 2005. С. 265-269.

4. Мартынова Е.П. Семейные обряды и традиции. Родильный обряд // Салымский край. Екатеринбург, 2000. С. 212-217.

5. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. Томск, 2008.

6. Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1996. Вып. 3.

С. 58-65.

7. ОберталлерП.М. Материалы о хантыйских куклах // Советская этнография. 1935. № 3. С. 42-49.

8. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка Обского Севера: куклы, олени. Синкретический характер игры и игрушки // Космос Севера. Ека-

теринбург, 2002. Вып. 3. С. 59-65.

9. Ренсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. 1949. № 3. С. 109-132.

10. Тахтуева А.М. Хантыйская колыбель, детская одежда и кукла // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1994. Вып. 1. С. 15-20.

11. Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М., 2000.

12. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.

13. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка хантов - олень и ее синкретичный характер // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Теория, методология, практика. Томск, 1998. С. 232-234.

14. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.

С. 222-252.

15. Рындина О.М. «Философия вещей» как универсалия традиционного мировоззрения // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. Томск, 2004. С. 127-139.

16. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990.

17. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999. С. 112-336.

18. ЛукинаН.В. Введение // Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. С. 5-58.

19. Карьялайнен К.Ф. Религия Югорских народов. Томск, 1995. Т. 2.

20. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX - первой половины XX в. Л., 1970.

21. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX - нач. XX в.). Новосибирск, 1986.

22. Соколова З.П. Изображения умерших у хантов и манси // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995. С. 143-173.

23. Соколова З.П. Ханты. Погребальные обряды // Народы Западной Сибири. М., 2005. С. 152-165.

24. Федорова Е.Г. Изображения умерших у современных северных манси // Культура как система в историческом контексте: Опыт ЗападноСибирских археологических совещаний: Материалы XV Междунар. Зап.-Сиб. археол.-этнограф. конф. Томск, 2010. С. 315-317.

25. Соколова З.П. Иттерма // Мифология манси. Новосибирск, 2001.

26. Соколова З.П. Использование металла в культовой практике обских угров // Этнографическое обозрение. 2000. № 6. С. 30-45.

Статья представлена научной редакцией «История» 22 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.