Научная статья на тему 'Роль чтения в формировании географических представлений школьников'

Роль чтения в формировании географических представлений школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
554
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОГРАФИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЧТЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / FICTION / GEOGRAPHICAL REPRESENTATIONS / GEOGRAPHY / LITERATURE / READING / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Машкина Ирина Валерьевна, Никитина Юлия Валерьевна, Осадчая Евгения Владимировна

В данной статье рассматривается роль чтения в формировании географических представлений школьников, обобщается практический опыт учителей географии, литературы и начальной школы. Основное внимание в работе акцентируется на возможности использования отрывков художественных произведений на уроках окружающего мира и географии в школе.Авторами была проанализирована программа по литературному чтению и литературе начальной, основной и старшей школы, проведен анализ наличия географического содержания в произведениях российских и зарубежных авторов и возможности использования данных произведений в формировании географических представлений школьников.В качестве исследовательской задачи была определена попытка использовать художественные произведения как приемы и методы формирования географических представлений учащихся в урочной и внеурочной деятельности, а также определить, каким требованиям для этого должны соответствовать такие произведения.В статье обосновывается идея о том, что преподавание географии как учебного предмета, формирующего целостное представление о мире, невозможно без использования художественных произведений. Через описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в художественных произведениях, авторы прослеживают у школьников формирование географического образа территории, понимание географических процессов и явлений, соотнесение географического пространства, описанного в книге, с реально существующими объектами, познание географического прошлого территории посредством исторической географии и наоборот.В статье отмечается, что использование отрывков художественных произведений в рамках уроков географии или окружающего мира может стать началом реализации межпредметного проекта.Обосновывается мысль о том, что использование художественных произведений на уроках географии и окружающего мира в системе приводит к тому, что учащиеся начинают интересоваться чтением приключенческой литературы, у них повышается познавательная активность, расширяется кругозор.Авторы приходят к выводу, что роль чтения художественных произведений при изучении географии довольно велика. Это и расширение кругозора школьников, и формирование ярких образов географических явлений и объектов, и формирование стремления к познанию мира, путешествиям, и знакомство с самыми разными профессиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Машкина Ирина Валерьевна, Никитина Юлия Валерьевна, Осадчая Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF READING IN DEVELOPING GEOGRAPHICAL REPRESENTATIONS IN SCHOOLCHILDREN

This article discusses the role of reading in the development of geographical representations in schoolchildren based on the practical experience of geography, literature, and elementary school teachers. The main focus of the research is on how to introduce fragments of literary fiction in the lessons of geography and ecology.The authors studied the school program on literary reading and literature of primary and secondary school, analysed the elements of geographical content in books by Russian and foreign authors, and reflected how these works may be used to form geographical representations in schoolchildren. As a research task, the authors attempted to use excerpts from fiction as techniques and methods of developing geographical representations in their students during curricular and extra-curricular activities, and to determine what requirements such works should meet for this purpose.The outcomes presented in the article substantiate the idea that teaching geography as a subject that forms a holistic view of the world is impossible without the use of fiction.Through the descriptions of geographical objects, phenomena, and processes contained in works of literary fiction, the authors claim to have been able to promote in their students the development of the geographical image of a place, an understanding of geographical processes and phenomena, the correlation between the geographical space described in the book with real objects, an understanding of the geographical past through historical geography, and a better knowledge of historical geography as a result.The authors emphasise that the use of fiction as part of the lessons of geography or ecology may promote the implementation of interdisciplinary projects. The outcomes of the research also substantiate the idea that systematic use of fiction in teaching geography and ecology results in the students becoming interested in reading adventure fiction, which in turn increases their cognitive activity and expands their outlook.The authors conclude that reading fiction makes a prominent contribution to studying geography. It may expand the students’ horizons, form vivid images of geographical phenomena and objects, and encourage the students to learn more about the world, to travel, and to encounter a variety of professions.

Текст научной работы на тему «Роль чтения в формировании географических представлений школьников»

Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 3 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 3 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 372.891 ЭОЬ 10.33910/2687-0223-2019-1-3-232-245

Роль чтения в формировании географических представлений школьников

И. В. Машкинаш, Ю. В. Никитина2, Е. В. Осадчая3

1 МОУ СОШ № 37, 681008, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Сусанина, д. 55 2 МБОУ СОШ № 1, 682910, Россия, р. п. Переяславка, пер. Первомайский, д. 8 3 МОУ лицей № 33, 681029, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, Московский пр., д. 28

Сведения об авторах

Ирина Валерьевна Машкина,

e-mail: pushik73@mail.ru

Юлия Валерьевна Никитина,

yulnika@rambler.ru

Евгения Владимировна Осадчая,

osadchaja.zh1@yandex.ru

Для цитирования:

Машкина, И. В., Никитина, Ю. В., Осадчая, Е. В. (2019) Роль чтения в формировании географических представлений школьников. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 232-245. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-232-245

Получена 13 октября 2019; прошла рецензирование 25 октября 2019; принята 25 октября 2019.

Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация. В данной статье рассматривается роль чтения в формировании географических представлений школьников, обобщается практический опыт учителей географии, литературы и начальной школы. Основное внимание в работе акцентируется на возможности использования отрывков художественных произведений на уроках окружающего мира и географии в школе.

Авторами была проанализирована программа по литературному чтению и литературе начальной, основной и старшей школы, проведен анализ наличия географического содержания в произведениях российских и зарубежных авторов и возможности использования данных произведений в формировании географических представлений школьников. В качестве исследовательской задачи была определена попытка использовать художественные произведения как приемы и методы формирования географических представлений учащихся в урочной и внеурочной деятельности, а также определить, каким требованиям для этого должны соответствовать такие произведения.

В статье обосновывается идея о том, что преподавание географии как учебного предмета, формирующего целостное представление о мире, невозможно без использования художественных произведений. Через описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в художественных произведениях, авторы прослеживают у школьников формирование географического образа территории, понимание географических процессов и явлений, соотнесение географического пространства, описанного в книге, с реально существующими объектами, познание географического прошлого территории посредством исторической географии и наоборот.

