Научная статья на тему 'Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний'

Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
545
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ / GEOGRAPHY / POPULARIZATION OF GEOGRAPHICAL KNOWLEDGE / FICTION / NON-FICTION MAGAZINES / GEOGRAPHY AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмин Василий Леонидович, Роготень Наталья Николаевна

Значение географических знаний в современном мире трудно переоценить, современный человек пользуется электронными системами навигации, сам выстраивает маршруты своих поездок/ путешествий, интересуется природой и культурой других стран. В статье дается обзор современной детской художественной и научно-популярной литературы, посредством которой школьники могут приобщаться к географическим знаниям. Актуальность статьи заключается в том, что авторы рассматривают жанры детской литературы, которым редко уделяется внимание в различных исследованиях и которые отсутствуют в школьной программе. В работе освещаются детские детективы, новеллизация радиопередач, научно-популярная периодика, а также«графическая литература», или комиксы. Изучению подверглись в первую очередь те авторы, в работах которых наиболее ярко выражен географический компонент. Это автор серии детских детективов Стив Стивенсон, художники и сценаристы Карл Баркс и Дон Роса, создававшие приключенческие комиксы с персонажами диснеевских мультфильмов, а также сценаристы детской радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов» Крепс и Минц, подвергшие литературной обработке сценарии отдельных передач. Кроме этого, в статье дается обзор выходивших в России научнопопулярных географических журналов. Среди них отечественные периодические издания «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Юный натуралист», ежегодники «Глобус» и «Земля и люди: географический календарь». Кроме российских, внимание уделено и международным изданиям, публикующимся на русском языке периодическим журналам GEO, «GEOленок», «National Geographic. Россия», National Geographic Traveler и «National Geographic. Юный путешественник», Discovery и тематическим коллекциям итальянского издательского дома ДеАгостини. Авторы анализируют, насколько хорошо в данных формах раскрываются сведения по географии, а также для каких возрастных групп они будут интересны. Авторы приходят к выводам, что данные издания способствуют расширению кругозора детей в целом и их географических знаний в частности, и их можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы по географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмин Василий Леонидович, Роготень Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FICTION AND NON-FICTION FOR CHILDREN: THE EXPERIENCE OF POPULARISING GEOGRAPHICAL KNOWLEDGE

The importance of geographical knowledge in the modern world can hardly be overestimated: a modern individual uses electronic navigation systems, designs travel routes, and takes an interest in the natural and cultural environment of other countries. Th article provides an overview of contemporary children’s fiction and non-fiction, which enables students to acquire geographical knowledge. The relevance of the article lies in the fact that the authors investigate the genres which have received little attention in other studies, and the sources which are not included in the school curriculum. The research covers children’s detective stories, radio broadcasts, and popular science periodicals, as well as “graphic literature”, or comics. Closest attention was devoted to the authors in whose works the geographic component is most pronounced. They are: the author of a children’s detective series Steve Stevenson, artists and screenwriters Karl Barks and Don Rosa, who created adventure comics featuring Disney cartoon characters, as well as Clement Kreps and Vladimir Mintz, the scriptwriters of the children’s radio program “Famous Captains Club”, who subjected the scripts of individual programs to literary processing. In addition, the article offers an overview of popular science magazines published in Russia. Among them are the domestic periodicals “Around the World”, “Global Pathfinder”, “Young Naturalist”, the annuals “Globe” and “Earth and People: Geographical Calendar”. In addition to Russian periodical sources, attention is also devoted to international periodicals published in Russian: “GEO”, “GEOlenok”, “National Geographic. Russia”, “National Geographic. Traveller”, and “National Geographic. Young Traveller”, “Discovery” and thematic collections of the Italian publishing house DeAgostini. The authors analyse how well geographical information is presented in these sources, and what age groups are targeted. The authors conclude that these publications contribute to the expansion of children’s outlook in general and of their geographical knowledge in particular, and they can be recommended as additional reading on geography.

Текст научной работы на тему «Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний»

Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 3 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 3 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 372.891 DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-3-246-254

Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний

В. Л. Кузьмин01, Н. Н. Роготень2

1 Государственный музей-заповедник «Петергоф», 198516, Россия, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, д. 2 2 Московский педагогический государственный университет, 119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Аннотация. Значение географических знаний в современном мире трудно переоценить, современный человек пользуется электронными системами навигации, сам выстраивает маршруты своих поездок/ путешествий, интересуется природой и культурой других стран. В статье дается обзор современной детской художественной и научно-популярной литературы, посредством которой школьники могут приобщаться к географическим знаниям. Актуальность статьи заключается в том, что авторы рассматривают жанры детской литературы, которым редко уделяется внимание в различных исследованиях и которые отсутствуют в школьной программе. В работе освещаются детские детективы, новеллизация радиопередач, научно-популярная периодика, а также «графическая литература», или комиксы. Изучению подверглись в первую очередь те авторы, в работах которых наиболее ярко выражен географический компонент. Это автор серии детских детективов Стив Стивенсон, художники и сценаристы Карл Баркс и Дон Роса, создававшие приключенческие комиксы с персонажами диснеевских мультфильмов, а также сценаристы детской радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов» Крепс и Минц, подвергшие литературной обработке сценарии отдельных передач. Кроме этого, в статье дается обзор выходивших в России научно-популярных географических журналов. Среди них отечественные периодические издания «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Юный натуралист», ежегодники «Глобус» и «Земля и люди: географический календарь». Кроме российских, внимание уделено и международным изданиям, публикующимся на русском языке — периодическим журналам GEO, «вБОленок», «National Geographic. Россия», National Geographic Traveler и «National Geographic. Юный путешественник», Discovery и тематическим коллекциям итальянского издательского дома ДеАгостини. Авторы анализируют, насколько хорошо в данных формах раскрываются сведения по географии, а также для каких возрастных групп они будут интересны. Авторы приходят к выводам, что данные издания способствуют расширению кругозора детей в целом и их географических знаний в частности, и их можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы по географии.

