Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Елена Александровна, Рыжкина Кристина Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальная проблема конфликтов между детьми и родителями. Вначале статьи автор дает понятие детско-родительскому конфликту, анализирует психолого-педагогическую литературу на изучение этой проблемы другими авторами. Так же в статье отмечаются причины возникновения конфликтов между детьми и родителями. Автор делает акцент на том, что одной из главных причин конфликтов между детьми и родителями становятся стили и типы воспитания и развития ребенка. Немаловажным фактором возникновения конфликтов так же являются взаимоотношения между супругами и семейное благополучие. Автор отмечает, что в конфликтах между детьми и родителями не всегда виноваты только родители. В некоторые возрастные периоды ребенок сам может неосознанно провоцировать конфликт. В заключении статьи автор предлагает рассмотреть несколько способов для предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Такими способами являются игры, которые помогут научить детей продуктивному выходу из конфликтных ситуаций и эмоциональному регулированию. А для гармонизации отношений родителей и детей, снятия общего уровня конфликтности автор предлагает проводить тренинги, которые поспособствуют установлению доверительных отношений между детьми и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD-PARENT CONFLICTS IN THE PERIOD OF SENIOR PRESCHOOL AGE

This article discusses the actual problem of conflicts between children and parents. At the beginning of the article, the author gives the concept of child-parent conflict, analyzes psychological and pedagogical literature on the study of this problem by other authors. The article also notes the causes of conflicts between children and parents. The author emphasizes that one of the main causes of conflicts between children and parents are the styles and types of upbringing and development of the child. An important factor in the occurrence of conflicts is also the relationship between spouses and family well-being. The author notes that only parents are not always to blame for conflicts between children and parents. In some age periods, the child himself may unconsciously provoke a conflict. In conclusion, the author suggests considering several ways to prevent and overcome conflict situations. Such methods are games that will help teach children a productive way out of conflict.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1314. (дата обращения 13.03.2023)

16. Скрынникова, Н.В. Личностная тревожность и ее проявления в млодшем подростковом возрасте / Н.В. Скрынникова // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/hchnostnaya-trevozhnost-i-ee-proyavlenie-v-mladshem-podrostkovom-vozraste/viewer. (дата обращения 13.03.2023)

17. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. 2016. - №6. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2016_6/48.pdf. (дата обращения 13.03.2023).

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Рыжкина Кристина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема конфликтов между детьми и родителями. Вначале статьи автор дает понятие детско-родительскому конфликту, анализирует психолого-педагогическую литературу на изучение этой проблемы другими авторами. Так же в статье отмечаются причины возникновения конфликтов между детьми и родителями. Автор делает акцент на том, что одной из главных причин конфликтов между детьми и родителями становятся стили и типы воспитания и развития ребенка. Немаловажным фактором возникновения конфликтов так же являются взаимоотношения между супругами и семейное благополучие. Автор отмечает, что в конфликтах между детьми и родителями не всегда виноваты только родители. В некоторые возрастные периоды ребенок сам может неосознанно провоцировать конфликт. В заключении статьи автор предлагает рассмотреть несколько способов для предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Такими способами являются игры, которые помогут научить детей продуктивному выходу из конфликтных ситуаций и эмоциональному регулированию. А для гармонизации отношений родителей и детей, снятия общего уровня конфликтности автор предлагает проводить тренинги, которые поспособствуют установлению доверительных отношений между детьми и родителями.

Ключевые слова: детско-родительские конфликты, детско-родительские отношения, старший дошкольный возраст, преодоление конфликтов, профилактика конфликтов, стили воспитания.

Annotation.This article discusses the actual problem of conflicts between children and parents. At the beginning of the article, the author gives the concept of child-parent conflict, analyzes psychological and pedagogical literature on the study of this problem by other authors. The article also notes the causes of conflicts between children and parents. The author emphasizes that one of the main causes of conflicts between children and parents are the styles and types of upbringing and development of the child. An important factor in the occurrence of conflicts is also the relationship between spouses and family well-being. The author notes that only parents are not always to blame for conflicts between children and parents. In some age periods, the child himself may unconsciously provoke a conflict. In conclusion, the author suggests considering several ways to prevent and overcome conflict situations. Such methods are games that will help teach children a productive way out of conflict.