В статье отмечается, что использование отрывков художественных произведений в рамках уроков географии или окружающего мира может стать началом реализации межпредметного проекта. Обосновывается мысль о том, что использование художественных произведений на уроках географии и окружающего мира в системе приводит к тому, что учащиеся начинают интересоваться чтением приключенческой литературы, у них повышается познавательная активность, расширяется кругозор.

Авторы приходят к выводу, что роль чтения художественных произведений при изучении географии довольно велика. Это и расширение кругозора школьников, и формирование ярких образов географических явлений и объектов, и формирование стремления к познанию мира, путешествиям, и знакомство с самыми разными профессиями.

Ключевые слова: географические представления, география, литература, художественные произведения, чтение, школьники.

The role of reading in developing geographical representations in schoolchildren

I. V. Mashkina® Yu. V. Nikitina2, E. V. Osadchaja3

1 School no. 37, 55 Susanina Str., Komsomolsk-on-Amur 681008, Russia 2 School no. 1, 8 Pervomaisky Lane, Pereyaslavka 682910, Russia 3 Lyceum no. 33, 28 Moscow Avenue, Komsomolsk-on-Amur 681029, Russia

Abstract. This article discusses the role of reading in the development of geographical representations in schoolchildren based on the practical experience of geography, literature, and elementary school teachers. The main focus of the research is on how to introduce fragments of literary fiction in the lessons of geography and ecology.

The authors studied the school program on literary reading and literature of primary and secondary school, analysed the elements of geographical content in books by Russian and foreign authors, and reflected how these works may be used to form geographical representations in schoolchildren. As a research task, the authors attempted to use excerpts from fiction as techniques and methods of developing geographical representations in their students during curricular and extra-curricular activities, and to determine what requirements such works should meet for this purpose. The outcomes presented in the article substantiate the idea that teaching geography as a subject that forms a holistic view of the world is impossible without the use of fiction.

Through the descriptions of geographical objects, phenomena, and processes contained in works of literary fiction, the authors claim to have been able to promote in their students the development of the geographical image of a place, an understanding of geographical processes and phenomena, the correlation between the geographical space described in the book with real objects, an understanding of the geographical past through historical geography, and a better knowledge of historical geography as a result. The authors emphasise that the use of fiction as part of the lessons of geography or ecology may promote the implementation of interdisciplinary projects. The outcomes of the research also substantiate the idea that systematic use of fiction in teaching geography and ecology results in the students becoming interested in reading adventure fiction, which in turn increases their cognitive activity and expands their outlook.

The authors conclude that reading fiction makes a prominent contribution to studying geography. It may expand the students' horizons, form vivid images of geographical phenomena and objects, and encourage the students to learn more about the world, to travel, and to encounter a variety of professions.

Keywords: fiction, geographical representations, geography, literature, reading, schoolchildren.

Authors

Irina V. Mashkina, e-mail: pushik73@mail.ru

Yulia V. Nikitina, e-mail: yulnika@rambler.ru

Evgenia V. Osadchaja,

e-mail: osadchaja.zh1@yandex.ru

For citation: Mashkina, I. V., Nikitina, Yu. V., Osadchaja, E. V. (2019) The role of reading in developing geographical representations in schoolchildren. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 3, pp. 232-245. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-232-245

Received 13 October 2019; reviewed 25 October 2019; accepted 25 October 2019.

Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Если, путь прорубая Отцовским мечом, Ты соленые слезы На ус намотал, Если в жарком бою Испытал, что почем, — Значит, нужные книги Ты в детстве читал!

В. Высоцкий

Вступление

Формирование представлений на уроках географии — это формирование зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

В процессе учебной деятельности формируется два вида представлений: представление памяти и представление воображения.

Представление памяти — это зрительный образ, который формируется в результате непосредственного наблюдения объекта или явления или восприятия его с помощью различных средств наглядности. Одним из наиболее эффективных способов формирования зрительных образов является путешествие, которое можно совершить реально и виртуально. В настоящее время процесс формирования зрительных образов в обучении географии в рамках урока возможен в результате применения электронных дидактических средств обучения, когда на экране принтера или на интерактивной доске возникает или моделируется образ географического объекта или явления.

Представление воображения — это образы географических объектов или явлений, созданные продуктивным воображением без непосредственного их наблюдения и восприятия. Представления в таком случае формируются в процессе яркого образного рассказа учителя, чтения учащимися дополнительного текста о географических открытиях, путешествиях, исследованиях (Гайсумова, Эльмурзаев, Иразо-ва 2015).

Одним из источников формирования географических представлений являются художественные произведения, которые содержат описание географических объектов, явлений и процессов.

Основная часть

Первые географические представления ребенок получает в дошкольном возрасте через сказки, рассказы, стихотворения, прочитанные взрослыми. Например, русские народные

сказки формируют первые представления о лесной природной зоне, знакомят с ее растительным и животным миром. Практически в каждой русской сказке в качестве действующих лиц выступают животные зоны тайги и смешанных лесов: волк, медведь, лиса, заяц и др. Книга К. Чуковского «Доктор Айболит» — это первое прикосновение к природе других материков на примере Африки. Именно с раннего детства мы знаем и помним такие названия, как Калахари, Сахара, Лимпопо, и гораздо позже соотносим эти топонимы с объектами географической карты.

С приходом ребенка в школу круг чтения становится намного обширнее. Преподавание географии как учебного предмета, формирующего целостное представление о мире, невозможно без использования художественных произведений. Описания географических объектов, явлений и процессов, содержащиеся в художественных произведениях, играют важную роль в формировании географических представлений школьников (Михайлов 2017).

1. Формирование географического образа территории происходит при прочтении произведений, в которых описывается конкретное место или конкретный географический объект. Это могут быть путевые заметки, дневники, краеведческие очерки. В качестве примера можно привести произведения В. К. Арсеньева «Дер-су Узала», «По Уссурийскому краю», Т. Хейердала «Кон-Тики», Ю. Сенкевича «На "Ра" через Атлантику», «В океане "Тигрис"».