Ключевые слова: география, популяризация географических знаний, художественная литература, научно-популярные журналы, география в школе.

Сведения об авторах:

Василий Леонидович Кузьмин, SPIN-код: 4622-3953, e-mail: kvl-14@yandex.ru Наталья Николаевна Роготень, SPIN-код: 6422-5032, e-mail: nnrogoten@yandex.ru

Для цитирования:

Кузьмин, В. Л., Роготень, Н. Н. (2019) Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 246-254.

DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-246-254

Получена: 17 сентября 2019; прошла рецензирование 12 октября 2019; принята 22 октября 2019.

Финансирование: Работа поддержана грантом РФФИ № 18-00-00956. Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Fiction and non-fiction for children: The experience of popularising geographical knowledge

V. L. Kuzmin01, N. N. Rogoten2

1 State Museum Reserve "Peterhof" 2 Razvodnaya Str., Peterhof, Saint Petersburg 198516, Russia 2 Moscow Pedagogical State University, 1 Malaya Pirogovskaya Str., Bldg 1, Moscow 119991, Russia

Authors

Vasily L. Kuzmin, SPIN: 4622-3953, e-mail: kvl-14@yandex.ru

Natalya N. Rogoten, SPIN: 6422-5032, e-mail: nnrogoten@yandex.ru For citation: Kuzmin, V. L., Rogoten, N. N. (2019) Fiction and non-fiction for children: The experience of popularising geographical knowledge. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 3, pp. 246-254. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-246-254

Received 17 September 2019; reviewed 12 October 2019; accepted 22 October 2019. Funding: The study was supported by RFBR (project no. 18-00-00956). Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The importance of geographical knowledge in the modern world can hardly be overestimated: a modern individual uses electronic navigation systems, designs travel routes, and takes an interest in the natural and cultural environment of other countries. The article provides an overview of contemporary children's fiction and non-fiction, which enables students to acquire geographical knowledge. The relevance of the article lies in the fact that the authors investigate the genres which have received little attention in other studies, and the sources which are not included in the school curriculum. The research covers children's detective stories, radio broadcasts, and popular science periodicals, as well as "graphic literature", or comics. Closest attention was devoted to the authors in whose works the geographic component is most pronounced. They are: the author of a children's detective series Steve Stevenson, artists and screenwriters Karl Barks and Don Rosa, who created adventure comics featuring Disney cartoon characters, as well as Clement Kreps and Vladimir Mintz, the scriptwriters of the children's radio program "Famous Captains Club", who subjected the scripts of individual programs to literary processing. In addition, the article offers an overview of popular science magazines published in Russia. Among them are the domestic periodicals "Around the World", "Global Pathfinder", "Young Naturalist", the annuals "Globe" and "Earth and People: Geographical Calendar'! In addition to Russian periodical sources, attention is also devoted to international periodicals published in Russian: "GEO", "GEOlenok", "National Geographic. Russia', "National Geographic. Traveller', and "National Geographic. Young Traveller", "Discovery" and thematic collections of the Italian publishing house DeAgostini. The authors analyse how well geographical information is presented in these sources, and what age groups are targeted. The authors conclude that these publications contribute to the expansion of children's outlook in general and of their geographical knowledge in particular, and they can be recommended as additional reading on geography.

Keywords: geography, popularization of geographical knowledge, fiction, non-fiction magazines, geography at school.

Введение

Суть географии и ее важность для современного общества лучше всего отражает лозунг на дверях одного магазина в американской столице, специализирующего на географической литературе: «Без географии вы нигде». И действительно, сложно найти такую сторону жизни человека и общества в целом, которая не была бы связана с географией. География нужна везде, где требуется пространственный анализ, знание территорий — близких и далеких, понимание взаимосвязей между природой и обществом (Демина 2008). Важными сферами приложения географических знаний стали экология и геоинформационные системы, районная пла-

нировка и изучение возможных последствий глобальных изменений климата для природы и общества. Современному предпринимателю любого уровня нужна экспертиза и консалтинг, где размещать те или иные составляющие бизнеса, где и что закупать, куда экспортировать и пр.

