УДК 159
Ильинова М.В.
студентка 2 курса факультета романо-германских языков Государственный университет просвещения (г. Москва, Россия)
ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные причины возникновения конфликтов в детской среде, их влияние на эмоциональное и социальное развитие детей, а также эффективность различных стратегий разрешения конфликтов. Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью навыков общения и управления конфликтами в развитии личности.
Ключевые слова: детская психология, психология конфликта, социализация ребенка.
Введение:
Конфликты между детьми — это естественная часть их социализации. Несмотря на то, что такие столкновения могут вызвать негативные эмоции, они играют важную роль в формировании социальных навыков, умения решать проблемы и строить отношения. Понимание природы детских конфликтов поможет взрослым эффективно направлять процесс их разрешения.
Причины конфликтов:
1. Психологические факторы: Конфликты могут возникать из-за различий в личностных качествах, интересах и потребностях детей. Например, дети с высокой самооценкой могут вступать в конфликты с более замкнутыми сверстниками.
2. Социальные факторы: Взаимодействие детей в группах, а также влияние взрослых (родителей, педагогов) может способствовать возникновению конфликтов. Конкуренция за внимание и ресурсы также играет значимую роль.
3. Когнитивные факторы: Разные уровни понимания и восприятия окружающей действительности могут приводить к недопониманию и разногласиям между детьми.
Основная часть:
Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.
Как же помочь ребенку преодолеть страх, наладить атмосферу в коллективе и помирить детей. Рассмотрим ситуацию на личной практике.
В детском лагере день на 4 смены начался жёсткий булинг. Основной причиной конфликта, было отличие мальчика от других членов отряда. Дети дразнили и били его из-за отличий в росте и природной комплекции. При этом ребёнок был в этом лагере уже 4 смены, и до этого таких проблем не было. Как же вести себя в подобной ситуации? Объяснить ребенку, что нельзя остро реагировать на такие обзывательства, не получилось. Дети играли и выводили мальчика на эмоции, тогда начались драки. Проводились долгие беседы с обидчиками, которые лишь частично помогли в решении проблемы. По настоящему сплотило детей совместное мероприятие "ярмарка", где дети работали в команде, а потом помирились и разделили конфеты. Сделаем вывод, что при решение детского внешнего конфликта стоит работать с обоими
сторонами столкновения. Но решить проблему можно только, если все участники разногласий будут готовы идти на уступки.
Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.
Рассмотрим ситуацию. В лагерь приехал ребёнок с задержкой в развитии, его речь была не связной, передвигался он медленно. Родители с ранних лет внушали ему, что он не такой, как все, открыто говорили о его проблемах. Находясь далеко от дома мальчик ещё сильнее замкнулся в себе, не мог наладить контакт со сверстниками. Только тщательная работа с психологом и вожатыми, которые помогли ребёнку адаптироваться и объяснили другим детям о том, что мальчика не надо выделять, а общаться стоит всем вместе. Здесь прослеживается ошибка родителей, которые сильно опекали своё чадо. Чрезмерная замкнутость ушла, но у мальчика стал прослеживаться эгоизм. Он не хотел делиться игрушками, когда дети играли совместно. Только проработка проблемы, частые беседы привели к тому, что атмосфера в коллективе была налажена, дети играли все вместе и чувствовали себя комфортно.
Последствия конфликтов:
Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для детей. К положительным последствиям можно отнести развитие навыков коммуникации, эмпатии и умения находить компромиссы. В то же время, частые конфликты могут приводить к снижению самооценки, изоляции и ухудшению психоэмоционального состояния.
Методы разрешения конфликтов:
1. Обучение навыкам общения: Важно обучать детей эффективным методам коммуникации, включая активное слушание и конструктивное выражение своих эмоций.
2. Модерация конфликтов взрослыми: Взрослые могут выступать в качестве медиаторов, помогая детям разобраться в конфликтной ситуации и найти решения, которые удовлетворяют обе стороны.
3. Ролевая игра и тренинги: Использование ролевых игр и тренингов помогает детям моделировать разные сценарии взаимодействия и учиться разрешать конфликты.
4. Создание поддерживающей среды: Важно создавать такие условия, при которых дети будут чувствовать себя свободно, выражая свои мнения и эмоции, но при этом будут знать о последствиях своих действий.
Заключение:
Конфликты — это нормальное явление в детских коллективах, которое, при должном руководстве, может привести к положительным результатам в социализации и развитии детей. Важно, чтобы взрослые понимали природу конфликтов и оказывали детям поддержку в их разрешении, способствуя тем самым формированию крепких социальных связей и здоровой психоэмоциональной атмосферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конфликты в детском возрасте: причины и пути их разрешения. Издательство "Психология для детей", 2020;
2. Эмпатия и социализация детей: роль взрослых. Журнал "Детская психология", 2022;
3. Тренинги по разрешению конфликтов для детей: методические рекомендации. Издательство "Образование и воспитание", 2021
Ilyinova M.V.
State University of Education (Moscow, Russia)
CHILDREN'S CONFLICTS: CAUSES, CONSEQUENCES AND WAYS OF RESOLUTION
Abstract: this article examines the main causes of conflicts in the children's environment, their impact on the emotional and social development of children, as well as the effectiveness of various conflict resolution strategies. The relevance of the study is due to the increasing importance of communication skills and conflict management in personal development.
Keywords: child psychology, conflict psychology, child socialization.