2. Понимание географических процессов и явлений. Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. К примеру, в романах Ж. Верна очень достоверно описываются такие явления и процессы, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, приливы и отливы.

3. Соотнесение географического пространства, описанного в книге, с реально существующими объектами. Имеется ли в тексте четкое указание на место, где разворачивается сюжет? Если нет, то какие признаки помогут его определить? Например, город Энск в романе В. Каверина «Два капитана» —

Табл. 1. Перечень рассматриваемых художественных произведений

Класс Художественное произведение, рекомендованное к прочтению Жанр Тема в курсе географии, при изучении которой необходимы литературные знания Географические представления, формированию которых способствует произведение Примечания

1-4 Рассказы о природе Н. Сладкова «Бегство цветов» Рассказы о природе Природные зоны Природные комплексы Высотная поясность Описание растений, животных хвойных и смешанных лесов, времен года Изучаются в рамках программы начальной школы

1-4 В. Бианки «Лесная газета» и др. Особый жанр «сказки- несказки» Леса Обитатели леса Жизнь растений и животных в разные времена года Все сказки Бианки научны, они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист Изучаются в рамках программы начальной школы

1-4 Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» и др. произведения Приключения Природные зоны России и мира Мировой океан Северный морской путь Приливы и отливы Дрейфующие льды Профессии, связанные с морем Изучаются в рамках программы начальной школы

3-4 В. Коржиков «Веселое мореплавание Солнышкина» Приключения Мировой океан Природные зоны мира Материки и океаны Морские течения Волны Приливы и отливы Профессии, связанные с морем Рекомендовано как произведение для внеклассного чтения в начальной школе

7 Д. Дефо «Робинзон Крузо» Приключения Атлантический океан Южная Америка Климатические пояса Земли Выживание человека в природе Межкультурная коммуникация

6-7 А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» Приключения Мировой океан Европа Африка Евразия Тихий океан Дается описание основных географических объектов (стран, морей, рек, проливов, заливов, островов) по состоянию на 30-е годы ХХ века В повести отражается геополитическая обстановка того времени Изучается в рамках внеклассного чтения в начальной школе

7 Ж. Верн «Дети капитана Гранта» Приключения Мировой океан Южная Америка Австралия Представления о животном мире океанских глубин, о морских течениях, о высотной поясности на примере Анд, об особенностях вулканической деятельности, о нравах и обычаях южноамериканских индейцев, австралийских аборигенов, маори, о растительном и животном мире Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии Рекомендовано как произведение для внеклассного чтения в 5 классе. Однако для детей 10-11 лет данное произведение является очень сложным

Окончание табл. 1.

7 В. Санин «Новичок в Антарктиде» Приключения Антарктида Шельфовый ледник История открытия и освоения Антарктиды Климат, растительный и животный мир Антарктиды Антарктические станции Специальности, которые востребованы для работы в высоких широтах В программе по литературе не изучается В доступной форме автор делится воспоминаниями о своем полугодовом путешествии в Антарктиду. Яркие образы, созданные автором, позволяют составить подробное достоверное представление о материке

8 Ж. Верн «Вокруг света за восемьдесят дней» Приключения Часовые пояса Транспорт Соседское положение РФ Часовые пояса, линия перемены дат Особенности транспорта XIX века, основные транспортные магистрали Особенности жизни в странах-соседях России 1 и 2 порядка Рекомендовано как произведение для внеклассного чтения в 5 классе. Однако для детей 10-11 лет данное произведение является очень сложным

8 Е. Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал» и другие рассказы Рассказы о природе Урала Формирование земной коры на территории России Горные породы и минералы Природа Урала Геологическое строение Урала

7,10 Ю. Сенкевич, А. Шумилов «Их позвал горизонт» Исторические очерки Великие географические открытия Знакомство с географическими открытиями и судьбами великих исследователей и путешественников (Колумба, Магеллана, Миклухо-Маклая, О. Шмидта, Р. Пири и др.) В программе по литературе не изучается Очень тесная связь с историей. В каждой из новелл очень подробно раскрываются исторические причины Великих географических открытий, описываются исторические особенности того периода, когда были совершены данные открытия

8, 9 В. Каверин «Два капитана» Приключения Моря России Европейский Север Западная и Восточная Сибирь Дальний Восток Транспорт России Особенности природы морей Северного Ледовитого океана Северный морской путь История освоения Севера Особенности культуры коренных народов Севера Рекомендовано для внеклассного чтения в 7 классе

10-11 Цикл стихов Н. Гумилева Стихи Общая характеристика Африки Географическое положение, природа, население, хозяйство Африки Изучается по программе

10-11 К. Хофманн «Белая масаи» Биографии, мемуары Население и хозяйство Африки Жизнь племени масаи глазами немки

10-11 К. Маккалоу «Поющие в терновнике» Семейная сага Природа, население и хозяйство Австралии Религии мира Особенности природы юго-восточной и северной частей Австралии в разное время года Традиционные занятия жителей Австралии Растительный и животный мир материка

10-11 И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка» Путевой очерк

это реально существовавший город, позже сменивший название, или выдуманное название какого-то другого города? Какой населенный пункт послужил прототипом Энска? Если место указано точно, то насколько верно описаны события исходя из географических особенностей этого пункта?

4. Познание географического прошлого территории посредством исторической географии, и наоборот. В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического исследования. Например, произведения Р. Штиль-марка «Наследник из Калькутты», Р. Хаг-гарда «Дочь Монтесумы».

Какие же произведения необходимо прочитать современному школьнику, чтобы освоение географических знаний прошло успешно, чтобы в процессе изучения географических объектов и процессов не был утрачен интерес к познанию окружающего мира?