Поэтому к ученикам и выпускникам современной школы предъявляется все больше и больше требований — возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям. Новые требования предъявляются и к самой школе. Идет поиск методов, которые будут формировать компетенции, а не просто

умения, которые направлены на развитие познавательного интереса у учащихся. География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете и играющий особую роль в воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине, гордости за свой народ (Гамидова 2015, 129-130).

Очень точно описал значение географии доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ, директор и главный редактор издательства «Большая российская энциклопедия» А. П. Горкин: «Никто никогда не встречал в СМИ математических формул, физической или химической терминологии, а с языком географии все мы встречаемся ежедневно. Язык географии — язык цивилизации!» (Гамидова 2015, 129).

В Концепции развития географического образования в РФ прописаны мероприятия по популяризации географии: организация комплексных медиакомпаний и массовых просветительских мероприятий, производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики, выпуск научно-популярных и художественных географических изданий; проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, брейн-рингов, дискуссионных клубов и т. п.; создание и поддержка молодежных общественных объединений и клубов; развитие географических интернет-проектов, создание интерактивных музеев и др. (Концепция развития... 2018). В конечном итоге все они должны способствовать раскрытию юных талантов, повышению мотивации в учебе, стимулировать детей к саморазвитию.

Основная часть Детский детектив

Одной из форм популяризации географических знаний выступает художественная литература, которая через разнообразие своих жанров вызывает у детей интерес к разным странам, путешествиям, географическим открытиям и пр.

Сегодня географическую составляющую можно найти в самой разнообразной детской литературе, которой богат современный книжный рынок, в том числе российский. Помимо классической приключенческой (романы Жюля Верна, Луи Буссенара, Майн Рида) и природоведческой (произведения Виталия Бианки, Михаила Пришвина) литературы, есть и другие,

более современные жанры (возникшие в XX веке), с помощью которых юные читатели могут познакомиться с географической (и не только) информацией. Один из таких жанров — детский детектив.

Прародительницей детского детектива можно считать Эллен Вуд (известная также как миссис Генри Вуд), которая в 1877 г. написала первый рассказ антологии, где главным действующим лицом становится подросток Джонни Ладлоу. Он не расследовал преступления, как настоящий сыщик: они раскрывались случайно, а Джонни выступал лишь в качестве наблюдателя (Борисенко 2015, 13). Но с развитием детского детектива в XX веке дети превратились в полноценных субъектов расследования. За этот жанр брались такие известные писатели, как Марк Твен, Астрид Линдгрен и Анатолий Рыбаков, а самым известным автором первой половины XX века была Энид Блайтон, произведения которой переведены на 90 языков и давно считаются классикой жанра. Иногда отдельные авторы добавляли в такие произведения экзотики, отправляя своих героев в другие страны, что было характерно и для классического детектива. Но наиболее полно географическая составляющая в детском детективе оказалась представлена у современного автора — итальянского писателя Марио Паску-алотто.

Марио Паскуалотто по образованию психолингвист. Он работал в Болонском университете, занимаясь исследованиями о формировании культурной идентичности через психологию рассказа, но большую известность ему принесла писательская деятельность. В 2010 году свет увидела его книга «Агата Мистери. Загадка Фараона», изданная под псевдонимом Сэр Стив Стивенсон, который автор взял в знак уважения к своему любимому писателю Роберту Льюису Стивенсону. Это была первая книга детского детективного цикла о приключениях двенадцатилетней девочки Агаты Мистери и ее двоюродного брата Ларри. На сегодняшний день в серии вышло уже 32 книги (на русский язык переведено 29).

Главная героиня серии — Агата Мистери, обладающая феноменальной памятью и мечтающая стать писательницей детективов. Ее двоюродный брат — четырнадцатилетний Ларри Мистери — учится в школе для детективов «Око Интернэшнл» и регулярно получает задания от своего руководства. Ему приходится заниматься расследованием преступлений в самых разных уголках мира. В этом Ларри всегда помогает Агата, а сопровождают детей в путешествиях

дворецкий семьи Агаты мистер Кент и ее кот Ватсон.

Схема всех книг достаточно стандартная: Ларри получает задание от школьного начальства, после чего вместе с Агатой, мистером Кентом и котом Ватсоном они отправляются на место преступления, находящееся обычно в другой стране. Там их обязательно встречает какой-либо родственник из многочисленного семейства Мистери, разбросанного по всему свету, который обязательно обладает уникальным хобби. Затем следует расследование преступления, его раскрытие и возвращение домой. Например, в первой книге Ларри отправляют в Египет в Долину Царей для раскрытия кражи глиняной таблички, содержащей указания по обнаружению гробницы фараона. В Египте Ларри, Агату и мистера Кента с котом Ватсоном встречает тетя Мелания, живущая в Луксоре и разводящая дромадеров. С ее помощью герои добираются до Долины Царей, где проводят расследование и успешно раскрывают преступление (Стивенсон 2017).