Key words:child-parent conflicts, child-parent relationships, senior preschool age, conflict resolution, conflict prevention, parenting styles.

Введение. Актуальной проблемой в современном мире до сих пор остаются конфликты между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми часто основываются не на одном, а на многих вопросах. Данная тема является актуальной потому, что семья - это важный фактор в воспитании и развитии личности ребенка. Отношения между супругами, воспитывающими ребенка, так же играют немаловажную роль в отношениях между родителями и детьми. Конфликты между супругами часто влияют на эмоциональном благополучии детей. Частые супружеские ссоры и разные проблемы в семье могут сказаться на отношении родителей к детям, а дети, чувствуя негативные эмоции в свою сторону, становятся очень конфликтными в своем поведении [1, С. 246].

Изложение основного материала статьи. Под конфликтом между родителями и детьми понимается возникнувшие противоречия в детско-родительских отношениях. Все чаще тема конфликтов между детьми и родителями стала рассматриваться чаще. Этот вопрос изучали такие ученые, как Бортов Р.В., Смирнова О.Е., Гиппенрейтер Ю.Б., Быкова М.В., Матвеева Л.Г., Переломова О.В. и другие. Данные ученые отмечали немаловажную роль воспитания ребенка с раненого возраста в эмоционально-благополучной среде, с приобщением ребенка к семейным традициям и культуре. Отсюда следует, что самую главную роль, несомненно, играл эмоциональный фон в детско-родительских отношениях.

Конфликт между родителями и детьми - это тот вид конфликтов, который весьма распространен в современном обществе. Такой тип конфликтов существует практически во всех семьях, как в благополучной, так и в не благополучной семье. Основной причиной конфликтов между родителями и детьми почти всегда бывают противоречия между детьми и родителями, носящие личностно-психологический характер. Но порой именно через разрешение конфликта, разрешаются и актуализировавшиеся в нем противоречия.

Родители должны знать, каждый определенный возраст детей сопровождается определенным конфликтным поведением. Это часто случается с детьми, выросшими в дисгармоничной семье или в неполноценной семье. Дисгармоничный стиль в семье характеризуется большим количеством конфликтов между супругами, негативным эмоционально-чувственным фоном в семейных отношениях, что вызывает у ребенка отрицательные чувства, тревогу и беспокойство. Психологические роли постепенно нарушаются, а отношения между родителями и детьми становятся более напряженными. Такие внутрисемейные отношения приводят к детско-родительским конфликтам. Результатом таких взаимоотношений становится деструктивное родительское воспитание и усилению конфликтности у ребенка [3, С. 215].

Конфликт между родителями и детьми может носить взаимный характер неправоты. Педагогическое невежество родителей, жесткие, грубые приемы воспитания ребенка, или повышенная избалованность детей бывают причинами возникновения взаимного неприятия и появления конфронтации в детско-родительских отношениях [5, С. 88-93].

Теперь рассмотрим причины конфликтов между детьми и родителями более подробно. Отечественные и зарубежные ученые много раз отмечали, что именно от родительского отношения к детям зависит их эмоционально-чувственное

благополучие, появление положительных эмоций, вся их жизнь и счастье. Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам конфликтов между детьми и родителями, а именно таких ученых, как С.В. Ковалева, А.И. Захаров, Ш. Фейра и Х. Корнелиуса, помогли нам выделить причины появления и развития конфликтов между детьми и родителями [3, С. 34-72]:

1. Общий отрицательный фон нашего социума.

2. Педагогическая невежество родителей, низкий уровень развития системы воспитания, «родительская незрелость» взрослых.

3. Родительские проблемы. Множество родителей повторяют трагические детские переживания, совершают моральное или физическое насилие над своим ребенком.