Для ответа на поставленный вопрос авторами была проанализирована программа по литературному чтению и литературе начальной, основной и старшей школы, проведен анализ наличия географического содержания в произведениях российских и зарубежных авторов и возможности использования данных произведений в формировании географических представлений школьников. Данные произведения включены в эту таблицу на основе опроса практикующих учителей географии (17 человек), литературы (9 человек), начальной школы (14 человек).

Педагогам было предложено ответить на вопрос, какие художественные произведения способствуют формированию у школьников географических представлений? В табл. 1 представлены произведения, которые были упомянуты более чем 50 % опрошенных.

Необходимо отметить, что практически в каждом произведении, которое изучается в рамках школьной программы, можно найти географические описания, привязки к местам, описания влияния природы на мысли и чувства героев. Одним из литературных приемов создания образа героя, его психологического состояния является пейзаж. Однако для формирования интереса к географии, путешествиям, изучению особенностей той или иной местности необходимо, чтобы произведения, которые педагоги рекомендуют для чтения, отвечали ряду требований:

• доступность изложения;

• интересный сюжет;

• достоверность при описании географических и природных объектов;

• небольшой или средний объем, что обусловлено клиповым мышлением современных школьников.

Так, в начальной школе для формирования первых географических представлений младших школьников целесообразно начинать с небольших произведений, описывающих природу той местности, где проживает ребенок. Это рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, в которых в рамках небольших рассказов, сказок-несказок рассказывается о жителях лесной зоны России. Так, например, «Лесная газета» — интересная и познавательная книга, в которой имеют место самые разные животные и времена года. Самым важным является взаимодействие природы, всего живого. Бианки назвал именно так свою книгу, исходя из описанных событий леса, которые включены в 12 номеров этой газеты. По структуре произведение напоминает календарь. В нем, в свою очередь, использованы разные формы: и объявления, и телеграммы. Благодаря им автор передал читателю множество сведений. Виталий Бианки, начиная повествование с весенних месяцев, сразу знакомит с изменениями в этот период в жизни растений и животных (кучевые облака, у лосей отрастают новые рога, в лесу капель, тает снег, ярче светит солнце). Каждая последующая рубрика включает в себя познавательную информацию, связанную и с городскими новостями, и с эпизодами из жизни лесных обитателей (Анализ сказки «Лесная газета» Бианки).

Николай Сладков — автор, который всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь он открыл для себя мир живой природы. Целыми днями Сладков пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Сладков стал с упоением читать самые разные книги о природе. Книги Сладкова всегда повествуют про необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и о много другом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе; они подкупают своей искренностью, позволяют школьнику почувствовать себя участником происходящих

событий. Произведения Сладкова — это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это взаимоотношения Природы и Человека, которые, по мнению автора, должны находиться в гармонии (Сладков).

Еще одним интересным автором для учащихся начальной школы является Борис Житков, произведения которого знакомят юных читателей с просторами нашей родины, с природой далеких стран. Он написал свои рассказы и повести, опираясь на собственный опыт странствий и путешествий. Главные герои его книг — это люди героических профессий, овеянных романтикой: капитаны дальнего плавания, штурманы, матросы. Сюжеты повестей и рассказов занимательны, они захватывают внимание юных читателей с первых предложений и приглашают к путешествию. Прочтение данных произведений позволяет учителю формировать представление о природе нашей страны, о морях и океанах, омывающих ее территорию, а также дают возможность познакомить школьников с такими странами, как Индия и Япония.

В. Коржиков, автор повести «Веселое мореплавание Солнышкина», в своей книге рассказывает о приключении Алеши Солнышкина, который десять лет (из 12 прожитых на свете) мечтал о море. Повествуя о путешествии Сол-нышкина на судне «Даешь!» под командованием капитана «Плавали-знаем», автор не только знакомит ребят с особенностями морской жизни, природой дальних стран, но и поднимает самые важные для школьника темы: преодоление трудностей, взаимовыручка, интернационализм. Все, о чем рассказывает В. Коржиков в своих книгах, пережито им самим в дальних плаваниях: автор работал педагогом, моряком, а затем журналистом на Сахалине, во Владивостоке, посетил острова Северного Ледовитого океана. «Детям надо рассказывать очень интересное и светлое, — говорил Виталий Коржиков. — Чтобы они от жизни взяли светлое, а уж грязь им потом лопатами придется разгребать. Надо воспитывать их так, чтобы был стержень. Детский писатель, по моему убеждению, должен быть прежде всего хорошим человеком, имеющим добрые задачи». Его рассказы для детей, короткие, звонкие, крепкие, захватывают с первой строчки, побуждают ребенка к познанию мира (Богатырева 2016).

В средней школе, когда учащиеся вступают в подростковый возраст, наступает пора более близкого знакомства с приключенческой литературой. И здесь важную роль играют романы классика приключенческой литературы французского писателя Жюля Верна.

В своих произведениях Жюль Верн предсказал такие технические изобретения, как двойной корпус подводной лодки, разрушение материалов электрической искрой, силовой руль для морских судов, выращивание овощей под действием электричества и многое другое. Даже ошибки писателя принесли науке и технике огромную пользу. Ошибочная идея о полете на Луну в пушечном снаряде дала толчок безошибочным работам К. Э. Циолковского (Смирнова).

Одним из ключевых произведений Жюля Верна является роман «Дети капитана Гранта», знакомство с которым позволяет современному школьнику понять особенности природы и населения Южной Америки. Для написания романа Жюль Верн использовал всевозможные научные труды о тех местах, куда попадали его герои, — географические описания Австралии, Южной Америки, Новой Зеландии и других частей света. Таким образом, роман, помимо сюжетной занимательности, обладает еще и научно-познавательной ценностью.

В романе «Вокруг света за восемьдесят дней» главный герой Филеас Фогг заключает пари, в результате которого он должен обогнуть земной шар за 80 дней с запада на восток. Следуя за сюжетом, читатель посетит самые разные уголки Земли — Суэцкий канал, Индию, Китай, США; познакомится с развитием транспорта в конце XIX века; на практическом примере поймет, что такое линия перемены дат. Географические сведения, которые ребенок почерпнет, читая данный роман, пригодятся ему в 8-9 классе при изучении тем «Транспорт», «Часовые зоны», «Всемирное время», «Географическое положение России. Страны-соседи России».