Несмотря на схематичность, характерную для детективного жанра, книги Марио Паскуа-лотто отличаются динамичным сюжетом, неплохим юмором, вниманием к деталям, а также прекрасными иллюстрациями Стефано Туркони. Помимо развлечения, истории про Агату Мистери имеют и образовательную ценность. Автор старается раскрыть колорит стран и особенности их населения. Текст содержит географические, исторические и культурологические комментарии, что способствует расширению детского кругозора. Так, из книги «Агата Мистери. Загадка фараона» читатели узнают, кого называют феллахами, чем знаменит Лоуренс Аравийский, что такое Долина Царей, когда в Египте была эпоха Нового царства и другие интересные факты.

Серия книг про Агату Мистери может заинтересовать детей младшего школьного возраста, но и тем, кто постарше, такие детские детективы будут не менее интересны.

Комиксы

Другая разновидность современной литературы для детей, через которую дети могут получить информацию по географии, это комиксы. Самое простое определение комикса описывает его как серию изображений, в которых рассказывается какая-либо история (другими словами, рассказ в картинках). Работающий в этой форме Скотт МакКлауд характеризует ее как смежные рисунки и другие изображения в смыс-

ловой последовательности. Комикс не относится к литературе в чистом виде, так как объединяет в себе литературу с изобразительным искусством. Но, как и литература, комиксы могут быть любых жанров, в том числе и приключенческие, в которых немаловажную роль играет географическая составляющая.

Один из наиболее известных авторов комиксов, в работах которого географический компонент имел важное значение, — это Карл Баркс (1901-2000). С 1935 г. он начал работать на студию Disney в штате мультипликаторов, в 1936 г. стал сценаристом в подразделении, отвечавшем за персонажа Дональда Дака. С 1936 по 1942 г. он активно участвовал в создании 36 короткометражек о нем, а также помогал разрабатывать образы его племянников Билли, Вилли и Дилли для мультфильма «Племянники Дональда» 1938 г. В 1942 г. издательство Western Publishing, издававшее комиксы по лицензии Disney, предложило Барксу писать и иллюстрировать новую серию историй об этом персонаже, предоставив ему полную творческую свободу. За период с 1942 по 1966 г. им было написано и нарисовано более 6000 страниц в более чем 500 историях (Олт 2018). В России на данный момент переведено и издано 11 томов его работ. Именно он создал таких персонажей как Скрудж Макдак, Винт Разболтайло, братья Гавс, Глэдстоун Гандер, Магика де Гипгоз и Флинхарт Гломгольд. В основном он сам писал сценарий, рисовал эскизы и раскрашивал иллюстрации.

Несмотря на то, что главные герои Баркса изображены как антропоморфные животные, в своей поведенческой основе они — люди. Некоторые из них создавались под влиянием реальных личностей, или литературных героев (черты Дональда, например, были списаны с министра внутренних дел США Гарольда Айк-са, отличавшегося грубостью). Для появившегося впервые в истории «Рождество на Медвежьей горе» (Баркс 2017), изданной в журнале «Четыре цвета» в 1947 г., Скруджа Макдака источником вдохновения послужили персонажи Эбенезер Скрудж из «Рождественской песни» Диккенса и Чарльз Фостер Кейн из фильма «Гражданин Кейн» Орсона Уэлса. Именно желание Баркса разбавить комедийные сюжеты приключениями в экзотических странах и стало причиной его появления. Только наличие богатого дяди позволяло Дональду, никогда не имевшему постоянного места работы, и его несовершеннолетним племянникам отправляться путешествовать в любую точку земного шара.

В своей основе истории о приключениях в экзотических уголках света, созданные Карлом Барксом, продолжали оставаться комедией. Но развивались они в кропотливо созданных экзотических декорациях дальних стран. Источником вдохновения и информации для Барк-са служил журнал National Geographic, который он выписывал всю жизнь. И хотя в его историях присутствовал элемент фантастики (например, в истории «Чернейшая Африка» (Баркс 2018) Дональд и его племянники ищут уникальную бабочку Почтитус Исчезнус), Баркс наполнял свои комиксы реалистичными деталями, правдиво изображая природу и ландшафт описываемой страны, ее животный и растительный мир.

Таких же принципов придерживался второй крупнейший автор комиксов о Скрудже и Дональде — Дон Роса (на русском языке издано уже 10 томов его историй). В 1986 г. он начал работать на издательство Gladstone Publishing, которое к тому моменту владело лицензией на публикацию комиксов Disney в США. Вдохновленный работами Карла Баркса, он придерживался концепции своего предшественника, воспринимая «утиных» персонажей как реальных людей, а не бессмертных сказочных существ. Как и его кумир, Дон Роса в значительной части своих историй отправлял героев в различные экзотические страны, но теперь сюжеты получили и более жесткую историческую привязку — их события происходили не позднее середины XX века. Сохранил Роса и внимание к реалистичным деталям и достоверным фактам. Так, в истории «Ловец крокодилов» упоминаются реальные исторические личности: исследователи Африки Стэнли и Ливингстон, историк Плиний Старший, император Нерон. В этом сюжете герои путешествуют по Африке 1950-х гг., посещают современные Каир (Египет) и Хартум (Судан), а также места, тесно связанные с древней историей, — озеро Карун и оазис Эль-Файюм. Даже символ, с которым связано приключение героев, — настоящие египетские иероглифы, соответствующие богу-крокодилу Себеку. Сам Роса вспоминал, что для создания этого сюжета он работал в Исторической библиотеке Университета Луисвилля (Роса 2017).