4. Воспитание детей в атмосфере чувственного отторжения, без проявления каких-либо теплых чувств от родителей к ребенку.

5. Особенности разных возрастных периодов детей. Иногда дети не специально могут провоцировать родителей на негативные эмоции, пытаясь выразить какой-либо протест или же просто привлечь к себе внимание. Ребенок бывает непослушным, раздражительным и капризным в кризисные периоды своей жизни. В такие время дети неосознанно выводят окружающих на конфликт, чаще всего это, конечно, происходит с родителями. Они негативно реагируют на многие просьбы и требования, которые раньше выполняли спокойно. К сожалению, взрослые не всегда осознают истинные причины таких поступков детей.

6. Невысокий уровень конфликтологических способностей родителей [7, С. 40-65].

Л.И. Колесникова выделяет личностные характеристики родителей, которые влияют на возникновение конфликтов между детьми и родителями. К ним относятся: консервативное мышление, ортодоксальность убеждений, поддержание старомодных правил поведения, склонность к вредным привычкам и другие. А среди личностных характеристик детей подчеркивает следующие: пониженная успеваемость, склонность к нарушению правил поведения, главные черты характера ребенка - это неподчинение, лень, своенравие, излишняя уверенность в себе, эгоистичность, а также полное неповиновение родительским советам [4, С. 26-39]. Таким образом, конфликт между детьми и родителями может произойти в результате, как и неправильного родительского поведения, так и поведения ребенка. Несомненно, одним из самых главных факторов проявления конфликтного поведения у ребенка будет являться тип отношений между родителями и детьми. Рассмотрим самую популярную классификацию стилей отношений между родителями и детьми [6].

Таблица 1

Название Описание стиля

Авторитарный стиль Этот стиль характерен тем, что родители прилагают все свои силы для достижения одной только цели - воспитать идеальных детей. Родители напористы и непреклонны в своих требованиях. Они ограничивают самостоятельность ребенка, его независимость, вся жизнь ребенка происходит под их жестким контролем, строгой дисциплиной и запретами. Такие отношения не подразумевают какую-то эмоциональную близость между родителями и детьми, крайне редко между ними появляется настоящая привязанность, а ребенок становится подозрительным, постоянно настороженным и даже враждебным к другим.

Авторитетный стиль (демократический) Родители понимают важную роль в развитии характера детей, признавая право на их саморазвитие. Они спокойно оценивают, какие правила заслуживают диктовки, а какие -обсуждения. Они с разумной готовностью пересматривают свою позицию. Поощряется проявление самостоятельности и ответственности в соответствии с возрастом ребенка. Стремятся помочь детям, требуя от них осмысленных действий и чутко реагируя на их потребности.

Либеральный стиль Высокая оценка своих детей, прощение его слабостей и уязвимостей - вот описание данного стиля. Родители легко находят общий язык с детьми, не сдерживают и не ограничивают их, доверяя им.

Индифферентный стиль Вопросы о воспитании ребенка не приоритетны для родителей, поскольку у них множество других забот. Детям, чаще всего, приходится решать свои собственные проблемы. Никто не контролирует детей, не ограничивает и ничего им не запрещает. Дети находятся в основном без какой-либо взрослой помощи, предоставлены сами себе.

Предотвращение и профилактика конфликтов между родителями и детьми требует проведения особых мер и с одной, и с другой стороной конфликта. Для детей старшего дошкольного возраста отлично подойдет комплекс игр, направленный на снижение общего уровня конфликтности и агрессии, а так же обучению ребенка продуктивному выходу из конфликта.

Таблица 2

Название игры Цель игры

1. «Полянка мира» Цель игры: научить детей продуктивным способам решения конфликта.

2. «Тигр и поезд» Цель: снятие вербальной агрессии и мышечного напряжения.

3. «Вороны» Цель: снятие физической агрессии без насильственных методов.

4. «Подними конфету» Эта игра учит договариваться, находить компромисс.