Так как творчество Жюля Верна очень обширно, то на уроках географии в средней школе могут использоваться его самые разные произведения: «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой» и др. Однако, необходимо учесть, что данные произведения имеют несколько переводов на русский язык, и некоторые переводы очень сложны для восприятия школьников. Кроме этого, произведения Жюля Верна очень большие по объему, что усложняет их восприятие современными школьниками.

Повесть А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» написана понятным языком, с юмором, читается очень легко. Вместе с главными героями капитаном Христофором Бони-фатьевичем Врунгелем, Ломом и Фуксом читатель не только огибает земной шар на яхте «Беда»

в рамках кругосветной регаты, но и узнает много интересного о тех местах, в которых совершались остановки, учится находить выход из любой, даже самой трудной ситуации, преодолевать себя, дружить.

Данная повесть изучается в начальной школе в рамках внеклассного чтения, но для младших школьников она довольно сложна. Более целесообразно читать ее в 5-6 классах. Тогда факты и события, которые упоминаются в повести, будут соотнесены со знаниями, которые получает учащийся в рамках уроков географии, и восприняты совсем по-другому.

Роман В. Каверина «Два капитана» — это роман, повествующий о поиске. Саня Григорьев и другие герои занимаются поиском нравственного и морального пути. Тема пути становится определяющей в романе; не зря центральными персонажами стали именно капитаны — люди, профессия которых тесно связана с поиском определенного пути. «Во всех испытаниях необходимо сохранять в себе достоинство, всегда оставаться человеком. При любых обстоятельствах нужно быть верным добру, любви, свету. Только тогда возможно справиться со всеми испытаниями», — утверждает писатель В. Каверин. Роман наполнен географическими описаниями Крайнего Севера, Москвы, Ленинграда, Пскова (выведен в романе под названием Энск). А история экспедиции капитана Татари-нова представляет собой почти документальный рассказ об экспедиции талантливого исследователя, лейтенанта русского флота Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна», а дневник штурмана Ивана Дмитриевича Климова в романе почти дословно повторяет дневники штурмана экспедиции Валериана Ивановича Альбинова.

Особую роль в формировании географических представлений учащихся играют путевые заметки. Здесь хочется отметить такие произведения, как «Новичок в Антарктиде» (автор В. Санин) и «Одноэтажная Америка» (И. Ильф и Е. Петров). Данные произведения написаны на основе личного опыта авторов, совершивших путешествия.

Так, В. Санин в качестве журналиста отправился в Антарктиду, побывал на действующих антарктических станциях, прожил несколько месяцев на самой труднодоступной станции «Восток», общался с полярниками, на себе испытал все трудности жизни в Антарктиде, собрал рассказы бывалых полярников. По возвращении автор сумел точно, занимательно, с юмором передать впечатления от путешествия в своей повести. Данное произведение рассказывает

о природе шестого континента, о жизни и быте полярников, о трудностях и радостях долгих зимовок. Данную повесть можно рекомендовать к прочтению в 7 классе перед изучением темы «Особенности природы Антарктиды».

Читая путевые очерки Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка», погружаешься в атмосферу США 30-х годов ХХ века. При этом нужно отметить, что очерки, написанные авторами после трехмесячного путешествия по США, практически лишены идеологической подоплеки. Книга или ее отдельные отрывки рекомендованы как дополнительное чтение в 10-11 классах при изучении темы «Соединенные Штаты Америки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яркие образы географических явлений и процессов создаются в воображении учащихся при знакомстве с циклом стихов Н. Гумилева «Африка», в которых автор, путешествуя по материку, с помощью ярких и красочных эпитетов описывает свои впечатления.

Также в формировании образов территории большую роль играют мемуары и семейные саги.

Биографическое произведение К. Хофманн «Белая масаи» повествует о судьбе немки, приехавшей в Африку и влюбившейся и вышедшей замуж за воина масаи, прожившей почти всю жизнь в Кении. Помимо увлекательного сюжета, автор знакомит читателя с природой, населением Кении.

Семейная сага «Поющие в терновнике» К. Мак-калоу — это практически полное погружение в жизнь австралийцев начала и середины ХХ века. На фоне захватывающего сюжета большую роль играет тема природы. Ее образ постоянно присутствует на страницах произведения и используется не просто как живописный фон, на котором разворачиваются события, а как реальные условия существования для семьи Клири.

Данные произведения рекомендованы для чтения в 10-11 классах при изучении тем «Африка» и «Австралия».

Учителям географии дополнительно задавались еще два вопроса: (1) Используете ли Вы на уроках географии/окружающего мира отрывки художественных произведений? Если да, то с какой целью? (2) Проводили ли Вы бинарные уроки по географии (окружающему миру) и литературе. Если да, то по какой теме?

Как показал результат опроса учителей географии, большинство из них используют в рамках своих уроков отрывки из художественных произведений, как правило, с целью формирования географического образа территории и понимания процессов и явлений. В этом

Гл&влым двигателем мирового круговорота воды можно считать Солнце. Именно* его лучи вызывают испарение виды и определяют перемещение воздушных масс,, несущих в себе влш'у»

Учёные утверждают, ч^о каждой капля воды б сиднем проводит Ю дней в атмосфере, 40 дней в снежном покрой 100 лет в оперт н Ш тыс, лат под землёй. Каждое из звеньен круговорота поды выполняет в нём особую важную функцию.

Выводы

На Земле существует непрекращающийся круговорот воды, связывающий в единое целое все части видной оболочки Земли. Вч^да никуда не исчезает, и, значит, если где-то ей стало мочьши. то о другом месте — больше.

* Гидросфера

Ключевые слона и выражения -—

* Мировой круговорот воды

Вопросы и задания ► -

1. Как ны коротко определил ит что такое мировой круговорот волы?