Истории Баркса и Росы подойдут для различных возрастов: как для детей дошкольного возраста, уже умеющих читать, так и для взрослых (отдельные шутки и цитирование фильмов рассчитаны на более зрелых читателей).

Новеллизация радиопередач

В отдельную категорию следует выделить новеллизацию тематических (в нашем случае, географических) радиопередач. Это направление сложно отнести к приключенческой литературе, так как путешествия в экзотические страны в нем отсутствуют. Нельзя назвать его в полном смысле и научно-популярной литературой, так как для последней он слишком художественный. Охарактеризовать его можно как изложение в прозаической форме детских радиопередач.

С 31 декабря 1945 г. до 1982 г. на советском радио выходила детская радиопередача «Клуб знаменитых капитанов». Ее авторами были кинорежиссер, сценарист Климентий Борисович Минц и писатель, сценарист Владимир Михайлович Крепс. Передачи проходили в форме заседаний клуба. Обычно они начинались с короткого диалога библиотекарей Марии Петровны и Катюши, закрывающих библиотеку. После этого с книжных страниц сходили известные литературные герои: капитан Немо, Лемюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Тартарен из Тараскона, Дик Сенд, барон Мюнхгаузен, Артур Грэй и капитан корвета «Коршун». Знаменитые капитаны рассказывали о путешествиях и экспедициях, жизни в зарубежных странах и обычаях различных народов, знакомили слушателей с интересными фактами из области географии, зоологии и ботаники. Заканчивалось заседание криком петуха, после которого капитаны возвращались на страницы своих книг. Озвучивали персонажей передачи советские артисты Борис Лавров, Ростислав Плятт, Осип Абдулов, Александр Хованский, Валентина Сперантова, Борис Оленин, Михаил Нароков и Юрий Яковлев.

Создатели передачи устраивали для юных слушателей различные конкурсы на проверку географических знаний. В одном из выпусков радиопередачи была объявлена игра в «25», смысл которой заключался в том, что, выполняя географические задания, дети-участники набирали баллы. Первые 25 школьников, набравшие по 25 баллов, стали членами-корреспондентами клуба, а потом первыми «юнгами» образованной в 1948 году Школы юных географов на Географическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. И, как отмечает Н. А. Алек-сеенко, руководитель заочной Школы ЮНГ, «если сначала Школа ЮНГ была больше клубом, то с обретением учебной программы она превратилась в "малый геофак", дав начало движению Школы юных на всех факультетах Московского университета» (Алексеенко 2016, 54).

Так популяризация географических знаний, проводимая радиостанцией, переросла в профессиональную работу преподавателей геофака МГУ им. М. В. Ломоносова со школьниками, увлеченными географией.

Передача «Клуб знаменитых капитанов» была настолько популярной, что лучшие ее выпуски были опубликованы в виде книг «На волне Знаменитых Капитанов» (1974), «Счастливого плавания, капитаны!» (1980) и «Путешествие становится опасным» (1989). В наши дни записи радиопередач переизданы в аудиоформате и продаются на дисках (СЭ-шрЗ) в интернет-магазинах. Современные дети продолжают слушать рассказы «о великих путешественниках, об истории географических открытий, о чудесных явлениях природы и достижениях науки».

Не ограничиваясь изданием радиопьес, Крепс и Минц в 1963-1964 гг. издали новеллизацию собственных передач в четырех книгах («Свистать всех наверх», «Сокровища капитана Ермакова», «Тайна покинутого корабля», «По следам затонувшей шхуны»), дважды переиздававшуюся в 70-е и 90-е гг. в виде двухтомника «Клуб знаменитых капитанов». В книгах в форме повестей были пересказаны несколько радиопередач. В таком виде произведения приобрели большую целостность, но не потеряли своего главного достоинства: все также в доступной и увлекательной форме читателей знакомили с интересными фактами из истории путешествий (как правило, морских), географии, биологии, зоологии и литературы (все главные и второстепенные герои — персонажи известных литературных произведений). В частности, читая повести, можно было узнать о первых путешественниках, морским путем посетивших Индию (Васко да Гама, Афанасий Никитин, Чжэн Хэ), в честь кого назван остров Визе, и кто ему дал такое имя, кто открыл Антарктиду, происхождение легенды об Атлантиде и т. д.

Книги Крепса и Минца в первую очередь рассчитаны на поклонников оригинальной радиопередачи любого возраста, но и современным детям они могут быть интересны. Их можно рекомендовать как дополнительную литературу для детей младшего и среднего школьного возраста для закрепления некоторых знаний по географии и расширения кругозора.