5. «Мирись» Цель: учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации.

6. «Проигрывание конфликтов» Цель: находить компромиссы, выход из конфликта, научить детей договариваться.

7. «Ссоримся» Цель: научить детей обдумывать поступки, уметь находить причину конфликтов, способ решения, закрепить эти умения в поведении детей.

8. «Вкусная проблема» Цель: учить детей решать ссоры путем переговоров, принимать коллективные решения.

9. «Возьми себя в руки» Цель: научить детей сдерживать агрессию.

10. «Фрукты и овощи» Цель: снятие вербальной агрессии.

Эти игры помогут снизить уровень конфликтности у ребенка, помочь ему в будущем находить правильный выход из конфликта. А для установления доверия, снижения уровня конфликтного поведения и устранения старых обид, мы предлагаем провести тренинги с родителями и детьми, которые поспособствуют гармонизации их отношения.

Таблица 3

Название тренинга Цель Содержание Оборудование

1. «Внимание: конфликт!» Цель: 1. Информирование родителей о психологической сущности конфликта. 2. Развитие эмпатии, способности к рефлексии. 3. Определение типа поведения в конфликтных ситуациях, обучение способам разрешения конфликтов. «Изображение чувств» «Закончи предложение» «Решение конфликтных ситуаций» «Потерпевший кораблекрушение» Нет

2. Конфликты и способы их разрешения. Цель: создание условий для повышения уровня родительской компетентности в понимании причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. «Каракули» «Мои родители» «Изобрази животное» «Конфликт» «Категории поведения в конфликте» «Шесть шагов разрешения конфликта» «Игры-мирилки» Листы бумаги, карандаши

3. Бесконфликтное общение. Цель тренинга: - установление и развитие неконфликтных детско-родительских отношений партнерства и сотрудничества; - выработка новых навыков неконфликтного взаимодействия с ребенком для раскрытия его личностного потенциала; - формирование у детей и родителей навыков бесконфликтного общения. «Закончи предложение» «Мир семьи» «Скажи мишке добрые слова» «Хвалить или ругать» «Картинная галерея» «По щучьему велению» «Сила слова» «Разозлились - одумались» «Обиды» «Поссорились - помирились» Листы бумаги, цветные карандаши. Плюшевый мишка. Мяч или воздушный шарик.

4. Учим детей разрешать конфликты. Цель: выработка конструктивных форм поведения, способов реагирования в конфликтах «Поссорились», «Кто знает больше мирилок», «Вежливые слова», «Гномы», «Кто знает больше считалок?». Разноцветные шапочки для гномиков.

Выводы. Проблема отношений родителей и детей остается актуальной в современном мире. Есть множество способов для предотвращения и преодоления конфликтов между детьми и родителями. Но нужно осознавать, что основные причины высокой конфликтности ребенка лежат в эмоциональном контексте стилей воспитания ребенка и отношений в семье.

Литература:

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2009. - 246 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. -Самара, 2001. - 215 с.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2007. - С. 34-72

4. Колесникова, Л.И. Семья в зеркале конфликта / Л.И. Колесникова. - Казань, Изд. КГУ, 2001. - С. 26-39

5. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета, 2000. - №1. - С. 88-93

6. Степанов, С.С. Стратегии семейного воспитания / С.С. Степанов // Школьный психолог. - 2000.

7. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Инфра, 2009. -С. 40-65

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СВОЙСТВЕННЫЕ РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются общие особенности процесса социализации, свойственные большинству категорий нарушений, а также специфические особенности, характерные для отдельных видов нарушений (нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич). Наряду с этим, анализируются особенности расстройства привязанности, возникающие в результате психосоциальной депривации. Также рассматриваются трудности социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. В статье доказывается, что наиболее напряженно, специфично происходит процесс социализации у детей, развитие которых протекает по дефицитарному типу (нарушения опорно-двигательного аппарата; сенсорные нарушения - патология зрения, слуха; речевые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.