2. Какое значение имеет круговорот воды для жил ни на Земле'/

► ► -- —------ ---------

3, Прочитайте стихотворение,

Говорило Море Туче, Той, что ливень пролила;

— Эй, ты, туча! Что ж ты:, лучше Мвсъа выбрать не могла? Отвечала Морю Туча:

— Я у всех морей в долгуЕ И сегодня выпал случай: Расплатилась, чем ноту]

с. В, Михалков

Почему туча в долгу у морей? Как ешё вода может вернуться в Мировой океан?

► -

4. Если вода на нашей Планете никуда не исчезает н то от к уди и таком случае возникла проблема уменьшения запасов пресной воды? Есть ли такан проблема в вашей местности?

г* Обратитесь к ¡Электронному приложению Мировой круговорот воды

105

Рис. 1. Скриншот страницы учебника географии для 5-6 класса О. А. Климановой, А. И. Алексеева, Э. В. Ким и др.

Рис. 2. Скриншот страницы электронного учебника географии для 5-6 класса А. А. Лобжанидзе

случае отрывки художественных произведений используются как иллюстрации к изучаемому материалу.

Здесь необходимо отметить, что в последние годы в некоторых учебниках географии включены рубрики, содержащие отрывки стихотворений, рассказов, имеющих географическую тематику. Это электронные учебники географии издательства «Просвещение» (линия «Сферы») авторов А. А. Лобжанидзе, А. П. Кузнецова, Л. Е. Савельевой, В. П. Дронова; учебники географии издательства «Дрофа» авторов О. А. Кли-мановой, А. И. Алексеева, Э. В. Ким и др., в которых художественные произведения или их отрывки представлены в виде рубрики «Хрестоматия», включены в задания для проверки знаний и умений (Алексеев, Ким, Низовцев 2019; Климанова, Климанов, Ким 2012; Кузнецов, Савельева, Дронов 2011; Лобжанидзе 2014).

Многие педагоги отметили, что использование отрывков художественных произведений в рамках уроков географии или окружающего мира может стать началом реализации межпредметного проекта. Так, например, использование стихотворений Н. Гумилева при изучении Африки позволило школьникам реализовать проект «По следам Гумилева», в рамках которого учащиеся нанесли на карту маршруты путешествий Н. Гумилева по Африке, соотнесли описание географических объектов, посещенных поэтом, с их литературными описаниями.

Также художественные произведения могут стать материалом для организации внеурочной деятельности школьников. В качестве примера можно привести географический вечер в 7 классе, посвященный книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Данное мероприятие было подготовлено учителем географии и библиотекарем с целью обобщения знаний учащихся о природе материков и океанов, привития интереса к изучению географии на примере повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Все участники вечера прочитали данное произведение, которое достаточно сильно отличается от мультипликационной версии. Группа школьников под руководством педагогов подготовила для своих одноклассников небольшие инсценировки, вопросы, кроссворды по тексту произведения. Ведущими вечера были главные герои повести — капитан Врунгель, Лом, Фукс — в исполнении учащихся. В качестве атрибутов использовались географическая карта, на которой фишками по ходу вечера отмечался маршрут регаты, компас, барометр, термометр, штурвал. Ребята — участники вечера были разделены на команды, которые соревновались,

отвечая на вопросы по книге, выполняя задания, показывая свои географические знания. По итогам вечера на этапе рефлексии ребятам было предложено высказать свое мнение о данном мероприятии. Большинство детей отметили, что им было интересно участвовать в вечере, и начиная читать книгу, даже не предполагали, насколько она интересная.

Учителя географии и литературы высказали практически единодушное мнение, что бинарные уроки, опыт проведения которых имеется у 78 % опрошенных, не всегда достигают поставленной цели. Это связано с тем, что при проведении урока материал по одному предмету зачастую доминирует, а материал другого предмета выступает как вспомогательный — иллюстрирует, помогает «разбавить» сухой материал. В качестве одного из наиболее удачных примеров бинарного урока можно привести урок, проведенный педагогами МОУ СОШ № 5 г. Комсомольска-на-Амуре (учителем географии Н. А. Литвак и учителем русского языка и литературы Е. А. Литвиновой), по теме «Население Центрального района», целью которого являлось формирование метапредметных результатов обучающихся. В ходе данного урока на основе анализа стихотворений Н. Некрасова и К. Батюшкова, предложенных в учебнике географии автором Кли-мановой, были выявлены основные особенности жизни русского народа в пределах Русской равнины, далее было введено понятие «ремесла». Для знакомства школьников с ремеслами русского народа были использованы тексты и иллюстрации, содержащие описание и изображение таких ремесел, как хохлома, палех, гжель, дымковская игрушка и других. Задача одной группы учащихся заключалась в том, чтобы прочесть текст и составить пересказ, второй — составить описание по иллюстрации. Данные виды работы позволили девятиклассникам не только познакомиться с ремеслами русского народа, но и поупражняться в подготовке к устному собеседованию по русскому языку, т. к. задания с текстом были аналогичны заданиям устного собеседования.

К сожалению, в практике современной школы не все учителя географии и окружающего мира используют на своих уроках отрывки из стихотворений и прозы. Использованию художественных произведений на уроках мешает ряд причин:

• Современные дети мало читают. Имея постоянный доступ к разнообразной информации, они перестали удивляться. Современные школьники не сопережи-

вают мореплавателям, полярникам, первооткрывателям, не мечтают пересечь океан и покорить новые вершины. Очень часто подвиги литературных героев, путешественников, ученых кажутся им незначительными, надуманными, потому что они соотносят их не с реальными условиями, а с виртуальной реальностью компьютерных игр, где у каждого героя есть несколько жизней.

• Недостаток времени на изучение географии в целом и отдельных тем в частности. Так, например, на изучение Африки в 7 классе отводится 7 часов, а в 11 — 4 часа.

• Загруженность педагогов. Подготовка урока — творческий процесс. Поскольку многие учителя работают с большой перегрузкой, ведут 1,5-2 ставки, времени на творческую качественную подготовку к урокам практически не остается.