Детские научно-популярные журналы

Помимо художественной литературы и радиопередач, популяризации географических знаний среди детей и подростков способствовали периодические издания. Старейшим из-

данием подобной тематики является журнал «Вокруг света». Это не только самый первый российский научно-популярный и страноведческий журнал, но и один из первых журналов в мире на познавательную тематику. Издается с 1861 года и почти на три десятка лет старше такого всемирно известного журнала, как National Geographic, который издается в США с 1888 г.

Основатель журнала «Вокруг света» — просветитель, энциклопедист, издатель и книготорговец М. О. Вольф задумал его как ориентированный на самую широкую аудиторию, но не касающийся политических вопросов российской жизни. Тематические предпочтения редакции касались «землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений». А поскольку во второй половине XIX века эпоха географических открытий, изучения животного и растительного мира продолжалась, то преобладание материалов на географические темы (описания дальних стран, народов, экзотической природы, итогов путешествий) было естественным.

Практически сразу же у журнала появилось ежемесячное приложение «Природа и землеведение», в котором публиковались переводные научно-популярные статьи первые произведения зарождавшейся научной фантастики и приключенческой литературы. Первой такой публикацией в журнале стал роман Ж. Верна «Из пушки на луну» (1867 г.).

За почти 160-летнюю историю журнал неоднократно менял издателей, редакторов, место и периодичность издания, даже название (как в 1990-е годы), но неизменной оставалась главная идея — популяризация географии, а потому постоянно появлялись новые рубрики («Всемирный калейдоскоп», «Новости под рукой», «Окраины России», «Морские пираты и корсары», «Галерея знаменитых путешественников» и др.). Послевоенное возрождение журнала было связано с именами таких известных ученых и писателей-фантастов, как В. А. Обручев и И. А. Ефремов.

Новый век и новые технологии изменили подход и подачу материала для аудитории. Оставаясь одним из самых массовых по тиражу, журнал создал первый познавательный портал с очень широкой линейкой рубрик (Вокруг света). С 2012 года «Вокруг света» — официальный журнал Русского географического общества (РГО). Для большего удобства и расширения аудитории журнал представлен в соцсетях и приложениях AppStore и Google Play, выпускает серию путеводителей «Вокруг света» на iPad.

В советский период вовлечение детей и подростков в увлекательный мир географии поддерживалось уже на государственном уровне. География считалась наукой «идеологической», потому и внимание было особым. Практически одновременно появились журналы «Всемирный следопыт» (1925) и «Юный натуралист» (1927). Первый был задуман как журнал путешествий, приключений и научной фантастики. Инициатором создания выступил его первый главный редактор В. А. Попов — русский и советский писатель, просветитель, педагог, путешественник и автор знаменитой песни советской детворы «Картошка». Владимир Алексеевич прошел «школу книгоиздания» и редактуры у одного из самых известных книгоиздателей России — И. Д. Сытина. С 1905 г. Попов был редактором журнала «Вокруг света».

В общей сложности «Всемирный следопыт» просуществовал до 2012 г. Главное содержание журнала составляли тематические путешествия по разным странам, сюжетно-географические маршруты по регионам России, повествования о городах, специфике современной жизни горожан, предлагались маршруты, которые мог повторить читатель. В советское время у «Всемирного следопыта» было очень популярное региональное издание — журнал «Уральский следопыт» о путешествиях по Уралу, приключениях, истории, краеведении и научной фантастике (Сайт «Журналы СССР»).

Второй журнал — «Юный натуралист» был создан по Постановлению Правительства и определялся как научно-популярный иллюстрированный детский и юношеский журнал, рассчитанный на возрастную аудиторию 9-14 лет. До настоящего времени это одно из самых интересных и познавательных изданий, которое может использоваться в качестве дополнительной учебной литературы о природе, для чтения в кругу семьи. Основные рубрики журнала: «Тайны морей и океанов», «Листая Брема», «Застольная кругосветка», «Заповедными тропами» (Юный натуралист).

Помимо ежемесячных изданий, для детей среднего и старшего школьного возраста выпускался научно-популярный ежегодник «Глобус» (1938-1990). В нем в доступной и интересной форме рассказывалось о жизни в СССР и мире, географии, биологии, астрономии, путешествиях и исследованиях, истории, просто любопытных фактах. Ежегодник был богато иллюстрирован рисунками, картами и фотографиями.

Для любителей географии более старших возрастов с 1958 по 1981 г. выходил ежегодник «Земля и люди: географический календарь»

(всего 14 выпусков), в котором приводились описания изменений в природе различных районов земного шара, знаменательные юбилейные даты из области географии, картины природы, показывалась жизнь людей в нашей стране и за рубежом, отражалась история географической науки и путешествий. А для полезного времяпрепровождения в часы досуга предлагались занимательные задачи, викторины, чайнворды и пр.

В конце 1990-х — начале 2000-х в Россию «пришли» зарубежные научно-популярные географические издания. Первым в 1998 году стал международный научно-популярный журнал с уклоном в тематику путешествий GEO. С 2003 года появляется «^БОленок» и сразу становится одним из самых популярных журналов для детей. Одновременно с ним в продаже появились «National Geographic. Россия» и National Geographic Traveler (посвящено путешествиям, подробному разбору популярных среди туристов стран и советам по посещению экзотических стран). В дополнение к первому журналу выходит «National Geographic. Юный путешественник», рассчитанный на более юную аудиторию. Все издания отличает высочайшего уровня профессиональная фотожурналистика и эксклюзивная информация о наиболее значимых открытиях, достижениях и исследованиях в области географии, истории, этнографии и сопутствующих наук (National Geographic. Россия).