В то же время необходимо отметить, что использование художественных произведений на уроках географии и окружающего мира возможно на разных этапах урока.

В начале урока эффективно использование артефактов из литературных источников для соотнесения их с географическими объектами, явлениями и процессами. Так, начиная изучение темы «Урал» в 9 классе, можно использовать сказку Евгения Пермяка про золотого змея-полоза, в 7 классе на уроке «Высотная поясность в Андах» — легенду о юношах, совершавших восхождение к вершине, а изучение темы «Австралия» — с одноименного стихотворения Г. Усовой:

Австралия — страна наоборот

Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот.

Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот.

(Усова)

Отрывки литературных произведений помогают учителю при постановке проблемы урока. Например, отрывок из произведения М. Твена «Том Сойер за границей»:

«Друзья пролетают над Африкой на воздушном шаре, и Том говорит, что видит на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не может разобрать, что это такое.

— Ну вот, — заявляет знаток карты Гек Финн, — теперь ты, может, и узнаешь, где находится наш шар. Ведь это наверняка одна из тех линий, что нарисованы на карте. Стоит нам только опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и...

— Ох, и болван же ты Гек Финн! Ты что же думаешь — эти линии протянуты по земле?

— Том Сойер, они нарисованы на карте — ты это отлично знаешь; вот они — возьми сам и посмотри.

— Разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит — на земле их нет.

— Стало быть, эта карта опять соврала. В жизни не видел такого вруна, как эта карта»

(Твен 1993, 446).

После прочтения отрывка учащимся предлагается ответить на вопросы:

• О каких линиях, нарисованных на карте, говорят Том Сойер и Гек Финн?

• Можете ли вы их назвать? (Параллели и меридианы)

• Прав ли Гек Финн, что «карта опять соврала»? (Дети отвечают «да» или «нет»)

• Как можно это доказать? (Изучить особенности параллелей и меридианов)

Отрывки из путевых заметок и очерков могут послужить материалом для составления кейса — задачи, которая имеет множество решений.

В качестве примера можно привести книгу В. Санина «Новичок в Антарктиде», где автор дает описание способа доставки грузов на антарктическую станцию «Восток»:

«Самолетами на станцию Восток можно доставить лишь часть грузов; важнейшие из них — горючее для дизельной электростанции, громоздкое оборудование — перебросить по воздуху возможности пока нет. Поэтому один раз в год из Мирного на Восток отправляется санно-гусеничный поезд. Это полторы тысячи километров в один конец, полтора месяца дороги без дороги, по снежной целине и застругам, мимо бездонных трещин. Большая часть пути идет по ледяному куполу Антарктиды на высоте три с половиной тысячи метров над уровнем моря, когда ко всем прелестям похода прибавляется кислородное голодание» (Санин 1977, 274).

• Предложите новые современные способы доставки грузов на купол Антарктиды.

Возможности использования художественных произведений очень обширны при разработке заданий для проверки знаний и умений. Здесь и задания на соотнесение теории и практики, задания типа «Найди ошибку», определи территорию по описанию и другие. Здесь уместно упомянуть книгу М. Ильина «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадки-на», написанную по следам популярного в 60-е годы ХХ века цикла радиопередач. Книга состоит из небольших рассказов, в каждом из которых с любознательным, но неопытным моряком Захаром Загадкиным происходят удивительные приключения, причиной которых являются географические явления и процессы. Автор в разделе «Научные примечания Фомы Отгадкина» дает объяснения причин ситуаций, в которые попадает юнга и доказывает, что любой феномен можно объяснить, используя географические знания (Ильин 2018).

Стихотворения, отрывки из прозы можно использовать и при изучении нового материала в качестве иллюстраций, заданий для самостоятельной работы по нахождению в тексте признаков того или иного географического объекта или явления. Например, при прочтении стихотворения Б. Заходера «О происхождении гор» можно предложить обучающимся объяснить, о каком геологическом процессе говорит автор, для каких эпох складчатости оно характерно.

Да,

Недаром

Земле досталась

Прелесть этого края гористого!

Как терзалась она,

Как металась,

Содрогалась

И билась неистово!

Вновь и вновь она в небо взмывала, И,

Обрушившись в бездну с размаха,

Не сдавалась она.

Восставала —

Вновь и вновь

Восставала из праха!

И пылала, И леденела,

И не веря, что все напрасно, На лету,

На лету каменела... Оттого она так прекрасна!

(Заходер)

Использование художественных произведений на уроках географии и окружающего мира в системе приводит к тому, что учащиеся начинают интересоваться чтением приключенческой литературы, у них повышается познавательная активность, расширяется кругозор.

Некоторые учащиеся сами начинают вести дневники во время своих путешествий, хотя это скорее исключение из правил. Так, ученица 10 класса МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре Майя С., которая каждое лето путешествовала с родителями, вела путевые заметки во время путешествия по Израилю, отрывки из которых потом представила на уроке географии по теме «Страны Юго-Западной Азии». В своих записях Майя смогла ярко и образно передать свои впечатления о стране, о том, как мечтала о «каникулах в гамаке» и что из этого вышло.

Выводы

Таким образом, роль чтения художественных произведений при изучении географии довольно велика. Это и расширение кругозора школьников, и формирование ярких образов географических явлений и объектов, формирование стремления к познанию мира, путешествиям, знакомство с самыми разными профессиями.

Источники

Алексеев, А. И., Ким, Э. В., Низовцев, В. А. (2019) География. География России. Хозяйство и географические

районы. 9 класс. М.: Дрофа, 336 с. Заходер, Б. Листки (поэма в стихотворениях). [Электронный ресурс]. URL: http://ruthenia.ru/60s/zahoder/

listki.htm (дата обращения 18.09.2019). Ильин, М. И. (2018) Воспоминания юнги Захара Загадкина. СПб.; М.: Речь, 128 с. Климанова, О. А., Климанов, В. В., Ким, Э. В. (2012) География. Землеведение. 5-6 кл. М.: Дрофа, 272 с. Кузнецов, А. П., Савельева, Л. Е., Дронов, В. П. (2011) География. Земля и люди. 7 класс. М.: Просвещение, 175 с.