В 2004 году на российском рынке появилась продукция итальянского издательского дома ДеАгостини, основателем которого был итальянский географ Джованни Де Агостини (1901). Вначале компания специализировалась на выпуске географических изданий, карт и атласов, но позже стала позиционировать себя как производитель коллекционных изданий по широкой тематике (только в РФ их вышло более 90). Уже несколько поколений детей выросли на коллекциях ДеАгостини: «Атлас. Целый мир в твоих руках» (путешествие по самым интересным и ярким уголкам нашей планеты); «Дворцы и замки Европы» (богато иллюстрированная серия журналов с увлекательной и подробной информацией о самых знаменитых цитаделях, замках, крепостях и дворцах Европы); «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», «Православные Храмы. Путешествие по святым местам» и др. В течение 2020 года к выпуску намечено издание произведений Жюля Верна — признанного мастера научно-фантастических романов и книг о необычайных путешествиях (Сайт «DeAgostini Россия»).

С 2009 г. на русском языке выходит журнал Discovery, в котором публикуют уникальные материалы научно-исследовательских экспедиций, редкие фотографии и эксклюзивные расследования.

Следует отметить, что в это же время были основаны совершенно новые журналы географической и туристической тематики, рассчитанные на подрастающее поколение (возрастные категории 12+ и 16+). Научно-популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед» позиционирует себя как площадка для публикаций лучших краеведческих открытий, организует множество научно-практических конференций, олимпиад и конкурсов различной, в т. ч. географической тематики («Первопроходцы России»), тематические фестивали (Юный краевед).

«Живописная Россия» — отечественный географический хорошо иллюстрированный журнал. Позиционирует себя как познавательное издание. Основные рубрики: «Заповедный край», «Жемчужины России», «Города России», «Землепроходцы», «Экотуризм». В каждом номере журнала вкладка посвящена одному из регионов России (Живописная Россия).

«Русский турист» — возрожденное издание XIX века о спортивном, экскурсионном, экстремальном, экзотическом туризме, о походах и путешествиях с удовольствием. Как и все современные издания, широко представлен в социальных сетях и приложениях.

В заключение хотелось бы отметить теоретические и научно-практические географические журналы для профессионального сообщества: «География в школе» (1934), «География и экология в школе XXI века» (2004). Первый — самый массовый географический журнал страны, один из основных источников информации для учителей в области географии, надежный помощник в организации учебного процесса в условиях модернизации школы. Второй издается при поддержке РГО и Межрегиональной ассоциации учителей географии России. Их материалы ис-

пользуются для популяризации географических знаний среди школьников.

Неоценимый вклад в развитие географического образования внес предметно-методический журнал «География» Издательского дома «1 сентября» (1992). Авторский коллектив издания в течение двух десятилетий работал на обновление содержания школьной географии, публиковал конспекты уроков, задачи, тесты, олимпиады и конкурсы для школьников. Журнал и в черно-белой, и позже в цветной версии был чрезвычайно востребован у школьников, учителей, преподавателей высшей школы, студентов профильных факультетов. К сожалению, прежний состав редакции журнала сохранить не удалось, само издание перешло в электронный формат и утратило былую популярность и актуальность, но архив номеров востребован и до сих пор активно используется.

Также можно сказать, что свою лепту в дело популяризации географических знаний сегодня вносят географические атласы и путеводители. Они отличаются большим разнообразием, имеют региональные особенности. Еще большая детализация присуща путеводителям — есть путеводители, посвященные отдельным объектам, городам и странам; степень их подробности, формат издания отличается у разных издательств. Поэтому набор инструментов популяризации географии не случаен.

Выводы

Издания, рассматриваемые в данной статье, являются хорошим материалом, который можно рекомендовать школьникам в качестве дополнительной литературы. Детская литература и комиксы в большей степени подойдут для учеников начальной школы и будут способствовать усилению их интереса к географическим знаниям, в то время как различные периодические издания могут стать хорошим источником дополнительной информации для самостоятельной работы учащихся при подготовке к урокам географии в средних и старших классах.

Источники

Баркс, К. (2017) Дональд Дак. Рождество на Медвежьей горе. М.: АСТ, 216 с. Баркс, К. (2018) Дональд Дак. Тайна старого замка. М.: АСТ, 232 с.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации. (2018) [Электронный ресурс].

URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения 15.09.2019). National Geographic Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nat-geo.ru/ (дата обращения 15.09.2019). Вокруг света. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения 15.09.2019). Живописная Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://vipress.su/category/zhivopisnaya-rossiya/ (дата обращения 15.09.2019).

Юный краевед. [Электронный ресурс]. URL: ЬЦр^/юный-краевед.рф/ (дата обращения 15.09.2019).