Лобжанидзе, А. А. (2014) География. Планета Земля. 5-6 классы. М.: Просвещение, 159 с. Санин, М. В. (1977) Вокруг света — за погодой. М.: Молодая гвардия, 480 с.

Сладков, Н. Рассказы для детей о животных и природе. [Электронный ресурс]. URL: https://skazkii.ru/

nikolaj-sladkov (дата обращения 12.09.2019). Твен, М. (1993) Приключения Тома Сойера. Приключения Гекельберри Финна. Том Сойер — сыщик.

Том Сойер за границей. М.: Полиграфресурсы; Харьков: СП «Фолио», 574 с. Усова, Г. Австралия — страна наоборот. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/world/australia/ library/usova-avstralija-strana-naoborot/ (дата обращения 18.09.2019).

Литература

Анализ сказки Лесная газета Бианки. [Электронный ресурс]. URL: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-

literature/drugie/analiz-skazki-lesnaya-gazeta-bianki (дата обращения 12.09.2019). Богатырева, Н. (2016) Кораблик совести: воспоминания Виталия Коржикова. Фома, 12 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/korablik-sovesti-vspominaya-vitaliya-korzhikova.html (дата обращения 12.09.2019).

Гайсумова, Л. Д., Эльмурзаев, Р. С., Иразова, М. А. (2015) Формирование географических представлений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на уроках географии в условиях современной школы. Молодой ученый, № 5 (85), с. 446-448. Михайлов, И. Е. (2017) Литература + география = точки соприкосновения. МИОО, ноябрь. [Электронный ресурс]. URL: https://old.mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost-v-shkole/16372-literatura-geografiya-tochki-soprikosnoveniya.html (дата обращения 12.09.2019). Смирнова, З. Сто лет спустя. В кн.: Г. С. Альтшуллер. Судьба предвидений Жюля Верна. [Электронный ресурс]. URL: https://lit.wikireading.ru/29796 (дата обращения 12.09.2019).

Sources

Alekseev, A. I., Kim, E. V., Nizovtsev, V. A. (2019) Geografiya. Geografiya Rossii. Khozyajstvo i geograficheskie rajony. 9 klass [Geography. Geography of Russia. Household and geographical areas. Grade 9]. Moscow: Drofa Publ., 336 p. (In Russian)

Il'in, M. I. (2018) Vospominaniya yungi Zakhara Zagadkina [Memoirs of a cabin boy Zakhar Zagadkin].

Saint Petersburg; Moscow: Rech' Publ., 128 p. (In Russian) Klimanova, O. A., Klimanov, V. V., Kim, E. V. (2012) Geografiya. Zemlevedenie. 5-6 kl. [Geography. Geography.

Grade 5-6]. Moscow: Drofa Publ., 272 p. (In Russian) Kuznetsov, A. P., Savel'eva, L. E., Dronov, V. P. (2011) Geografiya. Zemlya i lyudi. 7 klass [Geography. Earth and

people. Grade 7]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 175 p. (In Russian) Lobzhanidze, A. A. (2014) Geografiya. Planeta Zemlya. 5-6 klassy [Geography. Planet Earth. Grade 5-6]. Moscow:

Prosveshchenie Publ., 159 p. (In Russian) Sanin, M. V. (1977) Vokrugsveta — za pogodoj [Around the world —for the weather]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 480 p. (In Russian)

Sladkov, N. Rasskazy dlya detej o zhivotnykh i prirode [Children stories about animals and nature]. [Online].

Available at: https://skazkii.ru/nikolaj-sladkov (accessed 12.09.2019). (In Russian) Twain, M. (1993) Priklyucheniya Toma Sojera. Priklyucheniya Gekel'berri Finna. Tom Sojer — syshchik. Tom Sojer za granitsej [The adventures of Tom Sawyer. The adventures of Huckleberry Finn. Tom Sawyer is a detective. Tom Sawyer abroad]. Moscow: Poligrafresursy Publ.; Kharkiv: SP "Folio", 574 p. (In Russian) Usova, G. Avstraliya — strana naoborot [Australia — A country upside down]. [Online]. Available at: http://www.

litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-naoborot/ (accessed 12.09.2019). (In Russian) Zakhoder, B. Listki (poema v stikhotvoreniyakh) [Leaflets (verse poem)]. [Online]. Available at: http://ruthenia. ru/60s/zahoder/listki.htm (accessed 12.09.2019). (In Russian)

References

Analiz skazki Lesnaya gazeta Bianki [Analysis of the Bianki's tale "Forest newspaper"]. [Online]. Available at: https:// sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-lesnaya-gazeta-bianki (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Bogatyreva, N. (2016) Korablik sovesti: Vospominaniya Vitaliya Korzhikova [Ship of conscience: The memoirs of Vitaly Korzhikov]. Foma, 12 April. [Online]. Available at: https://foma.ru/korablik-sovesti-vspominaya-vitaliya-korzhikova.html (accessed 12.09.2019). (In Russian) Gajsumova, L. D., El'murzaev, R. S., Irazova, M. A. (2015) Formirovanie geograficheskikh predstavlenij na urokakh geografii v usloviyakh sovremennoj shkoly [The formation of geographical representations in geography classes in a modern school]. Molodoj uchenyj, no. 5 (85), pp. 446-448. (In Russian) Mikhajlov, I. E. (2017) Literatura + geografiya = tochki soprikosnoveniya [Literature + geography = contact points]. MIOO, November. [Online]. Available at: https://old.mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost-v-shkole/16372-literatura-geografiya-tochki-soprikosnoveniya.html (accessed 12.09.2019). (In Russian) Smirnova, Z. Sto let spustya [One hundred years later]. [Online]. Available at: https://lit.wikireading.ru/29796 (accessed 12.09.2019). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.