Юный натуралист. [Электронный ресурс]. URL: http://unnaturalist.ru/ (дата обращения 15.09.2019). Сайт «DeAgostiniРоссия». [Электронный ресурс]. URL: https://www.deagostini.ru/ (дата обращения 15.09.2019). Книжный интернет-магазин «Лабиринт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/ (дата обращения 15.09.2019).

Роса, Д. (2017) Дядюшка Скрудж и Дональд Дак. Возвращение в ужасную долину. М.: АСТ, 216 с.

Сайт «Журналы СССР». [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/ (дата

обращения 15.09.2019). Стивенсон, С. (2017) Агата Мистери. Кн. 1: Загадка фараона. СПб.: Азбука, 128 с.

Литература

Алексеенко, Н. А. (2016) Школа ЮНГ в МГУ им. М. В. Ломоносова. География в школе, № 1, с. 54-58. Борисенко, А. (2015) Викторианский детектив. В кн.: А. Борисенко, В. Сонькин (сост.). Не только Холмс.

Детектив времен Конан Дойла. М.: АСТ: CORPUS, с. 7-22. Гамидова, М. Ф. (2015) Применение метода проектов в школьном курсе географии. Историческая

и социально-образовательная мысль, S2, с. 129-132. Демина, Н. (2008) Алексей Наумов: Без географии вы нигде. [Электронный ресурс]. URL: https://polit.ru/

article/2008/08/26/igeo7/ (дата обращения 15.09.2019). Олт, Д. (2018) Карл Баркс. Жизнь среди уток. В кн.: Баркс, К. Дональд Дак. Тайна старого замка. М.: АСТ, с. 228-229.

Sources

Barks, C. (2017) Donal'd Dak. Rozhdestvo na Medvezh'ejgore [Donald Duck. Christmas on Bear Mountain]. Moscow:

AST Publ., 216 p. (In Russian) Barks, C. (2018) Donal'd Dak. Tajna starogo zamka [Donald Duck. The old castle's secret]. Moscow: AST Publ., 232 p. (In Russian)

Knizhnyj internet-magazin "Labirint"[The online bookshop "Labirint"]. [Online]. Available at: https://www.labirint.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii [The concept of the development of geographical education in the Russian Federation]. (2018) [Online]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/do cument/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (accessed 15.09.2019). (In Russian) National GeographicRossiya [National Geographic. Russia]. [Online]. Available at: http://www.nat-geo.ru/ (accessed 15.09.2019). (In Russian)

Rosa, D. (2017) Dyadyushka Skrudzh i Donal'd Dak. Vozvrashchenie v uzhasnuyu dolinu [Uncle Scrooge and Donald

Duck. Return to Plain Awful]. Moscow: AST Publ., 216 p. (In Russian) Sajt "DeAgostiniRossiya"[Website "DeAgostiniRussia"]. [Online]. Available at: https://www.deagostini.ru/ (accessed 15.09.2019). (In Russian)

Sajt "Zhurnaly SSSR" [Website "USSR Magazines"]. [Online]. Available at: https://www.sites.google.com/site/

zurnalysssr/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Stivenson, S. (2017) Agata Misteri. Kn. 1: Zagadka faraona [Agatha Mystery. Book 1: The enigma of the pharaoh].

Saint Petersburg: Azbuka, 128 p. (In Russian) Vokrugsveta. [Online]. Available at: http://www.vokrugsveta.ru/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Yunyj kraeved. [Online]. Available at: http://юный-краевед.рф/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Yunyj naturalist. [Online]. Available at: http://unnaturalist.ru/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Zhivopisnaya Rossiya. [Online]. URL: https://vipress.su/category/zhivopisnaya-rossiya/ (accessed 15.09.2019). (In Russian)

References

Alekseenko, N. A. (2016) Shkola YuNG v MGU im. M. V. Lomonosova [School of Young Geographers in Moscow

State University named after M. V. Lomonosov]. Geografiya v shkole, no. 1, pp. 54-58. (In Russian) Ault, D. (2018) Karl Barks. Zhizn' sredi utok [Carl Barks. Life among ducks]. In: K. Barks. Donal'd Dak. Tajna

starogo zamka [Donald Duck. The old castle's secret]. Moscow: AST Publ., pp. 228-229. (In Russian) Borisenko, A. (2015) Viktorianskij detektiv [Victorian detective]. In: A. Borisenko, V. Son'kin (comp.). Ne tol'ko Kholms. Detektiv vremen Konan Dojla [Not just Holmes. Detective of Conan Doyle's age]. Moscow: AST: CORPUS Publ., pp. 7-22. (In Russian)

Demina, N. (2018) Aleksej Naumov: Bez geografii vy nigde [Alexey Naumov: Without geography, you are nowhere].

[Online]. Available at: https://polit.ru/article/2008/08/26/igeo7/ (accessed 15.09.2019). (In Russian) Gamidova, M. F. (2015) Primenenie metoda proektov v shkol'nom kurse geografii [Application of the project method in school course of geography]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' — Historical and Social-Educational Idea, S2, pp. 129-132. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.